Грузовые автомобили – седельный тягач

Основные преимущества

Созданные специально для работы с длинномерными полуприцепами, седельные тягачи позволяют обеспечить своим владельцам широкий спектр преимуществ. Среди плюсов, обусловленных конструктивными особенностями, необходимо выделить:

  • Максимальная простота присоединения при помощи тягово-сцепного устройства.
  • Транспортировка негабаритных и тяжеловесных грузов.
  • Высокая универсальность — применение тягача для выполнения широкого спектра задач.
  • Надежность сцепления обеспечивает более равномерное распределение нагрузок.
  • Перевозка длинномерных грузов из-за минимальной длины тягача.
  • Повышенный КПД из-за оптимального соотношения собственной массы с массой груза.
  • Повышенная маневренность, необходимая на узких трассах и в условиях городской застройки.
  • Упрощенное управление при движении задним ходом в сравнении с грузовиками с прицепом.
  • Быстрая смена прицепной техники в зависимости от характера предстоящей перевозки.
  • При необходимости на складских операциях могут перемешаться буксировщиками.
  • Дополнительная тележки легко трансформируется в традиционный прицеп.

В целом используемые в седельных тягачах конструктивные решения, отвечающие за сцепление с полуприцепом, позволяют добиваться не только необходимой степени надежности соединения, но и сохранения маневренности на дорогах.

Седельный тягач: особенности конструкции

Автомобильные тягачи делят на несколько категорий, одна из которых – седельный тягач. Он отличается наличием на автомобиле особого сцепно-расцепного узла – седла, которое и дало название автомобилю.

Этот соединительный седельный узел транспортного средства представляет собой грузонесущую плиту с прорезью под шкворень. Седельное сцепное устройство имеет несколько степеней свободы в продольном и поперечном направлении.

Такое соединение тягача и прицепа, а точнее полуприцепа, позволяет перераспределить часть нагрузки на автомобиль, увеличив, тем самым, допустимый вес перевозимого товара.

В Европе в качестве седельника используют в основном бескаптный грузовик, а в США – капотный. Поэтому в странах постсоветского пространства их так и разделили – американский тип и европейский.

Американский тип седельных тягачей

Американские тягачи имеют большую пассивную безопасность за счёт раз выноса вперёд моторного отсека. Доступ к двигателю в машинах капотной компоновке удобней. Да и кабина американцев гораздо комфортней.

Однако к минусам стоит отнести большую длину тягача и, как следствие, больший радиус поворота. Это делает затруднительным маневрирование грузовика с полуприцепом в ограниченном городском пространстве, но даёт комфорт водителю при длительных междугородних рейсах.

Сам тягач обычно трёхосный с двумя задними ведущими осями. За счёт выноса двигателя за переднюю ось развесовка машины становится более правильной и в таких тягачах нет необходимости применять ленивец – подъёмную ось. К тому же, в машинах есть возможность перемещать седельное сцепное устройство для крепления полуприцепа вдоль продольной оси, меняя тем самым распределение веса груза.

Европейский седельный тягач

В Старом свете наиболее востребованы грузовики безкапотной компоновки. Двигатель у них располагается под кабиной, что не столь удобно при обслуживании. К тому же, при поднятии кабины незакреплённые вещи со спальника полетят вперёд. Да и забраться в опрокинутую кабину тоже не получится.

Однако плюсами бескапотной компоновки грузовика являются его маневренность, лучший обзор, короткая база, позволяющая цеплять более длинный полуприцеп.

В основном тягачи европейского типа производятся с двумя или тремя мостами. Нередко одна из задних осей является подъёмной для снижения общей стоимости владения и увеличения полезной нагрузки.

Реже встречаются седельники с четырьмя мостами. Они в основном используются для специальных перевозок и в армии.

Области применения седельных тягачей

Все седельные тягачи предназначены для работы исключительно в составе автопоезда с полуприцепом. Хотя есть одно исключение – кольцевые автогонки на грузовиках. В них в качестве болида тоже используется именно тягач.

Однако основной сферой применения данных машин являются грузоперевозки товаров на длинном плече, т.е. на большие расстояния, в основном на межгороде и при международной транспортировке грузов. Это обусловлено многими факторами, в т.ч. его конструкцией и широким ассортиментом полуприцепов.

Седельный тягач может перевозить товары в шторном полуприцепе, перемещать технику на трале, доставлять сыпучие и жидкие грузы в специальных полуприцепах, подвозить элементы на место возведения многоэтажных жилых домов – панели. Такие машины используются в строительстве, промышленности, торговле.

Кроме того, есть специальные виды седельных тягачей, которые используются в военной отрасли. Они перевозят боевую технику, боеприпасы и зенитно-ракетные установки.

Виды тягачей

Виды тягачей

Для автомобилей данного типа характерна высокая надежность — справляются даже с интенсивной эксплуатацией и серьезными нагрузками. При этом такие параметры сохраняются в любых погодных условиях.

Устойчивость агрегатов к износу и экономичные двигатели обеспечивают сокращение эксплуатационных расходов и повышение уровня прибыльности бизнеса. Соответственно именно экономические показатели становятся основным критерием выбора моделей для коммерческих организаций.

Седельные тягачи в современном понимании массово появились относительно недавно, и стали новым словом в грузовых автоперевозках. Фактически первые машины с паровыми двигателями были именно тягачами по своей сути, буксируя различные прицепные устройства. При этом тягач способен выполнять транспортировку машин строительного и сельскохозяйственного назначения, не обладающего возможностями для самостоятельного перемещения.

При необходимости тягачи способны выступать в качестве эвакуаторов для транспортировки неисправной автотехники, их допускается оснащать в зимний период санями, транспортировать с их помощью авиационную технику и различные негабаритные грузы.

Основные типы тягачей

На сегодня все седельные тягачи принято по виду конструкции разделять на «американские» и «европейские». Эти автомобили не имеют принципиальных различий в предназначении или кардинальных конструктивных отличий, но определенная разница между ними есть, и она легко воспринимается визуально.

«Американская» схема предусматривает наличие капота. Она применяется в Северной Америке и Австралии, где не устанавливается жестких ограничений по максимальной длине транспортного средства. Элементами подобных авто выступают:

  • Тягач.
  • Прицеп.
  • Двигательный отсек.
  • Кабина.
  • Спальное место для отдыха водителя (не обязательный).
  • Обтекатель воздуха (является опциональной деталью).
  • Топливные баки.
  • Седельно-сцепное устройство.
  • Кузов.
  • Выдвижная опора.

Европейская» модель тягачей предусматривает отсутствие капота.

  • Тягач.
  • Прицеп.
  • Двигательный отсек.
  • Кабина.
  • Спальное место (существует не у всех моделей).
  • Обтекатель.
  • Топливные баки.
  • Седельно-сцепное устройство.
  • Кузов.
  • Выдвижная опора.

Для более подробного рассмотрения технических возможностей седельных тягачей, целесообразно рассмотреть особенности каждого из типов.

Для автомобилей «американского» типа характерно наличие габаритной кабины капотной схемы, выполненной из пластиков и иных синтетических материалов. Для моделей тягачей евросоюза характерно применение бескапотной схемы с двигателем под салоном кабины. Кабины выполнены из стали, с увеличенной прочностью и надежностью, а меньшая длина грузовика отличается улучшенной маневренностью в условиях ограниченного пространства.

В настоящее время в нашей стране более популярными являются автомобили европейского типа. Компактные размеры — удобство в эксплуатации. Кроме того, для авто из евросоюза характерна бортовая электросеть 24V, что несколько больше напряжения в американских машин.

Учесть необходимо и особенности классификации. Для машин из Америки это разделение на средние и тяжелые, в то время как в Европе предусмотрена четкая дифференциация.

Модели «Европы» Модели «Америки»
Бескапотные металлические кабины, обладающие компактными размерами.Используются капотные кабины, выполненные из пластиков и различных полимеров.
Дисковые тормоза.Барабанные тормозные диски
Большинство моделей имеет двухосную конструкцию, в то время как версии с тремя осями редкость.В большинстве случаев используется колесная формула 6х4.
Используется практически абсолютная унификация колесных дисковУнификация колесных дисков, но с собственными национальными стандартами.
Для трехосных тягачей в большинстве случаев используется механизм подъема оси при работе без нагрузки.Оборудование подъема осей практически не используется.
В конструкции предусматривается наличие противоподкатных брусьев, исключающих риски попадания легкового автотранспорта в зону между тягачом и прицепом.Конструктивно подобные защитные элементы не предусматриваются.
Модельный ряд имеет четкую градацию по числу осей и мощности устанавливаемых двигателей.Возможность модели одновременно присутствовать в среднем или тяжелом сегменте с использованием более мощного двигателя
Используемое бортовое оборудование рассчитано на напряжение в 24V. Такое напряжение используется также на тягачах российского и китайского производства.Бортовое напряжение 12V обеспечивает завод от легковых авто

Сфера применения

Область применения седельных тягачей максимально обширна, особенно при работе на дальних расстояниях на магистральных трассах. При этом они демонстрируют высокий уровень надежности, топливной экономичности и производительности.

Современные модели отличаются продуманной и комфортной кабиной, обеспечивающей непрерывную работу за рулем в течение длительного времени. Универсальность тягачей позволяет в случае необходимости легко сменять прицепную технику в зависимости от типа представленного к перевозке груза. На сегодня распространение получили следующие типы прицепной техники:

  • Самосвальные.
  • Рефрижераторы.
  • Изотермические фургоны.
  • Контейнерные платформы.
  • Тентовые.

В результате один тягач может последовательно перевозить различные грузы в зависимости от ситуации. Для большинства моделей современных седельных тягачей производители предлагают широкий выбор двигателей, трансмиссий, подвесок и так далее.

Производители седельных тягачей

На сегодня производством автомобилей данного класса занимается 14 государств, включая Россию (Москва). Естественно, что фактически стран, где ведется сборка тягачей больше, но для них характерна только работа с готовыми машинокомплектами с минимальным уровнем локализации или работа дочерних компаний, принадлежащих ведущим автомобильным брендам.

СтранаПроизводимые марки
ГерманияMercedes Benz (Actros), MAN (Tgs, Tgx)
ШвецияScania, Volvo
ФранцияRenault Trucks
СШАInternational, Freightliner, Kenworth, Peterbilt, Mack, Western Star, Sterling, Oshkosh, Tesla Motors, Caterpillar
ИталияIVECO, Astra
ФинляндияSisu
БелоруссияМАЗ, МЗКТ
РоссияКамАЗ, Урал, ГАЗ, БАЗ, КЗКТ
УкраинаКрАЗ
КитайDongFeng, Shaanxi, FAW
ЯпонияHino, Nissan, Fuso, Mitsubishi, Isuzu
Ю. КореяHyundai, Samsung, Daewoo Motors
ИндияTata Motors
НидерландыDAF, GINAF

Источник данных в таблице Wikipedia

Среди новичков рынка можно отметить компанию Tesla. Это всемирно известный производитель электромобилей ведет разработку полностью электрических грузовиков с капотной и безкапотной архитектурой, но пока подобные авто носят в большей степени экспериментальный характер, и по совокупности своих технических и эксплуатационных характеристик не способны конкурировать с тягачами, обладающими традиционной дизельной силовой установкой.

Обзор рынка: основные производители и конкурентные преимущества

В России представлены седельные тягачи различных производителей, как отечественных, так и зарубежных.

Отечественные производители

Самым распространённым седельным тягачом отечественного (читай СНГ) производства является КамАЗ. Популярность этих автомобилей обусловлена более низкой первоначальной ценой, ремонтопригодностью и широкой дилерской сетью.

В линейке Камского автозавода представлены седельный тягачи допустимой полной массой от 19,5 до 75 тонн. Завод комплектует машины двигателями собственного производства, а также силовыми агрегатами Cummins, Daimler, Mercedes. На двухосный тягач КамАЗ 5490 NEO может устанавливаться китайский двигатель Weichai.

Ещё одним распространённым тягачом для полуприцепов является белорусский МАЗ. Минские седельники агрегатируются в основном моторами ЯМЗ и Weichai. На некоторые модификации может быть установлен двигатель Mercedes.

Специфичными игроками на рынке седельных тягачей являются Автомобильный завод Урал, Группы ГАЗ, а также Брянский автомобильный завод колёсных тягачей. Оба предприятия выпускают в основном полноприводные седельные тягачи повышенной проходимости. И если первый постепенно выходит на рынок шоссейных машин, то БАЗ остаётся производителем в основном военной продукции.

Ещё один завод коммерческого транспорта на постсоветском пространстве находится в Кременчуге, Украина. В линейке КрАЗа четыре модели седельных тягачей, три из которых капотной конфигурации. Однако завод по состоянию на начало 2021 года находится в плачевном состоянии и балансирует на грани банкротства.

Европейские производители

Большую долю рынка седельных тягачей в России и СНГ занимают компании большой европейской семёрки. Это машины немецкого производства MAN, Mercedes-Benz, шведские Volvo и Scania, принадлежащий Volvo Group французский Renault, голландский DAF и итальянский Iveco.

Все они имеют официальные представительства в России, развитую сеть дилеров и сервисных центров.

Американские седельные тягачи

Официально тягачи Нового света поставляет на рынок СНГ только компания Ford Trucks. Для российского рынка компания выпускает машины на заводе в Турции в бескапотной конфигурации. В 2021 году компания представила две новые модификации – тягач с удлинённой базой F-Max L и лимитированный F-Max Blackline.

Несмотря на отсутствие в России официальных представителей Freightliner, Kenworth, Peterbilt, Mack эти грузовики частенько можно встретить на дорогах СНГ. Их, в первую очередь, выбирают за комфорт. Кабина американских грузовиков имеет комфортный спальный отсек c большим количеством мест для хранения и холодильником.

Конечно, такие тягачи приходят в Россию в основном б/у и не имеют гарантийной и сервисной поддержки. Тем не менее они ремонтопригодны, а в условиях глобальной экономики больших проблем с поставкой запчастей из-за океана не возникает.

Азиатские производители

Японские производители практически не представлены на отечественном рынке седельных тягачей. Тем не менее, стоит отметить Isuzu Giga 26.0 колёсной формулой 6х4. Машина оснащена дизельным двигателем мощностью 400 л.с. и 16-тиступенчатой МКПП с делителем и мультипликатором.

Также, тяжёлый седельный тягач Hino 700 представляет на российском рынке грузовое направление Toyota. Машина также имеет три оси, две задние из которых – ведущие. Агрегатируется тягач Hino 700 дизельным турбированным двигателем E13C-UR мощностью 450 л.с. в паре с 16-тиступенчатой механической коробкой передач.

Ну и конечно же, в Россию и СНГ поставляются седельные тягачи китайских производителей. Практически все крупные производители Поднебесной имеют в линейке данный вид коммерческого транспорта. На дорогах можно встретить автопоезд с тягачом Howo, DongFeng, FAW, Shacman, Foton. По большей части – это переработанные европейские модели. Все они в бескапотной конфигурации, имеют сервисные центры и представительства.

Поделиться

Электрификация тягачей

На фоне повсеместного увлечения электромобилями, некоторые производители приступили к разработке седельных тягачей с электрической силовой установкой. Среди них дальше всех продвинулись инженеры Tesla со своей моделью Tesla Semi. Компания Cummins готовит тягач AEOS, но с ограниченным запасом хода, не превышающего 160 километров. Подобный автомобиль неудобен в повседневной эксплуатации.

Тягач AEOS (Cummins)

Одновременно ведется работа по созданию электрифицированных шоссе. Такой проект в Калифорнии ведется компанией Siemens. Пока контактная сеть eHighway имеет протяженность всего в 1 милю или 1,6 километра.

Разработчики ведут испытания трех грузовиков, из которых только один классический электромобиль, а два обладают гибридными силовыми установками. В авто вводится активный пантограф, позволяющий принимать электрическую энергию, передаваемую дорогой, направляя ее для работы электромотора.

В компании Siemens отмечают, что на каждые 100 тысяч миль пробега грузовики класса 8 позволяют владельцам экономить около 20 тысяч долларов на топливе.

Вы узнали, что такое седельный тягач, его видами и характеристиками, на какие типы подразделяется эта спецтехника и в каких странах производится, новинки и последние тенденции мира грузовиков.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий