Накачивание мускулов
ВТОРОЕ поколение “Mazda MX-5” (заводское обозначение “NB”) дебютировало в 1998 году. Главным отличием от предшественника стали неподвижные фары взамен убирающихся, которые не отвечали современным нормам по безопасности пешеходов..
В остальном развитие родстера пошло по эволюционному пути. Зачем менять удачную конструкцию? Поэтому внешность модели лишь слегка освежили, придав ей сходство с купе “RX-7”. Причем вопреки автомобильной моде, диктующей, что новая модель должна быть больше предыдущей, вторая генерация “MX-5” сохранила прежние габариты. Лишь высота слегка уменьшилась. Это позволило немного улучшить аэродинамику машины.
Шасси в целом не изменилось. Только были усилены тормоза и увеличен диаметр стабилизаторов поперечной устойчивости. Кроме того, для некоторых комплектаций стали доступны 15-дюймовые колеса.
Зато двигатель переработали серьезно. Рабочий объем остался прежним, но степень сжатия повысилась за счет доработки цилиндро-поршневой группы. А новый впускной коллектор обзавелся системой изменения длины. На малых оборотах горючая смесь идет по длинному пути и лучше перемешивается, а на высоких – по короткому, что обеспечивает максимальную отдачу. Эти меры позволили снять с двигателя 140 л.с. Ровно до 8 с улучшилось время разгона до 100 км/ч. Максимальная скорость достигла отметки 205 км/ч.
Модификация со старым 1,6-литровым мотором с увеличенной до 110 л.с. мощностью тоже осталась на рынках Европы и Японии.
В 1999 году, к десятилетнему юбилею модели, “Mazda” выпустила ограниченную серию “MX-5” с шестиступенчатой механической коробкой передач, спортивной подвеской “Bilstein” и мощной аудиосистемой “Bose”. Конечно, не обошлось и без стильных штучек вроде оригинальных легкосплавных колес и хромированных ободков вокруг приборов.
Рестайлинг модель второго поколения претерпела в 2001 году. Внешность практически не изменилась. Разве что список опций пополнился 16-дюймовыми колесами. Внутри новшеств также немного. Например, приборы получили белый фон и красные цифры, а кресла обзавелись более развитой боковой поддержкой.
Зато тормоза опять прибавили сил, а переработанный кузов стал намного жестче прежнего. Правда, и масса автомобиля увеличилась до 1.065 кг.
Но “лишний вес” не стал проблемой, поскольку доработка впуска и выпуска двигателя, а также установка системы изменения фаз газораспределения позволили поднять мощность 1,8-литрового мотора до 155 л.с. для рынков Японии и Австралии и до 146 л.с. для США и Европы.
В 2002 году появилась “заряженная” версия родстера, названная “Mazda MX-5 SP”. За счет установки турбонаддува мощность ее двигателя удалось увеличить до 212 л.с. Эта модификация была сделана ограниченным тиражом в 100 экземпляров и продавалась исключительно в Австралии.
Чтобы привлечь внимание молодежи к своему родстеру, “Mazda” в 2003 году выпустила еще одну ограниченную серию “MX-5” – “Shinsen Version” (SV). Кроме богатой комплектации и эксклюзивного оформления она отличалась очень привлекательной ценой
Затем успех первой турбонаддувной версии подтолкнул создателей к запуску еще одной подобной модификации в 2004 году. На сей раз под именем “Mazdaspeed MX-5” (в Японии – “Mazda Roadster Turbo”). Под ее капотом скрывался 180-сильный мотор. Дабы подчеркнуть исключительность этой модели, ее наделили спортивной подвеской, усиленной трансмиссией и эксклюзивным оформлением. Например, в 2004 году “Mazdaspeed” красили исключительно в красный и серый цвет, в 2005-м – только в оранжевый и черный. За два года было выпущено примерно 5.500 турбонаддувных “MX-5”.
Эту машину можно считать финальным аккордом второго поколения знаменитого родстера. В конце 2005 года стартовали продажи автомобилей третьей генерации. Но подобных экземпляров на вторичном рынке пока немного, поэтому рассказывать о них мы не будем.
Как мечта стала былью
ЛЕГЕНДА гласит, что идею разработки легкого недорогого спорткара главному конструктору компании “Mazda” Кеничи Ямамото в 1976 году подкинул известный журналист и специалист по японским автомобилям Боб Холл. В одной из бесед с инженером он выразил надежду, что когда-нибудь будет возрождена традиция британских спорткаров: водитель, автомобиль, дорога – и ничего лишнего.
Вскоре Ямамото стал президентом компании, и в 1983 году “Mazda” запустила программу “Offline 55” по разработке подобной модели. Однако “MX-5” могла получиться вовсе не такой, какой мы ее знаем сейчас..
Дело в том, что конструкторские бюро компании в США и Японии по-разному видели концепцию будущей машины. Американцы в своем прототипе “Duo 101” предложили классическую компоновку, в то время как их оппоненты из Страны восходящего солнца склонялись к более привычной переднеприводной или среднемоторной схеме. Правда, последняя отпала еще на “бумажной” стадии проектирования как слишком дорогая, шумная и вибронагруженная.
В 1984 году оба конструкторских бюро представили полноразмерные макеты своих автомобилей, и после долгих жарких споров американцы победили. Их концепцию приняли к серийному производству.
Постройку первого прототипа поручили английской фирме “International Automotive Design” (IAD). В 1985 году машина под кодовым обозначением “V705” была готова. Она отличалась пластиковым кузовом и 1,4литровым двигателем от “Mazda Familia”.
Автомобиль (теперь уже под именем “P729”) доводили “до ума”. Краш-тесты, долгие испытания, технологическая рутина.. Наконец в 1989 году модель была окончательно готова и под названием “MX-5” (“Mazda eXperimental, project № 5) запущена в производство.
Что выбрать?
ЖЕЛАЮЩЕМУ купить “Mazda MX-5” особенно выбирать не приходится. Как уже сказано выше, наш рынок в основном наводнен машинами из США. Большая их часть оснащена механическими коробками передач.
Автомобили с “автоматом” встречаются реже. А версий с турбонаддувом днем с огнем не найти. Поэтому, если хочется получить какую-либо необычную модификацию, придется привозить ее на заказ. Кстати, интересная особенность – “MX-5” c двигателями 1,6 и 1,8 л стоят примерно одинаково.
Частенько среди подержанных родстеров встречаются тюнинговые экземпляры. Обычно доработке подвергаются лишь внешность и интерьер машины, зато иногда они меняются до неузнаваемости.
Подобные экземпляры хозяева холят и лелеют. Состояние таких машин, как правило, близко к идеальному. Но и стоимость может намного превышать среднерыночную.
Если же изменилась техническая начинка автомобиля – держите ухо востро. Характер таких экземпляров обычно своеобразный. Например, один покупатель заказал в Америке “MX-5” со спортивной подвеской. Но после того как он получил машину и проехал всего 500 м до ворот автосалона, попросил вернуть деньги. Тряска оказалась чрезмерной..
Примерные цены на “Mazda MX-5” в тыс. долл. CША | ||||
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. |
13-16 | 15-18 | 17-20 | 18-22 | 20-25 |
Примерная стоимостьнекоторых запасных частей | Цена, долл. США |
Воздушный фильтр | 8-10 |
Фильтр масляный | 3-8 |
Шаровая опора | 15-30 |
Гидрокомпенсатор | 30-50 |
Амортизатор | до 50 |
Примерная стоимость некоторых кузовных деталей | Цена, долл. США |
Бампер передний | 500-1.000 |
Крыло переднее | 280-320 |
Фонарь задний | 120-150 |
Фара | 100-120 |
Фонарь передний | 150-170 |
Краткаятехническаяхарактеристикапопулярныхмодификаций “Mazda MX-5” | ||||||||||||
Модель | Габаритные размеры см | Снаря- женная масса, кг | Двигатель | Мощность, лс при об/мин | Крутящий момент Нм при об/мин | Коробка передач | Тип привода | Макси- мальная скорость, км/ч | Разгон 0-100 км/ч, с | Средний расход топлива, л/100 км | Запас топлива л | Период выпуска |
“Mazda MX-5” (NA) | 397х167,5 х123,5 | 940 | 4-цил., рядный, 1,6 л | 120 при 6.500 | 135 при 5.500 | 5-ступ., механич. | задний | 195 | 8,8 | 7,8 | 45 | 1989-1994 |
“Mazda MX-5” (NA) | 397,5х167,5 х123 | 981 | 4-цил., рядный, 1,6 л | 90 при 6.000 | 129 при 4.000 | 5-ступ., механич. | задний | 175 | 10,6 | 8,4 | 48 | 1994-1997 |
“Mazda MX-5” (NA) | 397,5х167,5 х123 | 990 | 4-цил., рядный, 1,8 л | 130 (с 1996 года – 131) при 6.500 | 152 при 5.000 | 5-ступ., механич. | задний | 197 | 8,2 | 8,7 | 48 | 1994-1997 |
“Mazda MX-5” (NB) | 397,5х168 х122,5 | 1.015 (с 2001 года – 1.035) | 4-цил., рядный, 1,6 л | 110 при 6.500 | 134 при 5.000 | 5-ступ., механич. | задний | 191 | 9,7 | нет данных | 50 | 1998-2005 |
“Mazda MX-5” (NB) | 397,5х168 х122,5 | 1.025 | 4-цил., рядный, 1,8 л | 140 при 6.500 | 162 при 4.500 | 5-ступ., механич. | задний | 205 | 8,0 | нет данных | 50 | 1998-2001 |
“Mazda MX-5” (NB) | 397,5х168 х122,5 | 1.065 | 4-цил., рядный, 1,8 л | 146 при 7.000 | 168 при 5.000 | 5-ступ., механич. (6-ступ., механич.)* | задний | 205 (208) | 8,5 (8,4) | нет данных | 50 | 2001-2005 |
“Mazda MX-5” (NB) | 397,5х168 х122,5 | 1.080 | 4-цил., рядный, 1,8 л | 146 при 7.000 | 168 при 5.000 | 4-ступ., автоматич. | задний | 190 | 11 | нет данных | 50 | 2001-2005 |
“Mazdaspeed MX-5” (NB) | 397,5х168 х121,9 | 1.170 | 4-цил., рядный, 1,8 л с турбонад- дувом | 180 при 6.000 | 225 при 4.500 | 6-ступ., механич. | задний | 208 | 6,7 | нет данных | 48 | 2004-2005 |
* В скобках – данные для автомобиля с 6-ступ. МКПП. |
Поднимите мне фары
ПЕРВОЕ поколение японского родстера (с заводским обозначением “NA”) дебютировало на автосалоне в Чикаго. Визитной карточкой машины стали оригинальные подъемные фары, которые в нерабочем состоянии прятались в кузов.
На американском рынке модель именовалась “Miata” (название “MX-5” получили версии для Европы). Объявленная цена – $13.800 – оказалась очень привлекательной, и с первого дня продаж от покупателей не было отбоя.
Кстати, у себя на родине автомобиль тоже получил иное обозначение. В то время “Mazda” на местном рынке пыталась запустить свой люксовый бренд “Eunos” (в пику “Infiniti” у “Nissan” и “Lexus” у “Toyota”). Поэтому модель назвали – “Eunos Roadster”.
Технически серийная “MX-5” отличалась от прототипа. Например, вместо пластикового кузова появился обычный стальной. Правда, с алюминиевым капотом и крышкой багажника. Это позволило сохранить снаряженную массу машины в пределах 1.000 кг.
Как уже говорилось выше, подвеску сделали независимой для всех колес. А для эффективного замедления автомобиля его оснастили дисковыми тормозами “по кругу”.
Под капотом “MX-5” появился 1,6-литровый 120-сильный двигатель “B61P” с системой впрыска “L-Jetronic”. Это сильно переработанный мотор, который прежде устанавливался на модели 323-й серии. В частности, на “заряженную” модификацию “323 GTX”.
На первый взгляд двигатель казался слабоватым для спортивного автомобиля. Тем не менее “Mazda” набирала 60 миль/ч (96 км/ч) за 8,8 с и достигала максимальной скорости 195 км/ч. Совсем неплохо для недорогой модели.
Стандартной трансмиссией для “MX5” стала пятиступенчатая “механика”. На рынках США и Японии за доплату предлагался “автомат”, но даже в Новом Свете он особой популярностью не пользовался. Также из опций следует упомянуть блокируемый виско-муфтой межколесный дифференциал (только для модификаций с МКПП) и съемный пластиковый верх для езды в непогоду.
В 1991 году появилась первая ограниченная серия “Mazda MX-5”. Она отличалась от обычных машин эксклюзивной окраской в цвет “British Racing Green” (“британский зеленый гоночный”) и отделкой интерьера коричневого цвета.
Несмотря на успешные продажи родстера, в 1994 году он подвергся достаточно серьезной модернизации. Прежде всего поменялся двигатель. Место под капотом занял 1,8-литровый мотор семейства “BPZE” мощностью 130 л.с. (с 1996 года – 131 л.с.). На некоторых рынках, в том числе в Европе, старый двигатель объемом 1,6 л остался в качестве недорогой опции. Но его мощность при этом понизили до 90 сил, поэтому он интересовал лишь эко-номных покупателей.
Трансмиссия осталась прежней, за исключением главной передачи. В Америке и Японии появилась возможность заказать дифференциал повышенного трения “Torsen”, более стабильный, нежели узел с виско-муфтой.
Также конструкторы серьезно усилили кузов. Для защиты седоков от бокового удара появилась поперечная балка позади сидений, а от фронтального – две подушки безопасности.
В результате после модернизации “MX-5” потяжелела примерно на 50 кг – до 990 кг, однако на динамике это не сказалось. Цена тоже чуть-чуть подросла – до $13.995. За эти деньги покупатель получал истинный спорткар – со стальными дисками, без кондиционера, усилителя руля и электростеклоподъемников. Такие машины очень часто покупали для участия в любительских гонках. Разумеется, для взыскательных клиентов были предусмотрены более дорогие версии с богатой отделкой интерьера.
Начинающим спортсменам предлагался пакет опций “R”. Внешний вид автомобиля он не изменял, зато включал в себя настоящую гоночную подвеску от фирмы “Bilstein”.
Кстати, 1994 – единственный год, когда “Mazda MX-5” окрашивалась в голубой металлик “Laguna Blue Mica”. Сегодня такие машины считаются коллекционной редкостью.
Впрочем, за время выпуска автомобиля появилось столько специальных и ограниченных серий, что всех и не упомнишь. В частности, на американском рынке в 1997 году завершение производства машин первого поколения отметили продажей 1.500 экземпляров в комплектации STO (“Special Touring Option”) с оригинальным оформлением.