Малолитражная, малотиражная и невозрожденная: история создания Оки

Модификации

  • ВАЗ-1111Э — электромобиль на базе Оки;
  • СеАЗ-1111-01 — социальная версия на базе ВАЗ-1111 для инвалидов без обеих ног;
  • СеАЗ-1111-02 — социальная версия на базе ВАЗ-1111 для инвалидов без одной ноги;
  • СеАЗ-1111-03 — социальная версия на базе ВАЗ-1111 для инвалидов без одной ноги и одной руки;
  • ВАЗ-11113 — модификация с 2-цилиндровым карбюраторным двигателем ВАЗ-11113 объёмом 0,75 литра;
  • СеАЗ-11113-01 — социальная версия на базе ВАЗ-11113 для инвалидов без обеих ног;
  • СеАЗ-11113-02 — социальная версия на базе ВАЗ-11113 для инвалидов без одной ноги;
  • СеАЗ-11113-03 — социальная версия на базе ВАЗ-11113 для инвалидов без одной ноги и одной руки;
  • СеАЗ-11116 — модификация с китайским 3-цилиндровым инжекторным двигателем TJ FAW объёмом 1,0 литр, выпускавшаяся в 2007—2008 гг. СеАЗом;
  • СеАЗ-11116-01 — социальная версия на базе СеАЗ-11116 для инвалидов без обеих ног;
  • СеАЗ-11116-02 — социальная версия на базе СеАЗ-11116 для инвалидов без одной ноги;
  • СеАЗ «Ока Юниор» — мелкосерийная спортивная версия «Оки» для начинающих автогонщиков. Оснащалась защитными дугами, спортивным рулём и сиденьями с четырёхточечными ремнями безопасности;
  • СеАЗ «Спорт» — гоночная версия «Оки»;
  • ВАЗ-1301 «Гном» — опытный образец пикапа на базе камской «Оки». Грузоподъёмность — до 350 кг (без пассажира). Серийно не производилась;
  • СеАЗ-11116-010-50 «Ока Фургон» и СеАЗ-11116-011-50 «Ока Пикап» — коммерческие модификации «Оки» на базе СеАЗ-11116 с кузовам типа фургон (с пластиковой надстройкой) и пикап (без надстройки). В 2007 году на СеАЗе была произведена единственная опытно-промышленная партия из 50 таких автомобилей.

Дизайн и конструкция

Не смотря на невероятно компактный внешний вид, в салоне автомобиля ВАЗ-1111 «Ока» места больше чем кажется. На передних сиденьях без труда могут разместиться даже высокие люди, на задних проблематичнее. Панель приборов максимально упрощена, комбинация приборов используется от ВАЗ-2101, однако за годы своего производства панель приборов менялась неоднократно. В салоне много не прикрытого декоративными накладками металла, отсутствует вещевой ящик. В общем, все более чем простенько.

Конструкция подвески является традиционной для переднеприводных автомобилей ВАЗ, передняя подвеска типа «Макферсон» со стабилизатором поперечной устойчивости, в конструкции задней подвески применяется поперечная гибкая балка.

Тормозная система, как и у большинства автомобилей тех времен гидравлическая с дисковыми тормозами спереди и барабанными сзади. Колеса маленького размера — 12 дюймов, а на поздних экземплярах ставили 13-дюймовые колеса.

Изначально автомобиль планировалось комплектовать новым трехцилиндровым двигателем, но к тому моменту страна не имела собственных разработок небольших двигателей для автомобилей такого класса. Было решено ставить двигатель серийного ВАЗовского производства уменьшенного размера. Для этих целей взяли двигатель от автомобиля ВАЗ-2108 объемом 1,3 литра, и условно говоря, отрезали от него половину, в результате получился новый, модифицированный двухцилиндровый двигатель объемом 649 см 3 и мощностью 29,7 л.с. который и был установлен на автомобиль ВАЗ-1111 «Ока».

ВАЗ-1111 помимо половинки двигателя «восьмерки», так же имел систему охлаждения полностью аналогичную ВАЗ-2108 с термостатом блокирующим движение охлаждающей жидкости через основной радиатор до достижения ею рабочей температуры. От «восьмерки» достался и насос охлаждающей жидкости, который уверено, справляется со своей задачей даже жаркую погоду. В холодное же время года присутствовала проблема с недогревом двигателя из-за сильного отбора тепла отопителем.

В середине 90-х годов автомобиль получил новый двухцилиндровый двигатель, который представлял собой «половинку» двигателя ВАЗ-21083. Объемом двигателя составлял 749 см 3 , а мощность достигала 33 лошадиных сил.

В 2006 году СеАЗ наладил производство модификации СеАЗ-11116, на которую был установлен импортный 3-цилиндровый инжекторный двигатель китайского производства объемом 993 см 3 и мощностью 53 лошадиные силы. Впервые для данной модификации была применена 5-ступенчатая механическая коробка передач, ранее ставили только 4-ступенчатую.

Самый маленький в СССР: «Ока»

В Советском Союзе автомобиль являлся не просто роскошью, а по-настоящему недостижимой роскошью. При средней зарплате в 120-150 «деревянных» даже самый «простой» ЗАЗ-968 оценивался в 4000 рублей. Говорить о «Жигулях» и «Москвичах» и не приходилось, ведь изначально эти автомобили не рассчитывались для общей продажи. Да и ценник на самые младшие модели после подорожания 1979 года начинался от 7000 рублей. СССР был нужен новый бюджетный городской автомобиль, доступный простому населению и способный заменить морально устаревший «Запорожец».

В конце 1970-х годов специалисты Серпуховского мотозавода совместно с конструкторами НАМИ занялись разработкой автомобиля, который смог бы заменить на конвейере «инвалидку», вызывавшую у потребителей большое количество нареканий при управлении. Однако финансовое положение СМЗ и уровень технологий производства не позволяли конструкторам реализовать свои идеи. Тогда разработчики решили обратиться к господину АвтоВАЗу со своим прототипом СМЗ-1101.

Идея тольяттинцам понравилась, однако сам представленный автомобиль оказался настолько сырым, что было решено полностью переделать опытный образец, но совместными усилиями. Новинку оценил и министр автопрома Поляков, ведь будущая «Ока» позволяла выполнять «план по ширпотребу», необходимому для исполнения каждым заводом. Оку должны были выпускать сразу на трех заводах – на самом ВАЗе, на СМЗ (версии для инвалидов) и Камазе, который нуждался в «ширпотребной» продукции. Общий тираж автомобилей должен был составлять 50 000 единиц в год.

История создания

Переднеприводный трехдверный автомобиль особо малого класса разработанный специалистами Волжского автомобильного завода получил название ВАЗ-1111 «Ока». Его выпуском занимался не только АвтоВАЗ, но и КамАЗ, и СеАЗ на протяжении 21 года с 1987 по 2008. За это время со всех заводов вышло 700 тысяч экземпляров автомобилей.

Разработкой автомобиля изначально занимался Серпуховский мотоциклетный завод еще в конце 70-х годов с целью заменить морально устаревшую к тому времени мотоколяску С3Д. Позднее разработку передали Волжскому автозаводу, где проект из мотоколяски превратился в полноценный и очень компактный автомобиль. Дизайном кузова будущего автомобиля «Ока» занимался художник конструктор АвтоВАЗа Верещагин Ю.А.

В 1982 году были готовы первые полномасштабные макеты нового автомобиля, после чего были произведены три опытные серии автомобиля, которые отличались друг от друга. Первая опытно-промышленная партия автомобилей «Ока» была выпущена в начале 1987 года, а с 1988 года автомобиль поступил в серийное производство.

До 1995 года производством автомобиля занимался АвтоВАЗ, который в этом же году прекратил его производство из-за низкой рентабельности малолитражки на основных мощностях завода. Производство «Оки» было передано из Тольятти в Серпухов, на автозавод СеАЗ и в Набережные Челны на ЗМА, легковое подразделение КамАЗа. СеАЗ выпускал « Оку » под собственной маркой СеАЗ-1111 « Ока » .

В 2006 году производство « Оки » прекратил и ЗМА в связи с покупкой данного предприятия компанией « Северсталь-авто » , а ее производство продолжил только СеАЗ. Однако модификация ВАЗ-11116 с импортным инжекторным двигателем не получила популярности из-за ее высокой стоимости, которая примерно на 50% была больше чем на предыдущие модификации « Оки » с карбюраторным двигателем.

В ноябре 2008 года производство « Оки » прекратил последний производитель СеАЗ из-за ее нерентабельности, однако в 2010 году все же было выпущено несколько автомобилей в кузове пикап.

На этом можно было бы поставить точку на производстве мини автомобиля марки ВАЗ-1111 « Ока » , однако в 2003 году на Московском международном автосалоне был представлен ходовой макет автомобиль ВАЗ-1121 « Ока-2 » , но в серийное производство автомобиль не попал, но по некоторым данным этот автомобиль все-таки будет запущен в производство. В 2013 году « АвтоВАЗ » объявил о своем намерение возобновить производство малолитражки в радикально модернизированном виде к 2020 году. Как говорится — поживем, увидим.

На поток

К сожалению, полноценный запуск производства автомобиля стоимостью 2500 рублей весьма затянулся. Так, несмотря на выпущенную еще в 1988 году партию машин на Тольяттинском заводе и «сотню» на СеАЗе, новинка продолжала оставаться диковинкой для большинства граждан. Затем произошел распад СССР и финансирование автомобильных заводов прекратилось.

АвтоВАЗ провыпускал малолитражки лишь до середины 1995 года, переквалифицировавшись в дальнейшем на выпуск силовых агрегатов для модели. Таким образом, изготовление микролитражек сохранилось на двух заводах – в Серпухове и Набережных Челнах, причем на СеАЗе выпускали как инвалидные, так и обычные модификации. Окончательно производство «Оки» было остановлено в 2008 году. Отметим, что для соответствия нормам ЕВРО-2 СМЗ были вынуждены заменить устаревший карбюраторный двигатель на современный китайский, что, конечно же, повышало цену на автомобиль.

Ядерное “чудовище”

Советские конструкторы решили создать такой агрегат, который бы был потрясающим снаружи и невероятно мощным внутри. Психологический эффект от этого оружия должен был быть просто великолепный.

Но всего в нем было слишком много и “Ока” столкнулась с проблемами, что и западные атомные пушки. Большой вес, большие габариты. И лишь заряд был вполне оправданным, ведь его боевая мощь была просто невероятной. Выстрел Оки вызывал даже небольшое землетрясение и сильный гул, что люди, находившиеся на испытаниях некоторые время испытывали проблемы со своим слухом.

Всего около 6 моделей “Ока” собрали на заводе в Кирове. Это достаточно маленькое количество, ведь СССР не видел смысла продолжать собирать агрегат который имел недостатки в бою. Огромный вес очень негативно давал о себе знать во время передвижения, а инженеры в течении четырех лет пытались устранить эти дефекты и так и не смогли, поэтому этот агрегат сняли с вооружения.

Создание миномета

Инженеры получили приказ о том, чтобы создать миномет, который смог бы давать залпы 750-килограммовыми снарядами и мог бы стрелять на дистанцию более 40 км. Перед конструкторами стояла сложная задача, ведь было необходимо создать такую монтиру, которая могла бы обеспечивать работоспособность во время всего времени ведения огня. Но вот тут дилемма образовалась — ведь даже одного выстрела вполне хватило бы и следующие залпы не понадобились, ведь это ядерное и очень сильное оружие.

Необходимо было создать мобильный агрегат, поэтому завод в Кирове занялся созданием уникальных шасси для машины. “Ока” имел очень мощные шасси, которыми оснащались самые последние модели танков. Практически 12 сил лошадей на тонну агрегата обеспечивали 55-тонной машине быстро передвигаться к целям. Но вот даже этот движок мог прожить лишь до пробега не более двухсот километров.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий