Из «Клопа» в «Фалькатус»: как разработка умирающего ЗИЛа стала секретным броневиком ФСБ

Другие модели автомобилей ФСБ

Спецназ под прикрытием «Фалькатуса»

Модельный ряд броневых автомобилей ФСБ за время конструирования и производства сменил уже несколько названий. В условиях повышенной секретности неизвестно, какие из них официальные, какие придуманы средствами массовой информации. Также нет точных данных о серийном производстве ответвлений модельного ряда.

Каратель

Бронеавтомобиль «Каратель» — одно из самых распространенных наименований машины. Именно такое название было дано в 2012 году, когда о ней стало известно широкой общественности. Позже проект был официально переименован в «Фалькатус».

Клоп

«Клоп» — ранние образцы броневых машин, разрабатываемые в начале 2000-х. Название получено за характерный внешний вид, напоминающий данное насекомое.

Антиградиент

«Антиградиент» — одна из моделей бронеавтомобиля, которая должна была поступить в серийное производство. Неизвестно, остался ли секретный проект в заморозке или его объединили с другими конструкторскими решениями для создания более поздних «Фалькатусов».

Технические характеристики «Фалькатуса»

Неоспоримым является то, что броневик выполнен по схеме 4Х4, предположительно на базе раллийного грузовика КАМАЗ-4911. Эти грузовики оснащаются двигателями ЯМЗ-7Э846, мощностью 730 л. с. При предположительной массе броневика в 12 тонн такие показатели возможно излишни, поэтому двигатель может стоять и менее мощный. При использовании же этого двигателя можно разогнать машину до 200 км/ч, что иногда может быть полезным.

  • Масса пустого — 12 т 
  • Полная снаряженная масса — 15,42 т
  • Колесная формула — 4х4
  • Максимальная скорость — 200 км/ч
  • Максимальный угол подъема — 36 градусов
  • Максимальный десант — до 12 человек с водителем

Двигатель

  • Двигатель — ЯМЗ-7Э846, V-образный
  • Тип — дизель
  • Количество цилиндров — 8
  • Объем двигателя — 17 литров
  • Мощность двигателя — 730 л.с. при 2500 об/мин
  • Максимальный крутящий момент — 2700 Н·м, при 1200-1400 об/мин

Конструкция

Многие после просмотра броневика окрестили его “Бетмобилем” и пошутили про сплагиаченную идею из “Доктора Дреда”. Но если отбросить поп-культуру, то выходит, что сама машина выглядит игрушечной.

Несмотря на внешний вид, и особенности кузова, всё сделано таким образом, чтобы десантники были в безопасности от оружейного обстрела. Нижняя часть днища выполнена по форме буквы V. Это позволяет рассеивать импульс от противопехотных мин.

Три бронестекла и камеры на корпусе могут похвастаться большой пулестойкостью, и компенсировать минусы конструкции. А маленькие стеклышки по бокам помогут экипажу обозревать всю местность.

Двери предусмотрены со всех сторон. Две по бокам, они открываются во все стороны, и это позволяет защитить бойцов от перекрестного огня. Эти выходы достаточно широкие, и будет удобно выбегать из броневика, когда бойцы используют его как укрытие.

Задняя дверь имеет две площадки, защищенные решеткой, и открывается вниз, образуя спуск для десанта.

Технические характеристики

Официально технические характеристики внедорожника ЗИЛ пока не озвучены. Но, судя по ранее опубликованной информации, автомобиль будет построен на базе рамного шасси, которое позаимствуют у компании Jeep. Также эта марка предоставит для внедорожника ЗИЛ свой полный привод, поддерживающий несколько режимов движения и дополненный электронной системой перераспределения крутящего момента между осями. Сообщается, что под капотом новой модели разместят 6,4-литровый атмосферный мотор, который разработали инженеры Chrysler. Характеристики силового агрегата, как и тип коробки передач, пока не раскрываются.

Бронеавтомобиль ЗИЛ “Каратель” – технические характеристики и история разработки

Год назад на российских дорогах был замечен автомобиль футуристического вида, явно предназначенный для армии или силовых структур. Машина сразу же вызвала немалый интерес, прежде всего, благодаря своему грозному и необычному дизайну. Она носит наименование «Каратель» и является новейшей разработкой отечественного автопрома для Вооруженных Cил России.

История бронеавтомобиля «Каратель» восходит к ноябрю 2001 г., когда в соответствии с решением пле­нума Научно-технического комитета Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Ми­нистерства обороны России и техническим заданием №2-99 от 15 апреля 2002 г. ряду ав­тозаводов страны предложили участвовать в НИР по теме «Каратель», предусматривающей разработку технического проекта семейства армейских автомобилей многоцелевого на­значения грузоподъемностью от 1 до 2,5 т в 2010-2015 гг. АМО «ЗИЛ» также вошел в круг тех орга­низаций, которые привлекались к проекту на конкурсной основе.

Од­нако в конце года руководство предприятия, ссылаясь на занятость конструкторско-технических служб и опытного производства заво­да проектированием и постройкой макетных образцов армейских автомобилей типа 4×4 и 6×6 (грузоподъемностью, соответственно, 2,5 и 4 т) по теме «Калам», уведомило МО о том, что АМО «ЗИЛ» не сможет в полном объеме участвовать в работе над новым проектом. И все же спустя 5 лет, в начале 2008 г., мэр Москвы Ю. Лужков поручил генеральному директору управляющей организации ЗАО «Московская автомобильная компания» (МАК) К. Лаптеву возвратиться в инициатив­ном порядке к вышеуказанной теме с учетом подготовленного ранее тактико-технического задания Министерства обороны.

Получив сог­ласие военного ведомства, в апреле того же года на ЗИЛе приступили к разработке эскиз­ного проекта семейства автомобилей 4×4 мно­гоцелевого назначения грузоподъемностью 2,5 т в соответствии с темой «Каратель». Но­вый образец получил обозначение ЗИЛ-3901.

С одной стороны, принципиально новым стали скоротечные действия различных вой­сковых соединений на больших плацдармах с применением новейших средств вооружения и техники, с использованием автоматизиро­ванного управления всем процессом боевых действий («Буря в пустыне», 1991 г.; «Свобод­ный Ирак», 2003 г.).

С другой стороны, участились внутренние вооруженные конфликты на этнической и ре­лигиозной основе, которые характеризуются террористическими актами, часто происходящими на улицах поселков и городов и даже на отдельных объектах и в жилых домах. Это и потребовало создания специальных сил, осна­щенных высокоэффективными средствами противодействия для захвата объектов внутри мирных территорий. В соответствии с изменением технологии войн должна меняться и военная техника.

Известные и предположительные характеристики

Очевидным фактом будет то, что Фалькатус полноприводный. Предполагают, что за основу была взята модель гоночного “КАМАЗ-4911”. В такие машины обычно ставят двигатели в 730 лошадиных сил. Также предполагают, что примерный вес бронемобиля – 12 тонн. С таким весом маловероятен двигатель с больший мощностью, туда могли поставить специальную разработку “Поменьше”. Но можно сказать сразу, при ралли машина разгоняет скорость до 200км/ч.

Известны и более узконаправленные детали:

  • Масса Фалькатуса при полном снаряжении 15.5 тонн;
  • Самый высокий угол при подъёме 37 градусов;
  • Экипаж вместит 11 десантников и 1 водителя.

История

В ФСБ России есть подразделение – центр специального назначения (Сокращенно ЦСН). И разработка бронированного транспорта для этой группы началась в далёком 2002 году.

Первую модель проектировали на базе ЗИЛа, и она разрабатывалась под кодовым названием – “КЛОП”. Своё имя получил бронетранспортер благодаря необычному виду кузова.

Только к 2009 году смогли составить и собрать тестовую модель КЛОПа, но из-за трений с ЗИЛом разработка велась уже на основе КамАЗа.

К сожалению технология не подходила под КамАЗ и новый броневик спецназа ФСБ быстро был разобран.

Планы по разработке оставались в секрете до 2012 года, тогда опубликовали первые снимки машины, и пару строк её технических характеристик. Люди были буквально в шоке от увиденного, и поднялся небывалый резонанс.

Также стало известно, что модель сменила свое названия с КЛОПа, на более гордое – “Фалькатус” (Это вид давно вымершей рыбы).

В прессе же всё перепутали, и машина получила очень противоречивое название “Каратель”. Это была более старая разработка, которая так и не увидела свет.

Фалькатус это одна из машин класса “Меч”. Поэтому мы можем сказать и о её применении. Информации про “Внутренности” бронемобиля очень мало, и нельзя сказать ничего особенного про данную модель.

Почти все известные данные лишь догадки некоторых специалистов, которые судили по фотографиям машины.

Про эту технику вскоре было всё забыто, так как не было особой информации, и народу стало попросту неинтересно.

Но вскоре, в 2015 году, любители заметили бронемобиль вместе с недавней разработкой “Викинг” на Татарстанской трассе.

Далее, зимой 2016 новый броневик ФСБпоказали президенту Российской Федерации Владимиру Путину в ходе ежегодной демонстрации новейших разработок в сфере военной техники. Операторы со всех телеканалов начали снимать эксклюзив, и вскоре броневик засветился и на ТВ.

Оказалось, что все права на разработку машины перешли к ЗАО “Форт — Технология” которая стояла у истоков КЛОПа.

Директор Федеральной Службы Безопасности Александр Бортников заявил что данная модель автомобиля “Фалькатус” была создана для противодействия партизанам.

Достоинства и недостатки

Проведенные испытания и применение в реальных боевых условиях показали достоинства броневика «Фалькатус». Машина способна не только преодолевать плотный огонь противника, но и доставлять десант к нужной точке, штурмовать и прорывать препятствия, расчищать путь в минных заграждениях.

С учетом небольшого количества информации о машинах «Фалькатус» говорить о недостатках сложно. Наиболее существенным моментом отмечают заметность такого автомобиля

Выполненный в черно-красной расцветке он привлекает всеобщее внимание на любых дорогах, что ставит под сомнение секретность проводимых операций

Обращают внимание и на названия машин, их негативный окрас и нерусское происхождение. «Каратель» у многих ассоциируется с немецкой оккупацией, хотя точных сведений об официальности данного наименования также не имеется. «Клоп» — кровосос, также не добавляющий людям веры в службу безопасности

«Клоп» — кровосос, также не добавляющий людям веры в службу безопасности.

Фалькатой же называли серповидный меч времен Древнего Рима, получивший распространение в Иберии. Название ему дали только в XIX веке, им же назвали и доисторическую вымершую рыбу. Какая тут связь с броневиком пока остается загадкой.

«Малозаметный» проект

В 2008 году Московский автозавод им. Лихачёва при финансовой и моральной поддержке правительства Москвы в лице Ю.М. Лужкова взялся за проект бронированного полноприводного (4х4) многоцелевого автомобиля грузоподъёмностью 2,5 т для спецподразделений вооружённых сил и силовых ведомств (ОМОН, ФСБ и т. д.). Требовалось создать машину, которая, с одной стороны, была бы как можно более простой и технологичной, с обилием плоских поверхностей, упрощающих бронирование, а с другой – должна иметь внешние формы «с индивидуальной выразительностью», чтобы подчеркнуть её назначение.

Дизайн-проект новой машины, немного похожий на легендарный ЗИЛ-131, предложил Лев Самохин. В ходе проработки эскизного проекта в августе–октябре 2008 г. построили посадочный макет. По компоновке основных агрегатов эта машина не отличалась от подобных конструкций других , IVECO-LMV и др.) и была максимально приближена к производственным возможностям самого завода. Между тем у проекта была одна «изюминка» – один из вариантов компоновки внутреннего пространства предусматривал размещение бойцов спиной друг к другу и лицом к окнам. Так проще вести круговое наблюдение из машины и стрелять из личного оружия. Вскоре эта идея станет основной, и все последующие варианты будут создаваться уже вокруг неё.

В попытке придать перспективной машине новые свойства возникло желание создать что-то принципиально новое. Одним из приоритетных направлений стала «малозаметность» транспортного средства для средств уничтожения. В связи с этим возникли новые требования к машине: минимальные габариты и низкий силуэт (чем меньше объект, тем труднее в него попасть); радиопрозрачность (экранирование и применение радиопрозрачных композитных материалов); минимальное тепловыделение и малошумность (применение гибридной силовой установки) и т. д. Все эти идеи напрямую пересекались с авиационными технологиями Stealth, следовательно, и машине требовалось придать соответствующую форму.

На этом этапе появился новый дизайн-проект, выполненный в студии «Саакян-Дизайн» Святославом Саакяном и Андреем Чирковым. В его основу легла концепция Константина Потехина и общая компоновка, разработанная заместителем директора по развитию АМО ЗИЛ – руководителем проекта инжиниринговой компании Сергеем Ошурковым. Компоновку и размещение агрегатов выполнил ведущий инженер-конструктор Андрей Степанов. Администратором и движущей силой всего проекта стал заместитель главного конструктора ЗИЛа Владимир Григорьевич Мазепа.

Новый проект подкупил всех своей необычностью и оригинальностью, несмотря на некоторые очевидные компоновочные недостатки, и вскоре стал доминирующим. Работу над первой машиной по проекту Самохина при этом не забросили, а вели параллельно, начав под неё постройку шасси с оригинальной независимой рычажной подвеской с пневморессорами.

Дизайн

Новый концептуальный ЗИЛ — это «брутальный» внедорожник с кузовом, который как будто бы вытесан из цельного куска металла. Разработчики минимизировали число плавных переходов: большая часть деталей экстерьера располагаются друг относительно друга под острыми углами. По сути, единственным гладким компонентом кузова являются объемные колесные крылья, по периметру которых проложен широкий обвес из неокрашенного пластика.

Представленная новинка выделяется сильно заваленными назад передними опорными стойками, что положительно скажется на аэродинамике. Внедорожник укомплектован длинным капотом, который идет параллельно дорожному полотну и дополняется незначительными выштамповочными полосками по центру. Одной из примечательных деталей новинки является ее передняя часть

Прежде всего, здесь обращает на себя внимание нестандартная оптика прямоугольной формы, чья верхняя грань немного скруглена. Внутри передних фонарей закреплены 2 огня, периметр которых обрамляет тонкая полоска светодиодов, а центр остался темным

Наверху проложена еще одна LED лента, которая, вероятно, выполняет роль ДХО.

Не менее примечательной у новинки оказалась многоугольная решетка радиатора. В центре она немного изгибается во внутрь, из-за чего возникает впечатление, будто бы ее нижняя часть выступает вперед. Вдоль периметра радиаторной решетки была проложена металлическая окантовка. А внутреннюю ее часть составляют широкие хромированные ламели, уложенные горизонтально.

Передний бампер у внедорожника оказался массивным. Причем, что примечательно, в него встроили компактный воздухозаборник с глубоко расположенными ламелями. Ту часть, которая располагается над вентиляционными отверстием, перекрывает пластиковая защита. Над ней присутствуют ниши с рельефной окантовкой и также нестандартными фонарями, у которых периметр обрамлен светодиодной полосой. Вниз переднего бампера в месте, где пластиковая накладка «обрывается», вынесены противотуманные фары, представленные в виде тонкой LED ленты.

Боковая часть кузова у нового внедорожника ЗИЛ кажется сплющенной. Этот эффект обусловлен несколькими, как дизайнерскими, так и конструктивными решениями. Он обеспечивается сочетанием увеличенного дорожного просвета, пластикового обвеса, удлиненных и достаточно глубоких выштамповочных полосок на дверях, а также сравнительно компактного бокового остекления правильной формы. Новинка получила действительно большие колесные диски, радиус которых, возможно, достигает 22 дюймов. Периметр бокового остекления выполнен из черного пластика, а центральная стойка на внедорожнике оказалась слишком широкой. Последнее указывает на то, что передние и задние сидения в салоне автомобиля установлены на большом расстоянии.

Дополняет указанный эффект линия крыши, которая постепенно опускается в сторону удлиненной кормы. Сзади размещена широкая опорная стойка. В случае, если новый внедорожник ЗИЛ комплектуется третьим рядом сидений, то она очень мешает обзору с этих мест. При этом, багажный отсек дополняется боковым остеклением, за которым расположилась еще одна стойка, установленная под углом.

Корма новинки дополняется широким антикрылом, нависающим над стеклом большой площади. Под ним присутствует декоративный выступ, который визуально как бы разделяет верхнюю и нижнюю части кузова. Если бы у представленного внедорожника задние стойки не были установлены под таким углом, то корма нового ЗИЛа во многом бы походила на последний Kia Mohave. Эта часть кузова у обоих внедорожников имеет квадратные очертания с «рублеными» деталями.

Новый ЗИЛ комплектуется большими задними фонарями со светодиодным наполнением, которые немного заходят на боковую часть кузова. По примеру старого Mohave, у представленной новинки над зоной, отведенной под номерной знак, присутствует декоративный выступ, скрывающий кнопку открытия багажной двери. Задний бампер, как и передний, более чем на половину перекрывается неокрашенным пластиком, в котором предусматриваются вырезы с каждой стороны под сдвоенные выхлопные патрубки.

Конструктивные особенности бронеавтомобиля ФСБ

Несмотря на всю футуристичность внешнего вида такая конструкция корпуса позволяет обезопасить экипаж от обстрела из ручного стрелкового оружия и пулеметов. V-образное днище рассеивает волну от взрыва мины, что также положительно сказывается на живучести экипажа. 

Обзор из кабины водителя ведется через три бронестекла с большим углом наклона, что затрудняет обзор, но также повышает пулестойкость. Из-за вытянутой передней части в поле зрения водителя образовывается большая слепая зона, которая, скорее всего, ликвидируется по средствам наружных видеокамер. В свою очередь экипаж ведет наблюдение за местностью через небольшие вытянутые бронестекла, расположенные по периметру всей машины.

Десантироваться из машины бойцы могут через пять дверей автомобиля, которые расположены по бортам (две с каждой стороны) и в корме. Двери раскрываются в разные стороны, что может прикрыть группу при перекрестном огне. Также бортовые двери очень широкие, что позволяет без труда покинуть машину, используя ее в качестве укрытия. Задняя дверь открывается вниз, образовывая подножку, для чего имеет две решетчатые площадки.

«Фалькатус» может перевозить кроме экипажа 10-12 человек десанта. Они располагаются спинами друг к другу, что позволяет им наблюдать за полем боя, а также вести огонь из личного оружия. Для этого имеются бойницы аналогичные бойницам в армейских бронетранспортерах. Однако, в связи со сложной формой корпуса, при обстреле образуются слепые зоны. Чтобы избавиться от этого предусмотрен второй ряд бойниц, расположенный таким образом, чтобы обстреливать нижний сектор. Пулеметчики имеют отдельные места ведения огня. Во-первых, в задней двери имеется специальная бойница. Во-вторых, в крыше имеется люк для ведения огня. Возможно, на месте люка можно устанавливать башню, однако информации или фотографий подтверждающих это нет.

Конструкция броневика спецназа

«Фалькатусы» на вооружении ЦСН ФСБ

Конструкция бронемобиля выполнена в нестандартной манере, отчасти напоминающей джип, из-за чего многие обозреватели скептически высказываются о внешнем виде. Передняя часть корпуса сделана под острым углом для противодействия фронтальному огню. Лобовое стекло разделено на три части.

Броневой лист

Броня штурмового автомобиля по некоторым данным соответствует шестому классу. Предусмотрена защита подвески и днища, что позволяет преодолевать мины с минимальным риском. Стекло также бронированное, имеются свидетельства о его способности выдерживать выстрелы из СВД.

Средства наблюдения и связи

О средствах внешней и внутренней связи броневика «Фалькатус» сведений не имеется. С учетом применения машин предполагается, что коммуникационное оборудование должно обеспечивать как связь между группами и подразделениями, так и координацию действий с воздушным прикрытием.

В вопросе наблюдения учитывается компоновка автомобиля и корпуса. Острая носовая часть и небольшие оконные проемы не обеспечивают хорошей прямой видимости на близком расстоянии. Вместо этого задействованы камеры, выводящие изображения на экраны. Уже известно о шести таких устройствах.

Двигатель и трансмиссия

Двигатель и большая часть узлов трансмиссии располагается в передней части машины под бронированным капотом. Используется турбодизельная силовая установка Тутаевского моторного завода модели 8431.10. Объем — 17,2 л, мощность — 830 л. с., максимальный крутящий момент — 2550 Нм. Трансмиссия роботизированная, имеет двенадцатиступенчатую коробку ZF.

Ходовая часть

Броневые автомобили «Фалькатус» строятся на базе шасси КамАЗ-4911 Extreme с колесной формулой 4х4. Учитывая большую массу кузова подвеска получила значительное усиление. На каждом из колес имеется пара сдвоенных гидравлических амортизаторов. На более поздних моделях для колес устанавливают защитные кожухи.

Число пассажирских мест

«Фалькатус» рассчитан на перевозку 10-12 человек, включая водителя и командира группы. По имеющимся сведениям, сидения располагаются спинками к продольной оси машины, что позволяет бойцам наблюдать за окружением.

Выход десанта обеспечивается через боковые и кормовые двери, имеется люк в крыше. Боковые двери открываются по разворотной схеме — передние вперед, задние назад. Это защищает бойцов спецназа при выходе с обеих сторон.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий