Применение [ править | править код ]
Основное применение — полноприводные трансмиссии легковых автомобилей, где вискомуфта выполняет либо непосредственно роль эрзац-дифференциала, либо роль блокировочной муфты в дополнение к обычному дифференциалу.
В случае использования вискомуфты для обеспечения дифференциального вращения осей всегда следует понимать, что вискомуфта ни в коем случае дифференциалом не является: она не делит крутящие моменты и не разветвляет потоки мощности. В конструкциях таких трансмиссий всегда одна ось жёстко связана с мотором, а другая связана через вискомуфту, которая здесь располагается в разрезе вала привода своей оси до её межколёсного дифференциала. В штатных режимах движения ось, подключённая через вискомуфту, обеспечивает порядка 5-10% вклада в общую силу тяги. В относительно краткосрочных экстра-режимах пробуксовки основной ведущей оси вискомуфта теоретически позволяет перебросить на подключаемую ось до 100% эффективно используемой мощности, хотя зачастую обычно хватает и некоего переходного режима распределения тяги между осями. Время работы вискомуфты в заблокированном режиме обычно не слишком велико, и длительная её блокировка ведёт к перегреву и падению тягового усилия подключённой оси вплоть до нуля. Несмотря на этот недостаток, конструкция с подключаемой осью активно используется до сих пор на паркетных внедорожниках (обычно подключается задняя ось). Первой машиной с вискомуфтой в трансмиссии стал AMC Eagle 1980 года (подключалась передняя ось). Помимо внедорожников вискомуфта применялась на четвёртом-шестом поколении Porsche 911 (тип-993, тип-996, тип-997) на его полноприводных модификациях, в том числе 911-Турбо (подключалась передняя ось).
В случае использования вискомуфты для блокировки дифференциала, таковая связывает два любых его звена – либо корпус (водило) дифференциала и одно ведомое звено, либо оба ведомых звена, причём, оба варианта исполнения по своим возможностям идентичны. При взаимной пробуксовке звеньев вискомуфта выравнивает их угловые скорости вплоть до полной блокировки дифференциала. Такая конструкция использовалась например на межосевых дифферециалах Toyota Celica GT4 ST205, Subaru Impreza WRX GC8A и Alfa-Romeo 155Q4.
Как разобрать муфту
- Первым делом снимаем вентилятор охлаждения. Как правило, для его снятия надо выкрутить 3 или 4 болта.
- Осматриваем муфту.
- Демонтируем ее.
Если муфта разборная, то можно отремонтировать ее:
- Для этого, сначала сливаем масло через спецотверстие.
- Снимаем пластину, которая закрывает подшипник.
- Подшипник снимают съемником. Можно сделать съемник своими руками, можно купить.
- Запрессовывают новый подшипник.
- Ставят пластинку.
- Заливают гель или масло.
- Крепят вентилятор.
Масло в вискомуфту рекомендуется заливать на силиконовой основе. Заправку делают шприцом.
Если есть механические поломки, то его не ремонтируют.
Замена старой и установка новой вискомуфты — это работа легкая, ее может сделать даже новичок. После демонтажа устройства, надо снять крыльчатку вентилятора. Установить новую муфту. При установке новой муфты надо затянуть болты сильно, но не сорвав резьбу. Затем надо установить вентилятор на место.
Работа многих изделий основывается на использовании, порой неожиданным образом, самых разных свойств привычных нам веществ. Примером этого может служить вискомуфта – специальное устройство, предназначенное для избирательной передачи, зависящей от внешних условий, крутящего момента. У таких изделий принцип работы основан на изменении вязкости залитой в него жидкости. Нельзя сказать, что они применяются чрезвычайно широко, например как МКПП, но и обойти стороной их использование было бы неправильно.
Немного о применении вискомуфт
Помимо системы охлаждения некоторых моделей авто, вискомуфта может использоваться еще в одной системе машины. Это подключаемый полный привод (о том, что это такое, и как работает такой автомобиль, рассказывается в отдельной статье).
Чаще модификации такой трансмиссии с вискомуфтой устанавливаются в некоторых кроссоверах. Они заменяют межосевой дифференциал, благодаря чему при пробуксовке ведущих колес группа дисков начинает крутиться быстрее, из-за чего жидкость становится более вязкой. Благодаря этому эффекту ведущий диск начинает передавать крутящий момент на ведомый аналог. Такие свойства вязкостной муфты позволяют в случае необходимости соединить свободную ось с трансмиссией автомобиля.
Такой автоматический режим работы не нуждается в использовании сложной электроники. Из других разновидностей, с помощью которых второстепенную ось можно связать с ведущей, это система полного привода 4Matic (о ней рассказывается здесь) или xDrive (о такой модификации тоже имеется отдельный обзор).
Использование вязкостных муфт в полном приводе имеет смысл благодаря их простой конструкции, а также надежности. Так как они работают без электроники и вспомогательных устройств, вискомуфты стоят дешевле, чем электромеханические аналоги. Также конструкция механизма достаточно прочная – она способна выдержать напор до 20атм. Известны случаи, когда автомобиль, оснащенный вискомуфтой в трансмиссии, проработал более пяти лет после продажи на вторичном рынке, а до этого он исправно работал тоже на протяжении нескольких лет.
Основным недостатком подобной трансмиссии является позднее срабатывание второстепенной оси – ведущие колеса должны сильно забуксовать, чтобы муфта заблокировалась. Также водитель не сможет принудительно подключить вторую ось, если дорожная обстановка требует активации полного привода. Плюс к этому вискомуфта может конфликтовать с системой ABS (подробно о том, как она работает, читайте здесь).
В зависимости от модели автомобиля водитель может сталкиваться и с другими недостатками подобного механизма. Ввиду этих недостатков многие автопроизводители отказываются от использования вязкостных муфт в трансмиссиях полноприводных машин в пользу их электромеханических аналогов. Примером таких механизмов является муфта Haldex. Об особенностях этого вида муфт рассказывается в другой статье.
Как проверить вязкостную муфту
Ресурс этого устройства в конструкции машины рассчитан на прохождение 200 тысяч км пробега.
Причины выхода из строя или плохой работы вискомуфты:
- Выработался ресурс.
- Механическое повреждение.
- Подшипник выработал свой ресурс или сломался раньше времени.
- Торцевое биение крыльчатки вентилятора. Сломана часть лопасти пропеллера.
- Отсутствие смазки вала муфты.
- Загрязнение соединения муфты.
Преимущества и недостатки вентилятора с приводом через вязкостную муфту:
Более надежный вентилятор с вискомуфтой нежели электровентилятора. Часто бывает, что после зимы, электроприводы вентилятора выходят из строя и нарушается электронная схема управления пропеллером.
Преимущество вискомуфты в том, что в ней нет электроники и электричества.
Вискомуфта обеспечивает большую мощность, вентилятор вращается с большей частотой вращения. Если муфта жестко сидит на коленвале ДВС, то скорость вращения очень большая.
Мощность муфты, соединенный с коленчатым валом, составляет несколько кВатт (киловатт). А мощность электрических вентиляторов имеет мощность несколько десятков Ватт. Благодаря этому, в сельхозтехнике, военной технике, спецтехнике применяется именно вентилятор с вискомуфтой.
Минусы вискомуфты:
- Сложная конструкция, труднее делать ремонт. Дешевле выходит купить новый узел в сборе.
- Имеет хорошую массу. Вес на коленвал ДВС значительный.
- Контроль включения по температуре не совсем правильный. Есть погрешности включения и отключения вентилятора охлаждения.
- На больших оборотах есть повышенный уровень шума.
- По графику приходится делать дозаправку гелем или маслом с нужной вязкостью.
- Вискомуфта частично забирает мощность двигателя.
Этот список недостатков вискомуфт повлиял на решение владельцев автоконцернов. Они отказались от использования таких устройств в легковых автомобилях.
Использование вязкостных муфт на практике
В основном данный механизм используется на полноприводных автомобилях с увеличенной проходимостью как самоблокирующийся дифференциал между осями, в качестве самостоятельного осевого дифференциала не употребляется. Изредка, вискомуфта, применяется как механизм автоматического блокирования традиционного дифференциала с шестернями: модели Thema и Dedra 2000 Turbo итальянской Lancia. Для того, чтобы синхронизировать крутящий момент двух осей, передней и задней, более простого и недорогого способа, чем применение вязкостной муфты, попросту не существует. Ввиду относительно небольшой разницы моментов, возникающих в стандартных дорожных условиях на обеих осях автомобиля, оказывается вполне достаточной точность срабатывания муфты.
Работа вязкостной муфты успешно препятствует возникновению эффекта проскальзывания колес передней оси относительно колес оси задней. Особенно часто подобное возможно при преодолении автомобилем сильно пересеченной местности.
Если говорить о современных решениях, то автомобилестроители все реже применяют вискомуфты, отдавая предпочтение более совершенным принудительно управляемым муфтам Haldex. Они значительно лучше охлаждают и взаимодействуют с системами ABS. Поэтому зная, что такое вискомуфта не стоит полагаться на нее полностью. Время идет и всему есть замена.
Принцип работы устройства
Она была изобретена в США в 1917 году инженером Мелвином Северном. Это изделие не сразу нашло своё применение, поэтому долгое время не было признано. В 1964 году вискомуфту устанавливали в автомобиль Interceptor FF, где она выполняла роль автоматического блокиратора для дифференциала. Только в 1965 году этот механизм занял своё место .
Основной причиной проблем с этой настройкой был ослабленный или сломанный ремень вентилятора. Клиновой ремень приводил вентилятор через шкивную систему путем трения, следовательно, по мере того, как ремень растягивался через износ, он мог начать скользить. Сигналы контрольных сигналов перегревались в движении, так как вентилятор и водяной насос не вращаются с правильной скоростью.
Если ремень также загнал генератор, окончательное предупреждение на старых автомобилях означало бы красный свет зажигания, указывающий на неспособность зарядить систему, но к тому времени пояс, возможно, был ослаблен. Хорошей новостью является то, что если вы владеете более старым автомобилем с этим типом охлаждающего вентилятора, настройка проста. Один из шкивов будет иметь некоторую форму регулируемого монтажа. Обычно он находится на генераторе или генераторе переменного тока, где вместо болтового отверстия для крепежного болта имеется щель.
Вискомуфта представляет собой устройство, которое отвечает за вращение специального вентилятора, который охлаждает систему благодаря специальной жидкости. Оно имеет вид круглого механизма, выполненного из силиконовой основы и заполненного смазывающим веществом. Вискомуфта обеспечивает плавную регулировку вентилятора.
Внутри корпуса изделия расположены плоские диски. Некоторые из них соединяются с ведущим валом, а другие — с ведомым. На их поверхности находятся различные выступы и отверстия. Особенности конструкции располагают эти элементы в непосредственной близости друг к другу. Силиконовая жидкость, расположенная внутри, имеет свойство сгущаться при сильном перемешивании. Также она расширяется при нагреве, поэтому создаёт большое давление на диски при работе двигателя и сжимает их вместе.
Как работает вискомуфта вентилятора охлаждения
Это позволяет устройству поворачиваться, когда остальные крепежные болты ослаблены. При перемещении генератора от двигателя затяните ремень, и его следует отрегулировать таким образом, пока в самом длинном ходу ремня не будет отклонено вниз на 12 мм. При выполнении любого рода ремонта вентилятора целесообразно заменить ремень вентилятора или, по крайней мере, правильно проверить его на износ и трещины. Даже если старый пояс не слишком сильно изношен, замена его даст вам удобную запасную часть, которая может оказаться очень полезной.
Особенности механизма
С первого взгляда принцип работы вискомуфты вентилятора охлаждения кажется сложным, но это не так. Подвижный приводится во вращение и передаёт свою энергию муфте. От этого её силиконовая основа становится более мягкой и вязкой. Муфта начинает блокироваться, отчего приводится во вращение второй диск с вентилятором.
Назначение и роль гидромуфты УАЗ
Новый пояс будет значительно растягиваться после того, как вы его впервые введете, особенно если он управляет большим количеством вспомогательного оборудования, поэтому его следует проверить после первых нескольких километров. Простой вентилятор с металлическим лезвием требует особого внимания, но если вы работаете в этой области автомобиля, стоит дать ему несколько чеков. С большинством старых автомобилей вам нужно будет снять радиатор, чтобы проверить, что болты вентилятора надежно закреплены, как правило, недостаточно места для проскальзывания в гаечный ключ или небольшая розетка с радиатором на месте. Практически в каждом двигателе встречается вискомуфта
Это связано с важностью её функций и качеством выполнения устройства, ведь оно находится на достаточно высоком уровне
В вискомуфте отлично реализован механизм безопасности: когда человек по собственной неосторожности засовывает руку к движущему элементу, он остановится, чтобы не допустить травму
Использование вискомуфт для колес одной оси.
Возможен и другой вариант использования муфты – для колес одной оси. При таком применении устройство устанавливается между осевым дифференциалом и полуосью. В этом случае при прохождении поворотов или пробуксовке одного из колес устройство способствует перераспределению момента между ними, обеспечивая безопасное выполнение маневра или прохождение проблемного участка.
Существуют решения, в которых на колеса одной оси ставится пара деталей. Такая конструкция позволяет отказаться и от осевого (межколесного) дифференциала. При этом использование пары вискомуфт позволяет обеспечить все режимы – как дифференциальное вращение, так и блокировку колес оси.
Починка вискомуфты своими руками
В момент, перегревания мотора, менять вискомуфту сразу не стоит. Может у вас самостоятельно получится произвести ремонт той или иной детали
Самое первое, на что стоит обратить внимание наличие силиконового вещества в вискомуфте, так как это само часто встречаемый вид неисправности. И дабы произвести заливку, необходимо:
· произвести снятие с водяного насоса, потом демонтировать её;
· отверстие для силиконового вещества, расположено на диске, а именно возле пластины с пружиной. Тут нужно ювелирно произвести снятие штифта, а потом при помощи шприца ввести силиконовое вещество. При ремонте деталь держать в вертикальном положении;
· самого вещества нужно набрать где-то миллилитров 15;
· не торопясь ввести вещество в середину;
· не вынимать шприц в районе 120 секунд, чтоб вещество успело расползтись глубже в вискомуфту;
· в случае перебора с жидкостью, вытрите излишки с поверхности;
· установите штифт обратно, и деталь готова к установке на место.
В том случае, если вы не имеете понятия, как проводить ремонт собственноручно, не делайте этого. Конечно, разобрать каждую деталь в своём автомобиле легко, а вот поставить обратно, дано не каждому. Еще частой неисправностью вискомуфты, могут быть подшипники. Вы не ошибетесь в этом, так как признак такой поломки: непонятные звуки в районе радиатора.
Итак, рассмотрим:
· дабы произвести такой ремонт нужно его снять. Сама деталь прикреплена 3 болтами, и их необходимо открутить. Без усилий производится снятие вискомуфты с двигателя.
· как только сняли механизм, можно менять подшипник. Делать это нужно, при разобранном механизме, а также, чтоб он был без масла. Вам еще нужен съёмник для эффективного снятия подшипника, так, как если применить иные инструменты, можно нанести ущерб самому узлу.
· итак, новый подшипник на месте, далее устанавливаем сам механизм. Но стоит при этом помнить о заливке нового силиконового вещества, так, как вы его слили с вискомуфты перед устранением неисправности.
Если вдруг, вы заметите непонятное поведение самой муфты, не спешите проводить замену всей детали, так, как ей еще можно произвести ремонт. Специального опыта для этого ремонта не нужно. Единственная проблема будет заключаться в поиске прибора, то есть подъемника для извлечения подшипника. Сам инструмент очень сложно найти, он есть не во всех магазинах. Даже если вы не нашли его в магазине, спросите у товарищей или знакомых с автомобилем, а поиск иных деталей для починки транспорта не создаст вам труда.
Как проверить вискомуфту (на примере «УАЗ Патриот»)
Система двигательного охлаждения автомобиля «УАЗ Патриот» оснащается стандартной вязкостной муфтой с вентилятором. Это устройство осуществляет надёжную защиту от перегрева посредством включения при выходе температуры двигателя за пределы установленных рабочих показателей. Вязкостная муфта не имеет жёсткого соединения с коленвалом, а запуск холодного мотора вызывает её вращение на малой скорости.
Применение вискомуфты снижает к минимуму роль жалюзи перед радиатором охлаждения, хотя в УАЗах с постоянным приводом вентилятора водителю постоянно приходится управлять жалюзи
Самостоятельно диагностировать в штатном режиме поломку вязкостной муфты очень непросто, но существует несколько способов, позволяющих легко убедиться в работоспособности такого устройства. Чтобы проверить вискомуфту вентилятора охлаждения «УАЗ Патриот», следует присмотреться к состоянию оборотов механизма в условиях включённого холодного и разогретого двигателя.
При холодном движке не могут проявляться посторонние шумы, а оборотистость сохраняется на оптимальных показателях. На разогретом моторе возможно возникновение сбоёв в оборотах или появление нехарактерных звуков.
К числу основных причин некорректной работы устройства можно отнести и протекание силиконовой жидкости или избыточное уплотнение сальников.
Для чего она применяется
В современных автомобилях вязкостные муфты применяют для:
- временного перевода в полноприводный режим работы (AWD);
- блокировки межосевого дифференциала.
Остановимся на этих моментах поподробнее.
Перевод транспортного средства в AWD-режим
Многие современные кроссоверы или «паркетники», а также некоторые минивэны, седаны или хетчбэки, оборудованы так называемым временно подключаемым полным приводом колес. Ось дифференциала ведущего (как правило, переднего) моста соединена через вискомуфту с аналогичным узлом задних колес. В нормальных условиях оба вала вращаются с одинаковой скоростью. Вязкость силиконовой жидкости не меняется, а, следовательно, и передачи крутящего момента на задний мост не происходит. Как только передние колеса начинают пробуксовывать, в работу «включается» вискомуфта. Затем автомобиль снова переходит в стандартный переднеприводный режим работы.
На заметку! У автомобилей, оборудованных временно подключаемым полным приводом посредством вискомуфты диаметр передних и задних колес обязательно должен быть одинаковым. Это позволит избежать ложных срабатываний ВМ (например, при езде по трассе). Если же установить ведущие передние колеса меньшего диаметра (в этом случае они будут делать больше оборотов в минуту, чем задние), то при определенных скоростях движения вискомуфта может «подумать», что они пробуксовывают и подключит полный привод в самый неподходящий момент.
Внутри вискомуфты находится дилатантная жидкость (ДЖ), вязкость которой увеличивается в разы по мере ускорения интенсивности ее перемешивания. Если скорость транспортного средства стабильна (когда машина не буксует), то ДЖ имеет жидкую консистенцию и пластины вращаются одинаково (параллельно друг другу). Наблюдается лишь минимальное смешивание жидкости. В результате пробуксовки ведущий вал начинает очень быстро вращаться (следовательно, и пластины, находящиеся на нем), а ведомый, практически, находится без какого-либо движения. Далее происходит очень интенсивное перемешивание ДЖ, резкое увеличение ее вязкости. Также наблюдается нагрев жидкости и ее расширение, в результате чего пластины начинают довольно сильно прижиматься друг к другу (они, практически, «склеиваются» вместе). Происходит передача части вращательного момента от ведущего вала на ведомый, машина перестает буксовать, скорость вращения обоих валов стабилизируется, вязкость жидкости существенно снижается, ее перемешивание прекращается и задняя ось отключается. То есть, «все возвращается на круги свои».
Блокировка межосевого дифференциала
Одним из неотъемлемых узлов трансмиссии является дифференциал. Он предназначен для того, чтобы при повороте колеса могли вращаться с разными угловыми скоростями, так как они (правое и левое) при осуществлении такого маневра проходят разные по длине пути. На некоторых автомобилях предусмотрена блокировка дифференциала с помощью интегрированной в него вискомуфты. Такая функция весьма полезна, если одно из ведущих колес (например, попав на мокрый или скользкий участок дорожного полотна) начинает пробуксовывать. В этом случае ВМ блокирует дифференциал. На оба колеса передается одинаковый крутящий момент. После того, как «проблемный» участок дороги преодолен, диски вискомуфты «разъединяются» и дифференциал переходит в нормальный режим работы.
На заметку! На внедорожниках (например, Subaru Forester или BMW 325ix E30), оснащенных системой постоянного полного привода, ВМ «работает» при пробуксовке одного из ведущих мостов. Технологически она интегрирована в центральный дифференциал и блокирует его для выравнивания скорости вращения переднего и заднего валов.
Плюсы и минусы вискомуфты
Преимущества:
- Малое количество движущихся частей — меньше вероятность поломки и более высокая надежность.
- Скорость силовой установки напрямую не связана с условиями приводного вала (например, силовая установка может продолжать работать без остановки, даже если трансмиссия остановлена).
- Имеет потенциал для временного увеличения выходного крутящего момента.
- Эффективные передаточные числа можно легко изменить, изменив диаметр сопла по принципу Бернулли.
Вискомуфта на Kia Sorento
Недостатки:
- Между двумя валами всегда имеется некоторое скольжение, что приводит к снижению эффективности.
- Ограниченность применения.
- Сложнее проектирования и производства.
Как проверить вязкостную муфту
Работоспособность вискомуфты вентилятора нужно проверять на холодном и горячем силовом агрегате. Об этом свидетельствуют эксплуатационные пособия по ремонту ТС. При холодном моторе перегазовка не будет менять частоту вращений муфты. В случае с горячим мотором этот показатель будет сильно возрастать.
Также обязательно проверяется продольный люфт, при выявлении которого придётся выполнять работы по его устранению. Наличие посторонних звуков во время вращения муфты будет говорить о неисправности подшипников.
Основные причины неисправности
Механизм может выходить из строя по нескольким причинам. Мы выделили основные и наиболее распространённые:
- использование шин различного размера, которые также имеют разный уровень изношенности;
- утечка жидкости с муфты;
- износ деталей в результате интенсивной эксплуатации, воздействия агрессивных факторов и высокой температуры;
- неправильное выравнивание приводного механизма;
- утрата свойств биметаллического датчика, что может наступать в результате поверхностного окисления и застревания муфты;
- неисправное состояние подшипника.
Впускная вискомуфта автомобиля Infiniti
Признаки неисправности
Первым и главным признаком, который может свидетельствовать о неисправном состоянии вискомуфты, является чрезмерный нагрев мотора. Такая ситуация может возникать в результате утечки жидкости или отсутствия своевременного срабатывания биметрической пластины. Температура мотора повышается, а вентилятор не работает вовсе или функционирует на низких оборотах, следовательно, не обеспечивается охлаждение агрегата.
Бывает и так, что при холодном двигателе вентилятор вращается на полную силу. Такая ситуация может возникать из-за испорченного геля, поломки ряда узлов механизма или превращения смазки в твёрдую субстанцию.
К чему может привести неисправная вискомуфта
Рабочий запас вискомуфты в среднем составляет 200 тыс. км. После этого механизм требует к себе повышенного внимания. Нужно постоянно контролировать момент её срабатывания, особенно летом. Также требуется проверять рабочую температуру мотора в пробках. Если отмечаются значения, близкие к критическим, то придётся всерьёз заниматься вискомуфтой. Новая деталь стоит немало, да и найти нужную модель часто не представляется возможным. Потому многие автовладельцы решаются на установку электрической системы. В любом случае, игнорировать такую ситуацию нельзя, поскольку можно столкнуться со следующими неприятностями:
- перегрев мотора;
- сокращение срока службы помпы;
- увеличение расхода топлива.
Каждый из вас предупреждён об опасности, которую несёт в себе неисправная вискомуфта вентилятора системы охлаждения автомобиля. Не стоит пренебрегать проверкой и устранением неисправностей, в противном случае можно столкнуться с очень дорогим и трудоёмким ремонтом двигателя.
Лучшие цены и условия на покупку новых авто
В современных легковых автомобилях в системе охлаждения двигателя применяются электрические приводы вентилятора радиатора. На российских автодорогах можно встретить машины, оборудованные вискомуфтой, как средством привода вентилятора охлаждения радиатора.
p, blockquote 1,0,0,0,0 —>
p, blockquote 2,0,0,0,0 —>
Такие муфты, вследствие конструктивных особенностей, могут быть установлены только на автомобили с продольной установкой двигателя, то есть, с задним приводом. Большинство авто сейчас имеет передний привод, поэтому вискомуфту в системе охлаждения двигателя можно увидеть не часто.
p, blockquote 3,0,0,0,0 —>
p, blockquote 4,0,0,0,0 —>
Не на каждом СТО есть специалисты, которые знают как проверить вискомуфту вентилятора охлаждения на работоспособность, выполнить её техническое обслуживание и ремонт.
p, blockquote 5,0,0,0,0 —>
Причины и симптомы неисправности вискомуфты
Стоит отметить, что в случае долгого простоя транспортного средства необходимо проводить ревизию вискомуфты — с большей долей вероятности её работоспособность существенно снизится. В целях профилактики также рекомендуется заменить масло.
Несмотря на кажущуюся сложность, проверить работоспособность вязкостной муфты в полевых условиях довольно просто
Необходимо уделить внимание ряду признаков:
- Одинаковые обороты вентилятора на холодном и прогретом двигателе указывают на выход из строя вязкостной муфты.
- В большинстве случаев необходима замена или долив силиконовой смазки.
- При работе вентилятора не должно возникать посторонних звуков, шумов, вибраций — подобные симптомы указывают на выход из строя подшипника.
- В случае обнаружения течи масла либо жидкости со стороны вискомуфты необходимо для начала проверить целостность сальников.
Как видно, неисправностей в этом узле насчитывается не так уж и много. И поэтому не следует приобретать новый узел, если двигатель авто стал нагреваться больше положенного. В большинстве случаев возможен ремонт вискомуфты вентилятора своими силами.
Наиболее распространённая неисправность — утечка силиконовой смазки из основного блока. Для её доливки или замены необходимо снять вискомуфту с помпы и разобрать.
Делать это необходимо предельно аккуратно и не торопясь — по причине высокой вязкости смазка долго будет заполнять собой полость.
Второй по частоте возникновения неисправностью является выход из строя подшипника. Определить это можно по характерным шумам, возникающим в области вентилятора охлаждения. Для его замены также требуется снятие вискомуфты. При этом автовладелец может столкнуться с проблемой — снять подшипник без специального съёмника, не повредив при этом весь узел, довольно проблематично. В магазинах автозапчастей и инструментов можно найти как универсальные съёмники, так и предназначенные под определённую марку авто. И рекомендуется приобретением инструмента озаботиться заранее, а не когда механизм уже будет снят с помпы.
Следует помнить, что при замене подшипника в блок вискомуфты должна заливаться новая силиконовая смазка. Только после этого можно устанавливать весь узел на место и проверять его работоспособность.
Если есть сомнения в собственных силах, то не стоит рисковать, пытаясь отремонтировать вискомуфту своими руками. Специалисты автосервиса не только справятся с этим гораздо быстрее, но и предоставят гарантию на проводимые работы.
Проверка вентилятора охлаждения
Не всегда удаётся регулярно использовать автомобиль, поэтому он оказывается в состоянии простоя. Вискомуфта в это время требует проверки своей работоспособности. Это же поможет предотвратить поломку от износа.
Распознать неисправность непросто в штатных условиях, но есть методы, как проверить вискомуфту вентилятора. Чтобы осмотреть механизм, нужно проверить состояние оборотов изделия при включённом разогретом и холодном двигателе. При охлаждённом моторе не должно возникать никаких посторонних звуков, а обороты должны соответствовать норме. Горячий же двигатель часто может провоцировать различные шумы и сбои в частоте оборотов.
Такие проблемы могут возникать из-за неисправностей в подшипниках или несвоевременной замене масла. Также уплотнённые сальники и протечка силиконовой жидкости могут стать причиной поломки.
Решение проблемы своими руками
Если были обнаружены дефекты в работе, не всегда должна проводиться замена вискомуфты. Эти проблемы часто можно решить своими руками. Одной из самых частых проблем, возникающих в этом устройстве, является утечка силиконовой жидкости. Чтобы восполнить недостаток, нужно выполнить следующие действия:
Разобрать виcкoмуфту, сняв её из водяного насоса.
Стоит присмотреться к диску изделия. На его поверхности находится специальная пластина с пружиной, под которой имеется отверстие для силикона
Нужно с особой осторожностью снять штифт и залить внутрь смазку с помощью специального шприца. Во время этого процесса саму деталь нужно класть в горизонтальном положении.
Достаточно будет залить в шприц 15 миллилитров жидкости.
Нужно подождать несколько минут, пока вещество не затечёт внутрь вискомуфты, не вынимая при этом шприц.
Проверив правильность выполненной процедуры и нет ли излишек силикона, деталь можно установить обратно.
Тем, кто не считает себя опытными автомобилистом, лучше не заниматься подобными работами, ведь это может стать причиной полной поломки устройства. Как правило, самая большая трудность состоит в обратной сборке всех элементов.
Другие проблемы
Нередко подшипники могут стать причиной выхода из строя вискомуфты. Этому свидетельствует появление несвойственных шумов в зоне охлаждения. Но его ремонтом также можно заняться самостоятельно:
- Для починки изделия его нужно снять с основной конструкции мотора. Для этого откручиваются 3 болта, на которых крепятся подшипники.
- Замена этих элементов должна производиться только после того, как была слита масляная жидкость и разобран узел. Чтобы упростить процесс, можно использовать специальный инструмент — съёмник. Не стоит применять подручные приборы, так как они могут окончательно повредить детали.
- После установки подшипника можно проводить установку всего устройства в механизмы мотора. Перед этим нужно залить свежий силикон, который был слит перед заменой деталей.
На заметку: не всегда неправильное поведение деталей требует их скорой замены. Часто можно обойтись и простым ремонтом, который не требует особых навыков.
Частой проблемой при проверке вискомуфты или замене подшипников является поиск подходящего инструмента. Такой съёмник не всегда просто найти в автомагазине, поэтому ремонт может быть затруднённым.
Заглянем внутрь устройства
Вникнем детально в устройство и принцип работы вискомуфты полного привода, ведь именно в таких системах она используется чаще всего.
Итак, в общих чертах мы уже описали этот принцип – находится вискомуфта, как правило, между передней и задней осью автомобиля и связывает собой два вала – один, идущий от раздатки, а другой к заднему мосту.
Иногда эта муфта монтируется прямо в заднем мосту машины, но её суть и принцип работы от этого никак не меняется. Основными элементами устройства являются:
- герметичный корпус;
- наполнитель из специальной вязкой жидкости (как правило, на основе силикона);
- пакет дисков ведомого вала;
- пакет дисков ведущего вала.
Функционирует вискомуфта полного привода следующим образом.
В момент равномерного и спокойного движения оба вала, равно как и задние с передними колёсами, вращаются с одной скоростью – синхронно.
При таких условиях жидкость в муфте имеет минимальную плотность, и крутящий момент с ведущего на ведомый вал практически не передаётся.
Как только появляется разность в скорости вращения валом, а значит и дисков внутри, жидкость начинает активно перемешиваться (эффект миксера) и, благодаря своим уникальным физическим свойствам, густеть.
Это вызывает постепенную межосевую блокировку и на ведомый вал начинает поступать большее количество крутящего момента. Передний или задний мост, в зависимости от конструкции автомобиля, начинает включаться в работу.
Таким образом вискомуфта работает в автоматическом режиме, причём без какой-либо электроники или вмешательств со стороны водителя.
Вроде бы, на первый взгляд всё выглядит практически идеально, казалось бы, вискомуфта должна встречаться у каждого полноприводого авто, но это не так.
Более того, в современном автопроме данное приспособление уже практически не используется. Почему?
Ремонт вискомуфты своими руками
Если это устройство перестало работать, то сначала надо заправить его гелем или спецмаслом.
Специалистов, которые могут починить вискомуфту не много. Иногда дешевле и быстрее выходит купить новое устройство или перейти на электровентилятор.
Чтобы установить вентилятор охлаждения ДВС с электроприводом, нужны следующие детали:
- Сам вентилятор с электрическим приводом.
- Провода площадью сечения 6 мм2.
- Предохранитель на 40 Ампер.
- Реле-регулятор на 30 Ампер или более.
- Термореле, например, от жигулей, которое срабатывает при нагреве двигателя до 87 градусов.
Термореле можно приклеить к радиатору или рядом с термостатом на металлическую поверхность.
После этого, надо сделать схему подсоединения, как на автомобилях Ваз. Вазовская электросхема подключения вентилятора прослужит около 5 лет.