Советско-польская борьба: сравниваем Fiat 125p и ВАЗ-2103

Fiat 124: и пусть весь мир подождёт

Кто такая «копейка» знают все отечественные автомобилисты. ВАЗ 2101 стал самой культовой машиной в СССР во второй половине двадцатого века. Но вот о том, что сама идея и концепция подобной машины была разработана итальянской компанией Фиат, знают единицы. Неудивительно, ведь «копейка» пропагандировалась как полностью отечественные автомобили.

На самом же деле она обязана своему созданию модели Fiat 124, которую запустили в производство в 1966 (до 1974) году и которая является прототипом ВАЗ 2101. Вернее, впервые представлена машина была ещё в 1964, однако выбор советских конструкторов пал на него на Парижском автосалоне 1966 года.

В 1967 году он получил титул «Автомобиль года» и всего через пару лет стал одной из наиболее популярных европейских машин. Посмотрим, в чём именно заключается его популярность.

Во-первых, это умеренный консерватизм, то есть автомобиль выглядел достаточно привлекательно (по крайней мере, на то время).

Во-вторых, доступность – малый класс машины в сочетании с последними достижениями техники и низкой ценой – купить Фиат 124 мог практически каждый среднестатистический европеец.

Технические характеристики Фиат 124, по сравнению с его аналогами, также выглядели достаточно внушительно. Максимальная скорость в 173 км/ч (при этом она держалась достаточно уверенно) была абсолютным рекордом у машин для широкой общественности.

Полуторалитровый 90-сильный двигатель в сочетании с 5-ступенчастой механической коробкой в то время считался стандартным вариантом, поэтому такой компоновкой было никого не удивить. Однако всё же было в автомобиле что-то такое, что заставляло покупателей вновь и вновь приходить в салоны и брать именно Фиат 124.

Кроме прочего, можно отметить, что автомобиль активно поставлялся на экспорт, причём для некоторых стран это была довольно изменённая версия машины. Например, улучшенная версия 1967 года (всего через год после начала продаж) — Fiat 124 Speciale, который оснащался 70-сильным мотором и был более комфортным и технологичным.

В целом, конечно, машина не могла похвастаться какими-то особыми «примочками», вроде климат-контроля или кондиционера, однако на то время наличие печки уже было чем-то новым и очень практичным.

Кстати о практичности. Именно Фиат 124, в частности, Fiat Spider 124, положил моду увеличенному клиренсу для седанов и хэтчбеков (хотя сам автомобиль выпускался лишь в кузовах седан и универсал).

Ещё одной из наиболее запоминающихся вариаций была Fiat 124 Sport, которая, правда, имела мало чего общего со своими собратьями, кроме одной изначальной модели – обычного Фиат 124. Это уже была малочисленная серия машин, которые производились едва ли не на заказ и относились к классу, который сейчас мы называем «люкс» — один только кузов от ателье «Пининфарина», известного на весь мир, много стоит.

Плюс максимально грамотное сочетание цветовой гаммы и элементов отделки салона. Правда, похвастаться чем-то кроме натуральной кожи и редких пород дерева машина всё равно не могла, но и это уже ставило комплектацию на порядок выше остальных.

Что касается внешнего вида модели в целом, то говорить здесь можно долго, и так ничего и не сказать. Это авто Fiat нужно видеть своими глазами, чтобы полностью оценить все те качества, которые конструкторы и именитые дизайнеры попытались продемонстрировать. Уже то, что автомобиль пользовался успехом более чем в двадцати странах, не учитывая Советский Союз, который просто-напросто на его основе выпустил собственную машину (правда, на последнем этапе в конструкцию было внесено более 800 правок), говорит уже о многом.

В целом, выглядит машина примерно так же, как и большинство машин от ВАЗ (или Лада). Относительно угловатый, но достаточно элегантный и интересный силуэт, впечатляющая отделка салона, довольно вместительный багажник и подходящая для машины цена – вот те качества, которые ценились пятьдесят лет назад и были одой из главных причин популярности этого автомобиля. Фиат 124 был прост в эксплуатации, недорог, умеренно консервативен, что нравилось многим европейцам того времени и достаточно красив.

В наше время без всяких проблем можно приобрести эту модель, нужно просто зайти в любое представительство официального дилера Fiat и выбрать лучшую для себя комплектацию.

Особенности

Отличительные черты машины – классический дизайн и солидность конструкции. Автомобиль получил просторный салон с качественной отделкой, обладал повышенной прочностью кузова, был практичным в эксплуатации и удобным в управлении. В целом это – недорогая и функциональная модель, которая почти сразу стала семейной для советских потребителей.

Традиционный дизайн авто «разбавлен» большим количеством хромированных элементов, как снаружи, так и внутри. Руль – тонкий, двухспицевый. Сиденья не имеют подголовников и боковой поддержки. Тем не менее, управлять машиной удобно благодаря эргономичной компоновке салона. Кроме того, несмотря на небольшое фронтальное стекло и маленькие зеркала, «124-й» имеет неплохой обзор, так как передние стойки достаточно узкие и не перекрывают вид, а сзади не мешают подголовники.

Машина достаточно динамична, хорошее сцепление и высокий клиренс позволяют уверенно чувствовать себя на трассе. Передняя подвеска выполнена по независимой схеме, имеет пружинно-рычажную конструкцию. Задняя ось зависимая.

Как делали “Копейку” из Фиат-124

В 1965 году шикарный Fiat-124 был удостоен звания “Автомобиль года”.

Уже через год партийное руководство СССР поручило Внешторгу заключить контракт с итальянцами о лицензионном производстве удачной модели.

Для реализации проекта было начато строительство целого автозавода на территории Советского Союза. По договору с концерном Fiat на нем должны были выпускаться модели ВАЗ-2101, ВАЗ-2102 и ВАЗ-2103.

Нужно отдать должное советским инженерам – они не стали просто копировать Fiat-124 (см. также нашу статью Fiat 600 – итальянский прообраз ”Запорожца”). Это было сделано не только из соображений этики, но и по причине неприспособленности “итальянца” к эксплуатации в реалиях СССР. Малый дорожный просвет не позволял эффективно передвигаться по проселочным дорогам. Двигатель был признан слишком слабым, а кузов и подвеска — недолговечными.

В результате оригинальный Фиат-124 изменился практически до неузнаваемости: был увеличен клиренс, конструкцию ведущего моста кардинально переработали, поставили другой мотор советского производства. Изменилась также внешность автомобиля: дверные ручки утопили в корпус, поставили левое зеркало заднего вида. Общее количество крупных и мелких изменений превысило 800. При этом итальянские инженеры также принимали активное участие в работе над проектом.

Первый экземпляр ”Копейки” был выпущен в апреле 1970 года. Автомобиль получился тихим и удобным в эксплуатации, обладал рядом новых для советского автолюбителя характеристик. Благодаря объему и раскладывающимся сидениям салон был признан очень комфортным. Со временем инженеры концерна Fiat отметили, что ВАЗ-2101 оказался успешнее оригинала. Они даже использовали многие наработки при проектировании новых моделей Fiat.

Конечно, сегодня после прохождения краш-тестов “Копейку” бы просто сняли с производства. При столкновении с неподвижным объектом на скорости более 60 км/ч она превращалась в настоящий металлический гроб, поскольку руль в клочья разрывал голову и грудную клетку пластикового манекена. Передний пассажир ударялся головой о приборную панель, а задние получали множественные переломы ребер и другие тяжелые травмы.

И все же в свое время ВАЗ-2101 был самым безопасным автомобилем СССР. Во многом это объяснялось качественной сборкой кузова.

Для советского автопрома ”Копейка” стала настоящим прорывом: пластик салона не боялся солнца, автомобиль заводился на морозе без горячей воды, появление антифриза в системе охлаждения избавило от необходимости сливать воду из радиатора во время стоянки. Автомобиль получился надежным и очень удобным. Передние дисковые тормоза эффективно тормозили без утомительных мышечных усилий. Новинка одинаково хорошо себя чувствовала на проселочных дорогах и горных серпантинах.

Название ”Жигули” предложил конструктор Александр Черный, однако в народе оно не прижилось. Автомобиль стали уважительно называть ”Единичкой”. Так продолжалось до 90-х годов, когда из-за нахлынувшего западного автопрома название трансформировалось в снисходительную ”Копейку”.

Сделка столетия — как FIAT 124 стал прообразом для ВАЗ-2101

Весной прошлого года «Жигули» праздновали крупный юбилей — 50 лет с момента выпуска. 19 апреля 1970 года с конвейера Волжского автомобильного завода сошел первый ВАЗ-2101. Несмотря на такую большую историю линейки автомобилей, не все знают, как создавался первый представитель ВАЗ и почему в этом был замешан FIAT 124. Рассмотрим, сколько в Жигулях было элементов от итальянцев.


ВАЗ-2101 и FIAT 124

Многие говорят, что СССР при заключении сделки с FIAT действовал по соображениям поддержки итальянской компартии. Однако, доказательств такого утверждения не так много. Сторонником отношений с СССР выступал глава концерна ENI из Италии Энрико Маттеи. И коммунистом он никогда не был. В 1958 году он отправился в Москву, чтобы заключить контракты на поставку нефти. В то время он думал об избавлении своей страны от диктата 7 крупных компаний – BP, Exxon, Gulf Oil, Chevron, Texaco, Mobil, Royal Dutch Shell. В обмен на нефть в СССР начали поставлять технологическое оборудование — это изначально были опасные отношения. Однако, в 1962 году Энрико Маттеи погиб в авиакатастрофе.


FIAT 124

После этого президент концерна FIAT был вынужден доказывать президенту США, что контракт с США — это мера для улучшения стандартов жизни советского населения. Глава посреднической конторы тоже ходил по лезвию. Речь идет о Пьеро Саворетти. В 1962 году он провел выставку в Сокольниках, которую посетил Хрущев и представитель FIAT. Саворетти специально устроил встречу этим двум лицам. Уже через месяц Кивино водил первого зампреда Совета министров СССР Косыгина по предприятиям FIAT. Многие до сих пор не понимают, почему для создания новых автомобилей в СССР был выбран именно FIAT 124. Даже главный конструктор не считал его идеальным для такой большой страны. Специалисты начали проводить испытания разных автомобилей из разных стран. В списке кандидатов присутствовали такие модели, как Skoda 1000MB, Peugeot 204, Ford Taunus 12M

И многие обратили внимание на представителя Франции. Это был доработанный по тем меркам автомобиль, в котором предлагались современные решения


ВАЗ-2101

Однако, черту под выбором поставил сам Брежнев, когда сказал, что нужно заниматься не техникой, а политикой. Италия в то время была ближе к СССР, чем Франция. После начала работ испытатели в СССР добавили почти 800 изменений в конструкцию транспортного средства. Уже в середине 60-х годов в европейском автопроме начался бум технологий. Многие страны уже вовсю применяли в транспортных средствах передний привод и двигали его к развитию. FIAT в это же время предпочел отсиживаться в старой тележке. ВАЗ-2101 имел очень схожий с итальянцем внешний вид, однако конструкция была доработана детально. В комплектации предусматривалась модернизированная силовая установка с верхним расположением распредвала. В оснащении — новая тормозная система с долговечными барабанами на задней оси. Сам кузов был значительно усилен, а сиденья получили функция раскладывания.

Итог. Первые Жигули были построены на основе FIAT 124. Не все знают, что отечественные автомобили могли выглядеть совершенно иначе, если бы не политическая составляющая.

Двигатель и коробка передач.

Двигатели, что появились на первых моделях Лады и созданные на базе автомобилей модели Фиат 124 не являлись так таковыми моторами от “Фиат”. Дело вот в чем, наши инженеры считали двигатель OHV 124-серии Фиат слишком уж старым и без какой-либо возможности улучшения в будущем. Поэтому, согласовав все с компаний “Фиат” наши инженеры разработали свою версию моторов для первых автомобилей «Жигулей». Так к примеру, конструкторы увеличили расстояние между цилиндрами двигателя до диаметра 95 мм. Также, сохранив тот же рабочий объем мотора OHV Fiat-124 (1198 куб. см) советские специалисты увеличили диаметр цилиндра с 73 – до 76 мм, а заодно и уменьшили ход поршня с 71,3 мм до 66 мм. Таким образом, за счет такого короткого хода поршней этот мотор стал более преемистым.

В том числе данный мотор получил и новую головку блока. 

Итальянцам понравились все эти изменения, которые были внесены нашими инженерами для первых моделей Лада во время доработки силового агрегата. Кроме всего, была изменена еще и сама конструкция механической коробки передач. Так к примеру, коробка передач получила большие муфты и усиленные синхронизаторы с валами от Fiat 124 Sport. В том числе подвергся модернизации и сам карданный вал.

К большому сожалению, получившийся в то время 1,2-литровый двигатель имел в себе много нереализованного потенциала. Например, простой тюнинг базовой версии ВАЗ-2101 с 1,2-литровым мотором увеличивал мощность двигателя до 100 л. с. (и это в то вркмя). Дело в следующем, эти первые серийные автомобили Лада имели у себя навесное оборудование очень низкого качества. В первую очередь речь идет о плохих и некачественных карбюраторах, которые не давали моторам ту необходимую мощность, которую те в то время могли выдать.

10 «Жигулей», среди которых нет ни одних «Жигулей»

Не верь глазам своим…

Когда на автомобиле с обводами, до боли напоминающими «Жигули», видишь какую-то незнакомую эмблему, то против воли впадаешь в ступор. Что ты такое. Вот полезный гид, который, надеемся, расставит все на свои места.

Ты, наверное, в курсе, что ВАЗ-2101, первый автомобиль завода в Тольятти, — это лицензионная копия итальянского FIAT 124. Вернее, копия основательно переосмысленная и хорошо подготовленная ко встрече с советской действительностью. Технических различий хватало: двигатель, тормоза, подвеска… Но внешне «копейка» и 124-й практически братья-близнецы. Из внешних отличий только немного другой бампер и дверные ручки.

Думаешь, это «трешка», в конце 70-х считавшаяся самой престижной версией «Жигулей»? Нет, это тоже FIAT 124, только в чуть более продвинутом исполнении Special. Кроме сдвоенных фар отметим и чуть более мощный 1,4-литровый мотор. В базовой версии 124-го стоял бензиновый «один и два».

Нет, это не «копейка» со спиленной крышей

Обрати внимание: сбоку всего одна дверь. На самом деле это редчайший (построен только один экземпляр!) вариант 124-го, созданный итальянским кузовным ателье Touring

Ателье из Милана надеялось, что стильный кабриолет заинтересует FIAT и можно будет наладить серийное производство. Но, увы, не заинтересовало, не наладили. А красивая получилась машинка, не правда ли?!

Спорим, ты не угадаешь марку этой машины? Даже не пытайся! Кто бы мог подумать, что это Kia! Представь себе, первой легковой моделью южнокорейского бренда тоже был перелицованный FIAT 124. Правда, спустя полвека корейцы научились делать «Оптиму», «Соренто» и «Стингер», а ВАЗ пока не придумал ничего лучше «Весты»…

Еще одна машина, которую вроде бы узнаешь с первого взгляда, а назвать затрудняешься… Что это? «Копейка» с фарами от «пятерки»? Нет, это испанский SEAT, который в 60-х считался чуть ли не дочерней компанией итальянского FIAT.

Ну это же точно «шестерочка»? Знаменитая «шаха» — недостижимая мечта миллионов советских автолюбителей. Нет, нет и нет. Это FIAT 125p, где буковка p означает страну выпуска — Польша.

Если задуматься, то количество стран, которым FIAT 124 помог наладить собственную автомобильную промышленность, стремится к бесконечности: СССР, Испания, Польша, Южная Корея… Ну и Турция, кстати. Эти знакомые обводы принадлежат Tofas Murat 124. По-русски, кстати, название фирмы из города Бурса читается как «Тофаш».

Автомобильную промышленность Индии, в свою очередь, пытались выпестовать с помощью Великобритании. Но и здесь в итоге не обошлось без итальянского следа. Усталая «пятерочка» с правым рулем называется Premier 118 NE. По сути это лицензионная версия SEAT 124, который в свою очередь и сам «лицензия» с «ФИАТа». Надеемся, мы понятно объясняем.

Пусть тебя не вводит в заблуждение слово Lada на решетке радиатора этого седана. Это тоже не совсем «Лада». Сложно поверить, но перед твоими глазами вообще-то Porsche. Во второй половине 70-х немцы по собственной инициативе предложили «АвтоВАЗу» рестайлинг «копейки». Получилось, если честно, не очень… А тебе как кажется?

Модернизация.

В 1967 году был выпущен второй автомобиль в кузове «универсал». Кстате, эта машина не была той версией в кузове «универсал» ВАЗ-2101, которая получила имя ВАЗ-2102. На самом деле этот универсал представлял собой модификацию автомобиля ВАЗ-2103. Этот универсал действительно был похож на ВАЗ-2103, – теже четыре передних фары, такие же дверные ручки и такие же бампера. Автомобиль получил кодовое обозначение- 124S.

Но в те годы переговоры нашей страны с руководством компании “Фиат” еще не закончились. Так наши инженеры попросили тех же итальянцев внести определенные изменения для первой модели Жигулей, которая должна была выпускаться под обозначением ВАЗ-2101. Также были оговорены необходимые изменения и во вторую модель машины. Благодаря этому автомобиль ВАЗ-2102 приобрел совершенно иной внешний вид.

В том числе, было принято решение изменить двигатели для первых моделей машин. Так например, был увеличен объем 1,2-литрового мотора до объема в 1293 куб. см. в результате чего этот мотор стал позиционироваться, как 1,3-литровый силовой агрегат.

Мотор объемом 1451 куб. см увеличили до объема в 1568 куб. см. Эти моторы в дальнейшем и стали основой для автомобилей марки ВАЗ-21011 и 2106.

Компания “Fiat” предложила свою модификацию в кузове универсал на базе автомобиля ВАЗ-2103. Но наше руководство такая версия не заинтересовала. В итоге было принято решение выпускать автомобиль ВАЗ-2102 с внешностью модели ВАЗ-2101.

Производство автомобиля ВАЗ-2103 началось в четвертом квартале 1972 года. Интересно следующее, что модели ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103 прошли дорожные испытания уже после начала запуска производства. 

В 1974 году ВАЗ-2101 получил рестайлинг, который начал выпускаться под обозначением- ВАЗ-21011

Кстате, перед вами две фотографии на которых можно увидеть два, когда-то отклоненных предложения рестайлинга, автомобиля ВАЗ-2101:

А вот фотография автомобиля ВАЗ-2106:

Изначально авто ВАЗ-2106 разрабатывался как рестайлинг для ВАЗ-2103, который должен был выйти под обозначением- ВАЗ-21031 (завод следовал той же логике, что и с рестайлингом ВАЗ-2101, который получил название ВАЗ-21011). Но в итоге завод “АвтоВАЗ” решил переименовать серийную версию новой модели в модель автомобиля ВАЗ-2106. Эта модель и пошла в дальнейшее серийное производство начиная с 21 февраля 1976 года.

В 1977 году были созданы первые 5 примеров (образцов) новой модели автомобиля ВАЗ-2105. Эта модель должна была заменить первые поколения «Жигулей». Так требовало правительство. Но советским инженерам к сожалению не удалось создать совершенно иной автомобиль, уйдя тем самым от уже устаревшей в те годы платформы модели Фиата 124.

Ведь многие инженеры тогда понимали, что для такого изменения автомобиля требовалась серьезная технологическая модернизация всего производства. Например, только для изменения только одной линии кузова крыши машины на заводе необходимо было поменять все старое оборудование, то есть сменить его на новое и достаточно дорогостоящее высокоспециализированное оборудование . Автозавод тогда просто не мог рассчитывать на такие большие финансовые вливания. Советская плановая экономика загнала АвтоВАЗ в очень жесткие рамки и конструкторам пришлось «лепить» автомобиль из того, что у них было.

В конечном результате и был создан ВАЗ-2105, который не сильно отличался своими линиями кузова от тех первых моделей «Жигулей». 

Примечательно вот что, советские конструкторы предлагали изначально оснастить этот ВАЗ-2105 четырьмя передними фарами, но затем эта идея была отвергнута. 

Кстати вот еще один проект автомобиля с четырьмя фарами. Его разработал инженер В. Пашко в 1975 году. Машина получила обозначение ВАЗ-2101-80. Код 80 в названии машины указывал на 1980 год, когда эта модель планировалась к серийному запуску.

А вот окончательная версия серийного ВАЗ-2105 представленная правительству в 1980 году. Конструктор модели – В. Степанов, главный инженер – В. Квасдов.

Эта машина оснащалась квадратными передними фарами, новыми бамперами, галогенными лампами, внутренним зеркалом заднего вида, обогреваемым задним стеклом, ременным приводом и набивкой из полиуретана.

Тесты Фиата в России.

Для того чтобы создать отечественную версию автомобиля Фиат 124, итальянские автомобили в июле 1966 года были привезены в СССР для длительных тестов. Цель была одна, адаптация будущих моделей под суровые отечественные дорожные условия. Испытания проходили на специальном полигоне под Москвой на огромной территории, где были жесткие дорожные условия. В конечном итоге, первые автомобили на дорогах Дмитровского полигона после пробега в 5000 км полностью провалили такие испытания.

Так к примеру, во время прохождения испытаний стало сразу ясно, что дорожный просвет Фиата 124 просто недостаточен для эксплуатации его на проселочных дорогах нашей страны. В том числе в ходе тестов были установлены и выявлены проблемы с тормозной системой, а также и дефекты кузова. Кроме всего, у советских инженеров были претензии и к самой конструкции подвески, которая также показала себя не с лучшей стороны. Итальянская делегация была в полном шоке и впала просто в панику. В срочном порядке итальянцам все-же пришлось быстрыми темпами адаптировать эти автомобили под российские реалии. 

Модифицированные автомобили Fiat проходили испытания на полигоне НАМИ с 17 ноября по 10 декабря 1966 года, проехав в общем порядке 12 000 тыс. км (8 000 тыс. км – по дорогам, выложенным из небольших булыжников, 2 000 тыс. км – по большим булыжникам и еще 2 000 тыс. км – по грунтовым дорогам)

В итоге, к концу 1966 года итальянцы полностью подготовили модифицированные автомобили Фиат 124 с учетом всей критики.

Эти модифицированные автомобили прибыли в СССР в ноябре 1966 года. Они имели существенно улучшенное усиленное шасси. После 12 000 тыс. км пройденных тестов в некоторых автомобилях по-прежнему были выявлены проблемы с подвеской. Но тем не менее, по сравнению с прошлыми образцами в подвеске имелось уже намного меньше трещин (всего 5 трещин против 17 ранее обнаруженных в автомобилях, тестируемых летом 1966 года).

Кстати, некоторые из таких трещин имели длину более 150 мм. В связи с этим наши инженеры решили внести в конструкцию подвески свои коррективы, согласовав их предварительно с компанией “Фиат”.

Перед вами фотография переднего правого нижнего поперечного рычага с характерным дефектом (выявлено на 13-ой тысяче км пробега новой машины)

Но не смотря на все это результаты испытаний показали следующее, что данные автомобили по-прежнему не готовы для советских дорожных реалий. Так к примеру, резиновые втулки передней подвески постоянно выходили из строя. Еще одну серьезную проблему на машине представляли задние тормоза Фиата 124, которые были в то время уже дисковыми. Также, задние тормозные колодки имели очень низкий ресурс службы. А когда песок и соль с дорог попадали на заднюю тормозную систему, то тут же начинались проблемы с тормозами. Итальянцы очень гордились дисковыми задними тормозами на своем автомобиле Фиат 124 и упорно отказывались поменять их на барабанные. Но в итоге им пришлось с этим согласиться и сдаться.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий