Вовек не оставляйте ногу на сцеплении
Многие водители, переключаясь между передачами, имеют привычку оставлять ногу на выжатой педали сцепления. Вовек не делайте этак. Старайтесь разом после переключения ручки передачи, отпускать ногу с педали сцепления. Дело в том, что при выжатой педали сцепления выжимной подшипник механической коробки передач выходит из корзины сцепления и начинает давить на диск сцепления. В результате выжимной подшипник находится под колоссальной нагрузкой.
В итоге если нередко оставлять выжатую педаль сцепления, то можно повредить узел, отвечающий за сцепление в механической трансмиссии (выжимной подшипник, диск сцепления). Подобную ошибку нередко совершают водители новички. Чтоб постигнуть, почему нельзя содержать долго нажатую педаль сцепления, вы должны знать, будто работает сцепление в механической коробке. Вот простое объяснение, что происходит, когда вы выжимаете педаль сцепления и переключаете коробку передач.
Будто мы уже сказали, выжимая педаль сцепления при включенной любой скорости, выжимной подшипник начинает давить на диск сцепления. Дальше переключая передачу на коробке, ручка переключения передач с помощью специальной вилки прижимает выжимной подшипник еще больше к диску сцепления, какой в свою очередность вступает в взаимодействие с маховиком, получающий крутящий момент от работающего двигателя. Это и называется сцепление. В случае если вы включаете любую скорость, после сцепления диска с маховиком за счет давления исходящего от подшипника крутящий момент двигателя начинает переходить на коробку передач, которая дальше распределяет силу на систему привода.
Рекомендация: Этак, что если вы лишь недавно получили права и являетесь владельцем автомобиля с механической коробкой передач, то избавляйте себя разом от привычки оставлять ногу на нажатой педали сцепления.
Последствия: износ выжимного подшипника и диска сцепления.
Торможение коробкой
Иногда такое понятие называется дауншифтингом и помогает оно не только замедлить автомобиль, но и позволяет вам включить именно ту скорость, которая действительна необходима. Это понятие помогает вам в плохую скользкую погоду, как в летнее время, так и в зимнее, не прибегать к торможению с помощью педали тормоза, в случае, если необходимо снизить скорость, что делает более безопасным передвижение на автомобиле в отличие от машины, оборудованной автоматической трансмиссией.
С точки зрения механики выглядит он так, что торможение, помимо нажатия педали тормоза, осуществляется ещё и переключением передач вниз. Правая нога работает только с педалью тормоза, а левая только со сцеплением, плавно отпуская педаль во избежание резкой передачи крутящего момента.
На самом деле, это только на словах страшно и непонятно. Стоит к этому привыкнуть, и любой автомобиль от архаичного грузовичка до современного спорткара станет вам доступен.
Да, в некоторых моментах механика несколько снижает комфорт вождения, но за это вы будете вознаграждены гораздо большим контролем над автомобилем, повышенной мощностью, лучшей топливной экономичностью, низкой стоимостью обслуживания и недорогим ремонтом (по сравнению с АКПП), ценным жизненным мастерством вождения, которое позволит вам управлять практически любым транспортным средством в мире.
18.04.2019
29.01.2020
08.05.2020
02.07.2021
22.08.2019
02.11.2018
29.11.2019
10.12.2018
17.08.2017
19.03.2019
23.04.2021
10.08.2018
20.06.2018
14.05.2019
23.05.2017
18.01.2018
13.03.2018
21.10.2020
Автомобили
Учимся водить машину с механической коробкой передач
После того, как была произведена подготовка водительского места (настроено водительское сидение, боковые зеркала и зеркало заднего вида), можно приступать к ознакомлению с педальным узлом.
Автомобиль на механике оснащен тремя педалями: сцепление, тормоз и акселератор (газ). Педаль сцепления расположена слева, педаль тормоза посередине, а педаль акселератора справа.
- Педаль сцепления предназначена для передачи крутящего момента и плавного переключения передач. Причем переключать передачи можно только при выжатой педали сцепления. Водитель выжимает педаль сцепления быстрым нажатием, отпускает плавно, учитывая свободный ход сцепления до момента контакта диска сцепления с маховиком двигателя и начала движения транспортного средства. После того как автомобиль тронулся с места, необходимо дозированно нажать педаль акселератора и убрать ногу с педали сцепления.
- Педаль тормоза нажимается правой ногой и служит для торможения автомобиля. Усилие нажатия на педаль тормоза, в первую очередь, зависит от скорости движения и дорожных условий. Чем меньше скорость – тем меньше усилие.
- Педаль акселератора. Посредством педали акселератора водитель изменяет количество топливной смеси, попадающей в цилиндры ДВС, тем самым увеличивая или уменьшая скорость вращения коленчатого вала.
Соответственно, изменяется скорость движения автомобиля. Чем сильнее водитель давит на педаль акселератора, тем больше топливной смеси поступает в цилиндры двигателя, увеличиваются мощностные показатели ДВС.
Начинающий водитель должен запомнить, что при управлении автомобилем, оборудованным МКПП, правая нога переносится с педали газа на педаль тормоза и наоборот, а левая работает только с педалью сцепления. Исключением является применение спортивных техник управления, когда торможение может быть выполнено профессионалом левой ногой.
Рычаг переключения передач предназначен для изменения передач МКПП при движении автомобиля. Каждая ступень МКПП соответствует определенному скоростному режиму. При увеличении скоростного режима водителю необходимо включать повышающую передачу, а при снижении скорости, соответственно, включать понижающую передачу.
Как водить машину на механике: пошаговая инструкция
- Занимаем правильное положение за рулем автомобиля, проверяем положение рычага (должен быть переведен в нейтраль).
- Поворачиваем ключ в замке зажигания и заводим двигатель автомобиля.
- Далее правой нажимаем на тормоз, левой ногой выжимаем педаль сцепления и включаем первую передачу.
- Затем отпускаем тормоз, переносим правую ногу на газ и одновременно плавно отпускаем педаль сцепления.
- После того, как автомобиль слегка тронется, дозируем тягу педалью акселератора до момента начала уверенного движения автомобиля.
- После начала движения автомобиля полностью убираем ногу с педали сцепления и продолжаем нажимать на педаль акселератора с цель последующего набора скорости автомобиля.
- При достижении необходимого скоростного режима, рекомендованного для движения автомобиля на первой передаче, отпускаем газ, снова выжимаем сцепление и включаем вторую передачу. При этом сцепление уже можно отпустить немного резче, чем при старте на первой.
- При правильном выборе нужной передачи коробка будет переключаться без толчков и рывков.
Рекомендованные скоростные режимы на разных передачах:
- первая передача 0-20 километров в час;
- вторая передача 20-40 километров в час;
- третья передача 40-60 километров в час;
- четвёртая передача 60-90 километров в час;
- пятая передача 90-110 километров в час;
- шестая передача свыше 110 километров в час.
Вождение машины с механической коробкой передач: торможение
При плавном торможении или притормаживании водитель должен перевести правую ногу с педали газа на педаль тормоза, добиваясь снижения скорости автомобиля до необходимого уровня.
После чего, если нет необходимости полной остановки автомобиля, водитель должен выжать сцепление, включить передачу, соответствующему данному скоростному режиму и продолжить движение.
Выбор сцепления
Еще более внимательно придется отнестись к выбору сцепления. Ведь ему приходится не только передавать мощность от мотора к трансмиссии, но и играть роль демпфера, смягчающего рывки при переключении передач и резком разгоне или, наоборот, торможении двигателем. Тут, что называется, шаг влево, шаг вправо… Поставишь слабую корзину – неминуема пробуксовка сцепления, а более мощная не будет сглаживать рывки, что приведет к повышенным ударным нагрузкам в трансмиссии и, соответственно, приблизит ее кончину. Но даже если сцепление подобрано правильно, при агрессивной езде пробуксовка муфты неизбежна, а если вы еще и любитель не сбрасывать газ при манипулировании коробкой… В таких случаях незаменимыми оказываются металлокерамические диски сцепления.
Замена масла
Чтобы не только МКПП служила долго, но и все силовые блоки автомобиля работали с максимальной отдачей, водителям нужно постоянно контролировать уровень масла и полностью менять его раз в год. Езда на постоянном доливе неприемлема. Узлы загрязняются, образуются карстовые слои и коробка может выйти из строя из-за элементарного загрязнения.
Для того, чтобы механическая коробка передач отслужила свой максимальный срок эксплуатации без капитального ремонта, требуется соблюдать несложные правила управления автомобилем. Но это приходит только с опытом.
Видео о том, как правильно переключать передачи на «механике»:
Чип-тюнинг АКПП
Этот вид тюнинга автоматической коробки переключения передач является наиболее простым как для мастеров в сервисе, так и для самого владельца авто. Дело в том, что достаточно подключить компьютер к электронному блоку управления авто. При желании блок можно с легкостью заменить на другой. Это полезно тем, что можно получить большую отдачу от самого авто. Специальные «Передаточные числа» увеличиваются до максимума, при этом время, которое требуется для переключения передачи, не повышается.
Усиление коробки передач
Чаще всего усиливают именно коробку переключения передач. Это ведет к тому, что нужно усиливать обгонные муфты, фрикционы, подшипники и прочие детали. Если их усилить невозможно, то лучше всего их заменить на более усиленные и новые детали. Это позволяет использовать АКПП более длительное время.
Данный вид тюнинга будет полезен не только для спорткаров, но и для обычных автомобилей, на которых ездят по городу. Не стоит доверять такую работу неопытным новичкам. Лучше всего ехать к специалисту, который знает, что и как нужно делать.
Тюнинг ручки АКПП
Данный вид тюнинга выполняется очень просто. Никакой пользы для авто от него не будет, но это поможет немного поменять дизайн салона. Каждый владелец может заменить ее самостоятельно.
Читать
Где расположен газ и тормоз на машине с автоматической коробкой передач
Если вас не устраивает заводская модель, то подберите именно ту, которая вам больше всего понравится. Более длинная или наоборот короткая, цветная, с различными вставками, лампочками и индикаторами. Выбор на рынке очень широкий.
Тюнинг АКПП своими руками
Некоторые виды тюнинга автоматической коробки переключения передач можно делать в домашних условиях, если есть необходимые инструменты и детали. Но и тут есть подводные камни. Если вы не особо знаете, что и куда устанавливается, лучше не браться за эту работу, так как резко возрастает риск, что вы сломаете что-либо. Лучше всего доверьтесь профессионалу. Например, тюнинг ручки АКПП можно сделать самому, но, как описывалось выше, никаких изменений (кроме дизайна салона) в работе автомобиля не будет. Чтобы сделать самостоятельный тюнинг электронного блока, потребуется ноутбук, специальный загрузчик (программа), куча различных проводов и так далее.
Рассмотрим инструкцию тюнинга АКПП (система охлаждения) на примере автомобиля (1996г) Nissan Cefiro PA32. Будем устанавливать обводную трубку по примеру №3,1 (как указано в разделе тюнинга системы охлаждения):
- Откройте капот. Просверлите в поперечной балке 2 отверстия и приготовьте резьбу М6.
- Устанавливайте радиатор так, чтобы его трубки были направлены вниз.
- Один кончик нужно прицепить к выходу ATF из коробки передач, а другой – к заводской системе охлаждения.
Примечание: дополнительный радиатор установите чуть ниже уровня бампера, чтобы он не препятствовал потокам воздуха. Таким образом вы получите обдув, который обеспечит нормальное охлаждение АКПП. Также стоит установить термостат.
Читать
Все что нужно знать об автоматической коробке Шкоды Октавии
Спорт режим
Существует специальный режим «S (Sport)», который позволяет перейти на высокие передачи. Его можно включить либо с помощью кнопки рядом с ручкой АКПП, либо поставить специально выделенную для этого режима передачу. Какие «симптомы» появляются после включения спортивного режима? Во-первых, системы авто быстрее реагируют на нажатие педалей, скорость увеличивается за укороченный промежуток времени. Бывает и такое, что у некоторых автомобилей появляется «острое» рулевое управление.
3 Использование присадок для увеличения ресурса АКПП
Присадки в автоматическую коробку передач
Некоторые виды присадок предназначены для улучшения показателей охлаждения (особенно актуально в случае использования дополнительного кулера). Не следует верить производителями и “экспертам”, которые утверждают, что некоторые присадки в АКПП, как, например, присадки в бензин, способны улучшить динамические свойства. Улучшить динамику можно только с помощью чип-тюнинга или механических изменений. Что касается присадок, то главное предназначение это:
- восстановление и продление рабочего ресурса масляных насосов;
- повышение общего ресурса эксплуатации в 1,5-2 раза;
- улучшение смазочных свойств рабочей жидкости и плавности переключения передач;
- укрепления различных уплотнителей системы;
- уменьшение степени окисления и старения рабочей жидкости АКПП.
Присадка для улучшения смазочных свойств рабочей жидкости АКПП
Таким образом, использовать присадки для автоматических коробок рекомендуется только в случае необходимости продления ресурса. Если коробка требует срочного ремонта, а вы решили сделать тюнинг различных частей АКПП, то присадки не помогут, а в процессе механических изменений выведут элементы коробки из стоя окончательно. Никаких дополнительных знаний при использовании присадок не требуется, достаточно следовать инструкции производителя и при необходимости своими руками залить присадки в трансмиссионное масло через верхнюю горловину картера АКПП (в случае обслуживаемых коробок).
Шаг второй: Освойте расположение скоростей передач
Прежде чем научиться ездить на механике необходимо освоить расположение каждой скорости передач, которые обозначаются на ручке переключения. Ведь не будете же Вы во время движения автомобиля смотреть на ручке, где какая скорость расположена?! Помните, что для идеального переключения передач необходимо полностью нажимать педаль сцепления, иначе каждая скорость будет включаться с характерным скрежетом или хрустом, что может привести к поломке трансмиссии.
Если Вы водитель новичок, то советуем Вам посмотреть сначала со стороны с переднего пассажирского сидения, как другой более опытный водитель синхронно нажимает педаль сцепления и переключает скорости
Обратите внимание на максимальную скорость автомобиля на каждой передаче. . Первое время даже, изучив месторасположение каждой скорости, Вы все равно будете мысленно вспоминать, где находится та или иная передача
Со временем Вы перестанете каждый раз думать о переключение передач и будете это делать на бессознательном уровне (машинально). Все дело в привычке. Так что если у Вас не будет в самом начале идеального навыка управления автомобилем с МКПП, то не расстраивайтесь и не впадайте в отчаяние. Быстрота переключения передач и многое другое к Вам придет по мере накопления опыта вождения
Первое время даже, изучив месторасположение каждой скорости, Вы все равно будете мысленно вспоминать, где находится та или иная передача. Со временем Вы перестанете каждый раз думать о переключение передач и будете это делать на бессознательном уровне (машинально). Все дело в привычке. Так что если у Вас не будет в самом начале идеального навыка управления автомобилем с МКПП, то не расстраивайтесь и не впадайте в отчаяние. Быстрота переключения передач и многое другое к Вам придет по мере накопления опыта вождения.
Еще одна проблема любого новичка водителя, который управляет автомобилем с механической коробкой — это не знание, когда и какую скорость включать. Для того, чтобы знать правильная ли передача включена при определенной скорости движения транспортного средства советуем Вам ориентироваться на звук двигателя.
Если обороты двигателя очень низкие и автомобиль не разгоняется то, Вы включили завышенную передачу и Вам необходимо перейти на более низкую передачу.
Если обороты двигателя очень большие, то Вам необходимо включить более высокую передачу, чтобы разгрузить коробку.
Если Ваш автомобиль оборудован тахометром, то для того, чтобы понять, когда необходимо переключать скорость ориентируйтесь количеством оборотов двигателя. Несмотря на то, что каждая марка и модель автомобиля с механической коробкой требует разного порядка переключения передач, в основном каждую передачу можно переключать при достижении двигателем 3000 оборотов в минуту. Также Вы можете ориентироваться по спидометру, чтобы знать, когда необходимо переключить скорость передачи.
К примеру, переключайте скорость каждые 25 км/час (1-я передача 1-25 км в час, 2-ая 25-50, 3-ая 50-70 и т.д.). Помните, что это всего лишь общее правило переключения передач механической коробки. И, чем мощнее Ваш автомобиль эти значения будут отклоняться в сторону увеличения.
Виды тюнинга
Существует несколько видов тюнинга автоматической коробки переключения передач:
- Тюнинг системы смазки.
- Тюнинг системы охлаждения.
- Чип-тюнинг АКПП.
- Усиление коробки передач.
- Тюнинг ручки АКПП.
Тюнинг системы смазки
Данный вид тюнинга делают для того, чтобы облегчить систему смазки. Устанавливаются дополнительные фильтры, которые помогают производить более тонкую очистку масла. Благодаря этому масло остается чистым еще на некоторое время. Все это позволяет прогонять больше масла через АКПП.
Часто люди устанавливают турбонаддув в двигатель. Благодаря этому поршни, которые «толкают» масло под давлением на днище (поршня), охлаждаются лучше.
Читать
Что это такое кикдаун и как на автомате правильно пользоваться
Тюнинг системы охлаждения
Благодаря силе трения работа трансмиссии постоянно нагревается и нуждается в охлаждении. Если охлаждения не будет или оно поступает недостаточно быстро, то коробка быстро деформируется. Чтобы этого избежать, делают тюнинг системы охлаждения. Например, устанавливаются дополнительные или большие радиаторы, а также специальные вентиляторы и датчики температуры.
Если автомобиль не испытывает значительных нагрузок на АКПП, то охлаждающая трубка, которая установлена производителем, хорошо справится с охлаждением. Но если авто эксплуатируется в экстремальных условиях, то необходим тюнинг системы охлаждения.
Есть 3 варианта данного вида тюнинга:
- Установка дополнительного радиатора, который заменит заводскую систему охлаждения.
- Установка дополнительного радиатора, который будет выполнять функцию охлаждения одновременно с заводской системой.
- Установка дополнительного радиатора до заводской системы (1) или после нее (2).
Рассмотрим оба варианта:
- Лучше всего подключать до заводской системы. При этом жидкость в коробке отдаст лишнее тепло. В нижнем бачке радиатора она будет охлаждаться или своевременно подогреваться до нормальной рабочей температуры.
- Если поставить дополнительный радиатор после заводской системы охлаждения, то жидкость в АКПП может охлаждаться до нерабочей температуры, что может привести к быстрому износу системы и деталей.
Автомобили нуждающиеся в данном виде тюнинга:
- Старые авто, коробка которых изношена.
- Спорткары, которые сильно перегружены работой двигателя и трансмиссий. Им, как правило, требуется более быстрое охлаждение.
- Авто, у которых часто (или постоянно) АКПП сильно нагревается, и не выполняется необходимое охлаждение. Температурный запас работы АКПП отсутствует, что заставляет авто владельца делать тюнинг.
Читать
Основные неисправности и ошибки АКПП