Бронированные, гусеничные и даже десантные: армейские легковушки СССР 30-х годов

История создания

С 1933 года в Ленинграде освоили выпуск лёгкого бронеавтомобиля ФАИ («Форд-А Ижорский»). Однако уже в 1935 году опыт эксплуатации ФАИ в войсках показал, что по проходимости броневик уступает даже легковым машинам. Кроме того, утяжеление конструкции приводило к повышенному износу ходовой части. И сделать с этим было ничего нельзя – «Форд-А» (под маркой ГАЗ-А) на тот момент был единственным серийным легковым автомобилем в СССР.

Но уже в следующем году Горьковский автозавод освоил новую машину – М-1. «Эмка» имела более мощный 4-цилиндровый двигатель, усиленную раму, и, в целом, лучше подходила для использования в качестве основы бронеавтомобиля.

Серийный выпуск бронеавтомобиля начали в 1936 году на Выксунском заводе. При этом параллельно с БА-20 организовали производство ФАИ-М – старые бронекорпуса переставляли на шасси ГАЗ М-1.

История создания

Появление бронеавтомобиля ФАИ имело ряд предпосылок.

Первой и главной из них является заключение между правительством СССР и фирмой «Форд» договора о сотрудничестве, в соответствии с которым «Форд» начал с 31 мая 1929 года поставки в СССР комплектующих для сборки автомобилей «Форд-А», «Форд-АА» и «Форд-Тимкен». С февраля 1930 года на заводе «Гудок Октября» в Нижнем Новгороде начали собирать автомобили. В ноябре того же года к работе подключился Московский завод имени Коммунистического Интернационала Молодёжи (Завод им. КИМ), а к апрелю 1932 года в Нижнем Новгороде вступил в строй новый автомобильный завод, производство автомобилей на котором началось 6 декабря 1932.

Надо сказать, что шасси «Фордов» были достаточно прогрессивны для своего времени, поэтому почти сразу после заключения контракта им закономерно заинтересовались военные. В частности, на шасси автомобиля «Форд-Тимкен» предполагалось создать пушечный бронеавтомобиль, в то время, как шасси «Форда-А» рассматривалось в качестве перспективной базы для создания лёгкого бронеавтомобиля. Соответствующее задание было выдано КБ Ижорского завода и КБ под руководством Н. И. Дыренкова. Детище КБ Ижорского завода не вызвало у военных особого интереса, поскольку являлось довольно архаичным — по сути, опытные броневики являлись открытыми сверху бронекоробками, установленными на шасси «Форда-А» и вооружёнными двумя пулемётами каждая (один пулемёт размещался в лобовом листе справа от водителя, а другой — на штыревой установке в центре броневого кузова). Куда больший интерес военных вызвали бронеавтомобили Дыренкова, Д-8 и Д-12, которые в итоге и были приняты на вооружение РККА уже в 1931 году. Однако очень скоро и эти бронемашины перестали удовлетворять военных, поскольку пулемёты броневиков не обладали круговым обстрелом.

ФАИ на параде

В 1930 году КБ Ижорского завода получило задание на разработку нового бронеавтомобиля на том же шасси, но с установкой вооружения в башне. В работе инженеры-конструкторы Ижорского завода использовали опыт, полученный в ходе производства броневиков Д-8/Д-12. К середине 1932 года рабочие чертежи новой машины были готовы. Данная компоновка (с размещением вооружения в башне), хотя и являлась перспективной, привела к значительному увеличению высоты машины (до 2240 мм) и её массы (2 т) в сравнении с предшественником, однако это не повлияло на решение военных — уже в начале 1933 года броневик был принят на вооружение под индексом ФАИФорд-А, Ижорский») и запущен в производство.

В 1936 году для отдельного батальона бронедрезин в мастерских военного склада № 60 в Брянске было переделано в железнодорожный вариант 9 бронемашин.

ФАИ и БА-И на параде. 1935

В 1935 году КБ Ижорского завода было предложено разработать новый бронеавтомобиль на базе легкового автомобиля ГАЗ-М1, производство которого началось на Горьковском автомобильном заводе. К концу года была разработана бронемашина, внешне напоминавшая ФАИ, но отличавшаяся от предшественницы более просторным боевым отделением, видоизменённой башней и возможностью установки радиостанции. В начале 1936 года эта машина была принята на вооружение под названием БА-20 и пошла в серию. Однако в результате несогласованности действий различных предприятий, производство бронекорпусов для ФАИ на Ижорском заводе ещё какое-то время продолжалось. Когда оно наконец было прекращено, выяснилось, что в цехах завода скопилось более трёхсот бронекорпусов этих машин. Поскольку выпуск «Форда-А» к тому времени уже был прекращён, было принято решение установить имеющиеся бронекорпуса на шасси автомобиля М-1. В ноябре  — январе 1939 года такой «гибридный» броневик был испытан на НИИ БТ-полигоне в Кубинке, получил положительные отзывы военных и был принят на вооружение. Гибрид, получивший название ФАИ-М, отличался от прародителя задней частью, на которую монтировался дополнительный топливный бак и кронштейн для крепления запасного колеса.

Работа над ошибками

Новые бронеавтомобили начали массово поступать в разведовательные подразделения мотоброневых бригад и механизированных корпусов в начале 1937 года. По ходу эксплуатации был выявлен ряд недостатков, требующих доработки. Так, требовалось усилить передний мост, часть рамы над ним и рессоры. Также критике подверглось недостаточное бронирование и устаревшая поручневая антенна.

Постепенно работа над улучшением машины была выполнена, и в конце 1938 года был представлен «эталонный» образец модернизированного броневика, запущенный в серию в начале 1939 года под названием БА-20М. На нём был усилен передний мост и рессоры заднего моста, а модернизированное шасси получило обозначение ГАЗ-МС (специальное). Толщину лобовой брони корпуса и круговой брони башни увеличили с 6 до 9 мм. Все внешние петли открывающихся элементов корпуса заменили внутренними. Был установлен дополнительный топливный бак объёмом 30 литром, который увеличил запас хода до 450 км. Боевая масса машины увеличилась незначительно и составила 2320 кг. БА-20М выпускались только с конической башней и штыревой антенной радиостанции (либо вообще без неё).

На изображении хорошо видна отличительная особенность улучшенного БА-20М — внутренние петли дверей и откидных крышек. Все БА-20М имели только коническую башню и не имели поручневых антенн.

Изначально практически все БА-20М выпускались радийными, однако с началом Великой Отечественной войны значительная часть машин была изготовлена без радиостанции. В 1939 году с конвейера сошли 30 обычных и 161 радийный БА-20М, в 1940 году выпустили 352 радийных броневика, в 1941 году — 241 обычный и 336 радийных, а в 1942 году — 105 обычных и 32 радийных. Общий выпуск составил 1258 машин. БА-20М стал последним и самым массовым советским бронеавтомобилем, созданным на легковом автомобильном шасси.

В целом БА-20М получился удачной машиной, которая удовлетворяла военных. Однако его модернизационный потенциал был полностью исчерпан. Дальнейшее увеличение массы привело бы к снижению ресурса шасси и ухудшению подвижности и проходимости. Улучшить ходовые качества можно было бы установив корпус БА-20М на новое шасси ГАЗ-11-73 (модификация ГАЗ-М1 с 6-цилиндровым мотором ГАЗ-11, которым в будущем оснастят лёгкие танки Т-40, Т-30 и Т-60), а в перспективе — на полноприводное шасси ГАЗ-61. Однако из-за начала войны подобные работы не были начаты. БА-20М в своём изначальном виде производился до весны 1942 года, а затем в производстве его сменил принципиально новый полноприводный БА-64, но о нём мы поговорим уже в следующей статье.

Первый автомобиль

Однако советское руководство понимало ситуацию, а потому решило не изобретать велосипед, а просто закупить уже готовые зарубежные образцы. Так, в 1928 году СССР приобрел у США лицензию на производства легкового автомобиля Ford Model A, грузовика Ford AA, комплектующие детали для их сборки (72 000 комплектов) и… завод для производства этих автомобилей заодно! Американская сторона разработала проект завода и других объектов, а также поставляла оборудования для серийного производства автомобилей.

ГАЗ-А

Завод был построен в Нижнем Новгороде и получил аббревиатуру НАЗ, он был построен всего за три года и в 1932 году начал свою работу. В том же году город переименуют в Горький, а завод соответственно станет называться ГАЗ. Ещё до окончания строительства завода, сборку Ford A и Ford AA из готовых комплектов деталей начали на Первом автосборочном заводе (г. Канавин) и Московском автосборочном заводе. Выпущенные на ГАЗе уже из отечественных комплектующих легковые автомобили получили название ГАЗ-А, а грузовик — ГАЗ-АА (да, та самая легендарная «полуторка»).

Советские бронеавтомобили

В Вооружённых силах Союза ССР имелись следующие БА:

  • БА-И
  • БА-3
  • БА-6
  • БА-10
  • БА-20
  • БА-27
  • БА-64
  • БРДМ-1
  • БРДМ-2
Бронеавтомобили СССР 1927—1942 гг.
МодельГод начала выпускаБазовое шассиМощность двигателя, л. с.Экипаж и десант, чел.Колёсная формулаСнаряжённая масса, кгСкорость, км/ч
БА-271927АМО-Ф-153544х2440050
Д-81931«Форд-А»4024х2160085
БА-27М1937ГАЗ-ААА?36х4450048
Д-131931«Форд-Тимкен»4036х4414055
Д-121932ГАЗ-А4024х2165085
ФАИ1932ГАЗ-А4024×2200080
БА-31934«Форд-Тимкен»4046×4582070
БА-61935ГАЗ-ААА4046×4512043
ПБ-41935ГАЗ-ААА4046×4, плав.528050
БА-201936ГАЗ-М-15024×2230090
БА-91936ГАЗ-ААА5046×4450055
БА-301937ГАЗ-60503Полугусеничн.460035
БА-221937ГАЗ-ААА502+106×4524040
ПБ-71937ГАЗ-ААА5036×4, плав.450050
ФАИ-М1938ГАЗ-М-15024×2200090
БА-101938ГАЗ-ААА5046×4510052
БА-111939ЗИС-69046×4813064
Б-31939ЗИС-227312Полугусеничн.710030
БА-211939ГАЗ-215036×4324052
ЛБ-2319397236×4350070
ЛБ-621940ГАЗ-62 ?8534×4515070
БА-641941ГАЗ-645024×4240080
БА-64Б1942ГАЗ-675424×4242580

ЗИС-101 (1936–1941 гг.)

Первый советский легковой автомобиль высшего класса ЗИС-101, базировавшийся на амери­канской модели Buick Eight, разрабатывался и испытывался под пристальным вниманием ОГПУ и НКВД, так как им предстояло пользоваться главным персонам государства и в первую очередь Верховному главнокомандующему И. В. Сталину, его охране и сотрудникам спецслужб

Для выпол­нения этих функций ЗИС-101 прошел испытания в Наркомате обороны и оперативном отделе НКВД

Сталину, его охране и сотрудникам спецслужб. Для выпол­нения этих функций ЗИС-101 прошел испытания в Наркомате обороны и оперативном отделе НКВД.

Сталин со своими соратниками осматривает 110-сильный ЗИС-101. 1936 год

В 1940 году на базе серийной модели ЗИС-101А были собраны два опытных образца ЗИС-101Э (Экстра) с форсированным до 120 л.с. двигателем, весившие около четырех тонн каждый. Обычный со стороны кузов был собран из высококачественной легированной стали и оснащен пуленепро­биваемыми стеклами, способными выдержать винтовочный выстрел с дистанции 75 метров. В комплектацию машины входили дополнительные звуковые сигналы, светомаскировочные фары, средства связи и специальные шины с двойными камерами. Несмотря на все старания, брониро­ванный ЗИС, уступавший иностранным прототипам, практически не использовался.

Опытный образец бронированного спецавтомобиля ЗИС-101Э. 1940 год

Из других машин этой гаммы косвенное отношение к военной службе имели кабриолеты ЗИС-102 и фаэтоны ЗИС-102А, которые накануне войны принимали участие в военных парадах на Красной площади, возглавляя колонны военной техники.

Представительский штабной фаэтон ЗИС-102А на майском параде в Москве. 1941 год (кинокадр)

В целом автомобилей серии ЗИС-101 к началу войны в РККА насчитывалось порядка 600 единиц.

Источник — https://www.kolesa.ru/article/bronirovannye-gusenichnye-i-dazhe-desantnye-armejskie-legkovushki-sssr-30-h-godov

Полугусеничные автомобили на шасси ГАЗ-АА/ММ

Реорганизация НАТИ 1933 года вылилась в исполнение заказов ОГПУ на полугусеничную технику с индексом В (вездеход), смонтированную на полуторках ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ с моторами в 40 и 50 сил, которые долго дорабатывали и испытывали в различных дорожных условиях и климатических зонах.

Многоцелевой полугусеничный вездеход НАТИ-3 на шасси ГАЗ-АА. 1933 год

В 1934-м, после всесторонних испытаний гражданских вездеходов НАТИ-3 появился опытный 50-сильный военный автомобиль НАТИ В-3. Его оборудовали движителями с резинокордными гусеничными лентами и четырьмя двускатными фрикционными колесами, которые приводились от заднего моста автомобиля цепными передачами, установленными внутри металлических кожухов. На передние колеса монтировали одно- или двускатные колеса или лыжи двух видов. Вездеход выдержал приемочные испытания и был рекомендован к серийному выпуску.

Полигонные испытания автомобиля НАТИ В-3 с фрикционным приводом гусениц. 1935 год

Через два года на укороченном шасси В-3 был разработан бронеавтомобиль БА-30 со сварным корпусом и башней от бронемашины БА-20. В отличие от базового автомобиля его оснастили бортовыми дифференциалами в приводе гусениц, передними роликами для повышения проходимости и пулестойкими шинами. После испытаний военная комиссия смело признала его непригодным для службы в РККА.

Пулеметный полугусеничный броневик БА-30 с поручневой антенной. 1936 год

После нескольких лет застоя из-за репрессий о вездеходе В-3 вспомнили только в январе 1938-го. В срочном порядке его доработали, переставили на ГАЗ-ММ и присвоили короткий индекс НАТИ-В. К концу года 1-й Ленинградский авторемонтный завод (1-й ЛАРЗ) из деталей Горьковского завода собрал около 250 машин. С переводом производства в Горький их переименовали в ГАЗ-60.

Бронеавтомобиль “Рысь”

Совместная разработка российских и итальянских компаний, российская вариация итальянской бронемашины Iveco LMV M65.

Автомобиль предназначен для использования в качестве средства обеспечения подвижного личного состава и выполнения задач служебно-боевой деятельности разных родов войск и силовых структур. Также применяется в качестве транспортной базы легких систем вооружения, связи и военной техники.

Машина обладает высоким уровнем защиты от огня стрелкового оружия калибров 5,56 и 7,62 мм, импровизированных взрывных устройств и инженерных мин, а дополнительно установленные навесные модули пассивной брони способны обеспечить защиту от огня крупнокалиберных пулеметов.

Разработчик заявляет, что бронемашина может защитить экипаж от подрыва взрывного устройства мощностью 6 кг тротила под днищем или колесом. При этом развивает скорость до 130 км/ч и имеет запас хода 500 км.

По данным открытых источников, договоренность о лицензионном производстве “Рысей” в России была достигнута в 2011 году. В конце 2012 года замминистра обороны Юрий Борисов сообщил о контракте на сборку 358 бронеавтомобилей.

В начале 2013 года он заявил, что контракт будет выполнен, хотя уже стало известно о претензиях к этим бронемашинам. Тогда министр обороны генерал армии Сергей Шойгу потребовал сравнить “Рыси” с аналогичными машинами российской разработки, например “Тигром”.

Многоцелевой армейский автомобиль “Водник”

“Водник”

http://btvt.narod.ru/5/Vodnik/v-8.jpg

ГАЗ-3937 разработан изначально как высокомобильный колесный армейский автомобиль многоцелевого назначения. Изготавливается на Арзамасском машиностроительном заводе с 1997 года. Впервые был представлен широкой публике на выставке “Средства спасения — 1994”.

Автомобиль полностью бронированный, двухосный с колесной формулой 4 х 4, с несущим открытым корпусом модульного типа. Предназначен для перевозки личного состава, буксирования прицепных устройств по всем видам дорог и местности, а также монтажа вооружения и военной техники.

“Водники” способны быстро перемещаться по дорогам и по непроходимой местности на расстояния до 1000 км без дополнительной заправки горючим, нести вооружение от легкого стрелкового до 120-мм миномета, транспортировать экипаж в 10 человек.

Благодаря быстроразъемному соединению возможна быстрая замена различных модулей на одном автомобиле даже в полевых условиях. Такая конструкция значительно увеличивает срок жизни боевой машины. На машинах семейства широко использованы отработанные узлы и агрегаты БТР-80.

Автомобиль имеет водоизмещающий корпус, что позволяет ему преодолевать водные преграды не только вброд, но и на плаву за счет колесного движителя. Он рассчитан на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от –45 до +50 °С и с возможностью преодоления перевалов высотой до 4650 м.

Машины семейства “Водник” сочетают качества вездехода и скоростного маневренного автомобиля.

Бронеавтомобиль “Тигр”

Бронированные автомобили российской разработки производятся для Минобороны РФ группой ГАЗ на Горьковском автомобильном и Арзамасском машиностроительном заводах (входит в Военно-промышленную компанию, ВПК). Они предназначены для разведки, охраны колонн, патрулирования и огневой поддержки пехоты.

“Тигр” — многоцелевой автомобиль повышенной проходимости, бронеавтомобиль, армейский автомобиль-внедорожник. Предназначен для перевозки людей (до 10 человек) и различных грузов по дорогам и бездорожью. Независимая торсионная подвеска всех колес и мощный двигатель обеспечивают машине исключительную проходимость на бездорожье и скорость до 140 км/ч на шоссе. “Тигр” способен форсировать водные преграды глубиной до 1,2 м.

Автомобиль оборудован гидроусилителем рулевого управления. В боковых стенках “Тигра” имеются бойницы, в крыше — два люка, в салоне, кроме размещения экипажа, предусмотрены места для установки радиостанции и блокиратора радиоуправляемых взрывных устройств. Бронированный вариант автомобиля тяжелее обычного на 700 кг.

На “Тигр” дополнительно могут быть установлены: кондиционер, аудиосистема, электростеклоподъемники, дополнительный отопитель, антиблокировочная система.

Существуют более 20 модификаций этого автомобиля, в том числе с боевыми модулями и противотанковыми системами.

В 2016 году стало известно, что на базе “Тигра” ведется разработка новой машины. “Она будет отвечать всем современным требованиям Минобороны. Облик также изменится. Задача стоит в первую очередь сохранить шасси, а внешний вид корпуса будет изменен”, — сказал директор департамента проектирования продуктов Военно-инженерного центра (входит в ВПК) Вячеслав Ершов.

Машины семейства бронетехники на базе универсального шасси образца 1933 года

Машины самостоятельных механизированных соединений

1 Основной танк механизированных соединений

Основной танк механизированных соединений вооружен 45-мм пушкой и двумя 7,62-м пулеметами. Пушка и один спаренный пулемет размещены в двухместной башне, один пулемет – в передней пулеметной башне уменьшенной высоты.

Бронирование башни: маска пушки – 30 мм, остальная часть башни – 20 мм, крыша башни – 10 мм.

Экипаж танка – 4 человека.

Рис. 2 Основной танк механизированных соединений

2 Танк поддержки механизированных соединений

Танк поддержки механизированных соединений вооружен 76,2-мм полковой пушкой образца 1927/32 годов (КТ) и тремя 7,62-м пулеметами. Пушка и два пулемета размещены в трехместной башне, один пулемет – в передней пулеметной башне уменьшенной высоты. Данные танки могут сводиться в отдельные соединения качественного усиления.

Бронирование башни: передняя часть башни – 30 мм, остальная часть стенок башни – 20 мм, крыша башни – 10 мм.

Экипаж танка – 5 человек.

Рис. 3 Танк поддержки механизированных соединений

3 Триплекс САУ

Триплекс САУ представляет собой три самоходные артиллерийские установки, различающиеся между собой вооружением, размещенным на поворотной тумбовой установке:

  • • дивизионная 76,2-мм пушка образца 1902/30 года;
  • • 122-мм гаубица образца 1910/30 года;
  • • 152-мм мортира образца 1931 года.

Дополнительным вооружением САУ триплекса являются одиночные пулеметы в передней пулеметной башне уменьшенной высоты.

Бронирование щитка – 10 мм.

Экипаж САУ – 5 человек.

Рис. 4а Триплекс САУ дивизионная 76,2-мм пушка образца 1902/30 года

Рис. 4б Триплекс САУ 122-мм гаубица образца 1910/30 года

4 Бронированная ремонтно-эвакуационная машина

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина вооружена 7,62-мм пулеметом в стандартной передней пулеметной башне. Задняя часть корпуса предназначена для размещения оборудования.

Рис. 5 Бронированная ремонтно-эвакуационная машина

5 Зенитные САУ

Основным вооружением зенитной САУ является зенитная пушка, установленная на тумбовой платформе. Тяжелая зенитная САУ оснащена зенитной 76,2-мм пушкой образца 1931 года (3К), средняя зенитная САУ оснащена 40-мм зенитной пушкой QF 2 pounder Mark II («пом-пом») или перестволенным отечественным вариантом – 37-мм автоматической зенитной пушкой образца 1928 года. Вспомогательное вооружение – 7,62-мм пулемет передней пулеметной башне стандартной высоты.

Экипаж зенитной САУ – 5 человек.

Рис. 6а Тяжелая зенитная САУ с зенитной 76,2-мм пушкой образца 1931 года (3К)

Рис. 6б Средняя зенитная САУ с 40-мм зенитной пушкой QF 2 pounder Mark II («пом-пом»)

Машины танковых частей, организационно входящие в состав общевойсковых соединений

1 Пулеметный танк непосредственной поддержки пехоты («чистильщик окопов»)

Пулеметный танк непосредственной поддержки пехоты («чистильщик окопов») представляет собой танк, оснащенный тремя 7,62-мм пулеметами в трех стандартных пулеметных башнях: одной передней и двух бортовых. Бронирование башен: передняя часть башни – 20 мм, остальная часть стенок башни – 15 мм, крыша башни – 8 мм.

Экипаж танка – 4 человека.

Задачей танка является непосредственная поддержка пехоты своим огнем.

Рис. 7 Пулеметный танк непосредственной поддержки пехоты

2 Химический танк

Химический танк представляет собой вариант «чистильщика». Вооружение химического танка состоит из двух пулеметов и одного огнемета, размещенных в трех стандартных пулеметных башнях.

Экипаж танка – 4 человека.

Задачей танка является непосредственная поддержка пехоты своим огнем.

Рис.8 Химический танк

3 Штурмовая САУ НПП

Вооружение штурмовой САУ НПП должно состоять из установленной в неподвижной рубке на тумбе 76,2-мм полковой пушки и 7,62-мм пулемета в передней пулеметной башне уменьшенной высоты.

Бронирование рубки САУ: лоб – 30 мм, борта – 20 мм, крыша – 10 мм.

Экипаж САУ НПП – 5 человек.

Штурмовая САУ НПП предназначена для уничтожения полевых укреплений, пехоты противника, гнезд ПТО и легкой бронетехники противника.

Рис. 9 Штурмовая САУ непосредственной поддержки пехоты

Где заказать и купить

Иногда объявления о продаже подержанных автомобилей «Комбат Т-98» попадаются даже на таких сайтах, как «Авито». Но в том случае, если требуется новая машина, лучше всего обратиться непосредственно к её производителю – компании ООО Combat Armoring Group. Отыскать её адрес во Всемирной паутине нетрудно.


«Комбат Т-98» и «Хаммер» (сзади)

Следует только иметь в виду, что в последние годы внесение существенных изменений в базовую комплектацию выполнялось лишь в том случае, когда приобреталась целая партия автомобилей (не менее 10 штук). Цена каждой машины варьируется в довольно значительных пределах, вплоть до миллиона долларов.

При желании «Комбат Т 98» можно купить и в латвийском варианте. Такие машины производятся компанией Dartz Motors, у которой также имеется собственный сайт. Правда, сэкономить в этом случае все равно не удастся.

Эксплуатация

Уже в ходе испытаний БА-20 продемонстрировал свои преимущества перед ФАИ. Несмотря на большую массу, новый броневик уверенно шёл по просёлку, а по шоссе мог развить свыше 90 км/ч. В то же время комиссия отмечала, что наблюдать за дорогой при скорости свыше 20 км/ч уже невозможно. Для того, чтобы бронемашина смогла самостоятельно решать тактические задачи, вооружение предлагали усилить — установкой второго пулемёта в башне и третьего – в лобовом листе корпуса.

В Испанию бронеавтомобили БА-20 попасть не успели (некоторые источники утверждают обратное – возможно, имеет место путаница с ФАИ), но РККА с успехом применило их в боях с японцами на Халхин-Голе. Лёгкие броневики, вооружённые пулемётами, применялись в основном для разведывательных и связных задач. Безвозвратно было потеряно 14 бронемашин, 27 нуждалось в том или ином ремонте. Практика показала, что для полноценного боя БА-20 уже слабы, а их броня защищает только от пуль нормального калибра.

Вследствие этого их потери были невелики. Гораздо тяжелее пришлось бронеавтомобилям во время советско-финской войны. В условиях холодной зимы и бездорожья БА-20 показывали низкую проходимость и легко застревали. Шины колёс при этом легко разрушались даже от взрывов гранат, и броневики вообще лишались подвижности. Потеряно было 33 бронеавтомобиля.

К началу Великой Отечественной Войны бронеавтомобиль на шасси «эмки» продолжал производиться, а в частях находилось более 1000 машин. На эти слабо вооружённые броневики легла вся тяжесть первых месяцев отражения блицкрига. Например, в 13-й танковой дивизии 8 июля числилось 10 БА-20. Через месяц 6 броневиков было уничтожено, а 3 – брошено.

Бронемашины активно использовались в боях под Ленинградом – там продолжала действовать их «родина» — Ижорский прекратили в 1942 году. Однако на Ленинградском фронте эти машины можно было встретить ещё в 1944 году. Сохранились БА-20 и на Дальнем Востоке – там им снова пришлось повоевать с японцами в 1945 году.

Трофейные броневики активно использовались противником – так, в вермахте им присвоили индекс BA-202 (r) и использовали в полицейских частях в тылу. Что касается Финляндии, то там трофейные бронемашины стояли в строю ещё в 50-е годы.

КрАЗ-255Б

В 1967 году в городе Кременчуг начали собирать новейшие грузовики повышенной проходимости. Это была 6-колесная полноприводная машина, которая заслужила славу настоящего вездехода. Водители уважали КрАЗ-255Б за поразительную проходимость и называли машину «лаптежником» и «луноходом». Но при они этом не жаловали неудобную деревянную кабину и тяжелые условия труда.

На КрАЗ-255Б стоял 14,9-литровый двигатель ЯМЗ-238, 5-ступенчатая коробка передач, широкопрофильные шины с системой подкачки. До 1993 года было выпущено 82 000 КрАЗ-255Б, которые массово использовалась в армии и промышленности. Многочисленные видео, которые можно посмотреть на ютубе, подтверждают, что эти машины до сих пор в строю и они успешно покоряют самые непроходимые «направления» в Сибири.

Гусеничный вездеход ТГ-126-01

Для того, чтобы начать новый рабочий сезон вовремя, о покупке техники необходимо позаботиться уже сейчас. Иркутский завод гусеничной техники начал прием заявок на производство вездеходов на 2018 год.

Там, где не пройдет колесная техника, используются гусеничные вездеходы. Все они различаются по габаритам, грузоподъемности, пассажировместимости и другим техническим характеристикам.

Для эксплуатации на тяжелых участках бездорожья, болотах, водных участках, снежной целине используются снегоболотоходы.

Наш завод выпускает легкий снегоболотоход ТГ-126-01 «Росомаха».

В базовую комплектацию вездехода «Росомаха» входит:

  • увеличенная, утепленная, герметичная кабина оборудована боковыми входными дверями 65*65 см и верхними аварийными люками. Большие лобовые стекла обдуваются теплым воздухом, установлен металлический козырек. Установлены стеклоочистители, фары дальнего и ближнего света, повторители поворота, фары защищены металлической решеткой, звуковой сигнал;
  • установлен прикуриватель и панель предохранителей. Установлены складные съемные сиденья пассажира и водителя, обтянутые маслостойкой морозостойкой искусственной кожей черного цвета;
  • увеличенный, утепленный, герметичный пассажирский отсек оборудован входной дверью 70*150 см, боковыми стеклами, верхним аварийным люком и лестницей. Лестница с внешней стороны кунга, расположена рядом с дверью, установлены задние стопсигналы. Складные сиденья обеспечивают комфортное расположение при движении 10 человек, трансформируются в 4 спальных места. Пассажирский отсек отделан маслостойкой морозостойкой искусственной кожей черного цвета. Лампы освещения пассажирского салона, встроенные в потолке;
  • в грузовом варианте вездеход оборудован непромокаемым тентом со стеклами и съемными дугами;
  • установлен водооткачивающий насос, кингстоны;
  • маленькое натяжное колесо исключает «разувание» вездехода при движении и на поворотах;
  • топливные баки установлены с наружной стороны вездехода для предотвращения попадания в пассажирский отсек запахов ДТ, защищены металлическими кожухами;
  • двигатель Д-243 (81 л. с.);
  • установлена раздаточная коробка с пониженными скоростями;
  • просторный отсек доступа к двигателю оснащен герметичной дверью;
  • автономный предпусковой котел подогрева;
  • гусеницы кованые стальные с металлическим открытым шарниром, гарантированный ресурс по сухому нормальному грунту 5 000 км;
  • окраска хаки, матовая;
  • резиновые коврики салона, огнетушитель, аптечка.

По вашему заказу возможна доработка, переоборудование вездехода. На все гусеничные вездеходы выдается паспорт самоходной машины 2017 года и сертификат соответствия. Нашу технику вы можете приобрести в лизинг. Сотрудничаем с ВТБ Лизингом, Рафт Лизингом, Сбербанк Лизингом, Балтийским лизингом, Сименс Финансом.

Наша компания занимается продажей вездеходов по всей России. Мы организуем доставку своей техники, а также запчастей к ней до места эксплуатации в г. Иркутск, г. Красноярск, г. Новосибирск, г. Омск, г. Томск, г. Барнаул, г. Тюмень, г. Чита, г. Благовещенск, г. Хабаровск, г. Владивосток, г. Магадан, г. Воркута, г. Петропавловск-Камчатский, г. Нижневартовск, г. Уренгой, г. Челябинск, г. Екатеринбург, г. Астрахань, г. Архангельск, г. Самара, г. Саратов, г. Воронеж, г. Уфа, г. Мурманск и другие в короткие сроки любыми видами транспорта.

Купить снегоболотоход «Росомаха», узнать о новых тягачах на базе МТЛБ, можно оставив заявку на сайте или позвонив по телефону 8 (3952) 403-956.

Сохранившиеся экземпляры

Реплика ФАИ-М ЖД

, Верхняя Пышма

  • ФАИ-М. В экспозиции Музея техники Вадима Задорожного, Красногорский район (Московская область). Данный экземпляр прибыл из Испании, куда был поставлен республиканцам в 1930-е гг. в числе 20 однотипных машин. В ходовом состоянии.
  • ФАИ-М. В экспозиции Переяславского железнодорожного музея, Талицы, Ярославская область. Бронекорпус с башней найден в 1992 г. в лесу в Новгородской области, переставлен на оригинальное шасси ГАЗ-М1. В ходовом состоянии.
  • ФАИ-М. В экспозиции Музея Моторизации и техники в Белостоке. Найден в болоте у села Козлики близ Заблудува. Шасси от УАЗ-469. Радийный.
  • ФАИ-М. Памятник у ворот военной части к северу от сомона Халхгол. Шасси и вооружение – новодел.

Также, реплики высокой степени достоверности находятся в Музее «Боевой славы Урала» в г. Верхней Пышме (ФАИ-М ЖД

) и в экспозиции Музея Победы на Поклонной горе, Москва.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий