Победы, поражения?
Решили найти современный , недорогой в производстве и эксплуатации грузовик и организовать его выпуск на АМО. В начале 1928 года план реконструкции был утвержден. Контракт старались заключить как можно скорее. Для выбора модели за границу отправилась правительственная комиссия , но , поскольку в Европе подходящей модели не нашлось , обратились к США. И в мае 1929-го ” Автотрест ” ( ему подчинялся завод ) подписал договор , по которому американцы брались за разработку проекта реконструкции АМО и к 1 октября обязались предоставить его заказчику. Выбор пал на фирму ” Брант ” , предлагавшую наиболее выгодные условия. При этом Лихачева – директора реконструируемого предприятия – даже не сочли нужным ознакомить с конструкцией новинки , поставив перед фактом и не дав возможности хоть как-то повлиять на решение вышестоящей организации & hellip ; На замену АМО-Ф15 за океаном предложили грузовик Autocar ( как впоследствии выяснилось , он мало подходил для работы в ” специфических российских условиях ” ).
К тому же оказалось , что его компания – всего лишь посредник. Время шло , однако Брант не спешил выполнять свои обязательства. Лихачев ходил по партийным инстанциям , требуя ускорить процесс или отказаться от услуг американцев. Сроки поставок чертежей и оборудования срывались. Наконец директора услышали и в июне 1930 года договор с Брантом расторгли. С его подачи вопрос реконструкции обсуждался на Политбюро ЦК ВКП ( б ). Пришлось продолжать реконструкцию в рамках прежнего проекта , хотя Лихачев отлично понимал , что она провалена и вскоре потребуется новая. Правда , исправлять что-либо было уже поздно: деньги уплатили , работы над адаптацией ” Автокара ” шли полным ходом , заказанное оборудование прибывало на завод. Заявить об этом публично было невозможно – партия требовала только побед !
Предприятию присвоили имя Сталина , и это означало , что оно назначено главным автозаводом страны. Первого октября 1931 года на заводе состоялся торжественный митинг , посвященный окончанию реконструкции. Впоследствии их сменили ЗИС-5. Проведенную реконструкцию объявили очередной победой социализма , а уже 25 октября с завода ушли первые 27 грузовиков АМО 3 ( так назвали ” Автокары ” в СССР ). В мае 1933 года ” за успешное проведение реконструкции ” Иван Алексеевич Лихачев был награжден орденом Ленина , его избрали делегатом XVII съезда ВКП ( б ).
В 1939-м Иван Алексеевич некоторое время был наркомом среднего машиностроения , затем снова вернулся на завод. Через три года началась вторая , более успешная реконструкция ЗИСа. Велика его роль и в послевоенном развитии предприятия. И в начале Великой Отечественной войны именно он обеспечил эвакуацию ЗИСа и создание на его базе четырех филиалов – УралАЗа , УАЗа , Челябинского кузнечно-прессового и Шадринского автоагрегатного заводов. Но все это – официальная сторона его деятельности. Побывал Лихачев и в ранге министра автомобильного транспорта и шоссейных дорог. А каким человеком он был ?
Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:
Интересные новости по теме
Названы автомобили, которые станут классикой в будущем
Известный автомобильный дизайнер Фрэнк Стефенсон рассказал о современных автомобилях, которые, как он считает, станут будущей классикой 12 июля 2021
В Британии показали уникальный ретро-спорткар
Знаете, сегодня на одного автопроизводителя в мире стало больше. Конечно, на арену вышел не какой-то крупный игрок, а небольшая частная компания, но все равно – больше разнообразия – это хорошо! 09 июля 2021
Экология ограничивает ретро-автомобили
Данный класс машин не смогли вывести в исключения по запрету проезда в экологические зоны 25 января 2021
Ретро-автомобили: статус определен
Росстандарт совместно с комитетом классических автомобилей Российской автомобильной федерации (ККА РАФ) разработали новый ГОСТ, который определяет критерии отнесения транспортных средств к классическим 09 декабря 2019
Переделка ретро-машин в электрокары. Есть противники
Международная ассоциация старинных машин (Fédération Internationale des Véhicules Anciens) выступила резко против таких переделок 21 октября 2019
Для ретро-автомобилей в России введут специальные ПТС
Для того, чтобы получить такой паспорт, владельцам придётся отправить машину на платную экспертизу, в ходе которой будет оценена оригинальность раритетного автомобиля 25 марта 2019
Средний возраст автомобилей вырос
Исследование парка всех легковых автомобилей России завершилось неутешительно: по состоянию на начало нынешнего года, средний возраст автомобилей составляет 12,9 лет, в то время, как еще в прошлом году этот показатель колебался на уровне 12,5 лет. Соотечественники стали реже покупать новые автомобили, предпочитая докатывать старые 15 марта 2017
Ретро на номера!
Проект, представленный зампредом комитета классических автомобилей РАФ Петром Шляхиным: подразумевает особые правила регистрации и использования ретроавтомобилей, а также выдачу специальных номерных знаков 14 марта 2017
Максим Хадерер Такой завод отгрохали , какие великие люди его поднимали и работали не жалея сил!!! Я сам водитель и 10 лет на ЗИЛ-130 отработал по-моему это самый удачный автомобиль в своём классе!! А современные управленцы всё похерили и стерли с лица земли , видишь ли портит облик Москвы , готовы всё своими грёбаными офисами застроить! Ни когда им этого не прощу! Ответить
Модификации ЗИС-101 и ЗИС-101А
ЗИС-101 киносъемочный
Представительские автомобили с большой массой и плавным, мягким ходом идеально подходят для работы в кино. Для съемок в движении вперед к передней части машины пристраивали специальные навесные площадки, на которых располагалась камера вместе с оператором. Для съемок уходящего плана кинокамеры размещали в задней части автомобиля, для чего срезалась часть крыши над задними сиденьями.
ЗИС-101А санитарный
Партию санитарных автомобилей (30 машин) в 1949 году изготовил кузовной завод «Аремкуз». Использовались пригодные для дальнейшей эксплуатации шасси легковых автомобилей ЗИС-101 и ЗИС-101А. Санитарные машины даже получили собственный индекс — «АКЗ-4». Заводская санитарная модификация на базе ЗИС-101 была построена на Заводе имени Сталина в 1939-1940 годах всего в двух экземплярах.
ЗИС-101А фургон
Кузовные заводы, способные заново изготовить деревянный каркас кузова, не брали на себя сложную работу по восстановлению кузовов ЗИС-101 и ЗИС-101А, а просто строили полностью новый кузов, оставляя от старого только панель приборов и рамку ветрового стекла. Из лимузинов получались вполне приличные фургоны, острая нехватка которых ощущалась в послевоенное время в крупных городах. Представленный на фото фургон изготовлен на московском заводе «Аремкуз».
ЗИС-101 пикап
Небольшие авторемонтные заводы не занимались восстановлением утраченных или изношенных деталей каркаса кузова автомобиля ЗИС-101. Часть кабины над водителем оставляли нетронутой, а сзади пристраивали грузовые платформы, превращая представительские лимузины в пикапы. При этом заменялись некоторые узлы автомобиля — например, двигатель, коробки передач и мосты с колесами. Самым популярным «донором» для таких переделок был горьковский ГАЗ-51.
Не сохранили
Поднятый им завод продолжал жить полной жизнью, обеспечивая нужды советской промышленности, а еще создавая лимузины для членов правительства, технику для спасения космонавтов, уникальные микроавтобусы и даже холодильники.
Ивана Алексеевича Лихачева похоронили в некрополе Кремлевской стены. Завод, которому он посвятил жизнь, получил новое название ЗИЛ — завод имени Лихачева.
В 1958 году у второй проходной завода был установлен бюст директора. Много лет монумент встречал рабочих, идущих на смену…
Есть вещи, за которые больно. Как бы ни менялась эпоха, нельзя терять то, что составляет гордость страны.
Сделать невозможное
Лихачеву пришлось столкнуться с удивительной проблемой — завод не мог увеличить производство, потому что не находил желающих покупать машины. Оказалось, что советский вариант грузового «Фиата» в три раза дороже, чем итальянский оригинал, и в итоге предприятия, нуждающиеся в грузовиках, закупают их у итальянцев.
Другой бы растерялся, но трудоголик Лихачев с головой ушел в бумаги, изучая вопрос о том, как снизить стоимость советского автомобиля. Он погружался в бухгалтерские дела, в вопросы производства металла и в другие смежные отрасли.
Статья по теме
Колёса Союза. Почём сегодня былая гордость советского автопрома
Наверху решили — стране нужен грузовой автомобиль, который будет полностью производиться в СССР. Он не должен быть слишком дорог, но при этом должен быть надежен, а производиться машина должна тысячами, а затем десятками тысяч.
Лихачев не стеснялся перенимать опыт у зарубежных коллег, но в Европе каких-то массовых прорывных идей подсказать не могли. И тогда балтийский матрос прорвался в США, к самому Генри Форду. Там он в течение нескольких месяцев изучал налаженное Фордом конвейерное производство и понял, как непросто воссоздать данную схему в советских условиях. Значительно же улучшить ее было возможно.
Стране нужны автомобили
Пройдет еще совсем немного времени, и дело, которому он посвятил жизнь, окончательно канет в Лету. Жители новых кварталов не поверят, что когда-то на этом месте кипела рабочая жизнь, а из цехов ежедневно выходили новенькие автомобили.
Первая Мировая война застала Российскую империю врасплох. Выяснилось, что в стране не производятся в необходимом количестве боеприпасы, снаряжение, а также существует острая нехватка самой современной техники, в том числе автомобилей.
Спохватившиеся власти в 1916 году утвердили программу, согласно которой в стране должны были быть созданы шесть автомобильных заводов. Подряд на строительство одного из них получил торговый дом «Кузнецов, Рябушинские и К». Купцы за 27 000 000 рублей обязались поставить армии 1500 машин, причем первые 150 войска должны были получить к марту 1917 года. Ни о каких своих разработках речи не было — производить собирались полуторатонный грузовик FIAT 15 Ter образца 1915 года.
Но построить завод в указанные сроки не сумели, наладив лишь сборку машин из поступающих из Италии запчастей. Когда же комплекты закончились, недостроенное предприятие превратилось в ремонтные мастерские.
Статья по теме
Тест: Какие автомобили снимали в советских фильмах?