История американских маслкаров: первая волна в 60-е годы

6.

В нашей стране ничего подобного не производилось, как, впрочем, и много чего еще. Единственным примером может служить автомобиль ГАЗ 24-24, и то с большой натяжкой, так как выпускался исключительно для нужд 9-го управления КГБ СССР. Тогда перед конструкторами Горьковского Автозавода стояла задача построить автомобиль для сопровождения правительственных ЗиЛов и Чаек, способного ехать с ними на равных. Таким образом, под капотом ГАЗ-24 поселился мотор V8, объёмом 5,5 литров и мощностью 195 лошадиных сил. По официальным данным, автомобиль развивал не более 160 км/ч, по неофициальным — свыше 200. При этом внешне этот автомобиль был практически неотличим от своих гражданских собратьев.

29 января 1964 года

В прокате «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» Стэнли Кубрика. У Тарантино сложные отношения с фильмами этого режиссера, но первые 20 минут «Заводного апельсина» он, например, считает идеальной кинематографией — и в каком-то смысле воспроизводит ее в «Бешеных псах». Это заметно и по замедленной съемке в сцене, где герои выходят из кафе, чтобы ограбить ювелирную лавку, и в эпизоде с пыткой пленного полицейского под веселую музыку. Это противоречие между картинкой и звуком Тарантино, по собственным словам, приметил в сцене с изнасилованием под Бетховена в «Заводном апельсине».

Legion Media

Кадр из фильма «Полевые лилии»

4 апреля 1962 года

«На последнем дыхании», впрочем, приносит американской киноиндустрии не только облегчение, но и головную боль. Дело в том, что скованное «» голливудское кино просто не в состоянии быть таким же злободневным и честным, как европейский импорт. Поэтому Старый Свет повторно колонизирует Новый Свет — но уже с помощью фильмов, а не мушкетов. 17 апреля 1961 года впервые в истории «Оскара» приз за лучшую роль получает актриса, которая не произнесла в кадре ни слова по‑английски. Это Софи Лорен из фильма «Чочара». Другой символ европейского вторжения — тот факт, что в 1962 году в американский прокат выйдет целых 700 фильмов на иностранных языках. Революция в американской драматургии 1960-х, пик которой придется на конец декады (и будет отрефлексировал в «Однажды в Голливуде»), станет своеобразной реакцией американской иммунной системы на эту внешнюю угрозу.

Legion Media

Шон Коннери в «Доктор Ноу»

1969 Dodge Charger Daytona

Пожалуй, Dytona 69-го года, один из самых необычных маслкаров. Он не предназначался к уличным гонкам, а специально готовился к участию в Nascar гонках. Оснащение Charger аэродинамической трубой позволило увеличить скорость до максимума.

Ряд аэродинамических преобразований корпуса обеспечили потрясающий результат — гоночная модель Daytona вошла в историю, как первый автомобиль, преодолевший 200 км/ч на гонках Nascar.Организаторы Наскар так испугались, что запретили участие в соревнованиях Доджа 1969 и Плимута 1970. Сегодня эти модели можно приобрести только на аукционах не менее, чем за $150 000.

8

Осень-зима 1960 года

В прокат выходят сразу два фильма по сценарию Далтона Трамбо — самого известного представителя «». То есть деятелей искусства, попавших в черный список из-за предполагаемых или доказанных симпатий к коммунистам. На самом деле «диссидентов» было гораздо больше, но показательному суду и профессиональному остракизму в 1947 году были подвергнуты именно десять сценаристов, продюсеров и режиссеров. И первым из них в 1960 году был реабилитирован именно Трамбо. Его имя появилось в титрах фильма «Исход», а звезда «Спартака» Кирк Дуглас публично поблагодарил Трамбо за то, что тот написал сценарий для этой ленты Стэнли Кубрика. У Квентина Тарантино в Голливуде репутация защитника тех представителей кинематографа, чей вклад постоянно остается недооцененным. Он воспевает каскадеров и азартно вставляет в сценарий отсылки к незаслуженно забытым фильмам и сериалам. А в интервью и вовсе называет себя покровителем «низких жанров» — например, спагетти-вестернов.

Legion Media

«Неприкаянные», кадр из фильма.

7 июля 1964 года

В прокате «Убийцы» Дона Сигела — последний фильм в карьере Рональда Рейгана и один из главных источников вдохновения для «Криминального чтива» и «Бешеных псов». Герои Ли Марвина и Клу Галагера станут ролевыми моделями для персонажей Траволты и Джексона, а сам Тарантино скажет, что в бандитских фильмах 1960-х его больше всего очаровывала… рабочая этика негодяев. Чтобы чувствовать себя не разбойниками и негодяями, а профессионалами, специалистами и частью ремесла, персонажи «Бешеных псов», как и их предтечи из фильма Дона Сигела, культивируют в себе деловой подход к ограблениям. Как и сам Тарантино, все его герои — страстные перфекционисты.

Legion-Media

Кадр из фильма «Цинциннати Кид»

1969 COPO Camaro

Изначально COPO продавала свои запчасти специальным заказчикам, например, увеличивала мощность полицейских автомобилей или поставляла грязезащитные салоны для служб такси. Но предприимчивые дилеры из штата Иллинойс решили самостоятельно комплектовать Camaro, заказывая автомобили, недоступные для простых смертных.

Именно таким образом дилерам удалось получить Camaro 1969 с эксклюзивным алюминиевым двигателем V8, развивавшем мощность не менее 550 «лошадок». Стандартная комплектация могла похвастать двигателем с 425 л.с. Свет увидели только 69 экземпляров более мощных Camaro, цена на которые в наши дни стартует с $400 000.

1

Новое немецкое кино

После второй мировой войны немецкий кинематограф долгое время находился в тени. Лишь в 1962 году Александр Клуге основал движение «молодое немецкое кино», призванное стимулировать творческий подход к кинорежиссуре. Многие его члены стали видными деятелями нового немецкого кино, возникшего в конце 1960-х годов.

В числе первых немецких режиссеров, чьи картины стали широко известны за пределами страны, были Фолькер Шлендорф и Маргарет фон Тротта. В дальнейшем они совместно работали в жанре политического кино над фильмами вроде «Поруганной чести Катарины Блюм» (1975). Позднее Шлендорф специализировался на экранизации романов наподобие «Жестяного барабана» (1979), а фон Тротта сосредоточилась на проблемах феминизма в таких картинах, как «Немецкие сестры» (1981).

Наиболее разносторонним и противоречивым режиссером тех лет был Райнер Вернер Фасбиндер. В его ранних картинах, таких, как «Почему господин Р. подвержен амоку?» (1970), где тихий человек внезапно убивает свою семью, применялись очень простые изобразительные средства. Однако не прошло и двух лет, как он переключился на зрелищные мелодрамы с использованием ярких, красочных декораций, призванных оттенять пустоту и никчемность жизни богатых людей.

Он также снял несколько картин о проблемах человеческих взаимоотношений, особенно между людьми одного пола или разных рас. К примеру, в фильме «Страх съедает душу» (1974) араб влюбляется в пожилую немецкую женщину. Более поздние его картины, такие, как «Замужество Марии Браун» (1978), посвящены последствиям второй мировой войны для немецкого общества.

С творчеством Фасбиндера резко контрастировали ленты Вернера Херцога с тягучим, размеренным действием. В таких его картинах, как «Агирре – гнев божий» (1972), «Стеклянное сердце» (1977) и «Фицкарральдо» (1982), часто фигурируют персонажи, одержимые какой-либо навязчивой идеей. В них искусно создается атмосфера тревожного ожидания, действие происходит во враждебной человеку среде, наподобие девственных джунглей или бесплодной пустыни.

Персонажи картин Вима Вендерса, напротив, преимущественно заняты поисками смысла жизни. Творчество Вендерса находилось под сильным влиянием Голливуда, и его фильмы имели больший кассовый успех за пределами Германии, нежели работы какого-либо другого немецкого режиссера. К примеру, такие картины, как «Алиса в городах» (1974).

1969 ½ Dodge Super Bee A12

Dodge Super Bee по сути является более мощной версией Coronet. В 68-м году Super Bee был оснащен двигателями 426 cid Hemi либо 383 cid V8, однако уже на следующий год им на смену пришел 440-кубовый монстр Six-Pack. Super Bee A12 был оснащен черным капотом из стекловолокна, который скрывал мощность в 390 л.с. Производителям удалось добиться схожей тяги с Hemi, значительно снизив стоимость автомобиля.

Интересно! Super Bee A12 с двигателем Six Pack были собраны сторонней компанией в Детройте. Первые 100 моделей собирались на заводе Chrysler в качестве Coronet 383, после чего в CreativeIndustries под капот устанавливались движки 440 Six Pack, вместе с некоторыми другими деталями. Эти экземпляры были оснащены впускными коллекторами Edelbrock из алюминия.

После запуска двигателя в серийное производство, на заводе «Крайслер» были установлены алюминиевые воздухозаборники.

12

1969–1971 Baldwin-Motion Phase III GT Corvette

Эта модель Corvette является поистине уникальной и легендарной, сочетая в себе мощную начинку и привлекательный внешний вид. Заднее стекло в стиле фастбэк, высокопроизводительная подвеска и 7-литровый двигатель V8 с объемом 427 или 454 «кубика». C3 Corvette стал воплощением первого американского автомобиля GT.

Интересно! Когда отец-основатель Corvette, инженер Зора Аркус-Дантов узнал о работе по созданию Baldwin-Motion, он мог зарубить проект на корню. Однако, увидев GT в деле на Международном автомобильном фестивале 1969 г в Нью-Йорке, он дал этому автомобилю свое благословение. Он сказал Джоэлу Розену, работавшему над моделью, что Корвет привел его в восторг, но, к сожалению, компания не сможет их выпускать. За 3 года в продажу поступили всего 12 экземпляров.

11

Новый этап в актерском искусстве

Многие звезды экрана «золотого века» сохранили свою популярность и после второй мировой войны, но им уже приходилось делить любовь зрителей с новыми голливудскими талантами, такими, как Ингрид Бергман, Элизабет Тейлор, Грейс Келли, Мэрилин Монро, Керк Дуглас, Грегори Пек, Чарлтон Хестон и Берт Ланкастер

Их внешность и богемный стиль жизни привлекали не меньшее внимание, чем их актерское мастерство

С момента возникновения звукового кино стиль игры актеров долгое время не претерпевал заметных изменений. Однако в конце 1950-х годов такие молодые актеры, как Марлон Брандо, Джеймс Дин и Пол Ньюмен, начали исповедовать новый подход к своей профессии, опираясь на систему Станиславского. Согласно этой системе, наибольшая жизненная достоверность достигается лишь путем многомесячного изучения всего, что связано с образом, воплощаемым актером. Следствием такого подхода стали невиданные прежде глубина и реализм актерской игры.

7.

История американских маслкаров в нашей стране довольно терниста и, чаще всего, печальна. Иномарки в СССР попадали по трём каналам: когда иностранные дипломаты и журналисты привозили автомобили для личного пользования, либо наши командированные дипломаты, моряки, военные и прочие специалисты привозили купленные заграницей машины. Но чаще всего иномарки ввозились автозаводами и прочими НИИ для изучения и ознакомления с образцами передового автомобилестроения. После развала СССР ситуация облегчилась, но ненадолго — высокие ввозные пошлины поставили крест на идее привоза в нашу страну маслкаров.

12 января 1962 года

Американские военные впервые непосредственно участвуют в крупном сражении на территории Вьетнама. закончится для янки благополучно, но дальнейшие события кампании наложат свой отпечаток на массовую культуру США. Далекий от политики (исключение — участие в марше против полицейского произвола и награждение «Золотой пальмовой ветвью» Майкла Мура в год, когда Тарантино возглавил жюри в Каннах) и ненавидящий насилие в реальной жизни Тарантино, впрочем, будет избегать этой темы во всех своих фильмах. Разве что ветеран «Охотника на оленей» Кристофер Уокен произнесет для него в «Криминальном чтиве» шутливый монолог про жизнь во вьетнамском плену. А в «Однажды в Голливуде» Тарантино и вовсе кое-что украдет у Вьетнамской войны. На вечеринке в особняке Хью Хефнера (которого в 1969 году тоже еще не было) в фильме можно встретить певицу и актрису Конни Стивенс. В действительности в это время она была в туре по Вьетнаму — поддерживала боевой дух солдат.

Everett Collection / East News

Софи Лорен получает «Оскар» за роль в фильме «Чочара» («Две женщины»)

„Новая волна“ во Франции

В 1950-е годы некоторым молодым энтузиастам французского кино наскучили изысканные развлекаловки, шедшие в большинстве кинотеатров по всему миру. С их точки зрения, это направление в киноискусстве было лишено творческой энергии и воображения, и они прозвали его «синемадюпапа» («папино кино»). К концу десятилетия группа кинокритиков, включавшая Франсуа Трюффо, Жана-Люка Годара, Клода Шаброля и Эрика Ромера, начала снимать собственные фильмы, призванные доказать, что кино может не только развлекать публику, но и будить мысль, подталкивая к действию. В 1959 году одновременно вышли такие ленты, как «400 ударов», «На последнем дыхании» и «Хиросима, любовь моя». Они знаменовали собой приход так называемой французской «новой волны».

Режиссеров «новой волны» вдохновляло творчество таких создателей «авторского» кино, как Жан Ренуар, Роберто Росселлини и Алфред Хичкок. Многие из использовавшихся ими новых методов, к примеру съемка ручной кинокамерой, варьирование скорости движения пленки и цитаты из ключевых картин в истории кинематографии, явились шагом вперед по сравнению с устаревшими режиссерскими канонами.

Наиболее важным изобретением был метафорический монтаж. Он заключался во внезапных вставках в ту или иную сцену, нарушавших плавный ход действия, напоминая тем самым зрителю, что он видит игровой фильм, а не реальную жизнь

Картина Франсуа Трюффо «400 ударов» (1959) стала одним из первых фильмов «новой волны», привлекших к себе пристальное внимание. Это реалистическое повествование о беспокойной юности основывалось на жизненном опыте самого Трюффо

Фильм удостоился похвал за смелое использование длинных планов и свободное движение кинокамеры. Заключительный кадр картины, в котором действие останавливается на крупном плане лица загнанного героя, произвел на всех неизгладимое впечатление. В фильмах «Стреляйте в пианиста» (1960) и «Жюль и Джим» (1961) Трюффо показал, как довольно надуманные сюжеты могут оживать благодаря изобретательной режиссуре. Как правило, его картины напичканы ссылками, своего рода данью уважения любимым лентам прошлого. Трюффо был настолько одержим кинематографом, что впоследствии раскрыл многие из своих режиссерских секретов в комедии «Американская ночь» (1973).

Жан-Люк Годар считал, что фильм должен иметь начало, середину и конец, но не обязательно в такой последовательности. Он в полной мере отразил бунтарский дух «новой волны» в картине «На последнем дыхании» (1959), где нарушались все мыслимые правила построения сюжета. Темы и стиль он заимствовал у голливудских фильмов типа «В» и «черных» фильмов. Однако ближе к концу 1960-х годов Годар стал меньше внимания уделять сюжетам, а больше экспериментировал, придавая игровым лентам политическое звучание. С этой целью он разработал принципиально новый киноязык. Такие его картины, как «Уик-энд» (1967), были наполнены интервью, лозунгами и титрами, речами прямо перед камерой и кадрами с изображением самих кинооператоров, снимающих фильм. В дальнейшем Годар стал одним из первых крупных режиссеров, экспериментировавших с видеотехникой.

Французская «новая волна» породила и множество других талантливых мастеров. Каждый из них выработал собственный неповторимый стиль (за исключением Луи Малля, перепробовавшего много разных стилей). Ален Рене в картинах Хиросима, «Любовь моя» (1959) и «В прошлом году в Мариенбаде» (1961) проникал в глубины времени и памяти американскую студентку, выдавшую полиции автомобильного вора (Жан-Поль Бельмондо)после того, как тот убил полицейского. Оператор Рауль Кутар снимал ручной кинокамерой, а во время натурных съемок его перевозили с места на место в кресле-каталке.

Клод Шаброль специализировался на зловещих хичкоковских триллерах, в то время как Эрик Ромер предпочитал делать интимные слепки человеческих отношений. Аньес Варда снимала феминистские картины, а ее муж Жак Деми следовал традиции голливудских мюзиклов. Крис Маркер использовал выразительные средства «новой волны в документалистике; этот стиль получил название «синемаверите», или «киноправда».

Французская «новая волна» прекратила свое существование как направление в киноискусстве после 1963 года. Однако от нее «новые волны» прокатились и по многим другим национальным кинематографиям. И по сей день влияние «новой волны» ощущается как в рекламных видеороликах, так и в серьезных игровых картинах.

27 марта 1963 года

В городе Ноксвилл, штат Теннесси (шесть часов лета до Лос-Анджелеса с обязательной пересадкой), рождается Квентин Джером Тарантино. Мать мальчика — медсестра, поэтому то, что в «Криминальном чтиве» герой Тарантино (он, кстати, учился на актера — но никогда не брал курсов сценарного мастерства и режиссуры) ждет возвращения со смены своей любовницы-медсестры, — вполне себе фрейдистская штука. Отца Тарантино никогда не видел и не искал, но в его фильмах (будь то «Джанго освобожденный», «Убить Билла» или «Бесславные ублюдки») постоянно встречаются сцены убийства родителей на глазах у детей. В Лос-Анджелес двухлетний Квентин перебрался уже в 1965 году.

Кассин Евгений/Фотохроника ТАСС

Григорий Чухрай вручает Стиву Маккуину приз за лучшую мужскую роль в фильме «Великий побег»

1969 Ford Mustang Boss 429

История этого маслкара неотделима от гонок Nascar. Производители всегда видели в соревнованиях «серийников» отличную возможность саморекламы, оснащая свои автомобили мощнейшими двигателями и футуристическим дизайном, слабо подходящими для городской эксплуатации.

MustangBoss 429 относился к числу таких автомобилей, поражая 7-литровым двигателем V8 с мощностью 375 л.с. Минусом этой модели мустанга была его слабая приспособленность для эксплуатации в городе. Вес мотора был настолько велик, что управлять Мустангом было просто невозможно. Несмотря на все доработки, производителям так и не удалось сделать Boss 429 автомобильной «династией». Сегодня цена на раритетный маслкар начинается с $200 тыс.

4

8 февраля 1960 года

В Голливуде официально открывается Аллея Славы. И один связанный с этим событием миф как нельзя лучше описывает то состояние постоянной борьбы, в котором жили американские звезды той поры. Например, Рик Далтон — вымышленный актер, которого в «Однажды в Голливуде» играет Леонардо ДиКаприо. Лежащая в самом фундаменте Аллеи Славы несправедливость заключается в том, что вот уже почти 60 лет принято думать, будто бы первой обладательницей именной звезды стала Джоан Вудворд. На самом деле это не так: актриса была лишь одной из восьми знаменитостей, имена которых были случайным образом отобраны из 1558 кандидатур. А сделано это было лишь для того, чтобы показать жителям Лос-Анджелеса прототипы звезд на Аллее — причем состоялась демонстрация «пробников» еще в августе 1958 года. А вот торжественное открытие Аллеи Славы случилось лишь в начале 1960 года. Возможно, Вудворд ошибочно считают первой среди первых, потому что именно ее фото с именной звездой попало в февральские газеты. В любом случае, вот оно — наглядное доказательство того, что американская мечта любит играть со своими преследователями в русскую рулетку. На протяжении фильма Рик Далтон не раз будет фантазировать о том, как бы сложилась его жизнь, получи он на том или ином кастинге чужую роль, например партию Стива Маккуина в «Большом побеге» (1963).

Capital Pictures / East News

Кадр из фильма «Квартира» Билли Уайлдера

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий