ГБО 5 поколения, устройство, принцип работы, преимущества и недостатки

Обслуживание

Существенным отличием между рассматриваемыми поколениями ГБО являются условия обслуживания систем. В 4 серии требуется проведение периодической очистки и замены редуктора, аналогичные процедуры по эксплуатации газового инжектора, регулярная корректировка системы впрыска. В 5 поколении не требуется делать ничего из вышеперечисленных манипуляций. Достаточно просто в срок осуществлять замену фильтра насоса.

Кроме того, в более новом варианте газового оборудования используются комплектующие высокого качества. Например, резиновые трубки заменены на пластиковый аналог, что позволяет не беспокоиться длительное время на предмет пропускания газа. Благодаря максимально герметичным соединениям, в салон не проникает даже малейший запах топливной смеси. Подобные погрешности характерны для ГБО 4 поколения, особенно после длительной эксплуатации патрубков из резины.

Можно сказать несколько слов в пользу 4 серии. Дело в том, что 5-я модель, несмотря на все свои преимущества, чувствительна к неочищенной газовой смеси, имеет сложную конструкцию и невысокую ремонтопригодность. Следовательно, для эксплуатации на отечественных дорогах, это можно отнести к минусам системы.

Какие могут быть трудности

Новая установка газобаллонного оборудования очень требовательная к уровню качества газовой смеси. Это служит сдерживающим фактором в распространении пятого варианта ГБО в России и практически единственным недостатком. У газа низкого качества имеются примеси, которые не удаляются при фильтрации. По этой причине может сломаться газовый насос. А это весьма дорогое «удовольствие», так как он стоит три четверти от цены комплекта ГБО-5.

Продлить жизнь газовому насосу можно путем проведения ряда профилактических мероприятий (чистка и смазка). Есть надежда, что насос для ГБО 5 поколения производители скоро сделают более надёжным и менее требовательным к качеству газа.

За газовое оборудование 5 го поколения нужно заплатить в 3 раза больше, чем за 4-е. При этом чем больше в моторе цилиндров, тем больше нужно форсунок. Цена, соответственно, ещё выше.

Новое поколение газобаллонного оборудования только начинает свое шествие по России. Мастеров по монтажу и регулировке еще очень и очень мало. Специалисты проходят обучение на европейских заводах-изготовителях, чтобы получить соответствующие сертификаты. Мест прохождения техобслуживания этой системы пока недостаточно.

Самостоятельно устанавливать и делать настройку не рекомендуется. Надо сказать, что есть производители автомобилей, которые делают машины уже с установленным ГБО.

Минус в том, что на метане ГБО 5 поколения не работает из-за газообразной природы метана. В этом смысл новшества новой версии оборудования, главное отличие которого заключается в подаче жидкой смеси, а не газообразной. А метан всегда пребывает в газообразном состоянии. Может быть придёт время, и в дальнейшем производители соединят две новые технологии.

Чем интенсивнее идёт развитие ГБО, тем выгоднее его применение и установка, тем выше его рейтинг. В любом случае, в ближайшем будущем новейшая система завоюет рынок газобаллонного оборудования и в нашей стране.

Читайте далее:

Принцип работы и отличие ГБО 4 и 5 поколений

В чем заключается принцип работы ГБО 6 поколения

Всё, что нужно знать об установке газового оборудования на Ладу Ларгус

ГБО 1-го поколения

Газовое оборудование 3 поколения: принцип работы, установка, плюсы и минусы

Отличия от 4 и 5 поколений

По большому счёту ГБО-5 и ГБО-6 – родственные души. И то, и другое основывается на использовании жидкой газовой фракции. Но разница всё-таки есть, и весьма существенная: если в пятом поколении пропан-бутановая смесь впрыскивается во впускной коллектор через собственные газовые форсунки (технология Lpi), то в шестом поколении этот впрыск осуществляется напрямую в «родные» бензиновые форсунки (технология lpdi). То есть одним важнейшим элементом становится меньше. Правда, добавляется новый элемент – модуль выбора топлива.

А вот отличие от ГБО-4 – радикальное. «Четвёрка» работает на газо-воздушной смеси, приготовляемой редуктором-испарителем, который, в свою очередь, интегрируется в систему охлаждения ДВС. Газобаллонное оборудование четвёртого поколения требует периодического серьёзного обслуживания и ремонта, а именно:

  • ремонт/замена редуктора (от 4 000 до 6 000 руб.);
  • ремонт/замена форсунок (может обойтись в 10 000 руб. и более);
  • замена шлангов (от 1 000 до 2 000 руб);
  • диагностика и замена фильтров в среднем через каждые 10 000 км (от 1 500 до 2 000 руб).

Если к деньгам приплюсовать потраченное время, то общие потери трудно недооценить. А вот обслуживание ГБО-6 сведено к минимуму. В нём присутствует только один большой фильтр, срок службы которого сопоставим с жизненным циклом всего оборудования. А стоимость профилактики бензиновых форсунок резонно отнести к общим расходам на ТО автомобиля.

Классификация ГБО по поколениям

Газовая аппаратура постоянно обновляется вслед за модернизацией автомобилей и ужесточения норм выхлопа. Существует 6 поколений, но только 3 из них кардинально отличаются друг от друга, остальные 3 поколения — промежуточные.

1 поколение

В первом поколении используется пропан-бутан или метан. Основные компоненты оборудования — баллон и испаритель. Газ заправляется через запорную арматуру в баллон, далее поступает в испаритель, где переходит в парообразное состояние (а метан прогревается), после газ проходит через редуктор, который дозирует впрыск в зависимости от давления во впускном коллекторе.

В первом поколении изначально использовались отдельные блоки испарителя и редекутора, позже узлы объединили в один корпус.

Редуктор первого поколения работает за счет разряжения во впускном коллекторе, где при открытии впускного клапана газ всасывается в цилиндр через карбюратор или смеситель.

Первое поколение имеет минусов: частая разгерметизация системы, приводящая к хлопкам и возгоранию, затрудненный запуск двигателя, требуется частая настройка смеси.

2 поколение

Второе поколение слегка модернизировали. Главное отличие между первым — наличие электромагнитного клапана вместо вакуумного. Теперь можно не выходя из салона переключаться между бензином и газом, появилась возможность запуска двигателя на газу. Но главное отличие в том, что появилась возможность установки 2 поколения на инжекторные автомобили с распределенным впрыском.

3 поколение

Очередная модернизация первого поколения, напоминающая моноинжектор. Редуктор оснастили автоматическим корректором подачи газа, который берет информацию от датчика кислорода, и за счет шагового моторчик регулирует количество газа. Также появился датчик температуры, который не позволяет перейти на газ пока двигатель не прогреется.

Благодаря считыванию датчика кислорода, ГБО-3 отвечает требованиям Евро-2, поэтому устанавливается только на инжектор. В настоящее время комплекты третьего поколения редко встречаются на рынках предложений.

4 поколение

Принципиально новая система, которая чаще всего устанавливается на инжекторные автомобили с распределенными непосредственным впрыском.

Принцип работы состоит в том, что газовый редуктор имеет постоянное давление, и теперь газ поступает через форсунки (каждая на цилиндр) во впускной коллектор. Оборудование оснащение блоком управления, который регулирует момент впрыска, а также количество газа. Работает система автоматически: по достижению рабочей температуры мотора, в работу вступает газ, но есть возможность принудительной подачи газа кнопкой с салона.

ГБО-4 удобен тем, что диагностика и настройка редуктора и форсунок производится программным путем, открываются широкие возможности широкодиапазонных настроек.

Метановое оборудование имеет такую же конструкцию, только с усиленными комплектующими из-за разницы давления (у метана давление в 10 раз выше пропана).

5 поколение

Очередное поколение глобально изменилось относительно четвертого. Газ на форсунки поступает в жидком виде, а система получила свой насос, нагнетающий постоянное давление. На сегодняшний день это самая совершенная система. Главные достоинства:

  • возможность легкого запуска холодного двигателя на газу
  • отсутствие редуктора
  • отсутствие вмешательства в систему охлаждения
  • расход газа на уровне бензина
  • в качестве магистрали применены пластиковые трубки высокого давления
  • стабильная мощность ДВС.

Из недостатков отмечается только дорогая стоимость оборудования и установки.

6 поколение

Отдельно ГБО-6 купить сложно, даже в Европе. Устанавливается на автомобили с непосредственным впрыском, где газ и бензин движутся по одному топливопроводу, и поступают в цилиндры по одним форсункам. Главные достоинства:

  • минимум дополнительного оборудования
  • стабильная и одинаковая мощность на двух типах топлива
  • одинаковый расход
  • доступная стоимость обслуживания
  • экологичность.

Стоимость комплекта оборудования “под ключ” — 1800-2000 евро.

Правда, о поколениях

Если утрировать то поколений или стадий ГБО всего три, именно они имеют кардинальные отличия, но справедливости ради, стоит отметить — что между ними существуют так называемые гибридные (промежуточные) версии, которые также представляют за поколения, хотя это не совсем правильно.

Все отличие между «версиями» ГБО таится в системе питания. Ни для кого не секрет, что штатная система питания у автомобиля бензиновая. При установке газобаллонного оборудования, она изменяется или модифицируется, для потребления газа.

С развитием двигателя внутреннего сгорания, эволюционируют и системы питания, то есть меняется принцип подачи топлива в цилиндры силового агрегата. Также эволюционирует и замещение одного топлива на другое, то есть бензина на газ – каждый такой «виток» можно назвать поколением.

Как мы с вами знает система подачи топлива двигателя внутреннего сгорания – имеет всего три основных поколения. Это впрыск через карбюратор (он же механический), далее инжекторный распределенный, и непосредственный впрыск топлива. Именно к этим стадиям и приравнивается основные три изменения систем ГБО. Хотя как я уже писал сверху, есть и переходные версии. Я постараюсь рассказать вам, об всех типах начиная от самым первым, заканчивая последним шестым.

Третий миф: про грязь в газовом топливе (грязный газ).

Если раньше вы эксплуатировали ГБО 4 или более ранних поколений, то наверняка при обслуживании замечали «грязь» на фильтрах грубой очистки. Так вот эта «грязь» – это на 99% продукт, которые получается при реакции меди со средой пропан-бутана (окислы меди). Если вы вместо медной трубы установите пластиковый газовый трубопровод, то обнаружите, что даже через 50 тыс км пробега фильтр будет чистым, он лишь немного изменит свой цвет. Медная трубка не предназначена для использования в газовой промышленности. Кто додумался применять ее в газовом оборудовании — большая загадка… Другими словами: Медный трубопровод — главное зло для пропан-бутановой газовой системы.

Компания Vialle, которая производит ГБО 5 поколения, с самого начала использует ТОЛЬКО пластиковые трубопроводы, которые были разработаны мировым лидером по производству всевозможных трубопроводов и шлангов, компанией PARKER. Данный трубопровод предназначен именно для жидкого пропан-бутана. Качество и надежность трубопроводов Vialle таково, что давление, при котором произойдет разрыв – 345 Бар (при рабочем 10-20 Бар), а сами трубки сохраняют первоначальную эластичность и качества даже после 10 лет эксплуатации. То есть запас прочности трубопроводов , по которым поступает газ превышает 15 раз!

В газе действительно существуют тяжелые фракции в виде масел, которые отделяются в процессе перехода газа из жидкого в парообразное, но для системы впрыска жидкого газа это не столь важно, так как газ переходит в парообразное состояние уже в камере сгорания и те микро дозы масла прекрасно сгорают (как и картерные газы) не нанося никого вреда как газовому оборудованию, так и двигателю (на 10 тыс. км приходится не более 30 грамм тяжелых масло-подобных фракций)

При этом газ во время испарения, охлаждает вокруг себя воздух, тем самым повышая его плотность и увеличивая мощность двигателя.

Специалистами VIALLE была разработана специальная система многоступенчатой очистки топлива: Фильтр тонкой очистки устанавливается в заправочную трубку и очищает газ при заправке (перед попаданием в баллон). В насосе установлен еще один фильтр для очистки от примесей (по типу сетки в бензонасосе). А внутри баллона находятся несколько крупных сильных магнитов для улавливания тяжелых металлических частиц. В добавок к этому конструкция насоса была разработана таким образом, чтобы без повреждений пропускать частицы размером до 0,7 мм (это больше чем фракция песка).

В случае если с газом будет поступать грязь, она забьет первый фильтр и максимум, что произойдет – замедлится процесс заправки, но при этом грязь внутрь баллона не попадет.

Устройство газобаллонного оборудования шестого поколения и принцип его работы

Основными компонентами системы являются:

  1. Газовый баллон со встроенным газовым насосом.
  2. Топливный насос высокого давления (ТНВД).
  3. Модуль согласования FSU (выбора топлива).
  4. Газовый электронный блок управления (ЭБУ).
  5. Переключатель газ/бензин.
  6. Датчики давления и температуры.
  7. Газовый фильтр.
  8. Газовые трубопроводы (заправочный, подающий, возвратный).

Характерной чертой ГБО-6 является то, что оно не только лишено газовых форсунок, но и не нарушает алгоритм работы бензиновых форсунок (чем грешит ГБО-4).

Открытие водительской двери приводит к срабатыванию датчика, который передаёт сигнал ЭБУ на включение газового насоса. Последний поддаёт сжиженный газ из баллона в топливную магистраль и создаёт нужное давление. Двигатель готов к старту, причём сразу на газе даже при отрицательной температуре (что было нереально на 4-м ГБО).

ТНВД обеспечивает круговую циркуляцию газового топлива, что предотвращает избыточный нагрев газа в двигательном отсеке и, как следствие, угрозу его перехода в газообразное состояние.

ЭБУ управляет датчиками, отвечающими за правильную подачу газа, и контролирует работу модуля, который выборочно пропускает сквозь себя бензин или газ, а встроенный в него насос выравнивает перепад давлений в момент перехода с одного вида топлива на другой.

Также, для российских условий идеально подходит система впрыска от компании Айком (Icom jtg), поскольку модули европейских фирм (BRC Ldi, Vialle LPdi и др.) ориентированы на рынок ЕЭС и не допускают вмешательства в программное обеспечение, что исключает возможность перенастройки.

Таким образом, шестое поколение ГБО на сегодняшний день – самая прогрессивная система, позволяющая ДВС равнозначно работать на двух видах топлива в любом температурном и нагрузочном режиме.

Плюсы и минусы

ГБО 5-го поколения имеет больше плюсов, чем системы предыдущего поколения:

  1. Слабое место 4-го варианта — газовые инжекторы, которые быстро закоксовываются из-за того, что установка оборудования производится в камеру сгорания. В более новейшей системе совместно с газом в инжекторы поступает малое количество бензина. Закоксовки исключается.
  2. Чтобы прогреть редуктор в 4-й генерации, систему нужно было подключать к печке. Это предполагает вмешательство в систему трубопровода, где идёт охлаждающий антифриз. При малейшей разгерметизации оборудование выходит из строя. В пятой генерации редуктор не предусматривается. В охладительную систему вмешиваться нет необходимости.
  3. ГБО 4 или 5 поколения имеют отличия в техническом обслуживании. Сравнение в пользу последней версии, где не нужно делать такие обязательные профилактические мероприятия, как ремонт газовых форсунок и редуктора. Регулировка подачи смеси полностью компьютеризирована. Поменять фильтр одновременно с заменой масла не составит труда. Любые мусорные фракции задерживают насосный и магистральный фильтры.
  4. Мощность двигателя (например, турбированного TFSI) остается такая же, как и на бензине. Этот показатель абсолютно не страдает, чего не скажешь о всех предыдущих версиях ГБО.
  5. ДВС авто, который работает с жидкой фазой топлива, находится в более щадящих условиях, чем при паровой фазе подачи газового топлива. Это значит, что межремонтный пробег мотора продлевается.
  6. Автомобиль переходит со штатного топлива на жидкий газ за пару минут независимо от того, мороз на улице или жара.
  7. Работа рампы с инжекторами у пятого поколения происходит в том же режиме, что и на бензине, двигатель разницы не ощущает.
  8. Качество трубопроводов на порядок лучше в пятом поколении. Они долговечнее и выдерживают более высокое давление, потому что изготовлены из армированного пластика.

ГБО 4 поколения плюсы имеет, тоже, например более демократичная цена и адаптированные комплектующие к низкому качеству газа. Это относится к таким производителям, как Альфа, Lovato. Несколько дороже Zavoli и Omvl. Что касается Стаг, есть бюджетные и премиум-модели.

Минусы газового оборудования 5-го поколения:

  1. Более технологичное оборудование всегда дороже. Однако в данном случае это отличие довольно существенно. Пятая генерация может стоить в два или три раза выше. Это одна из причин, почему жидкая подача газа в двигатель пока не нашла своего большого распространения.
  2. Высокая требовательность оборудования 5-го поколения к качественным характеристикам газа, из-за которого есть вероятность выхода из строя газового насоса и форсунки.

ГБО с жидким впрыском газа отличается тем, что не сможет функционировать на метане. Используется только пропан-бутан. Это является минусом, так как метановое топливо более экологичное и дешевое.

Перед тем, как выбрать газобаллонное оборудование для своей машины, нужно тщательно разобраться, в чем разница ГБО 4 и 5 поколения, рассмотреть преимущества и недостатки. И только потом принять окончательное решение, какое оборудование приобретать. Если нет доступа к качественному газу, лучше остановить выбор на 4-м поколении. Если машина имеет сложную топливную систему с электронной начинкой, установить на неё можно только высокотехнологичное ГБО пятой генерации. Придётся искать АЗС, заслуживающую доверия.

Читайте далее:

ГБО на непосредственный впрыск: в чём отличие, как установить?

Газовое оборудование 3 поколения: принцип работы, установка, плюсы и минусы

В чем заключается принцип работы ГБО 6 поколения

ГБО 2-го поколения

ГБО Vialle: новая схема ГБО для качественного газа

Непосредственный впрыск

В шестом поколении ГБО впрыск топлива осуществляется сразу в цилиндр, таким образом, достигается наивысшая эффективность двигателя при минимальном расходе горючего. Отчасти, благодаря этому удалось практически нивелировать разницу между расходом бензина и расходом газа на автомобиле, оснащенном такой газовой установкой.

Так же следует отметить, тот факт, что благодаря отсутствию необходимости переводить мотор с одного топлива на другое, сама дозировка впрыскиваемой смеси стала гораздо точнее. Это позволяет двигателю сохранять равномерную и уверенную работу даже в ситуациях, когда топливная смесь существенно обеднена.

Впервые за все время использования газа в качестве топлива для бензиновых автомобилей, у создателей газовых топливных систем удалось достичь показателя, когда на пропанобутановой смеси мощность двигателя авто может превышать штатный показатель, достигаемый на бензине.

Ну а поскольку расход топлива у шестого поколения газовой топливной аппаратуры существенно ниже чем у предшественников, то и экологические показатели таких автомобилей значительно улучшились. В общем и целом, разработчики шестого поколения газобаллонного оборудования потрудились на славу.

Конструкция и принцип работы

Конструкция ГБО 5 поколения довольно интересная. Чтобы осуществлялась подача газа в жидком состоянии, в конструкцию пришлось включить насос высокого давления для подачи сжиженного газа.

Чтобы снизить общее количество элементов оборудования, насос высокого давления разместили прямо в газовом баллоне.

А чтобы он не вышел из строя из-за механических примесей, имеющихся в газе, на универсальном заправочном устройстве при заправке используется переходник с установленным в него керамическим фильтром.

Как и раньше, из баллона газ, но уже под высоким давлением, посредством магистралей подается в подкапотное пространство.

Материал изготовления этих магистралей тоже заменили, если раньше применялись трубопроводы из меди, то сейчас от бака идут две одиночные магистрали, сделанные из синтетического волокна.

Одна из магистралей обеспечивает подачу газа в подкапотное пространство, вторая обеспечивает возврат неиспользованного газа обратно в бак, так называемая «обратка».

Поскольку газ подается в жидком состоянии, то и редуктор-испаритель в таком оборудовании уже не нужен. А вот регулировать давление и распределять газ все же нужно, и эти функции в ГБО 5 поколения возложены на блок клапанов с регулятором давления.

Заключительным элементом механической составляющей газобаллонного оборудования 5 поколения являются форсунки, установленные во впускной коллектор, которые и производят дозировку и подачу газа, все еще в жидком состоянии, в камеры сгорания.

Причем расположение форсунок имеет строго определенное положение, чтобы обеспечивалось точное направление подаваемой струи газа в коллектор.

За правильное функционирование всех элементов оборудования отвечает электронная составляющая, состоящая из электронного блока управления.

Он подключается к блоку управления штатной системой питания и преобразует сигналы, идущие от него под правильную работу оборудования.

В итоге, получается, что основная задача по требуемому функционированию ГБО лежит на штатной системе питания авто.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Устройство и принцип работы торсионной подвески автомобиля

Принцип работы.

Он довольно прост. Насос высокого давления подает газ в жидком состоянии в блок клапанов. Там происходит регулировка давления и распределение его по каналам, идущим к форсункам.

Электронный блок газобаллонного оборудования получает сигнал от штатного блока и передает его на форсунки. Этот сигнал и регулирует время открытия форсунки для подачи газа в коллектор. А поскольку газ жидкий, дозировка его производится более точно.

Преимущества и недостатки

Чтобы объективно взглянуть на ГБО 5 поколения и дать оценку системе, стоит рассмотреть не только её преимущества, но и имеющиеся недостатки.

Начнём с положительных качеств.

Наличие газового насоса даёт важное преимущество. Он входит в комплект оборудования и используется для перегонки жидкого газа по магистралям к топливной рампе

Это позволяет постоянно поддерживать нужные параметры давления в системе.
Во многом за счёт топливного насоса и стабильного давления, переоборудованные под газ моторы без проблем запускаются при заморозках. Это важные преимущества, характерные для ГБО актуального 5 поколения, способные закрыть глаза на слабые стороны и недостатки системы.
В редукторе системы отсутствует мембрана, что увеличивает срок службы элемента и лучше экономит топливо. Редуктор не требует прогрева, то есть можно сразу запускать двигатель, не опасаясь последствий.
Новое газобаллонное оборудование хорошо себя чувствует в экстремальных условиях, снижает вероятность перегрева двигателя.
На мощность переход с бензина на жидкий газ никак не влияет. При определённых обстоятельствах её даже можно немного увеличить.
При качественной комплектации и правильной сборке в салоне отсутствуют неприятные запахи газа.
Расход жидкого газа будет аналогичен расходу бензина по количеству горючего. Но газ дешевле, что влечёт за собой существенную экономию.
Газ практически полностью сгорает, объём вредных выбросов минимальный.

Но поскольку здесь рассматриваются плюсы и минусы, помимо преимуществ, стоит взглянуть на недостатки, характерные для ГБО актуального 5 поколения. К минусам можно отнести несколько пунктов.

  1. Повышенная требовательность к качеству горючего. Этот пункт считают главным недостатком и причиной не столь активного распространения ГБО 5 в России, как в других странах. Низкокачественный газ характеризуется большим количеством примесей, которые при фильтрации не удаляются.
  2. Газовый насос. За его преимуществами и возможностями скрываются недостатки. Причина опять же в качестве газа. Из-за него насос может быстро выйти из строя. А это основная часть стоимости всего комплекта ГБО.
  3. Стоимость. ГБО 5 стоит примерно в 3 раза больше, чем предшественник. Чем больше цилиндров, тем больше форсунок потребуется. От этого увеличивается ценник.
  4. Дефицит специалистов. Проблема постепенно решается, но пока в России не так много мастеров, обладающих нужным уровнем знаний и квалификацией.
  5. Самостоятельная установка и настройка — задача сложная и не рекомендуемая.
  6. В случае с ГБО 5 использовать метан невозможно.

Насколько преимущества и недостатки важны конкретно для вас, решать следует в индивидуальном порядке.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий