Hyundai захватит половину рынка электромобилей в России, но без их продажи

Мнения экспертов издания по этой теме:

«Эксперт о том, почему электромобилям сложно прижиться в России»Совершенствуются способы и системы хранения электрической энергии. В малых объемах удается хранить всё большее количество электрического заряда. Читать далее

Михаил Якимов

Евгений Катюшкин

«Эксперт: большого будущего для электромобилей в России ждать не стоит»Ряд европейских стран, таких как Норвегий, Дания, Швеция и др. заявляют чуть не о полном отказе от автомобилей с двигателями ДВС через 5-10 лет. Какие перспективы ждут этот транспорт в РФ? Мы спросили у эксперта. Читать далее

«После отказа от двигателей ДВС, уйдёт целая эпоха. Но нам переживать не стоит»Как бы мы этого не хотели – но полный отказ от бензиновых двигателей в личном транспорте не минуем. Для фанатов ревущих моторов – не самые радостные перспективы. Стоит ли нам уже сейчас начинать тосковать? Читать далее

Виктор Королев

Сергей Антонов

«Норвегия к 2025 году откажется от бензинового двигателя. Швеция, Дания и др. – к 2030. Куда “катится” автопром?»Закон Развития Технических Систем, неумолим: “любая механическая система будет заменена на электрическую, либо электромагнитную”. Так что, в этом направлении развивается любая система, в т.ч. электротранспорт: сначала началось с электровелосипедов, потом электро-скутеров и электро-мотоциклов, и последние 4-5 лет массово стали появляться электросамокаты и электромобили. Сейчас уже проектируют и тестируют грузовой электротранспорт, происходят полёты электросамолётов. В крупных мегаполисах начали курсировать электробусы. Читать далее

«1 объявление из 800: эксперт рассказал, сколько в России продается электромобилей»Почему в России до сих пор доля автомобилей с электрическими двигателями так мала? Какие барьеры стоят на пути развития личного электротранспорта в нашей стране? Читать далее

Вадим Иванов

2017

Рекордные продажи электромобилей и гибридов

29 января 2018 года аналитики EV-Volumes представили предварительные итоги исследования мирового рынка электромобилей и подзаряжаемых гибридов. Оказалось, что в 2017 году производители таких транспортных средств установили рекорд: по всему миру было продано более 1,2 млн машин такого класса, что на 57% больше показателя годичной давности. При этом в 2017 году продажи электромобилей выросли на 66 %, а подзаряжаемых гибридов – на 34 %.

Мировым лидером по спросу на электрокары второй год подряд остается Китай, где годовая реализация выросла на 72% – до 602 тыс. проданных авто. Это означает, что около половины электромобилей, произведенных в 2017 году, были проданы в Поднебесной. На втором месте по популярности стала Европа, здесь продажи достигли 307 тысяч единиц, что на 38% больше, чем в 2016 году. Самый высокий рост на европейском рынке продемонстрировала Исландия (+248%). Далее следуют Словения (+166%), Португалия (+126%) и Германия (+108%).

Продажи электромобилей и гибридов, данные EV-Volumes

На третьем месте по количеству продаж рынок США. Здесь было реализовано около 200 тысяч электрокаров, прирост составил 27%. Также высокий рост продаж электромобилей и гибридов отмечен в Японии – на 149% до 56 тыс. штук. Такого успеха японцам удалось достичь за счет выпуска нового Nissan Leaf и Toyota Prius Prime PHEV, которые мгновенно завоевали “зеленый” авторынок, отмечают исследователи.

Сильно выросли продажи электрокаров и подзаряжаемых гибридов в декабре. Всего за последний месяц 2017 года в мире реализовано свыше 170 тыс. таких авто, а их доля на рынке составила 2%.

По прогнозам аналитиков, если подобные темпы роста сохранятся, то в течение 2018 года будет продано около 1,9 млн электромобилей и подзаряжаемых гибридов, а общее количество используемых в мире электрифицированных моделей превысит 5 млн.

Страны-лидеры по числу гибридов и электрокаров

В 2017 году количество полностью электрических и гибридных автомобилей на мировых дорогах превысило отметку в 3 млн на фоне того, как производители наращивают свои планы по массовому производству автомобилей с батарейным питанием, сообщают аналитики EV-Volumes.

Они отмечают, что быстрый рост продаж электрокаров стимулируется поощрением государств, снижением стоимости батарей, и тем, что производители запускают модели для более широкого круга водителей. 

Страны с наибольшим количеством электромобилей и гибридов, данные EV-Volumes

По прогнозам исследовательского агентства EV-Volumes, отслеживающего мировой рынок электромобилей, в 2018 году продажи ускорятся, и общее число автомобилей с батарейным питанием (гибриды плюс электрокары) на дорогах вырастет до 5 млн к концу года. В том же 2018 году выйдет множество новых моделей от крупных производителей, включая Jaguar iPace и версию самого продаваемого в мире электромобиля — Nissan Leaf — с более высоким запасом хода. Кроме того, будет представлен «народный» электромобиль от Tesla Motors.

Согласно исследованию EV-Volumes, к концу 2017 года Китай является крупнейшим в мире рынок для электромобилей. Государство поддерживает этот сегмент субсидиями в надежде уменьшить проблемы со смогом. Помимо Китая, в число стран с наибольшим количеством электромобилей и гибридов входят США, Япония, Норвегия, Голландия и Британия.

Электромобиль Chevrolet Bolt

Китай является основным рынком, на который нацелена Toyota с 10 моделями электромобилей, которые производитель планирует начать продавать в первой половине 2020-х гг. Компания заявила в декабре 2017 года, что собирается прекратить производство автомобилей с бензиновым и дизельным двигателем без частично или полностью электрической версии. Аналогичные заявления уже были сделаны компаниями Volvo и Jaguar.

Toyota также заявила, что в начале 2020-х годов намеревается осуществить выпуск нового поколения батарей, позволяющих электромобилям преодолевать большее расстояние, используя твердотельную технологию, с которой снизится стоимость батарей, при этом их безопасность и емкость увеличатся.

Renault

  • 2011 год — компания запускает линейку электромобилей: Fluence Z.E, Kangoo Z.E, Twizy и ZOE;
  • 2014 год — вышел компактный хэтчбек Renault Twingo;
  • 2019 год — производитель представил субкомпактный электрокроссовер Renault Сity K-ZE — версию бюджетного кроссовера Kwid и электрический хэтчбек Zoe второго поколения. Кроме того, был представлен обновленный Twingo;
  • 2020 год — Renault показала электрический кроссовер-трансформер Morphoz. Он построен на платформе CMF-EV, которая будет использоваться во всех будущих серийных электромобилях;

    Renault Morphoz

    (Фото: Renault Group)

  • 2021 год — компания объявила о планах разработать электрическую версию хэтчбека Renault 5. К 2025 году он заменит семейство Twingo;
  • 2021-2022 годы — производитель запланировал электрификацию модельного ряда Dacia. В течение трех лет компания выпустит шесть электромобилей и три электрифицированных модификации существующих моделей (Logan, Sandero, Duster, Lodgy и Dokker), в том числе электрический Twinzo Z.E. на платформе Smart.

Первый в мире электрический внедорожник

Toyota продолжала работу над прототипами электромобилей (EV) в 1990-х годах параллельно с разработкой первого в мире серийного гибридного автомобиля — Prius. Ключевым явилось долгосрочное исследование концерна новых типов литий-ионных аккумуляторов, значительно превосходящих по эффективности традиционные свинцовые аккумуляторы, отличающиеся меньшим весом.

Toyota Prius, 2012

Toyota RAV4 (XA10) — мировой бестселлер и предшественник в сегменте внедорожников, представленный в мае 1994 года, был переоборудован в полностью электрическую версию электромобиля с передним приводом всего за два года. Он предлагался в Японии с 1996 года, а в США с 1997 года, в основном в штате Калифорния. Машины, предназначенные для американского рынка, собирались на заводах в Тойота-Сити (Япония). Внешне (если не считать надписи «EV») машина практически не отличалась от версии с двигателями внутреннего сгорания.

Toyota RAV4 (XA10), 1994

RAV4 EV 1-го поколения приводился в движение синхронным электродвигателем с постоянными магнитами. Он достигал максимальной мощности 67 л.с. и крутящего момента 191 Нм при скорости вращения до 1500 об/мин. Никель-металлогидридные (Ni/MH) батареи были разработаны в сотрудничестве с Panasonic. Они состояли из 24 модулей, каждый с напряжением 24 В и емкостью 95 Ач.

Напряжение приводной системы составляло 288 В. Вес аккумуляторной батареи превышал 450 кг. Для полной зарядки от зарядного устройства на 6,6 кВт (220 В) требовалось более 5 часов. Максимальная дальность пути составляла 153 км. Автомобиль развивал 125 км/ч и разгонялся от 0 до 100 км/ч чуть более чем за 17 секунд. В RAV4 EV используются некоторые элементы описанного выше микрокарта Toyota eCom.

К ноябрю 2002 года индивидуальные клиенты и автопарк США заказали 1484 электромобиля RAV4, и в общей сложности было построено около 1900 автомобилей (в том числе и автомобили, проданные в Японии). Цена базовой версии превышала 40 тысяч долларов: RAV «Электрик» был более чем в два раза дороже бензиновой версии. Конструкция отличалась высоким качеством и прочностью. Система питания RAV4 EV второго поколения (с 2012 года) была разработана Toyota в сотрудничестве с Tesla в 2009—2011 годах.

Toyota RAV4 (XA10) 1994 салон

Электрический асинхронный двигатель переменного тока развивал мощность 154 л.с. Использовались литий-ионные (Li-ion) аккумуляторы весом около 300 кг и общим напряжением 386 В. Их разместили под полом багажного отделения. В режиме S (спорт) автомобиль развивал 160 км/ч, в режиме N (нормальный) автомобиль разгонялся до 138 км/ч.

В сентябре 2012 года RAV4 EV второго поколения стоил 49,8 тыс. долларов, но постепенно были введены более привлекательные условия финансирования и поддержка в виде федеральных и государственных субсидий для автомобилей с низким уровнем выбросов. В калифорнийских салонах Toyota скидка составила 2,5 тысячи долларов. Клиент также получал более 7 тысяч долларов «зеленой» федеральной субсидии. К сентябрю 2014 года было произведено 2489 электромобилей RAV4 второго поколения.

Китай и Европа уходят от бензина

И если российские продажи электрических автомобилей исчисляются сотнями, то мировые уже давно шагнули за шестизначное значение. Так, в Китае по итогу года было продано 1,2 млн новых электромашин, рост относительно предыдущих показателей составил 7%. Таким образом, доля электрокаров в суммарных продажах новых машин в Поднебесной составила 5,5%. В США в прошлом году было продано 330 тыс. легковых машин с электродвигателями, что очень близко к результату 2018 года, сообщает отраслевой портал Insideevs.com.

Настоящий бум продаж показал рынок Евросоюза. Только в за 9 месяцев прошлого года в ЕС, по данным статистического портала Carsalesbase, было продано 383 тыс. электрокаров, что на 38% превосходит результат 2018 года. Безусловно, таких результатов в ЕС удалось добиться благодаря стимулированию продаж новых видов транспорта.

А3

Станция зарядки электромобилей в Нойенштайне, Германия

Фото: ТАСС/DPA/Sina Schuldt

В Европе поддержка производства электрокаров системная, в 2019 году Еврокомиссия одобрила безвозмездные субсидии в размере €3,2 млрд на исследования и разработки аккумуляторов во всех сегментах цепочки их создания. Главная задача — конкурировать с азиатскими производителями. Среди грантополучателей ожидаются такие крупные компании, как BMW, BASF и Fortum, всего около 17 фирм Евросоюза заявили о своем участии в проекте. Помимо этого, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Италия, Польша и Швеция вложат около €8,2 млрд до 2031 года в разработку аккумуляторов.

Предполагается, что столь значительное финансирование поможет европейским производителям разработать конкурентоспособные технологии. Сейчас главным поставщиком аккумуляторных батарей для транспорта является Китай и страны азиатского региона. Китай также принимает отработавшие свой срок батареи на переработку. Ни в одной стране мира пока что нет сопоставимых технологий и мощностей для того, чтобы утилизировать опасные для природы электробатареи.

Насколько распространены электромобили в России

Авторынок в России представляет собой достаточно оживленный сегмент – например, в 2019 году только новых автомобилей в стране было продано 1,7 миллиона штук. При этом около 90% всех проданных в России авто были произведены внутри страны (сюда, правда, входит и «отверточная» сборка из машинокомплектов). Из-за пандемии коронавируса рынок снизил обороты, но это по-прежнему сотни тысяч проданных автомобилей в год.

А что же с электромобилями? В 2019 году, по данным «Автостата», новых их было продано 353. Не тысячи, а единиц. На вторичном рынке их за год продали 3303 штуки, что тоже не очень много. Всего же в России на 1 января 2020 года эксперты насчитали 6,3 тысячи электромобилей.

Из этого следует не очень оптимистичная статистика:

  • на 1 проданный новый электромобиль приходится более чем 4800 проданных обычных авто;
  • на 1 электромобиль в стране приходится более чем 8300 обычных автомобилей;
  • в течение одного только 2019 года более половины всех имеющихся в стране электромобилей сменили владельцев;
  • в обозримом будущем владельцев сменят еще около 900 электромобилей (столько объявлений можно найти на «Авито»).

То есть, рынок автомобилей с электрическим приводом в России не просто небольшой, он фактически микроскопический. И, что интересно, примерно 82,5% всех электромобилей в стране приходятся на одну-единственную модель – Nissan Leaf (правда, их существует не одно поколение). Мировой лидер Tesla занимает лишь второе место – их в стране чуть более 400 единиц. Занимающий второе место в мире китайский производитель BYD в России своими электромобилями вообще не представлен.

Судя по всему, рынку не поможет ни наличие энергоресурсов в России, ни обнуление таможенных пошлин (после которого, правда, остались другие ввозные платежи) – россияне упорно не покупают электромобили, несмотря на регулярный рост стоимости бензина и дизельного топлива.

Около 7 лет назад электромобили даже собирались производить в России – модель Lada Ellada представляет собой, по сути, электрическую «Калину». Закончилось все тем, что АвтоВАЗ произвел первую партию из 100 автомобилей, которые даже не удалось полностью распродать.

Что интересно, есть весьма интересный пример того, как можно оживить рынок. Власти Украины несколько лет назад полностью обнулили таможенные пошлины и НДС за ввоз электромобилей в страну. Фактически владелец оплачивает стоимость самой машины, ее доставку в страну и обычную постановку на учет. Благодаря этому украинский рынок показывает рекорд за рекордном: в 2019 году там было продано 7500 электромобилей – это больше, чем их вообще есть в России. При этом на 1 проданный электромобиль приходится всего около 70 обычных авто, а среди ввезенных электромобилей есть и коммерческие.

Плюсы и минусы электромобиля для владельца

С точки зрения экологии электромобили считаются предпочтительным вариантом транспорта из-за нулевых выбросов. На самом деле, конечно, они не настолько дружественны к природе:

  • производство батарей – «грязное» и опасное для природы;
  • утилизировать батареи без ущерба для природы тоже сложно;
  • электроэнергия для зарядки батареи может производиться на ТЭС, ГЭС или АЭС, которые так или иначе вредят окружающей среде.

Если смотреть на ситуацию со стороны обычного владельца, экологичность для него важна – он будет избавлен от вредных выхлопных газов, и почувствует себя экологически ответственным человеком.

Однако основные плюсы для владельца заключаются в экономической стороне владения электромобилем:

  • низкие расходы на заправку. Например, Nissan Leaf на километр пути расходует электроэнергии на 59 копеек. Для сравнения, бензиновый Nissan Qashqai израсходует бензина на 2,9-3,6 рубля за каждый километр пробега;
  • ниже расходы на обслуживание. За счет отсутствия высоконагруженных узлов вроде ДВС обслуживать электромобиль проще – например, для Nissan Leaf на 24 тысячах километров пробега нужно заменить тормозную жидкость и поменять местами колеса. Еще на таком пробеге советуют менять масло в редукторе, но официальный регламент этого не требует;
  • не нужно тратить топливо на прогрев двигателя, также оно не тратится при ожидании на светофорах или перед пешеходными переходами;
  • благодаря рекуперации энергии можно увеличить пробег на одной зарядке, а еще – сэкономить на замене тормозных колодок;
  • в целом более высокая надежность за счет меньшего числа подвижных частей.

Кроме экономии, владельцы электромобилей рассказывают также о других их плюсах – уже по части комфорта водителя:

  • меньше шума и вибрации по сравнению с автомобилями на ДВС;
  • отзывчивость педали газа и ровный разгон;
  • ровный пол в автомобиле за счет отсутствия тоннеля для карданного вала;
  • багажник спереди, который, к тому же, образует зону деформации при столкновении и повышает уровень безопасности для водителя;
  • почти не боится воды (нет риска гидроудара для двигателя);
  • лучше внедорожные качества за счет управления крутящим моментом на каждом колесе в отдельности;
  • размещение батареи по центру улучшает распределение массы и управляемость.

Другими словами, электромобили – перспективная технология, которая устранила массу недостатков традиционного автомобиля с ДВС. Но, конечно, не все так радужно, и существует еще масса минусов:

  • высокая цена на сами электромобили;
  • сложности с обслуживанием и уходом за батареей. Ее нельзя глубоко разряжать, нужно регулярно проверять «здоровье» всех элементов, есть риски самовозгорания, а при постоянном использовании «быстрой» зарядки батарея теряет емкость;
  • для каждой марки создан свой стандарт зарядных устройств – нужны разные разъемы;
  • заряжать батарею во дворе многоквартирного дома получится далеко не всегда;
  • любой ремонт, скорее всего, будет стоить дорого или очень дорого – запчастей в России может не быть, а официальный сервис недоступен;
  • электромобили обычно тяжелее авто с ДВС за счет тяжелой батареи.

Так что минусы тоже есть, и главные из них – снова по части экономики. Поэтому при выборе автомобиля нужно заранее просчитать, как именно он будет использоваться и какой вариант силовой установки – ДВС или электромотор – в итоге окажется предпочтительнее.

Понятие и принцип работы

Когда был создан первый электромобиль? Он был создан после того как увидели действующую альтернативу нефти. Впервые забили тревогу европейцы и разработали стандартизацию выбросов по системе «Евро», которая из дня в день совершенствуется. Кроме того, немцы всячески поощряют покупку экомобилей, освобождая собственников от уплаты взносов и пошлин.

Как бы там не было, но широкой популярности эти девайсы не обрели из-за кусачей цены.

К примеру, самый простой двухместный китайский вариант будет стоять от 15 000 евро. Далеко не дешево и позволить может не каждый. Но и это не главное, основной проблемой является, что пока нет единой базы для обслуживания таких авто в стране в целом.

Верите или нет, но первый прототип появился в далеком 1840 году, двигателя внутреннего сгорания еще в помине не было. Он представлял собой примитивный электромотор и телегу.

На постсоветском пространстве электромобиль изобрели в Санкт-Петербурге в 1900 году, это была двухместная карета на четырех колесах. Сердцем были аккумуляторные батареи, суммарной мощностью 4 лошадки и скоростью до 37,0 км/ч.

В это время Америка уже испытывала свои первые плоды в виде La Jamais Contente. Мобиль развивал скорость свыше 100 км/ч на определенном участке, а средняя составляла порядка 57 км/ч. дальнейшие разработки вывели на рубеж в 130 км/ч.

Преимуществом экомобилей это: бесшумность в работе, простота в эксплуатации и обслуживании, мгновенный старт. Начиная с 1910 года начали использовать железоникелевые батареи, которые обеспечивали ход до 160 км. без подзарядки.

Еще Генри Форд начал разрабатывать технологии, позволяющие массово внедрять экомобили, но после пожара в одной из его фабрик, документация именно по этим наработкам полностью сгорела, восстановлению не подлежит. Проект умер не родившись. Поговаривают о провокации со стороны конкурентов по автопрому. В прочем то уже история.

Наверняка многим знакомо словосочетание, но мало кто об этом знает. 1931 год был знаменит и запомнился на многие век тем, что автомастер Никола Тесла на одной из автовыставок в США изъял из машины ДВС, а на его место установил электромотор с мощностью 80 лошадок, который синхронизировался со стоковой трансмиссией.

Мало что известно о начинке мотора, одно точно, что Тесла перед этим закупил очень много резисторов, радиоламп и транзисторов. Не раскрыв тайну своего авто, Николо Тесла ушел из жизни. Правда, на этом разработки не окончились и современные «Тесла» ничем не уступают бензиновым аналогам.

Итак, подведем итоги темы, когда был создан первый электромобиль. Что 100 лет назад, что сейчас принцип работы существенно не поменялся. Вот только качества улучшились, особенно хочется отметить:

  • Экологичность в виду отсутствия выбросов;
  • Оптимальное сочетание скорость и управление. Сегодня многие авто способны развивать среднюю скорость в 150 км/ч. и проходить дистанцию в 180-250 км. без подзарядки;
  • Компактность размещения моторов, аккумуляторов. Возможность создать комфорт и для пассажиров;
  • Нестандартность, футуристичность дизайнерских решений и цветовые гаммы;
  • Современные технологии навигации и управления, в том числе голосового и дистанционного;
  • простота в подзарядке, порядка 2-3 часов;
  • лояльная стоимость от 20000 евро и выше, где нет предела.

И не стоит забывать про Прохорова, который пытался создать отечественный электромобиль, под маркой Ё-мобиль. Однако, ничего у него не вышло.

В заключении хотим порекомендовать вам обзор Тесла мобиля от Давыдыча:

Что в Азии

В 2021 году китайская корпорация Baidu заявила о планах совместного выпуска электромобилей в партнерстве с китайским автопроизводителем Geely. Последний владеет Volvo и долей в компании Daimler.

Между тем гигант электронной коммерции Alibaba уже создал совместное предприятие по производству электромобилей с крупнейшим автопроизводителем Китая SAIC Motor.

Китайская Didi Chuxing совместно с автопроизводителем BYD выпускает электротакси.

А корейская Samsung намерена инвестировать почти $1 млрд в производство аккумуляторов для электромобилей, чтобы обеспечить, в том числе, и растущие потребности Volkswagen. Автопроизводитель Rivian уже объявил о том, что будет использовать аккумуляторы Samsung SDI для батарей своих электропикапов R1T и внедорожников R1S. Эти электромобили были представлены еще в конце 2018 года, но выйдут на конвейер летом 2021 года.

Другая корейская компания, LG Energy Solution, намеревается увеличить производство аккумуляторов в США в 30 раз, чтобы ими оснащали не менее 2 млн электромобилей ежегодно.

Спрос на экологичный транспорт растет вместе с производством. Согласно прошлогоднему отраслевому исследованию BloombergNEF, средняя цена литий-ионных аккумуляторов, которые используются в электромобилях, за период 2010−2020 годов упала с $1 191 до $137 за кВт·ч или в девять раз.

Аналитики прогнозируют, что к 2023 году эта цена будет близка к $100 за кВт·ч. Первые такие аккумуляторы дешевле $100 за кВт·ч, кстати, уже выпустили. Ими оснастили китайские электроавтобусы.

Именно такая цена позволит автопроизводителям производить и продавать на некоторых рынках массовые электромобили по той же цене, что и обычные машины.

Аналитики Boston Consulting Group считают, что к 2026 году на электромобили будет приходиться более половины мировых продаж легковых машин.

Что мешает развитию электротранспорта в России

В Россию до сих пор нет поставок электромобилей от крупных производителей – все немногочисленные продажи пока идут через посредников. Более того, самый популярный электромобиль в России – Nissan Leaf – поставляется только под заказ, и стоить это будет эквивалент 50 000 долларов (3,5 миллиона рублей). Для сравнения, в неофициальных поставках этой модели с пробегом цена будет всего 15-25 тысяч долларов (1-1,7 миллиона рублей). Как итог, 687 из 724 объявлений о продаже Leaf на «Авито» – это автомобили с рулем справа.

То есть, первая проблема – отсутствие официальных поставок через дилеров и завышенные цены. Это ведет ко второй проблем – при неофициальных поставках владелец не получит никаких прав на гарантийный ремонт. А в электромобиле поломки будут хоть и не такими частыми, но ремонт будет стоить куда выше, чем для бензинового авто.

С этим соглашается Владимир Максимов из ООО «Тошиба Рус» – по его словам, проблема дороговизны связана не только с Россией, электромобили дорогие сами по себе в первую очередь из-за дорогой и сложной батареи:

Вторая, и не менее важная проблема – практически отсутствующая сеть электрозаправочных станций. Конечно, зарядить электромобиль можно и дома от специального зарядного устройства, но это ограничивает передвижение на машине определенным радиусом от дома. Кроме того, общественные зарядные станции обычно оборудуют «быстрыми» зарядками, которые могут за полчаса-час зарядить батарею авто до 80-100% (тогда как дома машину нужно ставить на зарядку на всю ночь).

По данным на начало 2020 года, в России было всего около 160 станций для зарядки электромобилей, из которых 100 приходились на Москву, 28 на Санкт-Петербург и 10 на Челябинск. Соответственно, на 1 зарядную станцию приходится около 40 электрокаров.

Для сравнения, по территории соседней Украины открыто более 2 700 зарядных станций, и на одну станцию приходится всего 6 электромобилей. Кстати, там это вполне выгодный бизнес – использование станций платное, и владельцы зарабатывают на разнице в тарифах на электроэнергию. В России же ситуация обратная – установить зарядную станцию дорого и с учетом небольшого рынка это просто не окупится.

Отсутствие же инфраструктуры в России не позволяет владельцам электромобилей использовать их для дальних поездок. Власти на федеральном и региональном уровнях, конечно, предпринимают некоторые усилия по увеличению сети электрозаправочных станций, но этих усилий, как видно, недостаточно. В Россию не удалось привлечь и компанию Tesla с их сетью станций Supercharger – их собирались открывать еще в 2016 году, но до сих пор ни одной не открыли.

Следующая причина непопулярности электрокаров в России – объективные, это особенности климата и большие расстояния. Особенно владельцев расстраивает то, как электрокары слабо приспособлены к российской зиме:

  • при отрицательных температурах емкость батареи начинает снижаться. Чтобы не испортить агрегат, в нее встраивают греющие элементы, но они расходуют и так дефицитную электроэнергию;
  • салон тоже нужно прогреть, поэтому при включенном обогревателе максимальный пробег электромобиля от одной зарядки сокращается примерно на треть. В некоторые модели устанавливают автономные обогреватели на дизельном топливе, но это уже не совсем экологично.

Кстати, в южных регионах проблема обратная – летом слишком жарко и включенный кондиционер точно так же снижает максимальный пробег, как и включенный обогреватель в северных широтах.

Что касается расстояний, то среднего максимального пробега в 250-300 километров хватит для поездок по городу и району, если правильно спланировать маршрут – то в пределах одного региона. Чтобы поехать на большее расстояние, придется искать на пути заправочные станции, которых, скорее всего, не будет.

Кроме того, электромобили в России просто невыгодно продавать для дилеров. Стоимость их достаточно высокая в силу объективных обстоятельств, а государственная поддержка – только освобождение от таможенной пошлины. При этом оплачивать все остальное (акциз, утилизационный сбор, таможенный сбор, НДС и другие платежи) все равно придется. С учетом относительно низких продаж (3,5 миллиона рублей за Nissan Leaf не всем по карману) дилерам проще торговать обычными автомобилями с ДВС.

BMW AG

Компания планирует к 2030 году выпустить девять электромоделей на модульной платформе Neue Klasse. Операционная система этих автомобилей будет настроена в зависимости от региона.

  • 2013 год — вышел электромобиль концерна BMW i3. Он стал первым в мире электрокаром премиум-класса;
  • 2021 год — на рынке уже представлены электромобили компании BMW i3, BMW iX3 и MINI SE. В этом году ожидается выпуск BMW iX и четырехдверного купе BMW i4;
  • в ближайшие годы появятся электроверсии BMW 5 серии и BMW X1, а затем — BMW 7 серии и MINI Countryman;
  • 2023 год — автопроизводитель планирует выпустить десять моделей электромобилей;
  • 2025 год — компания обещает, что к концу этого года поставит около 2 млн электромобилей;
  • 2030 год — на электрокары будет приходиться не менее 50% ее мировых поставок.

Россия топит газом

В конце 2017 года Минэкономразвития подготовило «Стратегию развития автомобильной промышленности РФ на период до 2025 года». В документе, который по идее провозглашает главный вектор развития автопрома страны на ближайшие годы, в частности, речь идет о разработке национальных технологий в области автопилотов, гибридов и электромобилей. Называлась даже сумма, необходимая для развития технологий новой мобильности, — порядка 65 млрд в год. «Известия» также писали об инициативе экс-вице-премьера Аркадия Дворковича по внедрению программ материальной поддержки для тех, кто покупает автомобили с электрическими двигателями.

А4

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Впрочем, уже в прошлом году риторика государства по поводу развития производств и потребления электрокаров в России поменялась. Замминистра Минпромторга Александр Морозов поставил под сомнение ближайшие перспективы широкого внедрения электрокаров в стране. По его мнению, в первую очередь необходимо поднимать производство газомоторного транспорта, поскольку он на треть экономичнее электрокаров.

— Немцы сделали допущение, что электроэнергия для электромобиля выработана ТЭЦ на природном газе, после этого ее подали в сеть, она пробежала по проводам, накопилась в аккумуляторе зарядной станции, а это очень мощный и очень дорогой аккумулятор в плане утилизации. И только после этого электроэнергия передалась в аккумулятор электромобиля, который тоже очень опасен для утилизации. Затем автомобиль двигается и расходует энергию, часть ее идет на выделение тепла. Так вот в этих условиях эффективность электромобиля по сравнению с газомоторным ниже на 28% — это собственно то тепло, которое выделялось в электросетях, а потом в самом электромобиле, — приводил результаты исследований двух немецких институтов Александр Морозов.

А5

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

С позицией чиновника согласен независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев, по его мнению, говорить об электрокарах в России как о чем-то серьезном пока рано.

— Этот транспорт невыгоден для России, для него нет инфраструктуры. Цена нового электрокара превышает минимум 2 млн рублей. Пока что они не могут адекватно работать в зимнее время. В ближайшей перспективе я не вижу весомых причин, чтобы спрос на них рос. В нашей стране — это скорее игрушка для богатого и состоявшегося в жизни немолодого человека, дань моде, — убежден Бургазлиев. — В Европе же эти машины покупают люди разных возрастов, есть доступные модели. К примеру, Renault Zoe продается в Германии за €22 тыс., причем правительственный бонус за его покупку достигает €6 тыс. И главное, в ЕС мягкий климат и развитая инфраструктура, поэтому для России всё же логичнее ответить на мировые экологические тенденции развитием газомоторного транспорта.

Ford Motor

Ford объявил в феврале 2021 года о том, что к 2030 году намерен продавать в Европе только электромобили. Компания планирует, что к 2026 году все ее легковые автомобили станут машинами с нулевым уровнем выбросов и будут либо полностью электрическими, либо гибридными. Говоря о коммерческом транспорте, Ford заявила, что его уровень выбросов должен быть сведен к нулю к 2024 году.

Для этих целей компания вкладывает $1 млрд в модернизацию своего завода по производству электромобилей в немецком Кельне. Первые электромобили должны сойти с конвейера в 2023 году.

Ford воспользуется своим партнерством с немецким автопроизводителем Volkswagen. Компания будет разрабатывать свои электрокары на их платформе MEB, которая лежит в основе электромобилей Volkswagen ID.3 и ID.4.

При этом Ford обещает, что его электромобили будут сильно отличаться от Volkswagen.

  • 2021 год — Ford Motor должна начать продажи в Европе электрического кроссовера Mustang — Mach-E;

    Mach-E

    (Фото: Ford Motor Company)

  • 2022 год — «Соллерс Форд», совместное предприятие Ford Motor и российского автоконцерна «Соллерс», запустит в России производство электрофургона Ford Transit;
  • 2023 год — выйдет первый электрокар на платформе MEB от Volkswagen.

Концерн обещает сделать свои электромобили бюджетными. Предполагается, что в будущем они будут стоить от $20 тыс. (₽1,6 млн) до $70 тысяч (₽5,5 млн). На сегодняшний день электрокроссовер Mustang Mach-E оценивается в $42 895 долларов (₽3,4 млн) за базовую версию.

Зеленая экономика

Десять самых доступных и комфортных электромобилей. Фотогалерея

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий