Сравнение отечественного и импортного автопрома 1960-х: такие разные «шестидесятники»

Кто такие «шестидесятники»

Термин «шестидесятники» появился в 1960 году. В декабрьском номере журнала «Юность» была напечатана статья С. Б. Рассадина, в которой он сравнивал писателей поколения конца 1950-хх годов с либерально настроенной интеллигенцией 60-хх годов XIX века. Критик отмечал общие свойственные «шестидесятникам» черты — неприятие тоталитаризма, противостояние цензуре, борьба за демократические принципы.

Общепринятого определения понятия «шестидесятники» нет до сих пор, исследователи не дают четкой характеристики представителей этого поколения. Среди главных особенностей поколения «детей XX съезда», рожденных в промежуток между 1918 и 1940 годами, отмечается специфическое самосознание и дистанцирование от власти, активное участие в культурной и общественной жизни. Они пытались претворить в жизни демократические преобразования и стремились к свободе для себя и других. Основа «шестидесятников» — образованные люди науки, техники, культуры, занимавшиеся преимущественно умственным трудом.

При всем своем романтизме эти люди не были наивными или слишком доверчивыми. Их самосознание напоминало традиции русской интеллигенции XIX века, которая должна была стать совестью нации. Толерантность и уважение к иной точке зрения сочеталось с ответственностью за судьбу страны и готовностью к жертвенному служению правде.

Предпосылки появления

Родители «шестидесятников» — большевики и убежденные коммунисты, свою веру в «партию и Ленина» они передали и своим детям. Однако перед этими детьми стала дилемма — большевистские идеалы с одной стороны и сталинские репрессии с другой. Они не перестали верить в коммунизм, но перестали верить режиму.

Многие «шестидесятники» прошли Великую Отечественную войну (1941-1945 гг), что не могло не сказаться на образе мышления бывших солдат. На момент начала войны старшим из этого поколения исполнилось около 20 лет и для выживших она стала страшным столкновением с реальной жизнью. Фронтовики, вблизи видевшие смерть и мучения, критично относились к пропаганде и к общественным условностям, не боялись говорить и не верили властям.

Вслед за победой в войне будущие «шестидесятники» ожидали либерализации режима, но этого так и не произошло. Репрессии продолжились, пропаганда продолжала работать в полную силу, гремели процессы «врачей-убийц» и «безродных космополитов».

После развенчания культа личности на XX съезде КПСС в 1956 году Хрущев провозгласил новый политический, экономический и социальный курс, выражавшийся в продвижении от тоталитарного режима в сторону демократии, реабилитации политзаключенных, смягчении цензуры, поощрении инициативы на местах. Активизация международных коммуникаций позволила советским гражданам познакомиться с жизнью за рубежом. Колхозники получили право на паспорта и переезд из деревень, в городах массово отстраивались многоквартирные дома, популяризировалось всеобщее образование.

«Шестидесятники» в 1970-1980-х гг

После прихода к власти Брежнева произошел ряд событий, воспринятых «шестидесятниками» крайне негативно — холодная война, Шестидневная война (Арабо-Израильский конфликт), Пражская весна, травля главного редактора «Нового мира» А. Твардовского. Как характеризовал этот период кумир «шестидесятников» А. Сахаров, «застой» — это было время массового безразличия и цинизма общества при полной бесконтрольности власти.

Многие «шестидесятники» стали диссидентами и открыто говорили о недостатках режима, хотя большинство еще верило в коммунистические идеалы. Это привело к конфликту поколений, так как их дети в массе своей скептически относились к социализму. Самые видные фигуры из «шестидесятников» вынужденно уезжали за границу (В. Войнович, А. Галич, А. Синявский и другие).

«Шестидесятники» с энтузиазмом восприняли перестройку 1980-х гг. Более того, к этому времени они стали занимать руководящие посты в государственном аппарате и могли предлагать демократические идеи, оставаясь в рамках социалистических принципов. Для поколения «шестидесятников» перестройка стала возобновлением «оттепели», только теперь в их руках была реальная власть.

После развала СССР, которое поколение родившихся в 1920-1940-хх гг также приветствовало, резко изменился общественный строй, принципы существования государства и общества. Новый мир разочаровал оставшихся в живых «шестидесятников», так как имел в своей основе совсем другую идеологию.

СССР

  • Список правителей СССР по порядку и годы их правления
  • Периоды развития Советского Союза. Самое главное
  • Кратко о распаде СССР
  • Перестройка в СССР: предпосылки, этапы, значение
  • Массовые репрессии в СССР
  • Массовая индустриализация в СССР
  • Коллективизация в СССР: причины, ход, итоги
  • Как появился СССР: предпосылки и проекты
  • Гражданская война: причины, этапы, итоги
  • Культурная жизнь в XX веке

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Символы эпохи «шестидесятников»

«Шестидесятники» с восторгом встретили перемены периода «хрущевской оттепели». Они оставались убежденными большевиками, а реформы хотя бы отчасти примирили их с властью формата «социализм с человеческим лицом».

Коммунистическими символами и легендами для представителей поколения стали В. И. Ленин, Гражданская война, Октябрьская революция. Личность Сталина перешла в разряд антагонистов. Кумиры «шестидесятников» — В. Маяковский, Че Гевара, Фидель Кастро, Эрнест Хемингуэй, Всеволод Мейерхольд, революционеры, бунтари, сторонники интернационализма. «Шестидесятники» верили в светлое коммунистическое будущее и прогресс науки, что отражается в научно-фантастических романах, таких как «Туманность Андромеды» И. Ефремова.

К эпохе «шестидесятников» относится знаменитый спор «физиков» и «лириков» — представителей научно-технической и гуманитарной прослоек советской интеллигенции. Спор практически сразу был выигран «физиками» — государство нуждалось в специалистах для развития оборонной промышленности, в ученых и изобретателях. «Лирики» — художники, поэты, писатели влияли на формирование общественного сознания, но оставались на вторых ролях. На десяток технических высших учебных заведений приходился один творческий вуз.

Искусство «шестидесятников»

Журнал «Юность», в котором впервые появился термин «шестидесятники», был основан в 1955 году по инициативе В. Катаева. Редакция ставила перед собой две задачи — поиск новых имен и разрушение литературных стереотипов соцреализма. Самыми известными публикациями журнала стали «Хроника времен Виктора Подгурского» А. Гладилина, «Звездный билет» В. Аксенова, посвященные поиску человеком собственного пути.

Еще один литературный символ эпохи — журнал «Новый мир», в 1958-1970 годах выпускавшийся под редакцией А. Твардовского. Откровенный либерализм и демократический социализм издания сделали его очень популярным в среде «шестидесятников». Журнал публиковал честные произведения о Великой Отечественной войне («Батальоны просят огня» Ю. Бондарева, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова). Именно в нем была впервые напечатана скандальная повесть «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына, посвященная теме ГУЛАГа.

Популярными стали устные поэтические чтения. Начиная с 1958 года, на площади Маяковского (совр. Триумфальная площадь) проходили чтения на «Маяке». Здесь звучали оппозиционные и радикальные произведения В Осипова, Э. Кузнецова, В. Хаустова, которые вскоре попали под определение «антисоветских». На вечерах в Политехническом музее выступали молодые Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, Б. Окуджава.

Последний стал отцом романтического направления бардовской музыки с ее «песней странствий», образами дружбы и дороги. Авторские песни распространялись устно или в магнитофонных записях, потому что радио и телевидение их игнорировали. Вскоре появилась целая плеяда авторов-бардов — А. Галич, Ю. Ким, Ю. Визбор. После распространения и романтизации культуры туристов-походников, бардовские песни под гитару у костра стали важнейшей частью этого движения.

Свободолюбивые и талантливые «шестидесятники» создали такие шедевры кино, как «Летят журавли», «Я шагаю по Москве», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Хрущев хотя и провозглашал смягчение цензуры, но контроль за публичными видами искусства оставался жестким, поэтому настоящий расцвет «шестидесятников»-кинематографистов начался только в 1970-1980-х годах. Возможность критиковать недостатки советского быта была только в комедиях, к этому периоду относятся лучшие работы Э. Рязанова, Г. Данелия, М. Захарова.

Несмотря на относительный либерализм, у властей было свое видение искусства и полет творчества ограничивался определенными рамками. Ко времени «шестидесятников» относится разгром и запрет творчества художников-авангардистов. Хрущев, посетивший в 1962 году выставку абстракционистов в Манеже, резко высказался об их творчестве, после чего они вынуждены были уйти в подполье.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий