Пьяных оставят без руля
В МВД настаивают на конфискации автомобилей у водителей, которые повторно сели за руль пьяными. Сейчас, напомним, за пьяное вождение, согласно ст. 12.8 КоАП, штрафуют на 30 тыс. рублей и лишают прав на срок от 1,5 до 2 лет. В случае если водитель сел за руль повторно и это привело к аварии с пострадавшими или более серьезным последствиям, нарушителя ждет уже уголовная статья. Тем не менее в МВД считают, что без конфискации не обойтись.
Так, глава ведомства Владимир Колокольцев назвал конфискацию автомобилей вынужденной мерой, без которой не обойтись. Более мягкая версия законопроекта подвисла в Госдуме на несколько лет. Один из его авторов, депутат Вячеслав Лысаков, предложил забирать машины у пойманных за нетрезвое вождение лишь на время — в виде залогового обеспечения до уплаты крупного штрафа.
Камеры
Фото: Depositphotos
Лысаков объяснял: такая гарантия необходима, поскольку сейчас штрафы, согласно ст. 12.8 КоАП, в 30 тыс. рублей добровольно платит всего около 30% автомобилистов. Остальные же просто скрываются от судебных приставов.
«Тридцать тысяч рублей — это огромная сумма для жителей регионов, а автомобиль там — нередко единственный источник дохода. Если водитель в какой-нибудь деревне один раз сядет за руль пьяным и у него заберут машину под залог, вся его семья в следующий раз просто не даст ему возможности даже подойти к автомобилю нетрезвым», — отметил Лысаков.
Папа, прости!
Почти час рейда позади, на часах уже 23:55, и у нас в руках, наконец, первый «трофей» — тот самый персонаж. Сразу два инспектора просят остановиться парня на чёрной иномарке — слишком уж она виляет на дороге. Водитель прячет глаза, но покорно роется в бардачке, ища права и страховку. Оказалось, взял машину у отца, даже не предупредив, что собирается покутить. Чувствуется запах алкоголя, но дозировку точно не угадаешь. Оформляем протокол и зовём понятых.
Проходить освидетельствование на алкоголь прямо на дороге парень наотрез отказался, его повезли в отделение. «Надеется, что за полчаса проветрится и уложится в 0,16 промилле. Имеет право», — рассказывает инспектор. Но шалость не удалась. Из отделения нам сообщили, что молодой водитель «надышал» на 0,89 промилле. Машину эвакуируют, а вот парень заработал не только лишение прав. Наказать могут ещё и его отца за передачу транспорта нетрезвому. Это уже решит суд.
Понятыми выступают члены добровольной народной дружины «Металлург». Несколько мужчин выходят на ночные рейды с ДПС, чтобы помогать фиксировать нарушения. У всех есть семьи и работа с «девяти до шести», но это не мешает им иногда подежурить на ночных дорогах Красноярска.
Ласковая полиция и негодяи
Суббота, на часах 23:00. Нам передали (с обещанием никому не рассказывать) координаты очередного рейда «Нетрезвый водитель»: Кировский район, перекрёсток Мичурина и Павлова. На месте уже три экипажа ДПС, шесть инспекторов и ни единого шанса у водителей проехать незамеченными. Задача ясна, проверять будем всех и каждого в поисках «негодяев» — именно так полицейские ласково называют нетрезвых водителей.
Поток плотный, все возвращаются домой, либо наоборот разгоняются, чтобы успеть на тусовку выходного дня. Под светом фар видно издалека, как меняются в лице водители, завидев инспектора. Документы просят показать единицы.
Вскоре после начала рейда водители из солидарности начинают ставить отметки на электронных картах Красноярска о том, где именно всех поджидает засада. Поток от этого меньше не стал, но инспекторы, конечно, сетуют: «И вот так всегда — никакой интриги!».
Конкретные улицы, на которых пройдёт очередная проверка, выбирают не случайно. В ГИБДД этим занимается специальный отдел аналитики, который оценивает аварийность и случаи с мелкими нарушениями на дорогах Красноярска. Сказать, что какой-то район самый злостный в этом плане нельзя, но есть небольшая стабильность по количеству гоняющих там автопьянчуг, которую подмечают и сами инспекторы.
Будут ли проверять всех поголовно или нужны будут основания?
Пока неясно, в каких установленных законодательством случаях и на каких основаниях водитель будет обязан проходить экспресс-тесты. Как можно предположить, раз уж эта проба ставится лишь на уровень «покраснения кожи» и «заплетающегося языка», то требовать его прохождения сотрудники смогут не только в антиалкогольных рейдах, но и при обычных остановках водителей. Ну а дальше можно будет и на медпроверку поехать или на требование «о решении проблем за деньги» попасть. Повторимся, поскольку пока предполагается, что на прохождение не будет составляться никаких процессуальных документов, у коррупционеров появляется хорошая возможность получить еще один рычаг психологического давления.
Лихачей мало беспокоят штрафы
Глава национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин уверен: регулирование в сфере дорожного движения сейчас построено таким образом, что из-за каждого ужесточения правил страдают миллионы законопослушных водителей. При 1% злостных лихачей из всей массы автомобилистов штрафы мало беспокоят — соответственно смысла в общем повышении размера штрафов он не видит.
«Лихачам на руку тренд на замену полицейских камерами: такие водители часто не оплачивают штрафы и приставы против них бессильны. Если мы хотим убрать таких водителей с дорог, надо вернуть на дороги полицию, увеличив численность ГИБДД. Ужесточать можно только те виды наказаний, которые назначают суды уже после рассмотрения всех обстоятельства дела, но никак размеры штрафов, которые приходят сейчас в автоматическом режиме с камер, — рассуждает Шапарин в беседе с «Известиями». — Современные системы контроля трафика и нейросети способны сформировать индивидуальный профиль поведения на дороге каждого участника. С группой лихачей вполне сможет вести профилактику и ГИБДД».
Камеры
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин
В свою очередь координатор проекта «Карта убитых дорог» и депутат Госдумы Александр Васильев («Единая Россия») также считает, что сокращение численности сотрудников ГИБДД привело к тому, что лихачей ловить практически некому.
Довольно часто получается так, что не все грубые нарушения ПДД видят камеры, но даже в случае фиксации — в автоматическом режиме водители получат только штраф, в то время как личная встреча с инспектором ГИБДД в таких обстоятельствах означала бы лишение прав.
«Есть категория водителей, которые систематически нарушают, — превышают скорость, выезжают на встречные полосы, не пристегиваются и так далее, — говорит Васильев. — Их не так много, но без более пристального контроля со стороны инспекторов ГИБДД получается так, что на самом деле грубых нарушений гораздо больше. Просто не все попадают в объектив камер. И люди привыкают нарушать, они знают, что отсутствует неотвратимость наказания».
Эксперт считает, что физическое присутствие на дорогах большего количества инспекторов ГИБДД уменьшило бы количество злостных нарушителей.
Как будут проводить блиц-тест на наркотики?
При проверке на наркотики водителю предложат сдать слюну. Какие наркотические вещества будут выявляться, пока остается неизвестным. Но что явно просматривается, так это то, что тестирование также станет основанием для направления водителя на медосвидетельствование при «плохих» показателях блиц-тестирования.
«Применение указанных средств позволит минимизировать субъективный подход сотрудников полиции в оценке состояния водителей, что будет способствовать соблюдению прав и законных интересов участников движения и снижению при этом числа конфликтных ситуаций, а также исключить необоснованные процедуры освидетельствования»,— говорится в пояснительной записке к документу.