Вторичку ждёт стагнация (или минимальный рост)
Подорожание новостроек изменило предпочтения покупателей, обнаружили аналитики ЦИАНа. Средняя стоимость вторичной недвижимости в крупнейших городах России за год выросла больше чем на 9% и составила 81 900 рублей за 1 кв. м.
Пик активности покупателей пришёлся на осень, рассказал «Секрету» Сергей Шлома, директор департамента вторичного рынка компании «Инком-недвижимость». «В сентябре наша компания получила на 64% больше авансов за покупку вторичного жилья, чем в сентябре 2019-го, и на 16% больше, чем в нынешнем августе. В октябре актуальный спрос на вторичку вырос на 30% к тому же месяцу прошлого года и на 10% к сентябрю», — сообщил он.
Но в ноябре интерес покупателей пошёл на спад: компания получила на 21% авансов меньше, чем в предыдущем месяце, но всё равно на 25% больше, чем в ноябре 2019-го.
Среди причин повышенного спроса Шлома называет:
1) отложенный спрос, то есть выход на рынок тех потребителей, которые не могли решить свои жилищные проблемы в период всеобщей самоизоляции;
2) снижение ключевой ставки ЦБ и, как следствие, ставок по ипотеке, что привело к росту сделок с привлечением кредита;
3) рекордное падение доходности банковских депозитов и ослабление курса рубля — некоторые люди поспешили вложить свои накопления в покупку недвижимости, чтобы сохранить их от девальвации;
4) страх остаться без выбора — иногда покупатели ускорялись с выходом на сделку из-за того, что на вторичке столицы наблюдается серьёзный дефицит ликвидного предложения.
Повышенная активность покупателей привела к заметному росту цен на вторичное жильё. «Если проанализировать бюджеты реально прошедших сделок, то, по нашим подсчётам, в сравнении с мартом (докарантинный период) стоимость реализации вторичных объектов экономкласса к нынешнему моменту увеличилась в среднем на 20%», — сказал Шлома.
Опрошенные «Секретом» эксперты сходятся во мнении, что ажиотажный спрос на вторичку уже ослабевает. «В декабре активность покупателей будет ещё ниже, так как некоторые из них отложат поиск и приобретение квартиры на период после Нового года», — подчеркнул Шлома. По мнению Татаринова, в 2021 году на вторичке будет стагнация либо незначительный рост в пределах 5%.
Для продажи ликвидных квартир на рынке сейчас очень хорошее время, считает Марина Толстик. «Учитывая нехватку объектов, когда квартиры в экспозиции держатся всего несколько дней, можно совершить сделку за неделю, не уступая в цене. Если же говорить об альтернативных сделках, то скорость вымывания привлекательных объектов с рынка настолько высока, что сначала лучше позаботиться об альтернативном варианте, чтобы не остаться на долгое время без жилья», — пояснила она.
Советы по покупке авто в кризис
Как известно, весна является лучшим сезоном для приобретения автомобиля. В этот период стоимость транспортных средств на первичном и вторичном рынках традиционно снижается. Однако в 2020 году многие граждане решили отложить покупку новой машины до лучших времен, так как страна столкнулась с экономическим кризисом по причине пандемии коронавируса.
Эксперты рекомендуют в кризис покупать дорогие новые автомобили в кредит. Так как Центробанк постепенно снижает ключевую ставку, кредиты становятся для граждан выгоднее. Также из-за снижения продаж можно получить в этот период скидку у дилера.
Несмотря на пандемию, летом 2020 года рынок авто в России стабилизировался. В июле продажи транспортных средств выросли на 6,7%. До этого количество проданных машин по сравнению с предыдущим годом только снижалось. Объясняется рост тем, что в июне национальная валюта стабильно падала в стоимости. У граждан появилось ожидание роста цен. Однако в большинстве случаев торопиться с покупкой машины в кризис лучше не стоит. За январь-июль 2020 года средняя стоимость машины в России выросла на 9%.
Площади в ТЦ простаивают, но офисы продолжают работать
Рынок коммерческой недвижимости сильнее других пострадал от вспышки коронавирусной инфекции и не восстановился до сих пор. Причиной тому не только кризис, но и новые ограничения городских властей.
На время режима самоизоляции девелоперской компании Glincom пришлось снизить арендные ставки в торговых центрах до уровня эксплуатационных платежей, рассказал «Секрету» Иван Татаринов.
«После снятия ограничений скидки арендаторам доходили до 70%. Даже сейчас арендные ставки на 20% ниже, чем год назад, при этом с большинством арендаторов удалось договориться о сохранении договоров», — сообщил он.
Что касается новых проектов торговых центров, они будут испытывать сложности с заполнением, отметил эксперт: часть арендаторов разорилась, остальные либо сокращают свои сети, либо заморозили планы по расширению. Те же, кто ещё работает в прежнем режиме, отмечают, что выручка существенно просела.
В офисном сегменте ситуация лучше. После снятия ограничительных мер девелоперские компании практически сразу вернулись к ставкам, которые были до пандемии, рассказал Татаринов.
«Скидок сейчас уже нет. Вакантность на наших проектах составляет порядка 7–9%, даже несмотря на страшилки, что офисные сотрудники перейдут на удалёнку и больше никогда не вернутся в офис», — уточнил он.
По прогнозам эксперта, восстановления спроса на коммерческую недвижимость можно ждать не раньше осени 2021 года, но только в случае снижения заболеваемости и смертности, а также успешного вакцинирования населения.
Что касается инвестиций в строительство таких объектов, то, по мнению Татаринова, есть смысл рассматривать такие вложения. «Цикл строительства достаточно длинный, и запуск проектов, стартовавших сейчас, произойдёт только через два с половиной — три года. За это время мы должны восстановиться после пандемии», — говорит эксперт.
Интерес инвесторов к коммерческой недвижимости заметили и в компании «Миэль». «Если раньше люди рассматривали варианты со сроком окупаемости 8-10 лет, то сейчас готовы покупать и с более длительной перспективой», — сказала Марина Толстик.
Основная мотивация покупателей — сохранить деньги. По словам эксперта, помещений на рынке сейчас стало меньше, чем в прошлом году: собственники не готовы продавать, так как не знают, куда дальше вложить средства.
Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com/Hackman
Покупать ли … в кризис?
Во-первых, не знаю как Вам, но мне кажется странным спасать сбережения путем траты денег. Это все равно что тушить пожар бензином. Вдумайтесь, «я хочу уберечь мои деньги от обесценения, и поэтому я их трачу» – ерунда какая-то… Нет денег и нет проблем, так что ли ?
Я еще могу понять пенсионеров, снимающих деньги с счетов и скупающих в магазинах продукты питания длительного хранения. Они понимают, что от государства манны небесной (достойной пенсии) не будет и иллюзий не питают и поэтому берут наперед то, без чего не смогу прожить – еда.
А многие люди помоложе, как в гипнотическом трансе, перед кризисом скидывают последние сбережения, покупая какие-то вещи, видимо считают, что кризис лучше встречать «налегке» без денег и с кучей «пассивов». Видимо есть иллюзия, что в кризис доходы, дай Бог, не упадут и все будет хорошо. Ну, дай Бог так и будет.
Давайте я проиллюстрирую, что происходит на самом деле.
Деньги, пусть даже это рубли, это актив и при этом ликвидный актив. Деньги могут делать деньги, деньги можно поменять на другие деньги (другую устойчивую валюту), деньги не создают Вам дополнительных затрат, наличие денег дает Вам уверенность в завтрашнем дне и стабильность. Деньги – это актив.
Теперь давайте посмотрим, что происходит, когда мы меняем деньги на вещи: машина, мебель, бытовая техника и т.п.
Можно ли мебель поменять быстро обратно на деньги? Да, можно, если новая, то за полцены, если б/у, то за 20-30% от цены новой. Можно ли на холодильник купить еду? Можно ли положить на депозит машину ? Очевидно, нет.
Так ли нужны реально были все эти вещи, которые Вы скупили, «спасая» сбережения ? Думаю что, реально из того, что нужно было, не более 20% (Правило Парето). 80% ушло в трубу и никогда не вернется – Вы потратили деньги, и они ушли от Вас. Поменяли актив на пассив. Давайте на примере посмотрим, в цифрах.
Покупать сейчас или отложить на потом?
Из-за пандемии коронавируса российские автопроизводители на какое-то время оставались без комплектующих, а потом были вынуждены закупать их по более высоким ценам. Причина – очередная волна девальвации рубля, которая продолжается и сейчас. Если до кризиса доллар стоил около 60 рублей, летом он падал до 68, то сейчас курс достигает 79 рублей и вплотную подбирается к психологической отметке в 80.
Конечно, даже при условии 90%-ной локализации производства, девальвация все равно привела к росту цен – ведь и производимые в России узлы включают большое количество импортных комплектующих.
Поднимать цены пришлось всем, включая АвтоВАЗ – гигант из Тольятти готовится с 1 октября снова повысить цены на свой модельный ряд на 2-3% (примерно на 15 тысяч рублей на каждый автомобиль). Но проблема в том, что это повышение станет пятым в течение года – и даже без учета повышения в октябре автомобили Lada подорожали за год в среднем на 38 595 рублей (а с учетом октябрьского роста это будет более 50 тысяч рублей). Та же Granta FL, которая считалась самым дешевым отечественным автомобилем, сейчас стоит от 470 900 рублей без учета акций – то есть, на новый автомобиль нужно собирать как минимум полмиллиона.
Другие марки, соответственно, также подорожали – особенно те авто, которые импортируются в страну, а не производятся в России (на них девальвация отражается полностью).
Но на рынке новых автомобилей есть новая проблема – дефицит ряда моделей. Как рассказала нам Анна Уткина из пресс-службы ГК «АвтоСпецЦентр», дефицит на рынке есть практически по всем моделям:
Соответственно, в условиях дефицита товара автодилерам остается только завышать цены на имеющиеся экземпляры (к тому же нужно покрыть убытки за период временного простоя), или ориентироваться на вторичный сегмент и вплотную заниматься Trade-in.
С другой стороны, как говорит эксперт, дешеветь автомобили тоже не будут – поэтому в некоторых случаях есть смысл покупать машину именно сейчас, когда на ценах еще не успела отразиться новая волна девальвации. Главное здесь – учитывать соотношение цены и комплектации, ведь чтобы заработать больше, дилеры могут заранее устанавливать дополнительное оборудование и отказываться продавать машины без него.
Выгодное такси
Давайте сравним стоимость содержания авто в альтернативном варианте.
Понятно, что все зависит от стоимости проезда по городу и частоты поездок и расстояний. Я сделаю расчет на примере Архангельска, где я живу. Вы сами сможете сделать аналогичные расчеты. При учете, что Ваша семья помещается в такси.
Вариант №1
Сравним стоимость авто и стоимость альтернативных услуг.
Средняя стоимость поездки на такси по Арханельску 120 рублей. Допустим, в среднем в год я езжу 2 раза в день на такси (реально конечно меньше), остальное время – общественный транспорт.
2*365*120 = 87 600 + автобус (допустим 4 раза в день) = 4*18*365= 26 280
Итого 113 880.
Берем стоимость машины 1 000 000/113 880 = 8,8 лет
Это по простому без подсчета затрат на содержание.
А если взять, что 1 000 000 можно положить на депозит как минимум под 10% то разница уйдет к 10 годам.
При том, что у Вас вообще не болит голова об уходе за машиной, чисткой снега утром, страховани и т.п. Она всегда у Вас под рукой – такси
Вариант №2 (более точный расчет)
На мой взгляд более верно сравнивать затраты на содержание и затраты на транспорт.
Я веду бюджет доходов и расходов и точно знаю, что все мои транспортные движения по городу и за город не стоят мне больше 5 000 рублей в мес.
Итого 60 000 в год. Но я не трачу свое дорогое время на обслуживание своей машины. Вы знаете сколько времени Вы проводите с своей машиной ? А посчитайте и умножьте на стоимость своего часа (Ваш доход, деленный на время работы).
Что мы имеем, если содержание машины стоит 133 т.р. в год ?
Мы имеем разницу в 73 т.р. в моем случае + у меня на депозите актив, он приносит мне доход и я «экономилю» 73 т.р. ежегодно и это тоже мне приносит % доход.
Что я хочу донести ?
Это мой случай, возможно в Вашем случае все и не так. Но стоит посчитать, так ли нужен ли Вам железный конь ? Сколько на самом деле он обходится ? Точно не дорого ?
Я понимаю, что социально навязанный стереотип «нужна хорошая машина» приводит к тому, что девушки оценивают (в том числе парня) по наличию авто, и с этим особо ничего не поделаешь. Но нужна ли «материально ориентированная» девушка – вопрос.
P.S. Я сам водитель с 18-тилетним стажем, и из этого времени 16 лет провел за рулем. Но два года назад я решил жить не как все, все хорошо посчитал и продал свой джип. Разумеется, я куплю снова машину, но это будет более осознанный выбор и не в ущерб цели – финансовой свободы.
Проверка чистоты автомобиля
Да, проверить автомобиль по внешним признакам на юридическую чистоту сложно. Нужно обязательно обращаться к сервисам, которые могут предоставить подробные отчеты. Есть бесплатные реестры, в виде ГИБДД, залоговых реестров и так далее, но платные сервисы здесь выигрывают, так как могут предложить намного больше данных.
Расширенная проверка позволит сразу убедиться в том, что автомобиль не попадал в аварии, не имеет никаких регистрационных ограничений или прочих проблем.
Помимо этого, покупка автомобиля у юридического лица – это всегда риск. Если владелец хочет продать автомобиль как можно быстрее, значит у него есть какие-то причины на это, и не всегда законные. Арест на продажу накладывается не сразу, так что продавец может попытаться выставить транспортное средство заранее и реализовать его.
У юридических лиц покупать несколько надежнее. Но стоит обращаться только к проверенным автосалонам, которые дорожат своей репутацией. Но даже это не может точно гарантировать чистоту автомобиля. Опыт показывает, что запрет может быть наложен и через несколько месяцев.
Стоит ли покупать машину ?
Допустим, к примеру, у Вас есть «в загашнике» 700 000 рублей, рубль начинает обесцениваться, и, вроде бы, нужен автомобиль (новый или взамен имеющегося).
Первое: наличие автомобиля – это социально навязанный стереотип. Я не против машин, но у граждан колом вбита мысль – нужна машина, и они ее берут и даже в кредит, невзирая ни на что.
Окей, новое авто стоит 1 000 000 рублей. Не хватает 300 000. Да не проблема! Тут же в автосалоне Вам оформят автокредит, скажем, под 10% (сейчас конечно нет таких ставок, но допустим так).
Логика обывателя: да, кредит не очень хорошо, но ведь после нового завоза будет машина стоить 1 500 000, а она мне «нужна», поэтому лучше взять кредит, переплатить по кредиту, и машина в итоге выйдет дешевле, чем 1 500 000. Кредит Вы рассчитваете напрячься и закрыть за 2-3 года.
Давайте подобьем итоги действа при покупке авто:
Своих денег ушло 700 000.
Осаго – 8 000 (к примеру).
Каско – от 40 000 (к примеру, страховать новое авто надо т.к. кредит, да и вообще надо).
Музыка, сигнализация, защита и примочки – от 20 000.
Техническое обслуживание 1-й год с расходниками – от 10 000.
% по кредиту – от 25 000 (в зависимости от срока).
Такие «мелочи» как госпошлина при регистрации и Ваше время на беготню везде в учет не берем даже.
Итого ушло 803 000 при условии, что Вы ездили без ДТП.
Это разовые вложения. Теперь давайте посчитаем текущие затраты.
Считаем текущие затраты
Бензин. Допустим, авто не шибко прожорливо и берет в смешанном режиме 12 л. на 100 км. и Вы ездите без «тапки в пол» – Аи-92, цена 33 рубля за 1 л. Вы проезжаете 100 км в неделю. Считаем: 12*33*52(недели) = 20 592 в год.
На мойку машины (раз в месяц) + всякие омывайки и т.п. – ну 10 000 в год.
Условимся, что машина в первый год ездит без аварий и ремонта, тогда текущие годовые затраты в минимуме составят 30 592 рубля (все условно).
Если Ваше авто стоит на стоянке или в арендованном гараже – добавляйте и это туда.
Итого за первый год порядка 833 000 руб.
Представительский класс
Чем автомобили дороже, тем больше они дешевеют с каждым годом, причем не только в абсолютном, но и в относительном выражении. «Фольксваген-Пассат» теряет 30 % стоимости, и это лучший показатель для представительского класса для машин трехлетнего возраста, в среднем же он составляет 35 %. «Хюндай-Дженезис» за это же время дешевеет более чем на 57 процентов своей начальной цены. Лучше себя ведет «Тойота-Камри», ее есть шансы продать почти за 79 % «номинала», в отличие от «Ситроена С6», приводить в порядок и восстанавливать сложную гидравлику которого стоит слишком дорого. Как правило, имеет значение репутация автомобиля, которой дорожат и производители, и обладатели транспортных средств. При этом информация о надежности машин черпается не из рекламных роликов или красочных буклетов и даже не из уст энергичных менеджеров автосалонов. О том, какая марка прочнее, как она «держит дорогу», насколько длителен ее моторесурс и чем она превосходит свои аналоги, знают владельцы и автомеханики, причем не в теории, а из собственного опыта.
Декорируем обычный свитер: 3 новогодние идеи для подарка близким и родным
Какой цвет в интерьере выбрать: терракот и другие трендовые оттенки 2021 года
Израильские ученые борятся с токсичными водными цианобактериями
Средний класс
Простейшая логика бизнеса формулирует идею о том, что если больше вложить, то можно, соответственно, рассчитывать на увеличение прибыли или хотя бы на минимизацию убытков. В случае с автомобилями это правило, к сожалению, не всегда работает. Вот, к примеру, не самый дорогой и престижный «Фольксваген-Гольф». Купив такую машину за 603 тыс. рублей (с механической коробкой передач), через три года ее можно продать за 555. С учетом падения курса рубля за период 2012-2015 годов (все же следует учитывать и то, что это иномарка, и оценивается она в валюте), потери составляют примерно 8 процентов. Это же касается и некоторых других моделей среднего класса, таких как «КИА-Рио», «Рено-Сандеро», «Шкода-Фабия», «Судзуки-Сплэш» или «Сироен С1».
Лучший десерт на Новый год: готовлю на праздник фаршированные апельсины
К 35 годам Франческа устала окрашивать волосы и приняла свой натуральный цвет
Появились рендеры будущих флагманов Samsung Galaxy S21 в разных цветах
Стоит ли ждать конец 2020 года: цены и господдержка
Основные моменты описаны выше, на их основании можно сделать некоторые выводы, чтобы решить, что делать и есть ли смысл в приобретении машины в ближайшие месяцы. Что касается конца года, нужно помнить следующее:
- При повторной вспышке коронавируса вряд ли будут предновогодние акции и заметное снижение цен. Конечно, автосалоны постараются придумать какие-то улучшенные условия, но выгода не будет такой же весомой, как обычно. Стоит следить за последними новостями, чтобы понимать перспективы и принять решение вовремя.
- Если эпидемиологическая ситуация останется примерно такой же, в декабре можно ожидать хороших предложений. В этом случае есть смысл ждать конца года, так как осенью интересных акций намного меньше.
- Можно изучать предложения автосалонов и, если подвернется хороший вариант, пользоваться им и не выжидать до декабря. Сейчас не стоит надеяться на благоприятное развитие событий, все может повернуться не так, как планируется.
- Тем, кто берет машину по госпрограмме, лучше не откладывать приобретение до последнего момента и оформить бумаги заранее. Для большинства регионов предусмотрена льгота в 10%, а для жителей Дальнего Востока – 25%.
Если острой необходимости в авто нет, лучше выждать определенное время: при ухудшении ситуации всегда можно купить машину, так как цены меняются медленно. В настоящий момент никто не сможет дать точный прогноз, поэтому стоит ориентироваться по ситуации и не торопиться с принятием решения.
К сведению!
Мнение тех, кто считает, что кризис не повлияет на ценник отечественных авто, ошибочно, так как большое количество деталей и материалов для изготовления покупают за рубежом.
Как меняются цены
Стоимость растёт…
Цена на популярные модели сильно зависит от года выпуска. Например, Skoda Octavia 2004 года подорожала почти на 30%, а 2000 – почти на столько же подешевела. Похожий пример с Volkswagen Golf: выпуск 2005 года подорожал на 25%, а 2007, напротив, подешевел на 20%.
Вместо новых автомобилей из салона можно купить машину с небольшим пробегом и не старше трёх лет. Фото: drivenn.ru.
Honda Civic 2002 года тоже подорожала примерно на 30%. Выпущенный в 2003 году Peugeot 307, BMW X3 от 2006 года, Hyundai Santa Fe 2004 и Nissan Murano 2005 прибавили в стоимости около 20%. Среди относительно новых моделей на столько же вырос ценник UAZ Hunter 2015 года, пишет РБК.
…и снижается
Кроме 20-летней «Октавии» сильно потеряли в цене Mitsubishi Pajero 2001 и Mercedes-Benz S-Class 2013 годов. Opel Astra 2002 года производства, Hyundai Sonata 2002, Ford Mondeo 2016, пятнадцатилетний Subaru Forester и Toyota Camry 2004 подешевели на 20%.
ТОП−3 популярных б/у автомобилей пока не изменился – это по-прежнему Hyundai Solaris, Kia Rio и Volkswagen Polo. Кстати, «Солярис» подешевел на 1,6%, а вот ценники «Поло» и «Рио» пока не изменились.
Стоимость как новых, так и подержанных автомобилей в ближайшие пару месяцев будет зависеть от второй волны коронавируса, считают эксперты. На машины младше 3 лет не стоит ждать падения цен. Зато прайс на транспорт в возрасте 10 лет и старше вряд ли ждут какие-то изменения.
Если кредит – то сейчас
Если вы еще не определились с маркой будущего четырехколесного друга, то лучше выбирайте из тех автомобилей, у которых максимизирован цикл производства на территории России, советует Чумаков.
«Не секрет, что производства Hyundai-KIA и Nissan в Петербурге, Renault в Москве, Volkswagen-Skoda в Калуге состоят не из одного, а из десятка заводов, которые производят до 80% деталей в радиусе пяти километров от основной производственной площадки. Это намного более выигрышные в себестоимости и запасе неподнятия цены производства по сравнению, например, с заводом Mazda во Владивостоке, который просто собирает автомобиль из привезенных в контейнере десяти частей. В том числе автомобили с высокой локализацией производства в России дешевле в ремонте не только плановом, но и в кузовном, так как большинство запчастей всегда есть на складах, а если нет, то их производство и доставка до дилера максимально ускорены», – объясняет он.
По мнению Чумакова, в обозримом будущем нас ожидает рост цен отечественных производителей автокомпонентов. Главных причин здесь две: первая – увеличение стоимости сырья (металлы, пластики, амортизация и ремонт иностранных станков), вторая – подорожание энергоносителей (газ, электричество, вода). Цены на сырье будут расти вслед за курсами валют и ценами на бензин, а коммерческие платежи за энергоносители растут сами по себе в силу монопольного характера поставщиков, говорит специалист. И тут же добавляет: скидок раньше зимы – не ждите.
Президент-Председатель правления РГС Банка (Банк для автомобилистов) Алексей Токарев в интервью «МИР 24» предположил, что после восстановления производства и импорта ТС модель продаж (а следовательно, и политика скидок) вернется к прежнему уровню. Однако и мешкать опасно: все-таки цены на авто могут ощутимо подскочить. Лучшим выходом может стать покупка машины в кредит.
Если ваша цель – покупка автомобиля массового сегмента отечественных марок (или с высоким уровнем локализации), то лучше всего отложить покупку до момента снижения напряженности на рынке, советует Токарев. Если же речь идет о покупке импортного автомобиля, особенно с использованием заемных средств, то более верной стратегией выглядит покупка автомобиля в текущем периоде.
«Дальнейшее удешевление рубля заставит производителей поднимать цены, но говорить о каком-то взрывном росте пока нет повода. Безусловно, спекулятивные слухи о скором дефиците компонентов могут внести свои коррективы в ценовую политику. В условиях экономической неопределенности они подогревают спрос и провоцируют необоснованное увеличение маржи у продавцов. Сюда же стоит добавить опыт наших сограждан заранее готовиться к плановому повышению цен на все в начале каждого года. Возникший в этом случае дефицит вынудит магазины, скорее всего, «переписать» ценники», – прогнозирует Алексей Токарев.
Глава СберАвто Роман Абрамов также предлагает сперва определиться, для чего и какая вам нужна машина.
«Если автомобиль приобретается в инвестиционных целях, то можно сейчас посмотреть варианты и найти подходящее авто. Если потребитель ищет авто для себя и на долгий срок, лучше подождать, пока ажиотаж спадет и купить авто в лучшем состоянии и комплектации, которое будет радовать и не ломаться. В целом, сейчас не самое удачное время для покупки автомобиля. Самым подходящим периодом была весна», – считает Абрамов.
Госпрограммы – хорошо, но если без перебора
Один из ключевых драйверов рынка новых автомобилей – государственные программы льготного автокредитования. По сути, государство решает сразу несколько проблем – помогает автопроизводителям, населению, банкам и даже страховым компаниям (полис Каско при покупке авто в кредит – практически везде обязательное условие).
Всего программ 2:
- «Первый автомобиль» – право на льготу имеет любой покупатель-заемщик, кто до этого момента не владел автомобилем;
- «Семейный автомобиль» – купить машину со скидкой может заемщик, у которого есть несовершеннолетние дети (хотя бы один ребенок).
Недавно добавилась и программа для медработников.
Если заемщик подходит под эти параметры, он может купить автомобиль в кредит и получить на него скидку в размере 10% от стоимости (кроме регионов Дальнего Востока, где скидка составит уже 25%).
Правда, есть и дополнительные условия:
- это обычный автокредит, поэтому покупатель авто должен проходить по всем требованиям банка к заемщикам (доходы, стаж работы на последнем месте, и т.д.). Правда, автокредит предполагает, что приобретаемый автомобиль идет в залог к банку, поэтому получить одобрение не так уж сложно;
- стоимость автомобиля – не более 1,5 миллионов рублей, причем он должен быть новым. Новый автомобиль – это если ему меньше 1 года, и он еще ни разу не регистрировался за владельцем;
- автомобиль должен быть собран в России, причем не просто собран – есть определенные требования к производителям по условным баллам локализации (то есть, машину должны не просто собирать в России, а, например, штамповать, сваривать и окрашивать кузов или производить двигатель внутри страны). Также обязательное условие – наличие специнвестконтракта с производителем;
- по программе работает не каждый банк, это нужно уточнять на месте.
Большинство крупных автодилеров указывают цены на авто с пометкой «от…», это означает, что скидка в 10% по госпрограмме будет уже включена в стоимость. Эту сумму не выдают на руки покупателю, ее получит автодилер от банка, который, в свою очередь, получит компенсацию от государства.
Учитывая ограничения по стоимости в 1,5 миллиона рублей, под программы попадают достаточно много моделей, и не только бюджетных. Например, меньше 1,5 миллионов рублей стоит Hyundai Creta, Renault Kaptur, или Kia Optima – при том, что они попадают под критерии госпрограмм. А если стоимость авто с дополнительным оборудованием окажется выше 1,5 миллионов рублей, то некоторые автодилеры даже готовы «разделить» кредит, чтобы он прошел по программе.
Однако на практике уже есть серьезные перегибы. В одном из tg-каналов рассказали, что ряд дилеров АвтоВАЗа практически прямым текстом отказывают клиентам продавать авто не в кредит – чтобы выбрать нужный объем по госпрограммам. Другой пример недобросовестного поведения – автомобили, которые попадают в программу, растут в цене, а клиентам навязывают страхование жизни. В итоге цены на тот же Kia Seltos выросли буквально до верхней границы по госпрограмме.
В итоге клиент получает скидку от государства, которой по факту не видит – она «растворяется» в повышении цен на авто, обязательной и «навязанной» страховке.
Результаты всей схемы
Что произошло? Вы отдали своих 700 000 рублей, и Ваше приобретение потребовало еще довложить (на автомате) еще 133 т.р. Это 19% от суммы Ваших сбережений, и Вам придется платить их каждый год!
А что с приобретением ? Этот новый и красивый сверкающий авто, еще не выехав из автосалона, автоматически стоит уже как минимум на 20% меньше. Он уже б/у ! Ведь Вас вписали в ПТС. Вот незадача. Ваши 700 000 превращаются в 560 000.
Про кредит я не забыл, но это не Ваши деньги – это деньги Банка. Вы их ему вернете, поэтому в расчет я их не беру.
Итак, в данном примере, купив себе авто, мы из 700 т.р. сделали 560 т.р. сразу и еще взяли себе долг Банку и бремя затрат в 133 т.р. ежегодно.
Нормально ? Ничего не смущает ?
Находим привлекательные варианты
Стоит рассмотреть все популярные интернет-площадки, а затем уже отправиться на сайты авторынков, дилеров и различных автокомплексов. Там иногда можно отыскать выгодные предложения, так как распродажи и уценки есть во всех подобных магазинах.
Стоит обязательно посмотреть на цену транспортного средства – она не должна быть завышенной. Многие сервисы сейчас предлагают автоматическое сравнение с другими предложениями, так что вы сможете узнать, насколько дороже или дешевле вам обойдется автомобиль. Очень часто цена меняется, если автомобилист не может долго совершить продажу.
Вторичный рынок и его источники
То, что через год-два-три или более автомобили становятся дешевле, – азбучная истина. Новая вещь всегда дороже, если только не представляет собой какую-то историческую ценность. Но большинство автовладельцев – люди рядовые, они ничем не знамениты, и потому никто не станет переплачивать за их транспортные средства потому, что «на этой машине ездил сам Иванов». Транспортное средство изнашивается, кузов ржавеет, поршни требуют новых колец, гидравлика постепенно начинает протекать, резиновые детали пересыхают, а кузов подвержен коррозии. Поэтому люди практичные не доводят дело до крайности, они продают свой автомобиль раньше, чем явные признаки физического старения проявляются во всей очевидности и выставляют его на вторичный рынок. Иногда выясняется, что всего за три года машина теряет более половины своей цены. Но это касается не всех моделей, а только некоторых, другие же можно продать очень выгодно
Почему не стоит покупать автомобиль сейчас?
Любой кризис – это время возможностей, например, для старта нового бизнеса (так как вложить можно меньше, а выгоды в будущем получить больше). Но вот что касается автомобилей и вторичного рынка – ситуация совсем неоднозначная.
Как мы уже поняли, если авто нужно сейчас, то покупать можно, а если нет – то спешить не нужно.
Проблема в том, что из-за дефицита новых автомобилей (по объективным причинам – заводы простаивали из-за карантина и отсутствия поставок комплектующих из-за границы) автодилеры могут остаться без товара, а потенциальные покупатели из-за потери части доходов будут вынуждены делать выбор в пользу вторичного рынка. В любом случае это рост цен в обоих сегментах, причем дорожать будут и авто в не самом лучшем состоянии.
Как рассказал нам Илья Юров из сервиса avtocod.ru, выбора на рынке практически не остается – лучшие варианты уходят перекупщикам, для остальных остается «автохлам» по завышенным ценам:
Другая причина касается той же ликвидности автомобиля и снова упирается в цены. Так, если купить сейчас б/у авто по актуальной рыночной цене, а цены впоследствии стабилизируются, то купленная машина через какое-то время значительно потеряет в цене – потому что подешевеет относительно других предложений на рынке (+1 владелец – это минус для потенциального покупателя), а другие машины на рынке подешевеют сами по себе.
И есть другие, не самые очевидные причины, связанные с пандемией коронавируса:
- автосервисы и магазины автозапчастей некоторое время были закрыты из-за пандемии – владельцы относительно «свежих» авто могли пропустить сроки периодического ТО и потерять право на гарантию;
- из-за вынужденных выходных многие вообще не пользовались автомобилями 1,5-2 месяца, что не лучшим способом сказывается на состоянии автомобиля;
- некоторые могли подрабатывать курьерами, когда магазины перешли на дистанционную торговлю, и использовать для этого личные автомобили. Итог – значительный износ и поломки, которые могут «вылезти» уже после покупки.
Поэтому покупка подержанного автомобиля в сложившейся ситуации несет повышенный риск, и об этом нужно помнить.