Как отличается общая статистика угонов в России
Стоит отметить и условность публикуемых статистических данных, ведь их сбором, подсчетом и публикацией занимаются разные ведомства и независимые агентства, отчего и возникают незначительные разбежности в рейтингах.
Если же говорить об актуальности, то прежде всего стоит отдавать предпочтение следующим источникам, которые имеют доступ к официальным данным по угонам и, как следствие, являются самыми авторитетными:
- Отдел статистики ГИБДД, который по праву считается самым надежным и проверенным информатором, так как все пострадавшие от рук воров в первую очередь обращаются именно в органы.
- Охранные агентства, предоставляющие услуги по оборудованию автомобилей различными защитными комплексами. Обычно эти организации ведут свою статистику для определения наиболее эффективных противоугонных систем, поэтому ее лучше использовать тогда, когда возникает проблема выбора защитного оборудования для собственного транспорта.
- Страховые компании. Эти организации также составляют ежемесячные рейтинги по автомобильным кражам, преследуя свои цели, которые сводятся к минимизации расходов по компенсациям за угнанные авто. Такая статистика полезна тем, что она освещает не только сухие цифры, но и приводит обстоятельства, при которых совершалась кража.
Если же выбирать между этими источниками, то стоит отдавать предпочтение данным ГИБДД, хотя иногда не помешает использовать и дополнительные источники информации.
И, конечно же, интересоваться этим вопросом желательно до, а не после приобретения ТС.
Распространенные вопросы
Что делать при угоне автомобиля? Сразу же обращать в ГИБДД, параллельно связываясь со страховой службой или охранным агентством, если водитель пользуется его услугами
Крайне важно, чтобы факт угона был официально запротоколирован, ведь поиски украденного автомобиля могут начаться только после этой процедуры.
- В чем разница между угоном и хищением? Под угоном подразумевается кража всего авто, тогда как под хищением – отдельных его элементов и систем. К последней категории можно отнести и нарушение целостности ТС, которое нередко наблюдается при попытке взлома.
- Откуда и когда чаще всего уводят автомобили? В первую очередь в группу риска попадают авто, оставляемые хозяевами в плохо освещенных и малолюдных местах, частных дворах и неохраняемых гаражных кооперативах. Кроме того, злоумышленники часто покушаются на машины с оставленными в них на виду ценностями.
К сожалению, ТС могут угнать и из гаража частного дома, если он не находится под охраной. Избежать такой участи помогут системы видеонаблюдения, которые можно синхронизировать со своим мобильным устройством с помощью специального приложения.
Какие факторы влияют на привлекательность авто для угонщиков
Рейтинг наиболее угоняемых автомобилей показывает не только слабость охранных систем и популярность той или иной модели у угонщиков, но и то, владельцы каких машин меньше всего беспокоятся о безопасности.
Ведь использование лишь стандартной «охранки» практически не способно уберечь авто от взлома.
При выборе между дорогой или дешевой, но легкодоступной, машиной преступник, скорее всего, выберет именно второй вариант
Ведь обнаружив наличие противоугонного комплекса, большинство оставит попытку взлома, переключая внимание на более простую мишень
Зависит ли частота угонов от региона?
Между конкретным регионом и частотой угонов существует прочная, обусловленная несколькими факторами связь. Больше всего это зависит от количества проживающего в регионе населения. Чем больше в области людей, тем с большей частотой там происходят угоны. Так, в городе с населением 1 млн. человек, пропажа автомобиля премиального класса, например Bentley или Rolls-Royce, будет не столь заметна, как если бы это случилось в небольшом городке, где чаще встречаются кражи бюджетных моделей.
Также нельзя упускать покупательскую способность населения, отличающуюся от области к области. Количество угонов растет с увеличением числа автопокупок.
Откуда берется статистика
Единственного источника для сбора и анализа статистики по угону не существует. Рейтинг является комплексом данных, собранных из трех основных мест:
Статистика ГИБДД считается наиболее надежным источником, так как большая часть потерпевших от рук злоумышленников первым делом обращается к правоохранительным органам. Компаниям, предоставляющим услуги по установке охранных комплексов, эта информация требуются для улучшения своей продукции
В частности, они акцентируют внимание на автомобилях, оборудованных противоугонными системами, а точнее, на числе угнанных автомобилей относительно провалившихся угонов. Эти данные хорошо показывают эффективность тех или иных охранных систем
Большой и достаточно достоверной статистикой владеют крупнейшие страховые компании. Их интересы заключаются в максимальной экономии средств на страховых выплатах, по этой причине цена страховки машин, находящихся на вершине рейтинга по угону, будет выше. Также страховой договор к таким автомобилям предусматривает специальные условия. Для компаний имеет значение, было ли транспортное средство оснащено противоугонной системой, а также время и место самой кражи.
Самые угоняемые марки автомобилей
Новые модели машин выходят нечасто, и предпочтения злоумышленников меняются постепенно, поэтому список самых угоняемых автомобилей образца 2017 года может помочь понять тенденцию 2018 года или даже 2019 года.
Топ самых угоняемых автомобилей в России за 2017 год выглядит следующим образом:
- Лада – 31% от общего числа угонов, всего около 8,5 тысяч машин этой марки было угнано.
- Тойота – 16%.
- Хендай – 7%.
- Киа – 6%.
- Ниссан – 5%.
- Мазда – 4%.
- Рено – 4%.
- Форд – 4%.
- Мицубиси – 3%.
- Хонда – 3%.
- БМВ – 3%.
- Мерседес – 3%.
- Фольксваген – 2%.
- Шевроле – 2%.
- Лексус – 2%.
- Лэнд Ровер – 2%.
- Ауди – 2%.
- Дэу – 1%.
- Инфинити – 1%.
- Газ – 1%.
Автомобили Лада год из года возглавляют отечественный рейтинг угоняемости. Во-первых, их просто больше всего в России, во-вторых, преступники успели хорошо изучить стандартную систему защиты продукции АвтоВАЗ, в-третьих, владельцы некоторых из этих моделей обладают скромными доходами, не позволяющими приобрести дорогую и эффективную сигнализацию, способную защитить от злоумышленников.
В 2015 и 2016 годах, кстати, также лидировали Лада и Тойота. К 2017 году выросла статистика угонов по автомобилям Киа и Хендай. Если говорить о том, в каких регионах больше всего в России угоняют машин, то никаких неожиданностей здесь не предвидится – лидируют Москва и Санкт-Петербург.
Можно ли поймать угонщиков
— Какое место занимают угоны автомобилей в общем объеме преступлений? И как остоит дело с ракрываемостью?
— Кража транспорта на территории Москвы и, в частности, в Северном административном округе, к сожалению, распространенное преступление. В многомиллионном городе автомобили воруют практически каждый день. Иногда в день совершается несколько автоугонов. Особенность этого преступления в том, что задержать преступника с поличным на месте совершения преступления бывает достаточно сложно. И, как правило, доказательная база всегда бывает достаточно слабой. Нередки, например случаи, когда преступник утверждает, что его просто попросили перегнать автомобиль и он не знал, что машина в угоне. Кроме того, очень часто автомобили трудно найти после угона. Они расходятся, как у нас говорят, “на заказ”. Меняются VIN-номера двигателей, кузова, подделываются документы. И такой автомобиль спокойно ездит в другом регионе. Либо автомобиль уходит на разборку по запчастям спокойно распродается на любом рынке автозапчастей.
— То есть раскрыть такое преступление получается редко?
— Бывает, что вся дальнейшая деятельность останавливается на поимке преступника. Как правило, угонщик стремится “замкнуться” и, как правило, ничего не говорит о соучастниках. И вменить ему другие эпизоды невозможно, особенно если нет запчастей, неизвестно, где автомобили. Но мы же понимаем, что в одиночку угон никто не совершает. Если угон совершили в ночное время, то, значит, кто-то привез. А это, как минимум, двое уже участвовали в преступлении.
— Чаще всего угнанная машина находится в гараже у преступников, либо при попытке перепродажи, либо задерживается при погоне? Как их обнаруживают, пропавшие машины?
— Есть случаи, когда похищенные машины отстаиваются во дворах жилых домов неделю, две, а то и три. Как правило, на машину вешают другие номера. Машины могут отстаиваться, например, в Московской области. В каких-то сельских поселениях, где сотрудников полиции видят очень редко, где до ближайшей деревни 5 километров… Для того, чтобы поменять VIN-номера или сделать новые вклейки, отстаивают непосредственно в гаражах. Работу они делают при закрытых дверях уже после отстоя. Машины, которые воруют под определенный заказ, в дальнейшем перепродаются абсолютно в разных регионах, по разным документам. Бывает также, что машины уходят в страны СНГ. Ввиду того, что границы со странами СНГ у нас только на бумаге, автомашины спокойно перегоняются в Казахстан, до недавнего времени и на Украину. А обнаружить в другом государстве автомашину можно только в том случае, если мы выставляем ее в федеральный розыск посредством Бюро координации СНГ. Каждый случай угона особенный.
— А есть какие-то стадии розыска? Например, сначала вы своими силами ищете, потом привлекаете еще большие силы, потом объявляете в федеральный розыск?
— Ну, в это не надо углубляться. Скажу только, что потерпевшим следует сразу обращаться в службу “02”, если увидели, что машина похищена. Делать это надо по одной простой причине — автомашина с номерами, которые называют по телефону, автоматически выставляется в оперативный розыск на 10 дней. И уже потом, после возбуждению уголовного дела, следователи ее выставляют в федеральный розыск на территории всей России. На практике бывает так, что владелец, увидев что машины нет, спокойно приходит в районный отдел полиции и пишет заявление. В этом случае машину сразу не выставят в розыск, происходит неизбежная задержка! И только при сообщении по службе “02” автомобиль сразу выставляется в оперативный розыск, эта информация доводится до всех наружных служб, которые действуют на территории Москвы.
Распространенные способы угона и защиты
Предупрежден – значит вооружен. Именно это правило и побудило создать раздел с описанием наиболее успешных методик угона. Цель – предотвратить легкий доступ злоумышленников к управлению автомобиля:
- Код-граббер. Брелок, блокирующий работу автомобиля и включающий сигнализацию. Злоумышленники научились считывать электронный сигнал и воспроизводить его, открывая замок. Лучшая защита – использование диалогового кода. Суть работы сводится к следующему. Получив сигнал с брелока, система распознает его и отсылает обратно запрос в виде случайно скомбинированного числа. Ответ обрабатывается граббером и отсылается обратно. Только после идентификации двух чисел, защита и сигнализация снимается.
- Вскрытие ПИН замков. Любой механический запорный механизм можно взломать. Для этого используется бампинговый метод, отмычки и даже пневматические подушки. Крупнейшие производители автопрома сосредоточиваются на изготовлении замков с высокой степенью взломоустойчивости. На практике это выглядит так. Запорный механизм вскрыт за одинаковое количество времени как на LADA, так и Infiniti, но в первом случае для этого воспользовались скрепкой, а во втором пришлось срезать кожух болгаркой. Чем больше дополнительных средств, для взлома необходимо, тем ниже вероятность угона.
- Человеческий фактор. Автоугонщики придумали различные способы афер построенные на обычной человеческой рассеянности. Необходимо заставить водителя забыть ключи в замке и выйти из машины. Возможностей для этого множество.
Как заставить водителя выйти из автомобиля и оставить ключи в замке
Угонщики разработали несколько схем:
- Сломанный глушитель. На выхлопную трубу надевают консервную банку или любой другой груз с «начинкой». Разогнавшись, водитель слышит звуки, говорящие о неисправности. Выходит из автомобиля, не глуша двигатель. В этот момент угонщик садится за руль и скрывается с места происшествия.
- Коробейник. Еще один способ, основанный на знании психологии человека. На светофоре к машине подходит человек предлагающий купить: прессу, или какую либо «мелочевку». После этого, продавец плюет в лицо водителю и убегает. Хозяин авто бросается вдогонку. Времени на то, чтобы заглушить мотор соответственно не остается, чем и пользуются злоумышленники.
- Дамская сумочка. Расчет на женскую психологию. Приблизительно 70% водителей девушек носят документы на авто в сумочке, которая лежит на переднем сиденье, возле незакрытой двери. Похитители открывают дверцу и убегают. Дальнейших вариантов развития событий несколько. Если девушка бежит за похитителями, угоняют автомобиль. Либо звонят в тот же день и предлагают вернуть документы за вознаграждение.
- Засада. Возле киосков, торговых центров, рынков постоянно находятся «дежурные», наблюдающие за передвижением и парковкой машин. Ищут тех водителей, которые оставили мотор не заглушенным. Моментально садятся за руль и угоняют авто.
- Покупатель. Просит встретиться и обсудить приобретение авто в подворотне. Спустя какое-то время переговоров говорит, что из выхлопной трубы идет дым и капает масло. Чтобы доказать это злоумышленник предлагает владельцу самому посмотреть за выхлопами. Покупатель садится за руль. Хозяин выходит на улицу и наблюдает, как его автомобиль угоняют.
Способов заставить водителя выйти из автомобиля намного больше. Злоумышленники могут буквально выкинуть хозяина из автомобиля, на остановке у светофора.
Предотвратить большинство угонов элементарно. Выходя из машины даже на минуту, следует заглушить двигатель и включить сигнализацию. Пользуйтесь надежными противоугонными системами, от этого зависит сохранность автомобиля.
Где угоняют чаще
Крупные мегаполисы вне конкуренции. Большое количество автомобилей на душу населения, возможность спрятать угнанное авто – все это способствует постоянному росту преступлений. В больших городах востребованы японские и корейские авто.
Возиться с ВАЗ угонщики не желают, поэтому процент обращений в полицию владельцев Приоры или Самары незначителен. А вот владельцам Hyundai и Mazda стоит быть начеку.
В пригороде ситуация кардинально меняется в другую сторону. Поберечься следует именно хозяевам отечественного автопрома.
Не существует общей статистике по стране, только по отдельным регионам. Читая отчеты можно сделать вывод, угнать автомобиль могут в любом месте, независимо от модели.
Как не потерять автомобиль
Спасение утопающего, дело рук… Всем хорошо известно окончание этой пословицы. Российское законодательство оговаривает, что защищать автомобиль должен его владелец.
Именно он заботится о противоугонных средствах. Уголовный кодекс также не облегчает положение и часто угонщики отделываются штрафом или принудительными работами.
Чтобы не потерять автомобиль, рекомендуют сделать следующее:
- Оставлять машину на охраняемых стоянках, оснащенных камерами видеонаблюдения.
- Установить современную противоугонную систему.
- Оформить страховку.
Конечно, вероятность потерять машину есть не только у владельцев марок автопрома вошедших в печальный рейтинг. Угнать могут любую модель.
Надежная блокирующая система и сигнализация, элементарное соблюдение техники безопасности – лучшая превентивная мера.
Способы защиты
При наличии специального оборудования и достаточной квалификации преступника взломать можно любую из штатных защитных систем, которыми снабжаются автомобили на заводах. А уж справиться с устройством возглавляющей топ самых угоняемых Лады сможет большинство отечественных угонщиков.
Другой проблемой может стать неквалифицированная установка сигнализации. Непрофессиональные установщики нередко совершают большую ошибку, лишая транспортное средство иммобилайзера – самого надежного элемента защитной системы. Сигнализация просто не может функционировать без ключа, который необходим для запуска двигателя защитной системой. Он прописан в штатном блоке иммобилайзера. Злоумышленникам значительно легче разобраться со взломом в этом случае.
Стоит насторожиться, если вам обещают полную установку системы защиты всего за несколько часов. В этом случае водителя ждет наспех сделанная шаблонная система, которая не доставит хлопот серьезным преступникам. Действительно надежную защиту может обеспечить сеть устройств, включающая дополнительные метки с защитой от ретрансляции для системы бесключевого доступа. Владельцам автомобилей в Москве и Петербурге найти хорошего специалиста будет легче, а вот в других регионах с этим могут возникнуть сложности.
Водителю, озаботившемуся безопасностью своего транспортного средства, стоит знать степень надежности системы защиты своей автомашины и рейтинг угоняемости автомобилей по маркам, чтобы минимизировать риск хищения своего имущества.
Самые защищенные
Появление в конце списка «мерседеса» как раз объяснимо тем, что его заводская противоугонная система уровнем выше, чем у азиатских и японских машин, считает Андрей Курчанов.
«Все те модели «мерседесов», которые попали в статистику угонов, имеют основную уязвимость – неспособность штатного ключа противостоять кодграбберу с ретрансляцией сигнала, удлиняющего для угона радиус действия заводского пульта от машины», – пояснил руководитель компании «Угона.нет».
Мнение экспертов подтверждает и недавний рейтинг самых защищенных от угона автомобилей от Всероссийского союза страховщиков (ВСС). В нем оценивались защищенность дверей, капота, крышки багажника и остекления, эффективность работы штатной сигнализации и иммобилайзера, а также легкость доступа к VIN-номерам и возможность их изменения.
В итоге самым трудноугоняемым автомобилем оказался премиальный кроссовер Mercedes-Benz GLE. Второе место занял седан Mazda 6, а топ-3 замкнул кроссовер Infiniti QX50. Кроме того в 10-ку лучших вошли Mazda CX-5, Skoda Kodiaq, Lexus LX, Volkswagen Polo, Hyundai Tucson, Hyundai Solaris и Mitsubishi Outlander.
Способы защиты машины от угона
Если же покупка уже сделана, то стоит предпринять максимум мер для того, чтобы обезопасить свое авто от действий злоумышленников, тем более, что потенциальный риск быть угнанными всегда остается для каждой марки. И даже если купленный автомобиль попадает в первые позиции актуальных рейтингов, существует множество способов, которые помогут защитить его от преступных действий злоумышленников.
Механические противоугонные средства
Помимо МКПП существует множество других механических средств защиты, которые в случае покушения на авто в значительной мере усложнят задачу вора, позволив выиграть драгоценное время.
К ним относят рулевую блокировку, а также скрытую клавишу, активация которой предотвращает запуск двигателя.
В этот же список можно добавить бронирование стекол, блокировку дверей и багажника, а также замок для капота.
Электронные устройства
Перечень электроники, противодействующей угону ТС, является еще более внушительным, включая в себя всевозможные системы защиты. Иммобилайзеры, GSM и GPS навигаторы, позволяющие отслеживать автомобиль в любой точке земного шара, сирены, автоблокировка центрального замка, шифрование PIN-кодами – перечень, действительно, солидный, главное, чтобы электрика была сделана правильно.
Сигнализация
Опыт показывает, что использование одной только противоугонной сирены является малоэффективным, поэтому лучше делать сигнализацию централизованной или дополнять ее другими комплексами защиты. Так, существуют специальные охранные агентства, отслеживающие взлом авто по специально подаваемому сигналу, не имеющему ничего общего с элементарно отключаемой сиреной.
Важно помнить, что вне зависимости от выбранных средств защиты, риск потерять машину сводится к минимуму только в том случае, если автовладелец оставляет ее на охраняемой парковке с хорошей системой видеонаблюдения
Меры по противодействию угонщикам
Нужно понимать, что если автомобиль «заказной», то его угонят в любом случае, несмотря на все охранные системы. Вместе с тем, если машина не входит в класс «заказных», но явилась объектом внимания автоугонщиков, сохранить ее можно, следуя ряду советов, предлагаемых ниже.
Установка надежных охранных автомобильных систем
Необходимо выбирать охранные системы именитых брендов, зарекомендовавших себя на рынке. Сейчас очень большой выбор сигнализаций и охранных систем – от совсем дешевых до откровенно дорогих экземпляров. Все зависит от ценовой категории автомобиля и финансовой возможности владельца.
Однако следует помнить, что установку устройства лучше доверить специалистам специализированного сервиса, которые несут ответственность за работу и дают гарантию. Большей надежностью пользуются охранные системы, оснащенные GSM-модулем, с помощью которого можно отследить автомобиль.
Похищение машин автомобилей и их вскрытие – это преступный, но бизнес. А, следовательно, и производство «код-грабберов» и прочих устройств, взламывающих электронные охранные системы – такой же бизнес, как и производство этих самых охранных систем.
Причем, как следует из статистики, штатные охранные устройства премиальных марок автоугонщикам открыть гораздо проще, нежели автомобилей малого бюджетного сегмента.
Так, на вскрытие электронных систем защиты автомобиля уходит от 5 секунд до 2,5 минут.
Использование механических блокираторов
Вместе с использованием электронных охранных систем, большую популярность среди автовладельцев приобрели механические блокираторы, “запиратели” и т.п. Такие механизмы устанавливают на педали, рулевую колонку, коробку переключения передач, механизм открывания крышки капота. Если данные устройства способны создать неудобства в эксплуатации автомобиля для самих владельцев, то, безусловно, они создают значительное препятствие и для автоугонщиков.
Цену установки механических блокираторов нельзя назвать низкой, но она меньше, чем стоимость автомобиля.
Сюда же можно отнести установку так называемых «секреток», кнопок-размыкателей электрической цепи, магнитных размыкателей цепи и т.д., которые даже если и не сложно обезвредить, но необходимо достаточно времени, чтобы их обнаружить.
Страхование автомобиля
Еще один совет – использование КАСКО, выплата по которому может покрыть стоимость автомобиля. Опять же, страховые взносы по КАСКО являются отнюдь не демократичными. Следовательно, есть смысл страховать автомобили стоимостью свыше 1 млн. рублей.
«Бытовые» советы для сохранности автомобиля от угонщиков
Наряду с использованием охранных систем, механических и иных блокираторов, страхования КАСКО, существует ряд «бытовых» советов, направленных на сохранение автомобиля:
- Парковка ТС таким образом, чтобы доступ к водительской двери был затруднен (парковка вблизи ограждений, деревьев, других автомобилей и т.д.). При аккуратной эксплуатации повреждения автомобиля мало возможны, а затруднение доступа к водительской стороне двери может стать причиной, которая оттолкнет автоугонщика от вашего авто. Также может быть полезна парковка автомобиля в секторе работы камер наружного наблюдения.
- Каждый автомобиль имеет блокировку рулевого колеса как в правую сторону, так и в левую. Совет – блокируйте рулевое колесо в сторону водительской двери (для автомобилей с левым рулем – в левую сторону, для автомобилей с правым рулем – в правую). Если в большинстве случаев взлом блокиратора рулевого колеса производится угонщиком с переднего пассажирского сиденья ногами, то при установке руля на блок в сторону водительской двери сделать это гораздо проблематичнее, нежели наоборот.
- Не оставляйте без присмотра ключи от машины. Даже если их не украдут, то вполне можно сделать с них слепки или считать «код» штатного ключа-иммобилайзера.
- Комплексное использование вышеуказанных способов позволит увеличить шансы того, что ваш автомобиль останется при вас. Однако, если машина попал под «заказ», то, скорее всего, ее угонят. В этом случае поможет страхование автомобиля по КАСКО.
Видео про угоны автомобилей: