Нужен ли автомобилю с коробкой автоматом ручной тормоз?
Абсолютно все автомобили оборудованы стояночным тормозом. Отличаются лишь механизмы его реализации: механический, электромеханический или полностью электронный. Однако, несмотря на это, подавляющее большинство владельцев авто с АКПП пренебрегают его использованием, мотивируя это тем, что достаточно поставить машину на «паркинг», а при короткой остановке и вовсе достаточно и рабочего тормоза. Но, к сожалению, такой подход не верен. Поскольку даже в инструкции производителя предписывается постоянное использование ручного тормоза при длительной стоянке
Вероятнее всего такая предосторожность вызвана банальной перестраховкой автомобильных компаний, которую, справедливо говоря, сложно назвать излишней. Тем более что существует множество ситуаций, в которых невозможно обойтись без «ручника»:
Проверка блока соленоидов
Настройка АКПП включает в себя проверку блока соленоидов. Из-за некорректной работы электро-клапанов плите управления, автомат может не только толкаться или пинаться, но и вставать в аварийный режим.
Чтобы провести процедуру проверки на исправность электрических клапанов гидроплиты, необходимо сделать следующие шаги:
- Заехать на эстакаду.
- Слить рабочее масло и окрутить болты на поддоне. Затем снять его.
- Отсоединить фильтрующее устройство.
- Извлечь гидроблок.
- Разъединить контакты каждого электроклапана.
- Теперь нужно будет их прозвонить.
- Чтобы определить исправен соленоид или нет, необходимо знать норму сопротивления. Ее можно найти в книге по эксплуатации. Например, для модификаций EV1 при температуре 20 со знаком плюс по Цельсию, сопротивление равно 65 Ом.
Читать
Вибрация АКПП при включении передачи
А также на СТО опытные механики могут подключить компьютер и проверить по нему неисправный соленоид. После проверки нужно удалить неисправный и установить новый.
При проверке соленоидов необходимо помнить о том, что они бывают разные. Вот некоторые виды:
- по функциональному значению: TCC и EPC. Первый отвечает за блокировку гидромуфты, второй – за распределение масла по каналам;
- Shift-соленоид отвечает за пониженную и повышенную передачи;
- линейные – самые простые легкие в замене электроклапана;
- VFS – сложный в управлении, но по конструкции простой, как линейные. Срок службы его заметно ограничен.
Смена электроклапана происходит следующим образом:
- С вынутого из АКПП гидроблока открутить крепление неисправного соленоида.
- Установить исправный.
- Соединить его с разъемами.
- Собрать и установить гидроплиту в автомат.
После каждой сборки-разборки коробки эксперты советуют проводить адаптацию коробки. Это делается для того, чтобы наладить автомат на плавную работу и беспрекословное подчинение водителю.
Таблица признаков и причин неисправности АКПП
В таблице типичных неисправностей акпп, которая расположена внизу статьи, представлены наиболее распространенные неисправности АКПП.
1. Изношенные фрикционные диски, муфты переднего направления.
2. Износ или обрыв манжет поршня муфты.
3. Кольца муфты изношены
4. Один из клапанов гидроблока заело.
1. Изношенный фрикционный диск определенной муфты.
2. Износ или обрыв манжет поршня муфты.
3. Изношенные или разрушенные масляные уплотнительные кольца муфты.
2. Долейте масло.
3. Поменяйте масляный фильтр.
1. Изношенные фрикционные диски, муфты переднего направления.
2. Износ или обрыв манжет поршня муфты.
3. Кольца муфты изношены
4. Клапан гидроблока заело
Система автомобиля считала неисправность и переключила АКПП в Аварийный режим. Требуется диагностика и готовится к ремонту.
1. Износилась тормозная лента.
2. Износ или обрыв манжет поршня тормозной ленты.
3. Обломался шток поршня тормозной ленты.
4. Неисправности системы торможения (пакет)
1. Проблема с гидротрансформатором.
2. Неисправна ведущая шестерня масляного насоса. Отсутствует ее сцепление с гидротрансформатором
3. Долейте масло
4. Сетка фильтра загрязнена (почистить).
5. Изношены фрикционные диски, муфта и тормозной ленты.
6. Износ манжет поршней пакетов.
7. Изношенные или разрушенные масляные уплотнительные кольца муфты.
8. Проблема в соленоиде или в одном из клапанов гидроблока.
Износился один из подшипников
Есть задняя передача, передние включаются только 1 и 2, на последующие передачи переключения нет. После прогрева АКПП и масла проблема может исчезнуть.
Заедает забитый клапан в гидроблоке или соленоид.
1. Плохая регулировка троса или рычага привода управления АКПП.
2. 3аедание поршня одной из муфт (направление вперед).
3. Фрикционные диски сварились с остальными
1. Неправильная регулировка тросика дроссельного клапана.
2. Засорение фильтра
3. Неисправности дроссельного клапана
1. Проверьте уровень масла (ATF) в АКПП
2. Изношены фрикционные диски, муфта и тормозной ленты.
3. «Устал» маслонасос.
4. Неисправность соленоидов гидроблока или максимальный износ проходов гидроблока.
1. Неисправность датчика или кнопка под педалью «кикдаун».
2. 3аедание клапана гидроблока переключания на пониж. передачу
З. Неисправнность с троссом упр. дроссельной заслонкой
4. Обрыв цепи датчика кикдаун.
1 Большой износ шлицов ступицы турбинного колеса из-за чего проскальзывает вал АКПП
2. Износ или обрыв манжет поршня муфты.
1. Засорение фильтра
2. Проверьте масло
3. Неисправность насоса
Срезаны шлицы в ступице турбинного колеса ГДТ
1. Фрикционные диски сильно изношены.
2. Канальцы гидроблока или соленоидов забились.
3. Тормозная лента изношена
Отсутствие движения назад и вперед
Отсутствует магистральное давление
1. Срезаны шлицы вала масляного насоса в корпусе передней крышки гидротрансформатора.
2. Срезало шлицы на валу реактора масляного насоса.
1. Проблема в фрикционных дисках
Примечание: до тех пор, пока масло не прогрето его вязкость и давление несколько больше, чем в горячем состоянии, изношенные диски сильнее прижимаются друг к другу, тем самым создается тяга.
2. Фрикцион гидротрансформатора изношен В масле содержится сильное содержание пыли от фрикционных дисков. Приводит к забитой сетке фильтра.
Отсутвие переключения на пониженную передачу при «тапке в пол», обороты не развиваются, для того, чтобы увеличить скорость автомобиля. Отсутствует кикдаун.
Движение автомобиля в норме до тех пор, пока не прогреется масло. Затем начинается пробуксовка,в конце концов автомобиль остается без движения. Автомобиль трогается в натяг и скорость набирается чрезвычайно медленно. Проблема так же и с задней передачей.
1. Проверить гермечтичность лопаток вентиляторов насосного или турбинного колеса.
2. Обрыв все тех же лопаток
Вспенивание масла в автомате. Нехарактерный цвет масла АКПП . Возможна пробуксовка машины.
1. Загрязненный гидроблок или соленоиды.
2. Необходимо проверить уровень масла
3. Проверьте клапан сброса в масляном насосе.
1. Проверьте клапана переключения муфт передач
2. Проблемы гидротрансформатора АКПП
1. Скользящий подшипник изношен до предела.
2. Возможно приходит конец срока службы планетарной шестерни.
Обнаружены частицы пластмассового материала
1. Пластмассовая втулка
2. Поломка какого-либо пластикового элемента.
Переключение селектора АКПП на ходу
Часть автовладельцев не следует рекомендациям производителей и нагружает коробку. Поэтому многие новички задаются вопросом о том, можно ли переключать коробку автомат на ходу. И будут ли проблемы с ней в будущем.
Существует несколько режимов, в которые нельзя переключать АКПП без остановки автомобиля.
Переключение с D на N
Новички интересуются можно ли переключать с положения «D» на «Нейтраль» во время езды. Такое действие запрещается. Так как при данном переключении АКПП потеряет связь с колесами машины. А этот процесс может привести к аварийной ситуации на дороге.
В положении «Нейтраль» двигатель отсоединяется от автомата, но машина не притормаживается. Если постоянно переключать «D» в «N» — это приведет к выходу из строя аппарата.
Поэтому самым лучшим вариантом будет следующая процедура переключения АКПП:
- Нажать на педаль тормоза. Подождать пока машина притормозит.
- Переключить АКПП на положение «Нейтраль».
В автошколах запрещается подъезжать накатом к светофору на «N». В этом случае учащийся может не сдать экзамены.
ЧитатьОсновные неисправности и ремонт АКПП Skoda Octavia
В этом положении можно лишь буксировать транспортное средство, если оно неисправно, но не переключать на него. Эту процедуру не рекомендуется затягивать. Через каждые 100 километров нужно делать перерывы, если километраж буксировки более ста километров. Сам процесс должен происходит на скорости не более 40 кмч.
Переключение с «D» на «S»
«S» — это спортивный режим автомата. Переключать АКПП можно кнопкой, расположенной на селекторе. В нем переключения на повышающие скорости при движении происходят на более высоких оборотах. Для движения по автобану рекомендуется переключать автомат в это положение.
Новичкам также интересно, можно ли переключать АКПП на ходу с «D» на «S». Так как это всего лишь программа для автомата, то в самой коробке во время включения ничего не изменяется. Поэтому при положении ручки селектора в положении «Движение вперед» разрешается переключаться на спортивный режим.
Позиция «D» или «Драйв» позволяет коробке передач автоматически переключаться с первой по четвертую или шестую передачу без участия в этом человека.
Переключение с «D» в ручной режим
Отвечая на вопрос, можно ли переключать АКПП на ходу в ручной режим, следует сказать, что он имеет три положения ручки. И для каждого есть определенные правила.
- Первый режим под цифрой «1» или «L». Рекомендуется переключать АКПП на него во время старта, при заезде в гараж, движению по грязи или снежному участку. Максимальная скорость, при которой можно переключить АКПП в этот ручной режим, составляет 25 километров в час. При скорости, превышающей это число, автомат может выйти из строя.
- На режим под цифрой «2» рекомендуется переключать АКПП при движении транспортного средства со скоростью не более 50 кмч. Автовладелец может ездить в этом режиме по заболоченным местностям или опасным грунтовым дорогам. Эксперты запрещают выход из «Движения вперед» в положение «2» на скорости, которая превышает 80 километров в час.
- «3» — движение на третьей передаче. На это положение опытными автовладельцами рекомендуется переключать АКПП для движения с пробками и светофорами в городе. В этом режиме происходит автоматическое переключение передачей до третьей. В это положение нельзя переключаться сразу со скорости свыше 120 км/ч.
На автоматах с типтроником есть специальный режим под названием «М» от английского «Manual» или ручной. Он позволяет водителю точно управлять автомобилем и быстрее развивать скорость. В это положение автовладелец может переключать ручку селектора в любое время и на любой скорости.
На транспортных средствах с типтроником можно переключать пониженные и повышенные передачи. Они помечены знаками «плюс» и «минус» соответственно. На таких автомашинах также разрешено тормозить посредством пониженной передачи, если на селекторе выставлен ручной режим.
Как это работает
И механическая, и автоматическая трансмиссии имеют сложное устройство. Для их корректного функционирования требуется слаженная работа большого числа деталей. Конечно, автоматическая трансмиссия устроена сложнее, однако проблема может быть не связана с трансмиссией. Например, если вы не можете перевести селектор автоматической коробки передач из положения P, есть вероятность, что неисправен концевик педали тормоза.
В случае механической трансмиссии процесс переключения передач зависит от исправности педали сцепления, самого сцепления и других деталей. Вы нажимаете педаль, которая задействует механизм выключения сцепления, и разъединяете двигатель и трансмиссию. Это позволяет переключать передачи. Синхронизаторы способствуют плавному включению всех передач.
Кроме того, возможен выход из строя главного цилиндра (на некоторых автомобилях сцепление управляется электронно, на других система имеет гидравлический привод, в котором для переключения передач требуется исправная работа главного и рабочего цилиндров, заполненных жидкостью). При этом автомобиль будет вести себя так, как будто педаль сцепления не нажата.
Автоматическая трансмиссия делает за вас всю работу. Вам остается нажать на педаль газа, и трансмиссия сама станет переключать передачи по мере увеличения скорости. Это требует множества дополнительных деталей, которых нет в механической трансмиссии.
Далее рассмотрены самые распространенные причины этих неисправностей.
1. Низкий уровень рабочей жидкости
Оба типа трансмиссии для нормальной работы требуют наличия рабочей жидкости разных видов. Если ее уровень недостаточный, то существует вероятность, что вы не сможете переключать передачи, особенно в случае автоматической трансмиссии. При этом детали трансмиссии получают значительные повреждения. Даже если вы и сможете включить передачу, возможно, трансмиссия будет не в состоянии привести автомобиль в движение.
2. Низкий уровень жидкости в главном цилиндре
Если на автомобиле установлено гидравлическое сцепление, первое, что вы должны проверить, – это уровень жидкости в главном цилиндре. Как правило, недостаток жидкости связан с утечкой в системе (вы можете обнаружить лужу жидкости под педалью сцепления).
3. Обрыв кабеля сцепления
Если сцепление на автомобиле управляется при помощи кабеля, возможно, произошел его обрыв. Если при нажатии на педаль не происходит выключения сцепления, это может быть одной из основных причин неисправности.
4. Неисправность концевика стоп-сигнала
Если вы не можете перевести селектор автоматической коробки передач из положения P, наиболее вероятным виновник этого – концевик стоп-сигнала. Он расположен под педалью тормоза и предназначен для того, чтобы активировать работу соленоида блокировки переключения передач, если стоп-сигналы не работают.
5. Поломка синхронизаторов
Если вы можете включить передачу, но при этом слышите скрежет, скорее всего, синхронизаторы передачи вышли из строя. В этом случае переключение на следующую передачу должно происходить без проблем.
Как устранить неисправность
Механик должен подтвердить, что передачи не переключаются. Для этого может потребоваться тестовая поездка (если переключение не происходит во время движения). Механик также может считать коды неисправностей, сохраненные в электронных блоках управления, через разъем OBD II, расположенный под панелью приборов.
Кулиса КПП: что это такое, признаки износа, как отрегулировать самостоятельно
Далеко не все автомобилисты представляют, как называется та или иная деталь в их автомобиле. При этом речь идет не только о «запрятанных» в двигатель механизмах, но и об устройствах, с которыми они взаимодействуют буквально каждый день. Одной из таких деталей является кулиса КПП.
Обратите внимание: Название «кулиса» не является официальным для данного механизма, но оно общепринято. На самом деле данная деталь называется тягой привода управления коробки передач
Что такое кулиса КПП
Многие водители ошибочно считают, что под кулисой понимается рычаг переключения передач, но это не совсем так. Если речь идет о кулисе КПП, подразумевается составной механизм, задачей которого является связь рычага переключения передач и штока. То есть, кулису увидеть, а уж тем более потрогать, водитель не может. Данный элемент располагается между рычагом и непосредственно коробкой переключения передач, а размещается она под днищем автомобиля, около карданного вала, а в некоторых случаях под самим рычагом переключения передач.
Как можно понять из описания, кулисе регулярно приходится сталкиваться с серьезными нагрузками, поэтому данный элемент должен иметь хорошую прочность. Несмотря на это, кулиса подвержена повреждениям. Если в ней отсутствует достаточно смазочных компонентов, в нее попали капли воды, пыль или другой «мусор», велик риск выхода детали из строя.
Обратите внимание: На некоторых автомобилях кулиса может без замены проработать 200-300 и даже более тысяч километров. Но, если брать средний результат, обычно кулиса КПП выходит из строя на 100 тысячах километров эксплуатации
Признаки износа кулисы КПП
Водитель должен обращать внимание на возможный выход из строя агрегатов автомобиля, в том числе знать характерные признаки износа кулисы КПП, чтобы своевременно предпринять действия по ее замене. Несмотря на то что механизм довольно надежный, следует знать следующие «симптомы» его скорой поломки:
- Повышенный люфт у ручки КПП. Это может быть заметно, как когда ручка находится в нейтральном положении, так и на одной из передач;
- Сложности с переключением передач. Например, одна или несколько передач с трудом «втыкаются», а может и вовсе возникает хруст при движении рычага в их сторону;
- Чувствуется, что переключаться передачи стали более туго, будто рычаг стал значительно тяжелее;
- Передачи включаются неправильно, например, вместо пятой включается третья или наоборот.
Водители часто игнорируют появление люфта в коробке передач, считая, что это нормальная ситуация. На самом деле, если возник люфт, нужно обязательно провести диагностику КПП, а при необходимости отрегулировать или заменить кулису. Дело в том, что незначительный люфт уже является достаточно серьезным симптомом неисправности кулисы КПП. Если ее «сорвет» в процессе движения автомобиля, это может привести к тяжелым последствиям, как для автомобиля, так и для водителя, поскольку велик риск в такой ситуации попадания в ДТП. Именно поэтому, если вы замечаете наличие проблем с переключением передач КПП, обязательно обратитесь в сервисный центр для диагностики и ремонта кулисы, если он потребуется.
Регулировка кулисы КПП
Не всегда требуется полная или частичная замена кулисы. Довольно часто можно ограничиться простой регулировкой. При этом отрегулировать кулису возможно своими руками, без обращения в сервисный центр. Есть два способа регулировки:
- По задней передаче. Для того, чтобы отрегулировать кулису по задней передаче, необходимо ослабить на ней хомут, после чего перевести рычаг КПП в то положение, которое соответствует идеальному включению задней передачи. После этого затягивается хомут, и на этом работа считается завершенной;
- По первой передаче. Если нет возможности включить заднюю передачу, можно провести регулировку кулисы КПП по первой передаче. Для этого включаем первую передачу, после чего ослабляем хомут кулисы. Далее вращаем привод кулисы против часовой стрелки до упора рычага КПП в пластиковый фиксатор задней скорости, и далее затягиваем хомут.
Стоит отметить, что выше описаны общие процессы регулировки кулисы КПП
Важно сказать, что процесс может отличаться, в зависимости от автомобиля, поэтому перед началом работ рекомендуется ознакомиться с инструкцией конкретно для вашей модели машины
(353 голос., средний: 4,49 из 5)
okeydrive.ru
Несколько слов о тросе
Частая проблема при буксировке авто – это обрыв троса. Чтобы избежать этой проблемы, оба водителя должны контролировать свой разгон, скорость и торможение. Нужно стараться держать трос в слегка натянутом положении, не допуская его провисания до земли. Иначе есть риск наезда на трос и его обрыва. Также трос может порваться в результате обратного резкого натяжения, например, при резком начале движения или наборе скорости.
Трос должен выдерживать нагрузки на 20% выше веса буксируемого автомобиля. Длина троса должна составлять от 4-х до 6-ти метров.
На гибкой сцепке нельзя производить буксировку на скользкой дороге, в гололед. Также нельзя буксировать машину с неисправным рулевым управлением.
Как буксировать машину с коробкой автомат? Полезнее всего воспользоваться услугами эвакуатора, чтобы не нарушать рабочего ритма автомобиля. Если вдруг такая возможность отсутствует, придерживайтесь вышеописанных правил. Также, будет не лишним заглянуть в инструкцию по эксплуатации вашего авто. Это поможет свести опасность повреждения к минимуму. Удачи на дорогах!
Как правильно прекращать движение при АКПП?
Свои особенности имеет и прекращение движения автомобиля с автоматикой. Тут тоже есть свои правила. Если не учитывать нюансы, все просто – захотели остановиться, просто нажмите педаль тормоза. Нет необходимости переключать режимы коробки во время движения.
Если вам нужно на несколько мгновений остановиться перед светофором или зеброй, оставайтесь на режиме «D». Это поможет сохранить вашу коробку в целости. При этом тормозная педаль должна быть утоплена.
В сложной дорожной обстановке (затяжной пробке) есть возможность сократить потребление машиной бензина. Если вы поняли, что стоять будете больше половины минуты, то можно переключиться на «Нейтраль». Только не отпускайте педаль тормоза, чтобы случайно не задеть другие автомобили. Если движение по магистрали остановилось надолго, можно дать правой ноге немного расслабиться – переключитесь на «Р».
Диагностика
АКПП популярна сегодня как на отечественном авторынке, так и на зарубежном. Преимуществ у неё больше чем достаточно, поэтому не удивляет такая её востребованность. Однако, как и всякий механизм, она АКПП имеет свойства ломаться. Чаще всего среди автовладельцев можно услышать: коробка не может переключать передачи, приходиться делать эту вручную. О возможных причинах поломки и об их диагностике мы поговорим далее.
Прежде всего, перед началом работы следует убедиться, что проблема заключается именно в АКПП. То есть, исправно ли работают все остальные системы автомобиля, если движок не может переключать скорости. Имеется множество неполадок, приводящих к падению уровня масла в коробке передач. Основная проблема здесь – нарушение герметичности переднего сальника АКПП.
Причины падения уровня масла в коробке автомат:
- Течь масла: через сальники коленчатого вала, через прокладку блока цилиндров, через прокладку масляного фильтра, через маслоотражательные колпачки. Корень первой проблемы таится в износе уплотняющих кромок сальников коленчатого вала. Это происходит или из-за добавления некачественной автохимии или некачественного масла. Виной второй проблемы может быть из-за перегрева двигателя или из-за неправильной затяжки силовых болтов при сборке движка. Наиболее характерным основанием третьей проблемы в не удержании резинового уплотняющего кольца в своей обойме. Чётвертая проблема возникает в связи с перегревом резиновых колпачков.
- Проблемы поршневых колец: износ, перегрев, коксование. Износ поршневых колец – проблема распространённая, поскольку возникает она всегда. И, как правило, износ этот начинается с участков, наиболее подверженных давлению.
- Перегрев маслосъёмных колец возникает при температуре более 2000. Любое повышение температуры грозит выходом из строя поршневых колец. Это, в свою очередь, сказывается на уровне поглощения двигателем объёма масла.
- Коксование поршневых колец происходит из-за использования некачественного масла. Ведь согласитесь, кольца исправны только тогда, когда они подвижны. Их застой негативно сказывается на работе двигателя.
Кроме этих причин, существует множество других причин неисправностей 4х и 5ти ступенчатых коробок передач.
Неисправность автоматической коробки передач | Причина |
После преодоления подъёма машина раньше времени может переключаться на пониженную передачу. | Низкий уровень масла в коробке передач, износ дисков или уплотнительных колец |
Задняя скорость в порядке, но авто не движется вперёд, а буксует на месте. | Изнашивание дисков муфты прямого хода, засорение клапана переключения передач, повреждения масляных колец |
Переключения вперёд в норме, движения назад не происходит. | Проблемы в работе тормозной ленты (она либо изношена, либо оборвана, либо сломался шток её поршня), неисправности пакета торможения |
При установленном на нейтральное положение рычага авто движется вперёд или назад. | Трос или рычаг привода неверно отрегулированы, происходит касание дисков или пластин муфты |
Машина движется при установке рычага переключения передач в положение «N». | Повреждение регулировки троса или рычага привода управления АКПП, перебои в работе поршня муфты, приваривание фрикционных дисков к стальным |
Крупицы алюминия на дне поддона | Изнашивание либо рабочего слоя скользящего подшипника, либо алюминиевой шайбы, корпуса и т.д. |
Конечно, это далеко не все причины поломок самой АКПП, но наиболее распространённые. Кроме этих существуют ещё неисправности электронной системы коробки передач. Диагностика таких проблем не требует механического вмешательства в авто, они обнаруживаются с помощью сканера.
Этот показатель относится к проблемам нарушения работы блока управления движком, нарушение работы датчиков расхода воздуха, нарушение работы датчика положения переключения передач и т.д.
Торможение двигателем
Еще с водительских курсов каждый автомобилист должен помнить о такой вещи, как торможение двигателем. Его применяют в опасных или экстренных ситуациях, когда использование штатных тормозов невозможно или недопустимо .
Принцип работы торможением двигателем (коробкой) на АКПП не сильно отличается от механической трансмиссии. Нужно просто поочередно понижать передачи от текущей до «L». Ориентироваться можно по тахометру и звуку работы двигателя. На типтронике работает такая же система. Сначала «гасите» мотор до самой низкой скорости, а потом переводите селектор переключения передач в положение «L».