Санкции КНР – ответ на отказ льготно кредитовать покупку китайских авто?

Первое китайское предупреждение

В конце июля первая партия автомобилей с пробегом из Гуанчжоу была отправлена на экспорт. Таким образом местная компания отреагировала на решение министерства торговли Китая о снятии запрета на экспорт автомобилей китайской сборки с пробегом. Изначально жесткие ограничения на экспорт авто с вторичного рынка действовали по договоренности между китайским правительством и автоконцернами — существовали серьезные опасения, что плохое качество произведенных в стране автомобилей (иностранных в том числе) навредит имиджу этих компаний за рубежом.

За последние годы качество китайских автомобилей существенно выросло. В то же время в 2018 году рынок новых машин Китая вошел в фазу стагнации (28 млн шт.; -2,8% к 2017 году), в связи с чем и было принято решение немного увеличить емкость рынка новых авто за счет экспорта подержанных.

кит

Фото: Global Look Press/Wenjun Chen/dpa

Первая экспортная партия составила 300 штук суммарной стоимостью $2,5 млн. Таким образом до таможенной очистки средневзвешенная цена одного отправленного на экспорт автомобиля составила $8,3 тыс., или примерно 510 тыс. рублей. Правда, компания из Гуанчжоу не указала, о каких именно марках и моделях автомобилей идет речь, но уже известно, что в качестве адресов назначения выбраны Мьянма, Камбоджа, Нигерия и Россия.

Кусок в горло не лезет

Помимо статьи о недопустимости манипуляции валютным курсом (которая, вероятно, сейчас нарушается), оно включало такие положения, как увеличение Китаем закупок американского продовольствия вдвое. В первую очередь речь о сое, являющейся в КНР ключевой пищевой и кормовой культурой, в то время как США — один из крупнейших производителей сои в мире. Для американцев это вопрос принципа, так как фермеры США — одна из ключевых составляющих электората Дональда Трампа.

соя

Фото: Global Look Press/Heiner Heine

Хотя Китай в принципе и так планировал увеличить закупки продовольствия за рубежом на фоне вспышки АЧС, убившей почти 40% национального поголовья свиней, местные импортеры активно заключали сделки с сельскохозяйственными производителями из других государств — на Америке свет клином не сошелся. Скажем, в начале февраля Бразилия увеличила экспорт сои в Китай почти на 400%. Особую пикантность резкому расширению сельхозторговли между двумя ведущими развивающимися странами добавил тот факт, что у власти в Бразилии находится ярый сторонник Дональда Трампа Жаир Болсонару.

Как видим, идеологические симпатии отходят на второй план, когда речь идет о стратегической поддержке национального производителя. Впрочем, бразильская соя сейчас стоит дешевле американской, так что в росте закупок со стороны Китая политики не так много. Сейчас поставки сельскохозяйственной продукции из США в КНР сократились из-за эпидемии коронавируса, но после того, как дым развеется, между Вашингтоном и Пекином неизбежно последует новый обмен выпадами.

Вероятные последствия для американского бизнеса

По словам источника Global Times, «Китай начнет бесконечные расследования в отношении этих компаний, что, в свою очередь, подорвет доверие инвесторов и сократит их доходы на китайском рынке». Представителям американского бизнеса, попавшим в китайский «черный список» грозит потеря не только огромного рынка сбыта продукции, но и значительных производственных мощностей. Напомним, в I квартале 2020 г. выручка Apple от продаж в Поднебесной составила 14,8% от суммарной. По состоянию на июнь 2019 г., более 90% всей продукции корпорации собиралось в Китае.

Китайские власти готовы вступиться за Huawei и ввести сакнции против Apple, Qualcomm, Cisco и Boeing

Ссылаясь на отчет The Wall Street Journal, издание называет сферу производства микросхем – одним из немногих секторов американской экономики, которые успешно работают на экспорт. В случае введения санкций со стороны Китая, потери американских чипмейкеров могут составить около $36 млрд.

Что же касается Boeing, КНР может отменить все текущие заказы на его продукцию. По мнению китайских аналитиков, подобное развитие событий может «добить» авиастроительную корпорацию, которая и так находится на грани банкротства. В такой ситуации Boeing придется рассчитывать только на поддержку со стороны американского государства. Эксперты отмечают, что Китай на сегодняшний день является крупнейшим в мире покупателем воздушных лайнеров и готов приобретать более 100 американских самолетов ежегодно на сумму около $4,2 млрд.

Однако оказаться в китайском «черном списке» рискуют не только технологические гиганты, но и небольшие американские фирмы, которые наиболее чувствительны к неопределенности. Более того, такие фирмы составят основу списка. По мнению Гао Линьюня (Gao Lingyun), эксперта Пекинской академии общественных наук, после введения ограничительных мер эти компании окажутся на грани полного краха. Он также отметил, что такие контрмеры могут послужить предупреждением «первого уровня» для американской стороны.

Высокие отношения

Министерство торговли США внесло в черный список 33 китайские компании, почти все — специализирующиеся на компьютерных технологиях и программном обеспечении. Попадание в ЧС означает, что доступ компаний к американским технологиям и продуктам будет ограничен, и за правом взаимодействовать с ними американские контрагенты должны будут обращаться в министерство. Компании могут подать прошение о сотрудничестве по конкретным сделкам или программам, но по умолчанию будет ожидаться отказ.

китай

Фото: TASS/EPA/QUIQUE GARCIA

Часть компаний, попавших под санкции, замечена в сотрудничестве с китайским военно-промышленным комплексом, еще несколько подозреваются в помощи властям, связанной с преследованием уйгуров в Синцзяне. В числе упомянутых организаций — роботостроительная фирма CloudMinds, NetPosa, компания, разрабатывающая программы распознавания лиц, Qihoo360, занимающаяся кибербезопасностью (в свое время ее акции торговались на бирже Nasdaq), а также несколько китайских университетов. Практически все они тесно сотрудничали с американскими фирмами в области IT и компьютерной техники, так что ущерб может оцениваться в миллиарды долларов.

Чуть ранее министерство объявило о новых санкциях в отношении телекоммуникационной корпорации Huawei. Теперь и неамериканские партнеры китайского производителя сотовых телефонов и одного из пионеров связи 5G будут вынуждены получать в США лицензию для работы с корпорацией. Самый большой урон тут, скорее всего, понесет тайваньский производитель микросхем TSMC, который поставляет Huawei 90% процессоров для смартфонов.

китай

Фото: REUTERS/Aly Song

Китайская сторона возмутилась введенным против нее мерам, а ее представители сочли, что американцы пытаются политизировать коммерческие связи между странами. Сами китайцы подготовили свой черный список для ненадежных, по их мнению, американских компаний, но пока не торопятся пускать его в ход, оставляя себе большую свободу рук на будущих переговорах. В то же время, как отмечает Global Times, контрсанкции могут последовать в ближайшее время, и под прицелом окажутся Boeing, Apple, Cisco и Qualcomm.

На самом деле ситуация может оказаться обратной. Политика во взаимоотношениях США и Китая переплетена с экономикой очень тесно, но что первично, а что вторично — понять не всегда легко. Тем не менее логика нынешней конфронтации вполне ложится в русло «декаплинга», то есть разрыва взаимосвязей между китайской и американской экономиками.

Сервис и продавцы найдутся

Производители и продавцы автомобилей по-разному оценивают перспективы вероятного китайского нашествия. В российском офисе BMW «Известиям» сообщили, что любой автомобиль BMW может рассчитывать на качественное обслуживание в официальных дилерских центрах вне зависимости от места производства, но запчастей может на него и не оказаться у дилеров.

«Мы уважаем право потребителя выбирать товары и услуги, наиболее соответствующие его потребностям. Вместе с тем автомобили с пробегом, ввезенные в Россию с других рынков, могут быть не сертифицированы на российском рынке и не предназначены для постоянного использования в России с учетом климатических и других эксплуатационных особенностей. Существуют также определенные модели, которые предназначены для отдельных рынков, соответственно, запчасти для них не поставляются на другие рынки», — рассказал официальный представитель BMW в России Василий Мельников.

В компании Toyota сообщили, что отзывные кампании и обслуживание у дилера будут производиться также независимо от страны ввоза, но на заводскую гарантию не стоит рассчитывать.

«Сервисные кампании не зависят от способа ввоза, модели автомобиля и возраста. Владелец любого автомобиля Toyota и Lexus может обратиться за сервисным обслуживанием и заказом запасных частей в официальный дилерский центр Toyota и Lexus. Единственное, нужно делать поправку на срок поставки некоторых запасных частей, если речь идет об обслуживании автомобиля, не представленного на российском рынке. Что касается гарантии, то она распространяется только на автомобили, приобретенные у официального дилера на территории России, на транзитные автомобили и автомобили, поставляемые на экспорт».

кит3

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков

Официальный представитель Volkswagen сообщила, что концерн не готов комментировать вопрос обслуживания подержанных импортных автомобилей. В компании Mercedes-Benz рассказали, что на все новые автомобили распространяется гарантия завода-изготовителя в соответствии с законодательством, действующая по всему миру независимо от того, для какой страны произведен и в какой стране пребывает автомобиль.

«Гарантийная поддержка оказывается клиентам официальными дилерами Mercedes-Benz по всему миру», — сообщила руководитель пресс-службы «Мерседес-Бенц Рус» Марина Илларионова.

Для дилеров подержанные автомобили из Китая могут стать дополнительной точкой роста, считает генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин.

«Сейчас российские потребители потихоньку начали привыкать к китайским автомобилям, спрос на них есть, и он постепенно повышается. Поэтому, если в России будет официальная дистрибуция китайских авто, мы будем рассматривать вариант дилерства и настроены положительно. Рано говорить о марках, так как пока не известно, какие именно авто будут поставляться в Россию. Обслуживать китайские автомобили планируем в случае доступности запчастей, даже если не станем дистрибуторами, — отметил Петрунин.

Китай готов нанести ответный удар

Власти КНР готовы принять ряд ответных мер против американских компаний в случае, если США продолжат вводить ограничения на поставку полупроводниковых компонентов китайской компании Huawei. Об этом сообщила Global Times со ссылкой на источники, близкие к правительству Китая.

По данным издания, руководство КНР рассматривает включение американских компаний в так называемый список ненадежных организаций. В отношении попавших в него американских юридических лиц могут быть проведены проверки на соответствие национальному законодательству в сфере кибербезопасности. Кроме того, на них могут быть наложены разного рода ограничения.

В числе компаний, которые могут подвергнуться китайским контрсанкциям, источник называет производителя потребительской электроники Apple, известного мобильного чипмейкера Qualcomm, производителя сетевого оборудования Cisco, а также авиастроительную корпорацию Boeing. Global Times отдельно отмечает возможность прекращения закупки Китаем самолетов Boeing.

Атака на Чимерику

Таких болезненных точек в новом соглашении много: достаточно вспомнить договоренность об увеличении закупок Китаем промышленных товаров более чем на треть. Учитывая, что часть из этих товаров сейчас совершенно официально запрещена к поставке в Китай самой же американской администрацией, вопрос выполнения этого пункта остается открытым.

Помимо этого, такая задача явно противоречит политике КПК по переориентации национальной промышленности на внутренний рынок. Наконец, всегда можно будет объяснить невыполнение договоренностей эпидемией. Другой вопрос, захотят ли американцы это объяснение принять. Судя по тому, что практически каждую неделю в Вашингтоне придумывают новые санкции и ограничения, в этом есть серьезные сомнения.

сша

Фото: Global Look Press/Stefani Reynolds

Определенные надежды на долгосрочную разрядку в «холодной торговой войне» связываются с осенними выборами в США. Считается, что демократическая администрация, более «глобалистская», будет относиться к КНР более лояльно. Однако события прошлого года, когда санкции против Китая призывали вводить представители практически всего политического спектра, позволяют в этом усомниться. Даже если Джо Байден или любой другой демократический политик решит притормозить процесс обострения конфронтации с КНР, как группы интересов, так и враждебно настроенный к глобализации электорат не позволят этому спокойствию длиться долго.

Много не привезут

Впрочем, большой перспективы у подержанных китайских автомобилей в России нет. Экспорт вряд ли перешагнет хоть сколько-нибудь существенный показатель, считает аналитик по автопрому ВТБ-Капитала Владимир Беспалов. По его словам, меры российского правительства — заградительные таможенные тарифы и утилизационный сбор — защитили российский рынок от подержанных иномарок. Экономической целесообразности везти какие-либо подержанные иномарки в Россию нет, полагает эксперт.

Сейчас в России таможенная пошлина на легковые автомобили с пробегом составляет 22%. Вдобавок не менее ощутимо бьют по импорту проиндексированные на 15% в 2017 году ставки утилизационного сбора. Например, за автомобиль с двигателем объемом свыше 2 л придется заплатить сбор 84–126 тыс. рублей. Кроме того, придется потратиться на получение свидетельства безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС).

кит2

Фото: ТАСС/Юрий Смитюк

В правительстве такие барьеры считают достаточными: в Минэкономразвития вопрос по защите авторынка от импорта подержанных автомобилей переадресовали коллегам в Минпромторге. Там, в свою очередь, «Известиям» сообщили, что, несмотря на снижение таможенных пошлин в прошлом году (по договоренностям с ВТО), министерство «не ожидает серьезного увеличения импорта подержанных автомобилей».

Новые меры против Huawei

14 мая 2020 г. Президент США Дональд Трамп (Donald Trump) продлил на один год запрет на китайское телекоммуникационное оборудование, одним из крупнейших производителей которого является Huawei.

Также в пятницу, 15 мая, Минторг США внес изменения в экспортные правила «со стратегическим прицелом на приобретение компанией Huawei полупроводников, которые являются прямым продуктом определенного ПО и технологий США».

Согласно новому порядку, иностранным производителям полупроводников, изготовленных за рубежом с применением американских технологий, придется получать у Минторга лицензию на поставку своей продукции компании Huawei. Изменение правил, помимо Huawei и более сотни ее «дочек», ударит по одному из крупнейших контрактных производителей полупроводниковой продукции, тайваньской TSMC. Компания, в частности, производит процессоры для AMD, Apple и Qualcomm.

11 мая 2020 г. администрация Дональда Трампа и TSMC начали переговоры о возможном строительстве ее фабрик по производству микросхем на территории США. 12 мая 2020 г. TSMC дала неопределенный ответ о своих планах по размещению завода в пределах американских границ, а уже 15 мая руководство компании дало этой затее зеленый свет.

Почему в России набирают популярность отечественные серверы с открытой архитектурой
Инфраструктура

По данным The Wall Street Journal, TSMC построит новую фабрику в штате Аризона. Точное место ее расположения на момент публикации материала установлено не было, но известно, что на ее возведение компания затратит $12 млрд. Эту сумму TSMC намерена вкладывать постепенно – она собирается потратить ее в период с 2021 по 2029 гг. Вероятнее всего, завод будет запускаться частями – компания готовится начать первое производство не позднее 2024 г.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий