Ракетомобили: три концепта GM, опередившие свое время

Самосвал НАМИ-0143СХЗ

Даже самосвалы могут быть и поразительными по размерам, и даже красивыми. /Фото: os1.ru

В середине шестидесятых годов двадцатого века появилась потребность в большом агрегате у химической промышленности, а точнее, Сакского Химического Завода – там нуждались в самосвалах, предназначенных для обслуживания. Выполнить заказ для крымского производства взялись в НАМИ в 1968 году. В качестве основы был использован Урал-375.

Самосвал НАМИ-0143СХЗ, вид сзади. /Фото: udachnyj-enot.com.ua

В результате инженерам удалось построить настоящего исполина с сочлененной рамой и десятком пневмокатков – они обеспечивали минимальное давление на поверхность тех участков лиманов, которые отличаются высоким содержанием ила. В 1971 году был собран опытный прототип, который бал полностью готовым к испытаниям, а после самосвалы НАМИ-0143СХЗ эксплуатировали в основном на территории Крымского полуострова на протяжении пятнадцати лет.

9) 1981 Honda Accord GPS

Хонда была первой автомобильной компанией в мире, которая в 1981 году оснастила свой автомобиль GPS приемником. Правда, на самом деле этот навигатор не был реальным GPS устройством. Приемник использовал полупрозрачные, рисованные на специальных пленках карты, а местоположение определялось не с помощью спутников, а с помощью гироскопа. 

Это была блестящая технология для 80-х годов. Но функциональность устройства была ограничена, а его стоимость составляла 7000 долларов США (с учетом инфляции на сегодняшний день). Именно поэтому в то время это решение не стало популярным в автомобильном мире.

Многоколесный грузовик МАЗ-7907

Единственный в мире 24-колесный тягач. /Фото: wikipedia.org

Справедливости ради, стоит отметить, что МАЗы известны целым рядом многоколесных грузовиков, однако венцом данной коллекции по габаритам по праву был и остается опытный МАЗ-7909. Этот прототип, оставшийся единственным экземпляром предполагалось приспособить для пусковой установки подвижного ракетного комплекса «Целина-2».

МАЗ-7907 транспортирует теплоход, середина 1980-х годов. /Фото: udf.by

Потому нет ничего удивительного в том, что даже 16 колес этому чудищу оказалось мало, поэтому их было целых 24, причем каждое из них было тяговым. Длина у грузовика также поражала воображение – 28 метров. А приводить в движение подобную махину оказался способен лишь газотурбинный танковый двигатель.

МАЗ-7907, вид сзади. 2019 год. /Фото: wikipedia.org

Два собранных в 1985 году экземпляра прошли испытания, и опытная эксплуатация оказалась успешной, однако на вооружение МАЗ-7907 так и не пустили. И, несмотря на то, что применять многоколесного исполина не стали, а оставили в качестве экспоната – по информации Novate.ru, в 2006 году из оставшихся элементов грузовиков собрали один, который и сегодня находится на территории Минского завода колесных тягачей – он успел вписать себя в историю, как единственный в мире автомобиль с 24 ведущими колёсами.

5) 1981 Cadillac Fleetwood V8-6-4

Еще один пример инновационного мышления автомобильной инженерии прошлого века. Так, инженеры компании General Motors в начале 80-х годов представили технологию двигателя, в котором была применена система дезактивации блока цилиндров.

Система позволяла отключать в восьмицилиндровом моторе цилиндры, автоматически превращая двигатель в шестицилиндровый или четырехцилиндровый силовой агрегат.

Это позволяло улучшить топливную эффективность машины. Но, к сожалению, в то время не было компьютерных систем, которые могли бы контролировать данную функцию. 

Именно поэтому эти двигатели были очень ненадежными и подвергались многочисленным модернизациям. В конечно итоге Американская компания отказалась от этой идеи.

Трактор ТЭТ-1000

Пожалуй, это самый большой советский трактор. /Фото: drive2.ru

Как показывает история, не только грузовики в Советском Союзе могут попасть под определение «монструозный». Ярким примером такого исключения является турбоэлектротрактор ТЭТ-1000. Этот проект предполагал создание трактора для рекультивации почв с повышенным содержанием соли в СССР.

Одни только гусеницы выглядят впечатляюще. /Фото: yaplakal.com

За разработкой ТЭТ-1000 принялись специалисты Научно-автотракторного института в начале семидесятых годов прошлого века. Среди ряда конструктивных особенностей отдельно стоит упомянуть особое строение гусениц – они опускались перпендикулярно колесам. Кроме того, трактор обладал электрической трансмиссией. Вес гигантского агрегата составлял больше 32,5 тонн, номинальное тягловое усилие – 18 тонн.

ТЭТ-1000 во время испытаний с с\х орудиями. /Фото: drive2.ru

Испытания проводились в соответствующих условиях – на солончаковых землях, и для этой цели отлично подошли степи Казахстана. В частности, турбоэлектротрактор проверялся в связке с сельскохозяйственными орудиями. Однако в массовое производство монструозный ТЭТ-1000 так и не был запущен.

GM EV-1

Первый серийный электромобиль от автогиганта General Motors увидел свет в конце 90-х годов. Ни одного автомобиля так и не было продано. Компания поставляла автомобили в лизинг, а по завершению тестов отозвала их всех без возможности выкупа. Несколько автомобилей хранится в музеях, остальная часть была уничтожена. Почему было принято такое абсурдное с экономической точки зрения решение не известно, однако спустя 10 лет эстафету подхватили модели под маркой Tesla. Уже можно сказать, что EV-1 дал начало направлению автомобилестроения, которое, возможно, будет лидирующим лет так через 20.

Многоколесный грузовик ЯГ-12

Самый большой и впечатляющий грузовик своего времени. /Фото: weaponews.com

Многоколесные грузовики советского производства знают многие, а вот о модели, с которой эти модификации начались, известно далеко не каждому. Первопроходцем данного концепта стал грузовик ЯГ-12, который воплотил в себе колесную формулу 8х8, то есть, был, к тому же, полноприводным. Кроме того, этот агрегат был и одним из первых в мире грузовых четырехносных автомобилей.

Компоновка ЯГ-12. /Фото: topwar.ru

Многоколесный ЯГ-12 спроектировали в далеком 1932 году на базе трехосного ЯГ-10 на Ярославском автомобильном заводе. В качестве двигателя был выбран 8,2-литровый 6-цилиндровый Continental-22R, мощность 120 сил – он разгонял двенадцатиколесного гиганта весом в 20 тонн до 45 километров в час. Грузоподъемность у ЯГ-12 также была весьма впечатляющей от 8 до 12 тонн в зависимости типа дорожного покрытия.

Технические характеристики уникального грузовика. /Фото: pinterest.de

Поразительно, но сведений об истории этого передового во многих отношениях грузовика практически не осталось. Несмотря на то, что производитель предлагал использовать агрегат в самых разных сферах, единственным известным заказчиков ЯГ-12 была РККА, однако дальнейшая судьба даже тех экземпляров, что все же были поставлены на вооружение Красной армии, теряются.

История внушительного автомобиля до конца неизвестна. /Фото: autorambler.ru

Проект грузового автомобиля ЯГ-12 был закрыт в 1933 году, и дальше к четырехносным транспортным средствам большой грузоподъемности и высокой проходимости не обращались аж до пятидесятых годов 20 века. Возможно, недолгая судьба уникального автомобильного гиганта связана попросту с тем, что он был создан не в то время, что, впрочем, не помешало ему оставить заметный след в истории советского автопрома.

Армейский вездеход ГАЗ-69

Вездеход ГАЗ-69 на арочных шинах. /Фото: ide.ru

В конце 1950-х – начале 1960-х годов в СССР разрабатывался целый ряд засекреченных проектов автомобилей на снегоходных движителях фрезерного типа с дополнительными опорными лыжами. Среди этих вариантов были такие, которые по своими конструкциями и техническими характеристиками не имели аналогов за рубежом.

Прототип ГАЗ-69 с передними лыжами. /Фото: ide.ru

Последние имели узкие металлические колеса большого диаметра с острыми кромками по окружности – такая конструкция во время движения по снежной целине или ледяному насту позволяла прорезать их на глубину до полуметра, то есть, нередко они достигали замерзшего твердого грунта. Колеса опирались на монолитную земляную поверхность и, отталкиваясь от нее – благо, их твердость позволяла – были способны продвинуть вездеходы по местности, где могла забуксовать даже гусеничная техника.

Вариант ГАЗ-69 на четырех ведущих гусеницах. /Фото: kolesa.ru

Ярким примером такого типа вездеходов и стал ГАЗ-69 – автомобиль повышенной проходимости, который выпускался в 1956-1973 годах. Спроектированная, что называется, «с нуля» машина в результате стала первой в огромном семействе модификаций, которые поражали своим разнообразием, ведь от армейского вездехода «шестьдесят девятый» умудрились переработать до милицейских и почтово-сельских автомобилей, и даже детского пожарного автонасоса.

Самоходная атомная станция СССР

Яркий пример из череды советских энергопоездов. /Фото: autorambler.ru

Необычный концепт по созданию самоходной атомной электростанции начали разрабатывать в середине пятидесятых годов прошлого века. Все дело в том, что специалисты советской промышленности столкнулись с проблемой питания гражданских и военных объектов труднодоступных районов Крайнего Севера. Решением проблемы и стала разработка гусеничной вездеходной версией ПАЭС.

Уникальный советский атомовоз. /Фото: back-in-ussr.com

Установка, официально названная «Передвижная атомная электростанция ТЭС-3», разрабатывалась, опираясь на опыт проектирования ядерных реакторов для ледоколов. В конструкции применялась схема малогабаритного двухконтурного водо-водяного реактора. Активная зона реактора выглядела как небольшой цилиндр.

Макеты ПАЭС «Памир» с разрезами в музейной экспозиции. /Фото: thematicnews.com

Следует уточнить, что ПАЭС практически одновременно создавали в двух вариантах: гусеничный и колесный. Последний в итоге получил название «Памир» и, в отличие от первого прототипа, должен был применяться только в военной сфере. Однако оба проекта были свернуты во второй половине 1980-х годов – такая судьба постигла многие разработки, где так или иначе использовался атомный реактор, после крупнейшей техногенной аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

4. Аэродромная машина ЗИЛ САК

Малоизвестный специализированный ЗИЛ.

Этот уникальный автомобиль остался всего в двух экземплярах в виде опытных прототипов, хотя представлял собой довольно многообещающую модель. Аэродромная машина ЗИЛ САК была разработана в СКБ совместно с заводом «Дзержинец» в период с 1966 по 1968 годы, а выпущена уже на Московском заводе.

Узлы автомобиля системы аэродромного контроля. 

Автомобиль представлял собой самоходный авиатранспортабельный агрегат системы аэродромного контроля, внешне же был двухсекционным дорожным автопоездом с цельнометаллическим кузовом. Был определен и функционал прототипа: проведение предполетной подготовки и диагностики систем военной и гражданской авиации.

ЗИЛ САК в полной комплектации. 

ЗИЛ САК в длину составлял около пяти с половиной метров, и имел снаряженную массу около 4 тонн, весь же автопоезд имел следующие габариты – 8,8 метров и 5,5 тонн соответственно. Максимальная скорость концептуальной аэродромной машины – 32 километра в час.

ЗИЛ САК образца 1968 года, вид слева. 

Испытания опытного образца были проведены на военном аэродроме в Жуковском, что в Подмосковье, однако в серийное производство необычный автомобиль так и не пошел. Всего же было построено два прототипа ЗИЛ САК (первый собрали 28 ноября 1966 года, второй – 1 августа 1968 года).

Гонка за скоростью

Ракетомобиль – это шасси с установленным на нём ракетным двигателем. Обтекаемый корпус, посаженный на автомобильную колёсную базу, приводится в движение реактивным двигателем, разгоняющим его до поистине огромных скоростей. Ракетный корпус здесь не дизайнерский ход, а насущная необходимость. Только так можно снизить до минимума аэродинамическое сопротивление. Разработка новых ракетомобилей стала своеобразным соревнованием в конструкторском мастерстве.

За очередным достижением собирается отправиться и Aussie Invader 5R, разработкой которого занимаются австралийские специалисты. По заверениям разработчиков, их ракетомобиль будет готов к началу 2022 года, после чего они приступят к серии полевых испытаний.

Новый ракетомобиль

Разработчики Aussie Invader 5R надеются, что их детище сможет развить скорость в 1609 км/ч, чтобы побить ранее установленный мировой рекорд. Для того, чтобы разогнать девятитонную и шестнадцатиметровую машину, на неё установили ракетный двигатель, эквивалентный мощности в 202500 лошадиных сил.

Как ожидается, мощности двигателя хватит, чтобы за 1,1 секунду разогнать ракетомобиль до «сотки». На разгон до её крейсерской скорости машине понадобится около 30 секунд, а для того, чтобы остановиться, необходим прямой участок пути длиной не меньше 13 километров даже с использованием нескольких систем торможения, включая колёсные тормоза и парашют.

Полигоном для испытаний и последующего установления рекорда послужит дно высохшего солевого озера. Чтобы передвигаться по нему, на Aussie Invader 5R установили литые алюминиевые колёса. Пилотировать машину будет глава проекта, Роско МакГлашан, который в 1994 году уже установил мировой рекорд в скорости, разогнавшись до 802,6 км/ч на предыдущей версии строящегося ракетомобиля.

Текущий рекорд принадлежит Энди Грину. Он был установлен ещё в 1997 году и составляет 1223,7 км/ч.

Гиперкарам, вместившим в себя последние разработки и построенным с использованием современных технологий, нет равных в скорости. Двигатели самых мощных из них способны выдавать от 1500 лошадиных сил.

4) 1962 Oldsmobile Jetfire: Турбонаддув

Напомним, что компания Porsche внесла огромный вклад для развития технологий турбированных двигателей для легковых автомобилей.

Порше действительно была первой в мире компанией, которая начала массово выпускать автомобили с турбомоторами. Но компания Порше была не единственной в мире, которая двигалась в этом направлении.

Так GM еще в 60-х годах экспериментировала с моделью Oldsmobile Jetfire, на которой устанавливался V8 двигатель с турбокомпрессором, что давало для машины потрясающую производительность. 

Но в процессе выпуска машины выяснилось, что были проблемы с охлаждением. Oldsmobile нашел решение, с помощью специальной разработанной жидкости, которая представляла собой смесь воды и метанола, что позволяло охлаждать турбину. 

К сожалению, владельцы этой машины не пополняли вовремя резервуар, предназначенный для этой жидкости, что приводило к поломкам двигателей. В итоге от идеи пришлось отказаться.

Mitsubishi 3000GT

В 90-х годах появление на модели Mitsubishi 3000GT элементов активной аэродинамики было сродни чуду. Передние и задние спойлеры автомобиля изменяли свое положение в зависимости от скорости езды и прижимали его к дороге. Это новшество применяется во всех современных спортивных автомобилях. Подруливающие задние колеса, увеличивающие устойчивость на крутых виражах тоже стали вполне обычным явлением.

2. Mercedes-Benz S-Class

Автомобили флагманской серии немецкого автогиганта дали миру, пожалуй, наибольшее количество новинок, если проводить сравнение с какой-либо другой маркой. Вот лишь некоторые из нововведений, которые через десяток лет пошли в серийное производство каждой приличной модели: адаптивный круиз-контроль, антиблокировочная система, преднятяжение ремней безопасности, антипробуксовочная система, инфракрасная система ночного видения. Вряд ли на этом немецкий концерн остановится.

3. Aston Martin Lagonda

Собранные вручную, очень дорогие для того времени седаны Lagonda запомнились не столько модным в то время угловатым стилем, сколько встроенным компьютером и цифровой приборной панелью. Русская поговорка «первый блин комом» полностью соответствует качеству этих электронных приборов английского автопроизводителя. Компьютер постоянно ломался, а прочитать что-либо на экране при попадании на него солнечного света было практически невозможно. Однако сейчас сложно себе представить, насколько бюджетным должен быть автомобиль, чтобы в нем не было этих разработок.

4. Porsche 959

Этот автомобиль выделяется из всего списка тем, что он не совсем обычный «серийный» автомобиль. Изначально он был создан для участия в ралли «Group B» в противовес фирме Ferrari. Порше явил миру три новинки, которые спустя десятилетия пошли в серийное производство: регулируемый дорожный просвет в трех положениях, полный привод с перераспределением крутящего момента и, наконец, электронные датчики давления в шинах.

5. GM EV-1

Первый серийный электромобиль от автогиганта General Motors увидел свет в конце 90-х годов. Ни одного автомобиля так и не было продано. Компания поставляла автомобили в лизинг, а по завершению тестов отозвала их всех без возможности выкупа. Несколько автомобилей хранится в музеях, остальная часть была уничтожена. Почему было принято такое абсурдное с экономической точки зрения решение не известно, однако спустя 10 лет эстафету подхватили модели под маркой Tesla. Уже можно сказать, что EV-1 дал начало направлению автомобилестроения, которое, возможно, будет лидирующим лет так через 20.

6. Audi Quattro

Фирма Audi первая приспособилась к разрешению использовать полный привод в раллийных гонках. Их полноприводный Quattro побеждал два года подряд после своего выпуска. Модель показала все преимущества полного привода, и теперь все гоночные автомобили для ралли оснащены им наподобие Quattro.

Футуристическая модель Cadillac Solitaire

Марка Cadillac всегда славилась производством автомобилей класса «люкс». Данная тенденция прослеживалась во всех моделях данной марки. Поэтому нет ничего удивительного в том, что представители Cadillac в 1989 году представили широкой публике уникальный на тот момент концепт-кар Solitaire.

Автомобиль был уникальным не только внешне. Сердцем авто являлся силовой агрегат V12 с объемом 6,6 литра. Его мощность составляла 430 лошадиных сил. Данный двигатель был создан совместными усилиями с представителями компании Lotus.

Инновации присутствовали также и в кузове Solitaire. Шоу-кар обладал коэффициентом лобового сопротивления равным 0,28. У данной модели Cadillac отсутствовали боковые зеркала заднего вида. Для того чтобы человек понимал, что происходит по бокам автомобиля, на машине были установлены специальные видеокамеры. Изображение с них транслировалось на специальные экраны, которые располагались на центральной панели салона.

Двери футуристического автомобиля были оснащены электроприводом, к тому же они являлись одними из самых длинных, которые когда-либо были установлены на машины бренда General Motors. Седан оснащался системой бесключевого доступа. Она также использовалась как для того, чтобы открывать капот, так и для поднятия крышки багажного отделения.

Топ-10 автомашин с передовыми технологиями своего времени.

Эти автомобили были амбициозны. Некоторые из этих машин действительно были потрясающими. Но, к сожалению, их технологии пришли на автомобильный рынок слишком рано или не вовремя, что и сказалось в дальнейшем на успешности моделей.

К сожалению не всегда самые новые и инновационные технологии в автопромышленности гарантирует успех новой модели. Как говорится всему свое время.

Именно поэтому главной задачей для всех автомобильных компаний не пропустить самый лучший момент для выпуска на рынок машины с новыми прогрессивными технологиями. Но получается это не всегда. Вот десять автомобилей, в которых технологии опередили свое время.

Вездеход НАМИ-0157

Такое чудище на колесах в любую погоду по любой дороге пройдет и не заметит. /Фото: wroom.ru

Этот уникальный агрегат знатоки советского автопрома называют королем вездеходов. И действительно, грузовик НАМИ-0157, который является прототипом снегоболотохода повышенной грузоподъемности, внушает полное доверие своим габаритам перед непроходимыми дорогами. Разрабатывался этот огромный вездеход в НАМИ с 1969 по 1973 год с конкретным предназначением – его собирались приспособить для нужд нефтегазовой промышленности.

Вездеход, который должен был помогать добыче нефти. /Фото: 5koleso.ru

Грузовик имел оригинальную конструкцию: две короткие гусеничные платформы, одна из которых была способна выдержать граничную массу груза в 8 тонн, соединялись между собой специальным опорно-поворотным устройством. Гусеницы машины – резино-металлические по материалу – были шириной 970 мм и приводились в движение пневмокатками, которые установили туда, заменяя традиционные стальные катки.

Снегоболотоход НАМИ-0157, вид сзади. /Фото: topwar.ru

После создания опытного образца он был отправлен на испытания, во время которых выяснилось, что разгоняться это чудище советского автопрома способно до 30 км/ч., а это, по сути, высокая, если не максимальная скорость для подобной техники. Более того, вездеход смог удерживать эту скорость, проходя по любому покрытию – снегу, болоту, а также песчанику. К тому же, грузовик беспрепятственно прошёл вброд водоёмы глубиной практически до двух метров.

Одна из самых известных модификаций монструозного вездехода – Урал 5920. /Фото: alternathistory.com

Однако на этом же этапе испытаний были выявлены и несколько конструктивных недостатков, которые, впрочем, не стали помехой к выдаче разрешения на серийное производство. Позже грузовик неоднократно дорабатывался и менял названия – самой известной модификацией считается снего-болотоход Урал-5920, который собирали вплоть до развала СССР. А в 2002 году производство подобных транспортеров возобновили, но уже с индексом ТС-1.

Экспериментальный автобус УАЗ-452К/452ДГ

Малоизвестный многоколесный УАЗик. /Фото: wroom.ru

16-местный экспериментальный автобус УАЗ-452К был построен в 1973 году и предположительно имел колесную схему 6х4, либо и 6х6. Справедливости ради, следует уточнить, что эта модель является далеко не единственным воплощенным в жизнь примером трехносного автомобиля УАЗ. Разрабатывался же столь нетривиальный автобус с целью улучшения проходимости и вместимости внедорожника вагонной компоновки.

Трехносный УАЗ в Монголии. Современный вид. /Фото: pinterest.ru

Интересна история этого необычного проекта. По сути, УАЗ-452К остался на уровне прототипа, ведь от массового производства данной модели было решено отказаться после проведенных испытаний. Так, в ходе проверок выяснилось, что несмотря на достигнутые преимущества, усложненная конструкция значила увеличение массы автобуса и, соответственно, больший расход топлива, что не устроило заказчиков.

Грузинский реанимобиль «Медея». /Фото: uazbuka.ru

Однако позже на его базе были разработаны реанимационные автомобили под названием «Медея». Мелкосерийное производство этой модели – в среднем, по 50 экземпляров в год – было налажено только в 1889 – 1994 годах в Грузии, а сами машины шли на нужды местных горноспасателей.

УАЗ-452ДГ и УАЗ «Вездеход». /Фото: uazbuka.ru

Была и другая подобная модификация трехносного внедорожника вагонной компоновки, и она оказалась родом также из грузинских земель. Речь идет о машине, которая изготовлялась кооперативом «Вездеход» в городе Болниси в период с 1989 по 1994 годы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий