Эксперты узнали, какой мегаполис больше всего обеспечен машинами

Сиэтл

Сиэтл – крупнейший город, расположен он на северо-западе США, с численностью населения 592800 человек, по данным на 2008 год. В его окрестностях расположены главные производства таких компаний, как Боинг и Майкрософт. Из достопримечательностей города можно выделить Самым известным небоскребом Сиэтла является всемирно известный символ города — башня Space Needle, которая в переводе означает — Космическая Игла.

Высота башни составляет 184 метров и построена она была в 1962 году. На Space Needle расположена обзорная площадка, с которой можно увидеть прекрасную панораму Сиэтла, вулкана Маунт-Рейнир и Каскадные горы, также в башне находится ресторан SkyCity , в переводе означающий — Небесный город и большой магазин подарков.

Архитектура Даун-тауна со знаменитой башней Space Needle на живописном фоне порта делает очертания Сиэтла одним из самых узнаваемым среди силуэтов остальных городов Америки. Приятно прогуляться по городской набережной как в утренние часы, так и в вечерние, зайти в ресторан, покормить чаек, купить сувенир или просто полюбоваться на фонтаны.

«Лебеди» еще не закончились?

Вполне логичный прогноз экспертов IRN.ru вряд ли бы вызвал сомнения, если бы речь шла об обычной рыночной ситуации. Однако то, что происходит сегодня, явно выходит за пределы обычного. Сегодня мы переживаем не просто кризис, а смену социально-экономических сущностей. Этот процесс вяло и незаметно протекал на протяжении нескольких последних лет. Эпидемия коронавируса не только его ускорила, но похоже, что и полностью завершила. Пандемия поставила под вопрос целесообразность самой модели жизни миллионов людей, построенной на концентрации огромных человеческих ресурсов в пределах мегаполисов и агломераций.

Карантины и самоизоляции доказали, что большую часть работы, которой заняты в своих офисах жители мегаполисов, можно выполнять, что называется «на удаленке». Речь здесь идет не только о программистах, журналистах, архитекторах, и других обладателях творческих профессий, но и об инженерах, сотрудниках банков, государственных учреждений и других структур, не связанных с физическим производством товаров и услуг.

За время карантина, многие работодатели пришли к выводу, что даже при условии определенных вложений в создание удаленных рабочих мест (для кого-то это может быть корпоративный ноутбук, выданный сотруднику), появляется возможность сокращения издержек за счет аренды или содержания офисных помещений, а зачастую и снижения зарплат сотрудников. В условиях надвигающегося кризиса, сокращение издержек станет первым словом в лексиконе уцелевших бизнесменов. Не отстанут от них и руководители поиздержавшихся государственных структур.

Это значит, что необходимость физической концентрации сотрудников в конкретных местах начнет сокращаться.

Первым делом, под ударом окажется рынок офисной недвижимости, который будет видоизменен и переформатирован. Но это лишь первый акт новой постпандемийной реальности. Следующей жертвой нового мира станут сами мегаполисы и городские агломерации.

Нассим Талеб.

Одним из первых, кто увидел такую угрозу, стал довольно «модный» сегодня во всем мире автор теории «черного лебедя», американский публицист, экономист и трейдер Нассим Талеб. В своем интервью РБК он спрогнозировал, что переход в онлайн довольно значительной части бизнеса по всему миру (для этого достаточно быть Капитаном Очевидность, а не Нассимом Талебом).

«Это не означает, что офисы исчезнут полностью, они просто станут меньше, и люди не будут ездить туда каждый день», — пояснил Талеб. Но это обстоятельство, по его мнению, довольно скоро «убьет мегаполисы», жизнь в которых сконцентрирована вокруг миллионов рабочих мест, сосредоточенных в огромных бизнес-центрах и технопарках. Значительную часть выполняемой там работы люди могут делать находясь у себя дома, причем не обязательно, в границах того самого мегаполиса.

Жилищная драма

Проблема жилья мучительна для всех мегаполисов. И дело не только в квадратных метрах. Тут мы сталкиваемся с запутанной социальной драмой, замешанной на вопросах имущественного неравенства.

Надо честно признаться, что в отношении беднейших слоев населения этот вопрос не решен нигде. Но настоящая драма бедности разыгрывается не в Европе. Города Каир, Йоханнесбург, Лагос с многомиллионным населением трущоб — вот где проблема жилья просто не может быть решена известными сегодня градостроительными способами.

В цивилизованных городах жилищный вопрос решается вполне успешно. Градостроители исходят из того, что лицо главного потребителя жилья в современном мегаполисе уже совсем не то, каким оно было сто лет назад. Теперь это представитель среднего класса, в массе не очень богатый, но образованный.

В 70-х годах прошлого века мир был несколько шокирован решением администрации американского Сент-Луиса: в этом городе были взорваны огромные площади жилых кварталов. Удивительно, но администрации многих городов хотели бы поступить так же. Почему?

— Потому что государственная политика работала так, что под социальное жилье создавались человеческие муравейники огромных габаритов, — рассказывает Вячеслав Глазычев. — Заселялась туда публика низкобюджетная и живущая на пособия. Ее поведение вызывало бегство всех, кто мог убежать, после чего наступало быстрое погружение в полный провал. Неработающие лифты, вырванные краны. Полиция боялась туда приезжать. Я сам видел такие районы в Чикаго в 80-е годы. Там окна были наполовину забиты фанерой.

Ванкуверские планировщики учли эти ошибки и решили, что селить богатых отдельно от бедных — значит готовить почву для социальных взрывов. Город нужно поделить на компактные «соседства», где присутствует жилье разного уровня.

Впрочем, если «соседства» строить негде, можно строить и многоэтажки.

— Взять тот же Гонконг, — говорит Ирина Коробьина, — там семь миллионов населения живет в высоченных домах. А что поделаешь? Земли мало. Но эти дома так спланированы, что даже в маленьких квартирах людям комфортно. Нет ощущения хаоса и запущенности.

Так что можно строить низко, а можно и высоко. Главное — уважать горожанина.

Мораль сей градостроительной истории довольно проста: не так уж сложно сделать мегаполис удобным. Сложно построить общество, которое будет его достойно.

Фото: Getty Images/Fotobank; Bettmann/Corbis/Fotosa.ru; Getty Images/Fotobank; AFP/East News; Николай Васильев; из личного архива  Хосе Асебильо Марин

Дубай

Дубай — один из крупнейших городов Объединённых Арабских Эмиратов, с численностью населения 1870000 человек. Расположен Дубай на берегу Персидского залива и по площади занимает 1 114 км². Бурж Дубай (Burj Dubai), который к ближайшему времени должен быть закончен и сдан в эксплуатацию заявил о себе, как о самом высоком небоскребе в мире. Высота его будет составлять по предварительным данным 818 м и составит 160 этажей. По форме небоскреб представляет собой сталагмит и будет отличаться от других небоскребов особенностями конструкции.

Внешняя облицовка выполнена из специального светоотражающего стекла, которое защитит башню, по словам разработчиков от перегрева и яркого солнечного света. Но Дубай знаменит не только этим ультрасовременным небоскребом, но еще и Бурдж аль-Араб, что в переводе означает Арабская Башня.

Это роскошный семизвездочный отель, с высотой здания 321 м. Арабскую Башню можно было бы считать самым высоким отелем в мире, но вот в 2008 году был построен отель, еще более высокий, чем этот, который называется Башня Розы. Причем Башня Розы находится тоже в Дубае и составляет в высоту 333 метра.

Москву ждут непростые времена

Спорить с данным трендом бессмысленно, так как в ход уже вступили системные процессы, меняющие сами принципы существования мегаполисов. То, о чем многие бизнесмены думали уже достаточно давно, под действием чрезвычайных обстоятельств, оказалось реализовано за короткое время и в большинстве случаев весьма успешно.

Но если речь идет об офисной недвижимости, то причем здесь обычное жилье, и почему стоит ждать заката мегаполисов, благо работать из дома можно и в Москве и в Нью-Йорке?

Безусловно, можно, но за одним исключением, которое называется издержки. Жизнь в мегаполисе всегда дорога, а в кризисные моменты для многих эта дороговизна превращается в решающий фактор. Сокращение издержек владельцами бизнесов неизбежно проецируется и на всех участников бизнес-цепочек. Переведенный на «удаленку» сотрудник не сможет рассчитывать на прежний уровень компенсации, а это значит, что ему будет крайне тяжело платить «столичную наценку» за возможность проживания в мегаполисе. Это ведет к резкому росту в цене «столичного статуса» и одновременно снижению числа тех, кому это по карману. Снижение числа работающих в московских офисах параллельно приведет к сокращению армии обслуживающего их персонала — работников ЖКХ, ремонтников, охранников, нянь и пр., большинство из которых также приехали в Москву из других регионов. Какая-то часть этого персонала будет заменена мигрантами, но большинство из них не нуждается в постоянном месте жительства, а значит и не влияет на ситуацию на рынке жилья.

Как все это отразится на рынке недвижимости мегаполисов и в частности Москвы? Чтобы это понять, стоит рассмотреть структуру распределения покупателей московской жилой недвижимости.

Сразу отметим, что мы рассматриваем исключительно долевое соотношение различных социальных групп покупателей, и не говорим о том, что все «не москвичи» ранее купившие московское жилье непременно покинут столицу.

Как видно из приведенной ниже диаграммы, чуть больше половины приходится на покупателей с московской регистрацией. Преимущественно, это постоянные жители столицы, улучшающие (или ухудшающие) свои жилищные условия, а также частично приезжие, ранее сумевшие зарегистрироваться в Москве. Это та категория, которая вряд ли когда-нибудь покинет пределы города, или перестанет покупать/продавать в нем жилье.

Что касается жителей других регионов (28%+15%), которых насчитывается немногим меньше половины, то их с большой вероятностью, в будущем можно исключить из числа потенциальных покупателей столичной недвижимости. Из-за последствий пандемии процесс «переселения России в Москву», судя по всему, близок к своему завершению. Более того, весьма вероятно, что Москву поспешат оставить даже многие из тех, кто уже успел обзавестись жильем в Первопрестольной. Так, например, житель Тулы, или Белгорода, работающий в офисе московской фирмы, и накопивший на «двушку» в Бирюлево, в новых условиях, скорее всего, предпочтет вернуться на малую родину. При этом, он точно так же сможет работать в своей московской фирме, только на «удаленке». Столичная жизнь (ЖКХ, школы и детские сады, транспорт, цены на продукты и товары повседневного спроса и пр.) станет для многих непозволительной роскошью. Ждать ее существенного удешевления не стоит, так как высокий уровень ей будет задавать остающаяся в столице прослойка состоятельных москвичей.

Практически неизбежным видится обвал рынка арендного жилья, до последнего времени столь популярного во всех мегаполисах мира. Довольно быстро люди поймут бессмысленность платить большие деньги за съем квартир, если можно удаленно работать в той же компании, проживая при этом в более комфортных условиях у себя на малой родине. Кто-то возможно просто решит уехать домой, подальше от московской дороговизны.

Таким образом потенциальный спрос на столичную жилую недвижимость вполне может снизиться почти наполовину. Велика вероятность и сокращения числа «не москвичей», владеющих московскими квартирами эконом класса.

«Децентрализация Москвы — это иллюзия»

В условиях эпидемии вирусного заболевания, когда излишние социальные контакты обоснованно признаны опасными, подчас озвучиваются предположения, что COVID-19 подтолкнет людей к переезду в более уединенные места обитания, подальше от городской сутолоки. Отчасти этому может способствовать и тенденция на переход части работников на удаленку — данный шаг, который сейчас является вынужденным, может оказаться экономически целесообразным.

Впрочем, как минимум в российской столице вариант такой «децентрализации» вряд ли возможен, считает Виктор Вахштайн, декан факультета социальных наук Московской высшей школы социальных и экономических наук. «Это такая несбыточная мечта московских урбанистов — чтобы все, кто остается в Москве на Новый год, не встречались на Красной площади», — полагает эксперт. «То, что на смену такой гиперцентрализации столицы придет децентрализация, — это иллюзия, — сказал он в беседе с «Известиями». — Никакая попытка создания локальных инфраструктур, точек притяжения, мест работы вне центра в ситуации, когда это гиперцентрализованный город, не сработает».

м4

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Далеко не факт, что будет коренным образом пересмотрена и сама московская городская идеология, которая в последние годы «строилась на идее хипстерского урбанизма, на представлении о том, что публичные пространства, парки, всякого рода общественные тусовки — это то, что и делает город городом», отмечает декан факультета Шанинки. По его мнению, во многом такой подход был оправдан, «потому что так москвичи избавлялись от «норности» — когда жизнь поделена между первой «норой» — домом и второй — местом работы». Такая ситуация «убийственна для городской экономики», поэтому период с конца 2000-х прошел под знаком этого процесса «вытаскивания из нор». Однако последние несколько месяцев «прошли под знаком карантина, когда все вернулись в состояние «норности» не по своей воле, а главным публичным пространством стал балкон собственной квартиры», считает Вахштайн. «Как город будет переживать переход на эту новую модель публичности — пока неясно», — признает специалист.

Список крупнейших агломераций мира

Как я уже писал выше агломерация — это большое количество городов и других населенных пунктов сросшихся воедино, без четких границ, плавно перетекающих между собой. Крупнейшие агломерации мира расположены в Азиатском регионе. Лидерами среди агломераций являются Токио-Йокогама, численность данной агломерации составляет (только вдумайтесь) более 38 млн человек. Крупнейшей агломерацией в Европе является Москва, ее численность около 16,8 млн человек. Ниже представлен список топ 50 крупнейших агломераций мира на 2020 год:

АгломерацияСтранаРегионНаселение
1 Токио — Йокогама ЯпонияАзия38505229
2 Шанхай КитайАзия34000000
3 Джакарта ИндонезияАзия31689592
4 Манила ФилиппиныАзия25514000
5 Сеул Южная КореяАзия25000000
6 Гуанчжоу КитайАзия24900000
7 Пекин КитайАзия29300000
8 Нью-Йорк СШАСеверная Америка23522861
9 Шэньчжэнь КитайАзия23300000
10 Дели ИндияАзия21753486
11 Мехико МексикаСеверная Америка21650668
12 Сан-Паулу БразилияЮжная Америка21242939
13 Лагос НигерияАфрика21000000
14 Мумбаи ИндияАзия20748395
15 Каир ЕгипетАфрика20500000
16 Киото-Осака-Кобе ЯпонияАзия19342000
17 Ухань КитайАзия19000000
18 Лос-Анджелес СШАСеверная Америка18764814
19 Чэнду КитайАзия18100000
20 Дакка БангладешАзия17151925
21 Чунцин КитайАзия17000000
22 Карачи ПакистанАзия16900000
23 Москва РоссияЕвропа16855000
24 Тяньцзинь КитайАзия15400000
25 Стамбул ТурцияЕвропа / Азия15067724
26 Бангкок ТаиландАзия14626225
27 Калькутта ИндияАзия14617882
28 Тегеран ИранАзия14595904
29 Лондон Соединенное КоролевствоЕвропа14187146
30 Ханчжоу КитайАзия13400000
31 Ченнаи ИндияАзия13300253
32 Сурабая ИндонезияАзия13123948
33 Буэнос-Айрес АргентинаЮжная Америка13074000
34 Сиань КитайАзия12900000
35 Париж ФранцияЕвропа12568755
36 Чанчжоу КитайАзия12400000
37 Киншаса ДР КонгоАфрика12350000
38 Рио-де-Жанейро БразилияЮжная Америка12330186
39 Хайдарабад ИндияАзия12252068
40 Шаньтоу КитайАзия12000000
41 Нанкин КитайАзия11700000
42 Бангалор ИндияАзия11695110
43 Рейн-Рур ГерманияЕвропа11471732
44 Лахор ПакистанАзия11070000
45 Цзинань КитайАзия11000000
46 Харбин КитайАзия10500000
47 Лима ПеруЮжная Америка9886647
48 Чикаго СШАСеверная Америка9866910
49 Вашингтон-Балтимор СШАСеверная Америка9797063
50ЧжэнчжоуКитайАзия9700000

Интеграция

«Если вспомнить, раньше в городе существовали три независимые системы рельсового транспорта: подземное метро, пригородные электрички и трамвай. И если трамвай и метро были более или менее увязаны — это был городской транспорт, то пригородные железные дороги работали исключительно на подвоз-увоз пассажиров за пределы Москвы, — рассказывает Марат Хуснуллин. — Теперь же мы с ОАО РЖД приняли решение создать в столице единую систему городского транспорта, объединяющую железную дорогу и подземку». Что это означает? Во-первых, обеспечение движения поездов в часы пик с интервалом три-четыре минуты, а во-вторых — максимальную интеграцию метро и пригородных электричек. Работать над этим городские власти совместно с РЖД начали еще в 2016 году, когда приспособили для пассажирских перевозок кольцевую железную дорогу (МЦК), полностью ее модернизировав. «Полноценной составляющей городской транспортной системы стала железная дорога, которая интегрируется в сеть метро, — отмечает Сергей Собянин. — За последние годы количество пассажиров, которые приезжают к нам на пригородных электричках, пользуются МЦК, возросло в полтора раза, и сегодня практически каждые сутки передвигаются на этом виде транспорта больше двух миллионов человек». Более того, Московское центральное кольцо, по словам мэра, возродило к жизни тысячи гектаров депрессивных промышленных территорий. «Каждое движение, каждый километр дорог, каждый километр метро порождает встречную волну инвестиций и развития», — подчеркивает Сергей Собянин.

Главный инженер НИиПИ Генплана Москвы Михаил Крестмейн назвал запуск в сентябре 2016 года пассажирского движения по МЦК «настоящим революционным прорывом в решении наболевших транспортных проблем столицы». Успех железнодорожного кольца, его нарастающая популярность у москвичей определили и дальнейшую стратегию развития транспортной инфраструктуры. Как поясняет глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин, «МЦК ответило на все вопросы: на сегодняшний день оно загружено на 80 процентов, и с каждым месяцем его популярность растет, более того, мы увидели настоящий взрыв инвестиций вокруг железнодорожного кольца». И город пошел дальше: приступил к интеграции с МЦК метро, платформ радиальных железнодорожных веток, а в прошлом году начал еще один проект — создание Московских центральных диаметров.

Мэр столицы поставил цель: добиться, чтобы метро, МЦК, МЦД, транспортные узлы радиальных железнодорожных направлений в черте города функционировали как единый взаимосвязанный организм. Их интеграция позволит обеспечить пассажирам максимально комфортную пересадку с одного вида транспорта на другой, сократить время, затрачиваемое на дорогу, улучшить дорожно-транспортную ситуацию в тех районах, где открываются обновленные платформы, снизить нагрузку на метро и электрички

Важно максимально, насколько это возможно, приблизить платформы железных дорог к станциям подземки и МЦК, чтобы сократить людям время на пересадку. «Доступность — один из ключевых моментов, который мы учитываем, занимаясь интеграцией

И конечно же, чем быстрее разные виды транспорта будут интегрированы друг с другом, тем скорее мы снимем нагрузку на метро, на железнодорожные вокзалы», — подчеркивает Марат Хуснуллин. В условиях многомиллионного мегаполиса, когда пассажиропоток на всех направлениях постоянно растет, это первостепенная задача. Эффект, как говорится, налицо. Например, интеграция железнодорожной платформы Фрезер Казанского направления со станцией МЦК «Андроновка» позволила разгрузить станции метро «Выхино», «Электрозаводская», «Комсомольская», стало свободнее на участке железной дороги Фрезер — Москва Казанская, а значит, и на самом Казанском вокзале, потому что многие пассажиры теперь, не доезжая до него, выходят на Фрезере, пересаживаются на железнодорожное кольцо и едут дальше.

«Интеграция с максимальным количеством радиальных направлений железной дороги — одна из важнейших задач, стоящих перед МЦК, — считает один из архитекторов Московского центрального кольца Тимур Башкаев. — Самое главное направление — соединение всех скоростных транспортных систем города в общую транспортную сеть Москвы. Поэтому будут построены дополнительные главные пути на каждом направлении. Новые платформы МЦК специально приближали к радиальным линиям. А на радиальных линиях некоторые старые платформы передвинуты, а некоторые вообще построены заново в максимальной близости от кольца городской электрички».

Спортивный комплекс с крытым катком, бассейном, экстрим-парком и зоной воркаута построят на территории ТПУ «Некрасовка»

О разном статусе и любви

Александр Сосланд долго в задумчивости молчит, когда я спрашиваю, с чем чаще всего обращаются к нему клиенты — эти самые жители мегаполиса. Наконец вздыхает.

— Мы, психотерапевты, имеем дело с разбитым сердцем… Я не согласен с тем, что мегаполис не ищет любви. Люди переживают боль разлуки, рвутся связи, и они идут к психологу, чтобы найти в себе силы с этим справиться. Да, действительно, сменить партнера стало гораздо проще. Но это вовсе не говорит о том, что люди не страдают, утрачивая любовь. Это касается и супружеских, и детско-родительских отношений. Если говорить еще об одной характерной для мегаполиса ситуации, она связана со статусом, элитарностью и влиянием на личные отношения тех высоких запросов, которые определяются общественным статусом. Умной девушке трудно выйти замуж: она не станет разговаривать с тем, кто не так умен, как она сама, «не из ее песочницы». Разбогатевший мужчина начинает пренебрегать теми, кто попроще. Даже если это его собственные родители.

История четвертая

К психологу обратилась женщина 57 лет — по поводу отношений со своим взрослым сыном. Он уехал учиться в Москву и сделал прекрасную карьеру. Родители перебрались из провинциального городка в мегаполис. Отношения между матерью и сыном всегда были близкие, доверительные. Но в какой-то момент успешный сын стал стесняться провинциальной матери, ее «немосковского» выговора, манеры одеваться. Отношения стали натянутыми. Он демонстративно смотрел на часы, когда общался с матерью, выпроваживал ее, если к нему приходили гости. А на все ее жалобы и попытки поговорить стал предлагать деньги — «чтобы она решила свои проблемы».

Комментарий психолога

Типичная проблема для мегаполиса — «разный статус и любовь». Раньше был один общий язык гомегенного и почти бесклассового общества. Теперь говорят на многих языках разных групп и тусовок, разными мерами меряют. Для сына с переездом в Москву все изменилось, в том числе представление об отношениях в семье, а мать остается в традиционных представлениях о «правильном» и «настоящем», в которых личные проблемы деньгами не решаются.

Единственная дорога

Россияне твердо выбрали дорогу, ведущую в большой город. Сегодня 47% российского жилья строится в трех агломерациях — Московской, Петербургской и Краснодарской, в то время как официально живут в этих «метрополиях» 33–34 млн человек, то есть чуть меньше 25% всего населения страны. Поток переселенцев — штука инерционная. Если человеческая река потекла в столицы, развернуть ее вспять невозможно. При этом, как замечала ведущий российский эксперт по территориальному развитию Наталья Зубаревич, миграционный отток идет сейчас не столько из «деревни в город», сколько из малых и средних городов в более крупные. А снижение численности населения на периферии демотивирует предпринимателей к инвестициям в такие регионы. Отдельные региональные «успехи» — исключения, подтверждающие правило. Рост, например, промышленности в Ленинградской области — это в первую очередь производная от территориальной близости к портовой и транспортной инфраструктуре и границам страны. Чем дальше от моря и порта, тем хуже. Наглядный аргумент — карта ночной освещенности России. Она такая же, как аналогичная карта Африки. Огни столиц и побережья в сочетании с непроглядной тьмой глубинки. Исключения — нефтяные и газовые поля в Тюмени и на Ямале видны даже ночью из космоса. Так же, как и аналогичные поля в Нигерии и Анголе.

Подлежит расселению?

Одну из очевидных опасностей в эпидемиологическом плане представляет высокая плотность населения в крупных городах. Некоторые эксперты в этой связи прогнозируют, что ответом на ситуацию с COVID-19 станет перемещение жителей мегаполисов ближе к окраинам, а то и вовсе за город.

Впрочем, далеко не все сценарии развития событий предполагают эдакий «исход» горожан в сельскую местность — и с трудоустройством там не всегда хорошо, да и те, кто хотел бы работать удаленно, не всегда смогут это сделать по техническим и логистическим причинам.

м3

Фото: REUTERS/Loren Elliott

С другой стороны, у муниципальных властей есть возможности сделать более безопасной в инфекционном отношении и жизнь в городах. Как отмечает социолог и урбанист Петр Иванов, надо бояться не вируса, а присутствующей во всех «типовых» мегаполисах «среды, которая позволяет неконтролируемо распространяться вирусу». «В Москве невозможно уследить, кто с кем контактировал: все со всеми, — отмечал эксперт в интервью «РИА Новости». — А когда у нас существует достаточно разреженная и четко локализованная структура расселения, то мы сможем выделять отдельные сегменты и, соответственно, чего-то с ними делать». Изменение образа мышления, «возможно, на горизонте XXI века приведет нас в другую систему расселения», полагает Иванов.

Беспилотники и городские огороды

Нынешняя эпидемия — не первый и, очевидно, не последний глобальный шок для всего мира. Подобные потрясения естественным образом дают богатую почву для новых замыслов, проектов и концепций «жизни после»

В своих прогнозах визионеры уделяют внимание и тем переменам, которые могут произойти в городской среде

Например, канадский политолог и урбанист Роберт Магга и Томас Эрмакора, сооснователь Института Игарапе — бразильского исследовательского центра, занимающегося вопросами развития и безопасности, определили девять трендов, которые ждут общество в «посткоронавирусные» годы и десятилетия. Свое видение обозримого будущего они изложили в совместной колонке, опубликованной радиостанцией NPR.

м5

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

В частности, по мнению экспертов, будут сокращаться возможности для коллективного использования транспортных средств — «до тех пор, пока не станут доступны решения по обеспечению гигиены». «Еще больше людей захочет работать из дома или отправляться на работу на велосипедах, — пишут они. — Города дадут больше пространства пешеходам — и это один из редких плюсов нынешнего кризиса». Можно ждать и нового этапа развития беспилотного транспорта — впрочем, это грозит потерей миллионов рабочих мест.

Придется пересмотреть и схемы потребления и производства продовольствия — пандемия показала уязвимость подходов, основанных на оперативной транспортировке товаров по состоящей из множества звеньев глобальной цепи поставок. В крупных городах «следует ожидать бума вертикальных и городских садов или, что еще лучше, создания огородов на крышах зданий или в контейнерах», полагают Магга и Эрмакора. «Также будут по-новому оценены возможности общественных мест и парков, где можно организовать производство продовольствия», — считают они.

«Города, в которых живет более половины населения мира, сыграют важную роль в масштабировании решений, найденных в ходе нынешнего кризиса и во время будущих, — отмечают эксперты. — Города всегда демонстрировали возможности к эволюции после кризисов. Не просто так говорят, что город — это то место, где будущее наступает быстрее. Если мэры, бизнес-лидеры и частные предприниматели сейчас примут верные решения, многие города смогут возродиться и стать еще лучше, чем были».

Сансан

Образовался он в результате слияния Сан-Франциско, имеющего свыше 20 млн населения и Сан-Диего. Это полная противоположность шумного и делового Босваша. Здесь царят покой, свобода и романтика. Выстроенный в 1937 году непревзойденный по красоте мост Золотые Ворота длиною в 1270 метров стал неизменным символом мегаполиса. Неофициальный статус развлекательного цента Америки мегаполис получил, благодаря большому разнообразию слоев населения, проживающего в нем.  Здесь можно встретить латиноамериканцев, китайских и итальянских иммигрантов, хиппи и представителей сексуальных меньшинств.

Крупнейшие города мира 100 лет назад

Занимательно, но чуть более 100 лет назад ситуация в мире по крупнейшим городам мира по численности населения была совсем другой. В топ 11 городов мира на 1907 год входили:

  1. Лондон (4,7 — 7,1 млн человек)
  2. Нью-Йорк (4,1 млн)
  3. Берлин (2,9 млн человек)
  4. Париж (2,7 млн человек)
  5. Чикаго (2 млн человек)
  6. Вена (1,9 млн человек)
  7. Токио (1,8 млн человек)
  8. Пекин (1,6 млн человек)
  9. Филадельфия (1,4 млн человек)
  10. Санкт-Петербург (1,3 млн человек)
  11. Москва (1,1 млн человек)

Эти данные я взял из инфографики атласа Гикмана и Маркса. Ниже вы можете увидеть ее полностью. Это очень интересные данные, ведь в те времена только начиналась урбанизация и рост численности населения городов.

Численность городов мира 1907 год из атласа Гикмана и Маркса. Для увеличения щелкните по картинке

Призрачный конкурент — мегаполис Ордос

Лидерство Чунцин с легкостью мог бы оспорить Ордос (или Кангбаши) – еще один китайский город, построенный в провинции Внутренняя Монголия. Главная особенность – богатые залежи угля и развитие горнодобывающей промышленности. Это огромный мегаполис, который имеет площадь 86 757 км², но при этом численность населения всего 100 000 человек, что по современным меркам – не слишком внушительный показатель, и не дает право обойти Чунцин.

В Ордосе есть все необходимые постройки, но сдерживающим фактором для переезда новых жителей оказались низкое качество жилья (строить старались максимально быстро и дешево) и высокие налоги на недвижимость. Основу населения составляют чиновники и строители.

Власти пустынного мегаполиса планируют изменить этот ход дел, и переносят в город муниципальные объекты, филиалы университетов и компаний, а также предлагают расширить список благ, для тех, кто решится на переезд.

Самый крупный мегаполис мира по численности населения — это Токио

По причине отсутствия единой статистической системы, международные ресурсы используют различные методики подсчета. Так, некоторые специалисты учитывают только население, проживающее в черте города. С этого ракурса, начиная с 2018 года лидер – Шанхай (24,24 млн. человек). Если же суммируются и те, кто живет в округах и пригородах, то в этом случае World Population Review называет лидером Токио, в чьих округах живет более 37 млн. человек.

В составе японской столицы 23 автономных района (с собственным мэром и муниципалитетом), 4 островные территории и спальные районы (Западный Токио).

Лидирующие позиции Токио сохраняет с середины 20 века. Но несмотря на столь внушительные показатели численности, мегаполис считается одним из самых медленно развивающихся. Большая часть его жителей среднего возраста, а прирост населения в год – менее 0,2 %.

Люди по-прежнему в большинстве своем стремятся жить в мегаполисах. Образование, работа, возможности самореализации – все, что ни укажите, большие города способны предоставить, за исключением тишины: мегаполисы никогда не спят. По прогнозам экспертов, в ближайшее десятилетие список изменится и его возглавит индийский Дели, предположительная численность которого будет в районе 40 млн. человек, а вслед за ним будут идти крупнейшие китайские и индийские агломерации.

Как определить какой мегаполис самый крупный?

Счет горожан, проживающих в современных мегаполисах, давно перешагнул за шестизначную отметку, а занимаемая площадь больше территории некоторых государств. Согласно статистике ООН, половина всего населения планеты живут в городах, и этот показатель постоянно растет. Где сосредоточены наибольшие перспективы, какой мегаполис считается самым крупным в 2019 году?

Высокий уровень урбанизации напрямую оказывает влияние на темп развития городов: статистика меняется постоянно. Дополнительная сложность заключается еще и в том, что разрастаясь, мегаполисы «поглощают» близлежащие поселения, создавая новые городские агломерации, и четкие границы — размываются. Единого подхода определения «самого большого» на сегодняшний день нет.

 За основу берутся показатели:

  • количество людей, проживающих в пределах городской черты;
  • плотность населения (на 1 кв.м);
  • общая площадь, занимаемая городом.

Знали ли вы, что для того, чтобы максимально точно определить границы мегаполисов, ученые используют световой снимок. Именно снимок ночного города с высоты, позволяющей охватить все соседние поселения, позволит определить, где плотность «паутины» построек, инфраструктур и других объектов прерывается. Соответственно это и есть фактическая граница города.

Пользуясь этой методикой, самым большим городом по площади в мире считается Чунцинь (Китай). Площадь мегаполиса – 82 500 кв.км, а численность населения – 30 165 000 человек.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий