Анализы на алкоголь для водителей отменили до конца года

Какие бывают клинические признаки опьянения водителя?

Согласно нового порядка медицинского освидетельствования клиническими признаками опьянения могут являться:

1. Изменения психической деятельности.

Неадекватность поведения, в том числе сопровождающееся нарушением общественных норм, демонстративные реакции, попытки диссимуляции.

Заторможенность, сонливость или возбуждение.

Эмоциональная неустойчивость.

Ускорение или замедление темпа мышления.

2. Изменение вегетативно-сосудистых реакций.

Гиперемия или бледность, мраморность кожных покровов, акроцианоз. Инъецированность склер, гиперемия или бледность видимых слизистых.

Сухость кожных покровов, слизистых или гипергидроз.

Учащение или замедление дыхания.

Тахикардия или брадикардия.

Сужение или расширение зрачков.

Вялая реакция зрачков на свет.

3. Нарушения двигательной сферы.

Двигательное возбуждение или заторможенность.

Пошатывание при ходьбе с быстрыми поворотами.

Неустойчивость в позе Ромберга.

Ошибки при выполнении координаторных проб.

Тремор век и/или языка, рук.

Нарушения речи в виде дизартрии.

Медицинское освидетельствование водителей по новым правилам – проблемы и риски

1. Стоимость анализов тестирования

Стоимость непонятна, озвучиваются суммы порядка 3000 рублей за анализ мочи и 6000 рублей за анализ крови. Слухи недостоверны, сейчас это достаточно редкие анализы, когда количество таких анализов вырастет на порядки стоимость может измениться.

2. Время ожидания результатов

Результаты анализов нужно ждать порядка недели, что удлинит время получения справки

3. Ложные результаты тестов

При любых анализах можно получить ложноположительный результат и придется делать повторные анализы, доказывая что ты не верблюд – не алкоголик.

4. Не готовность инфраструктуры

Как было упомянуто выше сейчас CDT (СДТ/КДТ) тест анализ крови на алкоголь – редкий, во многих регионах он практически недоступен. По новому положение он должен стать массовым через 3 недели. Скорее всего об этом мало кто думал. Подобным законотворчеством занимаются чиновники теоритики.

С учетом неопределенностей возможен очередной перенос даты внедрения нового формата медицинского освидетельствования, но возможно лучше озаботиться прохождением медицинского освидетельствования заранее.

Опубликовано 10.12.2020, версия 1.0 от 10.12.2020

Поддержать Рулимс!

Если Хроники здравоохранения и Рулимс помогли вам или позволил сэкономить в чем-то, помогите и ему! Буду благодарен за любые суммы. Перевести можно как с банковской карты, так и из Яндекс.Деньги (необходимо выбрать нужный способ оплаты). Полученные средства позволят развить ресурс, поднимать новые темы и возможно предложить новые сервисы.

Если вы не можете воспользоваться предлагаемыми способами перевода, поддержите близкий мне Благотворительный фонд Предание. У них доступны практически все имеющиеся способы приема средств.

Подробней почитать как можно помочь ресурсу можно на странице Поддержка и участие в проекте.

Сузить круг

Профессиональное сообщество тем временем ставит под сомнение необходимость тестирования всех водителей без исключения. Среди анализов, перечисленных в приказе Минздрава, — тест для определения карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT). Это маркер, показывающий регулярную алкогольную нагрузку.

Тестирование не имеет более дешевых аналогов, сказала «Известиям» директор института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович.

— Исследование требует очень специфических химических соединений, позволяющих определить в крови следы алкоголя или наркотических веществ, которые на клеточном уровне изменяют некоторые химические процессы. Это уникальная методика, и конечно, она стоит достаточно дорого. Именно поэтому в массовое тестирование ее изначально нельзя было пускать, — уверена она.

Такое сложное исследование должно проводиться, по крайней мере, в группе риска — нет смысла отправлять на него всех автомобилистов, считает она.

— Можно сначала провести опрос, есть совершенно простые методики определения адекватности и неадекватности, и уже тех, кто не прошел проверку, отправлять на этот дополнительный тест, — пояснила эксперт.

Себестоимость такого анализа составляет порядка 1,6 тыс. рублей, рассказал «Известиям» президент Независимой наркологической гильдии врач-нарколог Руслан Исаев. Но в конечном итоге только за него придется отдать 2–3 тыс. рублей, добавил он.

При этом 100-процентного результата анализ не дает.

— Необходимо комплексное обследование, в том числе и психологическое. К тому же сейчас существует множество наркотических веществ, которые не выявляются типичными тестами, — объяснил Руслан Исаев.

По его словам, такие анализы делают и в других странах, но их применение носит точечный характер. Например, в Италии тесты обязательны только для профессиональных водителей или для тех, кто был временно лишен прав за вождение в нетрезвом виде.

Водителей также беспокоит безопасность данных, так как результаты анализов будут заноситься в общую базу. Эта информация будет доступна только МВД, поэтому риски утечек минимальны, уверен депутат Госдумы Вячеслав Лысаков. При этом создание такой информационной системы позволит не пустить на дороги неблагонадежных автомобилистов, уверен он. Однако у россиян должна быть возможность обжаловать решение медицинской комиссии, пройти независимую проверку, подчеркнул парламентарий в разговоре с «Известиями».

Когда и как будут тестировать водителей на алкоголизм?

Идею сделать тест на алкоголизм при сдаче на права и замене водительского удостоверения обязательным, министерство здравоохранения вынашивало давно. При этом, необходимость нововведения, как обычно, обосновывали заботой о нашей с вами безопасности. 

По логике авторов идеи обязательного тестирования на хронический алкоголизм, эта процедура позволит выявлять страдающих зависимостью от «зеленого змея» и заблаговременно исключать их из числа потенциальных водителей еще на стадии прохождения медкомиссии. 

В  настоящее время процедура медкомиссии для водителей и кандидатов в водители регламентируется Порядком проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), утвержденный Приказом Минздрава РФ от 15 июня 2015 года № 344н. Именно этот документ устанавливает, каких врачей нужно пройти для получения медицинской справки на получение или замену прав и какие анализы требуется для этого сдавать. 

На момент написания этой статьи, в тексте указанного документа уже содержится указание на то, что в комплекс медицинского обследования входит обязательное качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови (п. 3 и п. 6 Порядка). Однако, после того, как в обществе поднялась волна критики, вступление изменений в силу было отложено до 1 января 2021 года. 

Так что, ждем следующего года и если к этому времени ничего не изменится, то с 1.01.2021 года все водители и кандидаты в водители будут в обязательном порядке сдавать анализ крови на выявление признаков хронического алкоголизма. 

Предрейсовые медосмотры водителей в 2020 году: нововведения

Так как уже за последние несколько лет требования к водителям и работодателям усилились, стоит обсудить основные нововведения.

Для правильного проведения предрейсовых медицинских осмотров в 2020 году работодатель должен руководствоваться одновременно несколькими положениями ныне действующего законодательства.

Основные положения норм, которые регулируют деятельность частных предпринимателей и автотранспортных предприятий, претерпели изменения в мае 2015 г, но они по-прежнему имеют законодательную силу.

Такие положения не противоречат друг другу, они сходятся в одном: все результаты обследований необходимо в обязательном порядке зафиксировать в специальном журнале.

Теперь применение журнала регистрации предрейсовых предсменных медицинских осмотров водителей обязательно. При этом рекомендуемая форма журнала регистрации присутствует только лишь в приказе Минздрава СССР № 555.

Произошедшие перемены также коснулись увеличения количества процедур, требуемых для прохождения водителя:

  • предрейсовый осмотр;
  • перед выходом на смену необходим осмотр шофера за рулем;
  • по окончанию рейса водитель также обязан пройти медосмотр;
  • уходя со смены, шоферу следует отметиться у медика.

Многие считают, что нововведения чересчур жесткие, однако они основываются на реальной необходимости, которую диктует практика. А она ярко свидетельствует о том, что любое нарушение прохождения медосмотра водителей может привести к ДТП и человеческим жертвам.

Произошли также и изменения в отношении определенных категорий работников, которым теперь потребуется проходить медосмотр. Так, новый приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры).

Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов.

Помимо вышерассмотренных положений о предрейсовых медосмотрах, новый приказ Минздрава устанавливает следующее:

  1. Предрейсовые медосмотры проводятся прямо перед началом смены для обнаружения опасных или вредных факторов, либо состояния здоровья водителя, которое может препятствовать ему выполнять трудовую функцию;
  2. Предрейсовые медосмотры организуются и финансируются работодателем;
  3. Предрейсовый медосмотр проводят медработники необходимой квалификации, которые работают в штате фирмы или представляют стороннюю медицинскую организацию с соответствующей лицензией.

Рассмотрим данные положения подробнее.

Новый порядок проверки на алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение.

Обновление, от 21.03.2016 года: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15.06.2015 года за №344н “О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств”, вступает в силу 26 марта 2016 года. 

Министерство здравоохранения вводит новые правила для проверки водителей на состояние опьянения. Так, Минздрав разработал новый порядок проведения  медицинского освидетельствования водителей на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического состояния). 

Согласно новых правил планируется, помимо проверки водителя с помощью алкотестера на состояние его опьянения, медицинские работники могут обязать водителя пройти дополнительные лабораторные исследования на предмет алкогольного, наркотического или токсикологического опьянения. Подобные дополнительные исследования в первую очередь направлены на выявление за рулем автомобилей наркоманов, которые так же как и пьяные водители представляют большую угрозу безопасности дорожного движения.

Также, согласно новой процедуре медицинского освидетельствования врач имеет право выносить медицинское заключение о состоянии опьянения водителя из-за чрезмерного употребления лекарственных препаратов. К примеру, согласно нового закона водитель, который выпил слишком много обезболивающих лекарств (содержащих определенные химические вещества – подробнее об этом можно прочитать здесь), может представлять угрозу безопасности на дороге, т.е. не соблюдать ПДД. В случае выявления опьянения из-за лекарств, водитель также будет признан врачом как и за состояние алкогольного опьянения пьяным. 

Новый документ Министерства здравоохранения в случае его утверждения (проект новых правил медицинского освидетельствования водителей полностью подготовлен и размещен для ознакомления на сайте regulation.gov.ru) заменит старый нормативный акт данного Министерства, который был принят в 2003 году (в настоящий момент действует приказ Минздрава №308 от 14.07.2003 года).

Уважаемые читатели, наше интернет-издание 1gai.ru провело полный анализ данного документа с конкретной целью, разъяснить эти нововведения и ответить на всевозможные вопросы, которые будут возникать у водителей после вступления в силу нового нормативного акта Министерства здравоохранения РФ. 

В первую очередь этот новый порядок медицинского освидетельствования касается процедуры проверки водителей на состояние опьянения. Напомним, что в настоящий момент процедура выявления пьяных водителей разделена на два самостоятельных этапа. Так одна из таких процедур проводится сотрудниками полиции на месте остановки водителя прямо на дороге и в случае подозрений сотрудников ГИБДД, что водитель находится в состоянии опьянения, медицинское освидетельствование проводится с помощью простого алкотестера, который возят с собой сотрудники полиции. 

Если в результате замера выдыхаемого воздуха обнаружится, что в нем содержится больше 0,16 мг алкоголя, то водитель будет признан пьяным и на него будет составлен протокол о привлечение к административной ответственности. Далее сотрудник ГИБДД направляет документы в судебный орган для решения вопроса о назначении штрафа и лишения водителя прав.

Второй вариант проверки водителя в настоящее время касается проведения медицинского освидетельствования в медицинском учреждении. Обычно такое освидетельствование проводится в том случае, если водитель отказался проходить проверку на алкотестере прямо на месте. Также такое проведение медицинского освидетельствования в медицинском учреждении необходимо в случае, если водитель после тестирования на алкотестере не согласен с результатами такой проверки, которую сделали лично сотрудники ДПС.

Таким образом, если проверка водителя проходит в мобильной лаборатории или в медучреждении, то врач проводит это освидетельствование с помощью алкотестера. Так к примеру, водитель выдыхает воздух в специальную трубку устройства, полученные результаты далее фиксируются. Согласно установленных правил через 20 минут проводится повторная проверка. В случае выявления у водителя алкогольного опьянения составляется специальное заключение, на основании которого сотрудники ГИБДД составляют соответствующий протокол. 

Стоит обратить свое внимание на следующее, а именно, если после первой проверки на алкотестере в выдыхаемом воздухе не превышены пределы содержания алкоголя, то повторное исследование уже не проводится

Что будет, если во время медкомиссии в моче найдут наркотические вещества?

У многих экспертов, а также огромного числа водителей в связи с изменениями в правила прохождения медкомиссии возникает вопрос: «Какие действия предпримут наркологи, если в моче найдут психоактивные вещества?». Как полагают эксперты, в этом случае кандидата в водители или лишенного ранее прав ждет ответственность за употребление наркотических средств в соответствии со статьей 6.9 КоАП РФ. Так что, вполне возможно, что после обнаружения в составе мочи психоактивных веществ водителя ждут либо повторные тесты, либо же результаты теста будут передаваться в МВД для решения вопроса о привлечении водителя к ответственности.

«Это чушь какая-то»

Минздрав России отложил до июля вступление в силу приказа о новом порядке медосмотра водителей. Изначально предполагалось, что уже с 22 ноября желающие получить или поменять права должны будут сдавать анализы крови и мочи — на наличие наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Ранее на подобные тесты отправляли лишь тех автомобилистов, которых врачи наркодиспансера заподозрили в злоупотреблении алкоголем или наркотиками.

Нововведение существенно повышало расходы на получение справки — в отдельных регионах до 6 тыс. рублей. Поэтому за несколько дней до вступления в силу приказа в медучреждениях начались столпотворения — люди спешили пройти осмотр по старым ценам. В Казани это спровоцировало трагедию: в наркодиспансере на улице Тунакова в очереди за справкой для ГИБДД скончался 73-летний пенсионер

Ситуация привлекла внимание президента Владимира Путина — в четверг он жестко раскритиковал инициативу Минздрава

— Я сам узнал об этом из средств массовой информации, это чушь какая-то, — заявил глава государства. — У нас минимальный размер оплаты труда — МРОТ — 11 280 рублей, такую зарплату получают 3,2 млн человек. Да еще и работодатели частенько, к сожалению, нарушают закон и меньше платят… 5 тыс. если нужно отдать за эту справку — ползарплаты надо человеку отдать? И все инстанции пройти, все согласовать. Минтруд хотя бы должен был посмотреть, что это такое.

По словам президента, дополнительные обследования, в том числе связанные с употреблением наркотических средств, необходимы, так как речь идет о безопасности миллионов людей на дорогах.

— Ну так надо вводить это как-то с умом, поэтапно хотя бы, — подчеркнул Владимир Путин.

В тот же день замглавы Минздрава Олег Салагай заявил о том, что решено отложить вступление приказа в силу.

— Будет проведен дополнительный анализ методов, используемых для освидетельствования, в целях обеспечения их эффективности при адекватном ценообразовании в регионах, — сказано в Telegram-канале замминистра.

То, как реализуются законы и другие нормативные акты, зачастую дискредитирует их, даже если изначально они были созданы во благо, отметил член комитета Госдумы по охране здоровья Борис Менделевич.

— Идея ввести анализы для водителей была здравой и актуальной, но решение приостановить реализацию принято вовремя. Необходимо предпринять шаги, разработать дорожную карту внедрения этих новаций, — сказал он «Известиям».

С депутатом согласен и председатель Общественного совета при МВД России Анатолий Кучерена.

— Давайте будем вводить такие изменения постепенно, то есть не за два-три месяца принимать решение (проект приказа был впервые опубликован в июле. — «Известия»), а заранее сообщать людям, что, например, в течение 2020 года появятся такие новшества, — отметил он в беседе с «Известиями».

Нужно также определиться, кто должен платить за анализы, подчеркнул Борис Менделевич.

— Вполне возможно, мы можем ввести меры соцподдержки для людей, не способных осилить такие суммы, или выделить какие-то субсидии на первое время, чтобы сделать переход плавным, — предположил парламентарий.

По мнению Анатолия Кучерены, если учитывать размер средней заработной платы по стране, то приемлемая стоимость тестов на алкоголь и наркотики для российских водителей не должна превышать 1 тыс. рублей.

— Цены обязательных процедур должны быть минимальными, — отметил в разговоре с «Известиями» председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов. — Если бы исследование стоило 500–600 рублей, думаю, никакого особенного негатива это нововведение не встретило.

Стоимость обследований и сертификатов

Стоимость осмотра водителей может разниться зависимо от удаленности и некоторых других особенностей:

  1. В государственных учреждениях Москвы нижний порог расценок начинается со 100 рублей;
  2. Максимальная стоимость медицинского осмотра в одном из частных центров составляет 385 рублей.

Однако серьезный работодатель может захотеть заключить договор на обследование сразу всех своих водителей не на один раз, а на месяц. В таком случае цены значительно повышаются, поскольку квалифицированный специалист требует соответствующей оплаты.

Говоря о получении лицензии на медосмотр водителей, стоит предупредить, что сам процесс оформления лицензии обычно отнимает много денежных средств и времени.

Если сертификат может стоить в пределах 20 000 рублей, то цена лицензии колеблется от 100 000 рублей и выше. Определенные организации помогут бизнесмену за немногим более двух недель оформить необходимые бумаги.

Итак, ответственность за медицинское обследование водителя лежит непосредственно на работодателе, который должен обеспечить все условия для прохождения медосмотра.

При этом шоферу стоит учитывать, что сотрудники ГИБДД вправе задержать его для медицинского освидетельствования и предоставления путевого листа.

«Нарисованный» штамп, который поставил врач без сертификата или же компания без лицензии, обязательно повлечет для предприятия крайне неприятные последствия.

Что будет, если не пройти CDT- тест?

В настоящий момент рассуждать о последствиях положительного результата тестирования не имеет смысла, поскольку решение о его внедрении еще не принято. Но, исходя из текущей редакции законодательства, непройденный тест не станет автоматическим основанием для отказа в выдаче справки, однако, повлечет направление гражданина на более тщательное обследование с целью выявления у него противопоказаний, связанных с употреблением алкоголя. 

Сколько нужно не пить, чтобы успешно сдать CDT-анализ на хронический алкоголизм? 

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, т.к., все зависит от индивидуальных особенностей организма. Однако, по мнению медиков, минимальный срок воздержания от алкоголя для успешного прохождения теста, составляет 2 недели, что соответствует  периоду полувыведения трансферрина из крови. 

Таким образом, лучшим способом подготовиться к CDT-тесту будет временный отказ от употребления спиртного, что позволит снизить карбогидрат-дефицитный трансферрин в организме до приемлемого уровня. 

К слову, это еще один аргумент, который используют критики нововведения. Ведь стоит хроническому алкоголику сделать перерыв в возлияниях на пару недель и тест будет пройден успешно. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий