Как работают качественные тормозные колодки
Постоянный коэффициент трения при изменении температуры.
Это параметр первостепенной важности. Ведь от него зависит, как быстро остановится автомобиль
Особенно актуально это при агрессивной манере вождения, сопровождающейся резкими остановками и замедлениями. Тут все зависит от состава накладки. В его рецептуре более десяти ингредиентов, применяются даже драгоценные металлы.
Во время торможения колодка, отстоящая на некотором расстоянии от диска, прижимается к нему. В результате кинетическая энергия движения превращается в температуру. Проще говоря, сильно нагревается тормозной суппорт и диск. Частые и интенсивные торможения приводят к ощутимому нагреву этой системы. Если колодки установлены некачественные, в таких условиях они теряют свои способности. В особо страшных случаях происходит отрыв фрикционной накладки от подложки.
Прогрессия торможения – не каждый автомобилист знает о таком важном и приятном свойстве колодок. Качественные накладки изготовлены таким образом, что торможение усиливается с каждой секундой. То есть при нажатии на педаль тормоза под одним усилием автомобиль останавливается все быстрее и быстрее. Достигается это введением в состав фрикционных накладок специальных веществ, усиливающих трение с повышением температуры.
Дешевые колодки, как правило, таким свойством не обладают. А между тем при экстренном торможении дорога каждая секунда и каждый метр. В этом и есть отличие качественных колодок от ненадежных, могущих подвести в самый критический важный момент.
Толщина фрикционных накладок.
Дешевые колодки потому и обладают такой ценой, потому что в целях экономии толщина накладок уменьшена. Соответственно, и срок эксплуатации будет малым. Именитые производители материал не экономят, предоставляя долговечные изделия. Хорошо хоть, что толщина накладок влияет только на срок их работы, не сказываясь на качестве торможения.
Недопустимы на поверхности накладок длинные и глубокие трещины.
Максимальная длина трещины нормальных тормозов – всего 2 мм. Сколы по краям тоже не допускаются.
Фрикционные накладки должны быть без инородных включений (мусор, камешки и прочее).
Удешевление тормозных колодок возможно за счет экономии на составляющих. Кроме просто дешевых компонентов, используются и запрещенные. Пример такого материала – асбест. Доля его может достигать трети в составе некоторых дешевых фрикционных накладок. Однако ЕС не просто так запретил использование асбеста в тормозных колодках, и не только в них. Давно известно его негативное влияние на здоровье.
Но в России пока нет таких запретов на применение асбеста. И по улицам российских городов ездят машины с асбестосодержащими тормозами. При торможении образуется асбестовая пыль, которую вдыхают люди. Попадая в легкие, эта пыль способна вызвать рак. Похожим на РФ путем идут другие развивающиеся страны. В развитых странах асбест запрещен.
Фрикционная накладка должна иметь надежное крепление к своей подложке.
В случае обнаружения шатания это явно указывает, что вы столкнулись с контрафактом. Однако стоит отметить, что данные нарушения встречаются очень редко.
Ровная металлическая подложка.
Наличие неровностей на подложке тормозных накладок напрямую скажется в момент их установки в суппорт.
Уделим внимание колодкам для спортивной езды.
Первое, на что стоит обратить внимание при выборе новых тормозных колодок, – это предпочитаемая манера вождения автомобиля.
Спокойный стиль вождения допускает применение обычных тормозных колодок. Если же манера езды более скоростная, то можно выбрать тормоза для городской езды со спортивным уклоном. Чисто спортивные тормоза тут тоже не подойдут, потому что они начинают эффективно работать на температурах, недостижимых в городском цикле езды. Такие колодки нужны для спортивных машин. В условиях гонок обычные тормоза сгорают, а спортивные работают эффективно.
Важные параметры при выборе тормозных колодок
Выбирая тормозные колодки на Калину и другие вазовские модели, необходимо учитывать, что проблема существования подделок в настоящее время остаётся актуальной, чему во многом способствует несовершенство действующего законодательства. Поэтому подобные покупки рекомендуется совершать в фирменных магазинах, которые не заинтересованы в поставках продукции сомнительного качества. Напротив, небольшие торговые точки практически не несут ответственности за недоброкачественную продукцию, привлекая покупателей низкими ценами и множеством других маркетинговых уловок.
Итак, на что нужно обращать внимание в первую очередь:
на наличие сертификата – упаковка колодок должна содержать знак соответствия предлагаемой продукции критериям ЕСЕ (маркировка – 90R/R90);
внешний осмотр фрикционного слоя также может оказать неоценимую услугу: наличие на нём инородных веществ должно вызвать подозрения, хотя наличие таких мелких дефектов, как незначительные по размерам сколы, трещины, вмятины или выпуклости допустимы;
обращайте внимание и на металлическую основу – она должна быть ровной, без видимых изгибов, даже микроскопические отслоения фрикционного материала должны отсутствовать;
обращайте внимание на показатель рабочей температуры приобретаемых колодок – чем выше значение, тем лучше эффективность торможения. Для большинства вазовских моделей этот показатель находится в пределах 280-350° С
При этом переплачивать за дорогие изделия, способные выдерживать температуру 800° С или более, не имеет смысла.
Типы тормозных колодок, их достоинства и недостатки
Преобразование кинетической энергии вращения колеса в тепловую, выделяющуюся при торможении за счет трения с поверхностью тормозного диска – основная функция тормозных колодок. При этом разработчики стремятся обеспечить эффективность торможения за счет сохранения высоких значений коэффициента трения в широком температурном диапазоне, сохраняя приемлемые показатели надёжности и долговечности детали.
У легковых машин тормозные колодки конструктивно выполнены приблизительно одинаково – это фрикционный материал на металлической подложке.
Главные отличия заключаются в составе материалов рабочих поверхностей. По этому признаку можно выделить четыре основных типа тормозных колодок:
1. Полуметаллические тормозные колодки
Материал рабочей поверхности – смесь металлов (как чёрных, так и цветных) с неорганическими наполнителями и графитом. Содержание металлов может доходить до 65%. Преимущества таких колодок – хорошие показатели теплоотдачи и износостойкости (соответственно долговечности), а недостатки – уменьшение срока службы тормозного диска, неэффективная работа при низких температурах и повышенная шумность.
2. Органические тормозные колодки
Изготавливаются из органических материалов (углерод, стекло, кевлар) с низким (не более 15%) содержанием металла. Основные достоинства таких колодок – быстрая реакция (“хваткость”) и низкая шумность. Недостатки – низкая износостойкость (колодки мягкие) и образование пыли, которая может забивать отверстия вентилируемых тормозных дисков.
3. Колодки с низким содержанием металла
Изготавливаются по той же технологии, что и органические, но с большим процентным содержанием металла: до 30%. При этом, по сравнению с органическими, улучшается теплообмен и показатели износостойкости, но появляется ещё больше пыли и повышается шумность работы.
4. Керамические тормозные колодки
Фрикционный материал – керамика, с использованием в качестве наполнителей цветных металлов или синтетического каучука. Керамические тормозные колодки – это современная продукция, отвечающая, прежде всего, требованиям охраны окружающей среды (низкое пылеобразование).
Они показывают стабильность коэффициента трения в достаточно широком температурном диапазоне, обеспечивают щадящий режим работы тормозных дисков и комфортный для водителя уровень шумов. К недостаткам следует отнести высокую стоимость и ограничения по температурному режиму до 300 градусов (правда превышение этого порога – это уже экстремальная езда).
Ротор для дискового тормоза велосипеда и его совместимость с колодками
Роторы могут быть изготовлены из разных материалов и иметь
разные покрытия. Бывают и комбинированные роторы (с использованием паука для
рассеивания тепла и облегчения конструкции). Некоторые роторы считаются
универсальными, а некоторые подходят только для определенного типа колодок.
Например, если на роторе красуется надпись Resin PAD Only, то ротор можно
использовать только с мягкими органическими колодками (чуть дальше описано, что
такое органические колодки). Материал диска в этом случае более мягкий и вязкий,
что не особенно хорошо скажется на долговечности детали и качестве торможения в
случае использования твердых колодок.
Есть и ещё одна проблема – если диск мягкий, а колодки
слишком жесткие, металл будет «наматываться» на поверхность колодок и портить
фрикционные свойства колодок.
При выборе колодок
изучите характеристики вашего ротора. Информацию эту обычно чрезвычайно
сложно раздобыть. Особенно если речь идёт про ноунейм китайское железо.
Единственный источник информации обычно – это или официальный
сайт производителя, или гравировка на самом диске. Прайсам большинства
велосипедных магазинов лучше не доверять. Замученный жизнью котентщик лупит
всем подряд дискам одинаковые характеристики, а проверить это невозможно.
Поэтому, можно сильно обжечься при выборе. Да и в большинстве каталогов
попросту отсутствует подобная характеристика. В этом случае логично будет
приобрести те колодки, которые у вас уже были установлены – на самих колодках
часто тоже есть маркировка.
Есть и более изощренные способы, например, измерить
твердость диска и тем самым определить, какой это материал. Но способ весьма
сложный, да и такая точность редко бывает необходима.
Прежде, чем мы продолжим обсуждение, нам нужно запомнить, что такое модуляция тормозов. Эта
характеристика часто встречается в статьях и на форумах. Часто прошаренные
велосипедисты умничают, закидывая новичка сложными терминами.
Итак, модуляция
тормоза – это способность тормоза реагировать на силу нажатия. Сильнее
надавили на ручку – сильнее затормозили. Эта характеристика не всегда линейна и
не всегда соответствует описанной закономерности. Напротив, некоторые колодки при
сильном нажатии перестают реагировать на увеличение силы нажатия ручки, а на
дешевых материалах может вообще начать проскальзывать. Соответственно, тип и
материал колодок напрямую влияют на модуляцию тормозов.
3: ATE
Тормозные керамические колодки фирмы ATE для иномарок занимаю 3-ю позицию среди лидеров рынка. ATE Ceramic разработаны для увеличения срока эксплуатации колодок, снижения шума и исключения пыли, возникающей в процессе работы тормозных колодок. Многочисленные тесты компании ATE показали, что продукт серии Ceramic соответствуют всем стандартам и требованиям, предъявляемым к оригинальным колодкам при любых режимах эксплуатации. ATE Ceramic сертифицированы для использования в оригинальных тормозных системах автомобилей. Считается, что керамические колодки эффективно тормозят только в прогретом состоянии, однако ATE Ceramic специально разработаны для использования в стандартных тормозных системах на дорогах общего пользования, поэтому одинаково эффективно работают при любых температурах.
Объективные критерии качества тормозных колодок
Оценка продукции по данным опросов, безусловно, важна, но не всегда объективна. А для продукции, связанной с безопасностью объективные критерии качества – обязательное условие производства. Такие критерии формируются по результатам испытаний, которые для тормозных колодок на российском рынке определяются правилами Европейской комиссии (ЕЭК ООН).
Испытания проводятся на стендовом оборудовании и воспроизводят различные режимы нагружения рабочего материала тормозных колодок при различных сочетаниях скорости движения, температуры рабочей поверхности и давления в гидросистеме (усилия на педаль тормоза).
Из эксплуатационных испытаний имитируется самый тяжелый режим – движение по серпантину (в технической литературе – циклы FADE), это когда нагрузка прикладывается с постоянным усилием c интервалами в 45 секунд несколько раз подряд.
Конечно, стандартные испытания не могут в полной мере воспроизвести случайный режим нагружения, характеризующий разную манеру и условия езды, а ограниченное время стендовых испытаний дать исчерпывающие оценки долговечности.
Кроме того не воспроизводятся натурные условия окружающей среды (температурные перепады, попадание в водную среду при дожде или в агрессивную снежную массу с реагентами). Однако в качестве инструмента для сравнения продукции разных производителей результаты испытаний вполне подходят не только для специалистов, но и для широкого круга потребителей.
В России испытания тормозных колодок проводят в Научно–исследовательском Автомоторном Институте (НАМИ) и регулярно публикуют результаты исследований, как в специализированных автомобильных изданиях, так и в литературе для автолюбителей.
На рисунке выше приведены результаты испытаний по заказу журнала “Авторевю”, подтвердившие качественную оценку европейских брендов для автомобилей ВАЗ. Здесь необходимо отметить неплохие результаты российского производителя STS, позволяющие положительно рекомендовать его продукцию.
Рейтинг тормозных колодок для иномарок по результатам испытаний в НАМИ (на примере колодок для Ford Focus II) из приведенных выше брендов выглядит следующим образом:
- Bosch – самый низкий износ и высокая эффективность торможения в нагретом состоянии;
- Ferodo – самая высокая эффективность торможения, но и самый большой износ;
- Brembo – самые стабильные результаты на всех режимах испытаний;
- TRW – средние результаты на всех режимах, кроме неудовлетворительных результатов при имитации горного серпантина при высоких температурах.
То есть, для ответа на вопрос, какой фирмы тормозные колодки лучше, следует помимо стоимостного диапазона уточнить условия эксплуатации и манеру вождения автомобиля.
Органические колодки (Resin PAD)
В этих колодках фрикционный материал представлен композитом, состоящим из металлической стружки (или, правильнее сказать, металлических включений), которые погружены в специальный компаунд. Таких включений в составе композита не более 30%. Компаунд может быть представлен органическими смолами, стойками при высокой температуре, резинами или другими мягкими материалами. Часто обозначаются Resin PAD.
Характерные особенности
Относительно быстро стираются, но при этом обладают высокой эффективностью торможения.
Не особенно хорошо справляются с плохими погодными условиями. При попадании жидкости или грязи требуют регулярной просушки. В плохую погоду теряют львиную часть эффективности.
Обладают высокой модуляцией (благодаря общей высокой мягкости)
Один из лучших показателей среди всех типов.
Используются с роторами, не имеющими сильных выступов и зазубрин – ротор пила легко сотрет в порошок такие колодки за пару недель.
Не рекомендуются для использования велосипедистам с большим весом.
Не рекомендуются для электровелосипедов или электросамокатов.
Очень быстро притираются.
Имеют меньший срок службы.
При правильном подборе пары трения ротор-колодка практически не шумят.
Довольно сложно очистить такие колодки от загрязнения – прокаливать колодки нужно с большой осторожностью (читайте статью о том, что делать, если на колодки попало масло), а мыть их не всегда помогает. Поэтому, к очистке нужно подходить аккуратно
Прокаливание может уничтожить неметаллический компаунд.
7: Nisshinbo
Тормозные японские колодки Nisshinbo для иномарок известны во всем мире. Продукция этой фирмы имеет широкие области применения — от легковых, спортивных автомобилей и до тяжелых грузовых автомобилей. Отличительной особенностью является тот факт, что тормозные колодки выполнены по высоким мировым стандартам с использованием уникального материала «феродо», рассчитанного на любые условия эксплуатация и длительный срок службы. Кроме этого, акцент разработки материалов тормозной системы основан на использовании безасбестовых материалов с добавлением дорогостоящих микроэлементов.
Статьи по теме
Замена тормозной жидкости: правила и рекомендации
Как снять тормозной диск, даже если он прикипел
Почему горит лампочка abs: причины и последствия
Горит лампочка ручника: как решить проблему
Автоматическая система торможения: что это такое и как работает
Минимальная толщина тормозного диска: не пропустить момент!
Как проверить тормозные диски: несколько простых советов
Тормозной суппорт: разбираемся в назначении и устраняем неисправности
Какой смазкой смазывать суппорты: выбор лучшего состава
Как часто менять тормозную жидкость и зачем это делать
Какую смазку использовать для суппортов: делаем правильный выбор
10 причин, почему клинят задние тормоза
Скрипят колодки при торможении на автомобиле: ищем причину и способы устранения
Ремонт дисковых тормозов: нюансы и советы профессионалов
Регулировка привода стояночного тормоза: почему нужно делать и что понадобится
Популярные фирмы
Перед покупкой автовладелец должен определиться с тем, какой фирмы выбрать тормозные колодки. Ведь на рынке представлен огромный выбор товаров. Есть изделия от популярных производителей, а малоизвестные компании привлекают более низкой стоимостью.
Но можно выделить несколько популярных фирм-изготовителей:
ATE;
TRW;
Akebono;
Samko;
EBC Brakes;
STS;
Bosch.
Немецкая компания ATE выпускает колодки для гоночных моделей автомобилей и любителей быстрой езды. Изделия работают при температуре 700°-900° С, у них довольно высокий коэффициент трения. Водители, предпочитающие быстро передвигаться, выбирают колодки других европейских производителей с такими же характеристиками – Brembo, Ferodo.
Корпорация TRW, которая включает компании Remsa и Lucas, изготавливает детали для автомобилей, эксплуатирующихся в городе и на гонках. У компании большой ассортимент колодок с разными показателями. Для их производства используются материалы высокого качества.
Японская фирма Akebono постоянно экспериментирует со своими изделиями. Производители пробуют в работе новые материалы и внедряют в эксплуатацию современные колодки. Продукция отличается высокой ценой, но и качество у нее соответствующее. Детали подходят для разных моделей машин.
Итальянская компания Samko выпускает колодки практически для любой марки авто. Есть детали для гоночных машин и обычных моделей.
Bosch производит не только бытовую технику, но и колодки. Хотя за последние несколько лет их качество ухудшилось.
Английская фирма EBC Brakes входит в тройку лучших компаний-производителей колодок в мире. Она изготавливает детали премиум-класса для дорогих автомобилей. Найти товары ее производства сложно, но именно они прослужат дольше остальных колодок.
STS – это российская компания. Она выпускает детали для бюджетных автомобилей отечественного производства или недорогих иномарок. Высокого качества ожидать не стоит, но многих привлекает низкая стоимость товаров.
Выбирать тормозные колодки лучше сразу по нескольких критериям. Учитывается модель авто, условия его использования и манера вождения водителя
Важно обратить внимание на характеристики деталей и репутацию производителя, а также проверить комплектацию и упаковку товара.
Барабанные или дисковые тормозные колодки?
Тормоза барабанного типа раньше устанавливались на всех машины на все четыре колеса. На сегодня эта конструкция устарела, так как колодки барабанного типа не обеспечивают необходимого торможения на высоких скоростях. Барабанные тормоза часто перегреваются, при соприкосновении с влагой перестают надёжно работать, сложнее в ремонте. Барабанные тормоза, в отличие от дисковых, меньше загрязняются, имеют больший срок службы, более дешёвые в эксплуатации.
Применяются чаще всего в бюджетных автомобилях
Дисковые тормоза имеют открытую систему торможения, что способствует более быстрому её очищению и охлаждению. Недостатком этой системы является быстрая выработка колодок.
Более распространенный в настоящее время вариант
Если сравнивать дисковую и барабанную систему торможения, можно сделать вывод, что более эффективными при торможении будут дисковые тормоза. Переход с барабанных тормозных колодок на дисковые был осуществлён в связи с тем, что на большой скорости барабанные тормоза не справляются с поставленными перед ними задачами. Задние барабанные тормоза сейчас можно встретить только в бюджетных машинах с не очень мощными двигателями, динамика которых невелика. Если же сравнивать ценовую политику, то тормоза барабанного типа значительно дешевле в эксплуатации. Колодки в барабанах реже требуют замены.
9: Bosch
Тормозные колодки для иномарок от фирмы Bosch занимают девятую позицию в рейтинге лучших. В их состав входят около 20 компонентов. Примерно 20% составляют связывающие вещества: искусственные смолы и природный каучук. Сталь медь, цинк, бронза, алюминий — 10%. Углеволокно, синтетические волокна и минеральная вата составляют около 10%. В качестве наполнителей используются оксиды AL, FE и сульфат Na примерно 25%. 35% составляют компоненты формы: графит, сульфиды Cu и Al. Линейка продуктов BOSCH отвечает жестким требованиям автопроизводителей по равномерности и стабильности характеристик, поведению автомобиля на высоких скоростях, износоустойчивости, фрейдингу.
Как заменить тормозные колодки
Опишем все действия по порядку:
- Отожмите тормозные болты и поднимите машину домкратом. Лучше колесо положить под авто;
- Открутите 2 болта на суппортах. Сильно не давите, чтобы не повредить тормозной шланг;
- Поставив новые колодки, верните суппорт на место;
- Сначала поставьте поршень на место, запустите двигатель и верните поршень на исходное положение руками. Далее соедините провод от тормозов с проводом от кузова;
- Устанавливаем колесо на место, закручиваем болты в последовательности: нижний, верхний, левый, правый. Большого значения это не играет. Просто так легче закрепить колесо;
- Опустит домкрат и закрутите болты с максимальной силой;
Посмотрите интересное видео, где показано, как заменить тормозные колодки за 10 минут.
https://youtube.com/watch?v=VZIqrvBPV10
Среди особенностей замены колодок стоит отметить следующее:
- Использовать один домкрат дольше, чем сразу два или лучше воспользоваться специальным автоподъемником;
- Нельзя менять задние колодки на передние и наоборот;
- Запрещено ставить левую колодку справа и наоборот;
Будьте уверены, что если вы будете внимательно следить за состоянием тормозной системы, сможете обезопасить себя от несчастных случаев на трассе. Так вы снизите расходы на ремонт, потому как быстро сможете устранить неполадку. Внимательность к мелочам позволит сохранить время и деньги.
Плюсы и минусы материалов разных видов тормозных колодок
Тормозные колодки на органической основе
В их состав входит кевлар, резина, стекло, смолы и углеродные материалы.
К их плюсам относят:
- Изделия из данного материала мягкие.
- Не издают громких звуков во время торможения.
К минусам относят:
- Быстро изнашиваются.
- В сырую погоду увеличивается тормозной путь за счет ухудшения адгезивных свойств материала.
- При передвижении машины по пыльной местности засоряются отверстия в тормозных дисках, что ведет к их перегреву.
Тормозные колодки на металлической основе
Состав данного изделия включает органические вещества и металл (из стали либо меди).
Плюсы изделия:
- Материал обладает длительным сроком эксплуатации.
- Обладают качественным торможением в любую погоду.
- Материал обладает теплоотдачи, что предотвращает занос на поворотах.
Минусы:
- Высокая стоимость.
Тормозные колодки на керамической основе
Верхний слой изделия сделан из разных цветных металлов, также в состав входит железо и керамические элементы.
Плюсы изделия:
- Устойчивы к высоким температурным нагрузкам, появляющимся в процессе передвижения автомобиля и его торможения.
- Качественно справляются со своей задачей в процессе торможения.
- Не боятся ржавчины.
- Сохраняют вентиляционные отверстия в изначальном виде.
Минусы:
- Очень высокая стоимость.
Тормозные колодки на полуметаллической основе
В состав изделия входят:
- различные металлы (в виде меди, стали);
- неорганические вещества;
- графит;
- модификатор трения.
Плюсы изделия:
- Имеет качественную теплоотдачу.
Минусов значительно больше:
- Быстро изнашиваются.
- Образуют шум во время торможения.
- Не справляются с минусовыми температурами, что увеличивает в зимний период процесс торможения.
Клееный тормозные колодки
Специальные накладки приклеиваются на металлическую основу с помощью специального клеящегося вещества.
Плюсы:
- Изделия можно использовать до крайней метки износа.
- Приемлемая стоимость в зависимости от производителя.
Минусы:
- Обязательно нужно следить за и стиранием данного тормозной системы, чтобы не испортить весь тормозной диск.
Заклёпочные тормозные колодки
По составу заклёпочные элементы напоминают клеевые.
Их особенность такая же, как и у клеевых, однако, минус в том, что при износе издают скрипучий звук, который говорит о торможении диска об заклепку.
Итоги тестов
Как показали проведенные испытания, лидерами оказались немецкие и британские колодки компаний ATE и QH, соответственно. Они на 100% оправдывают свою цену, гарантируя уверенное и адекватное торможение в любых условиях.
Колодки брендов STS, Roulunds, Best, Rona и Trans Master хоть и не смогли подняться на вершину рейтинга, в целом показали хорошие и, что самое главное, стабильные результаты.
Изделия фирм ЕЗАТИ, ВАТИ, DAfmi и Lucas в определенной степени можно назвать неплохими.
А вот колодки от Полиэдр и AP Lockheed полностью провалили испытания.
Как видно, даже иностранное производство не является панацеей и гарантом высокого качества. Наглядный пример – колодки от AP Lockheed, которые на 2-х испытаниях пришлось даже снимать со стенда. А представленный рейтинг позволит сориентироваться в производителях, с учетом конкретных условий эксплуатации.