Литва и Польша: ПДД и дорожные традиции

Некоторые особенности вождения автомобиля в Польше

При поездке в Польшу на автомобиле следует быть готовым к довольно узким и плохо освещенным городским улицам, а также к встрече с медленно движущейся сельскохозяйственной техникой и телегами на загородных дорогах. Но, несмотря на эти неудобства, езда на автомобиле в Польше может быть довольно приятной. Кому-то польские правила дорожного движения могут показаться чересчур суровыми, но если узнать обо всем заранее и соблюдать ПДД, проблем возникнуть не должно.

  • Скоростное ограничение на автостраде – 140 км/ч, на скоростном шоссе – 120 км/ч, на автодороге местного значения – 90 км/ч. В городе днем можно двигаться со скоростью 50 км/ч, ночью с 23:00 до 06:00 быстрее – 60 км/ч.
  • Дорожное движение в Польше правостороннее. При проезде перекрестков равнозначных дорог без установленных знаков приоритета, действует правило помехи справа. Трамвайные пути могут использоваться для движения автомобилей, однако их следует освободить при приближении трамвая. Также на трамвайных остановках, не оборудованных остановочными пунктами, автомобили должны пропускать пассажиров для посадки/высадки.
  • Выписать штраф и принять его оплату польские полицейские могут на месте, если водитель не является резидентом страны.

Документы на автомобиль, страховку и водительские права должны быть постоянно при водителе.

  • В автомобиле должен быть знак аварийной остановки, огнетушитель, аптечка и светоотражающий жилет.
  • Использование зимней резины в Польше не обязательно и носит рекомендательный характер. Однако шипы здесь под запретом. В некоторых горных районах страны при наличии специального дорожного знака следует оборудовать колеса противоскользящими цепями
  • Что касается ремней безопасности, к ним требования в Польше достаточно строгие. Пристегиваться обязаны и водитель, и все пассажиры авто.
  • Не разрешается провозить детей до 10 лет на переднем пассажирском сиденье. Дети младше 12 лет, чей рост ниже 150 см должны находиться в подходящих для них специальных детских удерживающих устройствах.
  • Применять звуковой сигнал разрешается только в случае крайней необходимости.
  • Фары должны быть включены во время движения постоянно.

  • Закон для любителей нетрезвой езды в Польше суров. Максимально допустимое количество промилле для водителей — 0,2. Превышение этого показателя до 0,5 промилле карается лишением прав от полугода до 3 лет и тюремным заключением на 1 месяц. Если состояние опьянения еще более сильное и алкоголя уже свыше 0,5 промилле, то свободы лишат уже на 2 года, а права заберут на срок от 1 года до 10 лет.
  • Разговоры по мобильному телефону во время управления транспортным средством в Польше могут вестись исключительно с использованием гарнитуры.

Автомагистрали в Польше

Всего в Республике Польша функционирует 1700 км автомагистралей. Большая часть из них – платные автодороги, стоимость проезда по которым устанавливается управляющей компанией.

Для того чтобы автомагистраль стала платной, мало ее построить, нужно еще обеспечить инфраструктурой: стоянками, заправками, местами для оплаты. С 01 января 2021 года на всех магистралях будет введена электронная система приема платежей, обязательная для водителей. Шлагбаумы, ворота и кассы будут не нужны.

Несмотря на высокое качество этих дорог, на них требуется соблюдать установленный скоростной режим, поскольку правоохранители активно применяют радар-детектор в Польше, чтобы устанавливать правонарушителей. При помощи фоторадаров устанавливаются не только превышения скорости, но и проезд на запрещающий сигнал светофора, а также развороты в неположенном месте.

Существует две системы взимания платы. Есть дороги, где оплачивать нужно каждый пройденный километр. Делается это на съездах с трассы или в ее конце.

Другой тип оплаты подразумевает внесение денег в кассу в начале или в конце пути вне зависимости от проделанного расстояния.

Цены на различных автомагистралях вы можете увидеть в таблице:

НазваниеПротяженностьТариф
A1 Gdansk–Torun152 кмлегковые автомобили – 30 zl (47 р/км)
мотоциклы – 30 zl (47 р/км)
A2 – Strykow–Konin99 кмлегковые автомобили – 9,9 zl (24 р/км)
мотоциклы – 5 zl (12 р/км)
A2 – Konin–Poznan–Swiecko255 кмлегковые автомобили – 72 zl
мотоциклы – 72 zl
A4 – Krakow–Katowice62 кмлегковые автомобили – 20 zl (78 р/км)
мотоциклы – 10 zl (24 р/км)
A4 – Gliwice–Wroclaw162 кмлегковые автомобили – 16,2 zl (38 р/км)
мотоциклы – 8,1 zl (19 р/км)

Карта платных дорог в Польше:

Почему лучше пересекать границу на машине

Выбор способа передвижения во многом определяется расстоянием до конечной цели путешествия, стоимостью поездки, а также доступностью транспортного сообщения. Перед жителями Калининграда и области этот вопрос не стоит – им однозначно выгоднее и удобнее пользоваться личными автомобилями. К тому же для них действуют особые условия пересечения границы.

В целом же к поездке за границу за рулем собственного автомобиля туристы склоняются по следующим соображениям:

  • независимость от графика движения автобусов, поездов и самолетов;
  • возможность спланировать и в любое время изменить маршрут, чтобы не стоять в очередях или пересечь границу по зеленому коридору;
  • если ехать нужно не слишком далеко, поездка может оказаться дешевле по сравнению с путешествием другими видами транспорта, во всяком случае, если сравнивать с авиаперелетом.

Нарушения и штрафы

Правил в Польше много, они отличаются, пусть и не очень сильно, от российских. Главное отличие – в том, что следят за порядком здесь намного лучше, поэтому от своих привычек нарушать ПДД по мелочи вам лучше отказаться.

Вас могут оштрафовать за то, что вы едете и одновременно разговариваете по телефону (на 200 злотых), за движение без света (до 200 злотых).

Учтите, что правила движения в населенных пунктах начинают действовать со знака “застроенная местность” (черный силуэт зданий на белом фоне – знак, который есть и в России). Зеленый знак с названием города просто оповещает о населенном пункте.

Штрафы за превышение скорости в Польше

Превышение скорости
до 10 км/ч114 PLN (27 €)57 PLN (13 €)
от 11 до 20 км/ч228 PLN (53 €)114 PLN (27 €)
от 21 до 30 км/ч380 PLN (88 €)190 PLN (44 €)
от 31 до 40 км/ч684 PLN (159 €)342 PLN (80 €)
от 41 до 50 км/ч1,064 PLN (247 €)532 PLN (124 €)
свыше 50 км/ч1,520 PLN (353 €)760 PLN (177 €)

Штрафы за нарушения ПДД в Польше

Вид нарушенияРазмер штрафа
Въезд на разделительную полосу между проезжими частями100 PLN (23 €)
Нарушение допустимых условий пользования противотуманными фарами100 PLN (23 €)
Применение задних противотуманных фар при достаточной видимости100 PLN (23 €)
Обгон с ненадлежащей стороны или без соблюдения безопасного расстояния200 PLN (47 €)
Пересечение сплошной двойной линии на проезжей части200 PLN (47 €)
Обгон на пешеходных переходах и непосредственно перед ними200 PLN (47 €)
Воспрепятствование выезду на дорогу автобусу (троллейбусу), подающему сигнал смены полосы или выезда с прилегающей территории на дорогу с обозначенной остановкой в населённом пункте200 PLN (47 €)
Нарушение водителем правил обгона250 PLN (58 €)
Отказ уступить дорогу другому транспортному средству или участнику дорожного движения во время выезда на дорогу300 PLN (70 €)
Нарушение запрещения обгона на перекрёстках300 PLN (70 €)
Нарушение запрещения разворота на автостраде или дороге с повышенными скоростями движения300 PLN (70 €)
Движение задним ходом по автостраде или дороге с повышенными скоростями движения300 PLN (70 €)
Нарушение водителем запрещения въезда на перекрёсток, если на нём или за ним нет места для продолжения движения300 PLN (70 €)
Увеличение скорости движения водителем обгоняемого транспортного средства350 PLN (81 €)
Отказ водителя уступить дорогу пешеходам, находящимся на пешеходном переходе350 PLN (81 €)
Парковка в неположенном месте400 PLN (93 €)
Объезд транспортного средства, которое двигалось в том же направлении, но остановилось с целью уступить дорогу пешеходу500 PLN (116 €)
Парковка на местах, предназначенных для людей с ограниченными возможностями800 PLN (186 €)

Пожалуйста, пройдите социологический опрос!

Ограничения скоростного режима

Разрешенный скоростной режим на дорогах Польши определяется такими нормами:

  • В пределах населенных пунктов разрешено передвигаться со скоростью 50 км/час.
  • За пределами городов и других населенных пунктов допустимая скорость возрастает до 90 км/час.
  • Максимальная скорость, с которой можно передвигаться по скоростным дорогам, составляет 110 км/час.
  • Разрешенная скорость на автомагистралях – 130 км/час.
  • Для грузового и прочего габаритного транспорта есть свое ограничение – не быстрее 70 км/час.

Сотрудники автоинспекции оснащены фоторадарами, а на дорогах установлено большое количество камер, способных определить быстроту передвижения транспортного средства. Поэтому вероятность, что водителя поймают за нарушение скоростного режима, весьма высок.

Помимо штрафа в размере от 50 до 500 злотых, это может грозить иностранцу дополнительными проблемами. Например, запретом на въезд в страну на определенный срок

Поэтому важно соблюдать установленное ограничение скорости в Польше

Поездка с пассажирами

При перевозке пассажиров нужно руководствоваться следующими правилами:

  • Все пассажиры в автомобиле во время движения должны быть пристегнуты ремнями безопасности.
  • Правила перевозки детей в автомобиле в Польше определяют, что при перевозке лиц возрастом до 12 лет или ростом до 150 см автомобиль должен быть оборудован детскими автокреслами.
  • Если людей перевозят на коммерческой основе, у водителя должна быть лицензия на осуществление перевозок.

Велосипедисты и пешеходы на дорогах

Пешеходы  и велосипедисты, как и водители автомобилей, должны соблюдать правила дорожного движения в Польше и подлежат наказаниям в случае нарушений:

  • Запрещено лицам переходить дорогу вне пешеходного перехода, если он есть в пределах ста метров.
  • За переход дороги в неположенном месте могут оштрафовать на 100 злотых.
  • За пересечение дороги по пешеходному переходу до полной остановки автомобилей пешехода могут оштрафовать на 50 PLN (равно как и водителя за то, что не уступил дорогу пешеходу).
  • На нерегулируемых участках велосипедисты должны уступать дорогу автомобилям. Но когда велосипедисты находятся на проезжей части, машины обязаны их пропускать.
  • В РП действует правило «велосипедист/пешеход всегда прав». В спорных ситуациях автомобилисты должны уступать им дорогу.

Правила стоянки автомобилей

Прежде чем парковаться, нужно обратить внимание, платная стоянка или бесплатная. Все платные парковки в Польше обозначены соответствующими знаками

Если стоянка платная, нужно найти парковщика или специальный автомат и внести оплату. Полученный чек (он выдается  в любом случае) необходимо прикрепить на лобовое стекло. Если этого не сделать или совсем не оплатить, колеса автомобиля могут быть заблокированы специальным приспособлением. Стоимость разблокировки – штраф от 300 до 500 PLN.

Какие документы нужны для поездки в Польшу на машине?

При поездке в Польшу следует обязательно иметь при себе стандартный комплект документов. Одни из главных – актуальные на момент пересечения границы визы и загранпаспорта. Каждый из пассажиров должен иметь официально оформленную медицинскую страховку. В настоящий момент она оформляется авторизированными страховыми компаниями, а также действующими онлайн-агрегаторами, которые подбирают оптимальный вариант страхования. Одни из наиболее популярных сервисов для подобных целей – Cherehapa и Tripinsurance.

  • Прохождение польской границы на автомобиле и нахождение в стране требуют наличия специальной страховки на транспортное средство – green card.
  • В наличии должны иметься все необходимые документы на машину, водительское удостоверение России или международный аналог.
  • Дополнительно необходимо иметь при себе копии подтверждения бронирования гостиницы, ксерокопии загранпаспорта, а также актуальные копии в электронном виде.
  • При транзитном проезде через территорию Польши рекомендуется иметь при себе маршрутный лист.

Украина

Уже на границе с Украиной придется расстаться с некоторой суммой. Не очень большой – но это только начало. 2-3 доллара за оформление декларации на машину, примерно доллар – страхование гражданской ответственности (иначе гаишники замучают), еще доллар – экологический сбор. А самое неприятное хитрые украинцы оставили на потом: при выезде с территории Украины требуют уплатить дорожный сбор, который составляет в зависимости от транспортного средства от 10 до 25 долларов!

После этого надо сразу перестроиться. Украинский гаишник – существо без души. Он НИКОГДА не прощает НИКАКОГО нарушения правил. Лучше смириться с тем, что хоть немножко заплатить придется, и попусту не

нервничать. Заезд передними колесами на стоп-линию у светофора, остановка не перед знаком custom control, а чуть впереди, около специально, чтобы вас заманить, отошедшего постового, – за все, за все вы будете наказаны.

Даже за остановку в неположенном месте по своему же требованию гаишник может взять штраф.

Правила слегка отличаются от наших в худшую сторону: доверенность на машину должна быть только нотариально заверенная, а на заднем стекле обязательно должен быть наклеен овал с литерами RUS: те же буквы на номере их не удовлетворяют.

Штрафы на Украине, в общем, довольно чувствительные. Непристегнутый ремень стоит 8,5 – 17 гривен (43 – 85 руб.). В ту же сумму выльется любая мелочь: несоблюдение дорожной разметки, правил стоянки, своевременное невключение внешних световых сигналов, проезд по трамвайным путям… Причем надо помнить, что на украинский взгляд нарушением может стать действительно любая мелочь.

Проезд на красный свет, обгон в неположенном месте, неуступление дороги на перекрестке карается 17- 34 гривнами, то есть 85 – 170 руб. За превышение скорости меньше чем на 20 км/ч – 8,5 – 17 гривен (85 – 170 руб.). Больше чем на двадцать – умножайте сумму на два.

Если вас за рулем, выпивши, угораздило попасть в руки дорожного правосудия, знайте, что аргумент «бутылка пива» не пройдет – минимума содержания алкоголя, как и в России, не установлено. Придется заплатить от 255 до 340 гривен (1250 – 1700 руб.). Интересно, кстати, что платеж почему-то оформляется не в виде штрафа, а как «добровольное пожертвование в дорожный фонд» населенного пункта, где совершено нарушение. А вот прав при этом ДАI, как правило, не лишает, – во всяком случае, иностранцев. И правда, что с ними потом делать? Надо еще отметить, что штрафы, как и в России, всегда взимаются по верхней границе «вилки».

Кстати, автомобилей даишникам теперь уже мало. За нарушения ПДД пешеходами в состоянии алкогольного опьянения они берут приличную сумму – от 34 до 68 гривен (170 – 340 руб.).

Латвия

Въезжая на территорию Латвии, надо помнить, что страна эта уже 10 лет как обрела независимость, что, соответственно, сказалось и на правилах дорожного движения. Например, ПДД Латвии обязывают не загрязнять проезжую часть, а загрязнив, очистить. Осторожнее с окурками и фантиками!

Для того чтобы въехать в эту страну на автомобиле, придется застраховать гражданскую ответственность, что обойдется примерно в 20 долларов (если этого не сделать, то единовременный штраф составит 30 долларов, а штрафовать вас будет каждый встречный полицейский). Максимально разрешенная скорость в населенном пункте такая же, как и в Литве – 50 км/ч, на трассе – всего 90 км/ч. Видимо, последнее ограничение вызвано желанием заставить туристов, путешествующих на автомобиле, лучше рассмотреть эту небольшую даже по европейским меркам страну.

Превышение скорости более чем на 10 км/ч, а также нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части и прочие не слишком серьезные проступки, в том числе неиспользование ремней безопасности, карается штрафом до 6 долларов (1 лат – 1,6 доллара). Несоблюдение требований дорожных знаков, разметки, нарушение правил остановки, буксировки, перевозки грузов – штраф до 18 долларов. Превышение скорости от 20 до 40 км/ч – до 27 долларов. Проезд на красный свет, под «кирпич», нарушение правил обгона, разворота, перевозки людей – штраф от 27 до 45 долларов. Пересечение сплошной линии разметки дороги, непредоставление преимущества водителям и пешеходам, имеющим такое право – до 45 долларов. Превышение установленной скорости более чем на 40 км/ч – до 90 долларов. Но на этом рост штрафов не кончается!

Если водитель находится в состоянии алкогольного опьянения (количество алкоголя в крови превышает разрешенный минимум в 0,5 промилле), то в зависимости от степени опьянения штраф составит от 80 от 150 долларов. И наконец, просто огромный штраф предусмотрен за неподчинение требованию полицейского остановиться – до 150 долларов.

В заключение уместно будет сказать,что привычку миганием фар предупреждать о полицейской засаде, которая на Украине и Белоруссии еще жива, прибалты почти потеряли…

Вот такие они, правила движения и штрафы на территории СНГ. Как говорится, счастливого пути!

Денис Литошик

Особенности дорожного движения

В связи с постоянно увеличивающимся количеством автомобилей остро стоит необходимость разгрузки дорог. В качестве одного из способов решения этого вопроса власти устанавливают дорожные знаки в Польше, указывающие на выделенные для общественного транспорта полосы движения.

По специальным полосам ездит общественный транспорт: автобусы, троллейбусы, такси.

Если висит знак с подписью «2+1» это означает, что по полосе может ехать частный транспорт, в котором еще как минимум два пассажира. Считается, что таким способом автолюбителей стимулируют объединяться и ездить одной машиной вместо того, чтобы использовать несколько.

Как и в большинстве стран Европы, в Польше правостороннее дорожное движение. Пассажиры обязаны пристегиваться ремнями безопасности перед началом движения.

Вне зависимости от времени суток любое транспортное средство обязано передвигаться с включенным ближним светом фар или дневными ходовыми огнями. Противотуманные фары могут использоваться только во время тумана.

В каждой машине должны быть:

  • огнетушитель,
  • знак аварийной остановки
  • аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами,
  • светоотражающий жилет.

Пользоваться мобильным телефоном во время движения водителю запрещено. Однако, если есть оборудование, позволяющее вести разговор без использования рук, такое действие не будет нарушением ПДД.

Дорожные знаки

Польские знаки в основном аналогичны российским. Но есть и особенные, например, такие:

“Почта”
“Душ для водителей” – обычно на местах стоянки на автотрассах
Кемпинг с подводом электричества для прицепов
“Молодёжный приют”.
Знак, где изображена просто палатка – это “поле для палаток”, а не кемпинг
Количество опасных поворотов
Дорогу пересекают рельсы
Выезд аварийных служб (аналог “Берегись автомобиля”)
На участке часто появляются дети

Белоруссия

Белорусы совсем недавно исправились. Теперь на границе не собирают никаких денег за проезд по территории страны. А вот страхование гражданской ответственности теперь обязательно. Смело рассчитывайте потратить на это долларов 10 – 20.

Белорусские штрафы, пожалуй, самые маленькие на изученном «Газетой.Ru» постсоветском пространстве. В стране победившей инфляции ставки административных штрафов рассчитываются в условных единицах – минимальных заработных платах (МЗП), которые на 19 июля составили 2200 белорусских рублей каждая (1 тысяча белорусских рублей приблизительно равна доллару).

Превышение скорости более чем на 10 км/ч стоит 0,5 – 1 МЗП (30 – 60 рублей), от 20 до 30 км/ч – в два раза больше, более 30 – в три раза больше.

Серьезные суммы берут только за пьянство. Если водитель уклоняется от того, чтобы «подуть в трубочку», или передал управление автомобилем пьяному, штраф составит 300 – 1500 руб. Езда в пьяном виде без прав еще дороже – 25 МЗП (2700 руб.). Также необходимо помнить, что если мимо проезжает машина со спецсигналом, то надо принять вправо и остановиться.

Мелкие нарушения ПДД стоят от 20 до 120 росс. руб. Пешеходам за несоблюдение правил грозит штраф 7 – 30 росс. руб. А в Минске за переход улицы в неположенном месте штрафуют, будьте покойны, особенно в центре города, где через каждые сто метров стоят милиционеры, которые охраняют братскую республику от провокационных поползновений Запада и местной оппозиции.

Хотя временное лишение прав предполагается в некоторых статьях белорусского Административного кодекса, в ГАИ республики нам сказали, что чаще предпочитают просто штрафовать, особенно иностранных граждан – страна небогатая, понимаете ли. Возможно, именно поэтому во время движения нельзя пользоваться мобильными телефонами, раздражать общественность буржуазными замашками.

Правила дорожного движения в Польше: особенности

Нашим водителям ездить в этой стране несложно, ведь здесь практикуется правостороннее дорожное движение. Когда полицейский останавливает автомобиль, водитель должен дождаться пока дорожный инспектор подойдет к машине. Человеку, управляющим транспортным средством, запрещено выходить из него, пока этого не потребует представитель закона. Документы нужно передавать через открытое водительское окно. Стоит отметить, что полицейские не имеют полосатых жезлов, вместо этого у них есть специальный красный круг или же они могут попросить остановиться при помощи руки.

Дорожный жезл полицейских в Польше

В этой стране по дорогам ездят очень много полицейских автомобилей, которые не имеют надписи «POLICJA», поэтому не стоит удивляться, если Вас остановит дорожный инспектор на машине без  этой надписи. Однако на транспортном средстве должны присутствовать скрытые проблесковые маячки и приборы, которые могут измерять скорость проезжающих водителей.

Более того, в Польше останавливают автомобили, не только полицейские, но и сотрудники таможенной и пограничной службы. Это означает, что данные представители закона могут быть и далеко от государственной границы. В основном, они проверяют автомобили, которые имеют иностранные номера, но не стоит волноваться: если с документами все в порядке, проверка займет всего несколько минут.

Сотрудники таможенной службы
Сотрудники пограничной службы

Если же в автомобиле присутствует ребенок, которому не исполнилось еще 12 лет и его рост не превышает 150 см, то в таком случае необходимо иметь сиденье, которое специально переоборудовано под маленького пассажира. Конечно же, все взрослые во время движения должны быть пристегнуты.

В России

Иностранцу в России водить автомобиль довольно просто. Прокат и каршеринг позволяют легко арендовать машину на любой срок. Городской трафик в крупных городах соответствует европейскому, как и качество дорог.

Как отметил заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГУОБДД МВД России полковник полиции Сергей Хранцкевич, с правилами дорожного движения и штрафами за их нарушение можно ознакомиться на официальном сайте Госавтоинспекции (гибдд.рф).

Ситуация с безопасностью на дорогах в России улучшается. Сейчас по этому показателю страна занимает 72-е место из 175. Путешествовать по российским дорогам спокойнее, чем по китайским, таиландским или индийским.

По статистике аварийности, добавил Хранцкевич, в России за семь месяцев 2019 года произошло 85,2 тыс. ДТП, из которых более 3 тыс. — с участием водителей-иностранцев.

Полковник подчеркнул, что в дни международных фестивалей и соревнований иностранным водителям стараются максимально помочь — выпускают памятки и плакаты в аэропортах и на вокзалах, буклеты и баннеры в туристических офисах и на интернет-порталах. Например, во время подготовки к чемпионату мира по футболу такую работу совместно с Госавтоинспекцией МВД России организовывал экспертный центр «Движение без опасности».

«Всем участникам дорожного движения следует соблюдать правила, которые должны быть доступны и понятны. Проводя исследования федеральных и международных масштабов и осознавая специфичность стандартов в области регулирования дорожного движения в разных странах, а также разницу в менталитете, который накладывает серьезный отпечаток на коммуникации между водителями, мы стараемся сегодня сделать всё возможное, чтобы обеспечить иностранным водителям комфортное и правильное передвижение по российским дорогам», — отметила президент экспертного центра «Движение без опасности», член правительственной комиссии по безопасности дорожного движения Наталья Агре.

Перед путешествием на личном или арендованном автомобиле стоит не только запастись атласом и изучить особенности ПДД конкретной страны, но и проверить наличие в багажнике аптечки, огнетушителя, световозвращающих жилетов и знака аварийной остановки. Кроме того, необходимо уточнить, как оплачиваются парковки и можно ли использовать видеорегистратор. Всё это поможет сохранить не только время и деньги, но и здоровье и жизнь.

Материал подготовлен в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 годах».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий