Молибден для двигателя: польза или вред молибденовых присадок

Положительное и негативное влияние молибдена на двигатель

Понять, почему пользователи смазочной жидкости с присадкой разделились на два лагеря, поможет анализ свойств, масла с молибденом, плюсы и минусы очевидны.

Достоинства смазочной смеси:

  1. Снижает силу трения при повреждении маслянистой пленки:
  • от мощной ударной нагрузки;
  • при перегреве двигателя;
  • проблемами с маслонасосом.
  • Скорость образования дисульфидной пленки и ее стойкость к истиранию высокая.
  1. В смазочной жидкости молибден выполняет функцию модификатора трения – заполняет выработку на изношенных деталях: мелкие трещины, неровности. Петтинг (контакт металлических поверхностей под нагрузкой) при компрессии уменьшается. Старые мотора обретают второе дыхание, меньше стучат при нагрузке, снижается вибрация на холостых оборотах.
  2. Благодаря антифрикционным свойствам, продлевает ресурс поршневой системы двигателей, часто работающих при критических температурных показателях, когда вязкость моторного масла значительно снижается – смазка скатывается с деталей.
  3. Присадки начинают работать в небольшой концентрации. Для образования слоя достаточно одного ряда молекул. Основные эксплуатационные свойства автомасла при этом не изменяются. Присадки вводят в смазки разных классов, они выпускаются отдельно.
  4. Моторное масло с молибденом сохраняет работоспособность двигателя в жарком климате. С помощью их производители выпускают смазочные жидкости, работающие при температуре воздуха до +55°С (SАЕ 60), разогреве двигателя до +400°С. Вязкая минеральная основа при такой жаре приобретает консистенцию воды. При низких температурах молибденовые соединения также сохраняют свои свойства, когда масло густеет, с трудом прокачивается, молибденовая пленка предохраняет детали от износа.

Со временем под действием нагрева и воздуха диоксид молибдена разрушается, образуется сера и нерастворимый оксид, он оседает на дно, попадает в зазоры между деталями. Из-за серы повышается зольность масла, быстрее забивается сажистый фильтр. Масло с молибденом приходится менять чаще, чем обычное.
Какой бы тонкой ни была пленка дисульфида, она затрудняет работу поршневого блока в период обкатки двигателя. Допуски по размерам рассчитаны на масляную пленку. Введение антифрикционной добавки способно усилить давление на детали двигателя, выработка поверхности увеличится.
После перехода с молибденовой смазки на обычную двигатель начинает стучать. Это связано с уменьшением зазора между деталями, обнажаются дефекты поверхности. Двигатели «подсаживаются» на присадку после первого применения. Молибденовую смазку не стоит добавлять в бак машины с пробегом до 12 тысяч км при поездке на юга.
Смазку нельзя считать универсальной. Она разрабатывалась для форсированных двигателей, работающих на предельных нагрузках длительное время (танки, самолеты). Для бензиновых ДВС легковых авто она не подходит.
В состав смазочных жидкостей входят кальциевые антипенные присадки. Они при температуре способны реагировать с дисульфидом

Это важно учитывать при самостоятельном введении присадок в моторную смазку. Степень загрязнения жидкости придется контролировать через ½ эксплуатационного срока.

Преимущества и недостатки

Как и любая присадка, дисульфид молибдена в чистом виде имеет плюсы и минусы. Рассмотрим сначала преимущества использования молибденовых присадок в современных моторных маслах.

  1. Снижение коэффициента трения в сопряжениях. Это одно из самых весомых и определяющих популярность автомасел с молибденом свойств. Низкий коэффициент трения повышает КПД двигателя, увеличивает его мощность и приемистость, снижает расход топлива.
  2. Увеличение защитных свойств трущихся поверхностей. Защитная пленка предохраняет металлические поверхности при перепадах механических нагрузок от сухого трения.
  3. Быстрое образование на металлических поверхностях и возможность восстановления целостности пленки в случае повреждения.


Влияние количества трехатомного молибдена на коэффициент трения

Сегодня масла с дисульфидом молибдена в чистом виде практически не производятся. И этому есть несколько отрицательных причин.

  1. Дисульфид молибдена в чистом виде начинает образовывать молекулярные связи еще до контакта с металлическими поверхностями. Это приводит к формированию крупнодисперсных частиц, которые имею плотность выше плотности масла. Если двигатель простаивает, частицы молибдена осаживаются на дно поддона и не участвуют некоторое время после пуска двигателя в работе.
  2. После заливки нового масла, молибден образовывает защитную пленку на всех металлических поверхностях. Оставшиеся молекулы свободно циркулируют в объеме смазывающей жидкости. Являясь соединением не самым устойчивым, постепенно дисульфид молибдена разлагается на нефункциональные соединения и уже не может участвовать в защите деталей двигателя.
  3. В некоторых случаях избыток дисульфида молибдена работает не на пользу, а вредит двигателю. Производители для увеличения срока службы повышают концентрацию этого компонента в масле. Часть молекул связывается на металлических поверхностях в пленку. Остальная часть циркулирует по системе и оседает в виде сгустков в самых неудобных местах: в зазорах поршневых колец, на датчиках, в изгибах масляных магистралей. Нередко эти осадки приводят к неприятным проблемам.

Почему не стоит использовать масла с MoS2

Согласно исследованиям, молибденовые присадки показывают высокую эффективность при работе агрегатов промышленного назначения (например, при использовании лебедок или редукторов с зубьями цилиндрической формы). Однако при эксплуатации высокооборотного бензинового двигателя все тесты оказались отрицательными. Почему?

Во-первых, моторное масло, в состав которого входит MoS2 представляет собой физическую, а не химическую смесь. Так как практически в любом моторном масле содержится много кальциевых присадок (необходимы для очистки мотора), получается не самый лучший коктейль. Частицы кальция начинают атаковать компоненты молибдена еще до того, как они смогут осесть на металле. Это приводит к образованию молекул довольно крупного размера, которые оседают в фильтре (сильно засоряя его) и попадают не только в нужные места (зоны трения), но, и достигают поршневых колец и других узлов.

Полезно! Помимо образования новых крупных молекул, молибден «истрачивает» кальций, поэтому двигатель не подвергается необходимой очистке.

  Какое масло заливать в двигатель Киа Рио

Во-вторых, несмотря на то, что дисульфид молибдена и способен выдерживать высокие температуры, это еще не означает, что он остается безвредным. Под влиянием жара в области поршневых колец происходит отложение твердых продуктов сгорания, происходит так называемое закоксовывание. Это негативно сказывается на работе всей цилиндропоршневой группы. Двигатель начинает перегреваться, провоцируя тем самым еще больше отложений. Поэтому не удивительно, что уважающие свое имя автоконцерны настоятельно рекомендуют не использовать подобных составов.

Также многим будет интересно узнать, что даже популярные именитые присадки Liqui Moly допускается использовать только с маслами такого же производства, в которых нет кальция или цинка. Однако многие с сомнением относятся к этой информации. Есть мнение, что маркетологи оперируют устаревшей информацией и современные составы включают в себя все необходимые добавки, включая кальций.

Рекомендуем: Плюсы и минусы чип тюнинга дизельного двигателя

Интересно! Особо пытливые автовладельцы, изучая особенности спецификаций Mercedes-Benz, нашли информацию, что на MoS2 нет лицензии, из-за того, что согласно тестированиям, после использования таких присадок сульфатная зольность превышала все допустимые нормы.

Не может и не смутить тот факт, что сам владелец Liqui Moly открестился от компании и создал новую фирму, получившую название Meguin, которая занимается производством составов без дисульфида молибдена.

Нюансы, о которых следует знать

Формирование пленки происходит не бесконечно: после того, как она образуется первый раз, наступает период равновесия, в течение которого уравниваются скорости наращивания и изнашивания слоя защиты. Это может произойти только при постоянном использовании масла с данной добавкой, поскольку только его перманентное присутствие в системе может поддерживать такое равновесие, обеспечивая снижение трения и изнашивание двигателя. В случае перехода на традиционные масла происходит снашивание молибденовой пленки, вместе с которой исчезают и противоизносные, антифрикционные, и противозадирные качества присадки.

При добавлении дисульфида молибдена в различные консистентные смазки, основанные, например, на литии, получается синергетический эффект, при котором за счет молекул вещества поверхностях металлов образуется второй слой смазки, начинающий действовать, когда перестает работать обычная смазка, что может произойти, например, в случае ударных нагрузок.

Так, благодаря внедрению MoS2 в смазки удалось реализовать такое популярное на сегодняшний день техническое решение как шарниры с равными угловыми скоростями (ШРУС).Вернуться к содержанию

Во время работы двигателя все движущиеся детали внутри его конструкции могут в процессе приобретать некоторую шероховатость, такое явление может привести к выходу из строя и капитальному ремонту всего механизма. Чтобы избежать пагубного действия трения, лидирующая компания в отрасли автохимии на немецком рынке, и имеющая представителей более чем в 120 странах мира LIQUI MOLY представила линейку специальных присадок LIQUI MOLY Oil Additiv.

Дисульфид молибдена в двигатель и масла с органическим молибденом

Казалось бы, средство имеет сплошные плюсы. Однако после применения масел и присадок с молибденом сегодня можно столкнуться как с положительными отзывами, так и с отрицательными. Давайте подробнее разбираться, что представляет собой указанная добавка.

Начнем с того, что молибденовые присадки можно разделить на два типа:

  • присадки с дисульфидом молибдена;
  • добавки с органическим молибденом;

Идем далее. С учетом постоянно растущих требований к маслам производители добавляют в свои продукты различные антифрикционные пакеты компонентов для повышения энергоэффективности смазок и улучшения защиты от износа.

Указанные добавки могут быть жидкими или твердыми, в состав могут входить эстеры, молибденовые добавки, керамические компоненты или графит. Молибден является давно и хорошо известной противозадирной и противоизносной присадкой в моторное масло, похож по принципу действия на графитовые компоненты, имеет слоистую пластинчатую структуру.

Если точнее, молекулярная структура дисульфида молибдена представляет собой прочную связь 1 атома молибдена с 2 атомами серы. Атомы серы по размеру приближены к атомам металла. В результате сера обеспечивает высокие адгезионные свойства, прикрепляясь к поверхности нагруженных деталей.

Итак, связь серы и молекул молибдена прочная, а соединение между молекулами серы слабое. В результате получается, что трущиеся поверхности активно покрываются защитным слоем из молекул молибдена, при этом указанные молекулы свободно скользят по отношению друг к другу.

В итоге металлические поверхности не контактируют между собой, исключается трение и перегрев, уменьшается износ деталей. Также молибден в составе масла стабилен, то есть постоянно находится во взвешенном состоянии, не оседая на поверхностях. Еще образуемая молибденовая пленка отличается малой толщиной, она не способна уменьшить расчетные зазоры в двигателе и нарушить свободную подачу масла к нагруженным парам.

Другими словами, в такой смазке содержатся твердые частицы дисульфида молибдена, причем размер указанных частиц достаточно большой. В процессе работы мотора такие частицы оказываются не только на поверхности нагруженных трущихся деталей, но и в тех участках, где их нахождение может причинить вред.

В качестве примера можно отметить поршневые кольца и канавки. Как показывает практика, масла с дисульфидом молибдена под воздействием высоких температур в двигателе способствуют быстрой закоксовке колец и их залеганию.

В результате нарушается работа ЦПГ, газы из камеры сгорания прорываются в картер, масло быстро стареет и окисляется, коксование двигателя усиливается. По этой причине смазку с дисульфидом молибдена или похожие присадки в двигателе лучше не использовать.

Что касается альтернативы, среди современных разработок в сфере энергосберегающих молибденовых масел с пониженной вязкостью (0W20, 0W30 и т.п.) можно встретить продукты с использованием органического молибдена. Указанная антифрикционная присадка является эффективным модификатором трения, который хорошо растворяется в моторном масле.

При этом сохранены главные защитные свойства. Это позволяет использовать масла с низкой высокотемпературной вязкостью без риска появления задиров и других дефектов на поверхностях нагруженных деталей.

Простыми словами, после выхода на рабочие температуры маловязкие смазки сильно разжижаются и формируют тонкую масляную пленку. Органический молибден в составе таких смазок позволяет избежать износа. Сами масла с органическим молибденом отличаются от других продуктов на рынке ГСМ благодаря характерному зеленоватому оттенку.

Более того, указанная пленка весьма стабильна даже в условиях высокого нагрева. Что касается самой защитной пленки после применения молибдена, слой формируется не постоянно. После того, как пленка сформировалась, дальнейшее образование происходит по мере износа имеющегося слоя.

Однако такого эффекта можно достичь только при условии того, что масло с молибденом находится в двигателе постоянно. Если использовать смазку с молибденом только периодически, тогда защитная пленка изнашивается, то есть нельзя говорить о дальнейшем сохранении антифрикционных и противоизносных свойств.

Как выбрать хорошее масло для автомобиля

При подборе масла надо ориентироваться исключительно на допуски изготовителя автомобиля. Нужный код указывается в руководстве по эксплуатации и должен совпадать с одним из допусков, перечисленных на канистре с маслом.

Это будет означать, что продукт прошёл все необходимые испытания и зарекомендовал себя с лучшей стороны.

Количество параметров, по которым проверяется масло, очень велико, нельзя ориентироваться только на его вязкость и заверения производителя, что оно подходит к любому типу двигателя.

Все моторы разные, и часто в них применяются уникальные технические решения, требующие строго определённых свойств смазывающего агента.

Не надо думать, что всё ограничено только низким коэффициентом трения, масло – очень сложный высокотехнологичный продукт.

Преимущества и недостатки масла с молибденом

К молибденовым автомаслам у водителей неоднозначное отношение. Как и у любого продукта, у них имеются свои преимущества и недостатки.

К преимуществам можно отнести:

  • предотвращение быстрого износа механизмов мотора;
  • устойчивость к воздействию высокого давления защищает от износа при тяжелых нагрузках на агрегат;
  • защитная оболочка в виде коллоидной суспензии позволяет эффективно отводить избыточное тепло от двигателя, защищает от перегрева;
  • высокие противозадирные свойства;
  • возникают антифрикционные барьеры в месте повреждения масляной пленки, которые способствуют энергосбережению;
  • эффективное снижение трения;
  • молибденовая пленка способна защитить поверхности деталей при потере маслом эксплуатационных качеств;
  • не нарушаются циркуляции масла в моторе за счет тонкой и прочной пленки. Пленка способна сохраняться при постоянном использовании таких продуктов;
  • снижаются механические потери (особенно актуально при движении «старт-стоп»).

Автовладельцам, которые используют моторное масло с молибденом рекомендуется внимательно контролировать уровень смазки и период ее замены. Вырабатывая свой ресурс, дисульфид Мо в процессе окисления образует окись с высокими абразивными свойствами. Выделяемая в процессе окисления сера способствует коррозии металла. Все это может привести к серьезным проблемам в работе двигателя внутреннего сгорания.

https://youtube.com/watch?v=8KbyMTXYzGI

Недостатки проявляются эпизодически, и могут отмечаться не в каждом случае, и не на всех ДВС. К негативным свойствам относятся:

  • Отрицательное влияние на бензиновые двигатели, работающие при высоких температурных показателях;
  • Взаимодействие с кальцием приводит к агрессивным последствиям;
  • Частицы вещества характеризуются относительно крупными размерами. Это способствует тому, что при попадании в цилиндропоршневую группу могут образовываться отложения. Впоследствии это явление приводит к закоксованности мотора;
  • Автомасла в значительных количествах содержат кальций. Реагируя с дисульфидом образуется агрессивная среда, негативно влияющая на металл.

Полусинтетика с MoS₂ отличается высокой стоимостью, что также является минусом.

Подведя итоги, можно констатировать, что автомасла, содержащие дисульфид молибдена, являются высокотехнологическими современными смазочными материалами. Такие жидкости способны увеличить ресурс автомобиля.

Необходимо отметить, что молибденосодержащие моторные жидкости подходят не для каждого силового агрегата. Большое количество кальция в автомаслах довольно агрессивно взаимодействует с молибденом, что способно свести к нулю полезные свойства модификатора трения. В итоге отложения продуктов сгорания и закоксовывание двигателя с последующим всплеском активных газов.

Рассмотрев все плюсы и минусы, каждый автолюбитель сможет принять свое решение в отношении выбора подходящего продукта. С уверенностью можно сказать одно: молибденовые моторные масла оптимально будет применять в тех случаях, когда такая рекомендация указана в технической документации производителем двигателя.

Положительное и негативное влияние молибдена на двигатель


Молибденовая смазка заполняет выработку на изношенных деталях: мелкие трещины, неровности Понять, почему пользователи смазочной жидкости с присадкой разделились на два лагеря, поможет анализ свойств, масла с молибденом, плюсы и минусы очевидны.

Достоинства смазочной смеси:

  1. Снижает силу трения при повреждении маслянистой пленки:
  • от мощной ударной нагрузки;
  • при перегреве двигателя;
  • проблемами с маслонасосом.
  • Скорость образования дисульфидной пленки и ее стойкость к истиранию высокая.
  1. В смазочной жидкости молибден выполняет функцию модификатора трения – заполняет выработку на изношенных деталях: мелкие трещины, неровности. Петтинг (контакт металлических поверхностей под нагрузкой) при компрессии уменьшается. Старые мотора обретают второе дыхание, меньше стучат при нагрузке, снижается вибрация на холостых оборотах.
  2. Благодаря антифрикционным свойствам, продлевает ресурс поршневой системы двигателей, часто работающих при критических температурных показателях, когда вязкость моторного масла значительно снижается – смазка скатывается с деталей.
  3. Присадки начинают работать в небольшой концентрации. Для образования слоя достаточно одного ряда молекул. Основные эксплуатационные свойства автомасла при этом не изменяются. Присадки вводят в смазки разных классов, они выпускаются отдельно.
  4. Моторное масло с молибденом сохраняет работоспособность двигателя в жарком климате. С помощью их производители выпускают смазочные жидкости, работающие при температуре воздуха до +55°С (SАЕ 60), разогреве двигателя до +400°С. Вязкая минеральная основа при такой жаре приобретает консистенцию воды. При низких температурах молибденовые соединения также сохраняют свои свойства, когда масло густеет, с трудом прокачивается, молибденовая пленка предохраняет детали от износа.

Моторное масло с молибденом, что это такое?

Многие автолюбители уже давно знают о существовании моторных масел с молибденом, но зачем он в масле – не каждый. Производители утверждают, что наличие такой присадки отличное преимущество, при его содержании масла получают повышенные эксплуатационные характеристики. В то же время часть автомобилистов утверждает, что такие присадки оказывают негативное влияние на агрегаты при постоянном использовании молибдена. Давайте в этой статье разберемся, какие преимущества и последствия для автомобильного двигателя с применением молибденсодержащих масел. Что такое молибден ? Дисульфид молибдена (если говорить терминами MoS2)- порошок из минерала молибденита черного или серого цвета, по структуре схож с графитом. Первый зафиксированный случай использования дисульфида молибдена в качестве смазки был в 1600 году, тогда его использовали в качестве смазки осей телег. Более широкое применение добавка получила при использовании в тяжелой военной технике во время второй мировой войны. Добавка образовывала пленку на деталях двигателя, что позволяло работать двигателю даже после полной утечке масла (часто использовалась в авиации, самолеты с полученными дефектами мотора могла долететь то посадочной полосы). Дисульфид молибдена фактически “прилипает” металлическим деталям, в результате непосредственный контакт металлических деталей исключается, в результате из-за слабого трения минимальный снижается износ компонентов двигателя. В моторных маслах присадка выпадает в осадок, что дает стабильность свойства.


Смазочные материалы с добавлением молибденовых присадок обеспечивают такие преимущества как: — Хорошая способность работы в критических температурах и также при низких температурах, это значит что ДВС может работать даже в критических условиях. — Снижение износа — Предотвращение появления задиров, продляют срок службы поршневой группы. — Повышение энергосберегающих характеристик — Уменьшение расхода топлива

Но какие негативные моменты молибденсодержащих масел. Масла с содержанием этой присадки необходимо чаще менять из-за образования нерастворимого оксида, который образуется под действием нагрева. Многие производители смазочных материалов используют в своём составе кальциевые и щелочные добавки, они удалят слой молибденовой присадки ещё до появления защитного покрытия. Можно сделать вывод, что использование масел с молибденовой добавкой в автомобилях испытывающие постоянные нагрузки и температурные перегрузки хороший выриант безопасный работы. Большое количество автомобилистов имею положительный опыт применения масел с добавлением присадки молибден, особенно учитываю тот факт что на изношенных агрегахат эти смазочные материалы увеличивают срок эксплуатации двигателя и отсрачивают капитальный ремонт. Некоторые производители выпускают специальные линейки масел, например у MANNOL есть Molibden Benzin для бензиновых и Molibden Diesel для дизельных ДВС.

Краткая история открытия

Что же такое молибден? В чистом виде это металлический порошок или кусковой металл серого цвета с малым коэффициентом трения и теплового расширения, высокой температурой плавления и кипения.

Однако в чистом виде этот металл представляет мало ценности в индустрии производства моторных масел. Гораздо интереснее некоторые его соединения с другими химическими компонентами.

Порошок дисульфида молибдена

Об уникальных свойствах дисульфида молибдена (MoS2) было известно еще в середине XX века. Впервые документальные свидетельства о реальном применении этого химического элемента вне лабораторных условий относится к военной промышленности. В 50-х годах американцы добавляли молибденовые присадки в масла, используемые для двигателей танков и военной авиации.

Позже масла с молибденом стали применяться и в гражданской технике. Одним из ярких моментов в истории молибденсодержащих масел является случай с основанием фирмы Liqui Moly.

В 1957 году один предприимчивый немец обратил внимание на небольшой пузырек со странной жидкостью, который продавался в части Германии, подконтрольной западным союзникам

Это был дисульфид молибдена, используемый в военной авиатехнике. Немец, которого звали Ханс Хенле, выкупил права на использование этого состава и приступил к разработке моторных масел под брендом Liqui Moly.

Сегодня смазочные материалы с MoS2 не являются большой редкостью. Присадки на основе молибдена используют многие производители моторных и трансмиссионных смазок.

Причем технологии за последние несколько лет шагнули далеко вперед. И эти масла сегодня гораздо более технологичны, чем были раньше, и лишены многих недостатков первых версий молибденсодержащих присадок.

Как действует молибден

Принцип работы основан на главном активном компоненте – дисульфиде молибдена. После того как вещество стабилизируется в составе смазки, оно не оседает на металлических поверхностях двигателя. Начинается формирование тонкой плёнки, покрывающей все области трения и соприкосновения. Процесс длится не бесконечно и завершается после уравнивания показателей интенсивности изнашивания и наращивания. Происходит это по причине регулярного использования молибденовых присадок в масле.

Как только молибден перестанет поступать в масло, плёнка начинает быстро истощаться и постепенно исчезает полностью. После этого повышается вероятность образования задиров и неровностей. Также значительно ускоряется процесс изнашивания деталей двигателя, которые постоянно работают, в связи с резким увеличением трением. Есть только один способ получения новой молибденовой плёнки – очередное добавление присадки. Их эффективность не так высока в сравнении с более современными конкурентами, поэтому регулярное использование выйдет на порядок дороже.

На самом деле сейчас присадки из молибдена применяют чаще всего на производстве. Это связано со свойствами дисульфида: возможность образования повторных противоударных слоёв, выдерживание температуры вплоть до 400 градусов, повышение плотности при добавлении в пластмассу.

С каждым днём всё больше производителей ДВС предупреждают о неэффективности большинства случаев добавления молибденовых присадок в масла, особенно новых двигателей. Делать это нужно с использованием дополнительных средств регулярной очистки. Только в таком случае добавление молибдена оправдает ожидания и не навредит двигателю ещё больше.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий