Стоит ли использовать присадки в коробку: «механика» и «автомат»
Разобравшись с тем, какие присадки в АКПП лучше заливать, нужно еще раз напомнить, что без острой необходимости специалисты рекомендуют отказаться от использования подобных решений в гидромеханических автоматах, вариаторах CVT и преселективных роботах с двумя сцеплениями (типа DSG).
Коробки автомат данного типа является сложным агрегатом, масло в них выполняет функцию не просто смазки, но и рабочего тела (передает крутящий момент в ГДТ, причем жидкость сильно разогревается, также подается под давлением по каналам в гидроблоке/мехатронике на исполнительные устройства и т.д.).
Что касается МКПП и простых однодисковых роботов, конструктивно такие КПП похожи. Основное отличие – на роботе за включение/выключение передачи и сцепление отвечают сервомеханизмы под управлением ЭБУ вместо водителя.
Это значит, что универсальные присадки можно использовать как в РКПП, так и в МКПП. Однако следует учитывать, что трансмиссии могут иметь синхронизаторы, которые изготовлены из мягких материалов
По этой причине повышенное внимание следует уделять вопросу, как присадка изменяет свойства масла и влияет на синхронизаторы коробки передач.
Что касается пользы или вреда присадок, главным условие является целесообразность их применения в том или ином случае, а также строгое соблюдение всех правил и рекомендаций. Прежде всего, некоторые составы хорошо подходят для одних КПП, в то же время настоятельно не рекомендованы к применению в других (как правило, производитель указывает особенности на упаковке).
Также нужно понимать, что если коробка предельно изношена или неисправна, подобные решения (даже высокого качества) не помогут. Перед использованием нужно изучать состав, совместима ли присадка с трансмиссионным маслом или жидкостью, которая залита в КПП.
Еще добавим, что использование универсальных присадок и добавок в коробку передач в целях профилактики (коробка полностью исправна и нормально работает) не означает, что должен сразу проявиться какой-либо эффект.
Основная задача такой добавки – защита от преждевременного износа. Другими словами, судить о качестве состава можно будет только спустя 150-200 тыс. км. пробега, так как присадка должна увеличить общий ресурс агрегата (при условии правильного применения).
С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что качественное обслуживание коробки передач (своевременная полная замена масла и фильтров КПП с поправкой на индивидуальные особенности эксплуатации) является основным условием. Также необходимо использование только рекомендуемых производителем авто или коробки высококачественных трансмиссионных масел и жидкостей.
Не менее важна и правильная эксплуатация самой КПП независимо от типа агрегата (езда без пробуксовок, резких стартов, нагрузок и т.п.). В этом случае вполне можно обойтись без использования дополнительных присадок и добавок в профилактических целях.
Если же используются присадки в КПП для решения уже имеющихся проблем, тогда важно учитывать общее состояние трансмиссии, так как присадкой можно только усугубить ситуацию. Еще нужно понимать, что все без исключения присадки являются временной мерой, которая зачастую позволяет только отсрочить ремонт
Напоследок отметим, если трансмиссия изношена, перед использованием каких- либо составов и присадок в коробку передач оптимально сначала провести диагностику и получить консультацию опытных специалистов по ремонту механических и автоматических коробок передач.
Что входит в состав популярных присадок для АКПП
Как правило, точная информация о составе присадок не разглашается самими производителями. Однако анализ различных продуктов позволяет выявить, что часто составы имеют в основе добавку из высокомолекулярных полимеров. Указанные полимеры позволяют сформировать защитную пленку, чтобы исключить сухое трение.
Также для восстановления поверхностей в состав присадки вводят так называемые ревитализанты (мельчайшие частицы металлов и керамики). Указанные элементы оседают на поверхностях, «сглаживая» дефекты и уменьшая зазоры. Также образуется особый металлокерамический слой, способный выдерживать большие нагрузки и защищать поверхности от износа.
Если рассматривать различные продукты для АКПП, то на рынке для АКПП можно отдельно выделить присадки Liqui Moly и XADO, а также автолюбители активно используют RVS Master.
В случае с присадками ХАДО, для коробок автомат спросом пользуются ревитализанты XADO, которые содержат так называемую «жидкую керамику». Кремниевые соединения быстро оседают на поверхностях благодаря наличию нитрата бора. Далее состав заполняет трещины, на деталях формируется защитный слой, что увеличивает срок службы АКПП.
Как заявляет изготовитель, указанную присадку можно лить в любое трансмиссионное масло (МКПП, АКПП), причем масло не меняет своих физико-химических свойств.
Присадки Liqui Moly имеют в основе молибден, который является модификатором трения. Дисульфид молибдена позволяет снизить нагрузки и температуры в местах сопряжения деталей, уменьшить шум от работы.
Еще данный компонент способен восстановить эластичность деталей из пластика и резины, что позволяет устранить небольшие течи жидкости ATF.
Присадка RVS Master похожа по принципу действия и составу на Хадо, однако примечательно то, что данное решение формирует покрытие, толщина которого может быть до половины миллиметра.
Это позволяет не только заполнить микротрещины, но и уменьшит зазоры. Еще производитель указывает, что данная присадка имеет улучшенные свойства по очистке агрегата от сложно удаляемых отложений.
Присадки для трансмиссии: особенности
Не трудно догадаться, что в сторону присадок для КПП владельцы смотрят в двух случаях:
- когда уже возникли неисправности, коробка стала хуже работать;
- в целях профилактики, для защиты от износа и увеличения срока службы агрегата;
Зачастую использование присадок для коробки передач намного более актуально в первом случае, то есть когда нужно поддерживать КПП в рабочем состоянии и одновременно решить проблему уже имеющегося износа без ремонта агрегата.
Сразу отметим, в случае серьезных поломок или критического износа рассчитывать на восстановление работоспособности КПП (как механики, так и автомата) после использования присадки никак не стоит. Как правило, если коробка сильно изношена, необходим ремонт.
Если же агрегат изношен, но еще более-менее нормально работает, в ряде случаев возможно на какое-то время улучшить качество его работы, однако такой эффект зачастую также будет кратковременным.
В отдельных случаях, когда сильного износа трансмиссии еще нет, но уже появились определенные признаки, качественная и эффективная присадка позволяет решить ряд проблем. Простыми словами, целесообразность использования присадок будет зависеть от того, в каком состоянии находится та или иная КПП.
Идем далее
Перед тем, как ответить на вопрос, какую присадку залить в КПП, а также какие лучшие присадки в коробку передач выбрать, необходимо уделить внимание основным признакам, которые указывают на начало проблем с КПП
Все неисправности и проблемы, для решения которых может потребоваться присадка, можно условно разделить на три группы:
- появление посторонних звуков во время работы (коробка шумит, воет, появился скрежет КПП);
- нарушение герметичности, заметны течи трансмиссионного масла из коробки передач;
- возникли проблемы с переключением передач (передачи включаются с трудом на МКПП, если речь идет об АКПП, рывки, пинки коробки автомат и т.п.).
Как правило, наиболее частой и распространенной проблемой является шум в КПП. На практике, исправно работающая коробка шуметь не должна, при этом появление посторонних звуков немедленно вызывает беспокойство.
Шуметь КПП может как в результате снижения уровня масла или использования неподходящих трансмиссионных жидкостей (вязкость, загрязненность), так и по причине износа тех или иных элементов трансмиссии (например, увеличение зазора между деталями, износ зубьев шестерен).
Естественно, можно сразу снять и разобрать коробку, после чего выполняется дефектовка и ремонт КПП. Однако нужно учитывать, что подобное решение требует значительных расходов. Именно по этой причине многие владельцы начинают использовать присадки.
Итак, существуют два типа присадок и добавок для КПП:
- присадки для механических коробок передач;
- присадки для автоматических коробок передач;
При этом взаимозаменяемости нет (нельзя использовать присадки для АКПП в МКПП и наоборот). Также рекомендуется использовать только качественные оригинальные продукты известных производителей.
Дело в том, что дешевые и непроверенные решения по результатам тестов присадок в КПП оказываются малоэффективными, а в отдельных случаях могут даже навредить, так как в большей или меньшей степени изменяют свойства трансмиссионного масла.
Еще нужно помнить, что к использованию присадки в АКПП нужно подходить с особой осторожностью, так как распространены случаи серьезных последствий или даже полного выхода агрегатов данного типа из строя. Причина — более высокие требования к качеству и свойствам масла в АКПП
Что касается самих трансмиссионных присадок, по своим свойствам и особенностям они также отличаются. Одни увеличивают срок службы масла (защита от окисления), другие формируют на деталях и поверхностях особый защитный слой (противоизносные), третьи уменьшают потери на трение (энергосберегающие).
Также составы изменяют и/или стабилизируют вязкость масла при высоких и низких температурах, создают моющий эффект (препятствуют образованию отложений), не допускают вспенивания масла в КПП, устраняют протечки (присадки типа стоп-течь) и т.д.
Одни из них рассчитаны на постоянно применение, тогда как другие можно использовать разово для решения возникших проблем. При этом для достижения видимого эффекта необходимо проехать на автомобиле 100-200 км. За это время проявляется результат физико-химических процессов.
Еще нужно помнить, что присадки зачастую несовместимы между собой, то есть не допускается одновременное использование сразу нескольких составов. Также пользоваться добавкой нужно строго по той схеме, которая рекомендована производителем того или иного состава.
Основные проблемы в работе коробки-автомата
Сейчас выпускаемые автомат-коробки, вне зависимости от марки изготовителя, представляют собой сложный механизм, состоящий из нескольких систем:
- Гидротрансформатор. Является механической системой, которая состоит из планетарно-зубчатых передач, валов и фрикционных пакетов.
- Гидравлическая система, которая обеспечивает сжатие фрикционных пакетов.
- Электронные системы, которые управляют всеми происходимыми процессами.
В основном проблемы в работе автоматической коробки передач может возникнуть из-за сильного износа зубцов шестеренок. При этом происходит их нормальное взаимодействие, что приводит к возникновению вибраций и шумов.
Также поломка может возникнуть из-за входа из строя масляного насоса, что приводит к резкому падению уровня давления в гидроблоке. Именно при недостаточном давлении процесс сжатия происходит медленно и замедляется задержка переключения скорости. В такой ситуации фрикционы раскручиваются, и некоторый период времени коробка не способна передавать вращательный момент. Основным симптомом поломки масляного насоса является появление рывков при переключении скоростей. Такой рывок происходит потому, что пакет фрикционов с определенным опозданием зажимается до нужно кондиции и начинает передавать вращение в полном объеме. Но в это время скорость вращения вала уже сильно снижается.
Инструкция по применению
Прежде чем ознакомиться с инструкцией, как залить Супротек в АКПП, следует определиться с дозировкой препарата. При объеме системы смазки до 10 литров на 1 обработку требуется 1 флакон средства, при объеме масла свыше 10 литров – два.
Выяснив необходимое количество Трибосостава, можно переходить непосредственно к процессу добавления вещества в коробку. Для этого нудно выполнит следующие действия:
- прогреть коробку автомобиля до рабочей температуры в условиях штатной эксплуатации;
- заглушить мотор;
- встряхивать флакон с жидкостью до тех пор, пока осадок не перемешается с основным составом;
- залить присадку через маслозаливную горловину;
- ездить на автомобиле в течение 20-30 минут в штатном режиме.
Далее транспортное средство модно использовать, как обычно.
Важно! Для профилактики появления проблем в работе АКПП и сохранения работоспособности добавки производитель рекомендует ее использование при каждой смене трансмиссионного масла
Присадки в АКПП зачем нужны и как часто используются
Рабочая температура отдельных узлов и агрегатов автоматической коробки колеблется в пределах между -50°С до +400°С. Используемое масло, чувствительно к перегреву и охлаждению, поскольку, чем дольше жидкость используется в таких условиях, тем меньше соответствует заявленным свойствам. Работа коробки при температуре не соответствующей нужному значению, причина неполадок механизма. Плюс, на детали воздействуют силы трения, приводящие к износу коробки и, как следствие, еще большему загрязнению смазки. Что бы возместить утраченные свойства ATF жидкости и компенсировать механический износ коробки, применяют присадки, заливаемые в масло АКПП.
Основное применение присадок
Температура при эксплуатации отдельных узловых компонентов и деталей коробки может варьироваться в пределах -50/+40°C. Применяемая жидкость достаточно быстро изменяет первоначальные свойства после резкого охлаждения и перегрева. Если смазка длительное время используется при таких условиях, то она теряет свои первоначальные свойства.
Соответственно, когда АКПП работает при температурных режимах, ниже заявленных, она начинает быстро изнашиваться. Кроме того, детали регулярно подвергаются трению, изнашивающему коробку и приводящему к загрязнению масла. Для возмещения затраченных характеристик ATF смазки и компенсации быстрого износа АКПП, специалисты рекомендуют применять специальные присадки. Их основная задача:
- Улучшение эксплуатационных показателей автоматики;
- Длительная работа ее узловых систем и компонентов;
- Снижение посторонних шумов при эксплуатации;
- Эффективное восстановление системы и безопасная защита от износа;
- Улучшение показателей эластичности любых типов уплотнителей;
- Устранение протечек трансмиссионной жидкости в автоматической коробке;
- Устранение рывков.
Несмотря на тот факт, что присадки весьма разнообразны, их основная цель заключается в полноценной защите коробки передач и продления ее рабочего ресурса.
Замена масла в АКПП производится с периодичностью 25 000 км пробега. Если автовладелец пренебрегает этой рекомендацией, то избежать деформации практически не удастся.
Кроме того, необходимо постоянно контролировать трансмиссионное масло. Если оно начинает изменять цветовой оттенок и появляется резкий запах, то это первый звонок, свидетельствующий о неполадках.
В этой ситуации бесполезно выполнять какие-либо действия с коробкой передач, поскольку нет явных дефектов, а замена одного компонента не способна решить общую проблему. Для дальнейшей нормально работы АКПП перед обращением в сервис необходимо воспользоваться присадкой ATF.
Присадка фирмы ХАДО в механическую коробку передач
Гелеобразные антифрикционные присадки, производства Харьковской компании совместно с Голландской инженерной группой, пользуются заслуженным доверием среди многочисленных покупателей. Благодаря благотворному воздействию присадок, восстанавливается первоначальная конфигурация и размеры рабочих элементов механических коробок передач. Основное отличие присадок ХАДО от многочисленных аналогов состоит в уникальном химическом составе действующего вещества (в их состав входят: керамика в жидком состоянии плюс молекулы кремния).
Микротрещины, образующиеся на металлических поверхностях узлов и деталей коробки передач, быстро заполняются сверхпрочным металлокерамическим веществом (коэффициент микротвердости равен 750 кг/мм2), в местах появления шероховатостей происходит идеальное выравнивание. Даже после длительной эксплуатации транспортного средства, когда многие детали коробки передач утратили первоначальный вид, добавочный материал фирмы ХАДО способен восстановить их форму и прежние технические характеристики.
Основные преимущества при использовании антифрикционных присадок ХАДО:
- Эффективное устранение неровностей, выбоин, сколов, глубоких царапин на металлических поверхностях элементов трансмиссии за счет образования уникальной металлокерамической защитной пленки.
- Существенное снижение уровня шумовых эффектов работающей коробки передач (более, чем в десять раз).
- Оптимальное функционирование синхронизирующих муфт МКПП.
- Повышение экономичности (малое потребление топлива в полноприводных транспортных средствах).
- Аккуратное плавное переключение передач МКПП.
- Эффективный отвод повышенной температуры от зоны усиленного трения.
- Резкое снижение колебаний и вибраций коробки передач.
- Дальнейшая эксплуатация машины при явных протечках трансмиссионной жидкости.
- Устойчивость механизмов коробки передач против вредных воздействий коррозии.
Рейтинг присадок для МКПП
Существуют самые разнообразные присадки для МКПП, помогающие от износа, гула, постороннего шума или направленные на восстановление физико-химических свойств залитой в коробку смазки.
В этом рейтинге подобраны присадки для коробок типа МКПП разных категорий. В их числе составы против гула, износа и для восстановления внутренних металлических поверхностей.
Топ составлен без привязки к конкретному месту.
Liqui Moly Getriebeoil Additiv
Один из мировых лидеров по качеству производимых присадок и не только.
Немецкий состав, основанный на дисульфиде молибдена. При проникновении внутрь коробки образует на металлических поверхностях защитную плёнку. Дополнительно в состав входят медные и цинковые компоненты. Помогает в вопросах восстановления геометрии деталей, и возвращают им утраченную форму.
Такая смесь широко применяется в случаях, когда нужно снизить шум, исходящий от МКПП. Неплохой вариант профилактической присадки. Продлевает срок службы механики.
RVS Master TR3, TR5
Сразу 2 присадки, которые были объединены в одном пункте рейтинга.
Спрос на эти присадки стремительно растёт среди отечественных автомобилистов. Подходят для заливки в коробку и в моторное масло, горючее и пр. Для каждого случая своё средство.
Смесь имеет минеральную основу. Компоненты вступают во взаимодействие с элементами КПП, образуют защитную керамическую плёнку. Это улучшает температурную устойчивость механики. Ревитализанты в составе способствуют восстановлению геометрии компонентов.
Две представленные присадки позиционируются как средства профилактики поломок МКПП и продления ресурса.
При использовании важно придерживаться рекомендаций производителя по количеству добавляемой смеси. Иначе от чрезмерного количества керамики внутри возникнут проблемы с трансмиссией
Xado 1Stage
Эта присадка подходит для разных типов коробок. Потому применяется для обслуживания механики, автомата и робота. Но есть разница в составах.
Изготавливают присадку из минеральных компонентов. В итоге на поверхностях образуется защитная плёнка. Нитрит бора ускоряет затвердевание, а также повышает прочность защиты.
Хорошо себя показывает в борьбе с шумом и вибрациями в МКПП. Помогает увеличить ресурс коробки.
Suprotec M100
Добавка специально создана для заливки в роботизированные и механические коробки передач. Это обусловлено конструктивным сходством между двумя этими КПП.
Основная задача заключается в снижении вибраций и шума. На внутренних деталях формируется полимерная устойчивая плёнка. Препятствует трению и износу.
Параллельно улучшаются характеристики масла. Можно перенести замену смазки для трансмиссии, просто залив присадку. Компоненты добавки способствуют замедлению окислительных процессов.
Для восстановления геометрии деталей не применяется. Это объясняется отсутствие в составе нужных ингредиентов. Рекомендуется применять регулярно.
Nanoprotec Max200
Это популярный и эффективный ревитализант. Ориентирован состав на использование в механических коробках на легковых автомобилях и грузовиках.
Принцип работы следующий. При заливке образуется протекторная оксидная плёнка. Это уменьшает трение и защищает от износа. Почти сразу снижается уровень шума, и пропадают вибрации.
Это качественная присадка от отечественного производителя. Высокая эффективность не мешает компании продавать добавку по привлекательной цене.
Несколько слов о важности присадок для автомата
Знакомясь с устройством работы АКПП, любой человек начинает понимать – одна из основных составляющих в работе данного узла представлена специальной трансмиссионной жидкостью. Последняя и по своему назначению, и по консистенции является обыкновенным смазочным маслом, которое протекает по внутренним каналам коробки и обеспечивает хорошую работу других элементов устройства. Недостаток или низкое качество смазки – это яркая предпосылка того, что автомат вскоре выйдет из строя, поэтому следить за трансмиссионной жидкостью нужно постоянно.
Обслуживание АКПП представляет собой непростую процедуру, которая требует проверки многих элементов механизма. Основой в данном мероприятии является уже рассмотренный контроль уровня и качества масла. Осуществив проверку подобного рода, автомобилист может выявить:
- либо недостаток трансмиссионной жидкости, что требует обыкновенной доливки смазки;
- либо понижение её качества, что требует уже принятия более серьёзных мер.
Основные причины потери маслом своих свойств заключаются в неправильной эксплуатации коробки. Зачастую трансмиссионная жидкость портится, меняя свой естественный цвет, лишь потому, что владелец автомобиля с АКПП начинает его эксплуатацию, недостаточно прогрев коробку. Естественно, в замене масла ничего страшного нет, однако даже временное использование автомата с низкокачественной смазкой недопустимо, ибо это провоцирует ускоренный износ деталей данного узла.