Корзина сцепления: назначение и функции

Как увеличить срок эксплуатации сцепления

Стандартный ресурс сцепления механической коробки составляет 100 тысяч километров пробега. На роботизированных коробках ресурс меньше, около 70 тысяч км пробега.

Указанные ресурс рассчитан при щадящем аккуратном использовании машины. Если постоянно резко стартовать, бросать сцепление и т.д., то ресурс значительно меньше.

Рывки, пробуксовки приводит к быстрому изнашиванию диска сцепления, поэтому начинаетс пахнуть, когда плавится диск.

У корзины слабые детали — это лепестки. Со временем они становятся слабее и прижимают с меньшей силой. А в этом случае, сцепление не выключается полностью, поэтому иногда можно услышать хруст, когда водитель пытается переключить скорость. В итоге страдают и корзина, и выжимной подшипник, и диск сцепления.

Правильным действием водителя будет также плавное отпускание педали сцепления, а не бросание его. При трогании с места не следует давать большие обороты двигателю, а начинать движение плавно. И еще, полностью отпускать сцепление. Некоторые водители положат ногу на педаль и она остается немного нажатой. По отзывам, наиболее надежным сцеплением является сцепление SACHS.

Диагностика сцепления в домашних условиях

Чаще всего при поломке слышны характерные звуки. Для этого давим пару раз на педаль сцепления и внимательно слушаем. Если появляются посторонние звуки, к примеру, такие как скрип, стук или подобное, то стоит понять, откуда они идут и устранить их. При нажатии на педаль, она должна идти свободно, без рывков и задержек. Расстояние от пола до педали при включенном или выключенном состоянии не должна превышать 145 миллиметров.

Встречаются еще поломки во время езды, а именно когда переключаете передачу. Если тяжело включить передачу и при включении появляются нестандартный хруст, шум и другие звуки, то не стоит затягивать. Так же при включении передачи и нажатии на газ машина не так резва, как обычно, начинает плавно набирать ход, при этом мотор работает на максимум. Это первый признак поломки диска сцепления.

Виды сцепления

Общее назначение и принцип работы у этого узла
трансмиссии один, но сам механизм сцепления по исполнению и материалам бывает
разным. Например, виды сцеплений классифицируются по способу управления. В
большинстве автомобилей используется гидравлический тип. Для этого предусмотрен
главный цилиндр, работающий с бачком тормозной жидкости. От него давление
получает рабочий цилиндр, воздействующий на выжимной подшипник. Когда водитель
нажимает педаль, гидропривод давит через вилку на муфту и разъединяет диски.
Наличие гидравлического цилиндра значительно облегчает нажатие педали водителю.

Гидроцилиндр сцепления
Рабочий
гидроцилиндр сцепления

Другая разновидность — тросовое сцепление или
механическое. Здесь передача усилия от нажатия происходит через трос. Обычно
такой тип применяется на мотоциклах, мотоблоках, старых марках автомобилей.
Управление выносится в мототехнике на руль, а в авто на педаль. При нажатии
приходится прикладывать значительные усилия. Встречается и комбинированный
вариант, в котором совмещены механика и гидравлика.

Еще существует электромагнитное сцепление,
которое включается и выключается под действием электромагнитного поля.
Встречается в автомобилях с вариаторами. Кроме различия в приводе, виды
сцепления делятся по условиям работы и составным частям. Рассмотрим это
детальнее.

Сухой и мокрый типы

Сухой тип — это вращение рабочего диска внутри
корзины, при котором охлаждение происходит за счет потока воздуха. Этот вид
применяется в большинстве современных двигателей на автомобилях и мотоциклах.
По мере изнашивания накладок мусор от них вылетает и оседает на внутренней
поверхности кожуха КПП.

Мокрый тип — применяется на некоторых
двигателях мототехники. Это двухтактные и четырехтактные силовые установки,
имеющие общий картер с коробкой. За счет такой конструкции диски между ними
оказываются частично погруженными в масло. Техническая жидкость обеспечивает
охлаждение поверхности и смывает с нее мусор. Но частицы фрикционного материала
находятся во взвешенном состоянии и “гуляют” по двигателю, что хуже
сказывается на его работе. Масло требуется чаще менять и следить за
уровнем.

Мокрый тип сцепления
Мокрый
тип сцепления

Двух и многодисковые сцепления

Обычно в автомобилях используется однодисковая
конструкция, принцип работы которой мы рассмотрели выше. Но в некоторых
агрегатах применяется сразу несколько дисков. Это встречается в:

  • грузовых автомобилях;
  • мотоциклах “Днепр”,
    “Урал”;
  • тракторах;
  • бронетехнике.

Наличие нескольких прослоек фрикционных
элементов повышает передачу крутящего момента от двигателя, что обеспечивает
уверенное движение многотонной техники или гарантированное отсутствие
пробуксовки в трансмиссии. Это достигается за счет использования фрикционной
поверхности на маховике и промежуточных ведущих дисков, расположенных между
несколькими ведомыми. Благодаря такому устройству значительно увеличивается
площадь соприкосновения и передачи усилия, что улучшает работу узла.

Многодисковое сцепление
Многодисковый
вариант сцепления

В некоторых легковых автомобилях двух- или
многодисковое сцепление используется для более плавного хода. Так, когда один
фрикцион задействован в переключении первой передачи, второй “ждет
наготове”, чтобы включить следующую передачу. Работа двигателя и коробки
происходит более слаженно и плавно.

Назначение и устройство сцепления

Сцепление служит для кратковременного разъединения двигателя от трансмиссии и плавного их соединения при трогании с места, а также при переключении передач. Сцепление состоит из привода и механизма сцепления.

Устройство сцепления автомобиля

Схема гидравлического привода выключения сцепления и механизма сцепления:

  1. коленчатый вал;
  2. маховик;
  3. ведомый диск;
  4. нажимной диск;
  5. кожух сцепления;
  6. нажимные пружины;
  7. отжимные рычаги;
  8. нажимной подшипник;
  9. вилка выключения сцепления;
  10. рабочий цилиндр;
  11. трубопровод;
  12. главный цилиндр;
  13. педаль сцепления;
  14. картер сцепления;
  15. шестерня первичного вала;
  16. картер коробки передач;
  17. первичный вал коробки передач.

Привод выключения сцепления

Привод выключения сцепления (гидравлического типа) состоит из:

  • педали,
  • главного цилиндра,
  • рабочего цилиндра,
  • вилки выключения сцепления,
  • нажимного подшипника,
  • трубопроводов.

При нажатии на педаль сцепления, усилие ноги водителя, через шток и поршень, передается жидкости, которая, в свою очередь, передает давление от поршня главного цилиндра на поршень рабочего. Далее шток рабочего цилиндра перемещает
вилку выключения сцепления и нажимной подшипник, который и передает усилие на механизм сцепления. Когда же водитель отпустит педаль, то под воздействием возвратных пружин все детали привода займут исходные позиции.

Механизм сцепления

Механизм сцепления представляет собой устройство, в котором происходит передача крутящего момента за счет работы сил трения. Именно механизм сцепления позволяет кратковременно разъединять двигатель и коробку передач, а затем вновь
плавно их соединять.

Кроме того, сцепление предохраняет детали трансмиссии от перегрузок. При неравномерном вращении коленчатого вала двигателя в трансмиссии возникают колебания. Для их гашения в сцеплении имеется гаситель колебаний или демпфер. Элементы механизма заключены в картер сцепления, который крепится к картеру двигателя.

Детали механизма сцепления

Механизм сцепления состоит из:

  • картера и кожуха,
  • ведущего диска (которым является маховик коленчатого вала двигателя),
  • нажимного диска с пружинами,
  • ведомого диска со специальными износостойкими накладками и гасителем колебаний.

Ведомый диск, связанный с первичным валом коробки передач, постоянно прижат к маховику нажимным диском под воздействием очень сильных пружин. За счет огромных сил трения между маховиком, ведомым и нажимным дисками, все это вместе, как единое целое, вращается при работе двигателя. Но это только тогда, когда водитель не трогает педаль сцепления, независимо от того едет ли или стоит на месте его автомобиль.

А для начала движения машины, необходимо прижать ведомый диск, связанный с ведущими колесами (через первичный вал коробки передач и другие составляющие трансмиссии), к вращающемуся маховику, то есть – включить сцепление.

Схема работы сцепления

Как правильно включать сцепление? Вначале приотпускаем педаль, то есть даем возможность пружинам нажимного диска подвести ведомый диск к маховику до их легкого соприкосновения. За счет сил трения диск, проскальзывая некоторое
время относительно маховика, тоже начнет вращаться, а ваш автомобиль потихоньку двигаться. Затем на две – три секунды удерживаем педаль сцепления в средней позиции для того, чтобы скорость вращения маховика и диска уравнялись.

Машина при этом немного увеличивает скорость движения. И, наконец, когда маховик вместе с нажимным и ведомым дисками уже вращаются вместе без проскальзывания с одинаковой скоростью, 100%-но передавая крутящий момент к коробке передач
и далее на ведущие колеса автомобиля, остается только полностью отпустить педаль сцепления и убрать с нее ногу.

Если при начале движения педаль сцепления резко бросить, то автомобиль «прыгнет» вперед, а двигатель заглохнет. В худшем же варианте, что-нибудь еще и сломается, так как в этот момент возникает сильная ударная волна, которая многократно увеличивает нагрузки на все детали двигателя и агрегаты трансмиссии.

Для выключения сцепления водитель нажимает на педаль, при этом нажимной диск отходит от маховика и освобождает ведомый диск, прерывая передачу крутящего момента от двигателя к коробке передач. Нажимать на педаль сцепления следует достаточно быстрым, но не резким, спокойным движением до конца хода педали.

Возможные неисправности сцепления и их признаки

О неисправностях могут свидетельствовать следующие симптомы:

  • сцепление ведет (то есть имеет место неполное расхождение дисков);
  • механизм буксует (то есть присутствует недостаточно сильное соприкосновение дисков);
  • машина совершает рывки при переключении передач или трогании с места;
  • при выключении начинается сильная вибрация или появляется отчетливо слышный шум;
  • сцепление совсем не выключается;
  • педаль остается в крайнем положении (то есть постоянно утоплена в пол салона авто).

Причинами перечисленных явлений могут выступать следующие неисправности.

  • Износ конструктивных элементов узла. Чаще всего изнашивается ведомый диск. Может произойти его деформация, износ шлицев, накладок, вилки. Нередко изнашиваются пружины. Решается проблема заменой поврежденного элемента конструкции.
  • Ослабление опор мотора. В результате нарушается геометрия коленчатого вала и маховика, вследствие чего диски соприкасаются между собой недостаточно плотно. Устраняют проблему укреплением опор до возвращения их в нормальное состояние.
  • Износ подшипника. Поскольку эта деталь перестает обеспечивать свободное вращение остальных конструктивных элементов, при ее функционировании появляется шум. Сам вращение при этом несколько замедляется. Решают проблему полной заменой подшипника.
  • Повреждение троса. Если трос поврежден, то педаль не может нормально нажиматься, поскольку не связана с остальными элементами узла. В результате сцепление остается постоянно включенным. Проблема устраняется путем замены троса на исправный.

Иногда понять, исправен узел или нет, сразу не получается. Чтобы признаки поломки стали видны более отчетливо, можно провести простую проверку, не требующую посещения станции техобслуживания. Для этого потребуется выполнить следующие действия:

  • найти ровный, спокойный участок дороги примерно на 1 километр;
  • разогнаться до 60 км/ч;
  • убрать ногу с акселератора и дать авто сбавить обороты;
  • когда двигатель начнет «захлебываться», резко выжать акселератор.

В последний момент необходимо следить за показаниями приборов. При исправном узле стрелки спидометра и тахометра перемещаются по шкале синхронно. При изношенном или сломанном сцеплении тахометр будет опережать спидометр. Это связано с тем, что обороты мотора будут высокими, но не передадутся на колеса.

Возможные неисправности двухдискового сцепления

При побуксовке, когда отпущена полностью педаль сцепления, диски проскальзывают один относительно другого и в значительной степени нагреваются. Стальной ведомый диск может покоробиться, а чугунный маховик и нажимные диски – потрескаться. Фрикционные накладки на дисках при этом изнашиваются и обгорают. Проявляется пробуксовка вначале на высоких передачах: несмотря на увеличение оборотов мотора, скорость машины не растёт. Если не отремонтировать, то данный процесс начинает прогрессировать, в дальнейшем даже на первой передаче автомобиль не может тронуться с места.

Основная причина пробуксовки – это маленький свободный ход педали сцепления. Обыкновенно он составляет 15-25 мм от крайнего верхнего положения педали до положения, когда выжимной подшипник начинает нажимать рычаги выключения или на диафрагменную пружину. Нужно восстановить свободный ход педали сцепления регулировкой.

Если же причина – в ведомом диске, то это сразу будет видно, в форме деформаций и механических дефектов на нём. Когда фрикционные накладки изношены очень сильно, и подрегулировать свободный ход не получается, то необходимо заменить накладки, либо весь ведомый диск.

Менее распространённые причины пробуксовки состоят в замасливании накладок, а также в ослаблении нажимных пружин (возможно, случился отпуск стали при перегреве сцепления).

Сцепление ведёт, или не полностью выключается.

Неполное выключение сцепления появляется таким образом: при включении передачи, когда машина неподвижна, слышится хруст шестерёнок. Это ведёт к износу коробки переключения передач. А наиболее вероятной причиной является увеличенный свободный ход педали сцепления.

Также это может произойти при деформации выжимных рычагов; или когда выжимной подшипник заедает – не передвигается вместе с нажимной муфтой. Есть вероятность, что ведомый диск сцепления не передвигается по шлицам (при загустении или загрязнении консистентной смазки).

Первичный вал КПП вставлен в шарикоподшипник, который расположен в углублении маховика, и «ведение» сцепления может быть связано с неисправностью этого подшипника. В двухдисковом сцеплении такая проблема обычно появляется из-за замасливания и последующего склеивания дисков ведомых и нажимных.

Происходят рывки при включении сцепления

Когда, несмотря на плавное отпускание педали сцепления автомобиль трогается с места рывками, это говорит о повреждении фрикционных накладок; о том, что ведомый диск покороблен, либо сломались демпферные пружины, либо износились фрикционные шайбы.

Ведомый диск может заедать при передвижении по шлицам первичного вала КПП. Возможно также заедание нажимной муфты или разрушение выжимного подшипника.

Если воздух попадает в гидравлический привод выключения сцепления, возможно «проваливание» педали, и, как следствие – неполное выключение сцепления. В этом случае надо удалить пузырьки воздуха с частью тормозной жидкости (прокачать сцепление), и долить новой.

Если привод тросовый, то обрыв троса может стать причиной поломки сцепления. Когда педаль сцепления не возвращается в первоначальное положение – отсоединилась возвратная пружина.

схема, болты, маховик, где находится, фирмы производители

Корзина сцепления является основным устройством в автомобиле, состоящим из нескольких деталей, которые находятся в едином блоке. Она следит за тем, чтобы исправно разъединялись и соединялись выжимной диск и маховик. То есть именно благодаря ей включается и выключается работа двигателя. Если корзина плохая, в неисправном состоянии, то возможность завестись тоже выходит из строя, механизм вообще не работает.

Назначение сцепления

Можно выделить три основных вида корзины сцепления. Они отличаются конструктивными особенностями.

  • электромагнитная,
  • фрикционная,
  • гидравлическая.

Данное устройство является очень важным комплектом в автомобиле. Благодаря такой детали, как паук, возможно разъединение двигателя и трансмиссии, когда происходит торможение или нужно переключить передачу. Также в отношении классики движения, корзина сцепления нужна, чтобы соединить два агрегата машины, чтобы она стартовала. Работа двигателя осуществляется за счет предохранителя. Так как благодаря пауку сберегаются узлы трансмиссии, которые могут иметь самый разный диаметр. Параметры устройства даже при сильной динамике не меняются. Но на самом деле работа двигателя является самым простым моментом в автомобиле.

Смысл подачи энергии в том, что паук контролирует передачу момента мощности, идущей с маховика и основной части к главному диску, который уже отсылает параметры движения на коробку передач.

Выжимные пластины очень упруги, они служат лепестками корзины, благодаря им происходит сжатие ведомого диска и выжимного вместе с маховиком.

Такие параметры указывают на нормальную работу корзины сцепления

При нажатии на педаль сцепления, неважно, каким будет вес, ведомый диск и выжимной разъединяются, тогда больше не передается крутящий момент

Большое значение имеет вес комплекта, так как чем он ниже, тем воздействие на двигатель проходит легче. Также устройство отвечает за качество работы всего комплекта. Маховик и паук должны действовать безоговорочно хорошо. При этом находиться они должны обязательно на своих местах, так как без них автомобиль просто не поедет. Подводя итог, данного подраздела, можно сказать, что корзина является незаменимым устройством в комплекте двигателя.

Основной принцип работы сцепления

Как мы увидели, под корзиной сцепления понимается один комплект деталей, который имеет определенный вес в автомобиле. Сюда входят и паук, и маховик, и различные втулки, болты, диски. В том числе и нажимной диск, круглая пружина и защитный кожух. Между корзиной и основными деталями налажен отличный тандем.

Получается, что болты удерживают вместе корзину и ведущий маховик, но также благодаря втулкам и болтам возвратной пружине удается удержаться в корзине, которая находится в близком соседстве с подшипником.

Маховик и второстепенный диск соединяются благодаря нажимному диску. Если сцепление будет выключено, то диск давит на корзину, побуждая её воздействовать с маховиком. Когда нажимной диск больше не давит, двигатель включается в работу. Тогда ведомый элемент начинает крутиться самостоятельно. В этом время нажимной элемент и кожух имеют одинаковые параметры, давящие на пружину, которая возвращает все в исходное состояние, когда двигатель перестает работать. Диаметр у подобной пружины имеет большой вес в работе.

Комплект деталей, куда входят паук, втулка, болты имеют определенную схему работы. Вес такого комплекта обеспечен фирмой, поставляющей данный комплект. Поэтому можно говорить о том, что двигатель работает исправно, так как вес его определяется схемой, по которой он работает.

Нужно лишь приложить небольшой вес, чтобы заработали детали корзины сцепления. Тогда паук сделает нужное усилие на крутящий момент. Фирма работает строго по схеме, поставляя все необходимые детали вплоть до втулок. Вес при этом каждой фирмы способствует тому, что именно у них купят определенную деталь. К тому же гарантию фирма дает даже на втулки.

Заключение

Подводя итоги, скажем, что благодаря правильной работе между деталями, осуществляется верное движение автомобиля. Так как иначе машина бы не смогла сдвинуться с места

В работе важно, чтобы пружина и кожух работали исправно вместе с другими деталями

portalmashin.ru

https://www.youtube.com/watch?v=https ://www.youtube.com/watch?v=1858lZXHZ-g

Эксплуатация сцепления

При эксплуатации автомобиля необходимо периодически проверять уровень в бачке, питающем жидкостью гидравлический привод сцепления. Если уровень окажется меньше нормы, то его обязательно следует восстановить, долив тормозной жидкости.
В противном случае, когда ее уровень понизится до нуля, усилие вашей ноги на педали сцепления будет передаваться в никуда.

Пониженный уровень жидкости или неправильная регулировка сцепления может привести к тому, что передачи на вашем автомобиле будут включаться с огромным усилием или вообще включаться не будут. И если, при полностью нажатой педали
сцепления, вам все-таки удастся «впихнуть» первую передачу, то автомобиль самопроизвольно начнет медленное движение, хотя в данный момент двигатель еще должен быть отделен от ведущих колес.

Как это может случиться и почему машина едет?

Описанная неприятность называется – сцепление ведет. Суть происходящего в следующем. В то время, когда ведомый диск сцепления не должен иметь контакта с маховиком, он все-таки за него немного цепляется, и поэтому часть крутящего момента передается на вал коробки передач и далее на ведущие колеса.

Со сцеплением может случиться неприятность и другого рода. Так как каждый раз, отпуская педаль сцепления, мы заставляем обе поверхности ведомого диска сильно тереться о железный маховик и не менее железный нажимной диск, то естественно боковые поверхности ведомого диска со временем изнашиваются.

Это нормальный процесс, предусмотренный конструкцией автомобиля, и ведомый диск является расходным материалом. Однако наступает момент, когда и первая передача включена, и педаль сцепления наверху, и «газуете» вы так, что у проезжающих мимо водителей «сердце кровью обливается». Но износ накладок ведомого диска уже настолько велик, что теперь он не зажимается между маховиком и нажимным диском с должным усилием, и, прокручиваясь, не передает крутящий момент от двигателя к трансмиссии. Описанное явление называется – сцепление пробуксовывает.

Конечно, здесь описан пример совсем уж глухого и слепого водителя, потому что машина намного раньше «предупреждала» его о том, что такой случай может произойти в ближайшее время. Еще раньше, на подходе к максимальному износу, ведомый диск начал пробуксовывать, сначала на четвертой передаче, затем на третьей и так далее.

Начало критического износа легко определить, двигаясь на четвертой передаче со скоростью 40 – 45 км/ч. Если при активном нажатии на педаль газа обороты
двигателя начинают увеличиваться, а машина продолжает движение с постоянной скоростью, то в подтверждение своей догадки вы еще и унюхаете специфический запах «подгорающих» накладок диска. Значит, пора покупать новый диск.

«Шелест» в районе сцепления и его пропадание при полностью нажатой педали сцепления означает, что вы должны готовится к замене выжимного подшипника. Резкие старты и ускорения машины, постоянное держание ноги на педали сцепления при
движении ведут к ускоренному износу не только сцепления, но и других агрегатов автомобиля.

Укорачивает срок службы сцепления и еще одна плохая привычка. Это когда водитель долго удерживает педаль сцепления в нажатом состоянии, например, на все время остановки перед красным сигналом светофора.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий