Оценки автомобилистов
По общим оценкам автомобилистов и экспертов ВАЗ-2101 стал настоящим прорывом и торжеством в советском автостроении. Даже молодые автомобилисты, получившие права совсем недавно, могли использовать это авто практически без ограничений. Ограничения касались лишь скоростей во время обкатки авто. Благодаря «Копейке» советские автомобилисты поняли, что даже в малолитражном автомобиле можно чувствовать себя комфортно, не мерзнуть зимой и разговаривать в салоне не повышая голос. Конечно, во многом это была заслуга и итальянских партнеров, ведь от Fiat 124 наши Жигули взяли очень много.
Запуск двигателя в зимний период больше не превращался в ритуал с паяльными лампами и ведрами с горячей водой, как это было раньше. С появлением ВАЗ-2101 автомобилисты обходились даже без ручки стартера, что в большинстве своем стало возможным благодаря двухкамерному карбюратору Weber 32 DCR , которые были более совершенными по сравнению с советскими аналогами той эпохи. Эти карбюраторы начали позже производиться и в Советском Союзе под маркировкой ДААЗ-2101 и со временем даже перекочевали под капоты Волг и других отечественных авто, куда они заботливо устанавливались руками автомобилистов. В целом – появление ВАЗ-2101 стало настоящим прорывом на рынке автомобилей в Советском Союзе и даже сейчас от этого автомобиля отказались далеко не все и их все так же можно встретить на улицах городов.
Не нашли интересующую Вас информацию? Задайте вопрос на нашем форуме.
Рекомендуем прочитать:
Toyota Crown S120 – японская гордость
Jaguar E-type, история создания и становления модели
Ваз эллада
ВАЗ 2109 экспортная, фото и технические характеристики
Trabant – Трабант немецкая малолитражка из прошлого века
BMW e39: одна из последних легенд
Dodge Challenger – американская легенда
Peugeot-905 – Французский лев на старте
Почему ВАЗ-2101 признавали «Лучшим автомобилем Европы»: К 50-летнему юбилею «Копейки»
Знаменитый ВАЗ-2101 «Жигули» известный в народе просто как «Копейка» был создан в 1970 году на Волжском автомобильном заводе. Многие считают этот советский заднеприводной седан малого класса «самой народной» машиной. Примечательная «Копейка» еще и тем, что стала основной для всего «классического» семейства автомобилей ВАЗ. Они находились в производстве вплоть до 17 сентября 2012 года. По данным социальных опросов, большинство россиян считает ВАЗ-2101 лучшим отечественным автомобилем XX века.
Это не советский, а итальянский автомобиль. Они очень похожи внешне.
История «Копейки» началась 16 августа 1966 года. Тогда в Москве было подписано соглашение между итальянской компанией Fiat и советским Внешторгом. Этот договор положил начало сотрудничеству в научно-технической области разработки автомобилей. В этом же году прошли первые испытания Fiat 124 в условиях советских дорог.
Первый советский автомобиль вышел в 1970 году.
По итогам тестов стало понятно, что итальянская машина абсолютно не пригодна для такой езды. Помимо прочего проблемы вызывал малый дорожный просвет, задние дисковые тормоза, а также не слишком надежный кузов. Также советские конструкторы раскритиковали нижневальный двигатель Fiat 124. Они сочли его абсолютно бесперспективным.
Получившийся в результате переработки узлов и глубокой модернизации ВАЗ-2101 отличался от оригинального Fiat 124 трансмиссией, ходовой частью, двигателем, тормозами. Были и более мелкие изменения. Например в советском авто появилось наружное зеркало заднего вида. Опыт работы в СССР оказался очень полезен и для инженеров Fiat. Они смогли получить важные данные для создания машин рассчитанных на работу в сложных и экстремальных условиях.
В 1967 году ВАЗ-2101 был признан лучшим автомобилем в Европе. Спустя три года, 19 апреля 1970 с конвейера сошли первые серийные образцы. За 8 месяцев работы в Тольятти собрали более 21.5 тысячи экземпляров. За 1971 годы было выпущено 172 тысячи. Пик производства «Копеек» пришелся на 1973 год, когда завод выпустил 379 тысяч авто.
Автомобиль стал настоящей легендой.
Если же хочется узнать еще больше всего интересного о знаменитой машине, стоит почитать о том, как была найдена заряженная гоночная «копейка» из Латвии: 45-летний ВАЗ-2101 покоряет драг-рейсинг.
В Москве есть памятник народному автомобилю
Первые «Жигули», можно без преувеличения сказать, стали базой для отечественного автопрома и настоящим откровением для миллионов советских граждан. И даже спустя полвека после старта выпуска к этой модели – особое отношение. Поклонники вазовского первенца организовывают фан-клубы и даже устанавливают памятники народному автомобилю. Один такой появился и в Москве. Мраморный постамент, на котором установлен бронзового цвета ВАЗ-2101, «встречает» на въезде в столицу по Волгоградскому проспекту. В основании памятника заложено около 27,5 тыс. однокопеечных монет. Организаторам не удалось, как было задумано вначале, собрать 2,7 млн монет – именно столько «копеек» было выпущено в Тольятти.
Существующие модификации копейки
Именно благодаря этому, глядя на надпись ВАЗ-21011 можно сразу понять, что это авто изготовлено на волжском автозаводе (ВАЗ), относится к малому классу авто с двигателем от 1200 до 1800 кубических сантиметров (21) и является первой моделью этого автомобиля в этом классе (01) с первым вариантом модификации, которая отличается от оригинала установкой двигателя на 1300 сантиметров кубических.
ВАЗ- 2101. Это самый первый вариант «Копейки», который пользовался огромной популярностью как среди автомобилистов, так и среди самих разработчиков. Ничего удивительного в том, что это авто стало основой для будущих модификаций, ведь оно было крайне удачным. Стоит отметить, что ВАЗ-2101 был оснащен двигателем на 1.2 литра.
ВАЗ-21011. Первая модификация, о которой мы упоминали выше. Основным отличием от традиционной «Копейки» в этой модели является двигатель. Он был намного мощнее, чем в предыдущей версии автомобиля, а его объем был увеличен до 1.3 литра. Автомобиль также претерпел достаточно сильных изменений и в плане дизайна. В основном эти изменения касались улучшения вентиляции радиатора охлаждения – впереди появилось четыре дополнительных прорези и была изменена форма решетки радиатора. Также на эту модификацию устанавливались фонари заднего хода с 1974 по 1983 год включительно.
ВАЗ-21013. Основным отличием этой модификации от ВАЗ-21011 является менее мощный двигатель, идентичный тому, что устанавливался на оригинальную «Копейку» (1.2 литра) в остальном же, изменения, внесенные в 21011 сохранились и в версии 21013. Жигули выпускались и для экспорта и эти автомобили знали под названием Lada 1200 практически во всех странах Социалистического Содружества. В первую очередь они появились в Чехословакии, ГДР, Болгарии, Югославии и Венгрии и общее количество таких автомобилей насчитывало более 57 тысяч машин. Со временем Лада 1200 заслужила уважение среди иностранных автомобилистов и уже совсем скоро эти автомобили можно было увидеть и на дорогах ФРГ, Австрии, Франции и даже Нигерии.
ВАЗ-21012 и ВАЗ-21014. Слава Жигулей не ограничилась Советским союзом. Специально для стран с левосторонним движением было выпущено сразу две модификации Жигулей. В первую очередь они отличались правосторонним расположением руля и усиленной пружинной подвеской правого переднего колеса. Дело в том, что при переносе органов управления на другую сторону, масса автомобиля начала распределяться неравномерно и пришлось организовывать такую систему компенсации. Всего эти автомобили выпускались с 1974 по 1982 год.
ВАЗ-2101 пикап. Ничего в Советском Союзе не пропадало даром и даже бракованные Жигули. Вместо того, чтобы списывать их из-за дефектов кузова, они переделывались в пикапы и позже использовались для нужд завода. Попросту срезалась вся задняя часть крыши сразу за передними сидениями и устанавливалась новая стенка кабины. Задние двери заваривались, чтобы увеличить жесткость конструкции и в результате грузоподъемность таких пикапов могла составлять и 300 кг. Конечно, в серию такие автомобили не выходили, но некоторые любители даже самостоятельно проводили такие усовершенствования над своими «Копейками».
«Лимузин» ВАЗ 2101. Как ни комично это звучит, но автомобили такой модификации не только существовали, но и пользовались огромной популярностью на Кубе. Здесь они использовались в качестве маршрутных такси и справлялись с этой задачей достаточно легко.
Чем не устроил FIAT 124 Российских инженеров
FIAT 124
Когда советские ученые и специалисты взялись за изучение и тестирование автомобиля, взятого за основу для развития собственного авто, было выявлено сразу несколько недостатков, которые было необходимо устранить при разработке автомобиля, который будет в будущем называться не иначе, как ВАЗ-2101
В первую очередь специалисты обратили внимание, что Фиат 124 не подойдет для наших дорог из-за крайне маленького дорожного просвета и полного отсутствия буксирных проушин, без которых авто было бы тяжело использовать по бездорожью. Кроме того, сам кузов автомобиля был недостаточно надежен и крепок и вряд ли смог бы выдержать ту интенсивность эксплуатации, которая предполагалась для советского автомобиля
Модификации «Жигулей» 2101
ВАЗ 21011
По большей части в этом автомобиле был изменён кузов. Модель оснащалась другой решеткой радиатора. Под радиаторной решеткой располагались отверстия для лучшего притока воздуха к радиатору.
Вместо “клыков” на бамперах появились резиновые накладки. Задние катафоты переместились на фары. В салоне были заменены передние сиденья, изменилась подложка спидометра. Помимо этого в данную модификацию устанавливался мотор с большей мощностью (69 л.с. рабочий объем 1.3 л.).
ВАЗ 21011 пикап
На автозаводе в Тольятти машины с бракованными кузовами переделывали в пикапы. У таких авто срезали часть крыши. За передним рядом сидений находилась стенка, отделяющая салон от грузового отсека.
Модификация ВАЗ-2101 пикап
Для увеличения прочности кузова дверные проемы сзади, которые попросту стали лишними, заваривали. Такой пикап мог перевозить груз весом 250 — 300 кг.
Другие модификации
ВАЗ 21018. Устанавливался односекционный роторный двигатель, мощностью 70 л.с.
ВАЗ 21019. Устанавливался двухсекционный роторный двигатель, мощностью 130 л.с.
Что круче Fiat 124 или ВАЗ-2101 ?
ВАЗ-2101Fiat-124
ВАЗ 2102. Модель с кузовом универсал. Оснащался усиленными пружинами и амортизаторами.
ВАЗ 2103. “Люксовый” вариант ВАЗ 2101. Двигатель, обладающий большей мощностью, имел другое оснащение салона и багажника по сравнению со всеми модификациями.
Модификации
Модель имела несколько разновидностей. Некоторые из усовершенствований носили характер универсальной оптимизации, некоторые были предназначены для конкретных групп потребителей.
Отличия моделей:
- 2101. Модель номер один имела двигатель 1,2 литра. Особенность бампера — «клыки», были убраны на последующих вариациях и заменены на резиновые прокладки, которые были расположены периметру. Фонарь заднего хода находился под бампером. В следующих моделях размещался выше. Наружное зеркало заднего вида монтировалось на крыле, на последующих — на двери со стороны водителя.
- 21011. Двигатель был заменен на 69-сильный, то есть более мощный. Объем двигателя 1,3 л. В целях безопасности был установлен датчик недостаточного уровня тормозной жидкости. Наибольшее количество изменений коснулось кузова и салона. Решетка радиатора была выполнена с большими зазорами, что было предназначено для улучшения притока воздуха к системе охлаждения. Появились вытяжные отверстия для салонной вентиляции. Добавилось оснащение полноценным фонарем заднего хода. Также были заменены передние сиденья на улучшенную модификацию. Автомобиль имел множество косметических изменений интерьера.
- 21012. Праворульная модификация автомобилей, предназначенных для экспорта, соответственно, в страны с левосторонним движением. Основное отличие заключалось в усилении пружинной подвески. Элементы управления, по сравнению с леворульными, создавали большую нагрузку на правую сторону, то есть изменили соотношение массы левой и правой сторон машины.
- 21013. Экспортная единичка с двигателем как в первой модели — 1,2 л. Получила также и экспортное название Lada, что было связано с трудностью произношения иностранцами оригинального названия марки авто.
- 21014. Также праворульная, с таким же усилением, как и в 21012 модели.
- 21015. Модификация для милиции, также носившая наименование «Карат». Таким службам требовались преимущества перед обычными автовладельцами, поэтом двигатель здесь был мощнее (1,6 л), машина оборудовалась дополнительным бензобаком, усиленной задней подвеской. Также в модели присутствовали крепления для установки соответствующего оборудования. Выпускалась в ограниченном количестве.
- 21016. Вариация имела общий вид от 2101, при этом двигатель устанавливался от 21011 (1,3 л)
- 21018. Малосерийная версия. Устанавливался роторный двигатель ВАЗ-311 (одна секция).
- 21019. Также малосерийная версия и более мощным роторным двигателем ВАЗ-411 (двухсекционным).
- 2101-94. Комплектовалась двигателем 1,5л, авто пошло в серии и предназначалось в основном для милиции, также использовалось более серьезными спецслужбами.
Семейство Lada получила свое имя благодаря тому, что для некоторых иностранцев слово «Жигули» оказалось труднопроизносимым, а для некоторых имело неблагоприятный подтекст.
Уверенная поступь социализма
Идея о том, что стране необходим большой автомобильный завод, появилась в 1960-е годы, и родилась она на самом верху. Впервые с таким предложением выступил председатель Совета министров СССР Алексей Николаевич Косыгин. У части советских людей скопилось большое количество денег, которые не обеспечивались товарами. Власти пришли к выводу, что массовый автомобиль частично решит эту проблему. Была ещё и надежда, что машина будет пользоваться спросом за рубежом, что позволит укрепить валютные запасы.
Первая машина ВАЗ-2101
Поиски партнёров шли непросто, но в результате государственное дело доверили итальянскому концерну Fiat («Фиат»). Его условия оказались самыми выгодными, а ещё положительную роль сыграл тот факт, что в 1966 году «Фиат-124» стал лучшим автомобилем в Европе. Был и ещё один фактор, очень важный в те годы
В Италии всегда было сильное левое движение, особенные симпатии связывали коммунистов обеих стран, и это тоже сыграло роль при определении исполнителя важного правительственного заказа
Как и положено, сначала в 1966 году ЦК КПСС и советское правительство приняли необходимое решение, а через год, в 1967 году, в Москве был подписан контракт с итальянскими бизнесменами. Концерн «Фиат» должен был создать в Тольятти автозавод с полным производственным циклом. Примечательно, что для стройки выбрали именно этот город. Ранее он носил имя Ставрополь-на-Волге, а в 1964 году был переименован и стал носить имя скончавшегося лидера итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти.
Вид на салон
3 января 1967 года началось строительство Волжского автозавода, ставшего Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Тысячи молодых людей всего за два года подготовили завод к эксплуатации. Многие строители по окончании стройки стали в дальнейшем автосборщиками. Оборудование для ВАЗа поставили 844 отечественных завода и 900 заводов социалистических стран, а также фирмы Италии, ФРГ, Франции, Англии и других стран.
В результате завод в Тольятти стал самым современным и передовым в СССР, неплох он был и по европейским меркам. Планы у вазовцев были гигантскими – 600 тысяч машин в год. Правда, этого всё равно оказалось мало. Дефицит личных автомобилей в СССР остался. За машиной надо было отстоять в очереди лет 5, да и цена (первоначально 5500 рублей, потом её регулярно повышали «по просьбам трудящихся») кусалась.
Тем не менее 19 апреля 1970 года с главного конвейера сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули», а 9 сентября того же года началось массовое производство отечественного автомобиля.
Откуда название “Жгули”
На самом деле название у ВАЗ-2101 могло быть и совсем другим. По одной версии названия родилось на заводе, и было утверждено еще в 1976 году, а по другой — придумывалось оно на конкурсной основе. О промежуточном итоге конкурса в 1970 года написал журнал «За рулем». Там же был опубликован и список из 1812 названий, которые были отобраны комиссией для рассмотрения. Всего же было прислано около 55 000 названий, часть их которых была забавной, часть смешной, а часть просто нелепой.
Как мог бы называться ВАЗ-2101:
- Фиалка
- Лада
- Сокол
- Перворожец
- Мемориал
- Юность
- Мечта
- Директивец
- Сокол
Так или иначе, но итоговым названием стали именно «Жигули», а чуть позже в народе это авто прозвали не иначе, как «Копейка» за единицу в конце номера модели.
Салон
По меркам современников салон был исполнен очень комфортно, зимой в нем можно было согреться, а разговаривать в любой сезон можно было без повышения голоса.
Передние сидения, в отличие от Fiat, раскладывались, поэтому могли использоваться как спальные места. Заднее, исполненное в виде дивана, комфортно позволяло расположиться троим пассажирам.
Панель приборов в первых вариантах была «под алюминий», затем была заменена на респектабельный вариант «под дерево». Фурнитура была довольно практичной и лаконичной. Для курящих были предусмотрены пепельницы.
Сиденья первых моделей не имели подголовников, а двери не имели подлокотников.
В процессе модификаций салон получил множество косметических изменений, существенно не влиявших на комфорт и удобство эксплуатации, например, цвет панели спидометра или добавление на рулевое кольцо надписи «ВАЗ».
Кому подойдет ВАЗ 2101
«Копейка» все еще встречается на дорогах. Рачительный хозяин нередко мог сохранить свой авто до сегодняшних дней. По сравнению с современными компьютеризированными и автоматизированными монстрами автомобилестроения, со сроком годности, заканчивающимся в день окончания каско, Жигули вполне по силам было, образно выражаясь, разобрать и собрать самому. Наличие и доступность запчастей и сервиса обеспечили живучесть этому легендарному автомобилю на долгие годы. Неприхотливому, безустанному, повседневному спутнику наших дедов и отцов.
Сегодня этот автомобиль подойдет начинающим водителям, стесненным в средствах для покупки чего-нибудь «заморского». Достать можно даже именно первоначальный вариант «копейки», часто также встречаются ВАЗ 21013, как в отечественной, так и реэкспортной комплектации. Всего в России зарегистрировано около 400 тыс «Жигулей» первой модели в разных модификациях. Стоимость в зависимости от состояния может варьироваться от 100 до 1000 у.е. Здесь нет рулевого гидроусилителя и АВС, но справиться с ним могут даже хрупкие девушки.
К минусам можно отнести относительно высокий расход топлива для семейства малолитражек.
Парадоксально, но эта же машина может стать предметом гордости коллекционера. В этой категории сосуществуют как ретро модели, так и спортивные тюнингованные модификации 2018 года сборки, причем, практически ручной. Ценовая категория последних существенно отличается от стоимости «тяговых лошадок», но и «копейка» здесь уже совсем не та.
Ну, а выбор — исключительно внутреннее дело каждого.
А теперь — универсал!
На следующий год началось производство универсала ВАЗ‑2102. «Двушка» внешне тоже была копией «итальянки» Fiat 124 Familiare, а технически полностью повторяла 2101.
ВАЗ-2102 (1971–1986). Через год после запуска производства ВАЗ‑2101 появилась «двушка». Универсал, как и базовый седан, был почти точной копией «итальянца» Fiat‑124 Familiare.
ВАЗ-2102 (1971–1986). Через год после запуска производства ВАЗ‑2101 появилась «двушка». Универсал, как и базовый седан, был почти точной копией «итальянца» Fiat‑124 Familiare.
«Двушка» — наименее многочисленная из жигулевского семейства и, одновременно, самый массовый советский универсал тех лет. Ведь раньше заполучить «вагон» в личное пользование было практически невозможно — Волги и Москвичи уходили в госсектор, да и производились мизерными партиями. Так «двушка» стала заветной мечтой всех советских дачников. Смотришь на её безразмерные закрома, и становится смешно от того, какие сегодня универсалы. Порог — на уровне коленей, а проем такой, что можно запихнуть шкаф или холодильник. Эталон!
На заднем диване довольно удобно. Его можно было сложить, чтобы использовать объем салона для перевозки грузов. На заднем диване довольно удобно. Его можно было сложить, чтобы использовать объем салона для перевозки грузов. | Очень большой багажник правильной формы. Порог низкий, а вертикальные фары позволили максимально увеличить ширину проёма. Очень большой багажник правильной формы. Порог низкий, а вертикальные фары позволили максимально увеличить ширину проёма. |
ВАЗ‑2102 стал первым массовым универсалом в Советском Союзе. И был настоящей мечтой дачников и автопутешественников. На крыше хорошо видны выштамповки, увеличивающие жёсткость.
ВАЗ‑2102 стал первым массовым универсалом в Советском Союзе. И был настоящей мечтой дачников и автопутешественников. На крыше хорошо видны выштамповки, увеличивающие жёсткость.
Электроклуб
Сколько было модификаций у Жигулей, не счесть. Одна из самых интересных — ВАЗ‑2801. Настоящий электромобиль на базе ВАЗ‑2102. В 1980–81 годах собрали опытную партию из 47 «электричек». Большая часть машин эксплуатировалась в Тольятти и в Москве (например, на 34‑м автокомбинате). Остальные — в Киеве, Запорожье и Крыму. Это был грузопассажирский фургон. Вместо задних дверей лючки для доступа к аккумуляторным батареям. Для равномерного распределения массы тяжелых никель-цинковых батарей в кузов была интегрирована специальная алюминиевая рама. После опытной партии планировалось мелкосерийное производство. Но проект свернули.
Скоро выйдет продолжение, заходите почаще!
Прочитать историю Жигулей полностью можно в апрельском выпуске журнала «За рулем».
Редакция «За рулем» выражает благодарность администрации «Автомузей Моторы Октября» за помощь в организации съёмки. А также Дмитрию Соловьёву, Илье Чистову, Алексею Лыскину, Сергею Беляеву, Кириллу Симонову, Денису Изотову и Станиславу Гейибову за предоставленные автомобили.
«Копейка», «двушка», «электричка»… Все семейство Жигулей к юбилею ВАЗ-2101
Наша «копейка»
Даже невооружённым глазом было видно, что новая машина внешне не особенно отличается от прототипа из Италии. Разве что массивными клыками бамперов, ручками дверей и, естественно, эмблемой. Но вот внутренности были во многом другие.
Реклама нового автомобиля
Когда завод только начинал строиться, в СССР прошли испытания несколько автомобилей «Фиат-124». Испытания проходили и в Крыму, и Воркуте. Гоняли машины по полной, после чего начал рождаться новый автомобиль «Фиат-124R» (R – значит Russia), который стал значительно отличаться от стандарта. В конструкцию было внесено около 800 изменений. За четыре года (1966–1970) было изготовлено 9 серий и 35 образцов будущих ВАЗ-2101.
Всесторонние тесты и 2,5 млн километров испытаний позволили окончательно добиться оптимального результата. ВАЗ получил более прочный, чем у «Фиата», кузов, новые подвески, увеличенный клиренс. Двигатель тоже претерпел заметные изменения: он превратился из нижневального в верхневальный, машина прибавила в весе и стала на 90 кг тяжелее.
Сбылась мечта советского руководства: автомобиль получил европейский уровень. Модель экспортировалась не только в соцстраны, но и в ФРГ, Австрию, Францию, Швейцарию, Великобританию, Египет и Нигерию. О машинах, которые шли на экспорт, наши автомобилисты могли только мечтать. Они были лучше укомплектованы, да и проверка качества у них была более тщательной. Кстати, в Западной Европе до сих пор остались клубы любителей ВАЗ-2101.
Производство на конвейере
В 1982 году производство ВАЗ-2101 было прекращено, всего было выпущено 4,8 млн разных модификаций «копеек». Новые варианты воплотили в себе лучшие решения инженерной мысли, а некоторые из них были просто уникальны.
Знаменитые «Жигули» первой модели быстро примелькались на дорогах, и «копейка» стала как «народной» машиной, так и престижной: анекдоты в 1970-е годы сочиняли о «запорожцах», а не о вазовской продукции. Теперь не только на «Волге», но и на «Жигулях» могли ездить уважаемые люди. Именно «копейка» стала основной для всего семейства автомобилей ВАЗ. По данным социальных опросов, большинство россиян считает ВАЗ-2101 лучшим отечественным автомобилем XX века.
Обложка: pinterest.ru
Экспортный ВАЗ-2101 дал название основному бренду АВТОВАЗа – LADA
В августе 1968 года журнал «За рулем» объявил читательский конкурс на лучшее название для нового автомобиля. Издание получило тысячи предложений, среди них и такие оригинальные названия, как «Фиалка», «Мемориал» или «Перворожец». Выбрали вариант, который, как вспоминают современники, был предложен вазовским конструктором Алексеем Черным, – «Жигули». Так называются горы недалеко от Тольятти. В народе ВАЗ-2101 сначала прозвали «единичка», а уже в конце 1980-х годов за автомобилем закрепилось название «копейка».
Когда «Жигули» стали поставляться на экспорт, снова встал вопрос о названии. Дело в том, что иностранцы не могли правильно произнести слово «Жигули». Кроме того, в некоторых языках оно имело не совсем приличные значения. Например, на арабском «жигули» звучит как слово «вор», а в Испании напоминает «жиголо».
Нужно было придумать новое название для экспортных автомобилей Волжского завода. Оно появилось в 1973 году – LADA 1200. Сегодня LADA – это основной бренд АВТОВАЗа.
Советский автомобиль LADA 1200 продавали во многих странах: ГДР, ФРГ, Австрии, Чехословакии, Болгарии, Швеции, Югославии, Венгрии, Финляндии, Швейцарии, Франции, Египте, Великобритании, даже Австралии и Японии. Для экспорта в страны с левосторонним движением Волжский автозавод освоил выпуск двух праворульных версий «Жигулей» – ВАЗ-21012 и ВАЗ-21014. В некоторых странах советская «копейка» приобрела местный колорит. Например, на Кубе популярность получили «лимузины» ВАЗ-2101, которые широко использовались как маршрутные такси.
«Русификация» Fiat: прообразом ВАЗ-2101 стал итальянский автомобиль
В 1960-х годах спрос на автомобили в СССР резко возрос – страна нуждалась в по-настоящему «народном автомобиле». В итоге правительство предложило построить новый автомобильный завод, который мог бы выпускать свыше полумиллиона легковушек в год.
Для ускорения создания такого предприятия было решено привлечь иностранных специалистов –итальянский концерн FIAT. В мае 1966 года в Турине министр автомобильной промышленности СССР подписал с руководством FIAT договор о сотрудничестве. В августе того же года было решено, что прототипом нового советского седана станет Fiat 124 – на тот момент одна из самых удачных моделей, «автомобиль года в Европе». В апреле 1970 года с конвейера Волжского автозавода, построенного в Тольятти, сошли первые образцы советского седана ВАЗ-2101.
Новый автомобиль вовсе не был копией Fiat 124. Для адаптации к советским дорогам и непростым климатическим условиям «итальянец» прошел основательную подготовку – всего было внесено более 800 изменений. В результате по ряду показателей ВАЗ-2101 даже превосходил Fiat 124.
Среди нововведений – усиленный кузов, усовершенствованный двигатель. Также была полностью заменена задняя подвеска, увеличен клиренс, в салоне появилось полноценное отопление. Последнее было особо оценено советскими автолюбителями, которые узнали, что в морозы в машине может быть тепло, а запуск двигателя зимой может и не требовать особых усилий.
Кроме того, дисковые задние тормоза были заменены на барабанные. Такая конструкция больше подходит для отечественных дорог. Кстати, во время испытаний было использовано 35 образцов, которые прошли более 2 млн километров советских дорог. Так что «русификация» итальянского Fiat 124 оказалась полезной и для самого концерна Fiat. Итальянцы получили уникальные сведения о надежности своих машин.
Технические характеристики
Двигатель «2101» — родоначальника для всех моделей — карбюраторный. Распредвал имеет верхнее расположение. Привод механизма газораспределения цепной. Ресурс мотора более 18 тысяч километров. Собранный двигатель совместно со сцеплением и КПП крепится к передней и задней поперечинам через три амортизационные опоры. Сцепление сухое постоянно замкнутое, однодисковое. Подвеска независимая с пружиной и амортизатором телескопического типа.
Технические характеристики
Силовой агрегат | |
Модель двигателя | 2101 |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 76х66 |
Рабочий объем, л | 1,2 |
Степень сжатия | 8,5 |
Номинальная мощность, л/с | 58,7 |
Максимальный крутящий момент, кгс/м | 8,7 |
Порядок работы цилиндров | 1–3–4–2 |
Трансмиссия | |
Сцепление | однодисковое с центральной нажимной пружиной |
КПП ВАЗ 2101 | механическая, трехходовая, четырехступенчатая |
Карданная передача | два вала с промежуточной эластичной опорой |
Главная передача | коническая, гипоидная |
Ходовая часть | |
Подвеска передних колес | независимая, на поперечных рычагах, с цилиндрическими пружинами, телескопическими гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости |
Подвеска задних колес | зависимая, жесткая балка, связанная с кузовом одной поперечной и четырьмя продольными штангами, с цилиндрическими пружинами и с гидравлическими телескопическими амортизаторами |
Колеса | дисковые штампованные |
Рулевое управление | |
Редуктор рулевого механизма | глобоидальный червяк с двухгребневым роликом |
передаточное число | 16,4 |
Рулевой привод | трехзвенный, состоит из одной средней и двух боковых симметричных тяг, сошки, маятникового рычага и поворотных рычагов |
Тормозная система | |
Передние тормоза | дисковые |
Задние тормоза | барабанные с самоцентрирующимися колодками и регулятором давления задних тормозов |
Привод рабочих тормозов | ножной гидравлический, двухконтурный |
Стояночный тормоз | ручной, с тросовым приводом на колодки задних тормозов |
Эксплуатационные данные | |
Объем бензобака «ВАЗ 2101», л | 39 |
Расход топлива «2101» в городе | 9.4 л/100 км |
Расход топлива на шоссе | 6.9 л/100 км |
Время разгона (0-100 км/ч) | 22 сек. |
Клиренс, мм | 170 |
Снаряженная масса автомобиля | 955 кг |
Размер шин | 155 SR13 |
Радиус поворота, м | 5.6 |
Масса снаряженная, кг | 1355 |
Модификации
- 2101 — Базовая модель. Четыре двери. «Седан». В очень малом количестве выпускался как «лимузин» и «пикап».Мощность 58,7 л/с.
- 2102 — «Универсал». Выпуск с 1971г. по 1985г. Для перевозки грузов и пассажиров. Пружины и амортизаторы подвески усилены.Заднее сиденье откидное для увеличения багажного отделения. Низкий уровень наружной стенки багажника облегчил погрузку и загрузку. Мощность 62 л/с.
- 2103 — интерпретация «копейки». 1972г. — 2005г (Экспортный вариант «Лада 1500»).Салон и багажник «люкс». Мощность 77 л/с.
- 2105 — Модель положила начало вазовским машинам второго поколения. Модернизирован экстерьер и интерьер. Впервые привод ГРМ ременной. Обогрев заднего окна и обдув стёкол дверей. КПП пятиступенчатая. 1983г. — 2010г. 75 л/с.