Нужна ли дальнейшая локализация производства?
В первое время Opel предложит россиянам 2 модели, и одна из них, как сказано выше, будет производиться в Калуге. Однако стоит понимать, что российский рынок для автопроизводителей особенный – на нем однозначное преимущество имеют компании, достигшие высокого уровня локализации производства.
Все российские автопроизводители уже имеют специнвестконтракты (СПИК) с Минпромторгом. В рамках СПИКов производители получают промсубсидии, некоторые льготы, а также компенсацию утилизационного сбора (который обязателен для всех, но импортерам его не компенсируют).
При этом группа PSA подписала СПИК с Минпромторгом еще летом, и в него включили не только модели Peugeot и Citroen, но и легкие коммерческие автомобили Opel. Однако стоит понимать, что внутри одной группы есть всего несколько платформ, а модели под разными брендами имеют отличия только во внешнем виде.
Соответственно, принципиально новых моделей в России производить не планируется – это будут модели Peugeot, просто с некоторыми поправками.
Конкурентов в выбранном сегменте предостаточно: это, прежде всего, «Газель» и LCV-сегмент от Ford, который остался в России после ухода компании из сегмента легковых авто.
Чисто технически возможности нарастить производство у компании есть. Завод «ПСМА Рус» в Калуге в настоящее время недозагружен, равно как и дилерская сеть группы, говорит автоэксперт Игорь Можаретто, но, чтобы дозагрузить завод, нужно правильно выбрать модели.
В условиях жесткой конкуренции делать это нужно крайне осторожно: ведь Opel уходил с рынка, когда он составлял 2,6 миллиона автомобилей в год, а вернулся на рынок всего в 1,9 миллиона единиц. Пока же в России локализовали производство кроссоверов и коммерческих автомобилей – тогда как перевести легковые авто Opel на платформу PSA пока не успели
Пока же в России локализовали производство кроссоверов и коммерческих автомобилей – тогда как перевести легковые авто Opel на платформу PSA пока не успели.
Соответственно, объемы производства и продажи авто марки Opel в России в обозримом будущем вряд ли превысят несколько тысяч штук в год, и при таких объемах говорить о серьезной локализации пока не приходится.
Перспективы Опеля в России
Едва почувствовав, что российский рынок автомобилей стабилизировался и вскоре может выйти на докризисные уровни, многие иностранные компании спешат вернуться. Однако ниши уже плотно заняты конкурентами, никуда не уходившими в «трудные годы». Концерн PSA, заявив о смелых планах покорения не только российского, но и мирового рынка, делает большие ставки на любовь россиян к немецкому бренду Opel.
До кризиса общая доля Опеля составляла 2,6 % от всего авторынка. Но за годы отсутствия, бренд растерял производственные мощности, компонентную базу – заводы под Калининградом и Санкт-Петербургом закрыты. Еще неприятная, но реально восполнимая потеря – отсутствие развитой сети дилерских салонов и сервисов.
Россияне, в целом, восприняли новость о появлении Опеля на российском авторынке положительно. Согласно недавним опросам, возвращения «немцев» ждут около 40% опрошенных. Остальных же смущают не только цены на новые авто, которые на фоне доходов россиян высоки, но и переход на французские платформы. Большинство сходится во мнении, что это будет уже «не тот опель». Да и модели, с которых начнется рестарт, выглядят сомнительно: кроссоверы без полного привода да коммерческий микроавтобус. Для достижения ощутимых успехов руководству остается только установить максимально привлекательные для потенциальных покупателей цены.
Программы льготного кредитования и субсидирования Опель
Для быстрого восстановления позиций и активного завоевания рынка Опелю могло бы помочь субсидирование и участие в государственных программах поддержки. Заявленные в 2019 году программы льготного кредитования «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль» дополнили уже существующие программы утилизации и трейд-инн.
По условиям новых программ льготного кредитования, участвовать в них могут автомобили отечественных и иностранных брендов, собранные на территории России, цена которых не превышает 1,5 млн рублей. При этом для «Семейного» и «Первого» автомобиля есть еще ряд дополнительных условий: возраст, наличие несовершеннолетних детей, владение автомобилем ранее и проч. Программы утилизации и трейд-инн регулируются автосалонами и тоже имеют много нюансов.
Мнение эксперта
Анна
Автоюрист со стажем 10 лет!
Важно!
Для участия в программе льготного кредитования «Семейный» или «Первый», автомобиль:
- Должен быть собран на территории РФ или участие российских заводов не менее 50 %
- Его масса не более 3,5 тонн (легковые модели, внедорожники, микроавтобусы)
- Цена не должна превышать 1,45 млн рублей.
Group PSA уже заявил о том, что Опель Зафира Лайф будет собираться на заводе концерна под Калугой. Такой шаг позволит не только существенно снизить стоимость автомобиля, но и добиться участия бренда Opel в различных программах гос. поддержки. Но официального заявления об участии модели Zafira Live в государственных программах пока не было. Тем не менее, старые модели Opel Astra 2015 года, оставшиеся на законсервированных заводах концерна General Motors под Санкт-Петербургом, официально участвуют и в программе «Семейный автомобиль» и в качестве «Первого» авто.
Для участия в программах льготного автокредитования автомобиль должен не только отвечать всем требованиям, но и пройти одобрение банком, а затем и салоном, с которым этот банк сотрудничает
А вот кроссоверам Опель участие в программах льготного кредитования будет закрыто. Собираться они будут в Германии. Соответственно, никакого снижения цен на Кросслэнд или Грандлэнд не будет. Цена для России будет складываться из европейского ценника и суммы таможенной пошлины.
GM прекращает продажи автомобилей в России
Развитие кризиса в 2014 начале 2015 годов по продажам автомобилей в стране получило новое продолжение. Опель и Шевроле объявили о своем уходе с рынка новых автомобилей в России. Это сенсационное заявление сегодня было сделано GM.
Как говорят источники в Opel, немецкая марка полностью уходит из России. Что касается с Chevrolet, то в связи с грандиозным подорожанием самых популярных и ходовых моделей типа Chevrolet Cruze, продаваться в РФ будут лишь самые дорогие модели, Corvette, Tahoe и Camaro. Для которых кризисы не почем, их все равно купят за любые деньги.
Сборка Opel будет завершена на заводе «Автотор» в Калининграде в феврале, к концу июня завод в Санкт-Петербурге также прекратит свою работу и будет законсервирован, а сборка остальных автомобилей марки, которая происходит на заводе ГАЗ завершится до конца 2015 года.
Совместное предприятие АвтоВАЗ’а и GM продолжит свою работу, но строительство завода, на котором должны были производить Шевроле Ниву второго поколения будет закрыто.
General Motors разрабатывает новую концепцию торговли в России и как это было в 90-е, концерн акцентирует свое внимание на реализации дорогих, премиальных брендов Chevrolet и Cadillac, который тоже входит в концерн GM. В связи с широкомасштабными изменениями дилерская сеть GM будет реконструирована полностью к концу 2015 года
В связи с широкомасштабными изменениями дилерская сеть GM будет реконструирована полностью к концу 2015 года.
Для многих владельцев автомобилей Opel и Chevrolet после услышанного, встал вопрос, а как же запчасти, будут ли они поставляться в Россию?! По сообщениям уходящих с рынка России брендов, поставки и продажи запчастей прекращены не будут.
Напомним, что Chevrolet реализовывало достаточно широкую линейку автомобилей. Это и Chevrolet Spark и Aveo, в двух кузовах, седан и хетчбэк и Chevrolet Cruze в трех вариантах: хэтчбэк, седан и универсал. Cobalt и Malibu. Кроссоверы TrailBlazer и минивэн Orlando.
В модельном ряде Opel также было представлена достаточно широкая гамма моделей. Это и Opel Astra, в кузовах хетчбэк (трех и пяти дверных вариантах), седан и универсал, более дорогая модель Insignia, также продававшаяся в кузове седан и универсал. Кроссоверы Antara и Mokka были не столь популярными в продажах, но также присутствовали на рынке России. От минивенов- Meriva и Zafira.
Помимо этого для любитилей прокатиться с ветерком были доступны Opel Astra GTC и Insignia OPC.
Уход GM из России стал полной неожиданностью и это произошло даже не смотря на относительно высокую степень локализации сборки многих автомобилей.
Большая часть машин концерна GM собиралась на Российских заводах. В которые входили и завод в Калининграде, где занимались сборкой Opel Meriva, Insignia, Zafira, Chevrolet Aveo и завод GM в Петербурге, где собирался Chevrolet Cruze и Captiva, Opel Antara, Astra и Mokka. На заводе в Тольятти идет сборка Шевроле Нива.
Карл-Томас Нойманн, генеральный директор Opel Group так ответил на вопрос о причине прекращения продаж немецкой марки в России: “В настоящий момент наши автомобили, которые производятся в России, не обладают достаточным уровнем локализации, а ситуация на рынке не оправдывает серьезных инвестиций в повышение уровня локализации”.
Как говорят представители зарубежных автокомпаний, не смотря на уход GM из РФ, Опель и Шевроле продолжит исполнение своих гарантийных обязательств, в том числе сервисное обслуживание и поставку запчастей.
Он ушел, но вернулся: история Opel в России
Совсем недавно, после четырехлетнего перерыва было объявлено, что в Россию возвращаются автомобили марки Opel. Автопроизводитель работал в стране достаточно долго – причем не просто продавал автомобили, но и производил их.
Впервые сборку авто немецкого бренда наладили в России в 2007 году. Это были площади, арендованные у завода «Арсенал» в Санкт-Петербурге. Назвать это производством было сложно – машины собирали из комплектов, поставляемых из-за рубежа. Тогда первой моделей стал кроссовер Opel Antara.
В феврале 2008 года началась сборка автомобилей линейки Opel Astra на новом заводе в Шушарах (Ленинградская область), там же производили и модель Antara. Чуть позднее производство в Санкт-Петербурге свернули, а работников перевели в Шушары.
С 2009 года такую же крупноузловую сборку наладили в Калининграде на заводе «Автотор». Там производили уже более широкий круг моделей: кроме Astfa и Zafira, производили популярные модели Zafira, Meriva, Mokka и Insignia. Но в тот же год производство перенесли на новый завод – он также был построен в Шушарах.
Несмотря на некоторую популярность среди россиян, производство и продажа автомобилей Opel в России после кризиса 2014 года было уже не таким выгодным, и в 2015-м компания принимает решение уйти с российского рынка.
Оценивая причины, по которым компания покинула Россию, обычно говорят о падении покупательной способности рубля. Юлия Кравченко из НПП «ИТЭЛМА» говорит, что проблемами могла быть еще и низкая степень локализации производства – это усилило негативный эффект от падения рубля:
Opel ушел с российского рынка весной 2015 года, когда концерн General Motors решил изменить модель своего бизнеса. Этот год был тяжелым для автопроизводителей и производителей автокомпонентов, продажи Opel упали. Тогда Минпромторг связал уход Opel с низкой степенью локализации (25%). По официальной версии, совет директоров GM отказался выделять дополнительные средства на компенсацию убытков деятельности компании на российском рынке в последующие годы. Главными преградами к получению прибыли в головном офисе GM тогда также назвали низкий уровень локализации и высокую конкуренцию на российском рынке, экономический спад.
Юлия Кравченко, директор по продажам
Спустя 2 года Opel больше нельзя было считать немецким брендом – в General Motors продали компанию французскому концерну PSA (производит автомобили Citroën, Peugeot, и Vauxhall).
Но уже сейчас в России стартовали продажи автомобилей Opel. Это часть новой кампании по развитию бренда в Европе и на глобальном рынке. Кроме России, Opel выходит на рынки стран Азии, Африки и Южной Америки.
Почему именно сейчас? Возможно, компания надеется сыграть на ностальгических чувствах россиян, считает Александр Щербаков, специалист по рынку дилерских автомобилей. В России еще помнят тот Opel, и в PSA могли понадеяться на это, считает эксперт:
На сегодняшний день рынок автомобилей показывает рост в категории «автомобили с пробегом» и спад в категории «новые автомобили». Результатом этого стали вытекающие последствия кризиса 2014, из-за которого в 2015-м компания GM покинула российский рынок, оставив в невыгодном положении как своих клиентов, так и дилеров. После этого стоимость автомобилей бренда Opel резко упала на вторичном рынке на фоне конкурентов. Однако, у российских автовладельцев остались тёплые чувства к бренду Opel и по сей день, благодаря качеству исполнения отделочных материалов, современному дизайну и вариантам исполнения кузова модели Astra, которая полюбилась как молодым автолюбителям, так и более опытным. В арсенале компании Opel на момент присутствия на российском рынке была достаточно широкая модельная линейка, включавшая в себя легковую Astra (седан, универсал, 3-х и 5-ти дверный хэтчбек), компактную Corsa, минивэны Meriva и Zafira, кроссовер Antara и компактный кроссовер Mokka, а также легковая Insignia (седан и универсал). Всё это внесло свою лепту в формирование потребительского спроса на российском рынке автомобилей в те годы и даёт неоспоримые шансы на возвращение бренда Opel сейчас, несмотря на сложности, которые предстоит преодолеть компании, поскольку за время отсутствия рынок серьёзно переформировался.
Александр Щербаков руководитель проекта по поиску автомобиля от дилера
В настоящее время продажи Opel в России осуществляют 11 дилеров в 8 городах страны, но продаваемые автомобили производятся в России.
Модели на рынке России
Руководители PSA прекрасно понимают, что от представленных моделей напрямую будет зависеть успех возвращения Opel. Но при этом в продажу могут поступить только автомобили, уже перешедшие на платформы PSA. Машины на базе GM не подлежат продажам из-за ограничений, наложенных американским концерном. Поэтому полюбившихся россиянам и коммерчески успешных моделей Astra, Corsa, Mokka и Insignia ждать пока не стоит. Перевод на платформы PSA для легковых моделей займет некоторое время, о чем руководство Group PSA официально заявило.
Рестарт продаж в России начнется с трех моделей:
Кроссовер Opel Crossland X. Опель Кросслэнд Х оснащается атмосферным (81 л.с.) или турбированным (110 или 130 л.с.) бензиновыми моторами объемом 1.2 л.. Также доступен дизельный ДВС объемом 1,6 л и мощностью в 99 или 120 л.с. Коробка передач механическая или автоматическая, на выбор. А вот привод только передний. Предварительная стоимость модели составит 1 миллион 57 тысяч рублей. Его соплатформенный Peugeot 2008 стоит несколько дороже.
Кроссовер Grandland X. Для этой модели предлагается широкая линейка моторов: два бензиновых (1,2 и 1,6 л) и три дизельных (1,5 л, 1,6 л и 2,0 л). Коробка передач возможна как механическая шестиступенчатая (для дизелей и бензина с меньшими объемами и мощностью), так и автоматическая. При этом 120-ти сильный дизель (1.6 л) дополняется только автоматической шестиступкой, а для остальных возможен и восьмиступенчатый «автомат». Привод только передний. Примерная цена Грандлэнда составит от 1.77 млн рублей в минимальной комплектации до 2,55 млн с полным оснащением.
Минивэн Zafira Life. Название несколько смущает, потому что, по факту, эта новинка 2019 года не большая семейная легковушка, а полноценный микроавтобус, соплатформенный Peugeot Traveller, Citroen Space Tourer и Toyota ProAce Verso. Уже третий в концерне PSA, Опель Зафира появился в жесткой конкуренции с другими коммерческими автомобилями. Оснащается Опель двумя вариантами турбодизельных моторов (1,2 и 2.0 л), отвечающим последним требованиям экостандартов Евро. Мощность от 102 до 177 л.с. Доступны три варианта длины: 4,6 м, 4,95 и 5,3 метра. Точная цена новинки пока не известна, но вряд ли она будет ниже ближайших конкурентов ( 1,8 млн рублей Пежо и 1,9 млн рублей Ситроен).