Выгодное дело
Достаточно посмотреть на объемы выручки всего рынка автомобильных деталей, чтобы понять, что он весьма заманчив для продавцов и производителей контрафакта. Так, в прошлом году, согласно результатам исследования аналитического агентства «Автостат», оборот рынка автозапчастей России только для легковых автомобилей составил 1 трлн 403,2 млрд рублей, для понимания масштаба — это более половины денег, потраченных за тот же период на покупку новых автомобилей. Доля поддельных автокомпонентов традиционно оценивается примерно в 20-30% всего рынка.
В мировой торговле доля контрафакта стабильно увеличивается, говорится в недавно опубликованном докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Если в 2013 году она составляла 2,5% ($461 млрд) от всех товарных потоков, то через три года этот показатель достиг 3,3% ($509 млрд). В Евросоюзе с его мощными таможенными барьерами за тот же период доля контрафакта увеличилась с 5% до 6,8% (€121 млрд). Традиционно крупнейшими странами поставщиками пиратской и контрафактной продукции являются Китай и Гонконг (на них приходится 90% таких товаров), но в последнее время растет импорт нелегальной продукции из Таиланда, Индии, ОАЭ, Турции и Сингапура.
«Трудно сказать, каков объем контрафакта, я думаю, до 30% может доходить. Проблема в том, что зачастую эти детали сделаны на достаточно высоком уровне. У вас просто не хватит компетенции оценить, подделка это или нет. Происходит это так: китайский завод, выпускающий детали для одного или нескольких автопроизводителей, часть своей продукции выводит на рынок, что называется, через “серые схемы”, причем объемы довольно серьезные. Есть и чисто подпольные заводы, которые работают по оригинальной номенклатуре и документации фирменных автокомпонентщиков, и, очевидно, не без помощи коллег с официальных заводов они штампуют контрафакт. У последних качество хуже, могут быть ошибки в допусках и сопромате. Но полиграфия, упаковка, наклейки, штрихкоды — всё на высоком уровне. Понять, что к чему, сможет только профессионал», — рассказывает автомобильный эксперт Сергей Ифанов.
Как изменятся цены
Автомобили начнут дорожать уже с января. Насколько — зависит от колебаний курса рубля.
«Если сильных колебаний не произойдет, изменение цен будет не таким существенным, как в 2020 году. К настоящему моменту это в среднем +10% и до +30% по отдельным брендам. Если на валютном рынке опять будут резкие взлеты, то участники авторынка неминуемо отреагируют на ситуацию», — дал свой прогноз аналитик компании JATO Dynamics Сергей Баранов.
Андрей Ольховский отметил, что существует ежегодный рост стоимости автомобилей с учетом инфляции и таких факторов, как утилизационный сбор и размер НДС. Источники в кругу автопроизводителей утверждали, что с нового года в России снова вырастет утилизационный сбор на все автомобили, включая спецтехнику. Причем повышение грядет ощутимое — на 25–30%.
Год опасной жизни
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов
«Делается это для того, чтобы давать больше преференций тем компаниям, которые производят автомобили внутри страны. Само повышения утилизационного сбора дает прибавку к цене всего на 1–2%, для тех, конечно, кто играет по правилам Минпромторга. На остальных это бремя ложится полным грузом», — обрисовал ситуацию вице-президент Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олег Мосеев.
По прогнозу Андрея Ольховского, в течение I квартала 2021 года цены по разным брендам и моделям вырастут от 5% до 10%. Генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин считает, что средний рост цен по итогам года составит до 15%.
Черная метка преступникам
Мошенников ловят регулярно. Так, в марте этого года правоохранители МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти обнаружили во Фрунзенском районе города склад поддельных рулевых реек для различных марок машин, всего около 270 деталей. По факту было возбуждено уголовное дело по статье «Незаконное использование средств индивидуализации товаров». Максимальное наказание по этой статье — лишение свободы на два года. Тем не менее это не останавливает желающих заработать на контрафакте.
В правительстве решение этих задач во многом видят в создании системы маркировки товаров. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, подделать российскую маркировку будет невозможно, поскольку «у каждой цифровой бирки есть “криптохвост”, или так называемый криптокод, который позволяет отследить товар на протяжении всего цикла жизни».
— Помимо борьбы с нелегальной продукцией (контрафакт, контрабанда), цифровая маркировка увеличит собираемость таможенных, налоговых, иных обязательных платежей, обеспечит аналитику импорта, производства и оборота товара в РФ, создаст инструмент общественного контроля, когда как проверяющий, так и потребитель смогут проверить любой товар с помощью приложения для мобильного телефона, — рассказал «Известиям» статс-секретарь, замминистра промышленности и торговли России Виктор Евтухов.
Впрочем, сами производители шин (Bridgestone, Michelin, Good Year, Continental, Nokian Tyres и Pirelli) через свою ассоциацию заявили, что вводить маркировку в их сегменте необоснованно, поскольку проблем с контрафактом именно они не испытывают, а дополнительные расходы на маркировку приведут к росту розничных цен.
Сохранить гарантию
Для владельца нового автомобиля установка контрафактной детали может обернуться значительными проблемами, самая большая — череда поломок.
«Простой пример: бензиновый фильтр в производстве прост, посему очень часто встречается поддельные. Вы установили непонятно чей фильтр, и он не справился с фильтрацией топлива на должном уровне, у вас в итоге засорились форсунки и свечи — это в бензиновом двигателе. В дизельном проблемы будут куда серьезнее: выход из строя топливной рампы или насоса ТНВД. В зависимости от модели и последствий ремонт исчисляется десятками тысяч рублей, если не больше», — говорит Ифанов.
А-3
Фото: ТАСС/Александр Рюмин
Рассчитывать на гарантийный ремонт после установка «левой» запчасти не стоит, предупреждают в компании Toyota.
«В первую очередь хотим отметить, что на сегодняшний день на рынке присутствует огромное количество контрафактных запасных частей и расходных материалов, которые могут влиять на надежность эксплуатируемого автомобиля, а также на безопасность водителя и пассажиров. В связи с этим Toyota настоятельно рекомендует пользоваться сервисными услугами официальных дилеров, которые предлагают оригинальные запасные части и прошли профессиональное обучение по стандартам Toyota. Безусловно, клиент вправе не следовать нашим рекомендациям, если считает, что может самостоятельно проводить ТО согласно регламенту производителя или уверен в качестве услуг, предоставляемых сторонними организациями. В данном случае клиент принимает ответственность на себя. Однако если будет установлено, что возникшая неисправность стала следствием применения некачественной детали, некорректно или не в полном, рекомендованным производителем, объеме проведенного обслуживания, то в таком случае в гарантийном обслуживании может быть отказано», — рассказала PR-директор российского офиса Toyota Наталья Астафьева.
Дилеры также призывают выбирать автозапчасти только у официальных представителей компаний, которые могут предъявить соответствующие сертификаты на продукцию.
А4
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид
«Контрафакта на рынке довольно-таки много, подделки очень достойного качества, которые очень сложно внешне отличить. Покупать запасные части лучше у сертифицированных продавцов, в том числе у официальных дилеров марок. Нужно стараться избегать покупки запасных частей у частных лиц в интернете, через доски объявлений типа Avito и прочие», — порекомендовал директор по сервису «Авилон» Rolls-Royce и Ferrari» Александр Лобов.
Впрочем, не всегда выбор запчасти может быть связан с официальным дилером, убежден партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. По его мнению, крупные, особенно сетевые ,магазины известных брендов не допускают подделок на прилавках, поскольку дорожат имиджем.
Выгодное дело
Достаточно посмотреть на объемы выручки всего рынка автомобильных деталей, чтобы понять, что он весьма заманчив для продавцов и производителей контрафакта. Так, в прошлом году, согласно результатам исследования аналитического агентства «Автостат», оборот рынка автозапчастей России только для легковых автомобилей составил 1 трлн 403,2 млрд рублей, для понимания масштаба — это более половины денег, потраченных за тот же период на покупку новых автомобилей. Доля поддельных автокомпонентов традиционно оценивается примерно в 20–30% всего рынка.
В мировой торговле доля контрафакта стабильно увеличивается, говорится в недавно опубликованном докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Если в 2013 году она составляла 2,5% ($461 млрд) от всех товарных потоков, то через три года этот показатель достиг 3,3% ($509 млрд). В Евросоюзе с его мощными таможенными барьерами за тот же период доля контрафакта увеличилась с 5% до 6,8% (€121 млрд). Традиционно крупнейшими странами поставщиками пиратской и контрафактной продукции являются Китай и Гонконг (на них приходится 90% таких товаров), но в последнее время растет импорт нелегальной продукции из Таиланда, Индии, ОАЭ, Турции и Сингапура.
А1
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
В России объем контрафактных автозапчастей может составлять треть всего рынка.
«Трудно сказать, каков объем контрафакта, я думаю, до 30% может доходить. Проблема в том, что зачастую эти детали сделаны на достаточно высоком уровне. У вас просто не хватит компетенции оценить, подделка это или нет. Происходит это так: китайский завод, выпускающий детали для одного или нескольких автопроизводителей, часть своей продукции выводит на рынок, что называется, через «серые схемы», причем объемы довольно серьезные. Есть и чисто подпольные заводы, которые работают по оригинальной номенклатуре и документации фирменных автокомпонентщиков, и, очевидно, не без помощи коллег с официальных заводов они штампуют контрафакт. У последних качество хуже, могут быть шибки в допусках и сопромате. Но полиграфия, упаковка, наклейки, штрихкоды — всё на высоком уровне. Понять, что к чему, сможет только профессионал, — рассказывает автомобильный эксперт Сергей Ифанов.
Черная метка преступникам
Мошенников ловят регулярно. Так, в марте этого года правоохранители МВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти обнаружили во Фрунзенском районе города склад поддельных рулевых реек для различных марок машин, всего около 270 деталей. По факту было возбуждено уголовное дело по статье «Незаконное использовании средств индивидуализации товаров». Максимальное наказание по этой статье — лишение свободы на два года. Тем не менее это не останавливает желающих заработать на контрафакте.
В правительстве решение этих задач во многом видят в создании системы маркировки товаров. По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, подделать российскую маркировку будет невозможно, поскольку «у каждой цифровой бирки есть «криптохвост», или так называемый криптокод, который позволяет отследить товар на протяжении всего цикла жизни.
Из автомобильных запчастей первыми маркировку должны получить шины.
А2
Фото: ТАСС/Владимир Смирнов
— Помимо борьбы с нелегальной продукцией (контрафакт, контрабанда), цифровая маркировка увеличит собираемость таможенных, налоговых, иных обязательных платежей, обеспечит аналитику импорта, производства и оборота товара в РФ, создаст инструмент общественного контроля, когда как проверяющий, так и потребитель смогут проверить любой товар с помощью приложения для мобильного телефона, — рассказал «Известиям» статс-секретарь, замминистра промышленности и торговли России Виктор Евтухов.
Впрочем, сами производители шин (Bridgestone, Michelin, Good Year, Continental, Nokian Tyres и Pirelli) через свою ассоциацию заявили, что вводить маркировку в их сегменте необоснованно, поскольку проблем с контрафактом именно они не испытывают, а дополнительные расходы на маркировку приведут к росту розничных цен.
Сохранить гарантию
Для владельца нового автомобиля установка контрафактной детали может обернуться значительными проблемами, самая большая — череда поломок.
«Простой пример: бензиновый фильтр в производстве прост, посему очень часто встречаются поддельные. Вы установили непонятно чей фильтр, и он не справился с фильтрацией топлива на должном уровне, у вас в итоге засорились форсунки и свечи — это в бензиновом двигателе. В дизельном проблемы будут куда серьезнее: выход из строя топливной рампы или насоса ТНВД. В зависимости от модели и последствий ремонт исчисляется десятками тысяч рублей, если не больше», — говорит Ифанов.
Рассчитывать на гарантийный ремонт после установка «левой» запчасти не стоит, предупреждают в компании Toyota.
«В первую очередь хотим отметить, что на сегодняшний день на рынке присутствует огромное количество контрафактных запасных частей и расходных материалов, которые могут влиять на надежность эксплуатируемого автомобиля, а также на безопасность водителя и пассажиров. В связи с этим Toyota настоятельно рекомендует пользоваться сервисными услугами официальных дилеров, которые предлагают оригинальные запасные части и прошли профессиональное обучение по стандартам Toyota. Безусловно, клиент вправе не следовать нашим рекомендациям, если считает, что может самостоятельно проводить ТО согласно регламенту производителя или уверен в качестве услуг, предоставляемых сторонними организациями. В данном случае клиент принимает ответственность на себя. Однако если будет установлено, что возникшая неисправность стала следствием применения некачественной детали, некорректно или не в полном, рекомендованном производителем, объеме проведенного обслуживания, то в таком случае в гарантийном обслуживании может быть отказано», — рассказала PR-директор российского офиса Toyota Наталья Астафьева.
«Контрафакта на рынке довольно-таки много, подделки очень достойного качества, которые очень сложно внешне отличить. Покупать запасные части лучше у сертифицированных продавцов, в том числе у официальных дилеров марок. Нужно стараться избегать покупки запасных частей у частных лиц в интернете, через доски объявлений типа Avito и прочие», — порекомендовал директор по сервису «Авилон» Rolls-Royce и Ferrari Александр Лобов.
Впрочем, не всегда выбор запчасти может быть связан с официальным дилером, убежден партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. По его мнению, крупные, особенно сетевые, магазины известных брендов не допускают подделок на прилавках, поскольку дорожат имиджем.
Тимур Хасанов