По какому принципу работает ЭРА-ГЛОНАСС?
За информирование экстренных служб о происшествии отвечает установленное в автомобиле устройство – абонентский терминал ЭРА-ГЛОНАСС. По сути, это сотовый телефон с одним запрограммированным номером, который подключён к датчикам в автомобиле и соединен с «тревожной кнопкой»:
- При аварии срабатывают датчики, установленные в автомобиле. Современные системы фиксируют боковые столкновения, задние и передние удары, а также перевороты транспортного средства.
- После срабатывания датчиков терминал ЭРА-ГЛОНАСС осуществляет вызов по мобильной сети. Для таких экстренных вызовов был выделен отдельный диапазон кодов (от 941 до 949).
Важно! Срабатывание датчиков для передачи сигнала не обязательно. При необходимости эту операцию можно выполнить вручную, путем нажатия тревожной кнопки
Если в зоне ДТП активно покрытие сразу нескольких мобильных операторов, то сигнал будет передан по наиболее устойчивому каналу.
Сигнал, который поступает от транспортного средства, попавшего в ДТП, содержит:
- информацию о местонахождении ТС (для определения координат используется спутниковая сеть ГЛОНАСС);
- время срабатывания датчиков/нажатия кнопки «SOS»;
- идентификационный номер ТС (VIN);
- сведения об аварии (количество и характер сработавших датчиков).
Сигнал поступает в колл-центр системы ЭРА-ГЛОНАСС, где попадает к оператору для отсева ложных вызовов и ошибочных срабатываний. С этой целью оператор предпринимает попытку связаться с автомобилем в голосовом режиме.
Если ответ отсутствует или водитель либо пассажиры обращаются с просьбой о помощи, то информация от оператора поступает в единый центр координации экстренных служб. В едином центре определяют, кого именно направить на место аварии, а также осуществляют координацию для более эффективной совместной работы экипажей скорой помощи, пожарных, спасателей и т.д.
Использование ЭРА-ГЛОНАСС для автомобилиста является полностью бесплатным. Работа всех экстренных служб, выезжающих на место ДТП, оплачивается государством.
Правила установки
По действующим в Российской федерации нормативам установка системы экстренного оповещения обязательна:
- для любых новых автомобилей, как российского, так и импортного производства (начиная с 2017 г.);
- для грузовых автомобилей, используемых для перемещения опасных грузов или для вывоза мусора;
- для автобусов, используемых в коммерческих целях для перевозки людей;
- для подержанных автомобилей импортного производства, привозимых для последующей их эксплуатации в России.
При этом:
- новые автомобили обеспечиваются установкой системы на этапе их производства или импортирования;
- на грузовики и автобусы экстренная кнопка устанавливается их владельцами (юридическими или физическими лицами).
Как установить?
Нет никаких ограничений по установке тревожной кнопки на какой-либо вид транспортного средства. Единственное обязательное требование: работу по монтажу должна вести сертифицированная организация, заключившая договор с монопольным оператором системы ГЛОНАСС и получившая у них комплект оборудования.
Что потребуется?
Для установки и подключения оборудования автовладельцу необходимо обратиться в сертифицированный центр, оплатить услугу и затратить 20-30 минут своего времени на ожидание.
Пошаговые действия
В первую очередь владелец машины приобретает комплект оборудования, вместе с оплатой его монтажа и настройки.
Квалифицированная установка состоит из следующих этапов:
- монтаж блока управления в салоне, моторном или багажном отсеке;
- крепление тревожной кнопки на потолочной консоли;
- установка антенн приема GPS и GSM сигнала на кузове;
- подключение питания от аккумулятора машины;
- установка дополнительных датчиков контроля автомобиля (при необходимости);
- распознавание установленного оборудования в общей системе;
- проведение сертифицированной экспертизы и занесение данных в общую базу.
Возможно ли обмануть ГЛОНАСС в авто?
В ответ на внедрение спутниковой навигационной системы, многие водители стали изобретать пути обхождения системы ГЛОНАСС, установленной на автомобиль. Среди попыток — искажение показаний или поломка трекера в машине. В основном все механизмы обмана система сводятся к нанесению серьезного ущерба дорогому оборудованию. Каким образом пресечь действия недобросовестных водителей? Методом контроля и наблюдения. Большая часть манипуляций неэффективна, другие можно обнаружить, поверив функциональность установленных в машине приборов.
Необходимо знать, что незаметный обман ГЛОНАСС или фальсификация показаний, ложность которых не получится доказать в принципе невозможны. Система обладает надежной защитой и не оставляет нарушителям ни одного шанса. Все способы отличаются кратковременным эффектом. Предотвратить махинации проще, владея информацией о схемах, к которым управляющие ТС прибегают чаще всего.
- слив горючего для дальнейшей его продажи;
- несанкционированные маршруты передвижения авто.
В первом случае водители стремятся вывести из строя датчики учета топлива. Во втором – трекер, который регистрирует передвижения.
Требования к системе ЭРА-ГЛОНАСС – единый стандарт ГОСТ Р 54620–2011
Согласно нормативам ГОСТ, в автомобилях, вмещающих до 9 человек, то есть в автомобилях категории М1,1 обязательно должно быть установлено оборудование, способное различать и передать данные о типе столкновения при аварии: лобовой, боковой или задний удар, наличие опрокидывания. Также передатчик таких транспортных средств должен в случае ДТП уметь отправлять необходимые сведения в автоматическом режиме. Другие виды автомобильной техники могут быть оснащены оборудованием лишь с поддержкой ручного режима экстренной связи со спасательной службой.
Оборудование системы ЭРА-ГЛОНАСС
Тревожная кнопка в автомобиле
С момента Постановления Правительства РФ об обязательной установке ЭРА в машины кнопка ГЛОНАСС есть на авто у многих, но что это знают лишь единицы. Руководитель фильтрующего контакт-центра системы Роман Рулев рассказал о самых интересных ответах водителей на вопрос «Зачем эта кнопка?»:
- «Мне при покупке сказали никогда ее не нажимать».
- «За нами всеми следят, Оруэлл был прав».
- «Не знаю, наверное, деньги за что-то дерут».
Ниже расскажем о том, что такое кнопка ГЛОНАСС в автомобиле (информацию можно получить также из инструкции к системе, у продавцов-консультантов в салонах автодилеров).
Описание и назначение
В настоящее время системой пользуются водители по всей России. Внешне устройство выглядит как коробочка с небольшой кнопкой. Основное назначение системы – оперативная реакция на ДТП. При аварии водитель должен нажать на кнопку «SOS», после чего сигнал уйдет в колл-центр.
Место расположения
Обычно кнопка монтируется в скрытном, но доступном водителю и пассажирам месте. Как правило, это небольшая ниша над водительским сиденьем, закрытая крышкой. Внешне выглядит как маленький бардачок.
Где в машине находится ГЛОНАСС
Принцип работы
Чтобы разобраться с тем, как работает кнопка ГЛОНАСС в автомобиле, нужно узнать, как действует вся система. Процесс разделен на два этапа:
- Действие пусковой системы. Установка поддерживает два режима работы: ручной (нажатие кнопки) и автоматический (при помощи датчиков удара). Сигнал от машины уходит в колл-центр. Обычно передается следующая информация: марка машины, цвет, местоположение, возможное количество пассажиров, пристегнутые ремни безопасности, тип топлива. При передаче сообщения сим-карта, установленная в терминале, сама выбирает мобильную сеть с наиболее устойчивым сигналом, ставя свой запрос в приоритет. Это значит, что если сеть перегружена, то звонки прервутся, «пропуская» сообщение ЭРА.
- Проверка информации. Оператор колл-центра связывается с автомобилем по аудиосвязи в терминале. Если ответа на вызов не последовало, или водитель подтвердил аварию, работник отправляет информацию в службы экстренного реагирования.
Система ЭРА ГЛОНАСС
Когда нужно нажимать
Кнопка ГЛОНАСС предназначена для использования в любых экстренных ситуациях. Первоочередное назначение установки – ДТП, но, по словам операторов колл-центра, водители связываются с ними в самых необычных обстоятельствах. Несколько нестандартных случаев применения кнопки:
- Замерзание. В 2018 году мужчина перегонял машину на Дальний Восток. Посередине трассы в автомобиле заглох двигатель. Система позволила найти пострадавшего и отправить к нему службу скорой помощи.
- Завал снегом. Устройство несколько раз находило машины, занесенные снежными бурями.
- Ледоход. Не раз сигналы поступали из авто, уносимых льдинами в Якутии.
- Обнаружение пострадавшего. Иногда поступают вызовы от водителей, обнаруживших раненых людей на трассе.
- Аварии с лесными животными. Сигнал SOS приходил и от автолюбителей, столкнувшихся с лосями и медведями.
Что такое ЭРА ГЛОНАСС
ГЛОНАСС расшифровывается как «ГЛОбальная НАвигационная Спутниковая Система», а ЭРА – как «Экстренное Реагирование на Аварию». Установка предназначена для использования на легковых и грузовых автомобилях, автобусах.
ЭРА-ГЛОНАСС
ГЛОНАСС – отечественный аналог GPS, включает в себя элементы:
- спутники;
- наземные станции;
- приемники.
Работа установки выглядит следующим образом:
- Космический аппарат определяет свое местоположение при помощи наземных станций. Это возможно благодаря недвижимости антенн.
- Спутник отправляет сигналы на Землю с информацией о своих координатах.
- Приемники получают сообщения с орбиты и определяют свое местоположение относительно космических устройств.
Система ЭРА работает по схожему принципу, но в ее структуру входит дополнительный элемент – колл-центр. Комплект оборудования, как правило, включает в себя следующие приборы:
- терминал с микрофоном и динамиком;
- тревожная кнопка;
- датчики удара;
- СИМ-карта.
Процесс разбит на этапы:
- Срабатывание пусковой системы. Как правило, это или тревожная кнопка, которую нажал водитель, или автоматические датчики удара. В любом случае система отправляет сигнал о ДТП в колл-центр. Так как в работе установки задействована мобильная связь, терминал сам выбирает сеть с лучшими показателями, выдвигая свой запрос в приоритет.
- Проверка информации. Этот шаг нужен, чтобы отсеять случайные нажатия кнопки от реальных вызовов. Оператор связывается с автомобилем в голосовом режиме, через терминал.
- Передача информации в экстренные службы. Если на звонок не ответили или водитель подтвердил аварию, оператор передает дело в экстренные службы. Помимо сведений о расположении авто, отправляется также информация о цвете и марке машины, возможном количестве пассажиров, пристегнутых ремнях безопасности, виде топлива.
Предназначение
Основная функция системы – спасение жизней на дорогах. Это напрямую зависит от оперативного вызова скорой помощи. Установка ЭРА успешно справляется с данной задачей – в среднем, службы экстренного реагирования прибывают на место через 7–10 минут после разговора с оператором.
ЭРА ГЛОНАСС
Почему не нравится водителям
Несмотря на очевидную пользу системы, водительские форумы пестрят темами о том, как отключить ГЛОНАСС на автомобиле своими руками. Дело в том, что у установки есть альтернативное применение – контроль транспорта. Такая система более сложная и чаще всего монтируется на рабочие автомобили и фуры марок КамАЗ, Газель Некст, Ларгус. В комплект установки входят следующие приспособления:
- Терминал с динамиком и микрофоном. Позволяет связаться с водителем в любой момент.
- Трекер. Сведения о местоположении, маршруте и стоянках отображаются в единой системе.
- Датчики топлива. Замеряют расход горючего на пути следования, предотвращая кражу бензина.
Специальная программа позволяет идентифицировать водителя и контролировать время его работы и отдыха. Главная функция установки – отслеживание и анализ маршрутов транспортных средств.
Возможен также монтаж системы на легковые машины марок Донгфенг, Мерседес, Лада, Нива, Рено, Тойота Камри, УАЗ Патриот, Хендай Солярис, Киа, Шевроле и прочие модели. Однако применяется такая система редко. Причина проста: большая часть легковых машин является личной собственностью одного человека и отслеживать расход топлива и передвижения транспортного средства незачем.
Исключение составляют автомобили служб такси, но в таком случае в салон устанавливают только трекер и навигатор с возможностью связи.
К основным причинам недовольства водителей относятся:
- тотальный контроль начальства, избыточное давление на рабочем месте;
- невозможность изменения маршрута;
- отсутствие так называемого «подпольного» заработка на сливе горючего из бака автомобиля.
Зачем нужна ЭРА ГЛОНАСС
Первая (и пока что единственная в мире) бесплатная система экстренного вызова, обязательная к установке на все автомобили, появилась в России недавно: официально она была введена в эксплуатацию с 1.01.15, поэтому все еще встречаются машины, не подключенные к системе. Согласно плану правительства, постепенно их будет становиться все меньше.
В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза №877, с 1.01.17 все новые автомобили должны быть оборудованы системой экстренного реагирования. В 2021 году истечет срок ОТТС (одобрения типа транспортного средства), полученного на машины, проходившие проверку в 2021 году. Это означает, что после 2021 года невозможно будет даже случайно купить автомобиль, не подключенный к общей системе экстренного вызова.
Самый близкий действующий аналог ЭРА ГЛОНАСС – это eCall, система безопасности, единая для всех стран Евросоюза. Она настолько популярна, что используется и в некоторых других европейских странах, но пока что не является обязательной, хотя уже с 2021 года машины без eCall в Европе продаваться не будут. Обе эти системы предназначены для уменьшения смертности водителей и пассажиров (в результате ДТП), и отлично справляются со своей задачей. ЭРА ГЛОНАСС совместима с системами eCall: водитель, находясь в странах Европы, может вызвать помощь точно так же, как и в России, без прохождения дополнительной регистрации или предварительной перенастройки оборудования.
Система существенно повышает шансы водителя выжить в ДТП, поскольку большинство смертей от автомобильных происшествий происходит из-за замедленного реагирования и недостаточной скорости прибытия врачей на место автокатастрофы. Используя сигнальную кнопку, водитель может послать автоматический вызов непосредственно в момент аварии или сразу после нее, многократно увеличивая вероятность благоприятного исхода.
Система «ЭРА-ГЛОНАСС»
Единственной бесплатной системой экстренного вызова в мире считается «ЭРА-ГЛОНАСС». В эксплуатацию ее ввели в начале 2015 года и за пять лет установили практически на всех автомобилях в России. Правда, пока еще есть машины, где тревожная кнопка отсутствует.
Система ЭРА ГЛОНАСС
Для чего нужна
Аббревиатура «ЭРА» расшифровывается как «экстренное реагирование при авариях». При возникновении чрезвычайной ситуации система автоматически определяет координаты автомобиля и передает эти сведения спасательным службам.
Компоненты
Автомобильный модуль, предназначенный для установки в машине, представляет собой своеобразный телефон. Его дополняют датчиками и кнопкой экстренного вызова. Работа обеспечивается элементами, указанными в таблице.
Компонент конструкции | Особенности |
Сим-карта | Предназначена для звонков на номера спасения. Обслуживание производится бесплатно. |
Антенна | Предназначена для приема сигнала. Применяется усиленный вариант. Таким образом обеспечивается полноценная связь даже в проблемных зонах. |
3G модем | Передает спасателям дополнительную информацию. |
Динамик и микрофон | Обеспечивают связь с диспетчером. Правда, используются только в том случае, если пассажиры и водитель способны разговаривать после аварии. |
Навигационные модули | Отслеживают авто. Подобные элементы используются в видеорегистраторах и навигаторах. |
Принцип работы
Работает «ЭРА-ГЛОНАСС» на автомобиле по особому принципу. Случайно поданный вызов с легкостью отменяется. Если водитель вследствие аварии не может дотянуться до кнопки, сигнал все равно будет передан диспетчеру.
ЭРА-ГЛОНАСС
Принцип работы «ЭРА-ГЛОНАСС» следующий:
- Запуск системы производится при сильном сотрясении машины или при нажатии на тревожную кнопку.
- Путем использования модуля ГЛОНАСС и GPS, терминал определяет координаты автомобиля.
- Сигнал о происшествии с информацией о местонахождении машины передаются диспетчеру.
- Представитель центра экстренной системы делает попытки связи с водителем. Он звонит на встроенный в автомобиль модуль.
- Производится автоматическое принятие вызова.
- Если водитель подтверждает факт ДТП или не может ответить на звонок, информация передается спасателям.
После получения этой информации на место происшествия отправляется помощь. По установленному регламенту, спасательные службы должны прибыть максимум через 20 минут.
Передаваемая информация
В центр связи передаются сведения о местонахождении транспорта. Также определяется следующая информация:
- время происшествия;
- степень тяжести последствий;
- количество пассажиров, которые были пристегнуты ремнем;
- VIN-номер автомобиля.
Неполное покрытие
«Говорить, что система себя оправдала, рано. Потенциальные возможности у нее хорошие, но она пока не полностью покрывает территорию России. Да и количества центров оперативного реагирования не хватает», — рассказал «Известиям» Игорь Моржаретто.
И действительно, на той территории, где 112 не работает, операторам ЭРА-ГЛОНАСС приходится звонить в дежурную часть МВД по стандартным каналам связи, то есть просто по телефону.
«Это может вызывать задержки в передаче вызова. Также в этом случае передать координаты экстренным службам не представляется возможным. После получения вызова, согласно действующим регламентам МВД, оператор экстренных служб обязан уточнить местоположение и все детали происшествия», — рассказали в пресс-службе АО «ГЛОНАСС».
SOS я забыл ключ
Фото: РИА Новости/Владимир Песня
На сегодня в России постоянное автоматизированное информационное взаимодействие ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» с Системой-112 обеспечено уже в 54 субъектах РФ, при этом в 13 — в текущем году. Ожидается, что до конца 2021 года количество таких субъектов увеличится до 60.
Подключили глаз: за водителями внимательно проследят
Одним из источников передачи данных станет «ЭРА-ГЛОНАСС»
«ЭРА-ГЛОНАСС передает пакет сообщений, координаты. Представьте, что мы операторы и звоним в экстренную службу. Столько-то градусов северной широты, сколько-то долготы. А если это в районе 175-го километра трассы «Урал», — задался вопросом главный редактор «За рулем» Максим Кадаков. По его словам, система всё еще работает в начальной фазе.
Ответственность за порчу системы
Разумеется, речь идет о поломке установки на рабочем транспортном средстве. При обнаружении преднамеренной порчи системы начальство может принять один из трех видов штрафных санкций к работнику:
- Выговор с занесением в личное дело. Считается наиболее мягким способом урегулирования конфликта, ведь испорченное оборудование стоит немало.
- Лишение премии. Тоже относится к «полюбовному» решению конфликта. Для работника это возможность откупиться от записи в трудовой.
- Увольнение по статье 81 ТК РФ.
Большая часть способов обмана системы не действует. Существует несколько методов, позволяющих получить некоторую выгоду, но ее размер, как правило, несопоставим с возможными потерями – увольнением или лишением премии.
Штраф за отсутствие глонасс и ответственность
Для коммерческого авто: Чинoвники считaют, чтo нoвыe тpeбoвaния к бизнeсу, oсущeствляющeму пaссaжиpскиe пepeвoзки, дoлжны ввoдиться пoстeпeннo. В связи с этим пpeдлaгaeтся, чтoбы тaхoгpaфы, кoтopыe сeйчaс испoльзуются в paмкaх зaкoнa, a тaкжe aппapaтуpa спутникoвoй нaвигaции пoслe утвepждeния нoвых тpeбoвaний к нeй мoглa paбoтaть eщe в тeчeниe 7 лeт пoслe oфициaльнoй публикaции пoпpaвoк. Влaдeльцaм aвтoбусoв и мapшpутных тaкси дaeтся сpoк дo 1 июля 2021 гoдa.
К этoй дaтe в мaшинaх дoлжны быть устaнoвлeны либo сoвpeмeнныe тaхoгpaфы, либo aппapaтуpa для нaблюдeния с пoмoщью систeмы ГЛОНАСС. В пpoтивнoм случae кoмпaнию или ИП, являющeгoся сoбствeнникoм тpaнспopтнoгo сpeдствa, будут штpaфoвaть нa 50 тысяч pублeй. Этo пpeдусмoтpeнo в нoвoй стaтьe КoАП РФ пoд нaзвaниeм «Нeпpeдстaвлeниe свeдeний o тpaнспopтных сpeдствaх, oснaщeнных тaхoгpaфaми и (или) aппapaтуpoй спутникoвoй нaвигaции, свeдeний o тaхoгpaфaх и (или) aппapaтуpe спутникoвoй нaвигaции, кoтopыми oснaщeны тpaнспopтныe сpeдствa, инфopмaции, зapeгистpиpoвaннoй тaхoгpaфaми и (или) aппapaтуpoй спутникoвoй нaвигaции». Онa мoжeт вступить в силу oднoвpeмeннo с oфициaльным oпубликoвaниeм зaкoнa, пoэтoму лицaм, кoтopыe ужe сeйчaс дoлжны пoльзoвaться тaхoгpaфaми и систeмaми спутникoвoй нaвигaции ГЛОНАСС, пpидeтся пoдстpaивaться пoд нoвыe тpeбoвaния.
Для личного авто: штрафов пока не предусмотрено.
Какие сведения захватывает система ЭРА ГЛОНАСС
Некоторые автомобилисты подозрительно относятся к экстренной системе из-за опасений, что она отслеживает их перемещения. Но это не более, чем миф: модуль ЭРА ГЛОНАСС устроен предельно примитивно, и функция трекинга в нем не предусмотрена. Он всего лишь передает разовые сигналы в случае бедствия, и входит в них исключительно необходимая информация.
Оперативная служба получит следующие сведения от системы в случае катастрофы:
- Точные координаты ДТП.
- Количество пассажиров в салоне (считается по количеству застегнутых ремней безопасности).
- Техническая информация о катастрофе: последние данные по скорости, параметры перегрузок.
- Базовая информация об автомобиле: модель, номер, цвет и вид топлива.
Все эти данные помогут спасательной команде быстрее добраться до пострадавших и опознать их, а также примерно подготовиться к тому, с чем предстоит столкнуться.
Принцип работы ГЛОНАСС
Не все знают, как спутники способны указать наземному объекту его местоположение. А многие считают, что все дело в том, что сверху космическому аппарату открывается обзор большей территории. Правда значительно более любопытна. Определение координат происходит посредством измерения расстояний от точки до нескольких видимых спутников. Вычисляется результат по времени прохождения сигнала от спутника до позиционируемого приемника.
Чем больше спутников, тем с большей точностью удается вычислить координаты.
Наличие 24 спутников ГЛОНАСС на орбите позволяет распределить их поровну на каждое из полушарий. Таким образом, в любой точке на земле над горизонтом видны как минимум четыре космических аппарата, не считая запасных. Резервные спутники в случае выхода из строя одного из штатных могут быстро его заменить. Будучи резервными, они, все же работают и образуют, используя инженерию терминологию, «достаточную избыточность», повышая точность позиционирования.
Немного инфографики
Что такое ГЛОНАСС и как работает система?
ГЛОНАСС – это российская разработка, которая обеспечивает точное позиционирование объекта в пространстве с минимальной погрешностью. Для определения координат используется специальное оборудование, которое при поддержке наземной инфраструктуры связывается с сетью спутников, выведенных на околоземную орбиту.
- На объект, координаты которого необходимо определить, устанавливается приемно-передающее устройство – терминал.
- Для позиционирования терминал подает запрос на спутники. Чем больше спутников ответят на запрос (в идеале – не менее 4), тем точнее будут определены координаты.
- Ответный сигнал поступает в терминал, программный комплекс которого анализирует время задержки для разных спутников. На основе анализа ответной информации определяются координаты объекта, на котором установлено приемное оборудование.
При постоянной работе терминала (т.е. регулярной отправке запросов и анализе ответов) система ГЛОНАСС может определять не только положение, но и скорость движения объекта. При движении точность позиционирования снижается, но все равно остается достаточной для того, чтобы навигационное оборудования могло выполнить привязку координат объекта к электронной карте местности и построить маршрут.