Привет, кинетоз!
— Валентина Николаевна, почему людей укачивает?
— Это неприятное состояние организма называется кинетоз, и связано оно с нашим вестибулярным аппаратом, который отвечает за равновесие. Благодаря специальным рецепторам мозг воспринимает положение тела. Но во время движения в транспорте рецепторы вестибулярного аппарата сообщают, что тело неподвижно, а глаза подают другой сигнал: всё вокруг движется. Такой конфликт вызывает симптомы укачивания.
— Почему тогда укачивает в пробках? Ведь там картинка почти не меняется?
— Благодаря рецепторам мозг воспринимает не только положение головы в пространстве, но и все наши движения. При наклоне, повороте головы рецепторы раздражаются, а мышцы, благодаря которым тело выпрямляется, рефлекторно сокращаются. Поэтому если человек страдает кинетозом, он плохо чувствует себя в пробках, где машина то трогается, то тормозит.
— То же самое происходит и на аттракционах, верно?
— Мы привыкли к движениям в горизонтальной плоскости, а при перемещениях вверх-вниз, вправо-влево организм теряет ориентацию. Многим это ощущение нравится, а у человека с кинетозом вызывает головокружение и тошноту. Неприятные ощущения возникают на каруселях, американских горках, серпантине. Некоторые люди спокойно переносят морскую качку, но их укачивает в движущемся лифте.
Елена Двориникова:
«Когда я окончила девятый класс, родители купили мне путёвку на морской корабль, который шёл от Владивостока до Камчатки. Время было доперестроечное, путёвка бешеных денег не стоила, да и нас, школьников, засунули в каюты нижней палубы, где даже туалеты были общими.
Я подружилась со Стасиком, мы гуляли по палубам, держась за руки, и я была нереально счастлива. До тех пор, пока не начался шторм. Корабль медленно поднимается верх, а потом так же медленно катится вниз. Это всё равно что секунда, когда ты опускаешься вниз на качелях и у тебя ухает в животе, но растянутая на целую минуту. Сначала это было прикольно, но потом я поняла, что меня укачало.
Воздушно-топливная смесь
Немного напомню принцип двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Многие из «новичков» думают, что он работает «чисто на бензине», и что больше ничего внутрь цилиндров не попадает. НО это совсем не так. Бензин конечно важная составляющая, но он не будет гореть без кислорода, поэтому через впускной коллектор внутрь подается еще и воздух (в котором есть доля кислорода).
Таким образом, приготавливается воздушно-топливная смесь, это бензин + воздух. Либо во впускном коллекторе, либо уже непосредственно в цилиндрах двигателя.
Именно она сгорает внутри, заставляя поршни двигаться, а они уже в свою очередь (через шатуны) вращают коленчатый вал – происходит работа.
Проблемы в карбюраторных двигателях
В работе карбюратора важно соблюдать номинальный уровень бензина в поплавкой камере. Обеспечивается он согласованной работой механического бензонасоса и запорного игольчатого или шарикового клапана, управляемого поплавком
Сам бензин также должен иметь нормальный фракционный состав.
Отсюда и самые частые причины сбоев и отказов запускаться:
Уровень может резко падать из-за отказа бензонасоса. При исправности его деталей в жару происходит кипение бензина в насосе в результате перегрева узла совместным влиянием горячего двигателя и забортного воздуха с высокой температурой, прошедшего через работающий на пределе радиатор.
Между насосом и двигателем устанавливаются теплоизолирующие прокладки, а сам узел располагается в вентилируемой зоне. Но иногда это не помогает из-за ряда факторов. Воздух слишком горячий, насос не в лучшем техническом состоянии, а бензин может попасться некачественный по химическому составу.
С присутствием паровой фракции давления на входе в карбюратор не будет. Мотор не сможет развивать тягу, возникнут пропуски, а если он заглохнет, топливо вообще закипит и завестись уже не получится до остывания.
Точно так же может закипеть бензин и в самом карбюраторе. Только эффект будет полностью противоположным – во впускном коллекторе образуется избыток паров бензина, смесь слишком сильно переобогатится.
Поджечь такой состав затруднительно, будут перебои и отказ в запуске. Поплавок в кипящем топливе опустится, клапан откроется, что ещё больше добавит топлива в коллектор. Мотор просто захлебнётся бензином.
На карбюраторных моторах обычно используется примитивная система зажигания, контактная или электронная, но в силу устарелости технических решений обе не очень надёжные.
С ростом температуры отказоустойчивость любой техники снижается, особенно если она выполнена без должного запаса. Отсюда ухудшение работы катушек зажигания, конденсаторов, высоковольтных проводов, пластмассы трамблёра и электронных схем транзисторных коммутаторов. После охлаждения параметры могут вернуться к условной норме.
Для ослабления влияния температуры на бензонасос в некоторых карбюраторах вводится система обратки. Топливо непрерывно прокачивается из бака и обратно, что улучшает условия охлаждения насоса. Соответственно и бензин имеет температуру ниже, чем если бы он застаивался в зоне насоса.
Для проверки обычно охлаждают корпус бензонасоса мокрой ветошью. Если будут улучшения, то возможно выходом станет замена узла, не все они одинаково реагируют на жару. Необходимо также убедиться в сохранности теплоизолирующих прокладок и металлических экранов.
Проконтролировать работу зажигания теоретически возможно при помощи осциллографа мотор-тестера. Но практически слабые места старых моторов хорошо известны, и всё решается пробной заменой сомнительных деталей на заведомо исправные.
Двигатель прекратил работать при жаркой погоде: возможные причины
Сильная жара, как и холод, является экстремальным режимом для всех систем автомобиля, особенно для системы подачи топлива, начиная с бензонасоса и заканчивая инжектором.
Возникающие проблемы могут привести, в том числе, к резкому прекращению работы двигателя – машина глохнет в жару. Это может происходить по разным причинам.
Перегрев бензонасоса
Бензонасос – одна из важнейших деталей топливной системы машины. Температурный режим крайне важен для него. Обычно бензонасос в жару охлаждается протекающим через него бензином. Но если и само топливо нагрелось до критической температуры (от 40-50 градусов и выше), агрегат может выйти из строя.
Перегрев бензонасоса
Вот почему при температуре 30 градусов машина глохнет. Причем простой поворот ключа зажигания здесь не поможет.
Перегрев датчика массового расхода воздуха
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ, MAF-сенсор) предназначен для определения количества воздуха, поступающего к двигателю, и его корректировки при необходимости. Устанавливается только на автомобилях с инжекторными (впрысковыми) двигателями. При длительной эксплуатации машины на сильной жаре она может выйти из строя.
Если двигатель резко глохнет в движении, машина не реагирует на педаль газа, плавают обороты двигателя, в жару машина троит и глохнет – скорее всего, причина в ДМРВ.
Перегрев топливной рампы
При температуре окружающего воздуха от 35 градусов и выше может произойти образование паров топлива в рампе, которая подает бензин к форсункам.
Перегрев топливной рампы
В этом случае двигатель резко глохнет, но почти сразу заводится и какое-то время продолжает работать.
Замусоривание топливной магистрали
Горячий бензин способствует активному отделению от стенок топливопроводов разнообразных микрочастиц, прежде всего металлических. Эта взвесь может забить сетки топливного фильтра, что также вызовет прекращение работы двигателя – машина глохнет в жару.
Закипание охлаждающей жидкости
Это самая очевидная проблема, которая может подстерегать автовладельца в жару. Стрелка указателя температуры уходит в красную зону, а из-под капота начинает валить пар.
Закипание охлаждающей жидкости
Не надо быть автоэкспертом, чтобы понять: что-то идет не так. Такого рода неприятность случается даже на современных машинах, при долгой поездке с включенным кондиционером, работа которого вызывает не только повышенный расход топлива, но и перегрев двигателя.
Решение проблем
При поломке бензонасоса от перегрева единственный выход – заменить его на новый. Но если нет возможности вызвать эвакуатор и нужно добраться до автосервиса своим ходом, можно попытаться охладить бензонасос. Для этого нужно:
- Поставить авто в тень (по возможности) и открыть капот.
- Накинуть на бензонасос тряпку, смоченную водой.
- Через какое-то время можно попытаться продолжить движение.
Другие способы исправления поломки:
- При перегреве ДМРВ следует дать двигателю остыть. Если дело только в температурном режиме, визита на сервис можно избежать. В том случае, если произошло расплавление или замыкание нитей датчика, необходима замена ДМРВ.
- Аналогичным образом решается проблема с топливной рампой. Для опытных автовладельцев, имеющих навыки ремонта современных двигателей, можно рекомендовать вручную сбросить давление в системе через регулировочный клапан.
- Промывка топливной магистрали и замена фильтров – решение проблемы мусора в топливопроводах. Выполнять данную процедуру рекомендуется только в условиях автосервиса.
Промывка топливной магистрали
При появлении из-под капота клубов белого пара из-за закипевшей охлаждающей жидкости инстинктивное желание любого водителя (после остановки автомобиля) – как можно скорее его открыть. Делать этого ни в коем случае нельзя, так как можно получить тяжелые ожоги. Нужно выждать не менее 10 минут, затем аккуратно открыть капот и, надев защитные перчатки и одежду с длинными рукавами, не спеша открутить крышку бачка с охлаждающей жидкостью и долить ее (при необходимости).
Причины одышки
Одышка вызывается различными причинами. Наиболее частыми причинами одышки являются:
- заболевания сердечно-сосудистой системы. Сердечно-сосудистые патологии приводят к недостаточному кровообращению. Органы не получают необходимое количество кислорода, в крови накапливается углекислый газ. Организм реагирует на подобное состояние учащением дыхания – через легкие за единицу времени прокачивается больше воздуха. Одышка, обусловленная сердечной патологией, возникает или усиливается после физических нагрузок или в положении лежа. В сидячем или полусидячем положении одышка проходит. Подобная одышка характеризуется затрудненным вдохом;
- патологии дыхательной системы. Одышка может быть обусловлена возникновением препятствий для прохождения воздуха через дыхательные пути, например, при сужении просветов бронхов. Поэтому одышка – типичный симптом при бронхиальной астме. В этом случае затруднён выдох. Также одышка может вызываться уменьшением дыхательной поверхности легочной ткани. В результате подобного уменьшения, для того чтобы сохранить необходимое количество поступающего в кровь кислорода, требуется более интенсивная работа легких, то есть более частый вдох. Список заболеваний дыхательной системы, при которых может наблюдаться одышка, обширен и включает такие опасные патологии как опухоли, пневмонию, хронические обструктивные болезни легких и другие;
- анемия. Недостаток красных кровяных телец (эритроцитов) и гемоглобина приводит к тому, что даже при нормальной работе сердца и легких, кровь не в состоянии обеспечить органы необходимым количеством кислорода, и организм пытается компенсировать это, увеличив частоту дыхания;
- неврозы и панические атаки. В этом случае клиническое обследование не выявляет патологий сердца и легких, но субъективно больной испытывает недостаток воздуха, а психоэмоциональные изменения приводит к учащению дыхания.
- ожирение и сахарный диабет также часто приводят к появлению одышки.
Горькое, кислое, солёное
— Почему от книг, фильмов, видеоигр, которые вроде бы так хорошо отвлекают от дороги, становится только хуже?
— Они увеличивают нагрузку на глаза, картинка постоянно прыгает. Несогласованность между информацией зрительных рецепторов и вестибулярного аппарата нарастает. В этой ситуации укачать может даже человека с хорошим вестибулярным аппаратом. Для переключения внимания лучше слушать спокойную музыку, аудиокниги.
— Может быть, чтобы избежать тошноты, лучше ехать голодным?
— Ни в коем случае! Это как раз один из факторов, провоцирующих укачивание. Есть лучше за полтора-два часа до отправления, но не переедать. Постарайтесь обойтись без жирных, копчёных продуктов, спиртного и газированных напитков, выбирайте пищу, которая максимально легко усваивается. В пути с укачиванием помогают справиться продукты с горьковатым, солёным или кислым вкусом: орешки, крекеры, твёрдый сыр, кисловатые овощи и фрукты.
В дороге часто пейте небольшими глотками прохладную негазированную воду, детей поите так же. Сладкая газировка вызывает тошноту, так как сильно раздражает вкусовые рецепторы.
Из народных способов хорошо зарекомендовал себя имбирь. Подойдут имбирные леденцы и пастилки, но лучше всего рассасывать кусочек имбирного корня каждые 20–30 минут.
Если тошноту провоцируют неприятные запахи, от которых в дороге никуда не деться, нюхайте дольку лимона или пейте воду с натуральным лимонным соком.
Как избежать проблем
Сильнее всего автомобиль перегревается не тогда, когда едет, а во время долгих часов неподвижного стояния на парковке под лучами раскаленного солнца. Садясь в него после этого и включая двигатель, водитель еще больше загоняет температуру в «красную зону».
В идеале, парковку следует организовать в тени, но если такой возможности нет – прибегнуть к светоотражающим щиткам, а еще лучше – возить с собой чехол из светлой ткани, которым можно накрыть машину полностью.
При долгой езде по городским пробкам при температуре свыше 30 градусов нужно внимательно следить за показателями температуры двигателя, при необходимости – отключать кондиционер.
Так почему же в жару едет хуже?
Кто учил физику в школе хорошо, тот наверное уже до всего догадался. Никакого лайфхака тут нет, все достаточно легко и просто.
Смотрите чем холоднее воздух за окном, тем больше воздуха находится в одном кубическом метре:
Простыми словами каждые 10 градусов, дают разницу примерно в 0,05 кубометра. Если температура падает, концентрация растет. Если температура поднимается, тогда воздух становится более разряженным.
В жару в ходе каждого рабочего цикла, мотор засасывает на 20% меньше воздуха. К чему это приводит? Да просто к тому, что топлива (в нашем случае бензина) также впрыскивается меньше.
Работает это по простому принципу – у современного мотора есть много датчиков, например температуры окружающей среды, датчик кислорода (он же лямбда-зонд). Они могут влиять на работу мотора, если температура окружающей среды растет, а также в выхлопе при сгорании топлива меньше кислорода, тогда идет корректировка показаний в ЭБУ и топлива впрыскивается меньше. Из-за этого ваш автомобиль едет хуже.
НО стоит немного похолодать, автомобиль начинает ехать бодрее! Этот эффект ощущают многие водители, например днем +32ºС, а ночью +21ºС и авто ночью катится намного лучше. По сути засасывается больше на 0,05 кубического метра воздуха, что дает примерно 3-5% к мощности.
Виды одышки
При значительных физических нагрузках организму не хватает кислорода, поэтому обычно в таких случаях частота дыхания увеличивается. Это – так называемая физиологическая одышка. Однако, если одышка возникает при небольших нагрузках или в состоянии покоя (например, в положении лёжа), то её природа – патологическая.
Большое значение имеет, какой этап дыхания вызывает затруднения – вдох или выдох. Одышка, возникающая на вдохе, называется инспираторной одышкой, на выдохе – экспираторной одышкой. Часто встречается также смешанная одышка, при которой затруднён как вдох, так и выдох.
Что такое одышка?
Если у вас есть одышка при ходьбе, вы испытываете трудности с дыханием. Она может наступать внезапно (остро) или постепенно в течение определенного периода времени (хронически). Причина одышки заключается в том, что организму требуется больше кислорода, чем он получает. Поэтому вы дышите быстрее, чтобы попытаться увеличить поток насыщенного кислородом воздуха в легкие. Из легких кислород попадает в кровоток и прокачивается по всему телу сердцем.
Одышка при ходьбе. Кто страдает от одышки?
Внезапная сильная одышка — одна из самых распространенных причин, по которой люди вызывают скорую помощь или обращаются в отделения несчастных случаев и неотложной помощи.
Одышка влияет на всех нас, когда мы занимаемся спортом, особенно если у нас избыточный вес или мы не очень здоровы. Но неприятная одышка, возникающая внезапно или неожиданно, может быть вызвана серьезным сопутствующим заболеванием. Пневмония может поражать очень молодых и очень старых людей, астма имеет тенденцию поражать маленьких детей, курильщики подвергаются большему риску заболеваний легких и сердца, а у пожилых людей может развиться сердечная недостаточность. Однако все эти состояния могут поражать любую возрастную группу, и тяжелая одышка всегда нуждается в медицинской помощи.
Причины одышки.
Астма — вы можете быть хриплым и задыхающимся. Может быть спровоцирована простудой (вирусная инфекция) или аллергией (например, сенная лихорадка).
Пневмония-это тяжелая инфекция грудной клетки, при которой вам становится тяжелее дышать. Вы чувствуете себя плохо, у вас высокая температура (лихорадка) и кашель с зеленоватой мокротой.
Хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ) — это длительное заболевание легких, вызывающее одышку и кашель. Дыхательные пути воспаляются и сужаются. Она может внезапно ухудшиться в результате инфекции грудной клетки.
Сердечные заболевания — например, сердечная недостаточность, когда сердце не качает кровь должным образом.
Поскольку сердце при сердечной недостаточности работает неэффективно, происходит нарастание давления в кровеносных сосудах, которые питают сердце. Это повышенное давление заставляет жидкость накапливаться в тканях организма. Из-за гравитации лишняя жидкость проявляется в виде отека лодыжек, ступней, голеней.
Тромбоэмболия легочной артерии - это тромб в легком. Обычно из-за сгустка крови в ноге, который вызывает болезненную, опухшую икру. Сгусток развивается после длительного пребывания в неподвижности (например, после длительного перелета) и перемещается по кровотоку в легкие.
Одышка при ходьбе. Длительная (хроническая) одышка.
Вы будете задыхаться в течение некоторого времени, и это может постепенно ухудшаться. Общие причины включают в себя:
- Ожирение и недостаток физической подготовки.
- Астма — которая не очень хорошо контролируется.
- ХОБЛ — заболевание легких, как правило, связанное с курением.
- Сердечная недостаточность — постепенное наступление одышки и распухших лодыжек-усиливается при лежании. Обычно она поражает пожилых людей. Это происходит из-за того, что сердце качает неэффективно.
- Проблемы с сердечным ритмом — например, нерегулярное сердцебиение (фибрилляция предсердий) может заставить сердце работать менее хорошо, поэтому кислород не поступает к органам и тканям должным образом. Это означает, что вы должны дышать быстро, чтобы получить больше кислорода в легкие. Учащенное дыхание заставляет вас чувствовать, что вы задыхаетесь.
- Анемия — недостаточное количество гемоглобина в крови для переноса кислорода к клеткам. Это вызывает усталость и одышку.
Одышка при ходьбе. Существуют ли какие-либо методы лечения одышки?
Лечение будет зависеть от вероятной причины вашей одышки. Вам будет настоятельно рекомендовано бросить курить, если вы курильщик. Или похудеть, если вы страдаете избыточным весом.
Вы, вероятно, будете направлены к специалисту по сердцу (кардиологу) или к специалисту по легким (пульмонологу) для дальнейших тестов, в зависимости от наиболее вероятной основной причины. Одышка при ходьбе может быть симптомом серьезного заболевания. Большинство случаев будет контролироваться вашим лечащим врачом, но вы можете быть направлены для дальнейшего исследования и лечения в больницу.
ПРОСМОТРОВ:
7 914
Причины нестабильной работы инжекторных ДВС
Чаще всего в жару двигатель с непосредственным впрыском топлива страдает из-за несоответствующего сезону бензина. Мало кому известно, что бензин, подобно дизельному топливу, имеет разный состав для зимы и лета.
В некоторых из них может начаться кипение лёгких фракций, в результате чего давление в рампе форсунок упадёт. Даже при нормальном топливе такое происходит, для чего в автомобилях предусматривается режим продолжения работы вентилятора охлаждения после выключения двигателя. Циркуляция нарушается, возможно кипение в рампе.
Некачественный бензин может при нагревании выделять смолистые отложения. В лучшем, к счастью, самом распространённом случае, они полностью закупорят приёмную сетку электрического бензонасоса в баке, которая играет роль фильтра грубой очистки, поэтому её возможности по приёму загрязнений сильно ограничены.
Массовые отказы насосов с началом жары хорошо известны работникам автосервиса. Лечится проблема снятием модуля насоса и заменой сетчатого фильтра. Одновременно рекомендуется заменить оставшийся в баке бензин.
Иногда на машинах с распределённым впрыском под капотом находится объединённый с катушками зажигания модуль, где расположены транзисторные ключи драйвера ЭБУ. Это устаревшая конструкция, поэтому и комплектующие там используются не самые современные, а значит склонные к перегреву в жаркую погоду.
Крутизна фронтов переключения ухудшается, искра становится слабой и нерегулярной, что ведёт к проявлению того же эффекта.
На самом деле перегреться может любая составная часть системы впрыска. Подсказку может дать расшифровка кода ошибки, но она не всегда указывает на точного виновника.
Почему в жару не заводится и глохнет дизельный мотор
Основной проблемой дизелей становится низкое давление ТНВД из-за износа плунжерных пар, сильнее всего проявляющегося на разогретом, потерявшем вязкость дизтопливе. По той же причине могут начаться утечки из форсунок, запорной арматуры клапанов.
Страдают от высокой температуры и уплотнения, что ведёт к завоздушиванию системы питания. Могут преждевременно забиться фильтры по причине смолообразования из топлива. В самых современных системах типа Common Rail плохая работа на горячую обычно указывает на проблемы с датчиком и регулятором давления в топливной рампе. Потребуется стендовая диагностика.
Дизельные двигатели высоких экологических классов, со сложной топливной аппаратурой, ещё больше страдают от некачественного топлива. Разрушаются и забиваются ТНВД, форсунки, регулирующие клапаны. Проявляться дефекты могут именно при высоких температурах, когда топливо в баке сильно нагревается.
Простейшая проверка самого дорогого узла – ТНВД заключается в выливании на него нескольких литров холодной воды. Если мотор легко заводится, значит проблема действительно в износе, и ТНВД требует ремонта или замены. Если нет – возможно проблемы с датчиком давления или температуры воздуха на впуске.
Правильность выдаваемых сигналов можно посмотреть, применив диагностическую аппаратуру. Самодеятельность тут неуместна, детали стоят дорого, лучше обратиться к специалистам по топливной аппаратуре дизелей. Комплексная проверка точно укажет на источник проблемы.