Радиатор: устройство и принцип работы

Радиатор и вентилятор

Циркуляция охлаждающей жидкости проходит через основной радиатор, который установлен в передней части автомобиля. Такое место выбрано не случайно – при движении с большой скоростью соты радиатора обдуваются встречным потоком воздуха, что обеспечивает снижение температуры двигателя. На радиаторе устанавливается вентилятор. Большая часть таких устройств имеет электрический привод. На «Газелях», например, часто используются муфты, аналогичные тем, которые ставятся на компрессорах кондиционера.

Включение электрического вентилятора происходит с помощью датчика, установленного в нижней части радиатора. Может использоваться на инжекторных машинах сигнал от датчика температуры, который расположен на корпусе термостата или в блоке двигателя. Самая простая схема включения содержит в себе только один термовыключатель – у него нормально разомкнуты контакты. Как только в нижней части радиатора температура достигнет 92 градусов, контакты внутри переключателя замкнутся и произойдет подача напряжения на электродвигатель вентилятора.

1 Основные типы и их характеристики

Наиболее востребованной разновидностью радиаторов считался чугунный вариант. Еще несколько десятилетий назад эти конструкции использовались повсеместно. Внешне чугунный радиатор выглядит очень громоздко, а его вес слишком внушительный. Применять такую разработку в автоматизированных системах нельзя, поэтому люди стали отдавать предпочтение более усовершенствованным разработкам, выполненным из других материалов.

Чугунные установки характеризуются целым списком преимуществ:

  1. 1. Способность справляться с внушительными нагрузками при перепадах давления.
  2. 2. Устойчивость к коррозийным процессам.
  3. 3. Устойчивость к воздействию агрессивных примесей в теплоносителе.

Стальной радиатор отличается небольшим весом и минимальной толщиной стенок, что делает его менее инертным. Большинство изделий из стали предоставлены в виде панелей с высокой теплоотдачей.

Что касается радиаторов из алюминия, то они отвечают практически всем требованиям клиентов. Плюсы систем включают в себя:

  1. 1. Минимальный вес и эргономичность.
  2. 2. Высокую теплоотдачу.
  3. 3. Привлекательный вид.

Более дорогие модели имеют в своем составе цинк и титан, обеспечивающие лучшую прочность и стойкость к механическим воздействиям. Такие батареи не боятся коррозийных процессов и обладают внушительным сроком службы.

Особой популярностью пользуются вакуумные модели. Они работают по принципу двойной передачи, а их конструкция состоит из герметичных секций, где отсутствует воздушная прослойка. Циркуляция теплоносителя осуществляется по плотно запаянной трубке, а сам процесс запускает кипение жидкости внутри секций. Внутреннее пространство труб плотно заполняется паром, который начинает конденсироваться на стенках и оседать снизу.

Типы и устройство автомобильных радиаторов

Все автомобильные радиаторы имеют принципиально одинаковую конструкцию, в которой можно выделить три части:

  • Бачок с подводящим патрубком;
  • Сердцевина;
  • Бачок с отводящим патрубком.

Сердцевина — это система труб и пластин, которая является теплообменником. Бачки служат для подвода и отвода рабочей среды из сердцевины, они могут располагаться сверху и снизу или по бокам от сердцевины. На некоторых типах радиаторов бачки как таковые отсутствуют.

Общее устройство автомобильного радиатора Основные конструкции автомобильных радиаторов

По конструкции сердцевины радиаторы делятся на два типа:

  • Трубчатые;
  • Пластинчатые.

В радиаторах с трубчатой сердцевиной теплообменник выполнен в виде системы труб круглого или овального сечения, которые для лучшей отдачи тепла окружены металлическими пластинами того или иного типа. В радиаторах с пластинчатой сердцевиной теплообменник выполнен в виде зигзагообразных трубок плоскоовального сечения, которые за счет большой площади поверхности не нуждаются в дополнительных металлических пластинах.

В свою очередь, трубчатые радиаторы делятся на две больших группы:

  • Трубчато-пластинчатые;
  • Трубчато-ленточные.

Сердцевина трубчато-пластинчатых радиаторов выполнена в виде системы трубок круглого или овального сечения, помещенных в пакет широких металлических пластин. Такой теплообменник имеет большую площадь поверхности, которая хорошо отдает тепло набегающему потоку воздуха и обеспечивает эффективное охлаждение протекающей по радиатору жидкости.

Сердцевина трубчато-ленточных радиаторов выполнена в виде системы трубок овального (плоскоовального) сечения, между которыми располагаются зигзагообразные (согнутые в гармошку) металлические ленты. Такая конструкция имеет увеличенную по сравнению с трубчато-пластинчатой площадь поверхности и, как следствие, более эффективную теплоотдачу.

По материалу изготовления радиаторы бывают двух основных типов:

  • Медные (и медно-латунные);
  • Алюминиевые.

В устройствах первого типа трубки и пластины/ленты выполнены из меди, которая обладает высокой теплопроводностью и поддается пайке. Однако медные радиаторы тяжелые и дорогие, поэтому в современных автомобилях они практически вытеснены радиаторами из алюминиевых сплавов. Бачки всех типов радиаторов могут выполняться из пластика, алюминия или латуни, на бачках обязательно присутствуют патрубки, резьбовые или байонетные горловины для установки пробки, штуцеры или краны для слива жидкости, гнезда для установки датчиков температуры и иные элементы.

При этом трубки сердцевины могут быть бесшовными или паяными/сварными, а сама конструкция сердцевины радиатора — сборной и паяной. Сборными чаще всего выполняются алюминиевые радиаторы с трубчато-пластинчатой сердцевиной — в этом случае трубки привариваются или припаиваются только к бачкам, а пластины и трубки соприкасаются друг с другом, однако никак не соединяются. Паяными и сварными выполняются алюминиевые и медные трубчато-ленточные радиаторы — в этом случае трубки и ленты спаяны друг с другом, что обеспечивает надежный контакт между деталями и жесткость всей конструкции.

Описанную конструкцию имеют все автомобильные радиаторы, отличаясь лишь некоторыми деталями, о которых сказано ниже.

Централизованная система отопления

Схема отопления многоквартирного дома

Намного сложнее устроена система отопления многоэтажного дома. Она представляет собой сложный комплекс, состоящий из распределительного (элеваторного) узла, стояков и отопительных приборов.

Подающая теплосеть характеризуется большим давлением воды в трубах и высоко температурой. Как устроено отопление в пятиэтажном доме, и каким образом происходит стабилизация этих параметров до приемлемых величин?

Устройство элеваторного узла

Распределительный узел в доме

Он предназначен для подключения дома к тепловой магистрали и является обязательным элементом в устройстве отопления в пятиэтажном доме. В нем предусмотрены механизмы подачи воды по внутренним сетям здания, есть зона уменьшения ее температуры до требуемого значения, а также здесь происходит нормализация давления.

Правильно устроенная система отопления в многоквартирном здании должна содержать такие компоненты элеваторного узла:

  • Грязевики – уловители загрязняющих элементов в теплоносителе;
  • Манометры и термометры;
  • Датчик учета тепловой энергии.

После стабилизации теплоносителя до требуемых показателей он поступает во внутреннюю разводку труб для подачи в квартиры дома.

Все работы по регулировке и контролю элеваторного узла должны осуществлять представители управляющей компании.

Внутренние трубопроводы отопления

Распределение горячей воды происходит с помощью стояков. Их может быть несколько — от 2-х до 8-ми, в зависимости от схемы отопления. В домах хрущевского проекта можно встретить 2-5 стояков, проходящих через одну квартиру. Такое обустройство значительно затрудняет организацию индивидуального теплового учета.

Зачем рядовому потребителю знать, как устроены системы отопления домов: котлы, радиаторы, и т.д. Это может пригодиться при самостоятельном планировании, ремонте и обслуживании системы. Но перед тем как выполнять тот или иной тип работ нужно внимательно изучить характеристики отопления и отдельных компонентов.

Подробнее узнать принцип работы отопления многоквартирного дома можно из видеоматериала:

Изменение настроек терморегулятора

Режимы терморегулятора для радиатора

Режимы терморегулятора ( цифры на термоголовке):

  • Снежинка — режим антизамерзания ( 6,5 ˚C);
  • 1 — лестницы, вестибюли (12 ˚C);
  • 2 — спальни (16 ˚C) , ночной режим (14 ˚C);
  • 3 — жилые комнаты, столовые (20 ˚C), кухня, коридор (18 ˚C);
  • 4 — ванные комнаты (24 ˚C), кабинеты и детские спальни (22 ˚C)
  • 5 — помещения бассейнов (28 ˚C).

Технически внутри этого элемента системы отопления не предусматриваются детали, которые требуют изменения положения. Настройка заключается в определении температуры, при которой находиться в помещении становится комфортно, и дальнейшее смещение ручки регулятора. Для этого нужно выполнить несложные манипуляции:

  1. Система отопления должна работать.
  2. Термометр следует расположить там, где желательно точнее измерить параметры воздуха. Причем двери в помещение должны быть закрыты.
  3. Терморегулятор поворачивают влево – это означает, что отверстие для теплоносителя открыто, батарея горячая.
  4. Когда в комнате станет некомфортно – слишком жарко, регулятор поворачивают вправо. Батарея начнет остывать.
  5. Как только появилось ощущение комфорта, нужно поворачивать регулятор, но делать это следует медленно, прислушиваясь. Как только появился шум, а батарея снова начала нагреваться, нужно заменить, на каком значении в этот момент стоял указатель прибора. Именно такую настройку выполняют, когда ощущается прохлада в помещении и нужно повысить температуру воздуха до комфортного уровня.

Установка и настройка терморегулятора не представляет особой сложности. Это можно делать самостоятельно, не привлекая специалистов.

Устройство алюминиевой батареи

Рассматривая устройство алюминиевого радиатора отопления надо отметить, что конструкция батареи может быть цельной либо секционной.

Секционный алюминиевый обогреватель состоит из 3-4 отдельных секций. Как правило, в алюминий добавляют титан, кремний, цинк. Эти металлы делают изделие более прочным и устойчивым к разрыву и коррозии. Все секции соединяются друг с другом при помощи резьбового соединительного элемента. Для герметизации соединения используют силиконовые прокладки. Внутри радиаторы имеют полимерное покрытие для предотвращения возможности разрыва батареи.

Цельные алюминиевые батареи отопления состоят из профилей. Профили изготавливаются методом экструзии.

В радиаторы из алюминия никакие дополнительные металлы не добавляются.

Что придает пластичности материалу. Между собой профили соединяются путем сварки. Такое соединение отличается высокой прочностью и надежностью. Как и секционные, цельные модели радиаторов внутри покрываются полимерным слоем.

В зависимости от способа производства выделяют радиаторы, изготовленные методом литья, методом экструзии и анодированные изделия (изготавливаются из алюминия более высокой степени очистки).

Технические характеристики радиаторов отопления из алюминия

В виду высоких технических характеристик многие решают купить алюминиевый радиатор для отопления квартиры. К основным техническим параметрам относятся:

  1. рабочее давление. Находится в пределах от 10 до 15 атмосфер. В жилых квартирах рабочее давление может превышать норму в 3-4 раза. В связи с этим в городских домах такие радиаторы устанавливают редко. А вот для частных домов – такой обогреватель будет идеальным решением;
  2. опрессовочное давление. Находится в пределах от 20 до 50 атмосфер;
  3. коэффициент теплоотдачи. Для стандартной секции он составляет 82-212 Вт;
  4. максимальная температура теплоносителя может достигать +120 градусов;
  5. одна секция может весить от 1 до 1,5 кг;
  6. емкость каждой секции от 0,25 до 0,46 л;
  7. расстояние между осями может быть 20, 35, 50 см. Есть модели, у которых данный параметр может достигать и 80 см.

Параметры к каждой модели радиатора производитель указывает в паспорте устройства. Учитывая на алюминиевые радиаторы отопления технические характеристики цена на них является вполне оправданной и зависит от типа батареи, количества секций и производителя.

Преимущества и недостатки алюминиевых радиаторов

Перед тем, как купить алюминиевые радиаторы отопления надо рассмотреть, какие преимущества и недостатки имеет данный прибор.

Главным достоинством батареи из алюминия можно назвать компактность и гораздо меньший вес, нежели у чугунных систем. Более подробно о чугунных радиаторах отопления можно прочитать здесь. Оборудование прогревается очень быстро и отлично передает тепло помещению. Срок службы достаточно долгий. Еще одним преимуществом можно назвать деление на секции — есть возможность подобрать нужную длину батареи. Надо отметить, что на алюминиевые радиаторы цена указывается за секцию. Что позволяет легко рассчитать примерную стоимость секционного прибора.

Поскольку оборудование малогабаритное и весит немного, устанавливать его легко. Монтаж можно осуществлять даже на гипсокартонную стену. Современные модели выглядят эстетично и стильно. Алюминий прост в обработке. Что дает возможность производителям экспериментировать с дизайном батареи. Можно подобрать вариант для любого интерьера. Больше всего алюминиевые радиаторы подходят для систем автономного отопления. Несмотря на высокие технические характеристики и массу преимуществ, на алюминиевые батареи отопления цена вполне демократичная.

К недостаткам алюминиевых радиаторов можно отнести низкую устойчивость к коррозии. А это может сильно сказываться на общем состоянии батареи. Алюминий по природе является достаточно активным металлом. Если оксидная пленка, покрывающая поверхность, будет повреждена, то защитный слой разрушится из-за выделения водорода. Для повышения антикоррозионных свойств используют полимерное покрытие. Если у батареи полимерного покрытия нет, то нельзя перекрывать краны на подводящих трубах. Иначе под воздействием давления батарея может разорваться.

Сегодня батареи из алюминия занимают лидирующее место в продажах отопительной техники.

Многие предпочитают покупать данный тип обогревательного прибора и из-за сравнительно невысокой стоимости. На алюминиевые радиаторы отопления цена за секцию в среднем составляет около 230-300 руб.

На что обратить внимание при выборе терморегулятора

При подборе терморегулятора ориентируются на тип установленной в доме отопительной системы и на следующие характеристики:

Материал. Корпус изготавливают из бронзы, латуни, покрытой никелем или нержавеющей стали. Оптимальный выбор – нержавейка. Материал химически нейтральный, не подвергается ржавлению и не вступает в реакции с другими металлами. Но стоимость таких моделей достаточно высока. Бронзовые и латунные приборы одинаковы по сроку службы

В этом случае важно качество сплава. За ним тщательно следят известные производители, поэтому предпочтение стоит отдавать им

Способ исполнения. Радиаторы в домах устанавливаются по-разному, соответственно клапана делают прямыми (проходными) и угловыми (вертикальными и горизонтальными). Существует модели, патрубки и головки которых размещены в 3 перпендикулярных плоскостях. Соответствие системе отопления. Для однотрубных систем не подходят большие показатели гидросопротивления на регулирующей арматуре. Поэтому модели для них нужно выбирать с более широким сечением. В принятой классификации он помечается буквенным индексом G (к примеру,RTR – G). Они также подходят для двухтрубных систем с естественной циркуляцией. Для двух трубок с принудительной циркуляцией, где давление достигает существенных величин, применяются другие модели: с маркировкой N или D.

Вид датчика. Газовые и жидкостные терморегуляторы бывают с дистанционным и встроенным датчиком. Дистанционные лучше использовать, когда батарея стоит за плотными шторами, термостат установлен вертикально, глубина радиатора более 16 см или он находится в нише. Приборы со встроенным датчиком требуют циркуляции воздуха вокруг себя, поэтому их устанавливают горизонтально. Не стремитесь устанавливать терморегуляторы на все батареи. Для обеспечения нормальной регулировки в каждом помещении стоит оснастить устройствами не более 50% отопительных приборов: 1 из 2-х, 2 из 3-х и так далее.

Отличие газовых и жидкостных приборов Важный критерий выбора устройства – тип внутреннего наполнителя

При покупке стоит обратить внимание на следующие моменты:. Модели на газе отличаются длительным, около 20 лет, сроком службы

Газ плавно реагирует на изменения температуры, и это не вызывает избыточных или резких нагрузок на оборудование. Жидкостные терморегуляторы срабатывают быстро. Это влияет на износ рабочих деталей, но позволяет оперативно реагировать на падение или рост температуры. В жидкостных термостатах датчик может быть выносным или встроенным. Если он встроен, устройство ставится в горизонтальном положении. Дистанционные датчики целесообразно устанавливать, когда прибор закрывается шторами, термостат расположен вертикально, радиатор установлен в нише или на расстоянии менее 10 см от подоконника

Модели на газе отличаются длительным, около 20 лет, сроком службы. Газ плавно реагирует на изменения температуры, и это не вызывает избыточных или резких нагрузок на оборудование. Жидкостные терморегуляторы срабатывают быстро. Это влияет на износ рабочих деталей, но позволяет оперативно реагировать на падение или рост температуры. В жидкостных термостатах датчик может быть выносным или встроенным. Если он встроен, устройство ставится в горизонтальном положении. Дистанционные датчики целесообразно устанавливать, когда прибор закрывается шторами, термостат расположен вертикально, радиатор установлен в нише или на расстоянии менее 10 см от подоконника.

Назначение радиатора

Вопреки распространенному мнению, радиатор охлаждения автомобиля выполняет сразу несколько функций. В его задачи входит:

  • Отвод тепла от элементов изделия и его передача в атмосферу.
  • Предоставление возможности доливки и удаления ОЖ (антифриза, воды, тосола) с помощью специальных отверстий внизу и вверху.
  • Создание оптимального давления внутри системы, благодаря наличию клапана для сброса.

Главная функция радиатора состоит в теплообмене и снижении температуры ОЖ до безопасного уровня.

В зависимости от ситуации охлаждение происходит путем обдува встречным воздухом или вентилятором, который запускается при достижении определенной температуры. В зависимости от марки / модели автомобиля вентилятор может быть механическим, электрическим или гидравлическим. Наиболее востребованным считается второй вариант.

Схема, элементы системы охлаждения и их работа

Основные элементы, из которых состоит схема системы охлаждения двигателя, встречаются и схожи у разных типов моторов: инжекторных, дизельных и карбюраторных.

Общая схема жидкостной системы охлаждения двигателя

Жидкостное охлаждение мотора дает возможность в равной мере забирать тепло со всех узлов и деталей двигателя не зависимо от степени тепловой нагрузки. Двигатель с использованием водяного охлаждения создает меньше шума, чем двигатель с воздушным охлаждением, обладает большей скоростью прогрева при пуске.

Система охлаждения двигателя содержит следующие детали и элементы:

  • рубашка охлаждения (водяная рубашка);
  • радиатор;
  • вентилятор;
  • термостат;
  • жидкостный насос (помпа);
  • расширительный бачок;
  • соединительные патрубки и сливные краны; 
  • отопитель салона.
  • Рубашкой охлаждения («водяной рубашкой») принято считать сообщающиеся между двойными стенками полости в тех местах, где наиболее нужен вывод избыточного тепла.
  • Радиатор. Предназначен для рассеивания тепла в окружающую атмосферу. Он конструктивно состоит из множества изогнутых трубочек с дополнительными ребрами для увеличения теплоотдачи.
  • Вентилятор, включающийся электромагнитной, реже гидравлической муфтой, при срабатывании температурного датчика охлаждающей жидкости усиливает набегающий на авто воздушный поток. Вентиляторы с “классическим” (постоянно включенным) ременным приводом встречаются в наши дни редко, в основном, на старых автомобилях.
  • Центробежный жидкостный насос (помпа) в системе охлаждения обеспечивает постоянную циркуляцию охлаждающей жидкости. Привод помпы чаще всего реализован с помощью ремня или шестерней. Двигатели с турбонаддувом и с непосредственным впрыском топлива, как правило, снабжены дополнительной помпой.
  • Термостат – главный узел, регулирующий потоки охлаждающей жидкости, устанавливается обычно между входным патрубком радиатора и «водяной рубашкой» двигателя, конструктивно выполнен в виде биметаллического или электронного клапана. Назначение термостата – поддержание заданного рабочего температурного диапазона охлаждающей жидкости при всех режимах работы двигателя.
  • Радиатор отопителя очень похож на радиатор системы охлаждения меньших размеров и расположен в салоне авто. Принципиальное отличие состоит в том, что радиатор отопителя передает тепло в салон, а радиатор системы охлаждения – в окружающую среду.

Принцип работы

Принцип работы жидкостного охлаждения двигателя состоит в следующем: цилиндры окружены «водяной рубашкой» из охлаждающей жидкости, отбирающей лишнее тепло и переносящей его к радиатору, откуда оно передается в атмосферу. Жидкость, непрерывно циркулируя, обеспечивает оптимальную температуру двигателя.

Принцип работы системы охлаждения двигателя

Охлаждающие жидкости – антифризы, тосол и вода – в процессе эксплуатации образуют осадок и накипи, нарушающие нормальную работу всей системы.

Вода не бывает химически чистой в принципе (за исключением дистиллированной) – в ней содержатся примеси, соли и всевозможные агрессивные соединения. При повышенной температуре они выпадают в осадок и образуют накипь.

В отличие от воды антифризы не создают накипи, но в процессе эксплуатации разлагаются, а продукты распада отрицательным образом сказываются на работе механизмов: на внутренних поверхностях металлических элементов появляется коррозионный налет и наслоения органических веществ.

Кроме этого, в систему охлаждения могут попадать различные посторонние загрязняющие субстанции: масло, моющие средства или пыль. Также могут попасть и специальные герметики, используемые для аварийной заделки повреждений в радиаторах.

Все эти загрязнения оседают на внутренних поверхностях узлов и агрегатов. Они характеризуются плохой теплопроводностью и забивают тонкие трубки и соты радиатора, нарушая эффективную работу системы охлаждения, что приводит к перегреву двигателя.

Видео о том, как устроено охлаждение мотора, принцип работы и неисправности

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Плохо греет печка в салоне, причины, что делать и профилактика
  • Почему двигатель автомобиля не заводится: как найти причину
  • Радиатор охлаждения двигателя: устройство и принцип работы

Трехходовой клапан

Нетрадиционным устройством для регулирования температуры отопительных приборов является трехходовой клапан. Он ставится на соединении байпаса и подающей трубы, которая идет к батарее. Чтобы клапан мог выполнять функцию стабилизации уровня нагрева радиатора, он должен иметь терморегулирующую головку. В случае подъема температуры возле головки выше требуемой подача теплоносителя в батарею прекращается, поток жидкости движется через байпас. Когда происходит остывание, клапан снова открывается, и происходит нагрев радиатора. Такой способ регулировки подходит для однотрубных систем, имеющих вертикальную разводку.

Важно! В домах с централизованной системой отопления теплоноситель обычно содержит посторонние частицы, которые засоряют термостаты. Поэтому в квартире без опаски можно ставить ручные краны или вентили, а также трехходовые клапаны. Если вы хотите установить автоматические регуляторы тепла, перед ними нужно обязательно ставить фильтры, которые придется регулярно чистить

Если вы хотите установить автоматические регуляторы тепла, перед ними нужно обязательно ставить фильтры, которые придется регулярно чистить.

Как устроены алюминиевые радиаторы отопления

По конструкции различают цельный и секционный вариант. Первый изготавливается из профильных пластин, сделанных по технологии экструзии, что повышает пластичность.

Полученные части сваривают, создавая полноценную батарею. Это делает её прочной. Предварительно внутреннюю сторону покрывают полимером, снижающим шанс образования течи.

Секции делают по очереди, затем соединяя. Чистый металл используют редко: алюминий сплавляют с кремнием, цинком, иногда титаном. Эти вещества повышают прочность, снижают риск разрыва и образования коррозии. В качестве герметика применяют силикаты. Как и цельные, изнутри устройство покрывают специальной жидкостью для защиты от высокого давления.

По способу изготовления выделяют алюминиевые радиаторы трёх типов: литейные, экструзионные и анодированные. Среди технических характеристик важны:

  1. Рабочее давление должно располагаться в промежутке 10—15 атм. В многоквартирных домах показатели гораздо выше, поэтому использовать в них алюминиевые устройства не рекомендуется. Испытательное вдвое больше обычного, но лучше иметь запас.
  2. Мощность батареи составляет 82—212 ватт, в зависимости от габаритов.
  3. Максимальный нагрев теплоносителя не должен превышать 120 °C.
  4. Масса секции — 1—1,5 кг. Объём — 0,25—0,46 литра.
  5. Межосевое расстояние зависит от высоты и находится в диапазоне от 20 до 80 см, иногда превышая его.

Параметры каждого алюминиевого устройства могут отличаться, но обязательно указаны в техническом паспорте изделия.

Достоинства алюминиевых радиаторов:

  • Компактность и небольшая масса облегчают установку, не требуют мощных креплений.
  • Высокая скорость нагрева, хорошая теплопередача.
  • Длительный срок службы, хотя меньший, чем у чугуна.
  • Небольшая длина секций позволит подобрать подходящее под определённое помещение. И также благодаря разделению устройства на части, можно сделать систему без избытка обогрева.
  • Алюминий прост в обработке, что разрешает создание дизайнерских приборов.
  • Хорошую защиту от внешних повреждений. Радиатор очень сложно повредить или разбить физическим ударом, но довольно легко согнуть.
  • Относительная дешевизна металла.

Среди недостатков выделяют:

  • Слабую защищённость от коррозии, что портит устройство в течение эксплуатации. Алюминий — активное вещество, легко взаимодействующее с кислородом. Из-за окисления разрушится защитный слой, поскольку в течение реакции выделяется газообразный водород.
  • Необходимость нанесения полимерного покрытия для предотвращения разрыва, защиты от выделений.

Конструкция алюминиевой батареи в разрезе

Если посмотреть на устройство сверху или снизу, станут видны коллекторы. Они создают горизонтальные каналы для транспортировки жидкости. Крайний нижний собирает грязь, накипь, прочие твёрдые частицы, что помогает избежать засорения всего устройства. Для удаления предусмотрен специальный клапан.

Внимание! Основной недостаток — частые протечки в местах стыка. Вид алюминиевого радиатора в разрезе представлен на картинке

Вид алюминиевого радиатора в разрезе представлен на картинке.

Фото 1. Внутренняя конструкция алюминиевого радиатора отопления. Корпус выполнен из алюминия, а внутри проходит медная трубка.

Термостат и его особенности

Сложно сказать, какой именно элемент обеспечивает наиболее эффективную циркуляцию жидкости в системе охлаждения. С одной стороны, помпа создает давление и антифриз двигается по патрубкам с ее помощью.

Но с другой стороны, если бы не было термостата, движение происходило бы исключительно по малому кругу. Конструкция содержит такие элементы:

  1. Корпус из алюминия.
  2. Выходы для соединения с патрубками.
  3. Пластина биметаллического типа.
  4. Механический клапан с возвратной пружиной.

Принцип работы заключается в том, что при температуре ниже 85 градусов двигается жидкость только по малому контуру. При этом клапан внутри термостата находится в таком положении, при котором не попадает антифриз в большой контур.

Как только достигнет температура 85 градусов, начнет деформироваться биметаллическая пластина. Она воздействует на механический клапан и открывает доступ антифризу к основному радиатору. Как только снизится температура, клапан термостата вернется в исходное положение под действием возвратной пружины.

Автономная система отопления

Схема автономного отопления

Какими параметрами следует руководствоваться при выборе котла, и как устроен радиатор отопления? Это лишь немногая часть вопросов, которые приходится решать собственнику частного дома при планировании системы обогрева. Сначала разрабатывается схема отопления, определяются ее основные параметры – температурный режим работы, количество и месторасположение радиаторов, устройств управления.

Следующий этап — узнать, как устроен котел для отопления, и выбрать оптимальную модель

Это очень важно, так как он будет напрямую влиять на КПД и характеристики всего контура обогрева дома

Устройство котла отопления

Устройство газового котла

Принцип работы любого котла – получение тепловой энергии от энергоносителя (уголь, дрова, газ, дизельное топливо) и передача ее теплоносителю. Устройство котла отопления напрямую зависит от типа используемого топлива. Рассмотрим это на примере самых распространенных моделей — газовых.

Основным компонентом в данном случае является горелка. В ней энергия от горячего газа с помощью теплообменника передается воде. В твердотопливных моделях эту функцию выполняет камера сгорания. Помимо этого в котлах зачастую присутствуют следующие компоненты:

  • Система подачи воды в теплообменник;
  • Патрубок дымохода для отвода угарных газов;
  • Элементы управления – контроль интенсивности пламени, содержания СО2, тяги, температуры воды и т.д.;
  • Циркуляционный насос – предназначен для повышения скорости движения теплоносителя. В комплектацию большинства твердотопливных и некоторых газовых котлов не входит;
  • Расширительный бак и система безопасности.

При выборе газовых моделей нужно обращать особое внимание на наличие второго контура, предназначенного для ГВС. Не рекомендуется приобретать котел, мощность которого выше требуемой. Это приведет к росту расхода энергоносителя и как следствие – повышению финансовых затрат на обслуживание

Это приведет к росту расхода энергоносителя и как следствие – повышению финансовых затрат на обслуживание

Не рекомендуется приобретать котел, мощность которого выше требуемой. Это приведет к росту расхода энергоносителя и как следствие – повышению финансовых затрат на обслуживание.

Устройство радиаторов отопления

Батарея отопления в разрезе

Устройство радиатора отопления не меняется уже многие годы. Несмотря на применение новых материалов изготовления, улучшения внешнего вида батареи — при ее создании всегда руководствуются проверенной схемой.

На каких принципах основано устройство стандартной батареи отопления? Она должна состоять из двух компонентов – трубопроводов, по которым течет теплоноситель и теплообменной поверхности. При проектировании стараются увеличить тепловую отдачу и при этом уменьшить полезный объем транспортной магистрали. Для этого в устройстве радиатора отопления применяют материалы с увеличенным показателем теплопередачи – алюминий, медь и т.д

Для пользователя важно обращать внимание на такие параметры устройства стандартной батареи для отопления:

Номинальная мощность, Вт. Производители указывают значение этой характеристики при определенном температурном режиме работы системы. Например — 70/55 или 90/70;

Секционная или панельная модель. Для первых существует возможность увеличения полезной площади путем добавления секций;

Способ подключения

Это важно знать при анализе устройства системы отопления в многоквартирном доме. Если присутствует верхняя разводка труб – следует приобретать модели с боковым подключением.. Помимо установки радиаторов обязательно предусматривается их правильная обвязка

Ее компонентами являются запорная арматура, кран Маевского. Для большей экономичности рекомендуется монтаж терморегулируемого клапана

Помимо установки радиаторов обязательно предусматривается их правильная обвязка. Ее компонентами являются запорная арматура, кран Маевского. Для большей экономичности рекомендуется монтаж терморегулируемого клапана.

Одним из главных факторов нормальной работы радиатора является его правильная установка и подключение. При несоблюдении норм его КПД может снизиться на 10-15%.

Промывка

Промывка системы охлаждения двигателя — процесс, которым очень многие водители нередко пренебрегают, что рано или поздно может вызвать фатальные последствия.

Производить подобные работы рекомендуется одновременно с заменой охлаждающей жидкости

Принимая во внимание модель автомобиля и его марку, делать это необходимо от 1-го раза в календарный год до одного раза в три года

Признаки того, что пора промывать

  1. Если стрелка указателя температуры находится не в середине, а стремится к красной зоне во время движения;
  2. В салоне холодно, печка отопления не дает достаточную температуру;
  3. Вентилятор радиатора включается слишком часто

Промыть систему охлаждения простой водой невозможно, поскольку в системе концентрируются загрязнения, которые не удаляются даже водой, нагретой до высоких температур.

Накипь удаляется с помощью кислоты, а жиры и органические соединения – исключительно щелочью, заливать же в радиатор одновременно оба состава нельзя, так как они согласно законам химии взаимонейтрализуются. Производители средств для промывки, пытаясь решить эту проблему, создали целый ряд средств, которые условно можно разделить на:

  • щелочные;
  • кислотные;
  • нейтральные;
  • двухкомпонентные.

Первые два слишком агрессивны и в чистом виде почти не используются, так как опасны для системы охлаждения и требуют нейтрализации после использования. Реже встречаются двухкомпонентные виды очистителей, содержащие оба раствора — щелочной и кислотный, которые заливаются поочередно.

Наибольшую востребованность имеют нейтральные очистители, не содержащие в своем составе сильных щелочей и кислот. Эти средства обладают разной степенью эффективности и могут использоваться как для профилактики, так и для капитальной промывки охлаждающей системы мотора от сильных загрязнений.

Промывка системы охлаждения

Промывка системы охлаждения

  1. Сливается антифриз, тосол или вода. Перед этим необходимо на пару минут завести двигатель.
  2. Залить в систему воду и очиститель.
  3. Включить двигатель на 5-30 минут (зависит от марки очистителя) и включить обогрев салона.
  4. По истечении обозначенного в инструкции времени двигатель нужно заглушить.
  5. Слить отработанный очиститель.
  6. Произвести промывку водой либо специальным составом.
  7. Залить свежую охлаждающую жидкость.

Работы по промывке системы охлаждения просты и доступны: их могут выполнять даже неопытные автовладельцы. Эта операция существенно продлевает моторесурс двигателя и поддерживает его эксплуатационные характеристики на высоком уровне.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий