Для чего нужно знать особенности пропана и метана?
Когда-то наиболее экономичным топливом было дизельное. Водители выбирали автомобили с соответствующим двигателем либо выполняли переоборудование. Со временем стоимость дизельного горючего намного увеличилась, самым дешёвым современным способом экономии топлива стало использование газа.
Сегодня газовые автомобильные системы активно внедряются в автопарках коммерческих, производственных предприятий, бюджетных учреждений. Переводят на ГБО свои автомобили многие владельцы частных транспортных средств.
Подключился и автопром. Появляются модели марок машин отечественного и зарубежного производства, которые на конвейере оборудованы газобаллонной системой. Причины понятны — газ позволяет существенно экономить средства на заправках. Если для кого-то не важен финансовый вопрос, экологичность применения газового топлива не оставляет сомнений.
Какой газ лучше для авто — пропан-бутановая смесь или метан? У каждого претендента на замену бензина есть положительные и отрицательные стороны. Автовладельцы делают выбор, исходя из условий использования альтернативного топлива. Разобраться в эксплуатационных характеристиках пропана и метана, значит сделать осознанный, просчитанный во всех отношениях выбор для своего автомобиля.
Если принято решение об установке газовой системы, следует учесть ряд особенностей. Нужно знать, как правильно заправлять автомобиль, определиться, ГБО какого поколения и производителя приобретать, куда обращаться за установкой, какой вид газового топлива для авто выбрать. Для начала нужно разобраться: чем отличается пропан от бутана и метана?
Безопасность пропана и метана
Среди моторного топлива самый высокий класс пожарной безопасности 4 – у метана. У пропан-бутана класс 2 (чем меньше, тем опасней), у бензина 3. Метан легче воздуха, поэтому быстро улетучивается. Взрывоопасная концентрация пропана в воздухе составляет 2-9% от объема.
На пропановые баллоны в обязательном порядке согласно Правилам ЕЭК ООН №67(01) ставится мультиклапан безопасности со скоростным, пожарным и запорным электромагнитным клапанами, отвечающий за прекращение подачи газа при неработающем двигателе.
Тороидальный баллон пропан под днищем Лады Ларгус
На метановые баллоны согласно Правилам ЕЭК ООН №110 ставится вентиль безопасности с клапанами сброса давления. В состав любого газа включает одорант, для индикации его утечки, в случае появления в салоне запаха газа необходимо переключиться на бензин и ехать на диагностику в ГБО-сервис.
Баллон метан в багажнике Лады Ларгус
Общая информация
Историческая справка
Начиная с середины XX века, все большее распространение в двигательных системах тяжелого и легкового транспорта начинают получать установки, работающие на углеводородных газах. К концу столетия и в начале XXI века такие установки становятся почти повсеместными и начинают активно внедряться на производстве крупными заводами не только для автобусов и грузовых автомобилей, но также и собственных линеек легковых авто, особенно внедорожников и минивенов, а также различных малогабаритных гибридных моделей.
Причина использования природного газа достаточно проста – он более экологичен и более дешев в использовании в сравнении с бензином. Изначально основанием для использования газовых установок была именно защита экологии, с увеличением стоимости нефти и сообразного роста цен на бензин, более остро встал и финансовый фактор использования газовых ГБО.
Выбор газа как такового понятен, но возникает вопрос, что лучше – пропан или метан. Дать однозначный ответ – погрешить против истины, но для осознанного решения необходимо знать полезные характеристики обоих «претендентов».
Пропан
Пропан относится к классу алканов и является органическим веществом, которое выделяется при крекинге (процессе переработки) нефтепродуктов, также он может выделяться из природного газа. Для целей создания топливной смеси пропан смешивается с этаном и бутаном, в сжиженном состоянии он помещается в баллоны под давлением в 10-15 атмосфер. Пропан – углеводородный газ, он тяжелее воздуха и взрывоопасен при содержании в окружающей среде в количестве 2,1 и выше процентов.
Пропан представляет собой, в промышленном отношении продукт разделения нефтяного или «жирного» природного газа – то есть обладает достаточно высоким содержанием примесей, масел, сопутствующих веществ, нуждается в качественной очистке и фильтрации. Кроме того, согласно известным исследованиям при достаточной концентрации пропан может оказывать наркотическое воздействие на человеческий организм. Увидеть пропан в быту можно в обычной газовой зажигалке.
Метан
Метан относится к категории простейших углеводородов, он существенно легче воздуха и почти не растворяется в воде. Метан находится в обширных подземных месторождениях, где добывается фактически в чистом виде, а затем проходит процедуру фильтрации, дополнения одорантами для запаха. Для использования в качестве топлива метан сжимается до 200-250 атмосфер, содержится в баллоне повышенной прочности и обычно достаточно высокого веса. Взрывоопасность метана наступает при концентрации выше 4,4 процентов в воздухе, при этом он легко уносится воздушными потоками и может накапливаться только в замкнутых помещениях.
Основное удобство метана – его невысокая цена. Кроме того метан является самым чистым газом из всех, доступных для использования в топливных целях, он почти не содержит примесей и нуждается лишь в самой примитивной очистке. При этом для метана, с учетом специфики его использования, требуется достаточно дорогая установка. Данный газ, как и пропан, обладает наркотическим влиянием на человеческий организм, но незначительным, ввиду разреженного нахождения в воздухе. Увидеть метан в быту можно при использовании любой бытовой газовой плиты.
Чем отличаются метан и пропан, как автомобильное топливо?
Сравнивая оба вида газового топлива можно сделать вывод о том что:
- Пропан существенно дороже метана.
- Метан находится под значительным давлением, поэтому ГБО для его использования имеет особые требования по прочности и форме.
- Из-за меньшего давления стоимость ГБО для использования пропана почти на 70% дешевле.
- Применение пропана ведёт к меньшей потере мощности двигателя (3-5%), по сравнению с метаном (20-30%)
- Использование метана более экологично, так как он является природным газом, практически не имеет загрязняющих атмосферу выбросо.
- Вес ГБО для метана (65-130 кг) значительно больше, чем для пропана (20-30 кг),
- Метан менее взрывоопасен из-за своей летучести и необходимости большей концентрации (4.4% против 2.1%)
- Метановые заправки встречаются очень редко в отличие от заправок пропаном, которых становится всё больше.
Сравниваем метан и пропан
Заправка газом — практичная и экономичная альтернатива бензину.
Таблица сравнительных характеристик позволит оценить разницу при использовании рассматриваемых видов топлива:
Характеристики | Пропановые характеристики | Метановые свойства |
Октановое число | 100 | 110 |
Стоимость, руб. | 21 за 1 л. | 15 за 1 м³ |
Средняя стоимость блока на 4 цилиндра, руб. | 27 000 | 60 000 |
Вес баллона, кг | 20-30 | 60-125 |
Сжатие в баллоне, атмосфер | 10-15 | 200-250 |
Запас топлива на комплект, км. хода | 600-1 000 | 250-350 |
Экологическая безопасность | Высокая | Полная |
Негативное влияние на элементы двигателя | Высокое | Низкое |
Снижение мощности силового агрегата, по сравнению с использованием бензина | 5% | 20% |
Доступность заправок | Столько же, сколько и бензиновых | 1-2 в крупном городе |
Расход пропана на 100 км пути на 5-7% выше, чем потребление бензина. У метана, наоборот, этот показатель ниже на 5-10%.
Стоимость установки газобаллонного блока четвертого поколения на метановом топливе выше, однако во время эксплуатации он более экономичен.
Особенности метана для авто
Метан относится к простейшим углеводородам, намного легче воздуха, а также практически нерастворим в водной среде и не имеет ни запаха, ни цвета. Почему же ГБО на метане менее распространено? Ответ далее по тексту.
Газ практически в чистом виде добывается из обширных подземных месторождений, после чего фильтруется. А для придания ему запаха дополнительно используются специальные примеси – одоранты. Высокая концентрация этих веществ ядовита, однако в качестве предупреждающего запаха для газов применяется безопасное для здоровья человека количество.
Чтобы получить топливо, метан сжимается под очень высоким давлением – примерно 200-250 атмосфер. Для его хранения используются весьма тяжелые баллоны, но в то же время достаточно прочные. В отличие от пропана, газ становится взрывоопасным при концентрации 4,4% или больше в окружающей среде. За счет легкого веса метана его быстро уносят воздушные потоки, а накапливается он лишь в замкнутом пространстве.
Главное преимущество ГБО на метане заключается в низкой стоимости газа. К тому же это практически чистая смесь, лишенная каких-либо примесей. Также как и пропан, может оказывать наркотическое воздействие на человека, но в малой степени. Поэтому им в основном пользуются хозяева газовых плит.
Метан или пропан-бутан что лучше выбрать?
Выбор двух разных газовоздушных смесей
У двигателей внутреннего сгорания есть возможность применять вместо бензина или солярки две различные разновидности газового топлива: сжиженный углеводородный (он же нефтяной) газ или компримированный (сжиженный) природный газ. Первый представляет собой смесь, где пропан соединен с незначительным количеством бутана, а второй содержит простейший встречающийся в первозданном виде в природе углеводород — метан.
В чем разница между ними, и какой вариант газа выгоднее для автовладельца? Ответить на эти ключевые вопросы поначалу не так легко однозначно — чтобы говорить о предпочтительности пропана или метана, необходимо детально изучить структуру и принцип работы обоих видов газов.
Удаление царапин на кузове автомобиля без покраски.
НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.
Читать далее >>
Оценив объективно преимущества и недостатки каждого варианта, уже можно будет остановиться на выборе одного из них, взвесить все «за» и «против» и сделать осознанный рациональный выбор.
Мнение, популярное в среде автовладельцев, активно использующих ГБО, о том, что смесь пропан-бутан в транспорте применять лучше метана, в свете современной практики звучит устаревшим. Совершенствование технологий, подогретое постоянной жестокой конкуренцией на рынке энергетических ресурсов, продвигается с каждым днем, и в данный момент можно говорить о том, что по отношению к старым весомым недостаткам газобаллонное оборудование нивелировалось: оборудование под метан теперь ненамного тяжелее, чем под пропан, и баллоны стали поскромнее в плане размеров. Стоимость на комплектующие метановым ГО машины детали по-прежнему кусается — почти в два раза больше. Но нужно при этом помнить, что расходная сумма, потраченная на метановое ГБО, в ущерб пропановому отобьётся большей экономией и не помешает в итоге ездить, наслаждаясь всеми прелестями газа.
Производители ГБО на пропане
Автомобили отечественного или зарубежного производства, имеющие карбюратор, можно оснастить ГБО II поколения. Стоимость при этом составит примерно 300-350$. На инжекторные двигатели ГБО ставится в зависимости от материала коллектора: с металлическим подойдет ГБО II и IV поколения; если коллектор пластиковый (2001 г. и старше), то только ГБО IV.
Стоимость монтажа оборудования IV поколения складывается исходя из конструкции двигателя и производителя. К примеру, установка оборудования STAG на четырехцилиндровые моторы будет стоить 20000, Lovato – 24000, а BRC – около 43000 рублей. Если же цилиндров 8, то и стоимость монтажа тех же производителей будет вдвое выше – 44000, 65000 и примерно 80000 рублей.
Недостатки ГБО
Несмотря на многие преимущества газового оборудования, бензин все равно остается ключевым топливом для автомобилей. И вот некоторые причины этого.
- Газ принесет меньше вреда мотору, если машина с завода приспособлена к такому типу топлива. Переоборудованные моторы нуждаются в регулировке клапанов немного чаще, чем при использовании бензина.
- Для использования газа в качестве топлива, необходимо установить дополнительное оборудование. В случае с пропановым ГБО эта сумма небольшая. А вот метановая установка дорогая, так как в ней используется не сжиженный газ, а вещество под большим давлением.
- При переключении с бензина на газ мощность некоторых моторов заметно снижается.
- Мотористы не рекомендуют прогревать двигатель на газу. Этот процесс должен проходить максимально плавно. Особенно зимой. Так как октановое число газа выше, чем у бензина, стенки цилиндров нагреваются резко.
- Экономичность ГБО тоже зависит от температуры топлива. Чем она выше, тем легче смеси воспламениться. Поэтому мотор все равно нужно прогревать на бензине. Иначе топливо будет вылетать в трубу в буквальном смысле.
Установка на автомобиль ГБО с пропаном и его сравнение с метаном
ГБО на пропане
Метан или пропан на авто, что лучше? Более популярное газовое топливо – пропан. Как и бензин, его хранят в жидком агрегатном состоянии. На АЗС предлагают пропан как состав из пропана, бутана и этана. Такая смесь дешевле бензина почти в 2 раза и дешевле метана.
Сейчас читают:
Штраф за наезд или пересечение стоп линии
Фев 27, 2020
Штраф за вождение автомобиля в нетрезвом виде
Фев 27, 2020
Баллоны для пропана в автомобиле по вместимости газа не уступают объемам бензиновых топливных баков. Они вместительнее, чем баллоны для метана, и изготавливаются не только привычной цилиндрической формы, но и тороидальной, что позволяет скрыть баллон в отделении для запасного колеса.
В РФ слабо развита сфера предоставления метанового топлива потребителю. Владельцам ГБО на метане на своем автотранспорте потребуется удлинять маршрут, поскольку заправочных станций, предлагающих метан, немного.
Пропан, как побочный нефтяной продукт, более популярен в предложении заводов производителей. Заправочных станций, торгующих пропан-бутановой смесью – намного больше, чем продающих метан.
Главный элемент, обеспечивающий нормальную работу ГБО – это газовый редуктор. Его регулировка обязательна не только при покупке газовой системы, но и по мере эксплуатации. Газовые редукторы для автомобиля с ГБО 2-го поколения на пропане нуждаются в обязательной регулировке на автомобилях до 2000-х годов выпуска.
При установке ГБО, работающего на метане или пропане, необходимо ответственно отнестись к выбору места установки и специалистов.
Помимо ежедневной проверки состояния креплений и узлов системы, её герметичности, каждые 15000 км необходимо проверяться на СТО.
Технологичность оборудования
Как то я уже писал, что сейчас появилось 5 поколение газового оборудования, а скоро и 6 появится и шестое. Так вот пропан может с этими поколениями работать, а вот метан НЕТ! И скорее всего не сможет!
Если кратко напомнить – в 5 и 6 поколениях, газ подается жидким в систему впрыска топлива, схож с бензином. Пропан может с таким работать, потому что он жидкий хранится в баллонах, а вот метан хранится в газообразном виде! И у него такая тема не пройдет, он максимум может использовать 4 поколение оборудования, ВСЕ ПРЕДЕЛ! Кстати про отличие 4 и 5 поколения можете прочитать здесь.
Что дают эти 5 и 6 поколения, о ребята много чего! Расход примерно такой же как на бензине, мощность практически не теряется! Холодные пуски могут быть на газу, и еще много чего! То есть вы практически не видите разницы.
Думаю, хватит доказательных пунктов. Сейчас небольшая видео версия, смотрим.
Сейчас голосование, за кого вы проголосуете за пропан или метан, мне интересны ваши мысли.
НА этом заканчиваю, думаю, моя статья была вам полезна, читайте наш АВТОБЛОГ.
(27 голосов, средний: 4,15 из 5)
Похожие новости
Себестоимость бензина. Разберем на примере 1 литра в России и СШ.
Удалитель влаги (воды) из бензобака. Своими руками
Какой бензин горит быстрее, дольше и лучше? 92 – 95 – 98 или 100.
Экономическая эффективность использования метана
В среднем за год в России грузовой автомобиль проезжает 200 000 км. Стоимость литра дизельного топлива на 2020 год – 47 рублей. Средняя цена метана за 1 м3 – 16 рублей.
По расходу топлива 1 литр дизеля соответствует 1,25 м3 метана. При среднем расходе дизеля 28 л на 100 км, экономия от использования метана составит 57%, в денежном выражении экономия за год составит 1,5 млн рублей!
Вид топлива | Расход на 100 км | Цена на топливо | Затраты на 1 000 км |
---|---|---|---|
ДТ | 28 | 47 р/л | 13 160 р |
Метан | 35 | 16 р/м3 | 5 600 р |
Покупая грузовой автомобиль на метановом топливе, лучше обращаться к проверенным производителям с надежной техникой. Например, Scania – шведская компания с наибольшей долей рынка по продаже грузовых автомобилей в России среди европейских конкурентов.
В Scania вы можете выбрать газовый грузовик экологического стандарта «Евро-6» и быть уверенными в том, что приобретённая техника прослужит вам долго и сэкономит ваши деньги.
Метан – это топливо будущего, которое со временем начнет укреплять свои позиции на мировом рынке. Переход на метановое топливо – это инвестиция в будущее.
Позаботьтесь о своем будущем и ознакомьтесь с нашим каталогом газовой грузовой техники Scania на сайте https://www.alfascan.ru/.
Пропан-бутан
Альтернативой метану считается СНГ (сжиженный нефтяной газ). На заправках его часто маркируют LPG (Liquified Petroleum Gas). Этот газ является побочным продуктом перегонки нефти. Он менее экологичен, нежели метан, но более эффективен в качестве автомобильного топлива.
К плюсам пропана относят:
- Дешевизну установки и комплектующих (в частности баллона).
- Возможность устанавливать баллоны тороидальной формы вместо запаски легкового авто.
- Меньший вес и размер баллона, при большем запасе хода.
- Меньшая потеря мощности двигателя при работе на ГБО пропан.
- Более развитая сеть заправок.
Минусы пропана:
Экологичность
Сейчас во многих странах Европы большое внимание уделяется экологичным видам топлива. В некоторые города въезд дизельных и бензиновых автомобилей, а также работающих на ГБО пропан в дневное время суток уже запрещен
Многие города Европы к этому шагу только готовятся, и находятся на разных стадиях внедрения такого закона. А вот автомобили, работающие на метане и электричестве, к въезду допускаются круглосуточно. Разумеется, в нашей стране таких жестких мер не будет еще продолжительное время. Но для людей, которые планируют посетить Европ на собственном авто это может стать существенной проблемой.
Безопасность. Метан считается более безопасным видом топлива т.к. для его самовоспламенения требуется более высокая температура, которая в автомобиле, на открытых деталях (не в камере сгорания) недостижима. Также при утечке из баллона метан не будет собираться под днищем автомобиля, т.к. легче воздуха, а сразу испарится. Пропан же, тяжелее воздуха, и может собираться ближе к земле, тем самым создавая опасную для взрыва концентрацию.
Стоимость. На данный момент во многих регионах страны цена на пропан уже стала выше цены на метан. И тенденция увеличения стоимости LPG сохраняется.
Основные преимущества ГБО
По поводу использования газобаллонного оборудования среди автомобилистов ведутся жаркие споры. Одни считают, что заправка газом никак не вредит мотору. Другие убеждены в обратном. Какие плюсы в использовании ГБО?
- Экологичность. Так как метан и пропан содержат меньше примесей, то выбросы более экологичны.
- Цена. По сравнению с бензином и дизелем, стоимость заправки газом меньше.
- Качество горения. Летучие вещества, используемые в заправке автомобилей, имеют высокое октановое число. Поэтому для их воспламенения достаточно небольшой искры. Они быстрее смешиваются с воздухом. Поэтому порция сгорает полностью.
- Минимальный риск образования детонации двигателя при выключении зажигания.
- Не нужно покупать адаптированную под газ машину. Достаточно найти СТО, работники которой умеют правильно устанавливать оборудование.
- Переход с бензина на газ не сложный. Если водитель не рассчитал запас экономного топлива, он может воспользоваться резервом из бензобака.
Сравнение метановой и пропановой установок:
Пропан | Метан | |
Экономность по сравнению с бензином | В 2 раза | В 3 раза |
Цена на установку ГБО | Невысокая | Высокая |
Средний расход на 100 км. (точный показатель зависит от объема двигателя) | 11 литров | 8 кубов |
Объема бака хватит (зависит от модификации) | От 600 км. | До 350 |
Экологичность | Высокая | Абсолютная |
Уменьшение мощности двигателя (по сравнению с бензиновым аналогом) | До 5 процентов | До 30 процентов |
Октановое число | 100 | 110 |
Заправиться пропаном на сегодняшний день не составит труда. Доступность газовых станций такая же, как бензиновых. В случае с метаном картина другая. В больших городах насчитывается одна-две заправки. Небольшие городки вообще могут не иметь таких станций.
Представление о газовой установке на авто
Учитывая тот факт, что для двигателя внутреннего сгорания подходит не только жидкое топливо, были придуманы установки, использующие в качестве горючего газ. Придуманы они были прежде всего для экономии денег на заправке, так как газ дешевле, хотя есть мнение, что жидкие горючие смеси все же немного “полезнее” для мотора. Тем не менее ГБО обрело большую популярность и, по мнению многих специалистов, совсем не вредит двигателю, а ,наоборот, увеличивает его ресурс.
Сейчас есть шесть поколений такого оборудования, и четыре из них могут работать на разных газах. Несмотря на все разнообразие, общий принцип работы у них один. Из баллона газ под высоким давлением по магистрали поступает в клапан-фильтр, где очищается от примесей. Затем идет в редуктор, давление приходит в рабочую норму, после чего через регулировочный клапан топливо попадает в смеситель, а затем – в двигатель. Но это общая схема, которая не учитывает много важных компонентов, а лишь показывает принцип работы установки.
Как устанавливается ГБО на метане
Перед установкой нужно провести некоторые подготовительные работы. Прежде всего отсоедините аккумулятор. Затем проводится демонтаж впускного коллектора. После чего можно установить газовое метановое оборудование на автомобиль. Для этого:
- На впускном коллекторе устанавливаются газовые сопла.
- Сопла соединяются с газовыми шлангами и надежно затягиваются в месте крепления.
- Коллектор устанавливается обратно, на свое место.
- К дроссельному клапану, прямо в корпус, устанавливается сопло (подобно тому, как это было с коллектором).
- Устанавливается и соединяется редуктор с фильтром.
- На редукторе устанавливается манометр для измерения давления.
- Если в ГБО есть электрический блок управления – его нужно установить в максимально сухое и защищенное место.
На этом сложности с установкой заканчиваются, так как модифицировать в деталях авто больше ничего не понадобится. Но, чтобы установка ГБО на метане была окончена, понадобится еще сварить металлический каркас для баллонов и разместить его в подходящем месте. Это может быть:
- грузовой отсек;
- багажник;
- пространство между кабиной и кузовом или даже между осями колес под автомобилем.
Стоимость установки
Четко определить расценки на установку невозможно. Следует учесть разную стоимость деталей, поколение ГБО, мощность двигателя, размер и тип баллонов, стоимости обслуживания на СТО и множества других параметров. Но даже при минимальных запросах перевод авто на метан обойдется дороже, чем на пропан. Это обусловлено не только стоимостью оборудования, но и большим количеством необходимых разрешений.
Но окупаемость у данного оборудования все же выше, чем у пропанового. Особенно если оно устанавливается на коммерческие или общественные автомобили, которые больше ездят, чем простаивают.
Немного дороже обойдется установка метана на легковое авто, ведь в нем немного места в багажнике, небольшой клиренс и грузоподъемность. Следовательно, нужно выбирать баллоны из легких композитных материалов, которые дороже и быстрее изнашиваются.
Получение
Где встречается попутный нефтяной газ? В первозданном виде ПНГ поступает из нефтяной или нефтегазовой скважины в центральный пункт подготовки нефти. После этого с помощью специального оборудования начинается подготовка попутного нефтяного газа к использованию. Газ после осушки, очистки от серы, углекислого газа и сепарирования поступает в специальные хранилища, на электростанции, в котельные. С помощью вакуумных компрессорных установок, газолифтных систем его предварительно компримируют – увеличивают плотность с одновременным удалением примесей.
Для получения промышленного ПНГ используются:
- маслосистемы с фильтрами тонкой очистки;
- специальная система теплообмена;
- газодожимное оборудование низкого давления;
- установки комплексной подготовки газа.
С помощью газомасляного сепаратора, фильтров – скруберов осуществляется удаление механических примесей.
Расход топлива и запас хода
Пропана расходуется на 15-20% больше, чем бензина. То есть при бензиновом расходе 10 литров/100 км расход пропана будет равен 11-12 литров на сотню.
Метана (в м3) расходуется на 0-10% меньше, чем бензина. Т.е. при расходе 10 литров бензина на 100 км эквивалентное потребляемое количество метана будет составлять 9 м3.
При этом на 100-литровом пропановом баллоне Ларгус (при расходе бензина 8 л/100 км) может проехать около 800 км. На 100-литровом метановом баллоне, в который вмещается в среднем 22-23 м3, Ларгус проедет порядка 300 км.
Метановые баллоны не бывают тороидальными, только цилиндрические. Баллоны обычно размещают за спинки сидений или закрывают фальшполом в багажнике.
Что общего?
Вместе с тем у обоих газов есть немало общего. К примеру, водитель в любом случае выигрывает в цене, так как стоимость и пропана, и метана существенно ниже затрат на бензин. К тому же детали двигателя авто на газу изнашиваются в меньшей степени. В особенности это практически незаметно, когда двигатель автомобиля изначально приспособлен к газообразному топливу.
Но помимо общих плюсов, есть и общие недостатки, за счет которых бензин еще довольно продолжительное время будет удерживать ветвь первенства как оптимальное топливо. По сравнению с традиционными АЗС, мало не только пунктов заправки газом, но и мастерских, которые специализируются на обслуживании ГБО.
Мало кого может обрадовать потеря мощности двигателя, особенно тех, кто привык к быстрой езде. Клапаны двигателей обычно мало приспособлены к так называемому «сухому горению» топлива, что приводит к скорому износу.
Польза или ущерб: вреден ли газ для обычного бензинового двигателя с различных позиций
О положительных и отрицательных моментах владения ГБО сказано немало. Подчеркнуты в основном смежные стороны, а прямое влияние голубого топлива на ДВС в рамках теории не изучено. Существуют лишь практическое подтверждение того, что при грамотной настройке газобаллонной установки ресурс мотора уж точно не сокращается. Силовые агрегаты уверенно выхаживают до 300 000 км без серьезного вмешательства.
Распространенное мнение о том, что газ сушит мотор, необоснованно. Аргумент – бензин больше растворитель, нежели смазывающее вещество. Такова же и обобщающая тенденция. В том, что газ вреден для рядового бензинового двигателя, нет ни единой обоснованной причины. Однако практические подтверждения уменьшения циклической долговечности деталей ДВС в малом количестве имеются. Разберемся в них.
Одна из распространенных жалоб – прогар выпускных клапанов. Газ горит хуже и может догорать на выпуске – так объясняли механики сокращение ресурса ГБЦ на машинах с начальными поколениями ГБО. Причина – ручная регулировка подачи газа из-за отсутствия калибрующей электроники. На современных установках такой минус может проявиться только при езде в режиме «акселератор в пол», который является нежелательным.
Противникам газификации следует считаться с тем, что газ:
- Продлевает срок эксплуатации свечей зажигания.
- Не смывает со стенок цилиндров масляную пленку, даже если залито дизельное масло в бензиновый двигатель машины.
- Не образует нагара в камере сгорания.
Последний плюс ГБО искренне ценят экологи. Ведь эта горючка не содержит вредных для атмосферы присадок и серы. Стоит отметить, что голубое топливо уступает по токсичности только водородным транспортным средствам.
Установка на автомобиль ГБО с пропаном и его сравнение с метаном
ГБО на пропане
Метан или пропан на авто, что лучше? Более популярное газовое топливо – пропан. Как и бензин, его хранят в жидком агрегатном состоянии. На АЗС предлагают пропан как состав из пропана, бутана и этана. Такая смесь дешевле бензина почти в 2 раза и дешевле метана.
Сейчас читают:
Система ASR в автомобиле — что это такое?
Май 22, 2020
Как продлить «жизнь» глушителю: Совет
Май 21, 2020
Баллоны для пропана в автомобиле по вместимости газа не уступают объемам бензиновых топливных баков. Они вместительнее, чем баллоны для метана, и изготавливаются не только привычной цилиндрической формы, но и тороидальной, что позволяет скрыть баллон в отделении для запасного колеса.
В РФ слабо развита сфера предоставления метанового топлива потребителю. Владельцам ГБО на метане на своем автотранспорте потребуется удлинять маршрут, поскольку заправочных станций, предлагающих метан, немного.
Пропан, как побочный нефтяной продукт, более популярен в предложении заводов производителей. Заправочных станций, торгующих пропан-бутановой смесью – намного больше, чем продающих метан.
Главный элемент, обеспечивающий нормальную работу ГБО – это газовый редуктор. Его регулировка обязательна не только при покупке газовой системы, но и по мере эксплуатации. Газовые редукторы для автомобиля с ГБО 2-го поколения на пропане нуждаются в обязательной регулировке на автомобилях до 2000-х годов выпуска.
При установке ГБО, работающего на метане или пропане, необходимо ответственно отнестись к выбору места установки и специалистов.
Помимо ежедневной проверки состояния креплений и узлов системы, её герметичности, каждые 15000 км необходимо проверяться на СТО.
Стоимость установки ГБО и топлива
Установка газового оборудования на метане в среднем стоит в 2 раза дороже оборудования на пропане. Например, установка пропана на Ладу Ларгус выйдет в среднем в 35-45 тыс. руб, а установка ГБО метан обойдется вам в 80-100 тыс. руб.
Но при этом сам метан стоит дешевле пропана:
Как показывает опыт, метан и пропан окупаются в один и тот же срок 1-2 года в зависимости от пробега автомобиля. Как инвестиция, метан при этом представляет собой более выгодное вложение
, так как после окупаемости за одинаковый пробег вы получаете трехкратную экономию относительно бензина, и двукратную относительно пропана.
Программы поддержки наших партнеров Газпром ГМТ позволяют облегчить перевод транспорта на метан и сделать его практически без затрат. Подробней о программах поддержки можете узнать у менеджера по телефону.
Трудности легализации
Правда, установка на автомобиль ГБО требует регистрации изменений, и в России процедура забюрокрачена до абсурдности. Самое печальное — это даже не дороговизна и муторность. Главное, процедура почти бесполезна, потому что проверки носят формальный характер и не гарантируют безопасность оборудования для владельца (разве что на бумаге). Тем не менее, несколько лет назад началась кампания по отлову автомобилей с нелегальным ГБО.
С июля нас ждет очередное затягивание гаек, и если сейчас общение с аккредитованными лабораториями возможно в удаленном режиме, то новый ГОСТ 33670 требует посещения такого центра. А их по России — лишь 15.
В каком-то смысле, политика государства противоречива: с одной стороны, людей стимулируют переходить на ГБО, с другой — создают препоны. Забота о безопасности оборудования, работающего под огромным давлением, понятна, но с учетом формальности процедуры вряд ли вызывает понимание у автовладельцев.
Пропан-бутан
Данный тип топлива чаще всего называют просто «Пропаном» или газом, подразумевая пропан-бутановую смесь. Это объясняется большой популярностью данного типа топлива и его доступностью по сравнению с метаном. Смесь пропана и бутана хранится в специальном резервуаре, который в большинстве случаев просто называют баллоном под давлением 16 атмосфер. Топливо находится в сжиженном состоянии, отсюда и название сжиженный нефтяной газ СНГ. Как уже понятно из расшифровки аббревиатуры СНГ — пропан-бутановая смесь является продуктом нефтепереработки. Октановое число пропан-бутана варьируется в диапазоне от 95 до 110. То есть, как вы понимаете, на данном топливе мотор будет работать с повышенной степенью сжатия. За счет последнего увеличивается КПД самого топлива, а также температурный режим двигателя. Стенки баллона, в котором хранится СНГ, имеют толщину порядка 3-х мм и вес в районе 30-40 кг, зависимости от того какой тип и объем баллона. Вместительность резервуара может достигать 120 л на авто с большим объемом двигателя, сам баллон может быть цилиндрическим или тороидальным. При использовании пропана расход топлива увеличивается примерно на 10-20%. Кроме того, из-за особенностей состава пропан-бутанового топлива мощность двигателя снижается примерно на 10-15%
Заключение
Переходя на газ, владелец машины столкнется с такими положительными сторонами:
- Экономия на заправке.
- Щадящее отношение к двигателю.
- Низкая вероятность появления детонации.
- Снижение риска загрязнения узлов и деталей.
- Первоклассный экологичный «выпуск».
- Увеличение длительности поездки без дозаправки.
Учитывая положительное влияние газа на ресурс автомобиля с бензиновым двигателем и высокий уровень экономии, минусы выглядят несущественными:
- Большие вложения на старте.
- Снижение мощности мотора.
- Дополнительная нагрузка на подвеску.
- Риск перегрева клапанов на высоких оборотах.
- Необходимость дополнительного обслуживания.
- Дооснащение требует документального подтверждения в ГИБДД.
Стоит ли переходить? Единственный аргумент «за» – это экономия на расходах на топливо. Но и при этом однозначного ответа никто не даст
При переходе важно оценить срок окупаемости при текущем пробеге. Иными словами, если ездите много, то резон есть
В настоящее время никого не удивить тем, что некоторые автомобили уже работают на альтернативном топливе – природном газе. И количество желающих переоборудовать свои машины под новый вид топлива немало. Но тут встает одна дилемма – что лучше метан или пропан на авто? Как показывает статистика из общего количества автомобилей, которые имеют газобаллонное оборудование (ГБО), соотношение между видами газа следующее:
- на пропане передвигаются 70% машин;
- метан используют только 30% автомобилей.
Чтобы понять, почему сложилась такая ситуация, необходим объективный подход. Стоит заметить, что переоборудованием автомобилей люди начали заниматься еще с середины XX столетия в странах Европы и Северной Америки. Главным образом, такой переход связан с необходимостью защиты экологии. А если учесть, что на тот момент наблюдался повышенный рост цен на бензин, то такая мера более чем оправдана.