16. Лучший гонщик среди актеров. Пол Ньюман. 1979
В отличии от Стива МакКуинна, другой известнейший голливудский актер Пол Ньюман действительно принимал участие в Ле-Мане. Причем в распоряжении американца был хороший автомобиль — Porsche 935 Turbo, профессиональная команда Dick Barbour racing и быстрые напарники, включая экс-пилота F1 Рольфа Штомеллена.
Так что итог — второе место в абсолюте — не должен особо удивлять, учитывая, что и сам Ньюман слыл вполне быстрым пилотом. Другое дело, что впечатления от гонки у американца остались не самые приятные. В паддоке и боксах его буквально преследовала толпа папарацци, причем назойливые фотографы порой даже мешали Ньюману при пересменке экипажей в пит-лейне! Как результат — первый ле-мановский опыт Пола так и остался единственным.
Жаки Икс – 6 побед (1969, 1975-1977, 1981-1982)
Вот мы и подобрались к самому успешному пилоту Ф-1, принимавшему участие в гонке «24 часа Ле-Мана». Думаю, здесь не стоит подробно расписывать о подвигах Жаки Икса на трассе «Сарта». О величии бельгийца прежде всего говорят его шесть побед, одержанные в легендарном марафоне на выносливость. Больше Икса побед в гонке «24 часа Ле-Мана» одержал только один человек – абсолютный рекордсмен Том Кристенсен. Свою первую победу на трассе «Сарта» Жаки Икс одержал с третьей попытки в 1969 году. Тогда бельгиец в упорной борьбе за рулём «Форд» GT40 опередил экипаж «Порше», с которым по иронии судьбы он в будущем будет долго и плодотворно сотрудничать.
С 1975-го по 1977-й Жаки доминировал на трассе «Сарта», никого не подпуская к первой ступени пьедестала (кроме своих напарников, разумеется). С 1976 года начался его самый успешный этап карьеры – как раз в составе «Порше». С командой из Штутгарта Икс одержит ещё четыре победы на севере Франции и окончательно закроет для себя страницу истории под названием «Ле-Ман» в 1985 году. За столь легендарный путь в самой престижной гонке на выносливость Жаки Икс удостоился прозвища Месье Ле-Ман.
Герои второго плана. Десять лучших пилотов без титула
Последний триумф. Ferrari. 1965
С тех пор как Луиджи Чинетти выиграл первый послевоенный Ле-Ман, роман итальянской Ferrari с французской трассой завертелся не на шутку. Девять победе в абсолюте — какие уж тут могут быть игрушки?! Ну а первая половина 60-х и вовсе превратилась в сплошное доминирование красных — шесть титулов подряд!
Не будет большой ошибкой сказать, что именно тогда и закладывался фундамент легендарной славы Ferrari, сегодня выросшей до небес. Но все когда-нибудь заканчивается — гонка 1965 года, победу в которой одержал австрийско-американский экипаж Йохен Риндт (на снимке)-Мастен Грегори, так по сей день и остается последним триумфом «Гарцующих жеребцов» в Ле-Мане.
Черная суббота. 1955
Вспоминая самые-самые моменты одной из известнейших гонок мира, никак, к сожалению, не пройти мимо трагичной страницы — страшной аварии 1955 года, унесшей жизни 84 человек. Дело было так. Лидировавший Jaguar D-type Майкла Хоторна только что обошел на очередном круге Austin Healey 100 британца Лэнса Маклина и выскочил на прямую старт-финиш.
Вдруг из боксов появилась табличка, призывавшая лидера срочно заехать на дозаправку, и, чтобы не проскочить въезд на пит-лейн, англичанин ударил по тормозам. Резко замедлившаяся «Дикая кошка» стала полной неожиданностью для пилота Austin Healey. Лэнс Маклин рефлекторно рванул руль в сторону, подрезав как раз обгонявший его в этот момент Mercedes-Benz SLR300 Пьера Левека. Удар!
Austin Healey отшвырнуло в сторону, машина закрутилась волчком, но в конце концов остановилась — Маклин отделался легким испугом. Увы, то же самое нельзя было сказать про французского пилота Mercedes-Benz. «Серебряная стрела», ударившись о земляную насыпь, взмыла в воздух, развалилась на части и взорвалась. Горящие обломки гоночного автомобиля, словно картечь, стали косить зрителей на центральной трибуне…
Загнавшие лошадей. Ford GT40 Mk.II. 1966
Внук Генри Форда, Генри Форд Второй, руководивший империей «Голубого овала» с 1945-го по 1979-й, слыл страстным фанатом автоспорта. Именно с его легкой руки компания стала тратить огромные средства на гонки по обе стороны океана, при этом заветной мечтой Генри была победа в Ле-Мане, который в первой половине 60-х полноправно принадлежал Ferrari.
Говорят, Форд даже обращался к «Коммендаторе» с предложением… купить всю компанию с потрохами, но получил категорический и жёсткий отказ. Тогда Генри распорядились во чтобы то ни стало построить машину, которая побила бы «Гарцующих жеребцов». Так появился Ford GT40, с гениальным шасси от конструктора Эрика Бродли и 7-литровым мотором от Ford Galaxie.
Разработка машины обошлась «Голубому овалу» в огромную сумму, но цель была достигнута — в 1966-м Крис Амон и Брюс МакЛарен на Ford GT40 Mk.II выиграли марафон в Сартэ. Впрочем, и в следующие три года «сороковым» также не было здесь равных.
Лоренцо Бандини – 1 победа (1963)
Бандини представляет собой яркий пример пилота, величие которого заключается отнюдь не в завоёванных кубках и медалях. Несмотря на то что за свою формульную карьеру Лоренцо удалось одержать только лишь одну победу, его смело можно назвать одним из главных итальянских пилотов 1960-х. Большая часть гоночной карьеры Бандини так или иначе была связана с «Феррари». Цвета «Скудерии» талантливый итальянец защищал не только в Формуле-1, принимая участие ещё и в гонках на выносливость. На американской земле Лоренцо состязался в гонках «12 часов Себринга» и «24 часа Дайтоны» (победа в 1967-м), а в Европе выходил на старт суточного марафона на трассе «Сарта».
Впервые в гонке «24 часа Ле-Мана» Бандини принял участие в 1962 году. Дебют Лоренцо получился не самым удачным: механические проблемы не позволили экипажу итальянца добраться до финиша. Зато уже в следующем году Бандини со второй попытки выиграл гонку.
В суточном марафоне 1963 года вполне мог победить другой экипаж «Феррари» под управлением Джона Сёртиса и Вилли Мэресса. Однако, лидируя в гонке, британский пилот заехал на дозаправку, которая закончилась возгоранием машины. После схода лидеров на первую позицию вышел экипаж Бандини и Скарфиотти, который и одержал победу.
В 1963 году руководство «Феррари» планировало использовать Лоренцо исключительно в гонках спорткаров, поэтому сезон Формулы-1 итальянец начинал в составе скромной команды «Скудерия Сентро». Однако вскоре после блестящей победы Бандини в гонке «24 часа Ле-Мана» боссы «Феррари» предложили Лоренцо место в команде на оставшиеся этапы сезона Ф-1. В стане «Скудерии» Бандини провёл всю оставшуюся карьеру, вплоть до своей гибели в 1967 году.
Роковое кино. Гонщик «Феррари» сам указал место, где ему было суждено погибнуть
Майк Хоторн – 1 победа (1955)
Начинаем мы с самого неоднозначного представителя данной подборки. Победа, одержанная Хоторном на трассе «Сарта» в 1955 году, по сей день является одной из самых противоречивых в истории Ле-Мана. На 35-м круге гонки своим резким манёвром Майк спровоцировал страшную аварию, в результате которой погибло 84 человека. Главные конкуренты «Ягуар» команда «Мерседес» впоследствии приняла решение прекратить участие в гонке. Немецкий коллектив предложил сделать то же самое и своим соперникам из «Ягуара», однако англичане ответили отказом.
Оставшись практически без конкурентов, Майк Хоторн достаточно уверенно завершил суточный марафон на первом месте. Однако общественность не спешила чествовать победителя гонки. Мало того, что британец продолжил гонку после того, как стал виновником смертельной аварии, так он ещё и не стеснялся праздновать свой триумф после финиша. Впоследствии французское издание L’Auto-Journal опубликует фотографию попивающего шампанское Хоторна, сопроводив её саркастичной подписью «Ваше здоровье, мистер Хоторн!» Что уж говорить, послевкусие у этой победы было не самым приятным.
Несмотря на всю неоднозначность триумфа британского пилота, сам факт победы Майка в гонке «24 часа Ле-Мана» неоспорим. На сегодняшний день Хоторн является одним из пяти чемпионов Формулы-1, которым также покорилась и легендарная гонка на трассе «Сарта».
Страшная авария в Ле-Мане: 84 погибших. После неё Ф-1 и все гонки требовали запретить
Перед гонкой
Вдоль переднего участка был построен совершенно новый комплекс, в котором разместились современные ямы, гаражи и новые смотровые площадки, построенные над гаражами.
Что касается гонки, то сетка была необычным делом. 1991 год должен был стать первым годом чемпионата мира по спортивным автомобилям, который проводился по новым правилам «3.5L», что означало новое поколение спортивных прототипов . Хотя TWR-Jaguar, Mercedes-Benz и Peugeot строили автомобили в соответствии с новыми правилами для чемпионата 1991 года, количество частных команд было небольшим, и этих новых автомобилей просто не хватало, чтобы заполнить сетку. FIA позволило первые 10 мест на сетке должны быть зарезервированы для самых быстрых квалифицируя 3.5L автомобилей от чемпионата мира Sportscar, в то время как остальная часть поля была составлена из старых формул Группа C автомобилей. Другим поворотом является то, что некоторым командам, у которых были машины объемом 3,5 литра, но которые участвовали в чемпионатах прошлого года с автомобилями группы C, было разрешено участвовать в своих «устаревших», но более надежных (а для Ле-Мана в 1991 году – быстрее) гонщиках группы C. В случае TWR Jaguar и Mercedes-Benz их автомобили объемом 3,5 л ( XJR-14 и C291 соответственно) не прошли квалификацию, и вместо этого они участвовали в гонках на своих моделях XJR-12 и C11 . Peugeot Sport, с другой стороны, участвовал в гонках только на модели , причем 1991 год стал их первым полным сезоном в гонках спортивных автомобилей . Будучи единственной заводской командой, работающей с формулой 3,5 л, французская марка имела честь стартовать 1-й и 2-й, хотя они установили только 3-е и 8-е места в квалификационных гонках.
Гонка
Два Peugeot сразу же двинулись вперед на старте, в то время как лучшие автомобили группы C во главе с Mercedes легко справились с остальными автомобилями объемом 3,5 литра. Однако радость Peugeot была недолгой: № 5 ненадолго загорелся во время дозаправки на первом пит-стопе, хотя быстро вернулся в гонку. Однако возникли более серьезные проблемы: у их машин начались проблемы с двигателем, и обе они выпали до наступления темноты. Когда французская команда вышла из строя, три Mercedes взяли на себя управление впереди, Жан-Луи Шлессер в машине №1 и Михаэль Шумахер в №31 обсуждали лидерство в первые часы. Их единственная драма произошла, когда Вендлингер проехал под мостом Данлоп на холодных шинах, только что заняв 31 место, вынудив его найти новое заднее крыло.
У Jaguar была сложная гонка. Они плохо прошли квалификацию из-за штрафа в 200 кг за управление старыми автомобилями группы C (что сильно сказалось на управляемости), и они никогда не выглядели так, как будто повторили успех предыдущих лет. «Порше» должны были нести такое же наказание, и они тоже никогда не участвовали в победной битве. Таким образом, когда гонка успокоилась, гонка за Mercedes перешла к Mazda №55 молодых людей Джонни Герберта , Бертрана Гашо и Фолькера Вайдлера . Mazda не рассматривалась как претендент на победу перед гонкой, их 787B ранее практически ничего не добился в плане результатов. Тем не менее, команда использовала лазейку в правилах, в которых говорилось, что старые автомобили группы C1 с роторным двигателем без наддува должны были развивать вес не 1000 кг, а 850 кг, и в итоге Mazda смогла разогнаться до 830 кг. В сочетании с их роторным двигателем Ванкеля, обеспечивающим лучший расход топлива по сравнению с другими автомобилями с балластом, с наступлением ночи они оказались на сильной четвертой позиции.
Mercedes выглядел комфортно впереди, но с приближением воскресенья их гонка начала распадаться. № 31 приходилось несколько раз питаться ямами, чтобы исправить проблему с коробкой передач, что стоило 9 кругов и бросало его вниз по полю. Затем № 32 выпал, когда он наехал на обломки; Удар повредил опору двигателя, и последующие вибрации привели к тому, что она погасла незадолго до рассвета. Поскольку №1 напуган падением своих товарищей по команде, Mazda, заняв второе место, увеличила темп, пытаясь попытаться сломать последний Mercedes. №31 был вынужден снова пройти пит-лейн из-за высокой температуры воды, а затем в полдень Ален Ферте привел на пит-лейн дымящийся №1, постигший ту же участь. Кронштейн генератора порезался, и при этом оборвался ремень привода водяного насоса. Однако, в отличие от их товарищей по команде, их двигатель перегрелся и не подлежал ремонту, и автомобиль, доминирующий в гонке, был отправлен в гараж на пенсию.
Оттуда Mazda так и не двинулась вперед и пересекла финишную черту с преимуществом в два круга над вторым местом, обеспечив удивительную и популярную победу. Это была первая японская машина, когда-либо выигравшая Ле-Ман, а также единственная машина без поршневого двигателя, когда-либо выигравшая это. Надежность Jaguar компенсировала их отставание в скорости, и британская марка заняла второе, третье и четвертое места, а оставшийся 31-й Mercedes восстановился и замкнул пятерку лучших.
22. Полет валькирии. Mercedes-Benz CLK-GTR. 1999
Неприятности для немцев начались еще до старта. В квалификации вдруг взлетел Mercedes-Benz CLK-GTR Марка Уэббера. У машины были проблемы с аэродинамикой — при движении в слип-стриме, особенно на неровных участках трассы, на переднюю часть CLK-GTR действовала избыточная подъемная сила.
Тем не менее, «трехлучевые» приняли решение стартовать в гонке. Зря. Всего через несколько часов Mercedes-Benz Питера Дамбрека неожиданно взмыл в воздух, совершил несколько сальто и приземлился уже за пределами трассы. Удивительно, но сам шотландский пилот отделался испугом, хотя легким его и не назовешь. Впечатляющий полет зафиксировали телевизионные камеры, и сегодня эффектное видео можно легко отыскать в YouTube.
И хотя жертв и разрушений удалось избежать, сразу после аварии Mercedes-Benz немедленно снял с гонки оставшиеся экипажи. От греха подальше.
20. Вив ля Франс! Peugeot 905. 1993
Парадокс — самая французская в мире гонка самим французам покорялась не так уж и часто. Достаточно сказать, что британские и немецкие команды добыли на Сартэ больше побед, нежели доморощенные бренды. Тем сильнее в Ле-Мане болеют за своих, а в случае успеха — так и вовсе сходят с ума.
Так было и в 1993-м, когда спортпрототипы Peugeot 905 оккупировали три верхние строчки по итогам 24-часовой карусели
И пусть в тот год у заводской команды Peugeot-Talbot Sport, возглавляемой, к слову, небезызвестным Жаном Тодтом, по сути, не оказалось серьезных соперников — неважно. Вся Франция в тот летний день не спала до утра, празднуя победу своих!
Самый первый раз. Chenard-Walcker. 1923
Тогда все было иначе. Вместо ровного как стекло асфальта — слегка выровненная грунтовка, вместо стационарных трибун — временные. Правила — и те читались совершенно иначе. Изначально почетный кубок от фирмы Rudge Whitworth планировали вручать экипажу, который преодолеет наибольшее расстояние по итогам… трех ежегодных гонок подряд!
К счастью, достаточно быстро довольно абсурдный регламент упразднили. Зато герои у первого Ле-Мана были самые настоящие. Только взгляните на Chenard-Walcker 3 litre Sport, на котором Андрэ Легаш и Рене Леонар первыми пересекли финишный створ 27 мая 1923 года, ровно сутки спустя после старта.
К слову, ни Андрэ, ни Рене не являлись профессиональными пилотами, а работали простыми инженерами-технарями на фирме Chenard-Walcker. Всерьез гонять вот на такой посудине?! Ну разве не герои они после этого?!
Старт пешком. Жаки Икс. 1969
Старт типа «Ле-Ман» — неотъемлемая часть шарма французской гонки. По сигналу стартера пилоты бегут через прямую к своим машинам, на ходу заводят моторы и уходят на трассу. Поистине зрелище, которое невозможно забыть. Чтобы гонщикам удобнее было запускать двигатели, Porsche даже расположила замок зажигания слева — правой рукой одновременно втыкалась первая передача в коробке. Отчаянная борьба за мгновения приводила к тому, что пилоты пренебрегали ремнями безопасности и организаторы закрывали на это глаза. До поры…
Вот этот кадр в свое время облетел все спортивные газеты мира. Сигнал стартера, давшего отмашку 24-часовой гонке 1969 года уже прозвучал, все пилоты стремглав несутся к машинам и только один из них неспешно, сохраняя чувство собственного достоинства, идет к автомобилю пешком. Так бельгиец Жаки Икс протестовал против пренебрежения правилами безопасности.
Как же он был прав! Не пройдет и пяти минут, как один из торопыг — частник Джон Вульфи, «забывший» пристегнуться, насмерть разобьётся на своем Porsche 917. А никуда не спешивший Икс сутки спустя преодолеет финишный створ победителем.
Кстати, начиная со следующего года, старт типа «Ле-Ман» отменили.
Шампанского — всем! Дэн Герни. 1967
Мы уже привыкли — после финиша пилоты скачут по пьедесталу, обливаясь шампанским. Многие не сомневаются — этой веселой и мокрой традиции уже сто лет в обед. Но это не совсем так. На самом деле, вплоть до 1967 года никто не устраивал душ из игристого. Первым же стал американский пилот Дэн Герни.
После победного для себя финиша 24-часовой гонки в Ле-Мане Герни, выступавший за рулем Ford GT40, увидел в толпе у пьедестала Генри Форда Второго. Желая разделить радость победы с хозяином «Голубого овала», Дэн хорошенько встряхнул трехлитровую бутыль Moet Chandon и щедро обдал Форда благородным напитком.
17. Все своё! Жан Рондо. 1980
Среди победителей Ле-Мана немало французов, да и местные автомобильные бренды не раз праздновали успех на трассе Сартэ. При этом достижение Жана Рондо уникально и, весьма вероятно, так и останется единичным.
Ведь в 1980 году этот француз одержал победу в Ле-Мане, выступая на автомобиле собственной конструкции! Конечно, во многом этот результат стал счастливым стечением обстоятельств.
В тот год Porsche решила не посылать на гонку заводскую команду, а сильнейшей из клиентских экипажей Жаки Икс-Райнольд Йост преследовали технические неполадки. И, тем не менее, победа есть победа!
21. Серийный чемпион. McLaren F1. 1995
«Больше всего на свете мне не хотелось, чтобы на моей машине участвовали в настоящих гонках!» Слова Гордона Марри, человека, подарившего миру McLaren F1, не стоит считать пафосной бравадой. До опыта с дорожным гиперкаром Марри создавал Brabham и McLaren в настоящей Формуле 1, так что как никто другой южно-африканец знал — разница между спортивной и гоночной машинами колоссальная.
Другое дело, что покупатели сверхбыстрых и сверхдорогих McLaren F1 заваливали штаб-квартиру фирмы просьбами подготовить версию модели для кольцевых гонок… И, как оказалось, Марри зря боялся — уже первый выход в большой гоночный свет оказался для его детища чемпионским. В 1995-м экипаж Янник Дальма-Юрки-Ярви Лехто-Масанори Секия привел McLaren F1 LM к первому месту.
18. Быстрее не бывает! Welter Project 400. 1988
Необычайная притягательность Ле-Мана не только в захватывающих дух поединках великих пилотов и команд. Прелесть гонки и в шансе отличиться для простых смертных. Причем речь не только о разнообразии классов, но и просто о любопытных достижениях. Наверное, немногим известно, что рекорд максимальной скорости на трассе Сартэ принадлежит не Ferrari, Porsche или Jaguar, а команде Welter Racing — детищу бывшего главного дизайнера Peugeot Жерара Вельтера. Аэродинамически изощренный прототип WM P88 с 3-литровым мотором Peugeot, созданный, что называется, в свободное от основной работы время, на гонке 1988 года установил скоростной рекорд.
В конце прямой «Мульсанн» ему намерили 405 км/ч! И неважно, что в поворотах WM P88 был практически неуправляемым, да и до финиша в итоге прототип не добрался, зато установленный рекорд — это уже на века. Ведь модернизированная из соображений безопасности конфигурация трассы даже современным спортпрототипам не позволяет разогнаться быстрее четырех сотен…