Что будет с техническим осмотром в будущем
Новые правила, установленные законом «О техническом осмотре транспортных средств», касаются главным образом изменения сроков и периодичности проведения инструментального контроля.
Еще в 2019 году была подготовлена редакция упомянутого выше закона, вводившая довольно много изменений в процедуру и правила технического инструментального контроля. Одним из наиболее существенных изменений было введение фотофиксации процедуры технического осмотра. Все эти изменения должны были начать действовать с 8 июня 2020 года.
Однако, неожиданно 1 апреля 2020 года была принята редакция закона, переносящая все нововведения (кроме периодичности прохождения осмотра) на 1 марта 2021 года.
Что же ждет автолюбителей после 1 марта будущего года? Какие предполагаются изменения? Поговорим об этом подробнее.
Во-первых, диагностические карты будут оформляться только в электронном виде. Информация о выданных картах будет заноситься в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра. При этом запрета на получение бумажной диагностической карты не будет. Для получения бумажной карты водителю достаточно попросить об этом представителя оператора технического осмотра. Бумажная диагностическая карта будет выдаваться бесплатно.
Обратите внимание на то, что электронная диагностическая карта будет иметь приоритет над бумажной. Тем не менее бумажную карту лучше, все-таки, получать, как говорится, на всякий случай
Тем не менее бумажную карту лучше, все-таки, получать, как говорится, на всякий случай.
Во-вторых, будет введено понятие пропускной способности пункта технического осмотра.
В-третьих, с 1 марта 2021 года сотрудник, проводящий техосмотр автомобиля должен фотографировать автомобиль, проходящий диагностику. Фотография будет являться дополнительным подтверждением того, что автомобиль действительно проходил техосмотр.
Фото автомобиля будет передаваться в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра. Кроме фотографии будут передаваться координаты места нахождения автомобиля в пункте технического осмотра или на передвижной диагностической линии, дата и время начала и окончания проведения технического диагностирования.
В-четвертых, законом установлены случаи, когда диагностическая карта может быть аннулирована сотрудником ГИБДД. Это будет возможно в случаях:
- если автомобиль не проходил техосмотр;
- если в ходе осмотра выявлены несоответствия и, несмотря на это, диагностическая карта все равно была выдана.
В-пятых, с 1 марта 2021 года повторный техосмотр можно пройти только у того же оператора, который проводил первичный осмотр. При повторном инструментальном осмотре оператор проверяет только те элементы и системы автомобиля, к которым были замечания на первичной проверке.
Закон не запрещает обращение и к другому оператору, однако в этом случае автомобиль будет еще раз полностью проверен как при первичном осмотре.
Информации о дате прохождения повторного технического инструментального контроля указывается в диагностической карте.
Выше перечислены наиболее существенные изменения в процедуре техосмотра, которые будут введены с 1 марта 2021 года.
Обязательная аптечка и шипы на все колёса
Более существенные изменения в правила техосмотра вступили в силу 22 февраля. Водителей обязали укомплектовывать свои автомобили не только аварийным знаком остановки, но и аптечкой.
Также по теме
Аптечка, дворники, шипы: в России вступили в силу новые правила прохождения техосмотра
В России вступают в силу новые правила техосмотра. Водителей вновь обязали укомплектовывать автомобиль аптечкой — это требование…
Также автолюбителям запретили демонтировать оригинальные стеклоочистители и стеклоомыватели, а также устанавливать на фары бесцветные или окрашенные оптические детали и плёнки. В то же время требование не распространяется на владельцев праворульных машин, которые корректируют свет с помощью дополнительных средств.
По новым правилам шипованную резину следует устанавливать на все четыре колеса — ранее разрешалось использовать её только на одной из осей. Также документ запретил эксплуатацию автомобиля с повреждениями или дефектами усилителя рулевого управления, если он предусмотрен конструкцией транспортного средства.
Изменения также зафиксировали продолжительность техосмотра легковых автомобилей, которая составляет 30 минут.
Нововведения ожидают и процедуру технического осмотра автобусов. Об этом в конце апреля сообщил глава Госавтоинспекции Михаил Черников. По его словам, МВД предложило вернуть полномочия по проведению осмотра ГИБДД. Предполагается, что осмотр будут проводить два раза в год, сопровождая процедуру фото- и видеофиксацией «с подключением ГЛОНАСС».
«Чтобы этих вопросов касаемо недобросовестных операторов, которые продают диагностические карты, интегрируют их в систему базы учёта и получают на основании этого полис ОСАГО, не было. Это будет фактически исключено», — цитирует главу ГИБДД ТАСС.
Он также призвал ужесточить ответственность для операторов технического контроля. По его словам, соответствующие документы уже подготовлены.
- Сотрудник оформляет диагностическую карту
- РИА Новости
По данным СМИ, существенные поправки в процедуру техосмотра готовит Министерство экономического развития. Как ранее сообщали «Известия», ведомство собирается разработать документ, который предусматривает введение фото- и видеорегистрации технического осмотра автомобиля.
В свою очередь, газета «Коммерсантъ» сообщала, что поправки, подготовленные Минэкономразвития, позволят усилить контроль над процедурой. Издание отмечало, что в ведомстве предложили ужесточить наказание за фиктивный осмотр. Поправки предполагают штраф до 10 тыс. рублей для оператора, который допустил к движению автомобиль, не прошедший техосмотр. За внесение недостоверных данных ему будут грозить принудительные работы на срок до четырёх лет, за подобное деяние, совершённое группой лиц по предварительному сговору, — тюремный срок до четырёх лет. Как пишет газета, водителей, управляющих не прошедшим техосмотр автомобилем, ждёт штраф в 800 рублей.
Электронная диагностическая карта
В преддверии выхода нового закона МВД разработало и выпустило специальное программное обеспечение. С его помощью станет возможным оформление диагностических карт по новой схеме. Называется программа ЕАИСТО.
Как только машина заезжает в бокс, обслуживающий техник запускает систему, используя собственную электронную подпись
Важно отметить, что процедура может проводиться только в авторизованных сервисах
Начало процесса техосмотра зависит от того момента, когда в системе появится первое фото машины. Как только его туда загружают – процесс оказания услуги начался.
Весь процесс прохождения технического контроля автомобиля полностью отслеживается и находится под наблюдением. Если регламент проведения даст сбой, программа не даст совершить следующее действие. Регистрация приостановится.
В функционал ПО также входит и контроль за пропускной системой сервиса и тем, какое количество автомобилей посетили станцию для прохождения осмотра.
Чтобы получить аккредитацию в объединении автостраховщиков, данные посещаемости считаются и будут учтены.
Существует процент превышения от допустимого числа машин. Эта цифра установлена в 5%. При попытке зарегистрировать большее количество машин, программа выдаст ошибку.
На данный момент большое число водителей пользуются не вполне легальными схемами оформления карты. Процесс происходит во время оформления страховки ОСАГО. На станции ТО водитель даже не появляется. По такому принципу поступают порядка 80% автолюбителей.
Новое программное обеспечение и было создано специально для того, чтобы процент серых схем уменьшился. Помимо программы были созданы ещё несколько нововведений.
Фотографии и координаты
С внедрением весной новых предписаний по прохождению ТО, будет проходить фиксация машин на въезде и съезде со станции. Фотографии поступают в ЕАИСТО. Одновременно с этим в базу данных заносятся полные координаты автомобиля.
Фотография полностью показывает перед ТС и можно различить марку машины, ее расцветку и госномер. Министерством было задумано также записывать VIN-код транспортного средства. Позже это предложение был исключен из-за его не простого выполнения.
Те координаты машины, которые были зафиксированы в системе, должны быть идентичны данным станции техосмотра из списка сервисов с лицензией.
Это соотношение будет являться для проверяющих органов доказательством того, что транспортное средство на самом деле проходило процедуру именно там, где указано в базе. Весь фотоматериал закрепляется специальной усиленной цифровой подписью.
С вводом данных пунктов, недобросовестные лица не смогут подделать никакую информацию, касаемо проведения ТО.
Рейтинг самых дешевых машин в России, новых и б/у – анализ рынка
Как проходить по новым правилам с марта 2021 года?
Итак, избежать заезда на станцию технического осмотра после введения в действие поправок если и удастся, то гораздо сложнее.
Дело в том, что теперь обязательной становится фотофиксация процедуры с обязательным хранением фотоматериалов в базе данных. Вместе с этим, ужесточается ответственность за непрохождение техосмотра не только для водителей (о новом штрафе немного ниже), но и для операторов станций – вплоть до уголовной.
Так, фотографии должны содержать следующие данные:
- автомобиль до начала прохождения техосмотра по новым правилам,
- сразу после проведения диагностики,
- видимый госномер, цвет, марку и модель машины.
Сама процедура для легковых автомобилей будет контролироваться только оператором, но, как мы указали выше, с обязательной фотофиксацией. При этом, если автомобиль не пройдёт проверку, то водителя не развернут полностью. Если быть точнее, то в этом случае техосмотр будет пройден в 2 этапа:
- на первом, основном, этапе автомобиль проверяется, и в результате диагностики в нём находят неисправность, при которой в соответствии с Основными положениями по допуску эксплуатация автомобиля запрещена (например, разные покрышки на одной оси),
- тогда автовладельца отправляют исправить данное несоответствие, и в течение 20 календарных дней тот обязан будет показать автомобиль тому же оператору – последний будет проверять не всю машину заново, а только ту неисправность, которая была обнаружена на первом этапе – в нашем примере специалист проверит только соответствие покрышек на одной оси.
Что дает прохождение техосмотра
Ретроавтомобилям, признанным классикой, предоставят особые номера, они смогут рассчитывать на освобождение от транспортного налога и смогут пройти техосмотр по старым правилам. Кроме паспорта, ретромашина получит особую отметку в электронном ПТС и спецномера с литерой «К».
Раритетные авто получат обычные номера. Процедура является добровольной, и владелец такого ТС может не проходить экспертизу, так как статус раритетного авто не дает дополнительных льгот. Но в данном случае ему предстоит пройти техосмотр на общих основаниях, если он хотел бы ездить на машине. Таким образом, переводить свое авто старше 30 лет в статус раритета необязательно.
В Российской автомобильной федерации (РАФ) полагают, что в дальнейшем им удастся получить льготы для ретроавто: такие автомобили, по их мнению, будут покидать свои места стоянки весьма редко (например, для участия в ретропарадах), что сделает вред от таких транспортных средств для экологии и дорожного покрытия минимальным.
Таким образом, в ГОСТе Р 58686-2019 отмечены требования безопасности для раритетных авто, которые нужны для того, чтобы сделать их полноправными участниками движения на дорогах. ГОСТ распространяется на легковые автомобили, мотоциклы и прицепы от 30 лет. Новый документ не вводит запреты для передвижения по дорогам старых машин в возрасте от 30 лет, автобусы, прицепы, грузовые автомобили – от 50 лет. Автомобиль признается классическим, если в ходе экспертизы набирает менее 100 баллов, но у автовладельца есть возможность его доработать. Прохождение экспертизы по новому ГОСТУ пока решается добровольно. Оно может стать основанием для участия в дорожном движении без дополнительных разрешений. Экспертизу будут проводить аккредитованные специалисты.
Штраф за не пройденный техосмотр
Штраф 2000 рублей грозит тем, чей автомобиль передвигается без диагностической карты, или она была приобретена в интернете.Нарушение может зафиксировать как сотрудник ГИБДД, так и камеры фото- и видеофиксации по регистрационному номеру ТС. Во втором случае штраф будет приходить не чаще раза в сутки. Соответственно, чем дольше автомобиль катается без диагностической карты, тем больше штрафов с камер за это упущение он соберет.
Примечание: система штрафов за ТО вступит в силу с 1 марта 2022 года. На данный момент камеры это нарушение не фиксируют.
