– Расскажи, как вы искали автомобили, и посоветуй нашим читателям, как не стать жертвой угонщиков.
– Хм. В нашей беседе я, конечно, не смогу рассказать обо всех моих способах поиска автомобилей для угона, а также способах защиты автомобиля от кражи. Ведь известно, что 100-процентной защиты от угона не существует. Например, если на машину поступит заказ, то вряд ли ее спасут новомодные спутниковые сигнализации, платные парковки и бронированные двери гаража.
Как я уже сказал, лично я со своими «коллегами» искал японские авто с системой бесконтактного доступа, которая позволяет владельцам снимать машину с охраны без использования ключа. Обычно эта система работает с помощью бесконтактного ключа, похожего на обычный брелок для ключей, который передает в радиоэфир слабый радиосигнал.
Если вы находитесь от автомобиля не на близком расстоянии, то охранный комплекс машины не может поймать радиосигнал ключа. В итоге машина остается закрытой (под охраной). Когда вы подойдете ближе, то сигнализация поймает сигнал и автоматически снимет машину с охраны. Когда же вы снова выйдете из автомобиля и отойдете от нее, то автомобиль автоматически встанет под охрану.
Мы использовали специальное радиооборудование, которое купили через Интернет в Китае. Это оборудование представляет собой два мощных сканера с совмещенными усилителями радиосигнала. Смысл угона с помощью этого оборудования прост. Нужно найти автомобиль с бесконтактной системой доступа (обычно в таких машинах нет замка зажигания, а двигатель запускается с кнопки) и его владельца с ключом, выдающим в эфир слабый радиосигнал.
Далее с помощью ретранслятора этот сигнал передается на другой радиоприемник, который должен находиться рядом с машиной жертвы. В итоге сигнализация машины распознает родной сигнал ключа и открывает автоматически двери. Все – доступ в машину открыт. Причем ее можно завести. Правда, в этом случае нельзя глушить двигатель. Иначе все нужно начинать сначала. Естественно, как только вы уехали на угнанном авто, вы уже не сможете повторить процесс ретрансляции.
Как я уже сказал, чаще всего мы промышляли по подмосковным пляжам, где ничего не подозревающие хозяева японских автомобилей загорали и купались. Мы же устраивали целые концерты, чтобы приблизиться к таким владельцам машин и снять сигнал с их ключа. И у нас это неплохо получалось. Но сами знаете, что, сколько веревочке ни виться, конец рано или поздно всегда будет.
Так и у нас в один прекрасный день все закончилось. Нас взяли с поличным прямо в гараже-отстойнике, где рядом стояло еще 4 машины. Не буду вдаваться в подробности, как нас вычислили, но скажу одно – что у любого угонщика рано или поздно карьера завершается именно таким образом. И когда я этим занимался, я это прекрасно осознавал.
Способы угона
Чаще угонщики машин профессиональные взломщики, умеющие считывать радиосигнал ключа. Но есть любители выманивать водителя из автомобиля.Сегодня десятки всевозможных средств и способов угнать транспортное средство:
- воспользоваться кодграббером;
- угон с помощью Smart key;
- взломать электронную систему;
- при помощи автосервиса или дилера;
- при продаже машины;
- с помощью эвакуатора;
- с помощью отмычки или разбития стекла;
- применение насилия или воровство ключа.
Опасное место, откуда ночью угоняют машину, парковка возле жилого дома. Днем остерегайтесь парковок у торговых центров. Любимый транспорт преступников русские, японские и корейские автомобили.
Рейтинг угоняемости автомобилей
десятку самых угоняемых автомобилей на территории России:
- АвтоВАЗ. Несмотря на то, что основную долю авторынка в России занимают зарубежные модели, продукция российского автопрома активно покупается автомобилистами. Из-за отсутствия передовых систем защиты такие транспортные средства часто оказываются под угрозой угона. Возглавляет рейтинг продукция АвтоВАЗ, а конкретно, линейки «Самара» и «Лада». Зачастую воры рассматривают модели возрастом 3-10 лет, которые находятся в хорошем состоянии и подлежат для дальнейшей реализации.
- Hyundai Solaris. В последнее время авто корейского производства пользуются большим спросом на российском рынке. Они выделяются надежностью и отказоустойчивостью, стильным дизайном, технологичностью и доступностью. Но эти преимущества делают их востребованным решением для автоугонщиков. Поэтому на втором месте списка находится корейская модель Hyundai Solaris, которая не имеет серьезной системы безопасности для защиты от взлома. Опытный взломщик сможет вскрыть автомобиль буквально за 30-60 секунд.
- Kia Rio. Еще один продукт корейского автопрома без должной защиты, который попал в тройку самых угоняемых авто в России на 2020 год. Для угона машины злоумышленники используют те же инструменты, что и при попытках украсть Соларис. Основная причина частых угонов – перепродажа запасных частей или использование в качестве двойников. Kia Ria продается по невысокой цене, особенно после продолжительной эксплуатации в условиях российских дорог, поэтому она становится интересным объектом для преступников.
- Toyota. Ассортимент компании Toyota представлен несколькими линейками бюджетных и премиальных авто, которые привлекают автоугонщиков. В зоне высокого риска оказываются модели Corolla, Camry, RAV 4 и другие выпуски, в которых используется бесключевая технология доступа. Чтобы исключить потерю транспортного средства, следует оснастить его дополнительными средствами безопасности.
- Mazda. На 5-м месте рейтинга самых угоняемых авто на территории России находятся представители японского автопрома Mazda CX 5, Mazda 3 и Mazda 6. Модели выглядят стильно, изготовлены по передовым стандартам автомобилестроения, но не обладают требуемой степенью защиты от взлома, поэтому оказываются под угрозой угона. Для повышения безопасности машину можно оснастить дополнительными противоугонными системами. Японские автомобили отличаются дороговизной и элегантностью, поэтому их часто воруют для дальнейшей реализации.
- Renault Logan. Является популярным седаном на российском рынке, но практически не имеет охранной системы. Если оставить машину на неохраняемой парковке или в другом потенциально опасном месте, она может быть взломана злоумышленниками за несколько минут. Модель не дорогая, но ее часто угоняют для разборки на детали и перепродажи на вторичном рынке. Также найти краденную машину среди большого количества идентичных вариантов и плохой узнаваемости достаточно сложно.
- Ford. Автомобили Ford Focus и C-Max занимают седьмое место в списке самых угоняемых. По уровню защиты они сопоставимы с предыдущей моделью, поэтому становятся уязвимыми к угону.
- BMW, Honda, Mitsubishi. Являются представителями элитного сегмента с хорошими системами безопасности. Однако из-за дороговизны комплектующих такие машины нередко угоняются преступниками с целью перепродажи на вторичном рынке.
- Lexus. На 9 месте в рейтинге похищаемых машин разместились модели Lexus XL и SL. На территории Российской Федерации эти автомобили встречаются достаточно часто, и их угоняют из-за элегантного внешнего вида и недостаточной защиты от взломов.
- Land Rover. Завершает список английский внедорожник премиум-класса Land и Range Rover. Эти элитные автомобили воруются для конкретного заказчика, после чего они легально продаются в других частях страны.
Каско или маячок
Лучшим вариантом защиты от угона страховщики считают полис каско
Однако Андрей Курчанов обратил внимание, что подавляющее число страховок не покрывают полную стоимость автомобиля
«После угона страховая выплачивают с амортизацией только до 80% стоимости автомобиля. Чаще не сразу, а после закрытия уголовного дела — на это уходит до двух месяцев», — отметил он.
Кроме того, чем ближе автомобиль к «зоне риска», тем выше стоимость страховки у некоторых страховщиков.
«Стоимость страховки зависит от страховой компании. Если у нее есть обоснованный повод верить рейтингу, то да. Проблема, на мой взгляд, в том, что этих рейтингов сейчас очень много. И у всех они разные. Потому что выборка неодинаковая. Например, операторы спутниковых систем составляют рейтинги из своих клиентов. А это не есть большинство», — поделился своими наблюдениями с «Известиями» Константин Сорокин.
Берут что подешевле
Фото: РИА Новости/Нина Зотина
Поэтому популярные у угонщиков машины стоит дополнительно защитить. Например, установкой маячков.
«Хорошо, если есть GSM-маячок на автономном питании, который показывает место положения машины. Главное — спрятать поглубже, например в лонжерон или докатку. Но каждое действие имеет противодействие — злоумышленники могут воспользоваться глушилкой. К тому же угнанные машины оставляют на месяц в «отстойник», чтобы немного улеглась суета с ГИБДД и «сели» всевозможные маячки. Поэтому искать машину лучше по горячим следам», — рассказал эксперт по противоугонным системам, пожелавший остаться неназванным.
Причины угона автомобилей
Самые неугоняемые автомобили
Изучая статистику угона автомобилей, можно четко определиться с наименее часто угоняемыми моделями. В этот класс входят достаточно редкие на нашем рынке экземпляры, потому что их потом сложно реализовать. Запчасти от них тоже не пользуются спросом, поскольку они достаточно надежны. Среди таких автомобилей можно выделить ТОП таких авто, согласно статистике угонов в регионах России.
Одина из наименее угоняемых моделей – Volkswagen Tiguan, поскольку этот кроссовер не пользуется популярностью, при этом остается достаточно надежным. Это проводит к тому, что владельцы этого автомобиля получают скидку во многих страховых агентствах РФ.
Интересно, что нечасто угоняют еще один кроссовер — BMW X3. В то же время, многие седаны БМВ неизменно входят в группу риска, достаточно вспомнить культовый фильм «Бумер». Причины те же, что и у Фольксвагена – дороговизна и надежность машины, угонщикам сложно реализовать её, а разбирать на запчасти практически не имеет смысла.
По тем же причинам к наименее угоняемым автомобилям относятся кроссоверы Volvo XC60, Range Rover Evoque и семейное авто Skoda Octavia, не смотря на то, что у своих производителей – это самые продаваемые модели. Еще один редко угоняемый автомобиль — Skoda Rapid, но причина здесь, скорее в том, что он недавно вышел на рынок и не успел набрать достаточной популярности.
Неожиданно в рейтинг попала Лада Калина. Причина – недостаточная популярность этой модели, при том, что она редко ломается и запчасти тоже не пользуются достаточным спросом.
Методы защиты от угона
Штатные противоугонные системы не обладают достаточной надёжностью, чтобы остановить профессиональных угонщиков. Но ежегодно на рынке появляются всё новые комплексные системы с расширенным функционалом, над взломом которых нужно основательно поработать. Но никакая защита не поможет, если угон совершается в ночное время, когда скорость реагирования на тот же спутниковый сигнал невелика, что позволяет злоумышленникам или отключить противоугонные средства, или доставить авто в оборудованный гараж, где найти его уже не удастся.
Поэтому защита должна быть многофункциональной, средствами безопасности нужно оснастить как само транспортное средство, так и гараж. Платная стоянка существенно снижает риски угона, как и установка видеонаблюдения, если авто ставится во дворе.
Установка нескольких противоугонных средств на машину (на силовой агрегат, коробку передач), а также средств блокировки колёс служит тем же целям. Дорого, но вы будете спать спокойно. Большой популярностью пользуется скрытый монтаж спутниковых систем слежения.
Словом, принцип надёжной защиты от кражи автомобиля понятен: чем сложнее система, чем больше в ней нестандартных компонентов, тем больше шансов, что угонщик оставит в покое вашу машину или вы сможете оперативно отследить маршрут её передвижения.
Есть ли защита?
Несмотря на закрепившийся в народе стереотип «если автомобиль приглянулся угонщику, он будет угнан», среди регистрируемых сегодня фактов угона велик процент случаев, которых легко можно было избежать.
ugon4
Фото: Depositphotos/miroslav110
Так, например, по наблюдениям эксперта «Угона.нет» Алексея Курчанова, около 80% угнанных авто не были оборудованы ничем, кроме штатной или недорогой малоэффективной сигнализации, подверженной взлому электронной отмычкой.
«Основная причина угона, — добавляет Алексей, — фатализм, равнодушие или недоверие к системам защиты со стороны самого владельца. Либо неграмотный выбор охранных устройств, в чем тоже нередко прослеживается вина владельца».
Задачей-минимум для охранного комплекса сегодня считается уже не столько стопроцентная защита от действий угонщика, сколько возможность «растянуть время», сделать процесс хищения сложным и невыгодным.
По мнению специалистов «Угона.нет», в числе наиболее сложных и эффективных способов защиты, позволяющих с высокой вероятностью сохранить автомобиль, — связки криптостойких электронных систем с электромеханическими компонентами. Компоновка комплекса зависит от «рисковости» автомобиля и условий его хранения, а разброс цен — от 30 до 150 тыс. рублей за эффективный механизм защиты. Не стоит пренебрегать и современными спутниковыми системами сигнализации.
Специалисты и знатоки охранных комплексов сходятся в одном: каким бы совершенным ни был инструмент электронной защиты, эффективность его работы в связке с механическими устройствами и более надежное хранение машины как минимум не навредят ответственному автовладельцу.
Номер один. Отечественный лидер
Неудивительно, что рейтинг угоняемых машин возглавляет марка Lada — в истории России она ещё не уступала этого сомнительного первенства ни одной иномарке. Причина проста и заключается в её лидирующем месте по продажам и по числу поставленных на учёт транспортных средств. А номером один среди конкретных моделей является заслуженный «ветеран» ВАЗ-2106. Автомобиль привлекает злоумышленников отсутствием серьёзных охранных систем, а также простотой запуска мотора без специальных инструментов. После угона «Жигули» обычно разбирают на запчасти, хотя есть небольшая вероятность того, что за дело взялись обычные хулиганы и через пару дней машину удастся найти брошенной в пределах города.
Второе место занимает очень похожий автомобиль — ВАЗ-2107, который также относится к «классическому» семейству. Хотя такие машины могут быть относительно новыми, они редко оснащаются дорогими «противоугонками» и также становятся чрезвычайно лёгкой добычей злоумышленников. Вошла в топ угоняемых машин и рестайлинговая «Самара» ВАЗ-2114, занявшая третье место. А вот её предшественник ВАЗ-2109 смог выйти только на пятую позицию, хотя пару лет назад именно этот автомобиль замыкал первую тройку.
Защитные средства
Доступны несколько вариантов защиты от угона. Это такие эффективные средства как:
- замки рулевого колеса;
- выключатели зажигания;
- замки для отключения педалей;
- замки переключения передач (предотвращают переключение передач);
- замки колес (отпугивают потенциальных воров).
Устройства для отслеживания транспортных средств также становятся в России все более популярными. Такие устройства можно активировать при краже автомобиля. Это поможет полиции быстро отследить местонахождение угнанного авто.
Можно использовать замки, которые не позволяют преступникам поднять капот, а также добраться к рулевой колонке автомобиля.
Средний ценовой класс — список автомобилей для угона расширяется
В среднем классе можно поговорить о сотнях моделей, которые с удовольствием и удивительным постоянством угоняют российские умельцы взлома чужого имущества. Именно этот класс можно назвать самым популярным среди угонщиков. Это утверждение можно посчитать несправедливым, ведь машины этого ценового сегмента занимают порядка 60% всего автомобильного мира страны. Тем не менее, есть определенные флагманы, которые угонщики любят больше всего. Речь идет в большинстве случаев о таких моделях угоняемых машин:
Hyundai Solaris — прекрасный недорогой седан с хорошей внешностью и привлекательностью для криминальных звеньев общества;
- KIA Rio — практически родной брать Соляриса, который имеет столь же простое устройство замков и хилую степень защиты;
- Mazda 3 первого и второго поколений — машины, которые можно вскрыть с помощью отвертки;
- Ford Focus — популярный автомобиль с достаточно слабой защитой, но зачастую оснащенный продвинутыми сигнализациями других производителей;
- Honda Accord — отличная машина, на которую у угонщиков проснулся неутолимый аппетит несколько лет назад;
- Toyota Corolla во всех моделях и комплектациях также является популярной добычей для охотников за чужим транспортом.
Нужно сказать, что последние две модели автомобилей прекрасно защищены, но часто заводская защита обходится с помощью профессионального оборудования. Угонщики также не остановили развитие своего технического арсенала на уровне продукции АвтоВАЗа, можно встретить специалистов, упакованных невероятным оборудованием. Потому гарантировать безопасность машины сегодня не сможет ни одна самая современная сигнализация. Лучше оснастить авто другими средствами защиты в виде хорошего замка на КПП, современных иммобилайзеров помимо заводского оборудования для защиты транспорта.
Какую сигнализацию поставить на Ладу Гранту?
После покупки автомобиля, пусть даже не всегда нового, хочется сохранить ее в своих руках, уберечь от нападения хулиганов, от воровства или порчи. Учитывая тот факт, что машина стоит не дешево, целесообразно ставить защиту от угона на примере автосигнализации. Мы уже рассматривали защиту автомобиля от угона таким устройством как иммобилайзер для Лады Гранты. Почитать про ее настройку и для чего она нужна можно здесь. Конечно же автомобильная сигнализация не дает 100% гарантии от угона или вскрытия, но делает барьер злоумышленнику (согласитесь, сирена и мигающие огни приведут вора в неловкое положение)
Задача сигнализации — привлечь ваше внимание и внимание окружающих
Самым простым и лучшим решением в плане безопасности будет если вы доверите выбор, установку и настройку сигнализации профессионалам. Специалисты учтут все ваши пожелания, выберут оптимальный вариант да еще дадут гарантию.
Рейтинг ТОП-30 угоняемости автомобилей в России за 2020 год
Данный рейтинг позволит вам понять, находится ли ваш автомобиль в опасной зоне. Автоугонщики чаще всего работают с плохо защищенными автомобилями: в основном это российский автопром, так как системы защиты там крайне плачевны. Также преступники очень любят автомобили, набравшие массовую популярность типа Соляриса, Рио и прочих авто бюджетного сегмента.
Рейтинг ТОП 30 самых угоняемых авто:
Автомобиль | Количество угонов |
Lada 2106 | 332 |
Lada 2107 | 303 |
Lada Samara | 259 |
Toyota Corolla | 250 |
Lada 2109 | 248 |
Ford Focus | 247 |
Lada Priora | 217 |
Mazda 3 | 207 |
Toyota Camry | 194 |
Kia Rio | 190 |
Hyundai Solaris | 176 |
Lada Granta | 143 |
Lada 2110 | 143 |
Toyota Land Cruiser | 139 |
Renault Logan | 135 |
Lada Priora (хэтч) | 128 |
Toyota Rav4 | 120 |
Lada 2107 | 116 |
Lada 2112 | 114 |
Lada 2104 | 109 |
Toyota Land Cruiser | 109 |
Daewoo Nexia | 106 |
Mazda 6 | 100 |
Mitsubishi Lancer | 96 |
Renault Duster | 96 |
Lada 2115 | 95 |
Nissan Teana | 94 |
Renault Sandero | 89 |
Lada Niva | 88 |
Land Rover Evoque | 81 |
Как ни странно, в таблицу не попали автомобили премиум-сегмента. Это объяснимо тем, что таблица составлена на основе количества угонов. Если бы она предполагала процентное отношение угнанных автомобилей ко всем имеющимся, то здесь было бы множество современных джипов, заряженных седанов и прочих премиальных авто.
Автомобили премиум-сегмента, как правило, угоняют только профессионалы
Ниже представлен список удельного веса угонов за 2020 год. К примеру, из 1000 Nissan GT-R были угнаны 9,9:
- NISSAN GT-R — 9,9;
- BRILLIANCE H530 — 7,7;
- GAZ M21 — 4,8;
- LEXUS ES — 4,6;
- BMW M5 — 3,9;
- LEXUS LX — 3,9;
- LAND ROVER — 3,6;
- MAZDA CX-5 — 3,4;
- LEXUS NX — 3,4;
- PORSCHE PANAMERA — 3,3;
- TOYOTA LAND CRUISER 200 — 3,3;
- HONDA PILOT — 3,2;
- CADILLAC ESCALADE — 3,1;
- KIA QUORIS — 2,8;
- INFINITI QX/OX80 — 2,8;
- BMW M3 — 2,8;
- LAND ROVER R.R. SPORT — 2,8;
- MERCEDES VANEO — 2,7;
- LAND ROVER R. R. EVOQUE — 2,7;
- INFINITI FX/QX70 — 2,6;
- JAGUAR XF — 2,6;
- BMW SERIES 6 — 2,4;
- JAGUAR XI — 2,4;
- TOYOTA CAMRY — 2,4;
- LAND ROVER DISCOVERY — 2,3;
- HYUNDAI GRAND SANTA FE — 2,2;
- MERCEDES S-CLASS COUPE — 2,2;
- HYUNDAI SOLARIS — 2,2;
- MERCEDES G-CLASS — 2,1;
- INFINITI EX/QX50 — 2,1.
Статистика 2020
Представленный нами рейтинг наибольшего числа угнанных моделей авто среди марок составлен по данным ГИБДД.
- Lada – 31% всех угонов, что составляет порядка 8,5 тысяч машин. Продукция АвтоВАЗ, ввиду количественного преобладания на дорогах, традиционно лидирует в рейтинге самых угоняемых автомобилей, также большому количеству угонов способствует изученность штатных систем. К тому же большинство владельцев Lada ограничиваются самыми простыми сигнализациями, взломать которые можно обычными кодграбберами.
- Toyota – 16%.
- Hyundai – 7%.
- Kia – 6%.
- Nissan – 5%.
- Mazda – 4%.
- Renault – 4%.
- Ford – 4%.
- Mitsubishi – 3%.
- Honda – 3%.
- BMW – 3%.
- Mercedes – 3%.
- Volkswagen – 2%.
- Chevrolet – 2%.
- Lexus – 2%.
- Land Rover – 2%.
- Audi – 2%.
- Daewoo – 1%.
- Infinity – 1%.
- Газ – 1%.
Можно с уверенностью сказать, что в 2020 и даже 2020 первое место в рейтинге также останется ВАЗами. Заметим, что в 2014 и в 2015 годах Lada и Toyota также занимали первые две строчки статистики. Есть рост частотности угонов авто марок Hyundai и Kia, но в ближайший год подвинуть Toyota со второго места они точно не смогут. Традиционно наибольший риск угона машины в Московской и Ленинградской областях, Москве и Санкт-Петербурге в частности.
Показатели
Рассматривая все показатели, важно знать марки и модели тех авто, которые крадут чаще всего и как с ними поступают похитители в дальнейшем. Помимо этого, интересно узнать те статистические показатели, которые имеются по годам, чтобы отследить, куда двигается криминогенная обстановка с угонами автомобилей в России
По годам
Рассматривая данные Росстата по годам, цифры краж выглядят следующим образом:
- В 2014 году количество угонов составило 39.253 единицы.
- На 2015 год пришлось 36.203 краж.
- К 2016 их стало 33.859.
- В 2017 уменьшилось до 26.441.
- В 2018 – 21.112 хозяев лишилось своих авто.
Как видим, количество угонов сокращается уверенными темпами, хотя все еще и остается довольно высоким. А вот раскрываемость не всегда утешает хозяев авто. Так как практически 2/3 преступлений остаются нераскрытыми.
По регионам
По регионам наиболее неблагополучно выглядят следующие города и области:
- Москва, Санкт-Петербург и Центральный Федеральный округ в целом. На них приходится более 1/3 всех краж.
- Северо-Западный федеральный округ – это 21,8%.
- В Сибирском ФО – 10,8%.
- В Приволжском ФО – 8,6%.
- В Южном ФО всего наблюдается 7,8%.
- Уральский ФО демонстрирует – 7,6%.
- Дальневосточный ФО показывает меньший показатель в 5,3%. Является одним из наиболее благополучных регионов с точки зрения совершения этого типа преступления.
- Северо-Кавказский ФО 1,6%.
Что касается статистических данных о городах России, то наиболее тяжело обстановка с угонами выглядит в следующих мегаполисах и крупных населенных пунктах:
- Возглавляет рейтинг, как это ни странно, именно Санкт-Петербург. Он обогнал в этом плане Москву. От общего количества украденных машин именно в этом мегаполисе было угнано 0,28 %.
- На втором месте идет Кемерово – 0,27%.
- Третий город по неблагополучию с точки зрения сохранности личного транспортного средства – Москва с показателем в 0,24%.
- Четвертым в рейтинге идут Мурманск и Новосибирск. Здесь угоняют от 0,22% до 0,21%.
- Пятое место делят между собой Владивосток и Оренбург – по 0,19%.
- Незначительно отстает Новгород – 0,18%.
- За ним следует Самара. В этом городе угоняют приблизительно 0,11% от всех авто.
- С существенным отрывом от Самары следует. Тут воруют около 0,07% всех автотранспортных средств.
По маркам и моделям
Что касается наиболее популярных марок, то статистика по угонам разных моделей дает следующие данные:
- На первом месте по такой негативной популярности находится ВАЗ. Причем, что интересно, эти авто держат уверенное лидирующее место на протяжении многих лет. Чаще всего их угоняют для того, чтобы разобрать на запчасти и продать таким образом.
- Второй по популярности машиной является Тойота. Она пользуется спросом как у автовладельцев, так и у угонщиков. Часть перепродается на «черном рынке», а другая разбирается на комплектующие.
- Третье место за Hyundai. Благодаря тому, что эта марка стала производиться за 10 лет в больших объемах, ее стало больше у населения. А это негативно повлияло на статистику краж.
- Четвертое место за маркой KIA.
- Пятое за Nissan. И несмотря на то, что авто достаточно надежно защищено от взлома, все же некоторые модели часто попадают в объявления розыска.
Как они это делают?
Способов угнать автомобиль достаточно: от простых и примитивных с использованием механических инструментов, до изощренных, связанных с кибератакой на охранную систему машины.
ugon2
Фото: TASS/DPA/Axel Heimken
Наиболее распространенный способ проникновения в машину — взлом дверных замков и замка зажигания так называемыми проворотами, а также банальное выбивание стекол. К более тонким и профессиональным приемам взлома относят использование электронных устройств или ретрансляторов, с помощью которых злоумышленники обманывают охранную сигнализацию автомобиля.
Есть и другие изощренные варианты, хотя, по словам эксперта ГК «Цезарь Сателлит», как и в любой профессиональной деятельности, связанной с рисками, преступники прежде всего руководствуются не изощренностью или редкостью метода, а его эффективностью.
«Сегодня угоны — хорошо поставленный бизнес с серьезными оборотами. Помимо людей, которые непосредственно крадут машины, «работает» целый коллектив специалистов, которые изготавливают фиктивные документы, оборудование для угонов, перебивают номера на угнанных машинах или разбирают на запчасти, — комментирует эксперт. — Современный автомобиль — это большое электронное устройство, компьютер. Поэтому популярны сегодня те способы угона, которые позволяют его эффективно открыть, перепрограммировать и использовать».
Среди наиболее распространенных способов такого угона эксперты выделяют «прописывание» новых ключей. Злоумышленник проникает в автомобиль и с помощью особого устройства внедряет свой ключ или имитатор в память штатной охранной системы. Как только ключ прописан, автомобиль воспринимает его как оригинальный и больше не противостоит угону.
ugon3
Фото: РИА Новости/Константин Чалабов
Другой способ называют «удочкой», или «длинным ключом», и он применяется злоумышленниками на парковках. По сути, это — устройство-ретранслятор для поимки сигнала с бесконтактного ключа-метки. Чтобы угнать автомобиль таким методом, необходимы два человека.
«Один модуль устройства находится у злоумышленника, который остается рядом с машиной на расстоянии 30–50 см, а второй элемент «путешествует» вместе с сообщником за владельцем машины. При включении ретранслятора через цифровой канал передачи данных на принимающий модуль уходит сигнал от ключа-метки. Машина воспринимает эту команду, как свою, и открывает двери преступнику. Такие «удочки» могут передавать сигналы на расстояние до 1 км», поясняют в ГК «Цезарь Сателлит».
Кроме того, существуют устройства, способные полностью подменять штатный ключ автомобиля, а также девайсы-грабберы, которые «подслушивают» частоту передатчика брелока сигнализации в момент постановки автомобиля на сигнализацию и воспроизводят ее. В такой схеме «слушающие» сигнал угонщики, как правило, находятся неподалеку, в припаркованной машине.
Кажущаяся сложной работа по взлому и похищению автомобиля приносит злоумышленникам и результат, и прибыль. Разумеется, чем дороже и ликвиднее на рынке автомобиль-жертва, тем быстрее и проще окупаются усилия угонщиков.
Где ведётся подсчёт?
Вся информация, предоставляемая службой ГИБДД, которая касается автоугонов, периодически дорабатывается и обновляется. При этом существует единая база данных, которая отражает текущую ситуацию.
Благодаря собранной информации сотрудники ГАИ предпринимают соответствующие меры, позволяющие снизить криминогенность отдельных территорий. Это производится путём выявления факта автоугона непосредственно на месте преступления или же при попытках похищения благодаря встроенной скрытой противоугонной системе, установленной в автотранспорте.
Что касается Московского региона, то посмотреть интересующую информацию можно, например, на интернет-портале Управления ГИБДД. Указанные данные, впрочем, есть и на других, партнёрских, порталах, которые поддерживают связь с госучреждениями. Например, таких, как сайт «угона.нет». При этом к единой статистической базе подключены не только московские органы МВД, но и страхующие организации, а также пункты ТО, а значит, статус угнанного авто узнать труда не составит. Гораздо сложнее найти похищенное имущество и вернуть законному хозяину.
Тенденции угона
В целом, несмотря на все усилия правоохранительных органов, количество краж автотранспорта с каждым годом растёт. Раскрываемость, увы, составляет лишь 10%, при этом значительная часть найденных авто угнана не профессионалами, а чтобы «покататься», из хулиганских побуждений. Во Франции, например, этот показатель вдвое выше.
Отметим, что и у нас частота угонов была бы среднемировой, если бы мы сравнялись по показателю числа автомобилей на 1000 человек. У нас это 160 авто, в странах ЕС – 400 машин, а в США и вовсе 800.
Вторая тенденция, касающаяся статистики угона в ЛО и Санкт-Петербурге – стойкий рост краж иномарок по сравнению с автопродукцией отечественного производства. Стоит также отметить, что в числе самых угоняемых автомобилей в Санкт-Петербурге присутствуют как элитные дорогостоящие модели, так и относящиеся к бюджетному классу. Профессиональные угонщики неплохо оснащены технически, и для них вскрыть штатную систему защиты практически любого автомобиля не самого последнего поколения – дело нескольких минут.
И если вашу машину украли именно профессионалы, то надежд на то, чтобы получить её в целости и сохранности, немного. Чаще всего украденный автомобиль загоняется в оборудованный всем необходимым гараж, где в оперативном режиме осуществляется перебивка всех заводских номеров, после чего машину перегоняют в другой город или регион для продажи. Всё чаще угоняются конкретные модели с определёнными характеристиками, то есть осуществляется кража по заказу.
Существуют преступные группировки, специализирующиеся на угоне бюджетных авто, оснащённых откровенно слабыми противоугонными средствами или обходящиеся без них. Поскольку продать их сложнее из-за большого количества предложений, они идут на разборку. Б/у запчасти сейчас тоже стоят немало, особенно для самых ходовых иномарок, так что это тоже довольно прибыльный бизнес. В этом случае у бывшего автовладельца отсутствуют даже минимальные шансы на то, что его пропажу когда-нибудь найдут.
– В каких местах на общественных паркингах чаще всего угоняют автомобили?
– Как правило, большинство угонщиков предпочитает выбирать автомобили подальше от центральных входов в ТЦ или от входа в жилой дом/офисное здание. Чем дальше авто стоит от центральных мест, тем лучше. Поэтому советую всем автолюбителям стараться не ставить машину далеко от входов в здания где-нибудь с краю паркинга, как любят многие, полагая, что в таких местах меньше шансов, что кто-то повредит машину. Так-то оно так, но именно в таких местах вашу машину могут угнать. Если рядом с ТЦ, любым строением есть видеокамеры, то старайтесь парковать автомобиль в поле их зрения. В таком случае вероятность того, что угонщики позарятся на парковке именно на ваш автомобиль, минимальна.
Nissan Sentra
Не обходят угонщики вниманием и популярный седан от Ниссан – Sentra. За первое полугодие в Санкт-Петербурге было угнано 65 автомобилей, что составило 7% от всех угонов в городе
Воришки полюбили не новую модель знаменитого седана, который выпускается уже в восьмом поколении, а модели 2003-2010 года.
Это объясняется тем, что «немолодые» Сентры имеют естественно устаревшие ЭБУ и защиту, которую в 2020-м оказалось очень просто сломать. Водители по-прежнему пренебрегают механическими блокираторами, надеясь на штатные противоугонки.
Эксперты дают неутешительный прогноз: 99% из 100, что Сентра 2007 года будет украдена с питерского дворика, если ее оставить там на ночь.
Mazda 3
Mazda 3 угоняли в первом полугодии 2020 года с питерских стоянок 35 раз. Не последнюю роль играет несложная заводская противоугонная система, которую производитель не обновлял уже несколько лет.
Угонщики деактивируют штатный иммобилайзер Мазда 3 за 1-2 минуты. Сервисная противоугонка Scher-Khan-6, которая должна оповещать владельца о взломе, обеспечивает часть защиты и неплохо работает только вместе со штыревым блокиратором DRAGON.
Рулевой блокиратор задерживает угонщика, а Шерхан будит водителя. И возможность спасти свой автомобиль зависит только от владельца, насколько быстро он вызовет полицию или добежит до своей машины.