Первые грузовики
К концу 1917 года всё-таки была построена большая часть намеченных цехов, завезены новые американские станки и оборудование. Но к сроку выпустить первые 150 грузовиков не получалось. Тогда пришлось закупать готовые детали в Италии и заниматься только их сборкой. Таким способом заводом было выпущено до 1919 года 1319 грузовиков. А когда запчасти закончились, он превратился в огромные ремонтные мастерские. С этого года и до 1923-го на АМО налаживали производство новых двигателей. Восстанавливали очень популярные в то время американские грузовики-трёхтонники White TAD. После капремонта такого монстра из цехов завода выходил, можно сказать, новый автомобиль. На него устанавливали другой двигатель собственного производства, а также сцепление и КПП, кстати, тоже свои. Новоиспечённый «Уайт-АМО» чуть было не запустили в производство, но документация подвела. Её просто не было. А вот на FIAT 15 Ter всё наличествовало, и поэтому стали выпускать именно европейский грузовик.
Кабина и прочее оснащение
Рабочее место автомобиля ЗИЛ-4327 представляет собой трехместную кабину с двумя дверьми или семиместный вариант с четырьмя входами (модификация 4327Н).
Тормозной механизм включает в себя барабанные блоки с парой внутренних колодок и разжимным кулаком, которым оснащены все колеса, имеется функция АБС. Электрическое оборудование состоит из однопроводной конструкции напряжением 24 вольта. Рулевая колонка оснащена гидравлическим усилителем.
Касательно других основных систем:
- Сцепление – сухое однодисковое с гидравлическим приводом.
- Коробка переключения передач – ручной узел с механическим рычажным устройством на пять диапазонов.
- Колеса – дисковые элементы с шинами типа 12.00R20 (камеры).
- Механическая двухступенчатая раздаточная коробка.
Если интересно, где на ЗИЛ-4327 находятся номера, обратите внимание на фото ниже
Силовой агрегат
Какой аккумулятор ставят на ЗИЛ-4327? На этот вопрос ответить несложно – используется батарея емкостью 24 вольта. «Сердце» автомобиля последней модификации этой серии рассчитано именно на такую батарею. Сам двигатель представляет собой турбинный дизель типа ММЗД-245, агрегируемый с пятиступенчатой коробкой передач, раздаткой на два диапазона и механизмом принудительной блокировки межосевого дифференциала.
Управлять всеми основными системами позволяет электропневматический привод. Фронтальная и задняя подвеска независимого типа оборудована рессорами в форме половинчатого эллипса. Предельная скорость грузовика составляет семьдесят километров в час при расходе топлива 19 литров на сотню пробега. Мотор имеет V-образное расположение, диаметр цилиндра составляет сто миллиметров, ход поршня – 95 мм, компрессия – 7,1.
Об истории модели
Это грузовик сравнительно новой конструкции: модель была разработана в 2011-2012 гг. начинала серийно выпускаться в 2013 году, под заводским индексом ЗиЛ-432940 (но производство было вскоре свёрнуто в связи с ликвидацией завода.
Появлению этой модели способствовало несколько факторов.
Во-первых, в рамках продолжавшейся унификации модельного ряда, семейство грузовых автомобилей ЗиЛ-4331 получило салон кабины и дизельный двигатель ММЗ Д-245 от «ЗиЛа Бычка».
Во-вторых, конструкторами ЗиЛа было решено осовременить семейство ЗИЛ-4331, с использованием перспективных наработок проекта «Тапир» – несколько изменив и упростив их, чтобы машина получилась дешёвой, привлекательной для покупателей.
В результате этой работы и появился на свет ЗиЛ-432940, который в своей сущности стал глубокой модернизаций модели ЗиЛ-4333 – прямого потомка сверх массового 130-го ЗиЛа.
В рамках разработки и развития данной модели успели создать следующие её варианты: бортовой грузовик (с металлической платформой с открывающимися боковыми и задним бортами, которая могла быть дополнена съёмными дугами и тентом), самосвалы строительный и сельскохозяйственный, автоцистерны для топливозаправщика, универсальное шасси для коммунальщиков (под мусоровозы, поливально-подметальные установки, универсальные коммунальные машины).
Последних вариантов и было сделано больше всего. Коммунальщики из разных городов проявили интерес к недорогой, простой и неприхотливой машине, и продавалась она неплохо. Но до решения о ликвидации предприятия и полной остановки его конвейера на ЗиЛе успели выпустить всего двести таких грузовиков.
Оставшиеся с 2014 года выпускались уже на стапелях, из оставшихся в наличии запчастей и комплектующих, в основном в комплектации шасси и под индексом ЗиЛ-43276Т, поскольку ОТС (организационно-технологической схемы) на основную модель уже не было в наличии. Известно, что в 2015 году сделали всего 17 автомобилей ЗиЛ-43276Т, а в финальном 2016-м – всего лишь семь.
Интересно, что, несмотря на ликвидацию Завода имени Лихачёва, согласно данным «Автостата», российский парк грузовых автомобилей по состоянию на 2021 год насчитывал 495,6 тыс. ЗиЛов. Эта марка всё ещё занимает в рейтинговой строчке третье место после КамАЗов и ГАЗов, пока не уступая её импортным грузовикам.
Интересные факты
Стоит отметить, что практиковалась небольшая серия специализированных автомобилей ЗИЛ-4327, характеристики которых представлены выше. Предполагался выпуск в тысяча девятьсот девяносто восьмом году машин с навесным оборудованием для аграрной отрасли. Кроме того, были разработки грузовиков этой марки для коммунальных служб (очистка снега, уборка мусора), пожарных частей и малых транспортеров нефтепродуктов. В Москве даже специально изготовили ремонтный цех, рассчитанный на обслуживание семиместных грузовиков и фургонов с колесной базой 3,8 метра.
Кроме того, в 2006 году был создан грузовик типа 43274Н, предназначенный для военной отрасли. В его обязанности входила транспортировка различной прицепной техники, включая артиллерийские установки, минометы, боеприпасы и снаряжение. Имелись также проекты штабного автобуса.
Устройство
Колесная формула ЗИЛ 4334 – 6 на 6. При этом средний мост выступает в качестве промежуточного, через него усилие передается на задний мост. Передний мост является отключаемым. Все мосты автомобиля блокируемые. Подвеска ЗИЛ 4334 зависимая. Спереди используются рессоры с гидроамортизаторами, на среднем и заднем мосту – рессорно-балансирная схема. В стандартном исполнении машина комплектуется шинами с регулировкой давления и грунтозацепами в виде косой «елочки». Данные особенности повышают проходимость автомобиля.
ЗИЛ 4334 оснащается 5-ступенчатой механической коробкой передач, в которой синхронизация отсутствует только на пятой скорости. Для сокращения усилия нажатия на педаль сцепления используется однодисковая компоновка с гидроприводом с пневматическим усилением. Раздаточная коробка включает 2 ступени переключения и выполняет привод 3 мостов. ЗИЛ 4334 отличается новым механизмом раздаточной коробки с автоматом для управления подключением переднего моста. Возможность принудительного включения у него сохранилась. В раздаточной коробке также имеется люк для отбора мощности с целью подключения специальных агрегатов (предельный уровень отбора – 60 л.с.).
Тормозная система представлена барабанными механизмами с одноконтурным пневмоприводом и возможностью подключения прицепа. В ее состав входит специальный влагомаслоотделитель, очищающий воздух от примесей, имеющихся в пневмоприводе. Без обслуживания устройство может работать на протяжении 2 лет.
Напряжение в сети составляет 24 В. Электросистема ЗИЛ 4334 предполагает наличие 2 аккумуляторов.
Автомобиль оснащается стальной кабиной с торсионной подвеской, дополненной гидроамортизаторами. Достаточно просторный салон имеет возможности для размещения 3 человек. Водительское кресло регулируется по расстоянию до руля, высоте и жесткости. Также оно имеет механизм подрессоривания, что позволяет комфортно чувствовать себя на протяжении длительного периода работы.
Рулевое колесо настраивается по углу наклона и высоте и имеет гидравлический усилитель. Кабина оборудована системой вентиляции и отопления. Салон обладает хорошей теплоизоляцией и защитой от шумов. Наружные зеркала имеют встроенный электроподогрев, предохраняющий от запотевания и замерзания.
Крылья и капот сделаны в виде единого узла, что облегчает доступ к основным элементам, требующим обслуживания. В передней области автомобиля может монтироваться лебедка, оборудованная приводом от коробки передач (тяговое усилие – 5000 кг).
Защищённость в сборе
Проект Саакяна позволял создать хорошо защищённый автомобиль, с усиленной противоминной защитой по принципам MRAP (Mine Resistant Ambush Protected), когда корпус машины имеет клиновидное днище и высоко приподнят над землёй, а эргономические антифугасные сиденья для экипажа существенно снижают воздействие от ударной волны, от взрыва под колесом или днищем автомобиля за счёт закрепления на скользящих муфтах к вертикальным элементам конструкции кузова. При этом у сидений есть дополнительная функция – при складывании спинок образуется ровное грузовое пространство для размещения дополнительного оборудования или боеприпасов, а при необходимости и для перевозки раненых бойцов в лежачем положении.
В сложенном виде кресла образуют ровное грузовое пространство
Машина рассчитана на перевозку 11 человек (9 человек десанта, командир и водитель). Десант располагается в кузове лицом к откидным дверям, при этом 6 кресел обращены к бортам, а задний ряд кресел назад. Для десантирования перед сиденьями открываются большие двух- и трёхстворчатые двери. При этом на боковинах сначала открывается верхняя застеклённая часть (в таком положении удобно вести стрельбу из машины, как из дзота – стрелок защищён бортами машины, а угол ведения стрельбы у него существенно увеличивается по сравнению с обычной бойницей), а следующим движением – нижняя часть, образуя широкий трап-сходню. В открытом виде двери могут использоваться как подножки для размещения стрелков при движении машины. Для закрывания нижних дверей необходимо потянуть за удерживающий её трос, а после, перехватив за ручку, защёлкнуть дверь на место.
Здесь, правда, ещё не всё до конца проработано, так как после бронирования масса створок дверей непременно возрастёт, и простым подтягиванием троса её не закроешь. Самое оптимальное решение, которое напрашивается, – это применение тросовой системы с противовесами или энергоаккумуляторов в виде пружин, которые будут облегчать процесс закрывания дверей.
При необычном и запоминающемся внешнем виде машина получалась удивительно технологичной – идеально плоские панели кузова значительно облегчают её производство и бронирование, а уменьшение площади панелей, направленных перпендикулярно направлению обстрела, значительно увеличивают шансы выжить на поле боя. Устрашающего вида передняя часть сделана специально по просьбе специалистов ФСБ РФ, которые первыми заинтересовались проектом и попросили придать машине такую внешность, чтобы она только одним своим появлением предотвращала всякую попытку к сопротивлению.
Интересной оказалась и оригинальная компоновка агрегатов машины, когда все её важные системы убраны внутрь зауженной рамы (ширина между вертикальными полками лонжеронов 800 мм, против 865 мм у стандартной рамы «зиловских» грузовиков), а с её наружной (незащищённой) стороны не только нет никаких бензобаков, ресиверов, аккумуляторов, но даже подножек. Благодаря этому улучшилась живучесть автомобиля под обстрелом и его геометрическая проходимость, когда водитель на пересечённой местности может не бояться повредить жизненно важные системы машины о препятствия.
Для реализации принципов малозаметности в проект заложили возможность применения гибридного привода, разработка которого планировалась совместно с НТЦ МГТУ им. Баумана, а на дальнюю перспективу машину планировалось оснащать мотор-колёсами РКК «Энергия». С Московским институтом электронной техники (г. Зеленоград) и НТЦ «Мультисеть» прорабатывалась возможность применения мультиплексной системы электрооборудования.
Модификации
- Первый опытный образец «сто тридцать третьего» индексировался «133В». Машина увидела свет в 1966 году. Это был седельный тягач. Сам автомобиль был выпущен тиражом, не слишком превышающим своего родителя.
- «ЗИЛ-133Н» в очередной раз пробная версия для испытаний. Произведен автомобиль в 1968 году.
- ЗИЛ с удлиненной базой и способностью тянуть за собой прицеп получил маркировку «133Г». Борта кузов в этой версии откидывались со всех трех сторон. Модификация и ее ответвления сходили с конвейера до 1987 года серийно.
- Вышеупомянутая модель подверглась изменениям образовав грузовик с удлиненной базой «ЗИЛ-133Г1». Отличие от младшего брата было в увеличенном объеме топливного бака. Грузоподъемность была равна 8 тоннам.
- «ЗИЛ-133Г2» полностью аналогичная копия «133Г1» с увеличенной грузоподъемной силой до 10 тонн.
- Не обошлось и без строительных модификаций. Автокран «ЗИЛ-133ГЯ» стал одним из последних советских грузовиков завода имени Лихачева. Для воплощения модификации в жизнь провели целый ряд скрещиваний. Короткая колесная база от самосвала с шасси, приспособленным под установку крана «КС-3575А», довершал это силовой агрегат КамАЗ-740. Так и выпускали до 1992 года.
- «ЗМУ-8» на шасси от «ЗИЛ-133ГЯ» — сельскохозяйственная модификация для обработки полей. ЗМУ – загрузчик минеральных удобрений. Производство шло с 1979 до 1992 года.
- На той же базе выпускали «ЗСА-7» — загрузчик сеялок автомобильный. Сойдя с конвейера первый раз в 1979 году, выпускался следующие 13 лет.
- Очередной опытной версией для улучшения автомобилей ЗИЛ стала модель «ЗИЛ-133ГЯС». Сходил с конвейера в годы 1980-1984.
- Специально для Олимпиады в 1980 году завод имени Лихачева предоставил автомобиль для транспортировки лошадей – «ТС-5982». Фургон поставили на шасси «ЗИЛ-133Г». Внешне машина привлекательна. Поле проведения спортивных соревнований было выпущено еще 6 представителей модели для нужд конной полиции.
- Могучий опытный образец «ЗИЛ-Э133ВЯТ» из 1982 года существенно отличался от своих собратьев. У данного седельного тягача был дизельный двигатель КамАЗ-5Э7403, оснащенный турбонаддувом. Кабина использовалась ЗИЛ-133ГЯ, только была выше на 170 мм. В 1988 году, пытаясь обновить грузовик, в кабину было добавлено спальное место, что несло революционный характер в автопромышленности тех времен.
- В период с 1991 по 1992 год производился ЗИЛ-133ГМ в качестве образца для опытов.
- В 1992 году «Смоленский завод КДМ» стал производить «ЗИЛ-133Г4» для уборки улиц. В их число входили снегоуборочные, посыпочные и пылесбивающие машины. Производится до настоящего времени.
- «ЗИЛ-133Г40» с удлинённой базой и тентовым покрытием кузова использовался и используется для транспортировки различных грузов. Серийно производился с 1992 по 1999 год.
- Параллельно с предыдущей версией с конвейера сходила база с бортовой холодильной установкой – «ЗИЛ-133Г42». Применение находит в соответствующих сферах.
- На заводе имени Лихачёва в период 1992-99 производили седельный тягач с укороченной базой – «ЗИЛ-133Д42».
- Очередной седельный тягач, но уже нового поколения – «ЗИЛ-133ВЯ», начал производится в 1995, и с успехом выполняет поставленные задачи до сих пор.
- На базе «ЗИЛ-133» производился не менее популярный грузовик «ЗИЛ-ММЗ-4516». Период производства 1993-2002 годы.
Устройство автомобиля
Конструкция машины предусматривает наличие сразу нескольких элементов, которые могут считаться ключевыми узлами. Прежде всего, это средство облегчения пуска силового агрегата, незаменимое для дизельных двигателей в условиях низких температур. Оно установлено во впускном коллекторе мотора и относится к электрофакельному типу.
Упоминания также заслуживают:
- сцепление. Относится к однодисковому фрикционному типу, используются периферийные пружины нажимного механизма. Оснащено гидравлическим и пневмогидравлическим усилением;
- 6-ступенчатая МКПП, оснащенная синхронизаторами. Имеет 5 передач для движения вперед и 1 реверсивную;
- механизм рулевого управления. Оснащен гидроусилителем, а в качестве рабочей пары используется винт, расположенный на циркулирующих шарах;
- тормозная система барабанного типа. Две колодки расположены на каждом колесе, а приводной механизм тормозов относится к пневматическому типу.
Необходимо упомянуть и простейшую систему электрооборудования, используемую в подобной модели транспортного средства. Она состоит всего из 1 провода, обладающего напряжением в 12 В
Кроме того, её важной частью является стартер на 24 в, а также два аккумулятора по 12 В, служащие в качестве основного источника питания
Кабина агрегата является цельнометаллической и оснащена термоизоляцией, чем выгодно отличается от аналогов в предыдущих моделях. Сиденье водителя можно регулировать в продольном направлении, как и наклон спинки, подушек.
Обязательно почитайте: Грузоподъемность фургона Мерседес Спринтер
Кабина и кузов
Кабина взята с родительской версии «130». Инженеры провели лишь некоторый рестайл и немного приподняли оную. Передний бампер так и остался белым, а основная часть кабины встречается во множестве цветовых различий.
Над радиаторной решеткой красуется аббревиатура . Под решеткой расположены крюки для буксировки при помощи троса. На крыше корпуса имеются габаритные огни, также по бокам — традиционные повторители поворота и основной свет спереди.
Внутри очень просторно. Мест три – водительское и совмещенный пассажирский диванчик. Удобное панорамное стекло дает хороший обзор, даже несмотря на носовое расположение двигателя.
Внутри все сделано для удобства водителя — вентиляционные люки, правильное расположение зеркал заднего вида и другие элементы максимально упрощают рабочий процесс. Сидение рулевого регулируется по наклону и вылету, этого достаточно, чтобы настроить рабочее место человеку любой комплекции.
Все органы управления скопированы и вставлены из кабины «ЗИЛ-130». Благодаря этому водителю не нужно было привыкать к чему-то новому. Стоит учесть, что все осталось не только по-прежнему, но и сохранило надлежащее удобство.
Датчики измерения и другие информационные приборы даже сейчас трудно назвать устаревшими. Типичный «ЗИЛ-133», помимо полного снаряжения и загрузки, способен тянуть дополнительный прицеп.
Конструкция кузова состоит из дерева, в отдельных модификациях она сделана из металла. У представителей со средней базой откидываются только боковые борта, машины с удлинённой задней частью обладают откидывающимися стенками со всех трех сторон. Для увеличения вектора назначений на кузов можно устанавливать тент при помощи специального каркаса.
Вместо грузового отсека для представителей «133-х» разрабатывались и разрабатываются модули для решения задач как в сельском хозяйстве, так и в других сферах промышленности. Удобно то, что заказать грузовик можно с пустым шасси и самостоятельно вмонтировать необходимую установку. Актуально для предприятий с узконаправленной деятельностью.
Несостоявшийся «Каратель»: вездеход ЗИЛ, который придумал мэр Лужков
Читателей: 17
Время на чтение: 9 минут
На счету Юрия Лужкова, бывшего когда-то мэром Москвы, более 120 изобретений. Он разработал и оригинальную конструкцию пчелиного улья, и инновационные способы производства кваса и сбитня, а ещё закрепил за собой рецепты кулебяки и растегая. Есть в арсенале мэра-новатора и сложные инженерные разработки, такие как роторный и роторно-турбинный двигатели внутреннего сгорания, раздвижное двухсекционное сопло ракетного двигателя, машина для полунепрерывного литья металлических труб. А однажды вездесущий инженерный гений Юрия Михайловича обратил свои взоры на родной ЗИЛ, который он, будучи градоначальником, всегда опекал. Так Лужков получил патент на «Автомобиль повышенной проходимости», который острословы сразу назвали «вездеходом для пчеловода».
В апреле 2008 года Департамент науки и промышленной политики Москвы поручил Московскому заводу им. Лихачёва разработать проект семейства автомобилей 4х4 многоцелевого назначения со зловещим названием «Каратель». Основным заказчиком выступило оборонное ведомство России, срок выполнения разработки наметили на 2010-2015 годы. Все версии семейства грузоподъёмностью 2,5 т должны были иметь двойное назначение – и военное, и гражданское. В гражданском варианте на шасси повышенной проходимости планировали выпускать образцы коммунальной и строительной техники, фургоны для перевозки грузов и пассажиров в труднодоступные места, использовать машины на службе в пожарной охране.
Эскиз одного из вариантов шасси проекта «Каратель» – «Бизон» армейского назначения
В процессе разработки в отдельную версию выкристаллизовался автомобиль «Бизон», о котором и пойдёт речь. Он отличался одной ключевой особенностью: в задней части грузовика должно было располагаться дополнительное выдвижное устройство – подкатной мост, который при необходимости обеспечивал подвижность машины в критических для нее условиях, например, при буксовании всех «основных» колес. Прежде такую схему специалисты завода никогда не использовали, а в этот раз применили, да ещё и по инициативе лично Лужкова!
Масштабный макет шасси автомобиля проекта «Каратель» — «Бизон»
Для реализации задуманного второй мост машины решили выполнить проходным, установив в нём механизм отключения привода подкатного моста. В свою очередь подкатной мост задумали портальным, при этом его колёса должны были иметь меньший диаметр, чем остальные. Колею подкатного моста сузили настолько, чтобы следы колес по ширине не совпадали со следами, оставляемым основными движителями автомобиля. Давайте разбираться, зачем зиловцы нагородили такой огород и обратились к новой для себя концепции?
Всему «виной» оказалась короткая база автомобиля: в процессе анализа вероятных условий эксплуатации будущей машины инженеры пришли к выводу, что в некоторых случаях хорошо было бы иметь базу большего размера – вот тут-то и вспомнили про подкатной мост. Правда, в данном случае он оказывался не подкатным, а, скорее, «выкатным» именно потому что дополнительные колёса в рабочем положении увеличивали этот параметр.
ЗИЛ-4327
Планируя узнать все о ЗИЛ 4327, следует более подробно ознакомиться с историей, особенностями модели. Первые опытные образцы с экспериментальной конструкцией прошли испытания в 1992-1993 году, однако серийное производство транспортных средств подобной модификации началось несколько позже, прекратилось лишь в 2011 году.
Данная модель значительно отличается от своих многочисленных предшественников по целому ряду параметров, что сделало её уникальной, востребованной со стороны потребителей. За основу конструкции был взят грузовик 43360 модели, который был существенно переработан.
Бычок 4х4 оснащен полноприводной колесной базой, что позволяет использовать его не только в условиях плохого дорожного покрытия, но и при полном его отсутствии. Это сделало модификацию незаменимой для грузоперевозок в сельскохозяйственной и иных сферах.
ЗИЛ превосходно показал себя в условиях бездорожья
Если сравнивать дизайн транспортного средства с более ранними аналогами, выпускаемыми автомобильным заводом имени Лихачева, можно отметить существенные изменения. Очертания кузова, радиаторная решетка, фары, капот и прочие элементы были значительно переработаны для большего соответствия современным тенденциям.
Модификации ЗИЛ-4327
Существует несколько наиболее популярных модификаций модели, которые получили широкое распространение. Прежде всего, это ЗИЛ 4327(4), предназначенный для эксплуатации в сфере лесного хозяйства. Среди основных отличий от большинства других моделей целесообразно упомянуть:
- наличие лебедки с зубчатым редуктором;
- повышенная проходимость;
- небольшой вес.
Нередко встречаются спецверсии автомобиля, которые также комплектовались лебедками различных типов, а также пожарные машины, разработанные на базе модели.
Технические характеристики самосвала
Изучая 432720 модель более подробно, необходимо отметить, что именно эксплуатационные характеристики стали главной причиной её популярности. При небольшой колесной базе в 3,8 метра, данный агрегат может перевозить грузы до 4 тонн, что делает его оптимальным решением для коммерческого использования.
Обязательно почитайте: Технические характеристики прицепа ММЗ-81021
Упоминания заслуживают и другие важные технические параметры:
- двигатель — турбированный ММЗД-245 дизельного типа, оснащенный 4-мя цилиндрами. Его объем достигает 15,1 литра, а мощность составляет 108,8 л.с.;
- вместимость топливного бака —170 литров;
- максимальная скорость движения — 70 км/ч;
- расход топлива — 19 л/100 км;
- колесная формула — 4х4;
- снаряженная масса — 4,85 тонны.
Самосвал отличается высокой надежностью и длительным сроком службы, что позволяет использовать его на протяжении многих лет без необходимости осуществления капитального ремонта. При этом запчасти для данной модели широко распространены во всех странах бывшего СССР и отличаются малой стоимостью, что еще больше снижает издержки на эксплуатацию грузовика.
Первые модификации существенно отличались от современного автомобиля
Тормозная система, подвеска и ходовая часть
Колеса в грузовике используются дискового типа, обод имеет габаритные размеры 7.0-20. Закрепляются они при помощи 8 шпилек, на которые накручиваются специальные фиксирующие гайки.
Внимание! Шины имеют вездеходный протектор, который дает возможность легко перемещаться даже в очень сложных дорожных условиях. На заводе ЗИЛ-4331 комплектовался шинами 9.00R20, а также моделями под номером И-Н142Б-1
На заводе ЗИЛ-4331 комплектовался шинами 9.00R20, а также моделями под номером И-Н142Б-1.
Допустимо использование баллонов импортного производства (12-EX). Давление во всех колесах имеет одинаковое значение – 6 кгс/см2.
Амортизационная система представляет собой довольно простую конструкцию.
Подвеска ведущего моста состоит из комплекта полуэллиптических рессор. Торцевые части их являются скользящими. Также совместно с рессорами работает пара амортизаторов.
Подвеска в задней части включает в себя пару рессор, также там расположены специальные дополнительные механизмы. Конструкция рассчитана на следующие нагрузки:
Также грузовик может включаться в состав автопоезда – суммарная масса его не должна превышать 23 000 кг.
Максимальный возможный уклон, который самосвал сможет преодолеть с полностью загруженным кузовом, – 25%.
В составе автопоезда (23 500 кг) это значение уменьшается до 18%.
Тормозная система имеет конструкцию, довольно типичную для автомобилей данного класса. Ее основные составные части:
Интересной особенностью является то, что дополнительный тормозной контур совмещен с контуром стояночным. Последний воздействует на задний мост при помощи механических энергоаккумуляторов.
Давление в пневматической системе может колебаться в довольно широких пределах – 6-8 кгс/см2.
Торможение на скорости в 65 км/ч при полностью загруженном прицепе составляет 36 м. Несмотря на ранние годы разработки, в системе тормозов присутствует специальный предохранитель (спиртового типа), предотвращающий смерзание конденсата.
История автомобиля
Легендарная модель ЗИЛ-130 знакома каждому автолюбителю. Однако то, насколько удачно эта модель производилась в 70-х годах, не делает ее вечной. Таким образом, уже в начале 1980-х годах возникла потребность в дополнительных модификациях, которые будут более практичны и производительны.
Как ни странно, существующих разработок не оказалось, а имеющиеся пришлось отправить на завод другого производителя. Ничего не оставалось, как лезть в далекий ящик за старыми идеями и замороженными проектами.
Таким проектом стал ЗИЛ-133, а точнее, его модификации. Сама модель служила больше как опытный образец и даже в то время на дорогах была крайней редкостью.
Измененный дизайн и все та же длина кузова не давали особенных преимуществ, нужно было что-то другое. Вот различия в размерах колесной базы, назначении шасси и грузоподъемности последующих версий сыграли немалую роль в усилении советского автопрома.
Устройство автомобиля
Конструкция машины предусматривает наличие сразу нескольких элементов, которые могут считаться ключевыми узлами. Прежде всего, это средство облегчения пуска силового агрегата, незаменимое для дизельных двигателей в условиях низких температур. Оно установлено во впускном коллекторе мотора и относится к электрофакельному типу.
Упоминания также заслуживают:
- сцепление. Относится к однодисковому фрикционному типу, используются периферийные пружины нажимного механизма. Оснащено гидравлическим и пневмогидравлическим усилением;
- 6-ступенчатая МКПП, оснащенная синхронизаторами. Имеет 5 передач для движения вперед и 1 реверсивную;
- механизм рулевого управления. Оснащен гидроусилителем, а в качестве рабочей пары используется винт, расположенный на циркулирующих шарах;
- тормозная система барабанного типа. Две колодки расположены на каждом колесе, а приводной механизм тормозов относится к пневматическому типу.
Необходимо упомянуть и простейшую систему электрооборудования, используемую в подобной модели транспортного средства. Она состоит всего из 1 провода, обладающего напряжением в 12 В
Кроме того, её важной частью является стартер на 24 в, а также два аккумулятора по 12 В, служащие в качестве основного источника питания
Кабина агрегата является цельнометаллической и оснащена термоизоляцией, чем выгодно отличается от аналогов в предыдущих моделях. Сиденье водителя можно регулировать в продольном направлении, как и наклон спинки, подушек.
Обязательно почитайте: Технические характеристики автомобиля ГАЗ-33021