Под ответственность перед законом попадают операторы технических станций и сотрудники страховых компаний. Штраф от 5000 до 300 000 рублей грозит тем, кто выдаст диагностическую карту без реально произведенной проверки автомобиля. Такой широкий диапазон наказаний обусловлен тем, что виновным может быть признан как один человек, так и группа лиц. Поэтому суд будет назначать штраф в зависимости от того, кто будет признан виновным: сотрудник, группа должностных лиц или вся организация.
Уголовная ответственность (за нарушение статьи 171 УК РФ – “Незаконное предпринимательство”) грозит тем фирмам, что предлагают оформить диагностическую карту и провести техосмотр, но при этом не имеют для этого соответствующей аккредитации.
Список операторов техосмотра
Новый список официальных операторов станций техосмотра начнет создаваться зимой 2021 года. Станции ТО могут подать заявку на аккредитацию по новым требованиям с 15 января 2021 года. Подтверждать свое соответствие требования операторы будут раз в два года. Проверяющими органами выступят МВД и Российский союз автостраховщиков.
Как изменится процедура техосмотра?
Было: Подавляющее большинство автомобилистов утверждали, что приобретали технологическую карту при оформлении полиса ОСАГО. И, следовательно, водители не заезжали в сервисную зону техцентра для проверки автомобиля.Стало: В связи с этим были составлены новые правила, которые регламентируют при заезде и выезде из сервиса. Помимо фотографий будут также указываться и координаты автомобиля. Это нужно для того, чтобы подтвердить, что снимки автомобиля производились именно в том сервисе и в указанное время.
Требования к фотографиям автомобиля на техосмотре
1.На фотографии ТС в пункте техосмотра должны быть четко видна передняя часть автомобиля, включая марку, цвет и регистрационный знак.
2.Также будут фиксироваться координаты автомобиля в момент съемки, которые должны соответствовать координатам пункта техосмотра из официального реестра операторов ТО.Эта мера позволит проверяющим убедиться в том, что ТС действительно проходило техосмотр в указанном сервисе.
3.Дополнительная процедура достоверности данных: фотографии необходимо заверить усиленной квалифицированной электронной подписью. Это позволит защитить снимки от подделки.
Кому отменили проведение техосмотра в 2021 году
Если внимательно изучить новые правила, то станет ясно, что для некоторой категории ТС допускается езда без техосмотра.
Первые три года, после выпуска, могут ездить без осмотра владельцы:
- легковых авто;
- грузового транспорта;
- мотоциклов.
Данное право актуально в том случае, если владельцы транспорта используют его только в личных целях.
Получается, новые правила в значительной степени ужесточают процедуру проведения технического осмотра. Теперь все неисправности будут прописываться более детально.
Предлагаем всем читателям поделиться своим опытом прохождения технического осмотра и поделиться с другими читателями, с какими сложностями вы столкнулись.
Дополнительно всем автолюбителям предлагаем получить бесплатную помощь опытного эксперта, который представлен на нашем портале.
А далее вы узнаете можно ли пройти техосмотр у дилера.
Какие новшества ожидают автомобилистов
Вопросы прохождения ТО сейчас регулируются несколькими нормативными актами, в частности:
- ФЗ№ 170 «О техническом осмотре» – регламентирует процесс техосмотра авто последние 10 лет.
- Ст. 171 УК РФ – наказание за проведение ТО без аккредитации. К виновным применяется штраф, арест до 6 месяцев, общественные работы.
- ФЗ № 122 о внесении изменений в ФЗ №170.
- Приказ Минтранса № 97, в котором определены требования к фотофиксации ТО.
- ФЗ № 98 – перенос нововведений на март 2021 года.
Сейчас освобождаются от обязательного прохождения техосмотра транспортные средства, возраст которых не превышает 3 лет. Те машины, которым от 3 до 7 лет, придется один раз в 2 года подтверждать исправное техническое состояние. Если возраст автомобиля старше 7 лет, то ему необходимо проходить ТО каждый год. Что касается автомобильного транспорта, который используется в коммерческих целях (например, в такси), его проверять придется 1 раз в 6 месяцев.
Система технического осмотра автотранспортных средств должна кардинально измениться после внесения изменений в законодательство. Обязательной процедурой теперь станет фотофиксация каждого процесса, которую проводят операторы.
Ожидается ужесточение ответственности для владельцев машин, у которых в момент вождения не будет оформлена диагностическая карта – нарушителям грозит штраф в размере 2000 руб. Сотрудникам ГИБДД позволили аннулировать диагностические карты, если будут выявлены какие-либо несоответствия (прохождение ТО с нарушениями, отсутствие в базе). Также в 2021 году стоит ожидать такие реформы:
- введение ЭЦП для аккредитованных сервисов;
- определение пропускной способности пунктов ТО;
- предъявление ряда квалификационных требований к специалистам сервисов;
- определение ответственности за нарушения не только для водителей, но и для операторов, страховщиков.
Несмотря на то, что Госдума еще осенью 2019 года утвердила новые правила прохождения технического осмотра, по ним автомобилисты будут жить, начиная с марта 2021 года, так как было принято решение отложить дату вступления в силу соответствующего закона из-за пандемии коронавируса. В течение этого периода водителям разрешили оформлять ОСАГО без диагностических карт.
Как проходят техосмотр такси, автобусы и грузовики
Для легковых такси, автобусов и грузовых автомобилей массой более 3,5 тонн установлены следующие сроки прохождения инструментального контроля:
- каждые двенадцать месяцев, если с года выпуска транспортного средства прошло не более чем пять лет;
- каждые шесть месяцев, если с года выпуска транспортного средства прошло более чем пять лет.
Ранее (по старым правилам) периодичность технической проверки для ТС возрастом до пяти лет, включительно, составляла шесть месяцев. Таким образом, по новым правилам интервал между осмотрами вырос в два раза.
Другими словами, правила прохождения техосмотра для этой группы транспортных средств выглядят так:
- если действующей диагностической карты нет, то техническою диагностику (осмотр) нужно пройти немедленно;
- если диагностическая карта есть, то техосмотр нужно пройти непосредственно перед окончанием срока ее действия.
При этом новыми правилами установлено, что диагностическая карта выдается на 12 месяцев, если ТС младше 5 лет, и на 6 месяцев во всех остальных случаях.
Для грузовиков категории С (тяжелее 3,5 тонн) и автомобилей, предназначенных для обучения вождению, установлены следующие новые сроки проведения техосмотра:
- каждые двенадцать месяцев, если с года выпуска ТС прошло не более чем пять лет;
- каждые шесть месяцев, если с года выпуска ТС прошло более чем пять лет.
Для автомобилей, предназначенных для перевозки опасных грузов, сроки проведения инструментального контроля не изменились. Осмотр нужно проходить 1 раз в 6 месяцев.
Что представляет собой диагностическая карта
Основные положения о техническом состоянии
Новый закон о техосмотре затронул следующие элементы автотранспорта:
- Фары и рассеиватели фар.
- Усилитель рулевого управления.
- Стеклоочистители.
- Газобаллонное оборудование.
- Шипованные шины.
- Аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки.
- Изменение заводской конструкции.
- Утечка рабочих жидкостей.
Рассмотрим каждый из этих пунктов подробнее.
Фары и рассеиватели фар
Введены следующие новые требования к фарам и их светоотражающему слою:
- фары должны быть одинаковыми по размерам и форме, а их расположение – симметричным;
- поверхность светоотражающей маркировки не должна иметь отслоений и иных повреждений.
Рассеиватели фар должны быть без замутнений, чистыми и не должны иметь повреждения препятствующие прохождению светового потока. Запрещена установка на фары не конструкционных элементов, наклейка на них пленки или их тонировка.
Это значит, что автомобили с тонированными, поврежденными или загрязненными фарами, имеющие прозрачные или декоративные наклейки, техосмотр пройти не смогут.
Усилитель рулевого управления
На работоспособность проверяются усилители всех конструкций (гидроусилители, электроусилители и пр.), установленные на автотранспорте заводом изготовителем, а также штатные рулевые демпферы. Они не должны иметь трещины или любую деформацию рабочих элементов и корпуса, должны быть полностью исправны и работать в соответствии с требованиями, изложенными в технической документации.
Отдельно — в гидроусилителях не допускается подтекание рабочей жидкости.
Газобаллонное оборудование (ГБО)
Элементы системы ГБО, равно как ее установка и место размещения должны соответствовать требованиям п. 9.8 приложения № 8 к Техническому Регламенту Таможенного союза 018/2011.
Если коротко – оборудование должно быть сертифицировано, без изменений в конструкции, с легитимным сроком освидетельствования на технологические показатели. На баллоне должна быть соответствующая маркировка.
Установка газобаллонного оборудования должна производиться только на специализированном предприятии сертифицированными специалистами.
Шипованные шины
Установка шипованных шин только на одну ось отныне запрещена.
Эксплуатация шин должна производиться в строгом соответствии с ПДД.
Аптечка, огнетушитель и знак аварийной остановки
Теперь автотранспортные средства должны иметь в комплекте, помимо знака аварийной остановки и огнетушителя, медицинскую аптечку установленного образца. Ее содержимое не должно быть испорченным или просроченным.
Изменение заводской конструкции
Отныне все нестандартные элементы, внесенные в конструкцию автомобиля и не внесенные в свидетельство о регистрации, не дадут ему пройти техосмотр.
К ним в частности относятся: силовые бамперы (кенгурятники), проставки под амортизаторы, дополнительные фары и освещение, нештатные антенны и т. д.
Утечка рабочих жидкостей
Ранее допускалась утечка рабочих жидкостей до 20 капель в минуту.
Кроме этого в приложение № 1 к новым правилам о прохождении ТО добавлено еще несколько пунктов (теперь их стало 82). Их содержание отражает дополнительные требования к транспортным средствам отдельных категорий, например, к ТС оперативных служб, автоэвакуаторам, ТС с цистернами и грузовыми фургонами и пр. С ними при необходимости можно ознакомиться отдельно.
Какие новшества коснулись автобусов
При проведении техосмотра автобусов применяются особые правила (Постановление Правительства №41). Во время технического осмотра теперь должен присутствовать сотрудник ГИБДД, который следит за всеми действиями специалиста, сверяет полученные данные, выносит заключение. Результат сотрудник ГИБДД заверяет квалифицированной ЭЦП.
Процедура проводится только по предварительной записи, которую можно оформить не раньше, чем за 5 дней до планируемой даты ТО. Записаться на техосмотр владелец автобуса может по электронной почте или в телефонном режиме. При подаче заявки следует указать:
- модель;
- VIN;
- марку;
- регистрационный государственный номер.
Заявку оператор может отклонить при отсутствии каких-либо данных из этого списка. Отказ владелец автобуса получит и по причине отсутствия свободных мест в аккредитованном центре на указанную им дату. В этом случае ему нужно повторно подать заявку на другой день, заполнив ее в соответствии со всеми требованиями.
Как правильно пройти техосмотр
Кто и как проходит ТО
Ряд изменений уже произошло в начале этого года. Поменялись возрастные ограничения машин и частоте прохождения ТО. Коронавирус внес свои коррективы. До 30 сентября, оформляя страховку, диагностическая карта не требовалась. Однако уже с начала октября водителей обязали диагностическую карту иметь при себе.
Если машине меньше 4 лет – техосмотр не требуется. Тем авто, чей возраст попадает в промежуток от 4 до 10 лет – необходимо посещать станцию ТО раз в два года, а автомобили старше 10 лет проходят техосмотр каждый год. Также ежегодно его проходят и машины такси возрастом до 5 лет.
Автобусы, а также грузовые ТС свыше 3.5 тонн, чей возраст до 5 лет, обязаны проходить проверку. Если этой категории транспорта больше 5 лет – прохождение процедуры раз в полгода.