О классификациях и обозначениях
Производители смазочных материалов для двигателей внутреннего сгорания придерживаются различных классификаций и обозначения моторных масел. Чтобы не ошибиться при выборе «расходника» для силового агрегата, необходимо научиться правильно расшифровывать маркировку, в которой указываются характеристики смазки.
Типы моторных масел
- Минеральные. Горюче-смазочные материалы, не имеющие добавок. Получают путём обработки нефти. В современных двигателях внутреннего сгорания используются редко из-за далеких от идеала эксплуатационных качеств, наименьшей стабильности в области вязкости. Главное достоинство – низкая стоимость.
- Синтетические масла, дополненные различными присадками. Являются наиболее качественными. Современная «синтетика» отличается универсальностью. Хорошо приспосабливается к температурным режимам и эксплуатационным условиям, подходит для разных моторов. Самые дорогие из всех видов моторных масел.
- Полусинтетические. Полусинтетические или частично синтетические смазочные материалы близки по характеристикам к «синтетике». Компромиссный вариант между дорогими и качественными маслами (синтетическими) и самыми дешёвыми (минеральными).
ГОСТ 17479.1-2015
Госстандарт распространяется на «расходники», выпускаемые для легковых машин, дорожно-строительной, сельскохозяйственной и другой техники. В зависимости от характеристики кинематической вязкости, делит моторное масло на 3 основные категории:
- Летнее масло. Предназначены для работы при температуре окружающей среды выше нуля градусов Цельсия. Не способны запустить двигатель в холодное время года.
- Для зимы. Имеют более жидкую консистенцию по сравнению с летними смазочными материалами. Предназначены для старта силовой установки при низких температурах на улице. Теряют первоначальные эксплуатационные свойства в жаркую погоду, становясь чересчур жидкими, что препятствует созданию плотного и тягучего смазывающего слоя.
- Всесезонное. Наиболее универсальная смазка, популярная и востребованная среди автолюбителей. Способна выполнять основные функции при различных температурах на улице.
Буквенно-цифровое обозначение, нанесённое на упаковку товара и соответствующее Госстандарту 17479.1-2015, состоит из нескольких знаков.
Буква «M» указывает на назначение расходного материала (моторное масло) и ставится перед остальными символами. Следом идут цифры, обозначающие параметр кинематической вязкости. Последний символ (прописная буква) указывает на принадлежность масла к той или иной группе, в зависимости от особенностей эксплуатации.
В кодовом обозначении может находиться дополнительная буква «з». Ставится после первой цифры. Указывает на использование специальных присадок, предназначенных для улучшения показателя вязкости (сгущения) масла.
Для примера
Обозначение М-6-Б₂, соответствующее ГОСТ 17479.1-2015, расшифровывается следующим образом: масло с шестым классом вязкости, моторное, для малофорсированных дизельных двигателей.
Ещё кое-что полезное для Вас:
- Зачем и через сколько километров надо менять масло в двигателе
- Что такое компрессия двигателя и как ее измерить
- Признаки и последствия перегрева двигателя автомобиля
Различие по области применения
Классификация по области применения, изложенная выше имеет 3 типа (дизельные, бензиновые, турбированные).
Однако тенденция последнего времени привела к появлению подгруппы собственных типов масел. Это связано с массовым производством двигателей с турбонаддувом (бензин, дизель).
Данная классификация масла для двигателей различает между собой составы, у которых применены различные присадки. Они создают условия для эффективной работы масла на моторах с определенным типом топлива. Эти присадки предотвращают загустение и вспенивание масляного состава в турбо-моторах. Соответствующий показатель указан в регламенте международного стандарта API (разработка 1947 года американским нефтяным институтом).
Две буквы на латинице после названия стандарта указывают на масло для определенного типа мотора:
- буква S («Service») – бензиновые моторы;
- С («Commercial») – дизельные.
Вторая после данных буква отвечает за наличие турбины, а также указывает на период времени производства силовых агрегатов — для них и предназначено масло.
Еще в дизельных маслах присутствует цифра 2 либо 4, обозначающая двух/четырехтактный мотор.
Универсальное моторное масло применяется на бензине, и дизеле – классификация при таком раскладе имеет двойной стандарт. Пример: SF/CC, SG/CD и так далее.
Пояснения API (бензин)
Классификация по стандарту API с небольшими пояснениями:
Бензиновые автомобильные двигатели:
- SC — разработка автомобилей (двигателей) до 1964 года;
- SD — до 1964-68 годов;
- SE — до 1969-72 годов;
- SF — до 1973-88 годов;
- SG — до 1989-94 года (суровые условия эксплуатации);
- SH —до 1995-96 года (суровые условия эксплуатации);
- SJ — до 1997-2000 года (модернизированные энергосберегающие свойства);
- SL — до 2001-03 года (срок эксплуатации продолжительный);
- SM — машины (моторы) с 2004 года;
- SL+: усиленная сопротивляемость к окислительному процессу.
Пример: ранее использовалось моторное масло SH, тогда следующая марка будет – SJ, ибо масляный состав классом выше обогащен всеми присадками предыдущего.
Статья в тему: Сколько должна длится обкатка автомобиля
Не рекомендуется: замена эксплуатируемого масляного состава с маркировкой SD (машины с архаичными ДВС) на SL (современные авто). Это чревато неполадками (повышенным износом) частей двигателя.
Пояснения API (дизель)
Классификация для дизельных силовых установок:
- CB — машины (моторы), спроектированные до 1961 года (высокая концентрация серы);
- CC — до 1983 года (тяжелые условиях эксплуатации);
- CD — до 1990 года (топливо содержит H2SO4 в большом количестве; суровые условия эксплуатации);
- CE — до 1990 года (турбонаддув);
- CF — до/с 90 года, (турбонаддув);
- CG-4 — до/с 94 года (турбонаддув);
- CH-4 — до/с 98 года (высокие нормы по выбросу вредных веществ в атмосферу; для рынка США);
- CI-4 — машины (силовые агрегаты) с турбонаддувом, с клапаном системы EGR;
- CI-4+ (plus) — идентично предыдущему (+адаптация под высокие экологические нормы США).
Классификация моторных масел по вязкости SAE
В настоящее время общепризнанной международной системой классификации моторных масел по вязкости является SAE J300, разработанная Обществом Автомобильных Инженеров США (Society of Automotive Engineers). Вязкость масла по этой системе выражается в условных единицах – степенях вязкости. Чем больше число, входящее в обозначение класса SAE, тем выше вязкость масла.
Спецификация описывает три ряда вязкости масел: зимние, летние и всесезонные. Но, прежде, чем их рассмотреть, немного теории. Температурный диапазон моторного масла в основном определяется двумя его характеристиками: кинематической и динамической вязкостью. Кинематическая вязкость измеряется в капиллярном вискозиметре и показывает, насколько легко масло течет при данной температуре под действием силы тяжести в тонкой капиллярной трубке. Динамическая вязкость измеряется в более сложных установках – ротационных вискозиметрах.
Она показывает насколько меняется вязкость масла при изменении скорости перемещения смазываемых деталей относительно друг друга. С увеличением скорости относительного перемещения смазываемых деталей вязкость снижается, а с уменьшением – возрастает.
Маркировка масла по температуре использования
Ряд зимних масел: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W – обозначаются цифрой и буквой “W” (Winter-Зима). Для зимних классов установлены два максимальных значения низкотемпературной динамической вязкости и нижний предел кинематической вязкости при 100°С.
К низкотемпературным параметрам относятся:
- Проворачиваемость– показывает динамическую вязкость моторного масла и температуру, при которой масло
остается достаточно жидким, чтобы было возможно запустить двигатель. - Прокачиваемость – это динамическая вязкость масла, при которой масло сможет прокачаться по системе смазки и двигатель не будет работать в режиме сухого трения. Температура прокачиваемости ниже температуры проворачиваемости на 5 градусов.
Высокотемпературные свойства зимних масел характеризует минимальная кинематическая вязкость при 100°С – показатель, определяющий минимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе.
Ряд летних масел: SAE 20, 30, 40, 50, 60 – обозначаются цифрой без буквенного обозначения. Основные свойства летнего ряда масел определяется по:
- минимальной и максимальной кинематическим вязкостям при 100°С – показатель, определяющий минимальную и максимальную вязкость моторного масла при прогретом двигателе.
- минимальной вязкости при 150°С и скорости сдвига 106 с-1. Градиент скорости сдвига – это отношение скорости движения одной поверхности трения относительно другой к величине зазора между ними, заполненного маслом. С увеличением градиента скорости сдвига снижается вязкость масла, но она снова возрастает, когда скорость сдвига уменьшается.
Ряд всесезонных масел: SAE 0W-20, 0W-30, 0W-40, 0W-50, 0W-60, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 5W-60, 10W-20, 10W-30, 10W-40, 10W-50, 10W-60, 15W-30, 15W-40, 15W-50, 15W-60, 20W-30, 20W-40, 20W-50, 20W-60. Обозначение состоит из комбинации зимнего и летнего ряда, разделенных тире. т
Всесезонные масла должны удовлетворять одновременно критериям и зимнего, и летнего масла. Чем меньше цифра, стоящая перед буквой W, тем меньше вязкость масла при низкой температуре, легче холодный пуск двигателя стартером и лучше прокачиваемость масла по смазочной системе. Чем больше цифра, стоящая после буквы W, тем больше вязкость масла при высокой температуре и надежнее смазывание двигателя при жаркой
погоде.
Таким образом, класс SAE сообщает потребителю диапазон температуры окружающей среды, в котором масло обеспечит:
- проворачивание двигателя стартером (для зимних и всесезонных масел)
- прокачивание масла масляным насосом по смазочной системе двигателя под давлением при холодном пуске в режиме, не допускающем сухого трения в узлах трения (для зимних и всесезонных масел)
- надежное смазывание летом при длительной работе в максимальном скоростном и нагрузочном режиме (для летних и всесезонных масел)
Классификация SAE
Существует несколько классификаций моторных масел, причем каждая из классификаций отвечает за определенные свойства. Самой распространенной классификацией является SAE. Данная классификация разработана Ассоциацией автомобильных инженеров. Она характеризует вязкость, а также свойства «прилипания» его к поверхности детали. По сути, вязкость – это свойство масла «прилипать» к поверхности металла, при этом оставаясь текучим. Данные свойства оно должно сохранять при определенных температурных режимах.
Согласно этой классификации масла подразделяются на летние, зимние и всесезонные. Причем летние и зимние виды подразделены на несколько видов, а вот всесезонные по такому принципу не подразделяются.
Всего согласно этой классификации производятся 6 видов зимнего и 6 видов летнего масла. Что касается зимнего, то его обозначение состоит из буквенно-цифрового индекса, а для обозначения летнего применяется только цифровой индекс.
Градация зимнего масла начинается от 0 и до 25, при этом обозначение последующего вида ведется через 5 единиц, то есть, 0, 5, 10 и так до 25. Дополнительным обозначением у зимнего масла выступает буква W – Winter. Чем меньше цифровое обозначение, тем вязкость его ниже при низких температурах. Так, зимнее масло 0W обеспечит запуск силовой установки даже при температуре ниже -30 С, поскольку вязкость даже при такой температуре будет не очень высокой. А вот масло 25W можно использовать при температуре не ниже -10 С.
Летнее же действует наоборот. Градация летнего масла ведется от значения 10 и до 60, причем значение последующего вида на 10 единиц больше, а буквенного обозначения не используется.
Так, масло с обозначением 20 сохранит вязкость при температуре до +20, а обозначение 50 указывает на сохранение вязкости при температуре до +50 и выше.
Но у нас распространение отдельно зимние и летние масла не получили из-за довольно широкого температурного диапазона в течение года. Смена сезонов привела бы как минимум к двукратной смене его в году.
Большее распространение у нас получили всесезонные виды масла. Этого вида вязкость указывается как для низких, так и высоких температур, и в обозначении их фигурирует и зимнее и летнее обозначение вязкости, к примеру, 5W-40. Но при этом показатели вязкости у 5W-40 могут отличаться от показателей, отдельно взятых зимнего 5W и летнего 40 масел.
Зато как таковых видов всесезонных масел нет, выпускаются они с обозначениями от 0W-50, до 25W-20.
Следует учитывать, что температурный показатель применения того или иного масла является приблизительным и производителями только рекомендуется. Реальные же температурные показатели зависят от многих факторов, в том числе и конструктивных особенностей двигателя.
Зачастую автовладельцы останавливаются только на этой классификации, считая, что знание температурного режима и вязкости вполне достаточно.
Изготовление синтетических автомасел
Рынок минерального масла составляет до 70% от всего попадающего на полки магазинов. Однако современным двигателям требуется смазочный материал с улучшенными характеристиками. Поэтому стала необходимость в изобретении синтетического продукта с заранее заданными параметрами:
- стабильное значение коэффициента вязкости при изменении температуры от минусовых до плюсовых значений в широком спектре;
- сохранение неизменного количества работающих присадок на протяжении всего периода эксплуатации;
- избавление от вредных примесей;
- уменьшение серности;
- сокращение расхода, увеличение срока замены.
Впервые синтетику изобрели в Германии. Как и многие изобретения, синтетические смазки родились на военном производстве. Были направлены на обслуживание моторов авиадвигателей во время Второй мировой войны. Во время сильных морозов самолетам сложно было взлететь. Моторы отказывали. Виной было замерзшее твердое масло.
Современная чистая синтетика, маслоподобная жидкость, в составе полностью исключено наличие нефтепродуктов. За основу берут этилен. Путем химических преобразований изменяют его молекулярную основу. Это позволяет получать смазки высшего класса без сернистых, азотистых соединений.
Первая полностью синтетическая масляная жидкость – Mobil начала производиться в США в 1974 году. За основу брали поли-альфа-олеины. Предназначалась для использования на Аляске, в сложных погодных условиях, сильных морозах.
Полиальфаолефины производятся путем синтеза из газообразного этилена. Используя метод соединения мелких частиц в крупные, из него получают жидкий децен или до-децен. Впоследствии взаимодействуя с катализаторами, они превращаются в поли-альфа-олефины.
ПАО бывают различной вязкости, от низкой, до ультравысокой. Для изготовления автомасел используются ПАО с кинематической вязкостью 4 — 8 st.
Синтетические масла самые дорогие из-за сложной технологии производства. Однако качество, стабильные характеристики, оправдывают высокую стоимость.
Что мы видим на этикетке
При покупке моторного масла важно внимательно изучать информацию, которая приведена на упаковке
Здесь доступны следующие сведения:
Спецификация API и ACEA, по которым можно предварительно определить качество продукта и возможность его применения
Важно убедиться, что требования производителя в отношении класса соответствуют тому, что заявляет производитель.
Технологические особенности. Производитель часто указывает, что масло создано с учетом современных технологий и соблюдением действующих международных патентов
Это свидетельствует об особых свойствах моторного масла и его способности справляться с любыми нагрузками.
Допуски (одобрения) производителей. Некоторые заводы-изготовители рекомендует применение определенных типов смазок. К примеру, может быть указано, что продукт отвечает стандартам Пежо, Опель, БМВ и других брендов.
Название товара и химический состав. Здесь необходимо смотреть на тип масла, к примеру, синтетическое, минеральное или полусинтетичекое. В остальном эти данные не имеют большого значения.
Штрих-код. По нему легко оценить, в какой стране сделан продукт, убедиться в его оригинальности и получить дополнительные сведения.
Сфера применения. Производитель должен указать для какого транспорта предусмотрен этот продукт. К примеру, для легковых машин с бензиновыми моторами.
Номер партии и дата производства. Также помогает определиться с выбором при возникновении сложностей.
Псевдомаркировка. Многие производители используют разные надписи на упаковке для привлечения внимания покупателей. При этом практической пользы они не несут.
Специальные категории.
Указание вязкости. Считается наиболее важным параметром, по которому можно судить о возможности применения моторного масла в определенный сезон и применительно к конкретному модельному ряду. Важно убедиться, чтобы указанный класс соответствовал запросам производителя.
Также читайте как отличить оригинально масло от подделки.
В комплексе указанные выше характеристики позволяют принять решение о покупке смазки и, соответственно, избежать негативных последствий для двигателя.
Стандарт ACEA
Это классификация распространена в Европе. Аббревиатура расшифровывается в качестве наименования организационной структуры «Европейской ассоциации автопроизводителей». Стандарт введен в 1996 году.
ACEA подразумевает под собой евро-стандарты физико-химических исследований. Однако с 01/03/1998 классификация подвергнута пересмотру, в результате которого введены иные нормы, действующие с 01/03/00 г. На основание этого, полное наименование – ACEA-98.
Европейский стандарт имеет сильное сходство с международным – API. Однако ACEA требовательней по ряду параметров:
- бензиновый/дизельный двигатель обозначается буквенными символами – А либо В. Класс А подразумевает три степени применения, класс В – четыре;
- грузовая машина (дизельная силовая установка) и эксплуатирующийся в жестких условиях обозначен буквой «Е». Четыре степени применения.
Статья в тему: Лучшие герметики для ремонта двигателя
Цифровое значение, идущее после буквы означает требования стандарта: высокие цифры соответствуют более строгим требованиям.
Итого: моторное масло A3/B3 стандарта ACEA аналогично по свойствам, параметрам SL/CF (API). Однако европейская классификация подразумевает под собой использованием специальных классов масел. Причина – массовое производство в Старом Свете автомобилей с турбированными моторами малого объема, которые испытывают высокие нагрузки. Такие автомобильные масляные составы должны нести помимо основной функции еще и защиту элементов ДВС, а также быть с минимальной степенью вязкости с целью:
- снижение мощностных потерь на трение;
- улучшения экологических показателей.
На основе этого моторное масло типа A5/B5 (ACEA) предпочтительней по ряду параметров, нежели SM/CI-4 (API).
Изменение состава
Классификация ACEA может претерпевать реформы, отталкиваясь от конкретной автомобильной марки. Это связано с различными технологиями, применяемыми в своих двигателях европейскими автопроизводителями.
Поэтому для определенного типа силового агрегата, разработанного автомобильным производителем необходимо использование более точных требований, которые предусматривает классификация.
Пример: легковые автомобили с современными силовыми установками (BMW, VW Group) оборудованы прогрессивными электронными системами. Они соответствуют стандарту ACEA и требуют особого состава масла.
Сегмент грузового транспорта (дизельная силовая установка) имеет лидеров в виде Scania, MAN, Volvo – эти машины также соответствуют стандартам и задают планку лучших масел Класс элитарных авто традиционно возглавляет Mercedes-Benz.
Группировка по свойствам вязкости/температуры
На данный момент широко используется международный стандарт типа SAE для большинства масленых составов. SAE регламентирует густоту масла, что влияет на то, какое выбрать моторное масло.
Масло для двигателя, в основном, имеет универсальные качества: летняя и зимняя эксплуатации. Данный тип масел (стандарт SAE) имеет обозначение: цифра-латинская буква-цифра.
Пример: масляный состав 10W-40
W – адаптация к низким температурам (зима).
10 – предельная отрицательная температура, при которой гарантировано сохранение маслом все своих свойств в исходном виде.
40 – максимальная положительная температура, гарантирующая сохранение полезных свойств масляного состава.
Эти цифры являются показателями вязкости: низкий/высокий температурный режим.
В случае предназначения масла эксплуатации летом, присутствует маркировка «SAE 30». Цифра является обозначением максимально допустимого температурного режима, при котором существует гарантия сохранения свойств.
Вязкость (отрицательные температуры)
Температурные границы следующие:
- 0W – моторное масло эксплуатируется при низких температурах до -35 градусов по Цельсию;
- 5W –до -30о C;
- 10W – до -25o C;
- 15W – до -20o C;
- 20W – до -15o C.
Вязкость (высокие температуры)
Границы следующие:
- 30 — использование масла до +25/30o C;
- 40 — до +40o C;
- 50 — до +50o C ;
- 60 — свыше 50o C.
Вывод: низшая цифра соответствует жидкому маслу; высшая – густому. Моторное масло 10W-30 должно использоваться при температурных режимах: -20 /+25 градусов.