Как сделать своими руками
Аэросани можно сделать своими руками: корпуса самодельных аэросаней создают с учетом законов аэродинамики, поэтому все элементы техники следует делать в точном соответствии с планом. От качества сборки напрямую зависит работа всех узлов и срок службы самодельной техники.
Чертеж типовых аэросаней:
Корпус
Сборка аэросаней начинается с корпуса, он состоит из прочного каркаса, который закрывают обшивкой. Ему придают аэродинамическую форму, делая сужение к передней части. Корпус имеет 2 отсека: передний и задний, в который устанавливают мотор.
Необходимую жесткость конструкции придают 2 лонжерона и силовые стрингеры. Устанавливаются шпангоуты, их должно быть 4. Их располагают через равные промежутки. Для их изготовления используется фанера, лучше всего приобрести материал толщиной 10 мм. Широкие шпангоуты усиливают поперечными балками.
Каркас проклеивают, это можно сделать, нанеся казеиновый клей. На стыки накладывают марлю, затем ее пропитывают клеем. Возможен и другой вариант, когда сначала марлю разрезают, бинт пропитывают клеем, а потом полоской обматывают места соединения элементов.
Для обшивки корпуса следует приобрести листы фанеры, их закрывают сверху дюралюминиевым покрытием. Водительское сиденье делают из фанеры, но можно установить заводское, выполненное из пластика.
Место для груза выделяют в задней части конструкции, располагая за сиденьем. В этом отсеке можно хранить запчасти и инструменты, сюда же поместится канистра с бензином, рыболовные снасти и вещи пассажиров. Есть разные варианты сборки транспорта аэросанного, конструкций чертежи должны быть изучены перед началом работ.
Винтомоторная система
Винтомоторная система состоит из нескольких элементов. Самым распространенным вариантом является установка на аэросани мотора, снятого с ИЖ-56. Монтаж вала винта производится на подшипник, его устанавливают на каркасе. Для крепления двигателя требуется деревянная плита.
Для регуляции клиноременной передачи на винт требуется пластина из фанеры или текстолита. Для охлаждения двигателя устанавливают вентилятор. Его фиксируют на картере, используя для этой цели кронштейн.
Подвеска
Лыжи для аэросаней делают из фанеры толщиной 10 мм, снизу их обшивают нержавейкой. Лыжи изгибают, для этого фанеру помещают в кипяток. Изгиб делают с помощью стапеля.
При сборке необходимо правильно выбрать толщину задних лыж, приводятся разные чертежи. Для усиления используют толстый брус, лыжи крепят к корпусу на винты М6. Для того, чтобы аэросани были устойчивы на поворотах, делают подрезы. Их сооружают из сплюснутой на концах трубы.
Как правильно оборудовать?
Спидометр, замок зажигания, указатель уровня топлива и все основные приборы устанавливаются на передней панели. Здесь же должны находиться рычаги управления, педали тормозов и пуска двигателя. Если планируются поездки по незнакомым местам, вдали от населенных пунктов, стоит установить на аэросани GPS-навигатор. Слева ставят зеркало заднего вида, рычаг воздушной и дроссельной заслонкой должен находиться в кабине.
Аэросани с двигателем от бензопилы
Мотор от бензопилы имеет небольшую мощность, которая не превышает 4 л.с. Этого мало, чтобы совершать поездки на большие расстояния. Минимальная мощность двигателя должна быть не менее 12 л.с.
Если же водоем находится неподалеку, то достаточно маломощного мотора. Мотор от бензопилы, несмотря на это, сдвинет с места легкую конструкцию. Такие аэросани можно использовать для перевозки рыболовных снастей.
Альтернативные варианты
В качестве корпуса для аэросаней можно использовать автомобильный корпус.
Вот, например, аэросани, изготовленные из «буханки».
Критика теории мифа
В печатных и сетевых изданиях стало общим местом утверждение, что прообразом современного Деда Мороза является дохристианский жестокий холодный дух. Он у древних славян носит имя Студенец, Трескун, Морозко, Карачун. Как правило, этот дух является суровым повелителем зимней стужи и метелей. От него зимой исходит большая опасность. Поэтому надо прибегать к магии, чтобы его умилостивить, что и делали славяне, подкармливая своего недоброго божка.
Считаем, что теория мифа никак не связана с формированием образа Деда Мороза. Мифический холодный дух, носивший у древних славянских племен разные имена, не является прототипом современного волшебника-дарителя. Между Дедом Морозом и Дедом Трескуном со товарищи нет никаких типологических совпадений.
Образцы подставочных дедов Морозов из ваты и папье-маше, выпускаемых в СССР
Фабрики Украинской Советской Социалистической Республики (УССР)
Фабрика Детской игрушки, г.Донецк-48, ул.Челюскинцев 267
Фабрика Детской игрушки, г.Донецк-48 |
Вата, h-52 см, 1965 г. |
Ивано-Франковский стекло-зеркальный завод, УССР Облместпром
Ивано-Франковский стекло-зеркальный завод |
Вата, h-45 см |
Фабрика игрушек «Победа», МЛП УРСР Укрголовдетигрушка, Киев
Фабрика игрушек «Победа», г.Киев | Фабрика игрушек «Победа», г.Киев |
Вата, h-37 см, 1961 г. | Вата, 1967 г. |
Фабрика детских игрушек, Ровенский облместпром, г.Ровно, ул.Комсомольская, 3
Фабрика детских игрушек, г.Ровно | Фабрика детских игрушек, г.Ровно | Коробка, Фабрика детских игрушек, г.Ровно |
Вата, h-20 см, 1966 г. | Вата, h-33 см, 1971 г. | Вата, h-35 см, 1978 г. | Вата |
Вата |
Горхимкомбинат г.Ровно
Горхимкомбинат г.Ровно |
Вата, h-20 см, 1963 г. |
Фабрика Культбыттоваров, Министерство местной промышленности УССР Крымоблместпром, г.Симферополь
Фабрика Культбыттоваров,г.Симферополь | Симферопольская фабрикаКультбыттоваров |
Вата, h-38 см, 1967 г. | Вата, h-40 см, 1971 г. |
Райпромкомбинат г. Теребовля
Райпромкомбинат г. Теребовля |
Вата, 1963 г. |
Теребовлянская фабрика елочных украшений, Минлегпром УССР «Укрглавдетигрушка», г. Теребовля, Тернопольской обл.
Теребовлянская фабрика елочных украшений |
Вата, 1966 г. |
Интернет-проект о елочной игрушке ChristmasHeaven.ru выражает благодарность всем, чьи фотографии были использованы при подготовке данного материала, а также тем, чьи фотографии были взяты из открытых источников.
Надеемся, что представленный в статье материал будет полезен как любителям, так и коллекционерам елочных игрушек, в том числе и для целей их атрибуции и каталогизации.
Конечно же, данный материал далеко не полный, и мы, со своей стороны, его будем дополнять и уточнять. Надеемся в этом на Вашу помощь! Если у Вас есть подставочные деды Морозы с сохранившимися фабричными этикетками, не представленные в статье, будем благодарны за их фото, направленное на нашу электронную почту или выложенное на форуме в теме
Появление в России национальных и региональных Дедов Морозов. Иерархия сказочного сообщества
Появление в Великом Устюге морозного волшебника как драйвера успешного развития территории дало толчок к стремительному расселению на просторах России многочисленных региональных и национальных Дедов Морозов и других зимних сказочных персонажей. В регионах появляются свои зимние герои со своей региональной или национальной спецификой. Примером для развития новых проектов становится живая история Великоустюгского Деда Мороза.
Формируется своеобразная схема-канон, в рамках которой организуется бытие каждого нового зимнего (и не только) персонажа:
1. Создается легенда о зимнем кудеснике, которая чаще всего является современным фольклором. Иногда мы даже знаем авторов.
2. Строится резиденция волшебника (усадьба, поместье, вотчина, владения)
3. Волшебник обязательно отмечает свой День рождения.
4. У нового Деда Мороза обязательно должен быть свой праздник-фестиваль, на который он приглашает других представителей сказочного сообщества.
Возникает некая иерархия сказочных персонажей. Великоустюгский Дед Мороз занимает по отношению к своим собратьям-коллегам по профессии главенствующее положение. Его авторитет непререкаем. Другие волшебники – его младшие братья.
В Великом Устюге на появление национальных и региональных конкурентов отреагировали быстро. Чтобы выделить своего волшебника, местные креативщики присвоили ему громкий титул «Российский». Если вы считаете, что сейчас в Великом Устюге живет просто Дед Мороз, то вы заблуждаетесь. Надо говорить: Российский Дед Мороз. Только так и не иначе.
Перечислим несколько узнаваемых Дедов Морозов и других персонажей сказочного сообщества. Кыш Бабай из Татарстана, Тол Бабай из Удмуртии, Ямал Ири с далекого севера, Карельский Морозец Паккайне, Чысхаан из Якутии, Байкальский Дед Мороз, Мороз Добродеевич из Соснового Бора, Вятский Дед Мороз, Девица Метелица из Вятских Полян, Архангельский Снеговик, Матушка Зима из Яренска и многие другие зимние и не зависящие от времени года сказочные персонажи.
История Деда Мороза интересна и увлекательна. Она продолжается создаваться на наших глазах. Впереди много интересных открытий и наблюдений. Энциклопедия Деда Мороза ставит задачу собрать максимальное количество фактов, имеющих отношение к этому уникальному культурному феномену России.
История создания
Аэроса́ни — самоходные сани, снабженные двигателем внутреннего сгорания с толкающим воздушным винтом (пропеллером). Это транспортное средство предназначено для передвижения по снегу и льду. Скорость аэросаней, в зависимости от мощности двигателя, — от 25 до 140 км/час. Аэросани имеют шасси, состоящие из 3 или 4 лыж. Аэроглиссеры ошибочно относят к аэросаням, так как определение «аэросани» предполагает основную среду передвижения — суша (снег, лёд, замёрзшая поверхность водоёмов), а глиссеры являются судами и предназначены для передвижения по воде.
Начиная с 20-х годов аэросани строили в СССР для освоения Севера и военных нужд. В 1962 г. на заводе «Прогресс» началась разработка аэросаней «Ка-30», в большей мере отвечавших поставленным требованиям, с применением современных для тех лет конструктивных решений. Их производство предприятие «Дальмашзавод» в Комсомольске-на-Амуре освоило в 1966-м, а ежегодный выпуск составил 25-30 машин. В производстве «Ка-30» использовались авиационные технологии, разработанные в ОКБ Н.И. Камова.
Реабилитация Деда Мороза и новогодней елки
В декабре 1935 года елка, а с нею и Дедушка Мороз как главный герой новогоднего праздника были неожиданно реабилитированы. В главной газете Советского Союза – газете «Правда» 28 декабря 1935 года была опубликована небольшая заметка за подписью второго секретаря ЦК компартии Украины Павла Постышева. Он предложил организовать для детей хорошую елку.
Скорее всего, инициатива, на самом деле исходила от первого лица страны, лучшего друга всех детей товарища Сталина. Просто на верху решили сначала посмотреть, что выйдет из этой затеи
Поэтому доверили высказать предложение провести елку далеко не самому важному лицу в партии
Любая строчка в такой газете, как «Правда», это в советское время руководство к действию. Буквально через день, 30 декабря 1935 года, в Харькове впервые в СССР была организована большая елка, на которой присутствовали 1200 школьников. В начале января 1936 года во многих городах Советского Союза прошли организованные комсомольцами новогодние елки. На некоторых из них появился главный герой праздника Дед Мороз.
К встрече следующего Нового года было время хорошо подготовиться. Поэтому 1937 год, как и последующие, отмечался торжественно и повсеместно. Елки на главных площадях городов наряжались почти в обязательном порядке. Так, в Москве были установлены целых две огромные елки. Одна лесная красавица украсила собой Манежную площадь. Другая была установлена столичном парке имени Горького.
В том же 1937 году, 1 января, в Доме Союзов проводится новогодний бал для школьников-отличников. Возникает традиция проведения главной елки страны. Ёлка здесь украшена тысячами новогодних игрушек и шаров с идеологическим содержанием. Спустя годы, сохранив статус главной, елка переедет в Кремль, а попасть на Кремлевскую елку будут мечтать миллионы маленьких жителей страны Советов.
Подъелочные или подставочные фигуры в СССР 30-50-годов
Накануне 1936 года в СССР после нескольких лет запрета елки как праздник и нарядное хвойное дерево были реабилитированы и даже обязательны на новогодних праздниках. Постепенно налаживается производство елочных игрушек или, как тогда говорили, подъелочных фигур.
Именно в эти годы происходит окончательное формирование образа Деда Мороза – доброго волшебника-дарителя, без которого новогодний праздник немыслим
В конце 30-х годов артели игрушечников массово начинают изготавливать Дедушек Морозов и Снегурочек. Например, московские артели «Все для ребенка» и «Елочные игрушки» специализируются на подъелочных фигурах. Помимо Дедов Морозов и Снегурочек, выпускают другие фигуры. При этом используется почти исключительно ручной труд. Лицо и голову делали, используя глину или папье-маше.
В основе фигуры был каркас. А вот для наряда использовалась обыкновенная вата. А для того, чтобы она, мягкая и пышная, не «расползалась», ее тщательно покрывали клейстером. Клейстер предварительно вываривали. Застывая, наряд игрушки становился твердым. Потом фигуру раскрашивали. Для украшения нарядов за неимением других материалов обычно использовали битое стекло и слюду.
Так как фигурки изготавливались вручную, все они отличались друг от друга чертами лица и иногда одеждой. Головные уборы были разные. Часто встречались обыкновенные шапки-ушанки. В те годы фигура Деда Мороз напоминала пожилого крестьянина в валенках. Бытует мнение, что шуба у волшебника должна быть красного или синего цвета. Тем не менее в 30-40-е годы чаще встречались «белые» Деды Морозы. Краску экономили, и волшебникам расписывали только лицо. Специалисты утверждают, что к 1941 году в Москве выпускали 36 моделей Дедов Морозов.
Сразу появляется традиция ставить под елку Деда Мороза, к которому скоро присоединяется и Снегурочка. Елочке без волшебников под ней словно чего-то не хватает, ее образ выглядит незавершенным. Игрушки выбираются покупателями с особой тщательностью, они передаются из поколения в поколение, занимая на Новый год свое место под лесной красавице.
Алла Сальникова, автор интересной книги «История елочной игрушки, или как наряжали советскую елку», в одном из интервью рассказывала, что в конце 30-х годов для организаторов детских елок выходило много методических рекомендаций. Их авторы пытались регламентировать проведение праздника и даже то, как надо наряжать хвойное дерево. Предлагалось у ее подножия выстраивать целые композиции на идеологические темы. Например, советские колхозы, герои-челюскинцы, советская квартира. А вот присутствие зимнего волшебника было совсем необязательным. “Что ему делать под елкой? Пуская сидит себе в зрительном зале и смотрит, что происходит на сцене!” – утверждали авторы методичек.
Но жизнь распорядилась иначе. Дедушка Мороз занял свое место под праздничным деревом, и никакие методически указания не мог его оттуда “убрать”.
На рубеже 40-50-х годов технология изготовления фигурок меняется. Большинство Дедов Морозов этого времени создают целиком из папье-маше и прессованных опилок. В целом игрушка Деда Мороза не сильно отличались от канонического образа волшебника-дарителя. Отличия были незначительными. Он мог быть с посохом и мешком за плечами или без них; в короткой шубе, под которой различались валенки или в длинной; в распахнутой или застегнутой верхней одежде; подпоясанным кушаком или нет; с лесными зверушками или без них. На цвет шубы волшебника часто не обращали внимания. На нем могла быть зеленая и желтая, фиолетовая и розовая шуба.
Техника безопасности во время эксплуатации
При эксплуатации самодельного транспорта потенциальную опасность для пассажиров представляет пропеллер. Чтобы предотвратить несчастные случаи, пропеллера винт прячут в кожух. Этот элемент защищает не только пассажиров, но также сам пропеллер от попадания в него посторонних предметов.
Собирая аэросани, следует контролировать качество работы. Основная нагрузка приходится на лыжи, поэтому качество болтового соединения должно быть высоким. Крепления нужно проверять, вовремя производить техническое обслуживание
Пропеллер регулярно осматривают, важно вовремя увидеть возникшие дефекты
Безотказная работа техники возможна, если двигатель для аэросаней работает нормально, есть горючее, масло налито до нужного уровня.
Собирая технику, ориентируются на размеры, представленные на чертежах. Обязательно делают кабины козырек, аэросани тогда становятся более удобными в эксплуатации. Не нужно вносить изменения в конструкцию, это может стать причиной неполадок.
30-50-е годы – окончательное формирование образа Деда Мороза и традиций празднования Нового года в СССР
В эти годы устанавливается канон, согласно которому празднуется Новогодний праздник. В общих чертах сюжет празднования сохраняется до сегодняшнего дня. Главный герой – добрый волшебник Дед Мороз. Его костюм за прошедшее время постепенно эволюционировал в сторону более богатого оформления. Крестьянский тулуп стал в XXI веке боярской шубой. В руках у Деда Мороза волшебный посох, с помощью которого он творит чудеса.
Чтобы Дедушка Мороз пришел, его необходимо позвать. Дети и взрослые громко скандируют: «Дед Мороз! Дед Мороз!». Как правило, любимого дедушку сопровождают различные зверушки: зайчики, белочки, медвежата. Они появлялись на елках уже тогда, когда никакой Снегурочки у волшебника не было.
Обязательной является традиция зажжения новогодней елки. Для этого необходимо иногда до трех раз также всем вместе произнести заклинание: «Раз-два-три! Елочка, гори!» Вокруг Новогодней елки Дед Мороз с детьми водит хоровод под легендарную новогоднюю песенку «В лесу родилась елочка», автором которой является Раиса Кудашева. Удивительно, как случилось, что написанный простой гувернанткой текст в короткое время стал всенародно любимым гимном новогоднего праздника, без которого само празднование не мыслится!
В 50-е годы в свите волшебника появилась Снегурочка и Мальчик Новый год. И если Снегурочка сохраняет свой статус главной помощницы Деда Мороза на новогоднем празднике, то Мальчик Новый год почему-то стал редким гостем, про него забыли.
Назначение и эксплуатация
На заснеженной трассе по реке Лене
Аэросани Ка-30 с пассажировместимостью 8-10 человек применялись для регулярной перевозки пассажиров и грузов (в частности, почты), обслуживания рейсов медицинской помощи в труднодоступных районах Сибири и Крайнего Севера, Дальнего Востока, Казахстана на местных линиях протяженностью несколько десятков километров. Аэросани выполняли рейсы зачастую в сложных условиях: по снегу, торосистому льду, при морозах ниже 40 градусов Цельсия. Годовой пробег машины составлял 12-15 тыс. км. Летом аэросани могли оборудоваться поплавками и использоваться на реках (в том числе мелководных) как скоростные суда-глиссеры. Выведены из эксплуатации в связи с износом в конце 1980-х годов.
Однако далеко не во всех управлениях связи эксплуатация этих конструктивно сложных и достаточно дорогих машин была экономически выгодна. Так, их использование для доставки почты на коротких дистанциях или с загрузкой в 20—30% от расчетной оказалось нерентабельным.
Конструкция
Грузопассажирская кабина Ка-30
Конструктивно аэросани Ка—30 представляют собой металлический кузов обтекаемой формы, установленный на четыре лыжи. Вверху задней части кузова расположен двигатель АИ—14ФРС (конструкции А.Г.Ивченко) с трехлопастным толкающим винтом изменяемого шага. Кузов разделен на три отсека: передний — кабину водителя, центральный — грузопассажирскую кабину и задний — моторный отсек.
В заднем отсеке расположены два бензобака, два аккумулятора и агрегаты воздушной и масля¬ной систем. Задний отсек отделен от центрального противопожарной перегородкой.
Фары и управляемый прожектор над кабиной водителя обеспечивают достаточную освещен¬ность пути в ночное время. Во время тумана используются противотуманные фары.
Двигатель с винтом установ¬лен над моторным отсеком на моторной раме. Двигатель закрыт кольцеобразным капотом. Справа и слева от двигателя крепятся фермы ограждения винта. На них располагаются бортовые огни (красный и зеленый) и огни для освещения винта белым светом.
Под полом кузова по продольной оси между двумя лонжерона¬ми имеется короб, в котором проложены коммуникации систем и тросовая проводка управления силовой установкой.
Ходовая часть аэросаней состоит из четырех взаимозаменяемых лыж, передней и задней независимых подвесок. Передняя подвеска — параллелограммного типа. Основными элементами ее являются рычажный механизм, амортизатор и полуось. Амортизатор передней подвески работает совместно с пружиной. Амортизатор — воздушно—масляного типа.
Лыжи могут быть со стальной подошвой или с полиэтиленовой, в зависимости от характера трассы. Для уменьшения усилий страгивания аппарата и сопротивления скольжения, а также в целях экономии топлива были изготовлены лыжи из стеклопластика с фторопластовой подошвой.
Преимущества на зимней рыбалке
Зимой рыбакам приходится преодолевать большие расстояния. Использование самодельной техники делает заброску к водоему быстрой и удобной. Транспортное средство оборудовано полозьями, благодаря этому возможно перемещение по льду, насту и снегу. Аэросани приводит в движение авиационный пропеллер. Он вращает мотор, который работает на бензине.
Днищевая рама служит основанием конструкции, ее делают в виде панели. Раму собирают из брусков-лонжеронов, лучше всего использовать сосновые. Также требуется пенопластовый наполнитель, а жесткость конструкции придают с помощью деревянных поперечин.
Раму обшивают, для этой цели необходимо приобрести фанерное полотно. Вместе с изгибом на кручение и высокой жесткостью оно демонстрирует высокие качественные характеристики.
История создания
Конструкторы создавали много моделей аэросаней, которые на испытаниях показывали непригодность в передвижении по снегу, обнаруживались дефекты в работе. Однако неудачи не отбили желания и дальше усовершенствовать аэросани.
Потерпевшие фиаско модели переделывались и испытывались каждый раз, год от года, пока не появлялись надежные конструкции. К пионерам аэросанного дела относят:
- Ю. А. Меллера.
- А. С. Кузина.
- А. Я. Докучаева.
- И. И. Сикорского.
Первые аэросани были самыми простыми на вид. В 1911 году газеты пестрили известиями о первых испытаниях аэросаней Ю. А. Меллера. А в следующем 1912 году, уже А. С. Кузиным был первым поставлен на машину авиационный мотор. Начало империалистической войны в 1914 году вызвало развитие всех видов транспорта, в том числе и аэросаней, нашедших свое применение на фронте.
Но боевые аэросани очень нужны были фронту. В этом же году профессор Н. Р. Брилинг и инженер А. С. Кузин руководили постройкой более двадцати машин, которые использовал фронт для своих нужд.
Хотя с современной точки зрения конструкции аэросаней кажутся очень уж примитивными, но они свою работу выполняли. Даже германским генералом Гинденбургом с успехом использовались для служб связи аэросани в своей армии. Он не понаслышке знал о слабо развитых дорогах и о продолжительных зимах в России.
В гражданскую войну интерес к данным конструкциям не пропал, в 1919 году создали комиссию по организации строительства аэросаней, перед ней поставили задачу разработать модели пригодные для военных целей.
Дальнейшее строительство аэросаней уже в СССР набирало обороты:
- 1920 год – выпуск первых 9 аэросаней «Бека» на которых стояли моторы «Хол-Скот» с водяным охлаждением и мощностью 125 л. с.;
- 1921 год – появляются модели разных конструкций, «НРБ»-Брилинга, «АНТ»-Туполева, «КАС»-Кузина, «Три-Ка»-инженеров Карельского, Климова, Кристи, «Арбес»-Архангельский, Брилинг, Стечкин;
- 1922 год – первые испытательные пробеги Москва-Сергиев Посад-Москва;
- 1923 год – выпускаются первые цельнометаллические аэросани (АНТ-III) сконструированные Туполевым;
- 1928 год – конструкция А. Н. Туполева с мотором «Люцифер» в 100 л. с., была продемонстрирована на Международном авиационном показе в Берлине где получила много положительных отзывов, о чем писалось в заграничных газетах;
- 1930 год – регулярная эксплуатация аэросаней на открывшийся первой аэросанной линии между Канашем и Чебоксарами. Ее протяженность была 85 км в один конец;
- 1930 год – советским авиаконструктором, изобретателем П. И. Гроховским разработана бронированная модель боевых аэросаней на трех лыжах с винтомоторной установкой в броневом корпусе. К сожалению проект так и остался невостребованным.
- 1933 год – машина ОСГА-2 участвует в арктическом походе ледокола «Красин»;
- 1934 год – выпуск новых аэросаней не с авиационным мотором, а автомобильным двигателем ГАЗ;
- 1935 год – организованы линии на Крайнем Севере, Камчатке, на которых эксплуатировались машины.
Трудно сейчас представить доставку в отдаленные, отрезанные в зимний период пункты без помощи аэросаней.
Кажется, что они были всегда, хотя советские аэросани (именно их можно считать массовыми) появились не более ста лет назад.
Рождественские открытки как важный фактор популяризации волшебника-дарителя в начале XX века
Первый раз Дед Мороз стал тем, кем он является для нас сегодня (добрый волшебник-даритель), в 10-е годы XX века. По нашему мнению, главную роль в этом сыграла поздравительная открытка.
В Америке и Европе в XIX века сформировалась устойчивая традиция отмечать Рождество с участием Санта Клауса или местного волшебника, которые являются на праздник с подарками. До эпохи глобализации было еще очень далеко, поэтому в разных странах он имел свои национальные особенности. Под влиянием этого западного «Рождественского Деда» на русской почве появился свой Дед Мороз. Как это произошло?
На рубеже XIX-XX веков образованная часть русского общества знакомится с поздравительными открытками, среди которых заметное место занимали рождественские. Они быстро становятся необыкновенно популярными.
В книге Марии Чапкиной «Русская рождественская и новогодняя открытка» приводится такой факт: «В Рождество 1909 года и Новый 1910 год петербуржцы обменялись 10 миллионами поздравлений». Культура поздравления с помощью открытки проникает во все слои образованного общества.
Миллионы открыток импортировались в Россию из Германии, Швеции, Франции и других европейских стран. Зачастую в готовые изображения просто впечатывались русские тексты. В начале века русские люди с удивлением смотрели на открытки, на которых был изображен старик с мешком или коробом за плечами. Он поздравлял с Рождеством или с Новым годом.
Первоначально в России его называли “Ёлкич”, «Рождественский дед», «Святочный Дед». Последнее имя встречается у Бориса Пастернака в стихотворении «Иней». В Святого Николая он у нас не мог превратиться в силу глубокого религиозного почитания образа святителя. Профанировать личность святого, как это произошло на западе, у нас было невозможно.
Но под влиянием Морозко из народной сказки и Мороза Ивановича из одноименной литературной сказки Владимира Одоевского открыточный образ стал у нас добрым волшебником Дедом Морозом. Это произошло в 10-ые годы 20-ого столетия, и русская Рождественская открытка с документальной точностью подтверждает этот факт.
На почтовых миниатюрах массово появляются надписи с именем Деда Мороза: “Мороз-дедушка хитер. Только дунет – и узор…”. “Что ты, дедушка Мороз, нам для праздника принес?” “Пришел дедушка Мороз. Игры новые принес”. “Дед, зайдика-ка к нам в избушку и оставь для нас игрушку”. “Все увидит, утром встанет, Дед Мороз уж не обманет”.
Также претерпевает изменение внешний облик дарителя. На отечественных Рождественских открытках он часто появляется в одежде простого русского крестьянина в валенках, полушубке и простой меховой шапке. Например, таков образ Дедушки Мороза на открытках, автором которых является художник А. Лавров.
Кроме того, характер и поведение волшебника претерпели серьезные изменения по сравнению с литературным Морозом. Он, прежде всего, подобрел, стало более понятным и человечным. Теперь, чтобы с ним встретиться, не надо попадать в потусторонний мир. Он сам приходит на светлый праздник Рождества и приносит кучу подарков и новогоднюю елку.
Таким образом, на формирование образа Деда Мороза оказали влияние три фактора: во-первых, западный волшебник-даритель, во-вторых, герои русских сказок, в-третьих, широкое распространение рождественской открытки.
Вместе с тем в реальной жизни “живой” Дед Мороз в качестве волшебника-дарителя редко приходил к детям с подарками в то время. Вскоре началась первая мировая война, и стране стало не до праздничных ритуалов.
Фабрики-производители подставочных дедов Морозов из ваты и папье-маше в СССР
№ | Город | Республика | Название предприятия | Представленный в обзоре период выпуска |
1 | Воронеж | Российская СФСР | Воронежский завод «Химпродукт» | 1962 г. |
2 | Воронеж | Российская СФСР | Воронежская фабрика игрушки | 1963, 1970, 1972 гг. |
3 | Горький | Российская СФСР | Фабрика «Детская игрушка» | – |
4 | Иркутск | Российская СФСР | Иркутская фабрика игрушек | – |
5 | Калинин | Российская СФСР | Артель «Художественные изделия» | 1962, 1960-е гг. |
6 | Калинин | Российская СФСР | Калининское производственное объединение художественных изделий и игрушек | 1972, 1975, 1977, 1978, 1980, 1980-е, 1982, 1985 гг. |
7 | Краснокамск, Пермская область | Российская СФСР | Фабрика детской игрушки | – |
8 | Куйбышев | Российская СФСР | Артель им.М.Расковой | – |
9 | Куйбышев | Российская СФСР | Куйбышевская фабрика игрушек | – |
10 | Ленинград | Российская СФСР | – | |
11 | Ленинград | Российская СФСР | Артель «Промигрушка» | 1951, 1954, 1955, 1959 гг. |
12 | Ленинград | Российская СФСР | Фабрика игрушек №2 | 1964 г. |
13 | Ленинград | Российская СФСР | Фабрика «Ленигрушка» | 1955, 1959, 1967 гг. |
14 | Москва | Российская СФСР | Артель «Парижская коммуна» | 1953, 1957 гг. |
15 | Москва | Российская СФСР | Артель инвалидов «Детская игрушка» | 1956, 1950-е гг. |
16 | Москва | Российская СФСР | Артель «Труженик» | – |
17 | Москва | Российская СФСР | Полиграф.картонажная фабрика Фрунзенский Райпромтогр | – |
18 | Москва | Российская СФСР | Фабрика стеклянных елочных украшений | – |
19 | Москва | Российская СФСР | Фабрика №2 Бауманского Треста Местной Промышленности | 1956, 1958 г. |
20 | Москва | Российская СФСР | Фабрика «Детская игрушка» | – |
21 | Московская область, пос.Клязьма | Российская СФСР | Пушкинская фабрика «Елочных украшении» | 1950-е, 1963, 1965, 1966, 1968 гг. |
22 | Московская оласть, г.Пушкино | Российская СФСР | Артель «Кооперативный Труд» | 1949, 1950-е гг. |
23 | Псков | Российская СФСР | Псковский комбинат производственных предприятий | 1963 г. |
24 | Ростов-на-Дону | Российская СФСР | Артель “Искра” | – |
25 | Свердловск | Российская СФСР | Артель Культпром | – |
26 | Тамбов | Российская СФСР | Тамбовская фабрика игрушек | – |
27 | Ярославль | Российская СФСР | Норский цех Игрушки Ярославского Райпотребкомбината | 1962 г. |
28 | Ярославль | Российская СФСР | Химический завод «Луч» | 1962, 1980 гг. |
29 | Ярославль | Российская СФСР | Ярославская фабрика №3 | 1966 г. |
30 | Ярославль | Российская СФСР | Производственное швейное объединение «Ярославль» | 1972 г. |
31 | Донецк-48 | Украинская ССР | 1965 г. | |
32 | Ивано-Франковск | Украинская ССР | – | |
33 | Киев | Украинская ССР | 1961, 1967 г. | |
34 | Ровно | Украинская ССР | 1966, 1971, 1978 гг. | |
35 | Ровно | Украинская ССР | 1963 г. | |
36 | Симферополь | Украинская ССР | 1967, 1971 гг. | |
37 | Теребовля | Украинская ССР | 1963 г. | |
38 | Теребовля | Украинская ССР | 1966 г. |
Служба аэросаней в военное время
Для военных нужд, в первые, машинами начали пользоваться в 1915 году как транспортом передвижения или для поддержания связи между военными отрядами. В 1939-1940 годах Красная Армия обладала аэросанными батальонами, использовавшиеся в боевых вылазках в войне с белофиннами. Также их задача заключалась:
- в эвакуации бойцов, раненных в бою;
- снабжении горючими средствами, продовольствием;
- подвозе боеприпасов.
Следом за боевыми аэросанями следовали десантные группы с лыжниками, которые истребляли подразделения в тылу, укрепленные пункты, подводы с провизией и боевыми припасами врага.
Они в большом количестве применялись в качестве боевых единиц, на них устанавливали пулеметы и привлекали для боевых задач.
Отмечалась положительная работа машин на открытых пространствах. Аэросани входили в подразделения:
- боевой аэросанный батальон (БАБС). С их помощью велась разведка и находились под охраной открытые стороны общевойсковых, танковых частей, командные пункты и патрулировалось побережье. Совместно с лыжно-стрелковыми подразделениями преследовались отходящие противники. Предоставляли связь между армейскими частями;
- транспортный аэросанный батальон (ТАБС). Производили транспортировку военных отрядов, бойцов, получивших ранение. Обеспечивали доставку грузов, боеприпасов.
Занимались буксиром и перевозкой пулеметов, минометов, противотанковых орудий на огневые позиции. Ставили дымовые завесы.
Им писалось: «Мы попросили В. Д. Соколовского прислать аэросанную роту, располагавшуюся при штабе тыла армии. Как-то в конце февраля к нам в тыл проник немецкий лыжный отряд в количестве двухсот человек и перекрыл дорогу снабжавшую правый фланг армии всем необходимым.
Аэросанную роту использовали для удара по немецким десантникам, и они блестяще выполнили свою роль». Аэросанными батальонами в боевых действиях под Сталинградом подвозились боевые припасы, продукты питания наступавшим частям Красной армии.