«Боевые Фиаты» на службе у Муссолини: уникальная итальянская автотехника Второй мировой

«Добрая» сталь

Колющим оружием военные Первой мировой со старта были оснащены как минимум неплохо. У офицеров зачастую имелись сабли, все винтовки были оснащены штыками. При этом у всех армий, кроме русской и французской, штыки были кинжального, а не игольчатого типа, то есть вполне могли использоваться и отдельно от винтовок.

Но все оказалось не так просто. Сравнительно длинные сабли (и шашки в русской армии) в условиях ближнего боя в окопах оказались не полезнее винтовок с примкнутыми штыками и почти не использовались. Работать штык-ножом как кинжалом также было неудобно: слишком велика была длина. Первым побуждением солдат было укоротить лезвия, но командование выступило против того, чтобы боец остался в атаке без «традиционного» штыка. Мнения самого бойца, как это часто бывает, не спросили.

Французы, чьи винтовки «Лебель», как и русские трехлинейки, имели игольчатый штык, сумели приспособить их к рукопашной. Полуметровый штык «Лебеля» безжалостно укорачивался до 15 сантиметров — и получался стилет. Если не было возможности использовать штык, нож делался даже из обычного гвоздя для колючей проволоки, причем один его конец сворачивался в кольцо, которое служило и рукоятью, и при необходимости кастетом. Название «Французский гвоздь» стало практически официальным для такого вида оружия.


«Французский гвоздь». Изображение: youtube.com/BackyardBowyer

Впрочем, его простота имела и обратную сторону: держать рукоять из металлического прута было не слишком удобно. Требовались более сложные и специализированные образцы — и их созданием занялись уже на фабриках. Вскоре был создан первый специализированный окопный нож «Мститель 1870» (названный в память о поражении во франко-прусской войне 1870−71 годов, за которое он и должен был мстить). Простой и практичный, он получил огромное распространение. Очень похож на него немецкий DEMAG, отличавшийся только изогнутой рукояткой для крепления к винтовке.


«Мститель 1870». Фото: vk.com/pn_knives

Военные также работали над совмещением в одном оружии и колюще-режущих, и ударных качеств. Так, американцы, вступив в войну, создали стилет с полноценной рукояткой-кастетом. Помимо окопного боя, такой нож позволял оглушать часовых. Резать таким кинжалом было уже нельзя, но трехгранное лезвие было способно пробить даже толстое зимнее обмундирование. А вариант кинжала Mark 1, который имел режущую кромку, оставался на вооружении до середины Второй мировой войны.

Англичане пошли своим путем и создали уже не нож-кастет, а скорее кастет-нож. В этом варианте лезвие прикреплялось к кастету под углом 90 градусов, и получившийся «инструмент», хоть мало напоминал классический кинжал, не хуже его подходил для окопной войны.


Английский нож-кастет. Фото: fishki.net

Наиболее распространенный немецкий нож «грабендольх» очень практичен и может использоваться не только для боя, но и в быту: например, им можно было резать еду.


Новодельный «грабендольх». Фото: rusknife.com

Австрийцы некоторое время пытались использовать в окопах настоящий «меч» — тесак, который, в отличие от ножей, был ориентирован на рубящий, а не колющий удар. Идея «не взлетела», так как размахиваться в тесноте траншей было плохой идеей.

Отдельной строкой можно упомянуть об оружии, которое не разрабатывалось во время войны, но являлось традиционным для использующих его солдат. Так, британские колониальные войска из Непала, составленные из гуркхов, использовали свои ножи-кхукри, русские казаки носили кинжалы, а артиллеристы, пулеметчики и разведчики пользовались кавказскими кинжалами-бебутами.


Бебут. Фото: twitter.com/history_RF

Конечно, траншейное оружие Первой мировой никак не ограничивается холодным: для окопной войны широко использовалась и специальная артиллерия, и ручные и винтовочные гранаты, и впервые широко распространившиеся снайперские винтовки, и броня. Но это тема уже для другого текста.

Япония

  1. Проект J-1M — «I-5» (1 гидросамолет разведчик, запуск с воды)
  2. Проект J-2 — «I-6» (1 гидросамолет разведчик, запуск с катапульты)
  3. Проект J-3 — «I-7», «I-8» (-//-)
  4. проект 29 тип «B» — 20 штук (-//-)
  5. … тип «B-2» — 6 шт (-//-)
  6. … тип «B-3» — 3 шт (лодки имели ангары, но самолетов никогда не несли — переоборудованы под «Кайтэн»)
  7. Проект А-1 — 3 шт (1 гидросамолет разведчик, запуск с катапульты)
  8. Тип I-400 — 3 шт (3 гидросамолёта Aichi M6A Seiran)
  9. Тип «АМ» — 4 шт (2 гидросамолета бомбардировщика «Сэйран»(«Seiran»)) 2 не достроены.

Два последних типа были предназначены для ударов по Панамским шлюзам, но о их боевом применении как авианосцев нет сведений.

Багинет

Выход из положения поначалу виделся в комбинировании родов войск. Пока личное огнестрельное оружие было дорогим и сложным в обслуживании и перезарядке, стрелки и копейщики (алебардщики или пикинеры) сводились в общие баталии (вид воинской части и построения). В случае прорыва конницы или стремительной атаки пехоты стрелки укрывались за спинами ощетинившихся пиками солдат ближнего боя.

Багинет, видна втулка для ствола на рукояти

Но время шло, и огнестрельное оружие удешевлялось, а главное –совершенствовалось. С появлением мушкета и фузеи в Европе все больше армий переходило на исключительно стрелковые пехотные формирования. Фузилерные и мушкетерские полки стали основой и становым хребтом армий к концу XVII века. Но как же пехотинцу защититься от кавалериста, все еще носящего кирасу, вооруженного пикой или тяжелым палашом?

Так орудовали багинетом

Выход предложили французы. В городе Байонна изобрели кинжал, который стали именовать «байонет» или «багинет». Но кинжалом он был только с виду. Если мы посмотрим на его изображение, станет понятно, что его рукоять предназначена для закрепления прямо в стволе мушкета или фузеи. В случае опасности обоюдоострый кинжал, чуть длиннее швейцарского «Гольбейна», плотно заталкивали в ствол и орудовали ружьем как копьём. Идея был неплоха как защита от кавалерии; но вот незадача – стрелять-то пехота уже не могла. Да и скоро вытащить плотно засевший своей деревянной распоркой байонет было делом непростым. Обычно его просто вышибали ногой, но на все эти действия уходило драгоценное время – те минуты, за которые можно было успеть сделать 4-5 выстрелов. Впрочем, сама идея скрестить ружье и холодное оружие всем понравилась, и её стали с энтузиазмом развивать.

Самые совершенные японские подлодки

Предпосылкой для создания подводных лодок — авианосцев стало нападение японской палубной авиации авианосного соединения вице-адмирала Тюити Нагумо и сверхмалых подводных лодок на американские военные базы в Перл-Харборе на гавайском острове Оаху в декабре 1941 года. Вскоре после завершения операции главнокомандующий Объединенным Императорским флотом Японии Исороку Ямамото предложил наносить как можно больше воздушных ударов по городам США на западном и восточном побережьях. Для доставки авиационной техники адмирал планировал использовать подводные лодки, способные скрытно нести несколько единиц авиационной техники.

Эта идея была одобрена штабом флота (во многом благодаря давлению со стороны Ямамото), и в 1942 году началось проектирование подлодок. Изначально японцы планировали построить 18 новых кораблей, каждый из которых должен был нести три-четыре бомбардировщика-гидроплана. В апреле 1943 года самолет Ямамото был сбит при инспекционном полете над Соломоновыми островами, адмирал погиб, и штаб японского флота решил из соображений экономии сократить объем строительства новых подлодок-авианосцев до девяти единиц.

Водоизмещение подлодок типа I-400 (по обозначению головного корабля), во время Второй мировой войны ставшего известным как тип «Сентоку», по проекту, составляло 6,56 тысячи тонн при длине 122 и ширине 12 метров. Корабли были вооружены артиллерийским орудием Type 11 калибра 140 миллиметров с дальностью боя до 15 километров (в кормовой части корабля) и зенитными артиллерийскими установками Type 96 калибра 25 миллиметров (два орудия с тремя стволами в кормовой части рубки и одно — в носовой, а также одним одноствольным в кормовой части). В носовой части субмарин были установлены восемь торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра с боезапасом на 20 торпед.


Бомбардировщик-гидроплан Aichi M6A1 Seiran

Подводные лодки типа «Сентоку» имели легкий и прочный корпус. Отличительной же чертой кораблей была возможность нести три бомбардировщика-гидроплана Aichi M6A1 Seiran (снаряжался бомбами массой до800 килограммов) со складными консолями крыла (они поворачивались на 90 градусов, а затем отклонялись назад) и хвостового оперения. Особенностью конструкции самолетов было то, что в сложенном виде детали корпуса ни по высоте, ни по ширине не выступали за трехметровую окружность воздушного винта.

Самолеты хранились внутри рубки-ангара вместе с отсоединенными от них посадочными поплавками (позднее самолеты лишились поплавков; ими должны были уже управлять пилоты-смертники, камикадзе). Взлет бомбардировщиков осуществлялся при помощи катапульты, а посадка — на поплавки возле базовой субмарины.

Подлодки I-400 могли развивать скорость до 19 узлов. На одной заправке горючим корабли типа «Сентоку» могли совершить полтора кругосветных плавания (около 29,8 тысячи миль; протяженность кругосветного плавания составляет 19,9 тысячи миль, или 36,8 тысячи километров). Интересно, что с самого момента постройки и вплоть до появления первых атомных подлодок с баллистическими ракетами в 1960-х годах японские субмарины типа «Сентоку» оставались крупнейшими в мире.

Несмотря на планы строительства девяти подлодок, реально только три из них были построены полностью. Речь идет о первых трех кораблях типа «Сентоку» — I-400, I-401 и I-402. Все они были заложены в 1943 году и вошли в состав Императорского флота Японии в 1944-1945 годах. От строительства четвертого корабля — I-403 — японские власти отказались в 1943 году.

Пятая и шестая подлодки (I-404 и I-405 соответственно) достроены не были; их сборка была остановлена в 1945 году. Позднее корпуса I-403 и I-405 были пущены Японией на слом. I-404, спущенная на воду в июле 1944 года, затонула недалеко от верфи после авианалета ВВС США в июле 1945 года. Планы строительства остальных трех подлодок были отменены в 1943 году.

Изменения конструкции

Корабль разработан на базе хорошо зарекомендовавшей себя конструкции авианосцев типа «Нимитц». Однако, конфигурация его внутреннего пространства, полетной палубы и надстройки была изменена.

Авиационные боеприпасы доставляются из погребов непосредственно на палубу. Для этого используются подъемники, снабженные линейными электродвигателями.

Количество ангаров на авианосце снижено с трех до двух. Подъем авиации осуществляется тремя подъемниками в диаметральной плоскости корпуса вместо четырех, установленных побортно. Кроме того, для облегчения обслуживания самолетов конструкторы увеличили площадь полетной палубы.

С целью снижения радиолокационной заметности авианосца были оптимизированы форма и размеры надстройки. Для этого часть помещений, включая каюты командного состава (70 мест), были перемещены в корпус. Мачта выполнена с использованием радиопоглощающих композиционных материалов. Сама надстройка теперь размещается за линией борта, ближе к корме.

Все эти изменения позволяют повысить интенсивность полетов авиации и численность палубного авиакрыла до 15 %.

Главным нововведением на авианосце стало применение для запуска самолетов электромагнитной катапульты (ЭМК). В основу ее конструкции заложен линейный электродвигатель. Это новшество определило следующие преимущества ЭМК:

  • увеличенная с 95 до 122 МДж мощность;
  • контроль мощности в зависимости от массы летательного аппарата (ЛА);
  • простота технического обслуживания;
  • уменьшенные масса (с 500 до 225 т) и объем (с 1100 до 425 м3).

ЭМК обеспечивает взлет самолета или беспилотного аппарата при более слабом ветре и меньшей нагрузке на конструкцию планера. При этом требуется обслуживающего персонала на 35 человек меньше, чем для паровой катапульты.

Его преимуществами являются низкая инерционность электродвигателя и автоматизированная система управления. Благодаря этому замедление ЛА происходит более плавно, чем с финишером Мк 14 на авианосцах типа «Нимитц».

Широкое применение электродвигателей, в том числе линейных, увеличило энергопотребление корабля. Выходная мощность новых ядерных реакторов A1B не разглашается. Но ее достаточно, чтобы парогенераторы производили втрое больше электроэнергии, чем у предшественников. Конструкция A1B компактнее, проще, надежнее и легче в обслуживании.

Этому способствует еще одно преимущество A1B – операции с ядерным топливом сокращены до минимума. Его запас рассчитан на весь срок службы авианосца. В течение 50 лет перезарядка реакторов АВМА «Джеральд Р. Форд» не требуется.

Интересные факты

Из-за малых размеров, тесной компоновки и очень тонкой брони итальянские солдаты прозвали танкетку C.V.35 «консервной банкой» или «Арригони» (по названию известной фирмы-производителя консервов). Также у неё были прозвища «жестянка» и просто «гроб» (cassa da morto) — из-за опасности, которой подвергались экипажи танкеток при встрече с гораздо лучше вооруженными и бронированными танками противника. Однако несколько раз танкеткам удавалось успешно атаковать автоколонны британских войск, благодаря низкому профилю и высокой скорости и маневренности C.V.35.

Постройка одной танкетки C.V.35 стоила в то время 86 800 лир (около 97 000 евро по курсу на 2021 г.)

Ещё одной неприятной особенностью танкетки был высокий расход бензина и запуск двигателя снаружи с помощью рукоятки. При попадании в канистру с бензином на броне, или если двигатель мог внезапно заглохнуть во время боя, последствия для экипажа нетрудно себе представить.

Танкетка L3 (CV3/33, 3/35, 3/38)

Carro veloce L3 (CV3/33, 3/35,3/38)

Разработана фирмой Fiat-Ansaldo на базе английской танкетки Carden-Loyd MR.VI (Carro Veloce 29). С 1933 по 1944 год несколькими сериями в различных модификациях произведено 1400 танкеток.

СЕРИЙНЫЕ МОДИФИКАЦИИ: CV3/33 – корпус клепаной конструкции, с рациональными углами наклона. Танкетки первых выпусков имели ходовую часть, где последняя пара опорных катков соединялась рамой с направляющим колесом. У машин второй серии с направляющим колесом соединялся только один опорный каток. Вооружение: 6,5-мм пулемет Fiat 14 (I серия), 8-мм пулемет Fiat 35 (II серия).

CV3/35 – спаренные пулеметы Fiat 35 (CV3/35 I) или Breda 38 (CV3/35 II). У модификации CV3/35 II по сравнению с CV3/33 усилили подвеску, а также уменьшили отверстия смотровых щелей и выхлопных труб.

CV3/38 – модификация образца 1938 года. Изменена конструкция подвески и установлено новое вооружение: пулемет Breda калибра 13,2 мм (для итальянской армии), пулемет Madsen калибра 13,2 мм (для бразильской армии), пушка Solothurn калибра 20 мм (противотанковые танкетки).

CV3/35 (CV3/38) L.F. – огнеметный вариант с запасом огнесмеси в бронированном прицепе. Боевая масса – 4,7 т. Габариты, мм: 5670х1500х1300. Вооружение: огнемет и пулемет Fiat 35 (Breda 38). Боекомплект: 500 л огнесмеси и 1820 патронов.

Кроме вышеперечисленных модификаций небольшими сериями выпускались радиофицированные танки CV3/35 R, танкетки БРЭМ, зенитные танкетки, вооруженные 8-мм пулеметами Breda 38, способные стрелять по самолетам. В начальный период Второй мировой войны танкетки L3 (общее наименование для всего семейства) составляли основу бронетанкового парка итальянской армии. Всего из них было сформировано 26 батальонов и 3 группы эскадронов. В нападении на южные районы Франции участвовало три таких батальона. В Греции и Югославии воевала 131-я танковая дивизия – «Чентауро», в которую входили 7, 8, 31, 32-й батальоны. С началом боевых действий в Северной Африке Commando Carri armati della Libia имело в своем составе четыре батальона L3. В Абиссинии и Сомали (итальянская Восточная Африка) Commando Truppe Afrika Orientale включало также четыре батальона танкеток. Еще несколько батальонов имелось в составе полковых групп, специальной танковой бригады и 132-й и танковой дивизии «Ариэте». В ходе боевых действий выяснилось, что, несмотря на маневренность и быстроходность, танкетки семейства L3 не могли противостоять пушечным машинам противника. Поэтому с начала 1941 года танкетки L3 постепенно заменялись в боевых частях танками М 13/40 и L6/40 и использовались, главным образом, против партизан. После капитуляции Италии часть машин досталась югославским партизанам, часть хорватским войскам («Черная легия») и германскому вермахту, который использовал их для антипартизанских операций в Югославии. Более того, по заказу германских властей в 1944 году собрали еще 17 танкеток L3. Этими машинами оснащались танковые группы RSI (Итальянской фашистской республики Сало) «Леончелло» и «Леонесса». В 30-х годах значительное количество танкеток было поставлено по экспорту: в Афганистан, Албанию (6 штук), Австрию, Боливию, Бразилию, Болгарию, Венгрию, Испанию, Ирак и Китай.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКЕТКИ CV3/35

БОЕВАЯ МАССА, т: 3,5. ЭКИПАЖ, чел.: 2. ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 3150, ширина – 1500, высота – 1300, клиренс – 190. ВООРУЖЕНИЕ: 2 пулемета Fiat 35 или Breda 38 калибра 8 мм. БОЕКОМПЛЕКТ: 2170 патронов для Fiat 35 или 1896 патронов для Breda 38. БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб – 15, борт – 9, корма – 9. ДВИГАТЕЛЬ: Fiat CV 3-005, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 43 л.с. при 2600 об/мин, рабочий объем 2746 см.куб. ТРАНСМИССИЯ: карданный вал, главный фрикцион, пятискоростная коробка передач, дифференциал. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: семь опорных обрезиненных катков на борт, четыре сблокированы в две тележки, остальные закреплены индивидуально, вместо поддерживающих роликов – направляющий желоб, ведущее колесо переднего расположения. СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 42. ЗАПАС ХОДА, км: 150. ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град – 45; высота стенки, м – 0,65; ширина рва, м – 1,45; глубина брода, м – 0,7.

Служба и боевое применение

После вторжения в СССР в августе 1941 года на Восточный фронт было отправлено около 60 танкеток этого типа, которые были сведены в лёгкую танковую группу «Сан Джорджио», подчинявшуюся мобильной дивизии «Принц Амедео герцог д’Аоста». Однако, как и в боях в Африке, эти танкетки показали свою абсолютную неэффективность против танков противника. К весне 1942 года у дивизии д’Аоста оставалось три десятка танкеток L3/35.

Танкетки этого типа состояли на вооружении следующих стран:

  • Австрия — 72 шт. CV-33/35 закуплены в 1935—1937 гг.
  • Афганистан — несколько танкеток закуплено в 1937—1939 гг.
  • Болгария — в 1934 году было принято решение о покупке 14 танкеток C.V.3/33 (вооружённых 8-мм пулемётом «шварцлозе»), транспорт с техникой прибыл в порт Варна 1 марта 1935 г. Танкетки поступили на вооружение 1-й танковой роты
  • Боливия
  • Бразилия — 23 шт. CV-35 закуплены в Италии
  • Венгрия — в августе 1935 года в Италии была закуплена одна танкетка CV 3/33 (Н-101), после чего с сентября 1935 по декабрь 1936 года было поставлено ещё 150 танкеток CV 3/35 (Н-102 — Н-251), получивших венгерское обозначение 35М. На танкетки были установлены венгерские 8-мм пулемёты 34/37М; летом 1941 года, только в составе отдельного подвижного корпуса венгерской армии, направленного на Восточный фронт, насчитывалось 56 танкеток, к которым, вскоре, в качестве пополнения, добавилось ещё 9 машин.
  • Греция — три трофейные танкетки, захваченные английскими и греческими войсками во время боёв в Греции в апреле 1941 года, использовались в подразделениях греческой армии
  • Ирак — несколько танкеток поставлено в 1938 году
  • Франкистская Испания — C.V.3/35 поставлялись из Италии для франкистов. Первые пять C.V.3/35 (с итальянскими экипажами) были получены 26 августа 1936 года в порту Виго. За весь период войны 36 из 149 танкеток, переданных Италией франкистам, было уничтожено и безвозвратно утрачено в боях, по техническим и иным причинам
  • Вторая Испанская Республика — некоторое количество трофейных танкеток использовалось республиканцами (так, в марте 1937 года в ходе боёв под Гвадалахарой были захвачены восемь исправных CV-3), при этом подбитые и не подлежащие восстановлению машины служили источником запасных частей.
  • Королевство Италия
  • Италия — несколько танкеток находилось на вооружении итальянской полиции в первые послевоенные годы
  • Китайская Республика — около 100 шт.
  • Никарагуа — две танкетки приобретены в 1930-е годы, одна состояла на вооружении вплоть до 1979 года.
  • Парагвай
  • Сальвадор — три танкетки C.V.3/33 были получены в 1938 году, они поступили в распоряжение национальной полиции и находились на вооружении по меньшей мере до 1950-х годов
  • Германия — после аншлюса Австрии в 1938 году, танкетки австрийской армии поступили на вооружение вермахта. После выхода Италии из войны в сентябре 1943 года, в распоряжение немецких войск (разоруживших капитулировавшие итальянские части) поступило ещё 148 танкеток, в следующие месяцы — ещё некоторое количество (часть из них передали на вооружение итальянских частей «Республики Сало»). Несколько C.V.35 были переданы на вооружение танкового батальона «Адриа», ещё некоторое количество было передано полиции и в организацию Тодта. Ещё одну C.V.3 передали подразделению NSKK в Верхней Каринтии
  • Эфиопия — в ходе войны 1935—1936 гг., 11 ноября 1935 года при нападении из засады на подразделение итальянцев была захвачена одна танкетка C.V.35. Всего, по разным данным, было захвачено от 11 до 18 танкеток, однако полноценно ввести их в строй эфиопы не смогли по причине отсутствия подготовленных экипажей. Большая часть захваченной техники была вынужденно уничтожена эфиопами.
  • Королевство Югославия
  • Независимое государство Хорватия — после немецкой оккупации Югославии в 1941 году и провозглашения «независимого государства Хорватия» несколько танкеток поступили на вооружения хорватских вооружённых сил. Осенью 1942 года их было 10, 1 декабря 1944 — 26. Танкетки этого типа поставляли Хорватии не только итальянцы, но и немцы

США

В США право владеть оружием для гражданских лиц закреплено в Конституции с XVIII века. По данным на 2007 год, в Штатах жило всего 5 % населения земного шара, эти люди владели половиной всего существующего на свете огнестрельного оружия. В руках гражданского населения находится две трети огнестрельного оружия страны, полиция и армия используют всего треть официально зарегистрированного оружия.

По официальной статистике, каждый год около 100 тысяч раз огнестрельное оружие используется в целях самозащиты. Правительство считает, что легализация оружия положительно влияет на криминогенную обстановку и приводит цифры, согласно которым количество преступлений с 90-х годов снизилось на 30–40 %. Многочисленные случаи массовых расстрелов в школах и офисах заставляют противников легализации оружия возвысить голос. Они добиваются ужесточения законодательства в области легализации оружия и приводят свою статистику: каждые 13 секунд в стране раздаётся выстрел, который потом объясняют как использование оружия в целях самообороны.

Другие факты о легализации

Граждане Норвегии, находящиеся на островах архипелага Шпицберген, обязаны иметь с собой оружие для защиты от возможного нападения белых медведей.

В Молдавии стрелковая лицензия аннулируется (и больше не выдаётся), если гражданин случайно потерял оружие по своей вине.

Чиновники Гватемалы имеют льготы при покупке оружия.

Жителям Йемена не нужна лицензия для покупки оружия.

В Люксембурге, наоборот, введён полный запрет на все виды огнестрельного оружия.

Фотографии: Dave Lobby, Nicolas Nova, Willie Stark

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий