«Москвич» 400,401 (1946-1956)
Советская малолитражка был полным аналогом автомобиля Opel Kadett K38, выпускавшегося в 1937—1940 годах в Германии на немецком филиале Opel американского концерна General Motors, воссозданным после войны на основе уцелевших экземпляров, документации и оснастки.
Часть оборудования для выпуска автомобиля было вывезено с завода «Опель» в Рюссельхайме (находившегося в американской оккупационной зоне) и смонтировано в СССР.
Значительная часть утраченной документации и оснастки для производства была воссоздана заново, причём работы производились в Германии по заказу Советской военной администрации силами смешанных трудовых коллективов, состоявших из откомандированных советских и вольнонаёмных немецких специалистов, работавших в созданных после войны конструкторских бюро.
Последующие три поколения «Москвичей» будут с отставанием повторять продукцию фирмы Opel.
ЗИС-110 (1945-1958)
Дизайн кузова первого советского послевоенного легкового автомобиля представительского класса практически полностью имитировал американские «Паккарды» «старших» (Senior) серий предвоенного выпуска. Вплоть до мелочей ЗИС-110 был похож на Packard 180 c кузовом Touring Sedan последней довоенном модели 1942 года. Самостоятельной советской разработке, специально предали внешность американского Паккарда в соответствии со вкусовыми предпочтениями высшего руководства страны и, главным образом, лично Сталина.
Вряд ли американской фирме нравилось подобное творческое развитие её идей в оформлении советского автомобиля, однако никаких претензий с её стороны в те годы не последовало, тем более что производство «больших» «Паккардов» после войны возобновлено не было.
ЗАЗ-966 (1966-1974)
Легковой автомобиль особо малого класса демонстрирует немалое сходство дизайна с немецкой малолитражкой NSU Prinz IV (ФРГ, 1961 г.), которая в свою повторяет часто копируемый американский Chevrolet Corvair, представленный в конце 1959 года.
Известно, что образец Chevrolet Corvair находился в распоряжении НАМИ, а позднее был передан на Запорожский автозавод (по другой версии — на Мелитопольский моторный) с целью изучения системы охлаждения двигателя.
Chevrolet Corvair (1960-1969)
Конструкция автомобиля мало изменилась по сравнению с предыдущим поколением. Но на ЗАЗ-966 появились знаменитые «уши» (воздухозаборники на боковинах кузова).
После перестройки
В период перестройки в стране зародится малый бизнес, и на этой волне возник спрос на малотоннажные грузовики. Именно в этот период и возникла идея создания будущего семейства Газель, запущенная в серию уже в первой половине девяностых. Выпуск Волги так же был увеличен, и почти в два раза — причём вместо прежней модели ГАЗ-24-10 запустили новую, ГАЗ-31029, отличавшуюся более современным кузовным дизайном.
- На базе Волги был создан и пикап ГАЗ-2304 с красноречивым именем Бурлак, который впрочем, из-за резкого роста спроса на легковушки так и не прошёл в серию. Для бизнес-класса вместо Чайки был разработан седан ГАЗ-3105, однако из-за его высокой стоимости, которая практически не уступала ценам на более престижные иномарки, машина так и не нашла покупательского спроса.
- Зато малотоннажная Газель, которая впоследствии образовала целое семейство, обрела невероятную популярность и стала самым востребованным автомобилем в постперестроечной экономике. К концу 95-го был собран уже 15-миллионный экземпляр, а в начале 96-го запущен в производство вариант микроавтобус — ГАЗ-32213, во всех городах и весях России использовавшийся в качестве маршрутного такси.
Первая Газель
Пикап ГАЗ-2304 Бурлак
Внедорожник Атаман (ГАЗ 2308)
- В это же время ГАЗ первым из российских автопредприятий переходит на четырёхклапанные двигатели, постепенно вытеснившие устаревшие карбюраторные. В 97-м провели очередную модернизацию машины с неугасающей популярностью — Волги, которой был присвоен индекс ГАЗ 3110.
- Ещё через год, на волне популярности Газели в производство было запущено новое семейство микроавтобусов и малотоннажных грузовиков Соболь (ГАЗ 22171), а легендарный ГАЗ 66, выпускавшийся аж с 1964 года, был заменён грузовиком Садко (ГАЗ-3308), так же принятым на вооружение армии.
- Параллельно проводилась работа по созданию внедорожного малотоннажного пикапа ГАЗ-2308 Атаман и его модификаций. Кроме того, на платформе Волги был разработан заднеприводный седан ГАЗ-3111, задачей которого было укрепление позиций завода в бизнес-классе.
Модель была максимально простой, но всё равно её стоимость оказалась чрезмерной для рынка, и так пострадавшего из-за дефолта 1998 года. Тогда было решено приступить к разработке низкорамного грузовика ГАЗ-3310, перспективы которого были обусловлены его среднетоннажной категорией.
Колёса для постперестроечных машин
Если уж на российских дорогах встречаются машины послевоенного периода, то Волги, Соболи и Газели, изготовленные после перестройки, бегают и подавно. Смотрим, какие диски на авто ГАЗ тех лет нужно ставить:
Модификация | Ступица | Какие диски подходят на ГАЗ | Размер шин |
ГАЗ 31029 | 58,1 | 6,5х15 5*108 ЕТ45 6х15 5*108 ЕТ45 | 205/60 R15 195/65 R15 |
ГАЗ 3105 | 58,1 | 6.5×15 5*108 ЕТ45 6х15 5*108 ЕТ45 | 205/60 R15 195/65 R15 |
Волга 3110 | 58,1 | 6.5×15 5*108 ЕТ45 6х15 5*108 ЕТ45 | 205/60 R15 195/65 R15 |
ГАЗ-3111 | 58,1 | 6.5×15 5*108 ЕТ45 6х15 5*108 ЕТ45 | 205/60 R15 195/65 R15 |
Газель (ГАЗ-32213) | 130 | 5.5Jx16 6×170 ET106 | 175 R16 (ЗК) 185 R16 (ЗК) 195 R16 (ЗК) Примечание: На лето лучше поставить на Газель более широкие покрышки с профилем 195. |
Соболь (ГАЗ-2217) | 108,5 | 6.5Jx16 5×139.7 ЕТ45 Разбираясь, можно ли на Соболь поставить 15 диски, отметим, что да, можно – только если это будет ширина на более6 дюймов. Соответственно, шина тоже должна быть более узкой: 205/70 или 205/75 | 215/65R16 225/60R16 |
Соболь комби 4х4 | 108,5 | 6.5Jx16 5×139.7 ЕТ45 | 185/75R16 215/65R16 |
«Акулья пасть» и вердикт Жукова
«Акулья пасть». Волга.
ГАЗ-21, она же “акулья пасть”, на стартовом этапе совершенно не приглянулась маршалу Георгию Жукову. После этого автомобиль выпустился тиражом в 140000. Особой технической сенсацией в автомобильном мире эта «Волга» не являлась, будучи, по сути, модернизированной «Победой». Даже для того времени автомобиль представлял собой набор стандартных технических воплощений. Долгожданной инновацией 21-й волги планировалось сделать автоматическую коробку передач, которой на ГАЗе собирались оснащать все последующие машины.
На деле же оказалось, что подходящего советского масла для “автомата” не нашлось, как и специалистов по диагностике с ремонтом. По этой причине хорошая идея разбилась о неразрешимые реалии. Зато харизма “Волги” заткнула за пояс даже заграничный Ford Mainline, с которым они были схожи своими обводами, не говоря уже об отечественных легковушках того времени. Олень на капоте остался в истории российского автопрома эпохальным символом.
Москвич-408 (1964-1975)
Родоначальник третьего поколения автомобилей «Москвич» стал подражанием Opel Kadett A (1962).
По сравнению с предшественниками, выросли длина и ширина автомобиля при одновременном значительном снижении его высоты. Ощутимо возросли вместительность и комфортабельность салона.
Выпускался в Москве на заводе МЗМА(АЗЛК). С 1964 по 1967 год он был основной моделью завода, после чего его сменил в этой роли «Москвич-412», хотя и после этого они ещё долго выпускались параллельно. Также он выпускался в Ижевске с 1966 по 1967 год, там было собрано лишь около 4000 автомобилей этой модели, после чего Ижевский завод, в отличие от МЗМА-АЗЛК, полностью перешёл на выпуск модернизированной модели «Москвич-412».
ГАЗ А (1932)
Первый массовый легковой автомобиль СССР был позаимствован у американского автопрома. ГАЗ А — лицензионная копия американского Ford-A. СССР купил у американской фирмы оборудование и документы на производство в 1929 году, а через два года выпуск Ford-A был прекращен. Еще через год, в 1932 году, были выпущены первые автомобили ГАЗ-А .
Несмотря на то, что первые автомобили завода изготавливались по чертежам американской фирмы Ford, они уже изначально несколько отличались от американских прототипов.
Но после 1936 года в Москве и Ленинграде эксплуатация устаревшего ГАЗ-А была запрещена. Малочисленным автовладельцам предписывалось сдать ГАЗ-А государству и с доплатой приобрести новый ГАЗ-М1.