Ввоз автомобилей без растаможки по «серым» схемам
К тому факту, что на сегодняшний день растаможка машин на границе РФ очень недешева, добавляются еще и довольно хлопотное и времязатратное таможенное оформление, если машину завозят по всем правилам.
Поэтому особо удивляться тому, что наши сограждане ищут всяческие способы обхода законодательства, не приходится. Давайте посмотрим, что же мы с вами тут имеем по «серому» завозу авто без растаможивания.
Ввоз автомашин по отдельным сегментам (распил)
По этой схеме вполне успешно и довольно давно завозят автомашины из Японии. Это т. н. распилы. По отработанным для каждой модели технической процедуре в Японии осуществляют разборку авто на силовой блок, подвеску и кузов. Дополнительно кузов распиливается на две или три чести.
Все это потом ввозится в РФ по разным дням и на разных транспортах как автоматериал на запчасти, который пока что растаможиванию не подлежит.
В России же все исходные части собираются в мастерских фирм-партнеров японских разборщиков. На выходе получается довольно качественный «конструктор», практически лишенный уязвимостей безопасности и нарушений геометрии относительно исходных данных нераспиленного авто.
Такая практика поставлена в Приморском крае на широкий поток, по которому подобные авто распространяются по всей территории России. Именно для японских автомобилей в этом плане имеется значительный «плюс» – они не имеют VIN-номера на кузове и не нуждаются в очень непростой, филигранной и незаконной процедуре его вварки.
По такой схеме японскую машину может ввезти любой российский гражданин, при посредничестве описанных фирм. Например, если нашему туристу в Японии понравится какой-то продающийся автомобиль, то он его может купить, легко найти фирму-распильщика и отправить в Россию на адресат фирмы-сборщика. По приезду останется только забрать собранную машину.
На Дальнем Востоке самое обычное дело, когда владельцы японских марок на одном комплекте документов сменяют несколько автомашин подряд, специально заказывая необходимые для соответствия регистрационным данным параметры транспорта.
Ввоз автомашин по отдельным агрегатам (запчасти)
Подобная схема более сложна, чем «японская», но работает она уже для всех автомашин. Основана она на официальных договорах о торговом партнерстве с зарубежными странами. Обычно это такие государства, как Сингапур или Малайзия, у которых есть спецсоглашения о льготных торговых условиях.
В этой схеме также присутствуют фирмы-разборщики и фирмы-сборщики, которые юридически маскируют свою деятельность под экспорт/импорт автозапчастей. Обычно такой бизнес является действительно функционирующим в каких-то объемах официальным прикрытием.
Также можно сделать конкретный заказ на автомобиль. Правда, такое удовольствие уже не столь выгодно, как японский вариант т. к. затраты на разборку-сборку выше и за ввоз кузова фирме нужно будет все равно платить хоть и льготную, но все же пошлину.
Ранее действовали подобные схемы ввоза «конструкторов» из Прибалтики с вваркой кузовных номеров. Но с развитием цифровых высокоточных приборов для обнаружения незаводских швов этот метод стал мало популярен.
Ввоз автомобиля по программам благотворительности и социальной опеки
Этот метод довольно действенен, хотя и не имеет широкого распространения по понятным причинам. Но если водитель каким-либо образом имеет отношение в качестве подшефного лица к международным социальным программам, то для него (или его близких) опять же некоторые шустрые компании могут организовать беспошлинный ввоз автомобиля.
Такой транспорт обычно имеет управление, адаптированное для людей с физическими недостатками.
«Американцы» и японские «конструкторы», которые не пропустят
Нужно быть готовым к тому, что проверку не пройдут «конструкторы», «распилы», «утопленники». Планируется на каждую машину тратить 40-60 минут. Более того, некоторые эксперты считают, что процедура проверки будет даже быстрее. В случае положительного исхода владелец авто получит СБКТС, ПТС в электронном виде.
Не пройдут проверку и американские авто моложе 30 лет, если у них не менялся силовой агрегат в комплексе с выхлопной системой. Это связано с тем, что экологические стандарты США и Европы отличаются. Кроме того, зачастую в каждом штате предъявляются свои требования.
Исключением являются автомобили из США, которые изначально изготавливались для европейского рынка. В этом случае достаточно установить кнопку ЭРА-ГЛОНАСС. Кроме того, такие машины возрастом старше 30 лет считаются классикой, поэтому их регистрирует по другому документу ГОСТ.
Практически под микроскопом будут инспектировать машины с расположенным справа рулем
Здесь особое внимание будет уделяться работе световых приборов. Фары головного света не должны ослеплять водителей транспорта встречной полосы
Полезные советы
- Если у вас есть родственник, который является инвалидом войны (любой войны), то на него можно попытаться оформить право беспошлинного ввоза автомобилей на основании закона «О нулевой пошлине», отмененного в 1995 г. Ведь факт отмены закона не отменяет права на притязания выполнения его действий в частных случаях посредством судебных исков. Некоторые суды иногда выносят положительные решения по данному поводу. Интересно, что в случае успеха инвалид будет иметь право ввоза без растаможивания более десяти единиц ТС.
- При временном ввозе автомобиля по свидетельству УВТС на него должен быть заранее оформлена страховка ОСАГО, покрывающая весь период временного нахождения ТС в РФ.
- По всем описанным схемам нужно учитывать то, что на данный момент соответствующая законодательная база разработана не до конца и дальнейшие изменения в ней обязательно будут, что может застать врасплох покупателя, если он не следит за соответствующими новостями.
Как будет действовать новый ГОСТ 33670-2015
С 1 июля 2021 года будут упорядочиваться специальные методы экспертизы и системы испытаний для того, чтобы оценить соответствие технических параметров авто установленным требованиям.
Сейчас планируется, что на территории России будет 30 таких пунктов контроля. При этом почти половину из них откроют во Владивостоке. Именно этот порт представляет собой главные ворота для поставки подержанных машин из Японии. Здесь будет открыто 13 лабораторий. Другие пункты проверок будут располагаться в обеих российских столицах, Челябинске, Красноярске, Ростове-на-Дону, Нижнем Новгороде, Калининграде.
Каждый новый владелец такого завезенного автомобиля должен будет получить свидетельство о безопасности (СБКТС). Для этого изначально требуется установить на него комплекс ЭРА-ГЛОНАСС. Стоимость таких работ составляет 25000-30000 рублей.
Для чего нужно ужесточение
Данные нововведения направлены на то, чтобы навести порядок в автомобильном импорте. Здесь одно из главных направлений – это защита от откровенного «металлолома», который буквально заполнил всю страну.
Японские машины среднего и бюджетного сегмента на вторичном рынке стоят на 25% дешевле своих аналогов. Ужесточение правил ввоза подержанных авто не должно снизить поступление импортной техники. С другой стороны, многие опасаются увеличения утилизационного сбора.
Засилье автомобильного «хлама» негативно влияет на дорожную безопасность, окружающую среду. Такие меры имеют вполне логичное обоснование, поскольку с каждым годом количество автомобилей на отечественных дорогах увеличивается. При этом соотношение новых и старых машин в среднем по большой России далеко не всегда в пользу безопасных моделей.