И на лето, и на зиму: стоит ли покупать Mazda MX-5 III NC за 1,5 миллиона рублей

Накачивание мускулов

ВТОРОЕ поколение “Mazda MX-5” (заводское обозначение “NB”) дебютировало в 1998 году. Главным отличием от предшественника стали неподвижные фары взамен убирающихся, которые не отвечали современным нормам по безопасности пешеходов..

В остальном развитие родстера пошло по эволюционному пути. Зачем менять удачную конструкцию? Поэтому внешность модели лишь слегка освежили, придав ей сходство с купе “RX-7”. Причем вопреки автомобильной моде, диктующей, что новая модель должна быть больше предыдущей, вторая генерация “MX-5” сохранила прежние габариты. Лишь высота слегка уменьшилась. Это позволило немного улучшить аэродинамику машины.

Шасси в целом не изменилось. Только были усилены тормоза и увеличен диаметр стабилизаторов поперечной устойчивости. Кроме того, для некоторых комплектаций стали доступны 15-дюймовые колеса.

Зато двигатель переработали серьезно. Рабочий объем остался прежним, но степень сжатия повысилась за счет доработки цилиндро-поршневой группы. А новый впускной коллектор обзавелся системой изменения длины. На малых оборотах горючая смесь идет по длинному пути и лучше перемешивается, а на высоких – по короткому, что обеспечивает максимальную отдачу. Эти меры позволили снять с двигателя 140 л.с. Ровно до 8 с улучшилось время разгона до 100 км/ч. Максимальная скорость достигла отметки 205 км/ч.

Модификация со старым 1,6-литровым мотором с увеличенной до 110 л.с. мощностью тоже осталась на рынках Европы и Японии.

В 1999 году, к десятилетнему юбилею модели, “Mazda” выпустила ограниченную серию “MX-5” с шестиступенчатой механической коробкой передач, спортивной подвеской “Bilstein” и мощной аудиосистемой “Bose”. Конечно, не обошлось и без стильных штучек вроде оригинальных легкосплавных колес и хромированных ободков вокруг приборов.

Рестайлинг модель второго поколения претерпела в 2001 году. Внешность практически не изменилась. Разве что список опций пополнился 16-дюймовыми колесами. Внутри новшеств также немного. Например, приборы получили белый фон и красные цифры, а кресла обзавелись более развитой боковой поддержкой.

Зато тормоза опять прибавили сил, а переработанный кузов стал намного жестче прежнего. Правда, и масса автомобиля увеличилась до 1.065 кг.

Но “лишний вес” не стал проблемой, поскольку доработка впуска и выпуска двигателя, а также установка системы изменения фаз газораспределения позволили поднять мощность 1,8-литрового мотора до 155 л.с. для рынков Японии и Австралии и до 146 л.с. для США и Европы.

В 2002 году появилась “заряженная” версия родстера, названная “Mazda MX-5 SP”. За счет установки турбонаддува мощность ее двигателя удалось увеличить до 212 л.с. Эта модификация была сделана ограниченным тиражом в 100 экземпляров и продавалась исключительно в Австралии.

Чтобы привлечь внимание молодежи к своему родстеру, “Mazda” в 2003 году выпустила еще одну ограниченную серию “MX-5” – “Shinsen Version” (SV). Кроме богатой комплектации и эксклюзивного оформления она отличалась очень привлекательной ценой

Затем успех первой турбонаддувной версии подтолкнул создателей к запуску еще одной подобной модификации в 2004 году. На сей раз под именем “Mazdaspeed MX-5” (в Японии – “Mazda Roadster Turbo”). Под ее капотом скрывался 180-сильный мотор. Дабы подчеркнуть исключительность этой модели, ее наделили спортивной подвеской, усиленной трансмиссией и эксклюзивным оформлением. Например, в 2004 году “Mazdaspeed” красили исключительно в красный и серый цвет, в 2005-м – только в оранжевый и черный. За два года было выпущено примерно 5.500 турбонаддувных “MX-5”.

Эту машину можно считать финальным аккордом второго поколения знаменитого родстера. В конце 2005 года стартовали продажи автомобилей третьей генерации. Но подобных экземпляров на вторичном рынке пока немного, поэтому рассказывать о них мы не будем.

Как мечта стала былью

ЛЕГЕНДА гласит, что идею разработки легкого недорогого спорткара главному конструктору компании “Mazda” Кеничи Ямамото в 1976 году подкинул известный журналист и специалист по японским автомобилям Боб Холл. В одной из бесед с инженером он выразил надежду, что когда-нибудь будет возрождена традиция британских спорткаров: водитель, автомобиль, дорога – и ничего лишнего.

Вскоре Ямамото стал президентом компании, и в 1983 году “Mazda” запустила программу “Offline 55” по разработке подобной модели. Однако “MX-5” могла получиться вовсе не такой, какой мы ее знаем сейчас..

Дело в том, что конструкторские бюро компании в США и Японии по-разному видели концепцию будущей машины. Американцы в своем прототипе “Duo 101” предложили классическую компоновку, в то время как их оппоненты из Страны восходящего солнца склонялись к более привычной переднеприводной или среднемоторной схеме. Правда, последняя отпала еще на “бумажной” стадии проектирования как слишком дорогая, шумная и вибронагруженная.

В 1984 году оба конструкторских бюро представили полноразмерные макеты своих автомобилей, и после долгих жарких споров американцы победили. Их концепцию приняли к серийному производству.

Постройку первого прототипа поручили английской фирме “International Automotive Design” (IAD). В 1985 году машина под кодовым обозначением “V705” была готова. Она отличалась пластиковым кузовом и 1,4литровым двигателем от “Mazda Familia”.

Автомобиль (теперь уже под именем “P729”) доводили “до ума”. Краш-тесты, долгие испытания, технологическая рутина.. Наконец в 1989 году модель была окончательно готова и под названием “MX-5” (“Mazda eXperimental, project № 5) запущена в производство.

Что выбрать?

ЖЕЛАЮЩЕМУ купить “Mazda MX-5” особенно выбирать не приходится. Как уже сказано выше, наш рынок в основном наводнен машинами из США. Большая их часть оснащена механическими коробками передач.

Автомобили с “автоматом” встречаются реже. А версий с турбонаддувом днем с огнем не найти. Поэтому, если хочется получить какую-либо необычную модификацию, придется привозить ее на заказ. Кстати, интересная особенность – “MX-5” c двигателями 1,6 и 1,8 л стоят примерно одинаково.

Частенько среди подержанных родстеров встречаются тюнинговые экземпляры. Обычно доработке подвергаются лишь внешность и интерьер машины, зато иногда они меняются до неузнаваемости.

Подобные экземпляры хозяева холят и лелеют. Состояние таких машин, как правило, близко к идеальному. Но и стоимость может намного превышать среднерыночную.

Если же изменилась техническая начинка автомобиля – держите ухо востро. Характер таких экземпляров обычно своеобразный. Например, один покупатель заказал в Америке “MX-5” со спортивной подвеской. Но после того как он получил машину и проехал всего 500 м до ворот автосалона, попросил вернуть деньги. Тряска оказалась чрезмерной..

Примерные цены на “Mazda MX-5” в тыс. долл. CША
2000 г.2001 г.2002 г.2003 г.2004 г.
13-1615-1817-2018-2220-25
Примерная стоимостьнекоторых запасных частей Цена, долл. США
Воздушный фильтр8-10
Фильтр масляный3-8
Шаровая опора15-30
Гидрокомпенсатор30-50
Амортизатордо 50
Примерная стоимость некоторых кузовных деталей Цена, долл. США
Бампер передний500-1.000
Крыло переднее280-320
Фонарь задний120-150
Фара100-120
Фонарь передний150-170
Краткаятехническаяхарактеристикапопулярныхмодификаций “Mazda MX-5”
МодельГабаритные

размеры

см

Снаря-

женная

масса, кг

ДвигательМощность,

лс

при об/мин

Крутящий

момент Нм

при об/мин

Коробка

передач

Тип

привода

Макси-

мальная

скорость,

км/ч

Разгон

0-100

км/ч, с

Средний

расход

топлива,

л/100 км

Запас

топлива

л

Период

выпуска

“Mazda MX-5”

(NA)

397х167,5

х123,5

9404-цил.,

рядный, 1,6 л

120 при 6.500135 при 5.5005-ступ.,

механич.

задний1958,87,8451989-1994
“Mazda MX-5”

(NA)

397,5х167,5

х123

9814-цил.,

рядный, 1,6 л

90 при 6.000129 при 4.0005-ступ.,

механич.

задний17510,68,4481994-1997
“Mazda MX-5”

(NA)

397,5х167,5

х123

9904-цил.,

рядный, 1,8 л

130 (с 1996

года – 131)

при 6.500

152 при 5.0005-ступ.,

механич.

задний1978,28,7481994-1997
“Mazda MX-5”

(NB)

397,5х168

х122,5

1.015

(с 2001

года –

1.035)

4-цил.,

рядный, 1,6 л

110 при 6.500134 при 5.0005-ступ.,

механич.

задний1919,7нет данных501998-2005
“Mazda MX-5”

(NB)

397,5х168

х122,5

1.0254-цил.,

рядный, 1,8 л

140 при 6.500162 при 4.5005-ступ.,

механич.

задний2058,0нет данных501998-2001
“Mazda MX-5”

(NB)

397,5х168

х122,5

1.0654-цил.,

рядный, 1,8 л

146 при 7.000168 при 5.0005-ступ.,

механич.

(6-ступ.,

механич.)*

задний205 (208)8,5

(8,4)

нет данных502001-2005
“Mazda MX-5”

(NB)

397,5х168

х122,5

1.0804-цил.,

рядный, 1,8 л

146 при 7.000168 при 5.0004-ступ.,

автоматич.

задний19011нет данных502001-2005
“Mazdaspeed

MX-5” (NB)

397,5х168

х121,9

1.1704-цил.,

рядный, 1,8 л

с турбонад-

дувом

180 при 6.000225 при 4.5006-ступ.,

механич.

задний2086,7нет данных482004-2005
* В скобках – данные для автомобиля с 6-ступ. МКПП.

Поднимите мне фары

ПЕРВОЕ поколение японского родстера (с заводским обозначением “NA”) дебютировало на автосалоне в Чикаго. Визитной карточкой машины стали оригинальные подъемные фары, которые в нерабочем состоянии прятались в кузов.

На американском рынке модель именовалась “Miata” (название “MX-5” получили версии для Европы). Объявленная цена – $13.800 – оказалась очень привлекательной, и с первого дня продаж от покупателей не было отбоя.

Кстати, у себя на родине автомобиль тоже получил иное обозначение. В то время “Mazda” на местном рынке пыталась запустить свой люксовый бренд “Eunos” (в пику “Infiniti” у “Nissan” и “Lexus” у “Toyota”). Поэтому модель назвали – “Eunos Roadster”.

Технически серийная “MX-5” отличалась от прототипа. Например, вместо пластикового кузова появился обычный стальной. Правда, с алюминиевым капотом и крышкой багажника. Это позволило сохранить снаряженную массу машины в пределах 1.000 кг.

Как уже говорилось выше, подвеску сделали независимой для всех колес. А для эффективного замедления автомобиля его оснастили дисковыми тормозами “по кругу”.

Под капотом “MX-5” появился 1,6-литровый 120-сильный двигатель “B61P” с системой впрыска “L-Jetronic”. Это сильно переработанный мотор, который прежде устанавливался на модели 323-й серии. В частности, на “заряженную” модификацию “323 GTX”.

На первый взгляд двигатель казался слабоватым для спортивного автомобиля. Тем не менее “Mazda” набирала 60 миль/ч (96 км/ч) за 8,8 с и достигала максимальной скорости 195 км/ч. Совсем неплохо для недорогой модели.

Стандартной трансмиссией для “MX5” стала пятиступенчатая “механика”. На рынках США и Японии за доплату предлагался “автомат”, но даже в Новом Свете он особой популярностью не пользовался. Также из опций следует упомянуть блокируемый виско-муфтой межколесный дифференциал (только для модификаций с МКПП) и съемный пластиковый верх для езды в непогоду.

В 1991 году появилась первая ограниченная серия “Mazda MX-5”. Она отличалась от обычных машин эксклюзивной окраской в цвет “British Racing Green” (“британский зеленый гоночный”) и отделкой интерьера коричневого цвета.

Несмотря на успешные продажи родстера, в 1994 году он подвергся достаточно серьезной модернизации. Прежде всего поменялся двигатель. Место под капотом занял 1,8-литровый мотор семейства “BPZE” мощностью 130 л.с. (с 1996 года – 131 л.с.). На некоторых рынках, в том числе в Европе, старый двигатель объемом 1,6 л остался в качестве недорогой опции. Но его мощность при этом понизили до 90 сил, поэтому он интересовал лишь эко-номных покупателей.

Трансмиссия осталась прежней, за исключением главной передачи. В Америке и Японии появилась возможность заказать дифференциал повышенного трения “Torsen”, более стабильный, нежели узел с виско-муфтой.

Также конструкторы серьезно усилили кузов. Для защиты седоков от бокового удара появилась поперечная балка позади сидений, а от фронтального – две подушки безопасности.

В результате после модернизации “MX-5” потяжелела примерно на 50 кг – до 990 кг, однако на динамике это не сказалось. Цена тоже чуть-чуть подросла – до $13.995. За эти деньги покупатель получал истинный спорткар – со стальными дисками, без кондиционера, усилителя руля и электростеклоподъемников. Такие машины очень часто покупали для участия в любительских гонках. Разумеется, для взыскательных клиентов были предусмотрены более дорогие версии с богатой отделкой интерьера.

Начинающим спортсменам предлагался пакет опций “R”. Внешний вид автомобиля он не изменял, зато включал в себя настоящую гоночную подвеску от фирмы “Bilstein”.

Кстати, 1994 – единственный год, когда “Mazda MX-5” окрашивалась в голубой металлик “Laguna Blue Mica”. Сегодня такие машины считаются коллекционной редкостью.

Впрочем, за время выпуска автомобиля появилось столько специальных и ограниченных серий, что всех и не упомнишь. В частности, на американском рынке в 1997 году завершение производства машин первого поколения отметили продажей 1.500 экземпляров в комплектации STO (“Special Touring Option”) с оригинальным оформлением.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий