Награды и признание
Мемориальная доска в Париже
В 1958 году набережная Жавель в Париже была переименована в набережную Андре-Ситроена, а исторический завод, который в период с 1976 по 1984 год снесли, уступил место парку Андре-Ситроен в память о менеджере компании, которым являлся Андре Ситроен. Ему посвящен бронзовый бюст напротив входа в парк рядом с Европейской больницей Жоржа Помпиду. На месте, где жил Андре Ситроен(16 – й округ Парижа), между 1919 и 1935 годами установлена мемориальная доска, которая отдает ему дань уважения.
Помимо прочего Андре был удостоен званий:
- Рыцарь почетного легиона в 1923 году;
- Офицер почетного легиона в 1925 году;
- Командующий почетным легионом в 1928 году;
- Великий офицер почетного легиона в 1931 году.
Современная эпоха совместно с Peugeot
После банкротства компании Citroen, французское правительство просит Peugeot поглотить Citroen, чтобы сохранить тысячи рабочих мест. Под закрепившемся названием PSA Peugeot Citroën компания существует и по сей день. План правительства также предусматривал продажу Berliet компании Renault для концентрации французского сектора промышленных автомобилей. Так же PSA продала Maserati компании De Tomaso в мае 1975 года, а итальянская компания использовала престижность бренда для продажи десятков тысяч экземпляров новой модели Maserati Biturbo.
После объединения компаниям приходится не сладко. Стоит начать хотя бы с того, что Peugeot является брендом более консервативным нежели Citroën. Конструкторское бюро Citroën значительно преобразуется, так как многие его члены уходят, а те что остаются к управлению не имеют никакого отношения и развитие бренда они видят чрезвычайно скептически. Об этом свидетельствует выпуск в 1976 году модели Citroën LN, который является почти точной копией купе Peugeot 104 с двигателем Diane. Модель обернулась полным крахом так как его продажи были очень низкими.
Тем не менее, PSA поначалу была финансово успешной с такими моделями, как GS и CX. PSA модернизирует уже существующий модельный ряд: 2CV доступен во многих ограниченных сериях, CX переходит на Diesel, а GS становится GSA в 1979 году, с полной задней дверью, которая очень высоко оценена покупателями.
Финансовое положение группы PSA в начале 1980-х годов оказалось очень плохим. PSA приобрела устаревшие активы и значительные обязательства Chrysler Europe за 1 доллар, что привело к огромным убыткам с 1980 по 1985 год. Плюс ко всему не стоит забывать про второй нефтяной кризис 1979 года, который так же нанес компании значительный ущерб.
Citroën BX 4TC
В 1982 году выпускается модель BX , которая является результатом тех трудных времен. Его оригинальная линия и наличие гидравлической подвески не заставляют забывать, что он комплектуется теми же силовыми агрегатами, что и 305 Phase II. Эта интеграция элементов Peugeot в Citroën не получила одобрения в конструкторских бюро марки, но запуск BX был срочно необходимым и должен был быть успешным, так как будущее Citroën зависело от BX, так же как и Peugeot от модели 205. Несомненно, успех этих двух моделей и исчезновение в 1986 году бренда Talbot позволили сохранить группу PSA от банкротства.
Этот период также совпадает с приходом в 1980 году Жоржа Фальконне в качестве менеджера по продажам, а вместе с ним и Жака Сегела. Практически каждый запуск новой модели отныне будет сопровождаться поддержкой личности: певца, актера, режиссера или даже спортсмена. Таким образом, Citroën BX, представленный под Эйфелевой башней в Париже, выигрывает при поддержке Жюльена Клерка, а затем и Филиппа Лабро.
Успешную, но устаревшую модель BX нельзя было оставлять в покое и уже в 1986 году появляется Citroën AX, а в 1989 году и Citroën XM. Запуск XM, замена BX на ZX и Xantia (в 1991 и 1993 годах соответственно), а также рестайлинг AX в 1992 году ознаменовали начало эры качества в Citroën. Все эти решения положительно сказались на развитии бренда, но множество автомобилей по прежнему оставались точными копиями автомобилей Peugeot, что угнетало их индивидуальность.
Citroen C3 Picasso 2011
С тех пор, как Жан-Мартен Фольц стал президентом группы PSA, совместное проживание Peugeot и Citroën, похоже, нашло баланс. Эти два бренда осознают свои различия, и экономия средств больше не происходит за счет стиля. Рестайлинговые C1, C2, C3, C4 и C5 имеют ярко выраженную стилистическую идентичность, установленную под руководством Жан-Пьера Плуэ, директора по стилю Citroën и преемника — Фламинио Бертони (дизайнер Traction , DS , 2CV , Ami 6 ) или Роберта Опрона ( SM , GS , CX ). В апреле 2006 года появляется модель Citroën C6, которое так же не находит оригинальности. С другой стороны, Xsara Picasso , C4 Picasso (5- и 7-местные), а затем минивэны C3 Picasso имеют на мировом рынке большие успехи, которые подталкивают бренд вверх. Таким образом, в марте 2009 года Citroën получил долю рынка во Франции 16,1%, что недалеко от доли Peugeot в 16,4%, таким образом, демонстрируя лучший результат за последние 35 лет.
Шестеренка на капоте
Предприимчивый и расчетливый Ситроен переоборудует свой военный завод для выпуска массового автомобиля, в котором так нуждалась многолюдная Франция. За океаном уже миллионы американцев стали обладателями личного и недорогого автомобиля: там был «Форд». А Ситроен «развернулся» в стране, где машин было много, но они еще не были массовыми. Бюджетная доступность автомобиля стала секретом успеха. В 1919 году компания Citroën начала выпуск открытых малолитражных машин. Первая модель, Type A («тип А»), стоила 7950 франков. Это примерно равнялось годовому заработку квалифицированного рабочего, а для такой прорывной технической новинки считалось низкой ценой. Машина имела четырехцилиндровый 1,4-литровый мотор мощностью 18 лошадиных сил и развивала максимальную скорость в 60 км/ч.
Но Type A была лишь «пробой пера». По-настоящему «прорывной» и очень финансово успешной моделью стал компактный Citroën С, выпущенный в 1922 году. Под его капотом располагался легкий 856-кубовый мотор мощностью в 11 лошадиных сил. Казалось бы, невелика мощность, но из-за небольших размеров самого автомобиля и легкого кузова машина справлялась со своими обязанностями. Она же давала и новый уровень удобства: Citroën С комплектовался электростартером и электрическими фарами, а управлять им было физически легче, так что справиться с этим могла и женщина.
Citroën-Wagen. Фото: www.globallookpress.com
Все это сделало компанию Андре Ситроена одним из лидеров европейского автомобилестроения. А его самого — звездой. Он славился как новатор и великолепный организатор. А еще — как «селебрити» своего времени. Ситроен был завсегдатаем лучших казино. Правда, говорил, что в этом процессе его привлекает не сама игра, а скорее то, как все это обсуждают, как журналисты описывают буквально каждое его движение на рулетке или с картами в руках. В частности, многие годы рекордным проигрышем в казино Монте-Карло считается именно неудача Андре Ситроена. В 1926 году он одномоментно спустил там 13 миллионов франков. Небывалая, колоссальная сумма, аналог нескольких десятков миллионов долларов в современном мире.
Это интересно: Храп угрожает партнеру психическими расстройствами
Управление Michelin
После смерти Андре Ситроена компания Michelin берет управление Citroën в свои руки. Первостепенной задачей компании было рассчитаться с долгами предыдущего руководитея. Для этого Michelin работает над продолжением коммерческого запуска Traction в версиях с 7 и 11 CV. Версия 22 CV с двигателем V8, которую планировал производить Андре Ситроен, никогда не увидит свет из-за ее стоимости, которую Мишлен посчитал слишком высокой. Кроме этого 22 CV был слишком неповоротливым на дороге. Несколько прототипов были разбиты во время испытаний.
Предсерийные образцы Citroën 2CV до Второй Мировой Войны
Вместо этого в 1935 году запускается разработка модели 2CV, которую должны были представить публике на парижском автосалоне в 1939 году. Было построено 250 предсерийных образцов, но из-за начала Второй Мировой войны этому не суждено было случиться.
Вообще, покупка Michelin компании Citroen является исключительно коммерческим проектом, который не преследовал цель спасти от краха одного из крупнейших автопроизводителей Франции, а спасти от краха свою компанию по производству шин. Ведь в те времена Citroën являлся самым крупным потребителем шин Michelin и это отчетливо заметно по действиям компании. Забраковать премиальную модель Traction Avant и начать производство автомобиля эконом-класса 2CV. Тем самым значительно увеличив продаваемость автомобильных шин французского производителя. Но все планы рушит Нацистская Германия с началом Второй Мировой войны.
Фердинанд Порше(второй слева) встречается с командиром CC Вальтером Крюгером
Во время немецкой оккупации Франции во время Второй мировой войны Буланже, который являлся директором Citroën, отказался встречаться с доктором Фердинандом Порше или общаться с немецкими властями напрямую. Все переговоры велись исключительно через посредников. Он организовал производство грузовиков для Вермахта, многие из которых были саботированы прямо на производственном заводе. Насечки на масляном щупе располагались не в том месте, что приводило к заклиниванию двигателя.
В 1944 году, когда штаб-квартира гестапо в Париже была разграблена французским «Сопротивлением». Имя Пьер-Жюль Буланже было замечено в нацистском черном списке самых важных врагов Рейха, которые должны были быть немедленно арестованы в случае вторжения во Францию.
Предсерийная модель Citroën 2CV 1939 года и последний выпуск 1990 года
Инженеры Citroën, в том числе Поль Магес, продолжили свою работу вопреки прямому приказу немцев, и разработали концепции, которые позже были представлены на рынке в трех версиях автомобилей — малолитражке (2CV) и грузовом фургоне (Type H) и большой быстрый семейный автомобиль (DS). Они были широко оценены журналистами того времени, как новые эксперементальные решения в области автомобильного дизайна.
Грузовой фургон Citroën Type H
Грузовой фургон Citroën Type H был представлен общественности и доступен для покупки в 1947 году. Это транспортное средство так же набрало быстро популярность среди коммерческих организаций того времени. У фургона за время его эксплуатации было множество модификаций.
Чуть позже, в 1948 году на Парижском автосалоне была представлена модель Citroën 2CV(Deux Chevaux), которая стала лучшим решением для сельской местности Франции. Автомобиль имел необычно невысокую цену, был удобен в эксплуатации и недорог в обслуживании. Citroën 2CV производился 42 года в плоть до 1990 года с незначительными изменениями и доработками. За 42 года было произведено более 9 миллионов 2CV.
Citroën DS 1958 года выпуска
В 1955 году был представлен Citroën DS, разработанный на базе Traction Avant, который является первым автомобилем оснащенным знаменитой гидропневматической самовыравнивающейся системой подвески. DS кроме всего прочего являлся первым серийным автомобилем оснащенным дисковыми тормозами и полуавтоматической гидравлической трансмиссией.
В 1957 году выпускается более простая и соответственно дешевая модель DS — Citroën ID19, которая предусматривала упрощенную гидравлическую систему с обычным ручным рулевым управлением и обычной механической коробкой передач. За 1968 год автомобиль претерпел дизайнерские изменения передней части автомобиля, в которой впервые появляются дополнительные фары дальнего света. В период с 1955 по 1975 год было произведено более чем 1,5 миллиона экземпляров Citroën на базе DS. Этот автомобиль занял третье место в конкурсе 1999 года «Автомобиль века».
Французский Генри Форд.
Первый свой автомобиль, декорированный фирменным знаком Ситроена, той самой шестеренкой, на котором Андре заработал первый капитал, появился в 1919 году. При этом, уже до конца того года таких автомобилей было выпущено 2,5 тыс. машин. Назвали этот автомобиль очень просто — «А». При этом и сам автомобиль был максимально простым. Максимальная скорость, которую он развивал, была 65 км в час. Но «подкупал» он не этим. Его главная «фишка» была в фарах. Кроме того, практически у каждого автомобиля были запасные колеса. Но и те, что имелись, были намного лучшего качества, чем у многих других автомобилей того времени: их не надо было много раз монтировать или накачивать. А своей дешевизной машина смогла покорить даже тех людей, у которых не хватало денег на машины «для среднего класса», и этими автомобилями обзавелись врачи, инженеры, торговцы.
В то время другие автомобильные заводы выпускали по сто машин в год, а Ситроен выпускал сотни машин в день. За такой размах его даже прозвали «европейским Фордом». Причем подход к машине у Андре тоже был «фордовский». Он требовал от рабочих, конструкторов и технологов, чтобы каждый агрегат автомобиля был по максимуму прост и дешев.
Модель «А» Ситроена получилась востребованной и неплохой. Но, поскольку ее делали в спешке, то «пропустили» множество различных дефектов. Из-за этого Ситроену пришлось, создать по всей Европе первую в «старом свете» сеть «фирменных» сервисов. Причем, с этим своим решением он совершенно не прогадал, ведь качество автомобилей вскоре улучшилось, а вот сеть осталась работать. Время шло, на рынке появлялись новые автомобильные марки, но многие покупатели с удовольствием выбирали проверенного и дешевого Ситроена. Но, по выражению самих французов, эти автомобили «Сену не зажигали». Поэтому Андре, чтобы обойти конкурентов, поручает разработку дизайна нового автомобиля никому тогда неизвестному молодому итальянцу Фламинио Бертони. Удивительно, но и в этот раз Ситроен угадал.
Конец самостоятельного существования компании Citroen
После введения в 1925 году первого цельнометаллического кузова автомобиля в Европе дела у компании пошли в гору. Успех был на лицо, но промышленная конкуренция была очень сильна в то время и предполагала очень сильное творческое, техническое и промышленное развитие.
В 1927 году банк Lazard помог Citroën привлечь новые столь необходимые средства, а также пересмотреть условия его долга — например, выкупив Société de Vente des Automobiles Citroën (SOVAC). Банк пошел еще дальше, вложив свой капитал и направив трех «помощников». В число этих людей, присланными Лазардом, были Раймон Филипп, Андре Мейер и Поль Францен.
Андре Ситроен осознал необходимость дифференцировать свой продукт, чтобы избежать конкуренции с низкими ценами, которая окружала его обычные модели с задним приводом в конце 1920-х – начале 1930-х годов. В 1933 году он представил Rosalie, первый коммерчески доступный легковой автомобиль с дизельным двигателем, разработанный совместно с английским инженером и конструктором Гарри Рикардо.
Citroën Traction Avant
Ему на смену приходит революционное транспортное средство в 1934 году — Traction Avant — автомобиль, который впервые в массовом производстве объединил три революционных функций, которые все еще используются сегодня: новый тип кузова — универсал, четыре колеса независимой подвеской и передний привод колес.
Быстрое развитие Traction Avant, снос и перестройка завода (за пять месяцев) и обширные маркетинговые усилия оказались для Citroën слишком дорогостоящими инвестициями, чтобы совершить все ходы сразу, что привело к финансовому краху компании. В декабре 1934 года, несмотря на помощь компании Michelin, Citroën объявляет о банкротстве, что и является концом самостоятельного существования Citroën. Через пол года — 3 июля 1935 года умирает от рака желудка основатель компании Андре Ситроен.
В течение месяца после объявления банкротства Michelin, уже являвшаяся крупнейшим кредитором производителя автомобилей, стала его основным акционером. Тем не менее, технологически продвинутый Traction Avant получил признание рынка, и основная философия передовых технологий, используемых в качестве дифференциатора, сохранялась за автопроизводителем до конца 1990-х годов. Пьер Мишлен стал председателем правления Citroën в начале 1935 года. Его заместитель Пьер-Жюль Буланже стал вице-президентом и начальником отдела разработки и дизайна.
Начало современной комgании Citroёn
Как только война закончилась, рост автомобильной промышленности стал невероятным, и улицы постепенно заполнялись машинами, приводимыми в движение собственной энергией. В 1919 году французы производили большое количество автомобилей, намного больше, чем немцы или американцы. Париж был автомобильной столицей мира. Более того, массовые убийства лошадей во время войны усилили потребность в эффективных тяговых устройствах. Когда было подписано перемирие 1918 года, заводы Citroën внезапно потеряли все заказы на боеприпасы. Тем не менее, Citroën подготовился к этому событию очень рано, реинвестировав свою прибыль в новый бизнес. Автомобильная промышленность должна была заменить производство боеприпасов и Андре не прогадал. Таким образом, Андре Ситроен за четыре месяца преобразовал свой оружейный завод в завод по производству автомобилей, поглотив производителя автомобилей Mors и основав компанию Citroën с его исторической эмблемой – двойным V-образным шевроном.
Фамильный склеп Андре Ситроена
Во время поездки в Соединенные Штаты Citroën осознал необходимость производства автомобилей в больших масштабах, то есть с широким распространением за пределами привилегированных классов. Как и Ford T, будущий Citroën задуман как транспортное средство предназначенное для работы и отдыха. В январе 1919 года Андре Ситроен объявил прессе о своем намерении произвести серийный автомобиль. С невероятным заявлением для того времени: будущий автомобиль будет стоить 7250 франков, что составляет почти половину самой дешевой машины на рынке. Эта рекламная кампания имеет историческое значение и на другом уровне, так как это первая массовая рекламная кампания в прессе. Это событие можно считать успешным стартом компании промышленника, которая продлилась до 21 декабря 1934 года (дата ликвидации компании и передачи управления Michelin). 3 июля 1935 года Андре Ситроен умирает от рака желудка.
Основание компании Citroen
После начала Первой мировой войны, уже в августе 1914 года, Андре был мобилизован на военную службу в звании капитана во 2-ой артиллерийский полк в Гренобле. На восточной границе, где произошло сражение, он имел возможность наблюдать отсутствие артиллерии и боеприпасов. После смерти своего брата Бернара на фронте Андре Ситроен решил не только выполнить свой долг, но и оттеснить врага как можно дальше. В январе 1915 года он сделал предложение генералу Луи Баке, руководителю артиллерии военного министерства, у которого катастрофически не хватает боеприпасов, о создании завода по производству боеприпасов для артиллерийских пушек и получил на него одобрение.
Артиллерийская пушка времен Первой Мировой Войны и боеприпасы к ней
За 3 месяца Андре Ситроен, используя свои сбережения, строит завод по производству боеприпасов на котором 13000 сотрудников производят 10000 боеприпасов в день. Всего на этом заводе было произведено около 23 миллионов боеприпасов к артиллерийским пушкам. Боеприпасы Андре Ситроена быстро завоевали репутацию и стали образцом организации, эффективности и социальной ответственности. Завод посещают выдающиеся личности, как гражданские, так и военные. Между 1917 и 1918 годами правительство также поручило ему реорганизовать снабжение военной промышленности, военных почтовых служб и раздачу продовольственных билетов в районе Парижа.
Линия производства Citroën Type A (1919 год)
По всей видимости, еще во время Первой мировой войны Андре Ситроен планировал организовать производство автомобилей на месте завода по производству боеприпасов, так как в 1916 году Андре попросил инженера Луи Дюфресна, ранее работавшего в Panhard, спроектировать технически совершенный автомобиль мощностью 18 л.с., для производства которого смог бы использоваться завод боеприпасов после окончания войны. Чуть позже Ситроен пересмотрел видение нового автомобиля исходя из наблюдений за компанией Ford и сложившейся обстановке того времени. В феврале 1917 года Ситроен связался с другим инженером, Жюлем Саломоном, который уже имел значительную репутацию во французском автомобильном секторе, как создатель в 1909 году маленькой машины под названием Le Zèbre. Андре видел послевоенный автомобиль уже иначе и задача Саломону стояла следующая: создать совершенно новую конструкцию для автомобиля мощностью 10 л.с., который был бы лучше оборудован, более прочен и менее дорог в производстве, чем любой конкурирующий продукт в то время.
Citroën Type A Torpedo 1919 года
В итоге, после окончания Первой Мировой Войны Андре Ситроен организовывает производство автомобилей на месте производства боеприпасов для артиллерийских орудий. Спустя 4 месяца после того как стихли орудия, в марте 1919 года был анонсирован автомобиль Citroen Type A. Массовое производство автомобиля было организовано в ближайшие 2 месяца, так как уже в мае сошла первая серийная модель.
Андре Ситроен отмечает 140-летие. У французского промышленника и создателя концерна Citroën был папа-одессит, а сам он стал инженером из-за Эйфелевой башни.
Что читают сегодня с этим материалом? Отдых в Хургаде — в море на лошадях и мини-Мальдивы
Его папа Леви Ситрун, совладелец предприятия по обработке и продаже драгоценных камней, начинал в Одессе! Когда он познакомился с гостившей там дочерью варшавского ювелира Мазрой Клейнман, его фамилия звучала Цитрон. Поженившись, они уехали в Париж, и за большие деньги стали Ситроенами. Здесь появились их дети. Андре родился пятым и последним.
Андре Ситроен. Фото Bibliothèque en ligne Gallica
Эйфелева башня, построенная ко всемирной выставке в Париже, влюбила в себя юного Ситроена
Что читают сегодня с этим материалом? Как открыть бюро переводов — бизнес-план и советы экспертов
Но Первая мировая требовала боеприпасов, и инженер убедил правительство, что покроет дефицит за три месяца. Ему поверили. Он запустил производство, превосходящее объемами все военные предприятия страны!
Производство автомобилей Citroen запущено в небывалом темпе. Фото citroen.ru
Зарплату платили в нерабочее время. Суммы округлялись до десятков. Остаток переходил на следующий месяц. И 2500 рабочих в нескольких кассах получали деньги за 10 минут. Чертежи автомобиля Ситроен заказал своим инженерам еще в разгар боевых действий. А когда смолкли пушки, у него было все: и команда, и цеха, и средства.
Первая реклама Citroen. Фото citroen.ru
Что читают сегодня с этим материалом? Новое место в Киеве — ресторан SODAbar — рецепт от шефа и обзор
Первую модель собирали в спешке, и в эксплуатации обнаружилось множество мелких дефектов. Тогда Ситроен создал по всей Европе сеть фирменных сервисов. Качество машин вскоре улучшилось, а сеть осталась.
Недорогие и удобные, но внешне, по выражению французов, они «Сену не зажигали». И Ситроен заказал новый дизайн. Обтекаемая капля «Траксьон Аван» прекрасно контрастировала на фоне угловатых, рубленых кузовов. Она выпускалась более 20 лет.
Первое официальное фото Citroёn 7A Traction Avant 1934 года. Фото Médiathèque Citroёn
«Дети вырастут и купят то, на чем росли»
Андре Ситроен запускает в производство игрушечные автомобили. Фото citroen.ru
20 февраля 1921 г. компания Citroen представляет серию эмалированных дорожных указателей для французских дорог. Фото citroen.ru
Торжественное открытие легендарного гаража Марбеф в Париже. Фото citroen.ru
Буквы растянулись над Парижем в честь открытия 7-го автосалона. Фото citroen.ru
Чтобы подчеркнуть качество своих автомобилей на гусеничном ходу, Андре Ситроен решает отправить их пересечь Сахару. Фото citroen.ru
Желтый переход — Citroen пересек азиатский континент от Бейрута до Пекина. Фото citroen.ru
Citroen снаряжает экспедицию Черный переход через весь африканский континент. Фото citroen.ru
Ситроен запускает грандиозную рекламную кампанию на Эйфелевой башне, где появляется огромная светящаяся надпись 30-метровыми буквами — название бренда Citroen. Фото citroen.ru
Что читают сегодня с этим материалом? Уильям Колгейт никогда не чистил зубы пастой
В 1933 году он вложил все средства в реконструкцию своих заводов. За 5 месяцев на 55 тыс. кв. м разместился гигантский сборочный конвейер на 1000 машин в день — объем всего французского авторынка. А в 1934-м, на излете мирового экономического кризиса, упал спрос на авто, и кредиторы отказали Ситроену в ссудах. И, объявив себя банкротом, в марте 1935-го в 57 лет он скоропостижно скончался.
Ситроен кардинально изменил автостроение, войдя в историю как новатор и креативщик. Фото citroen.ru
Что читают сегодня с этим материалом?
- Андерсен — сказки для взрослых, или почему датского гения раздражали дети
- Владимир Высоцкий и поклонники: «Он — как первая сигарета»
- Гнат Хоткевич — украинский гений и отец-одиночка, объявленный шпионом
Post Views: 1 030
Губительный шедевр
Судьба, благоволившая Андре, как обычно, сыграла с ним злую шутку. Его лучшая машина стала одновременно и шедевром, и «могильщиком» компании. Это легендарный Citroën 7А Traction Avant. Инженеры компании спроектировали во многом инновационный, но еще и очень удобный и красивый автомобиль. На него ставились моторы объемом 1,6 и 2,0 литра, развивающие 35 и 56 лошадиных сил соответственно. Но главный элемент был вынесен в само название. Traction Avant с французского переводится как «передний привод». Это была не первая переднеприводная машина в мире. Но первая, которой так удачно удалось совместить в себе многие конструкторские решения. Здесь был цельнометаллический несущий кузов (впервые примененный именно компанией Ситроена), независимая подвеска. И потенциал переднего привода был использован «по полной». За счет отсутствия карданного вала машина получилась очень просторной. Автомобиль не мог не быть успешным, это был потенциальный «хит продаж» не только во Франции, но и во всей Европе.
Citroën 7А Traction Avant. Фото: wikipedia.org/ Traction.fr
Но все это великолепие было слишком дорогим в производстве. Финансовый кризис, задолженности гнавшейся за инновациями компании, да еще и азартные игры самого Андре привели Citroën к банкротству. Буквально за долги вся компания достается другой легендарной французской фирме: производителям шин Michelin. Это произошло в 1934 году.
Новые владельцы смогут организовать и отладить выпуск Traction Avant. Этот автомобиль станет одним из самых известных в первой половине века. Дальше «машины с шевроном» продолжат свой победный путь. Модель Citroën 2CV станет настолько дешевой и доступной, что буквально «посадит Францию на колеса» и будет выпускаться с сороковых годов аж до конца восьмидесятых. В пятидесятые годы выйдет экстравагантная модель Citroën DS, названная экспертами лучшим автомобилем XX века. В семидесятые Citroën снова придет к банкротству и будет куплена Peugeot (а впоследствии сольется с ней в одну компанию).
Но всего этого Андре Ситроен уже не застанет. В 1935 году, в возрасте 57 лет, он умрет в Париже от рака, всего на год пережив независимость своей автомобильной компании, в эпоху расцвета которой Эйфелева башня, которая так поразила в свое время молодого Андре, будет нести гигантские буквы CITROЁN, расположенные сверху вниз. И сейчас во всех уголках мира можно встретить машину со значком в виде перевернутой буквы V, которую молодой фрацузский инженер увидел в России.