Автомобильная аккумуляторная батарея: особенности эксплуатации, обслуживание

Как заряжать автомобильный аккумулятор — общие правила

Если у аккумулятора наблюдается глубокий разряд, его необходимо восстановить при помощи зарядного устройства. Ассортимент современных зарядных устройств для автомобильного аккумулятора в наши дни достаточно широк. Если говорить о тратах, то оптимальным вариантом станет покупка зарядного устройства по средним ценам.

Имеет смысл рассмотреть чуть подробнее, как это правильно делается.

  1. В зимнее время нужно извлечь аккумуляторную батарею из машины и перенести её в теплое помещение и дать отогреться до комнатной температуры.
  2. Категорически не рекомендуется производить зарядку в жилой комнате. Испарения электролита опасны для здоровья человека. Это нужно делать проветриваемом и тёплом помещении. В крайнем случае на балконе в сухую не морозную погоду.
  3. Исключить присутствие детей и животных в помещении, где заряжается аккумулятор, во избежании поражения их током.
  4. Зачистить клеммы от грязи и смазки, и полностью протереть батарею сухой тряпкой.
  5. Если он обслуживаемый, то аккуратно открутить широкой плоской отверткой все крышки от банок с электролитом.
  6. Грамотно выполнить подключение аккумулятора к зарядному устройству. Их целое разнообразие, поэтому у каждого свой принцип зарядки. Обязательно прочесть инструкцию! Перед тем, как воткнуть вилку зарядного устройства в сеть, лучше не полениться и еще раз свериться с инструкцией.
  7. Весь процесс зарядки крайне желательно визуально контролировать. Если нужно отлучиться, то не дольше чем на 5-10 минут.
  8. Когда аккумулятор зарядится, автоматика сама отключит зарядное устройство от электросети. Если же у вашего зарядного устройства этого не предусмотрено, то необходимо регулярно контролировать процесс.
  9. При механическом отсоединении аккумулятора от зарядного устройства первым следует отключить клемму «минус».

Процедура в принципе несложная, и требует не столько опыта и знаний, сколько внимательности и осторожности. В вызове специалистов для зарядки аккумуляторной батареи нет никакой необходимости, все можно сделать самостоятельно

Восстановление бортовых настроек машины

Опять же, пригодится инструкция, так как все компьютеры разные, и нет универсальной схемы, которая бы решила задачу. Если интерфейс не интуитивно-понятный — нужно обратиться в сервисный центр или проконсультироваться с производителем.

Соблюдайте меры предосторожности, ведь аккумулятор — это ответственный и важный элемент, который относится к деталям повышенного уровня опасности. Если невнимательно следовать инструкции, можно получать травму или нанести вред здоровью

Список инструментов, перечисленный в статье, является базовым, без которого не рекомендуется начинать демонтаж.

Уход за снятой АКБ

В общих чертах первичные мероприятия по обслуживанию изъятого аккумулятора отмечены. Однако если планируется его дальнейшее использование, то может потребоваться серьезный уход за устройством. И все же перед тем, как снять аккумулятор, необходимо иметь в виду возможность его дальнейшего применения.

Вначале блок следует избавить от подтеков карбоната натрия. Также должны быть осмотрены пазы АКБ, в которые закручиваются пробки. Чистке подвергаются и вентиляционные отверстия. Газоотводные каналы интегрированы в комплекс цветных пробок, их тоже следует проверить. Своевременные несложные меры по уходу за аккумулятором станут залогом исправной и долговременной работы автомобиле, а также минимизируют потребность в регулярном съеме и замене АКБ.

Возможные неполадки

Даже такое, казалось бы простое действо может привести к серьёзным неполадкам.

Наибольшую опасность представляет короткое замыкание проводки автомобиля. Из — за него, моментально оплавится изоляция с проводов, контактные части спаяются, и велика вероятность возгорания автомобиля.

Перегорание электронных систем авто. Может перегореть как простой предохранитель, так и отдельные блоки электрики и сам блок ЭБУ.

Повреждение дополнительно установленных на автомобиль устройств, например магнитолы. Для предотвращения таких последствий, все эти устройства следует заблаговременно отключить.

Всего этого достаточно легко избежать, для этого требуется просто правильно снимать клеммы.

Если не все так просто

Порой возникают ситуации, осложняющие эту не сложную процедуру. Так, иногда клеммы прикипают и не снимаются. В этом случае визуально можно отметить белый налет. Иногда в этих случаях помогает простая чистка щеткой, но не металлической. В более сложных случаях спасает всем знакомая WD 40. Однако прикладывать силу и выдирать клеммы не надо. Ведь так можно повредить их.

Иногда сложности возникают и с бортовым компьютером, который теряет все данные при снятии аккумулятора

Если такое произошло, важно потом снова протестировать машину, чтобы задать сведения для режимов. Иначе могут быть проблемы в работе двигателя, к примеру

Снятие клеммы с АКБ: порядок действий и нюансы

Если подойти к проблеме разряда АКБ в результате длительной стоянки авто более ответственно, то лучше при первой возможности снять АКБ с автомобиля и подключить ее к зарядному устройству. Заряжать аккумулятор нужно, как минимум, 12 часов. В этом случае исправная рабочая батарея полностью зарядится.

При снятии аккумулятора с авто нужно знать, как отключать клеммы и снимать АКБ. Итак, для начала не забываем выключить зажигание в автомобиле, если есть масса, отключаем и ее. Далее откручиваем клеммы, не касаясь «плюсом» к «минусу» или кузову.

Основным правилом при снятии клемм АКБ является:

  • сначала снимается «минусовая» клемма,
  • затем снимается «плюсовая»,

Добавим, что при последующей установке клеммы ставятся в обратном порядке. Также снимать аккумулятор при работающем двигателе можно, клеммы снимаются в указанном выше порядке (например, для установки на другой автомобиль в целях его запуска), однако без крайней необходимости делать этого не стоит.

Советы по снятию аккумулятора с машины

Хотя сам процесс снятия автомобильного аккумулятора довольно прост, есть и другие вещи, которые вы можете сделать, чтобы обеспечить свою безопасность, а также несколько общих советов, которые следует иметь в виду:

  1. Используйте стяжки . Подумайте об использовании стяжек на молнии или другой формы удерживающих гарнитуру (кабели), чтобы держать каждый из кабелей батареи на своем месте при извлечении батареи. Это препятствует касанию и КЗ, которые потенциально могли поджечь легковоспламеняющееся части батареи.
  2. Накройте тканью. В качестве альтернативы вы можете накрыть положительный контакт кабеля тканью после его удаления, чтобы предотвратить любой металлический контакт, защищая ваши электрические системы и себя от тока.
  3. Снимите украшения с рук. Удалите все украшения, прежде чем пытаться извлечь аккумулятор. Металлические украшения, такие как ожерелья, часы или браслеты, могут случайно соприкоснуться с батареей и замкнуть сеть.
  4. Работайте в хорошо проветриваемом помещении. Работайте на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом гараже, чтобы предотвратить воздействие вредных газов.
  5. Если клемма перегорела, используйте специальный инструмент. Если кажется, что кабель соединен с терминалом, вам, возможно, придется использовать специальный инструмент для извлечения кабеля батареи, который имеется в большинстве магазинов автозапчастей:
  • утепленные рабочие перчатки;
  • защитные очки;
  • плоскогубцы или два разводных ключа.

Как закрыть машину при снятом аккумуляторе

Перед тем как снять АКБ, необходимо убедиться что центральный замок  механически исправен,  закрывается от поворота. Можно ли снять аккумулятор с машины, когда замок закрыт. Порядок действий при работающем ключе:

  • открытие машины с брелока;
  • демонтаж АКБ;
  • закрывание двери ключом;
  • открывание двери ключом;
  • открывание капота и установка источника питания;
  • работа с брелоком.

Используется и другая последовательность. Практикуют ослабить клеммы и крепеж на АКБ. В течение 30 секунд нужно снять батарею, закрыть капот, чтобы не включилась аварийка. Тогда открытие машины происходит с брелока. Бывает, трудности возникают, когда аккумулятор на месте, но сел. Тогда используют способы для проникновения в салон, применяя специальные и подручные средства.

Как сохранить настройки

Существует множество способов не сбить настройки электроники автомобиля.

Производители автомобильных аксессуаров оперативно сориентировались в ситуации. Появились системы, позволяющие «не умереть» электронике при отключении АКБ. Они используются через гнездо прикуривателя, компактны, легки, просты в эксплуатации. Установка такого гаджета не позволит запустить двигатель, но за работоспособность электроники можно будет не переживать. Правда, у таких помощников есть один серьезный недостаток – их стоимость.

Можно использовать еще один аккумулятор – небольшой, но мощный. Его так же подключают к прикуривателю автомобиля. Но и этот вариант не из дешевых.

Бюджетное решение проблемы нашли опытные автолюбители. К проводу от какого-либо устройства, ранее работавшего от прикуривателя, нужно присоединить батарейку «Крона» и вставить в гнездо прикуривателя. Работоспособность электроники сохранится на пару дней. Этого времени достаточно, чтобы заменить старый аккумулятор на новый.

Еще один народный способ – использование проводов для «прикуривания» и автомобиля-донора. Выше клемм изымаемого аккумулятора закрепляются провода «прикуривателя», после чего можно смело снимать АКБ.

Это интересно: Гелевый аккумулятор — плюсы и минусы, как правильно заряжать

Какую клемму снимать с аккумулятора первой?

В среде автолюбителей бытует мнение, что при демонтаже аккумулятора с автомобиля следует первым делом снять клемму «минус», а потом «плюс». Мало кто из владельцев автомобилей сумеет объяснить, откуда взялось подобное правило. Если рассуждать с точки зрения безопасности батареи, то нет разницы, какую клемму снимать с аккумулятора первой, но мы настоятельно рекомендуем придерживаться правила: «первым делом снимается минусовая клемма».

Ответ на вопрос, почему рекомендуется начинать демонтаж аккумулятора с клеммы «минус», довольно простой. Если первым делом снять клемму с «плюса» и отвести ее в сторону, а потом приняться за клемму «минус», то велик риск возникновения короткого замыкания. Оно произойдет, если случайно клемма, которая была подключена к «плюсу» аккумулятора, соединится с массой. В том случае, если изначально отсоединить клемму «минус», которая замкнута на кузов автомобиля, то ничего страшного не произойдет даже при ее случайном соединении с массой.

Если клеммы окислились

Окисление на клеммных выводах происходит:

  • из-за негерметичного корпуса батареи;
  • из-за неисправного генератора, дающего перезарядку.

Окисел образуется в виде беловатого налета, похожего на соль, он свидетельствует о том, что необходимо срочно принимать какие-то меры, устранять этот дефект. Если налет скопился на аккумуляторных клеммах, снять с них провода будет непросто, и прежде чем раскручивать гайки с болтами, необходимо сначала образовавшийся окисел удалить.

Проще всего очистить аккумулятор от налета удается с помощью раствора пищевой соды, его необходимо нанести на окислившуюся поверхность и некоторое время подождать. После того, как нарост растворится, его остатки нужно будет основательно удалить с помощью чистой ветоши, и только после этого можно будет приступать к снятию проводов.

Еще важный момент – окислившийся налет скапливается на внутренней поверхности клемм аккумуляторных проводов. Его необходимо счищать, иначе теряется контакт, двигатель начинает запускаться с проблемами, провода греются.

Зачистить окисленные участки можно с помощью:

  • наждачной бумаги;
  • WD-40;
  • обыкновенной воды и ветоши.

Кстати, тряпкой, обильно смоченной водой, налет очищается эффективно, нужно только не жалеть жидкости, повторить действие несколько раз. Металлической щеткой, наоборот, лучше не пользоваться – на мягком металле образуются глубокие царапины, в которых скапливается грязь, отчего контакт ухудшается.

Только ли дело в ошибках?

Временное обесточивание автомобиля часто преподносят как действие, оживляющее характер двигателя. Ведь каждый замечал, что после стоянки с отключенным АКБ машина двигается заметно резвее, а отклик на педаль газа становится ощутимо острее. На форумах подобное явление объясняют так: ЭБУ приспосабливается к поведению водителя, а после очистки оперативной памяти (отсоединения клеммы), вся информация очищается и компьютеру вновь приходится подстраиваться.

Между тем, подстройка или, как принято ее называть, адаптация для некоторых автомобилей жизненно важна. Соль в том, что неправильный режим эксплуатации мотора после подсоединения клемм к АКБ сулит нестабильные обороты холостого хода. Более того, двигатель может беспричинно останавливаться даже в движении во время включения мощных энергопотребителей, как-то климатконтроль и пр.

Суть адаптации для каждого автомобиля индивидуальна. Например, в случае с современными LADA перед первым пуском необходимо выдержать паузу в 30 секунд, при этом ключ должен быть в положении «зажигание». А после прогрева необходимо совершить не менее шести торможений двигателем с 4 000 об/мин до 1 000 об/мин на второй передаче. Неоднократно отмечается, что данную процедуру обязательно необходимо проделывать для версий с электронной педалью газа.

А, скажем, у модельного ряда Mitsubishi содержание программы обучения несколько иное. На остывшем двигателе необходимо выключить все энергопотребители, активировать климатконтроль и запустить двигатель. После пуска мотор должен поработать на холостом ходу порядка 10 минут.

Периодическая тренировка автомобильного аккумулятора

Тренировку аккумулятора рекомендуют выполнять 2 раза в год. Максимальный эффект от такой процедуры достигается при минимальном уровне сульфатации.

Существует несколько способов такой тренировки:

  1. Длительный заряд малым током, величина которого составляет 10% от емкости батареи. При появлении газов процесс на 20-30 минут останавливают и на следующем этапе выставляют ток, величина которого — в пределах 1% от общей емкости. Когда газы снова появились, прекращают процесс на 20-30 минут. Результат достигается после повтора нескольких таких циклов.
  2. Постоянное напряжение. В этом случае сила тока уменьшается. На первом этапе она может быть в 1,5 раза больше общей емкости, но через некоторое время снижается до небольших значений. Учитывают не только емкость батареи, но и ее сопротивление. В зависимости от их соотношения, на первоначальной стадии зарядки сила тока составляет более 50 А. Чтобы защитить батарею от повреждения, на зарядных устройствах ограничивают силу тока на уровне 20-25 А.
  3. Импульсные токи. Они подаются в импульсном режиме, причем максимальные значения превышают обычные в 5 раз. Длительность подачи составляет несколько микросекунд. Это помогает расплавить сульфат цинка, образовавшийся на пластинах, и он от них отпадает.
  4. Глубокая разрядка. Эффективно помогает бороться с застарелой сульфатацией. АКБ заряжают токами стандартной величины, затем длительно разряжают малыми токами. Несколько таких циклов помогают восстановить работоспособность источника питания.
  5. Циклическими токами. Измеряют сопротивление батареи. Если оно больше заводских показателей, зарядку выполняют малыми токами, затем оставляют источник питания на 5-10 минут в покое и начинают его разряжать. Такие циклы повторяют несколько раз.

Можно ли отключить клемму при хранении аккумулятора

Бывают случаи, когда при долгом неиспользовании автомобиля не отключают клеммы аккумулятора. Происходит его разрядка, так как в непрерывной работе находится сигнализация, датчики и радары, поэтому всегда советуется полное отключение батареи.

Если все-таки подключенной останется одна клемма, то, что в итоге произойдет, будет зависеть от ее вида. При соединенной клемме «минус» появится большая токовая утечка, из-за чего батарея будет разряжаться быстрее. Если подключена будет только плюсовая клемма, возможен случай цепного замыкания, приводящего к снижению качества проводки, оборудования, а также воспламенением машины.

Особенности процесса снятия автомобильного аккумулятора

Выключение батареи выполняется при деактивированном силовом агрегате. В ходе снятия надо учитывать комплектацию машины, а именно ее оснащение электроникой.

Возможные проблемы при снятии АКБ

Демонтаж батареи может привести к серьезным проблемам, особенно если машина оборудована противоугонным комплексом или аудиосистемой.

С сигнализацией

Если отключить батарею, не учитывая меры безопасности и основные требования, это приведет к некорректной работе противоугонного комплекса:

  1. Электронный блок сигналки может стереть из памяти информацию о коммуникаторах, использующихся для управления системой. В итоге силовой агрегат будет заблокирован. Если у пользователя есть инструкция по настройке и управлению сигналкой без пейджера, можно разблокировать двигатель и привязать пульты заново.
  2. Перестанут работать функции системы. Если машина оборудована автозапуском, эта опция может не функционировать. Потребуется повторная настройка и подготовка авто к реализации дистанционного старта.
  3. Собьются параметры системы.

Иногда решить проблему можно самостоятельно, но начинающие автомобилисты столкнутся с трудностями. Сбои в работе сигналки при демонтаже АКБ происходят редко, это более характерно для разряженных батарей.

С радиоприемником/магнитолой

Снятие батареи надо начать с проверки аудиосистемы — удостоверьтесь, имеет ли автомагнитола защитный пароль для разблокировки. При отключении АКБ вся настроенная конфигурация будет сброшена, потребителю придется заново вводить код и выполнять настройку.

Канал Avto-Blogger подробно рассказал об особенностях процедуры демонтажа автомобильной батареи.

Советы по снятию аккумулятора с машины

Хотя сам процесс снятия автомобильного аккумулятора довольно прост, есть и другие вещи, которые вы можете сделать, чтобы обеспечить свою безопасность, а также несколько общих советов, которые следует иметь в виду:

  1. Используйте стяжки . Подумайте об использовании стяжек на молнии или другой формы удерживающих гарнитуру (кабели), чтобы держать каждый из кабелей батареи на своем месте при извлечении батареи. Это препятствует касанию и КЗ, которые потенциально могли поджечь легковоспламеняющееся части батареи.
  2. Накройте тканью. В качестве альтернативы вы можете накрыть положительный контакт кабеля тканью после его удаления, чтобы предотвратить любой металлический контакт, защищая ваши электрические системы и себя от тока.
  3. Снимите украшения с рук. Удалите все украшения, прежде чем пытаться извлечь аккумулятор. Металлические украшения, такие как ожерелья, часы или браслеты, могут случайно соприкоснуться с батареей и замкнуть сеть.
  4. Работайте в хорошо проветриваемом помещении. Работайте на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом гараже, чтобы предотвратить воздействие вредных газов.
  5. Если клемма перегорела, используйте специальный инструмент. Если кажется, что кабель соединен с терминалом, вам, возможно, придется использовать специальный инструмент для извлечения кабеля батареи, который имеется в большинстве магазинов автозапчастей:
  • утепленные рабочие перчатки;
  • защитные очки;
  • плоскогубцы или два разводных ключа.

Правила обслуживания автомобильной аккумуляторной батареи

Работоспособность автотранспорта зависит от состояния источника питания. Поэтому обслуживание аккумуляторной батареи должно выполняться поэтапно.

Визуальная оценка

Аккумуляторная батарея подвергается осмотру 2–3 раза в месяц, если автотранспорт активно эксплуатируется. С корпуса удаляется соль, масляные пятна и подтеки электролита. Для чистки допускается использование раствора, включающего пищевую соду.

Подтеки электролитического состава способствуют образованию пленки, способствующей проведению тока, быстрому саморазряду. Клеммы, выводы обрабатываются противокоррозионными смесями. Перед обработкой с данных элементов удаляются остатки ржавчины, пыли и загрязнений.

Измерения уровня напряжения

Степень заряженности устанавливается при помощи мультиметра при замкнутой и разомкнутой цепи. При размещении клемм нужно соблюдать полярность. Европейские, отечественные устройства отличаются размещением отрицательных, положительных клемм.

Напряжение полностью заряженного акб составляет 12,6 В. Эксплуатировать, обслуживать аккумулятор, который не полностью заряжен, нельзя. Ведь процесс сульфатации будет протекать стремительнее.

Напряжение измеряется и при включенном двигателе, подключенной печке и бортовой сети. Такой режим подразумевает напряжение в 13–14 В.

Такие замеры необходимы для установления состояния генератора. От его работоспособности зависит зарядка аккумулятора. При чрезмерно низком напряжении заряд полностью восполняться не будет.

Недостаток напряжения способствует стремительному расходу дистиллированной воды. Для того чтобы исправить ситуацию, нужно протестировать и отремонтировать электрику авто.

Электролит

Оценить уровень электролитического состава можно без демонтажа аккумуляторной батареи. Процедура проводится после того, как устройство полностью зарядится.

Обслуживаемая акб. Для определения уровня электролита предварительно открываются отверстия, сосредоточенные на банках. В отверстие опускается пластиковая трубочка до того момента, пока ее край не коснется пластин. Полученный параметр должен составлять не менее 10 мм

При этом очень важно знать, как долить электролитический состав.
Необслуживаемая акб. Для проверки электролита в аккумуляторе используются соответствующие метки

Дополнительную информацию о том, как обслуживать необслуживаемый аккумулятор, можно узнать у мастеров.

Дополнительно оценивается и степень плотности электролита. Для измерений используется ареометр. Для корректировки уровня плотности применяется дистиллированная вода, новый электролит. Перед тем как залить состав, измеряется степень плотности.

Ток утечки

Чрезмерно высокий ток утечки препятствует постоянному восстановлению заряда, способствует быстрой разрядке аккумуляторной батареи. Измерить данный параметр можно с помощью мультиметра. Обслуживание акб после такой проверки упростится.

Зарядка АКБ

Зарядка при постоянном напряжении выполняется ежеквартально. Зимой уход, обслуживание выполняется чаще. Ведь на аккумуляторную батарею воздействует отрицательная температура.

При полной разрядке источника питания требуется внеочередная зарядка. Такие ситуации возникают из-за:

  • Включенных фар.
  • Длительного прослушивания музыки.
  • Продолжительного простоя.

Заряжать аккумуляторную батарею нужно только при постоянном токе.

Оценка состояния АКБ

Для этих целей применяется нагрузочная вилка, с помощью которой имитируется максимальная нагрузка при работающем моторе. Подобные мероприятия легко самостоятельно выполнить.

Очистка окисленных клемм

Очень немаловажный момент, особенно если батарея с жидким электролитом. Во время пуска двигателя батарея отдает ток в сотни ампер. В таком режиме электролит «вскипает» – вода, входящая в его состав, разлагается на водород и кислород. В обслуживаемых аккумуляторах газы выходят через отверстия в пробках. В необслуживаемых – частично восстанавливается в специальных лабиринтах, предусмотренных в крышке АКБ, частично выходят через специально предусмотренные клапаны.

Сами по себе кислород и водород безвредны, но они насыщены парами серной кислоты, которая оседает на клеммах батареи. В результате наконечники и клеммы АКБ со временем окисляются, и контакт между ними ухудшается. Если регулярно не принимать специальных мер, то выглядеть это может весьма плачевно. Плохой контакт – это затрудненный пуск, постоянный недозаряд и, как следствие, выход батареи из строя.

Мнение эксперта

Алексей Бартош

Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.

Задать вопрос

Важно! Очень часто можно услышать мнение, что окисление клемм – признак неправильной эксплуатации АКБ. Это неверно

Окисление происходит в любом случае. Другой вопрос – как быстро и интенсивно это происходит. Если клеммы приходится чистить каждый месяц, то да, тут стоит проверить режим зарядки и состояние батареи.

Что делать, если наконечники и клеммы нашей АКБ окислились и покрылись «инеем»? Очевидный ответ – привести их в порядок. Причем сделать это можно своими руками, не прибегая к помощи специалиста. В общих чертах это будет выглядеть так:

  1. Снимаем наконечники с клемм.
  2. И то и другое тщательно промываем крепким раствором пищевой соды в воде. Это поможет нейтрализовать кислоту.
  3. При помощи металлической щетки или наждачной бумаги зачищаем наконечники и клеммы до блеска.
  4. Густо промазываем клеммы любой густой смазкой (салидол, циатим, технический вазелин и пр.).
  5. Устанавливаем наконечники на место и еще раз все, включая наконечники, промазываем густой смазкой.

Если вы хотите получить более подробную информацию об очистке клемм аккумуляторной батареи, то прочтите статью «Как и чем очистить клеммы аккумулятора от окисления».

Можно ли на заведенной машине снимать аккумулятор

Бывают ситуации, когда аккумулятор снимается на работающем двигателе авто. Специалисты утверждают, на старых авто советского производства, таких, как «Волга» и ВАЗ можно снять аккумулятор с работающей машины. При этом следует установить средние обороты двигателя, подключить потребителей для усреднения бросков напряжения

При этом необходимо осторожно обращаться с плюсовой линией, обеспечить его 100% изоляцию от металлических деталей и корпуса

Можно ли снять с работающей машины старый аккумулятор, установить резервную батарею? При замене АКБ на современных машинах с тонко настроенной электроникой, необходимо создать перемычку между двумя источниками питания. Замена батареи при работающем моторе позволит не производить перенастройку ЭБУ, так как напряжение в сетях управления не пропадало. Перемычка снимается в последнюю очередь, когда новый АКБ будет закреплен по месту установки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий