Призрак перестройки: история разработки и небытия ГАЗ-3105

Первый вариант

Задача создания нового поколения «Волги» в виде технического задания появилась в начале 1986 года. Предусматривалось создание нескольких вариантов машины с кузовом седан – ГАЗ 3103 с новым для завода передним приводом и двух вариантов машин с полным приводом под индексами ГАЗ 3104 и 3105. Последний вариант позиционировался как более престижный и дорогой и проектировался под установку шести- и восьмицилиндровых моторов.

Конструктивно новый автомобиль не имел общих черт с прежними моделями ГАЗ. Концепция машины предусматривала оригинальную компоновку и конструкцию узлов и агрегатов трансмиссии, независимые подвески спереди и сзади. Благодаря этому салон стал длиннее почти на 300 мм при увеличении базы всего на 70 мм. Фото ГАЗ 3103 первого поколения ниже.

Однако многое из этих планов осталось нереализованным. До мелкосерийного производства дошел лишь люксовый вариант с V-образной «восьмёркой» под капотом. Первый вариант ГАЗ 3103 «Волга» остался только в виде прототипов.

[править] Основные модификации


ГАЗ-ММ

  • ГАЗ-ААА — трехосный автомобиль повышенной проходимости, грузоподъемность — 2 тонны. Создан на базе лицензионного грузовика «Форд-Тимкен». Выпускался с по 1943 год. Было изготовлено 37 373 автомобиля.
  • БА-10 — бронеавтомобиль, поступавший на Ленинградский фронт. Является следствием оставшихся бронекорпусов БА-10М, которые были поставлены на двухосные шасси ГАЗ-ММ (осень 1941 — весна 1942 года).
  • ГАЗ-03-30 — автобус общего назначения, имевший 17 мест. Производился на ГЗА (Горьковский завод автобусов) с 1933 по 1942 и с 1946 по 1950 год.
  • ГАЗ-410 — самосвал на шасси ГАЗ-АА и ММ грузоподъемностью 1,2 тонны с цельнометаллическим кузовом саморазгружающегося типа. Выпускался с 1934 по 1946 год.
  • ГАЗ-42 — газогенераторная модификация ГАЗ-АА, в качестве топлива для нее использовались дрова (деревянные чурки). Производилась с 1938 по 1950 год, паспортная грузоподъемность — 1 тонна, реальная — меньше (зависит от массы топлива).
  • ГАЗ-43 — газогенераторная модификация, топливом для которой служил уголь. Выпускалась малыми партиями с 1938 по 1941 год, имела меньшую по размеру газогенераторную установку, чем у предшественника.
  • ГАЗ-44 — газобаллонная модификация, работающая на сжатом газе. Была выпущена малой партией в 1939 году.
  • ГАЗ-55 — санитарный автомобиль, производившийся с 1938 по 1945 год. Самый массовый санитарный автомобиль РККА во время Великой Отечественной войны.
  • ГАЗ-60 — серийная полугусеничная модификация. Выпускалась с 1938 по 1943 год.
  • ГАЗ-65 — колесно-гусеничная модификация повышенной проходимости. В 1940 году была выпущена опытная партия, однако модификация показала полную непригодность такого колесно-гусеничного движителя во фронтовых условиях и в тылу, в частности расход топлива превышал 60 литров на 100 километров.
  • НАТИ-3 — опытная полугусеничная модификация. Испытывалась с 1934 по 1936 год.
  • ПМГ-1 — пожарный автомобиль, годы производства достоверно неизвестны. Саммый массовой пожарный советский автомобиль до Великой Отечественной войны.

ГАЗ-3103 редкая и красивая «Волга» 1998г! Почему её не выпустили?

В 90-е московскому заводу АЗЛК приходилось не сладко, чего не скажешь про АвтоВАЗ и ГАЗ, они как-то перебивались. А в Нижнем Новгороде, тем временем, было все хорошо. Появлялись новые машины повышенной проходимости «Атаман» и «Комбат», улучшались технические характеристики «Газель» и проводились работы над новыми «Волгами».

ГАЗ 3103

ГАЗ-3103, как раз и был той самой новой разработкой. Но он не был таким роскошным, как ГАЗ-3105, где задний диван оснащался электроприводом, и была установлена оригинальная климатическая система.

Эта модель сумела добраться до серии, но цена ее зашкаливала и была выше цены самих мерседесов, из-за этого тираж составил всего 50-55 экземпляров. Обновленная «Волга» была упрощенной, но и цепляла другим.

ГАЗ 3103

Впервые её увидели в столице в 1998 году, когда завезли в автосалон. Дизайнерское решение с плавными линиями помогло завоевать награду на автовыставке «Дизайн-98».

Помимо внешности, она цепляла передним приводом. В нижнем Новгороде это делать умели. Кроме того, была растянута колёсная база до 2820 мм. Из-за чего салон стал таким вместительным.

ГАЗ 3103

На двойные поперечные рычаги была поставлена передняя повестка. Тормоза были дисковые на всех колесах, а передние еще имели вентиляцию. Фары и остальная оптика для этой модели, разработка немецких коллег из компании Hella.

Двигатель от ЗМЗ-406 был тихий. Его мощность составляла 150 л.с. при объёме 2,3 литра. Хочется также упомянуть, что ГАЗ сотрудничал с фирмой Steyr. Если бы удача была на стороне этой модели, то они могли бы оснащаться импортными дизельными двигателями.

ГАЗ 3103

На коробке передач решили сэкономить. Вместо автомата поставили старую добрую 5-ступенчатую механику.

Комплектация для тех лет была хорошей. В базовом решении ГАЗ-3103 имел ГУР, систему ABS немецкого производства, кондиционер и стереосистему. А также полный электропакет и подушка безопасности для водителя были в комплекте базовой модели.

ГАЗ 3103

Но удача обошла ее стороной, с того момента как она появилась. Большую роль сыграл кризис 1998 года, когда рубль упал, а доллар поднялся «до небес», вместе с ним и цены. Это выбило из колеи ГАЗ, т.к. их производство включало в себя зарубежные комплектующие.

Так, в Lear производились сидения для этой модели.

ГАЗ 3103

Но не смотря на все сложности этот проект находился в работе вплоть до 2000 года. Затем в руководстве произошли изменения, пришел Дерипаска и самая красивая из «Волг» стала музейным экспонатом.

Интерьер

Удивлялись не только экстерьеру ГАЗ-3105, но и внутреннему убранству модели. Например, было наличие регулировки колонки руля по вылету и наклону, различные (даже электрофицированные) настройки кресел с опцией запоминания и подогрева, системы климат-контроля с опцией поддержания заданного температурного режима, который не зависел от условий за бортом, акустической системы с 6 колонками, гидравлического усилителя рулевого колеса с рулевой рейкой.

Салон нафаршировали не лишь кнопками, а и выполнили в элегантном стиле, подойдя с дизайнерской стороны. Это хорошо заметно, если сравнивать с кондовыми «салунами» прошлых моделей Волги.

Невзирая на кнопочный блок управления климатической системой, где была недвусмысленная надпись «Lancia», которая будто намекала на «донорскую» модель ГАЗ-3105, с начала 1990-х годов прошлого столетию подобный автомобиль без иронии выглядел бы довольно небедно.

Причем смотрелась бы хорошо машина даже на европейской арене. Внутри представительского седана был такой уровень комфортабельности, будто это была иномарка. Даже сегодня тяжело поверить в то, что уже в те года конструкторы могли делать подобные вещи!


Блок управления климатической системой

Центральная консоль, кроме бортового компьютера и других приятных новшеств, имела кнопку блокировки межосевого дифференциала, где был дистанционный вакуумный привод. Салон был роскошный и просторный.

Травмобезопасную рулевую колонку сделали регулируемой. Установленные впереди сидения обладали регулировкой положения и наклона спинки, и даже высота подушки настраивалась! Настройка сидений получила электрические приводы с кнопочными управлениями.

Подушки вместе со спинками получили электрический подогрев и систему автоматического поддержания заданного температурного режима. На втором ряду кресел можно было изменять продольное расположение подушки и в то же самое время изменять угол наклона спинки.

Интерьер и экстерьер

Под стать технической составляющей получился и внешний вид автомобиля. Для конца 80-х дизайн ГАЗ-3105 был на уровне лучших представителей класса. К тому же благодаря сильному наклону стекол и клиновидному силуэту новый горьковский седан не только смотрелся очень динамично, но и обладал отличной аэродинамикой. Впоследствии от нескольких сложных в реализации дизайнерских решений было решено отказаться, но и без них немного поскучневший ГАЗ-3105 производил впечатление вполне современного автомобиля. На его фоне Audi 100 или Opel Senator если и не терялись, то уж точно выглядели не лучше.

Не подкачал и интерьер. Множество кнопок и элегантный дизайн передней панели выгодно отличали ГАЗ-3105 от остальных советских автомобилей. Седан, на который в перспективе должна была пересесть советская элита, оснащался регулирующимся по вылету рулем, электрорегулировками сидений, подогревом сидений, климат-контролем и другими системами, о которых «счастливые» обладатели Жигулей, Москвичей и обычных Волг даже мечтать не могли.

Одним словом – ГАЗ-3105 имел все для того, чтобы покорить не только огромный Советский Союз, но и Западную Европу. Вот только «великого и могучего» в 1991 году не стало. А вместе с ним не стало финансирования, необходимого для финальной доводки и постановки на конвейер новой модели. Учитывая, что часть комплектующих закупалась за рубежом, стоимость ГАЗ-3105 получалась просто космической. Для того чтобы производство было рентабельным, каждый автомобиль необходимо было продавать примерно за 80 тысяч долларов. А это, на минуточку, примерно в 5 раз больше, чем стоила обычная Волга ГАЗ-31029. Организаций, готовых заплатить столько за один автомобиль, на тот момент просто не было.

Теоретически обеспечить более-менее стабильный спрос на ГАЗ-3105 могли частные лица, но после развала Союза для них стали доступны вожделенные иномарки. Выбирая между Волгой и новейшим S-классом от Mercedes Benz, который можно было купить за схожие деньги, предпочтение, естественно, отдавалось последнему. Что касается европейских покупателей, то ГАЗ-3105 они могли увидеть разве что на автосалонах в Лейпциге и Брюсселе. Не имея финансовых возможностей и не будучи уверенными, что автомобили найдут своих покупателей, заводчане так и не наладили массовое производство. Выпустив за три года всего 50 автомобилей, на ГАЗе решили, что пора остановиться. Продолжать нерентабельное производство не было ни желания, ни возможностей. К сожалению, «новая Волга» так и не выехала на наши дороги.

Технические характеристики

Силовой агрегат

Специально для нового седана решили создать новый двигатель. Под капот седана установили V-образную восьмерку, работающую на бензине. Агрегат имел 3.5-литровый объем и выдавал 170 лошадиных сил.

Головки цилиндров вместе с поршнями делались с применением алюминиевого сплава, а сам блок цилиндров являлся безгильзовым чугунным. Коленвал вращался в 5 коренных подшипниках и снабжался наличием гасителя крутильных колебаний.

Двухрядная цепь имела гидравлический натяжитель и вращала распределительные валы из чугуна (по одному – на каждую голову цилиндров). Привода клапанов осуществлялись сквозь толкатели гидравлического типа, которые имели автоматическую компенсацию зазора.

Привод навесных агрегатов мотора имел многоклиновый ремень сквозь натяжной и промежуточный ролики. Система зажигания представлялась бесконтактным механизмом, где был магнитоэлектрический датчик и ограничитель предельной частоты вращения силового агрегата (6 000 – 6 100 оборотов в минуту).

Когда стоял такой двигатель ГАЗ 3102 максимальная скорость составляла 200 км/ч, а первая сотня достигалась всего за 11 секунд.

Трансмиссия

Синхронизировать подобный мощный силовой агрегат решили вместе с пятиступенчатой механической коробкой переключения скоростей с сухим однодисковым сцеплением, какое фиксируется диафрагменной пружиной.

Главная передача располагалась внизу, слева от мотора. Момент на нее передавался с вторичного вала пятиступки по цепи Морзе. Дабы сделать равную длину приводных валов, картер главной передачи сделали несимметричным, где был удлинитель, какой проходит под силовым агрегатом.

Применялась система полного привода. Коробка имела общую масляную ванну вместе с передним ведущим мостом и межосевым дифференциалом.

Подвеска

Все подвески были независимыми. Установленная впереди имела пару поперечных рычагов, где расположенный вверху вынесли высоко вверх и наружу, так что верхняя шаровая опора оказалась над колесом.

Оси качания рычагов не являются параллельными. Сам двигатель вместе с нижними рычагами закреплялся к подрамнику, какой в свою очередь, закреплялся к кузову сквозь подушки, какие были упругими.

Косые рычаги подвески тоже закреплялись на подрамнике. Подобную схему считали надежной, а также она обеспечивала плавность хода, что весьма требовательно для машин подобных классов. Подвеску поставили известной мировой компании McPherson. Седан получил передний и задний стабилизатор поперечной устойчивости.

Рулевое управление

Оно имело на ГАЗ-3105 гидравлический усилитель рулевого колеса, а также оно было интегрировано в реечный механизм.

Колонка руля, какую можно регулировать по углу наклона и длине, получила электрический поглощающий элемент. Управление таким автомобилем весьма удобное и несложное.

Тормозная система

Тут применяли дисковые тормозные механизмы на всех колесах, причем впереди они были вентилируемые. Механизмы также обладали скобами плавающего типа. Более того, автомобиль мог похвастаться системой ABS компании Bosch.

Система обладала двухконтурным гидравлическим приводом, где было диагональное разделение контуров, а также установили регулятор давления в приводе задних тормозов. Не забыли про вакуумный усилитель.

Стояночный тормоз имел механический торс и действовал на скобы задних тормозных устройств. Он мог работать, как аварийный. Автомобиль был самым первым в истории страны, у которого было наличие подушек безопасности.

Подвеска автомобиля

Передняя подвеска также не имела ничего общего с предшественниками. Подвеска оснащалась двойными рычагами, но при этом из-за особой геометрии верхнего рычага шаровая опора располагалась над колесом.

Рычаги и двигатель крепились на отдельном подрамнике. Такая конструкция позволяла обеспечить плавность работы подвески. Подобное решение уже применялось на многих машинах иностранных фирм и зарекомендовало себя с положительной стороны. Задняя рычажная подвеска также устанавливалась на подрамнике.

Хорошая аэродинамика и современный двигатель позволяли развивать почти двухтонному автомобилю максимальную скорость — свыше 210 км/час. Разгон до 100 км/час занимал менее 12 секунд.

Новые решения

Практичная и надежная Волга ГАЗ 31029

Лучшие образцы того времени — Audi V8

Решение, кстати, было вполне логичным и дальновидным. Классическая компоновка, по мнению заводчан, уже не могла обеспечить требуемый уровень управляемости и устойчивости, а передний привод на столь большом автомобиле был попросту неуместен. К тому же предполагалось, что ГАЗ-3105 будет экспортироваться и в западноевропейские страны, где ему придется конкурировать с большой немецкой тройкой. А поскольку вслед за Audi развивать тему полного привода начали на Mercedes Benz и BMW, то изначально делать новую модель хуже предполагаемых конкурентов на ГАЗе не захотели. Впрочем, новое семейство предполагало наличие не только полноприводной модели 3105, но и автомобилей с передним (ГАЗ-3103) и задним (ГАЗ-3104) приводом.

Чуть позже от разработки целого семейства на ГАЗе все-таки отказались, решив сосредоточиться на одной версии. И это дало свой результат. Новый автомобиль получился оригинальным не только с точки зрения компоновки. Так называемый «легковой» передний привод потребовал размещения силового агрегата за пределами колесной базы. Таким образом, двигатель ГАЗ-3105 оказался практически в переднем свесе. Пришлось поработать и над трансмиссией. В ее корпусе были объединены межосевой дифференциал, главная пара и непосредственно сама пятиступенчатая «механика». Для завода, который несколько десятков лет выпускал архаичные Волги, это был огромный шаг вперед.

Но этом на ГАЗе не остановились. Новая модель получила переднюю и заднюю подвеску McPherson, дисковые тормоза и возможность установки антиблокировочной системы. От использования древнего двигателя от «двадцать четвертой» также было решено отказаться. Специально для ГАЗ-3105 была спроектирована бензиновая «восьмерка» объемом 3,5 литра, развивавшая порядка 170 лошадиных сил. И даже после того как заводчанам не удалось довести до ума систему электронного впрыска топлива, карбюраторный V8 по-прежнему остался вполне «боевым».

Комфорт для водителя и пассажиров

В базовой комплектации машина оснащалась дисковыми тормозными механизмами на всех колесах с антиблокировочной системой. Система разрабатывалась специалистами германской специально под параметры ГАЗ 3103. Безопасность при авариях обеспечивали две подушки безопасности, которые предполагалось ставить на все версии машины. Конструкторы применили рулевой механизм с гидроусилителем и регулируемую в двух направлениях рулевую колонку.

Дополнительный комфорт в салоне обеспечивался системой кондиционирования воздуха, штатной аудиосистемой. Сиденья, боковые стекла и зеркала могли иметь электропривод регулировок. На ГАЗ 3103 «Волга» широко применялись комплектующие от иностранных поставщиков. Импортными были сиденья, комбинация приборов, передняя и задняя светотехника.

ГАЗ-2402 Аэрофлот «универсал»

Служили ГАЗ-24-02 и на службе Аэрофлота в Министерстве Гражданской Авиации. На базе универсала была создана специальная машина сопровождения самолетов типа «Эскорт», предназначенная для оперативного управления движения самолетов на аэродроме. Данная модификация была разработана силами МГА на собственном опытном заводе №408 в Москве. Первый автомобиль эскорта на шасси ГАЗ-24-02 был создан в 1972 году для сопровождения президента США Ричарда Никсона в Минске. Автомобиль сопровождения был оснащен радиостанциями «Пальма» и Р-860 II для связи с диспетчерским пунктом и самолетом. На крыше автомобиле был смонтирован специальный проблесковый маячок и плафон с надписью «Follow me» на его задней стороне. Сам автомобиль был окрашен в яркий оранжевый цвет с красными полосами. С 1974 года ГАЗ-24-02 «Эскорт» мелкосерийно выпускался силами опытного завода гражданской авиации №408 в Москве. Всего было выпущено 39 экземпляров, которые поступили в крупные аэропорты СССР.

Вторая попытка

В 90-е завод продолжал выпускать наследников 24-й «Волги». Модернизированный ГАЗ 31029 имел устойчивый сбыт, что позволило заводу запустить в серию малотоннажный грузовик «Газель».

После этого начались работы по улучшению характеристик текущей версии легкового автомобиля. В результате этих работ в 1997 году на конвейер встал ГАЗ 3110. Параллельно шла разработка совершенно новой модели. В 1998 на выставке «Мотор-шоу 98» был показан прототип автомобиля с передним приводом под обозначением ГАЗ 3103. Параллельно был представлен вариант 3104 с полным приводом и еще один концептуальный седан ГАЗ 3111.

Машина получила положительные оценки и завоевала несколько призов от организаторов выставки и автомобильной прессы. Несмотря на это, автомобиль повторил судьбу своего предшественника. Активные доработки продолжались до 2000 года, но в серию машина так и не попала. Не дошел до конвейера и вариант 3104 с полным приводом. Всего было собрано два выставочных прототипа. Самым «везучим» оказался ГАЗ 3111 – он производился мелкими сериями до 2004 года и разошелся тиражом около 500 штук.

Компоновка, которая решила все

Считается, что ГАЗ-3105 – единственная машина, произведенная в СССР, которая обладала столь удачной и выгодной компоновкой: регулируемая колонка, усилитель рулевого управления, шесть динамиков, которые располагались внизу дверей авто и в задней части салона. Также был установлен полный электрический пакет, который включал в себя не только центральный замок и стеклоподъемники, но и передние сидения, а также задний диван, автоматическое отключение подогрева по достижении заданной температуры в салоне. Эта была первая машина тогда еще в Союзе, в которой была система не только обогрева и вентиляции, но и кондиционирования воздуха. Немаловажным аспектом была возможность монтажа радиотелефона, пользоваться которым можно было как с переднего, так и с заднего сидения. Ну, и напоследок пару слов о дизайне салона. В интерьере нет ни единой прямой линии, ни единого острого угла. Тут все только мягкое и плавное, округлое, без резких переходов и контрастов.

Технические характеристики

Под капотом у «Волги» размещался агрегат от Заволжского моторного завода. Этот двигатель знаком всем газелистам – ЗМЗ-405. Модель являет собой модернизированную версию 406-го мотора. Основное отличие 405-го заключается в наличии инжекторного впрыска. Ввиду этого, был изменен впуск. В частности, под капотом размещался огромный воздушный фильтр цилиндрической формы. Однако если на «ГАЗелях» он находился вертикально, то в «Волге» установлен горизонтально.

Отзывы говорят, что корпус фильтра довольно тяжелый и массивный. Элемент существенно скрадывает свободное пространство под капотом. Данная проблема наблюдалась у всех «Волг» с 405-м бензиновым мотором.


Какие еще были доработки относительно двигателя? Также были произведены работы по увеличению рабочего объема. Если ранее он составлял 2,3 литра, то сейчас – 2,5. Это дало прирост в мощности на 5 процентов. Суммарная мощность агрегата составляет 152 лошадиных силы. Крутящий момент увеличился до 214 Нм. Машина оснащается пятиступенчатой механической коробкой передач.

Какие имеет ГАЗ-3104 «Волга» характеристики динамики? За счет большого объема и модернизированной поршневой группы, разгон до сотни составил 11 с половиной секунд. И это при том, что снаряженная масса седана была почти 1800 килограмм. Максимальная скорость горьковского седана составила 190 километров в час.

На смену Чайке

Чайка ГАЗ-14

И не только ее. Заигрывая с электоратом и держа курс на перестройку, в 1988 году Совет Министров не без давления Михаила Сергеевича Горбачева принял решение о прекращении выпуска «номенклатурной» Чайки ГАЗ-14. Причем речь шла даже не о конкретной модели, а о ликвидации подобных автомобилей как класса. Сильным мира сего огромные роскошные автомобили, не доступные остальному населению, больше не полагались. На службе госаппарата остались исключительно Волги, устраивающие разве что чиновников низшего звена.

То, что долго такая ситуация не продлится, на ГАЗе понимали очень хорошо. Немудрено, что еще до того как Чайка ГАЗ-14 окончательно была снята с производства, заводчане занялись разработкой «членовоза нового времени». Предполагалось, что автомобиль избавится от чопорности и тяжеловесности Чайки, но по-прежнему будет не доступен для простых смертных в силу своего хорошего оснащения и, соответственно, довольно высокой стоимости. Не обошлось и без анализа тенденций мирового автопрома. Глядя на Audi, которая в то время активно развивала тему «кваттро», на Горьковском автозаводе решили, что будущий ГАЗ-3105 будет иметь в своей основе полноприводную платформу.

Современные тенденции

На ГАЗе к 1987 году были представлены первые опытные образцы, имевшие ряд нововведений, таких как реечное рулевое управление с гидроусилителем, регулировка руля по длине и наклону, постоянный полный привод с возможностью блокировки межосевого дифференциала, климатическая установка с электронным управлением и полный электропакет, включая центральный замок, электрические стеклоподъёмники стёкол на всех дверях, электрические приводы регулировок как передних, так и заднего сидений. Подвеска типа Макферсон спереди и сзади.

Особенностью автомобиля являлась удачная компоновка, при которой салон при тех же внешних габаритах по сравнению с обычной «Волгой» был просторнее, с электрорегулировками сидений, без прямых острых линий. Коэффициент лобового сопротивления Сх=0,35…0,36. Была предусмотрена установка климатической системы.

Машина оснащалась карбюраторным двигателем 3105 V8 с карбюратором К-114 и, позже, «Пирбург» (Pierburg). Двигатель 3105 имел унификацию с двигателем ВАЗ-21083 и агрегатировался с двухвальной пятиступенчатой коробкой передач и сухим однодисковым сцеплением с диафрагменной пружиной вытягиваемого типа. Для управления двигателем использовалась бесконтактная система зажигания с ограничителем оборотов двигателя. Также предполагалось использовать ABS и катализатор отработанных газов.

Для дилеров стоимость автомобиля составляла от $50000 до $60000, что было сопоставимо с автомобилями иностранного производства того же класса.

Тест-драйвы новой «Волги»

К 1992 году Горьковский автозавод полностью подготовил к выпуску машину «Волга 3105». «Крайслер», однако, передал еще в 1988 году в СССР некоторые свои наработки, которые позволили сделать это авто столь мощным и вместе с тем безопасным. В течение года новенькая модель проходила постоянные тестирования, которые подтвердили ее высокий уровень безопасности, прекрасные ходовые характеристики, отличную маневренность и, конечно же, красивый дизайн, который понравился всем представителям правительства. Также на протяжении 1992-1993 годов было произведено 15 однотипных авто, которые постепенно поступали в продажу. Популярность, завоеванная новой «Волгой», была весьма велика, однако такой же большой была и ее стоимость.

Экстерьер

Когда смотрели на внешность, не важно по фото или в реальности, ГАЗ-3105, то было такое чувство, будто на землю сел космический корабль. И это все без преувеличений

Смотря черно-белые фото, далеко неидеального качества, автолюбители в СССР на протяжении долгого промежутка времени разбирали выпуск июльского номера журнала «За рулем» в 1990 году, где многие именно в первый раз могли увидеть новенький автомобиль.

Ее внешность была современной, динамичной, были гладкие формы и минимальное количество переходов. Сильный наклон стекол вместе с клиновидным силуэтом позволил машине получить прекрасную обтекаемость и Сх на уровне 0.3. Можно посмотреть на фото, чтобы убедиться в ее грациозности.

Хотя важнейшей чертой 05-й модели являлось наличие необычного остекления, будто автомобиль намекал на «прозрачность», открытость и «гласность». Вторым рядом под стандартными боковыми стеклами стали устанавливать еще одни окна небольшого размера, которые на вид «сливались» с ручками дверей.

Не будет лишним заметить, что стандартные боковые стекла (большие) не опускались. Немного позже из-за замысловатости в применении данного метода в реальности и его не наилучшей технологичной стороне, от открывающихся «подоконников» решили отказаться.

В этой «дуэли» выиграли стандартные опускающиеся стекла, которые имели классическую конструкцию. Многие говорят, что после этого решения ГАЗ-3105 мгновенно стала немного скучной во внешнем облике.

Хотя никто не говорит о том, что она стала некрасивая – лишь во внешнем виде начали показываться много схожего толи с Ауди 100, толи с Опель Сенатор или Lancia Thema. Единственное что хочется сказать уверенно, новенькая модель в те моменты смотрелась современной, привлекательной и самобытной.

Немного позже некоторые стилистические решения 05-ой машины просматривались в прочих транспортных средствах, производством каких занимался Горьковский автомобильный завод. К примеру, рестайлинговая версия стандартной машины Волга, которая получила индекс 31029, и грузовая Газель, некоторые элементы взяли с ГАЗ-3105.

Закрытие проекта

В 1992 году автомобиль был представлен на международных салонах в Лейпциге и Брюсселе и произвëл впечатление. Однако подсчитали, что производство такого автомобиля для правительства обходится дорого, и с 1992 года по 1996 год было произведено всего лишь 55 автомобилей вместо планируемого объёма выпуска 250 автомобилей в год.

ГАЗ-3105 имел несколько модификаций. Первая из них (3105) имела двигатель 3105 с карбюратором К114 и развивала мощность 156 л. с., более поздняя модификация имела карбюратор Пирбург 4А1 (Solex 4A1) и развивала 170 л. с. Модификация с двигателем 3105, оснащённым моновпрыском Lucas, имела индекс 31052 и так же развивала мощность 170 л. с. Также имелась модификация с двигателем 3105, оснащённым распределённым впрыском топлива и микропроцессорной системой управления фирмы Абит (Санкт-Петербург), индекс двигателя изменили на ГАЗ-321.10, а номер модели стал 31054. Последняя из модификаций была сделана инженерами ГАЗа уже после прекращения выпуска автомобилей, имела двигатель ЗМЗ-406 с системой впрыска, поскольку нужно было собрать оставшиеся автомобили для продажи, а двигатели 3105 (ГАЗ-321.10) ГАЗ уже перестал производить.

В 1993 году на старт чемпионата России по ралли выходила раллийная версия модели ГАЗ-3105.

Позже были разработаны модели 3103 (передний привод) и 3104 (полный привод) и построены по одному макетному образцу. Автомобили 3103 и 3104 были представлены на Московском автосалоне в 1998 году.

История

В конце 80-х ГАЗ разработал концепт-кар, который в будущем заменит бизнес – модель ГАЗ-3102 « Волга» и роскошный лимузин ГАЗ-14 «Чайка». Сам ГАЗ-3102 задумывался как промежуточный проект, который заполнит пустоту, созданную эксклюзивностью ГАЗ-14 «Чайка». Новый автомобиль оставит ЗиЛу управление высшим классом. Однако получившийся ГАЗ-3105, который никогда не должен был быть частью семейства «Волга», поскольку он будет производиться на конвейере «Чайки» (в настоящее время все еще используется для ГАЗ-3102) из-за экономических проблем, так и не поступил в производство.

ГАЗ приступил к разработке нового поколения переднеприводных, заднеприводных и полноприводных автомобилей, представляющих семейство ГАЗ-3103, ГАЗ-3104 и ГАЗ-3105 соответственно. Под влиянием Audi 100 семейство должно было заменить автомобили Волга 1960-х годов, как ГАЗ-24-10, так и ГАЗ-3102. Автомобили отличались амортизационной стойкой Макферсон , двигателем V8 с впрыском топлива, а также передним и задним мостами CV.

Тяжелый экономический кризис, с которым столкнулась постсоветская Россия, означал, что у ГАЗа не было средств для запуска автомобилей в производство. Первоначально ГАЗ все же надеялся возобновить производство своего семейства ГАЗ-3103, но с годами, несмотря на улучшение экономики, его внешний вид середины 1980-х годов стал архаичным.

В результате на заводе пришлось потрудиться над созданием нового экстерьера, и ГАЗ-3103 «второго поколения» впервые был показан на Московском автосалоне 1996 года. Однако архаичная оснастка, на которой производилась базовая «Волга», не соответствовала технологическому уровню, необходимому для нового автомобиля. Более того, его цена была намного выше тех денег, которые россиянин был готов заплатить за Волгу. Так в 1997 году было разработано компромиссное решение – ГАЗ-3111 . Сохранив большую часть архитектуры шасси от ГАЗ-3110 (одиночный задний мост с листовыми рессорами, передняя подвеска с А-образной балкой, традиционный карданный вал и т. Д.), Он, тем не менее, имел полностью новый кузов, вдохновленный ГАЗ-3103 с ретро-стилем. элементы от ГАЗ-21.

ГАЗ-3105 Волга (1992-1996) сзади

Подводим итоги

Очень жаль, что такая машина собственного производства, которая даже сегодня вызывает удивление и гордость, из-за распада Советского Союза так и не нашла широкого применения.

Конечно, можно говорить о том, что она не смогла выдержать конкуренцию европейских автомобильных компаний, возможно, но не стоит забывать, что Горьковский автомобильный завод в те года, когда другие европейские компании беспрепятственно развивались, находился в очень затруднительном положении.

Правительство уже не могло его поддерживать, поэтому приходилось выкарабкиваться самим. Даже в наше время автомобиль с подобными характеристиками и комплектацией найти на отечественном рынке не так легко.

А ведь уже минимум 27 лет назад в СССР были такие машины, которые по функционалу и обеспечению должного уровня комфортабельности, ничем не уступали европейским аналогам. Очень жаль, что как часто бывает, всему виной политическая неразбериха.

Поэтому ГАЗ-3105 останется только в нашей памяти, напечатанных журналах, фотографиях в интернете и, что самое приятное, в музее Горьковского автомобильного завода.

ГАЗ – история производства автомобиля

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий