Половина не пройдет
С позицией «Справедливой России» по техосмотру согласен почетный адвокат России и лидер движения «Антипроизвол» Леонид Ольшанский. Юрист считает техосмотр избыточным бременем для водителей со стороны государства и приводит в пример пункт 2.3.1 ПДД, где сказано, что водитель и так берет на себя ответственность за отсутствие проверки исправности ключевых узлов автомобиля до начала движения.
— Убежден, что технический осмотр уже давно себя изжил. В начале в СССР, когда было ГАИ, он работал, потом появилось ГИБДД, и пролоббировали нынешний инструментальный контроль, который, по сути, превратился в бизнес с многочисленными техцентрами. А после того как ТО отдали страховщикам, он окончательно деградировал, превратившись в фикцию, которую автомобилистам нужно регулярно оплачивать. И потом, кто сказал, что сразу после техосмотра с автомобилем что-нибудь не произойдет: проедет машина несколько километров, к примеру, по кочкам — что-то отвалится и снова станет непригодной для эксплуатации или попадет в ДТП. И что в этой ситуации дает технический осмотр? — рассказал «Известиям» Ольшанский.
техосмотр
Фото: РИА Новости/Евгений Епанчинцев
По мнению собеседника, необходимо оставить техосмотр лишь для транспорта, занятого в пассажирских перевозках.
Проблема техосмотра отнюдь не в том, как его делают или подделывают, она куда фундаментальнее, отмечает автомобильный эксперт Сергей Ифанов. Он приводит статистику аналитического агентства «Автостат», согласно которой 58% автопарка страны (25,4 млн машин по ситуации на 1 января 2019 года) — это автомобили в возрасте более 10 лет. Причем тенденция ухудшается, в 2018 году этот же показатель составлял 54%.
— В очередной битве за техосмотр власти совершенно забывают одну простую истину — практически каждый второй автомобиль страны, если не сказать больше, не сможет легально пройти техосмотр без существенного вложения средств. И это уже старая болезнь. Нельзя взять лекала сытой Германии со столетней историей автомобилизации и примерить на Россию, где до сих пор ездят по дорогам автомобили 1980-х годов. И это отнюдь не раритеты, купленные для удовольствия, а старые «Жигули» и иномарки прошлого века, на которые россиянам хватило денег. Сейчас ужесточение техосмотра ни к чему хорошему не приведет, потому что денег на кондиционный ремонт у 60% автомобилистов, очевидно, нет, — заключил правозащитник.
Скорая помощь и режим труда
Одновременно с этим президент подписал ещё несколько указов, имеющих отношение к сфере автомобильного транспорта. Так, глава государства утвердил закон, ужесточающий наказание для водителей, отказавшихся пропустить машины скорой медицинской помощи и других экстренных служб с включёнными мигалками и сиренами.
Прежде за такое нарушение был предусмотрен штраф в размере 500 рублей. Теперь сумма взыскания увеличилась до 5000 рублей. Также предусмотрено лишение водительских прав на срок от трёх месяцев до одного года.
- РИА Новости
В дополнение к этому президент подписал закон, который вводит уголовное наказание за воспрепятствование деятельности медработников, повлёкшее тяжкий вред здоровью пациента. Наказание в этом случае составит лишение свободы на срок до двух лет, принудительные работы до двух лет или штраф до 80 тыс. рублей.
Если пациент скончался в результате этих действий, то речь пойдёт о тюремном заключении на срок до четырёх лет. Напротив, если вреда здоровью не будет, то нарушитель отделается штрафом в размере 4—5 тыс. рублей.
Руководитель Политической экспертной группы Константин Калачёв в беседе с RT отметил, что культура поведения водителей на дороге растёт, но остаются ситуации, когда «скорая помощь» с трудом пробивается через поток.
Вместе с тем он отметил, что важно широко распространять информацию об этом законе. Ещё один документ касается надзора с сфере профессионального водительского труда
Президент РФ подписал закон, вводящий административную ответственность для должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за нарушение установленного режима труда и отдыха водителей
Ещё один документ касается надзора с сфере профессионального водительского труда. Президент РФ подписал закон, вводящий административную ответственность для должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за нарушение установленного режима труда и отдыха водителей.
В настоящее время за подобное нарушение предусмотрена административная ответственность только для лица, управляющего транспортным средством для перевозки грузов и (или) пассажиров.
Новый закон вводит административное наказание за несоблюдение норм времени отдыха, что повлечёт для водителя штраф в размере от 1,5 тыс. до 2 тыс. рублей. Для должностных лиц санкция составит от 7 тыс. до 10 тыс. рублей, а для индивидуальных предпринимателей — от 15 тыс. до 25 тыс. рублей. Если нарушитель — юрлицо, то штраф вырастет до 20—50 тыс. рублей.
- РИА Новости
Кроме того, предусмотрено усиление ответственности за управление транспортным средством без тахографа или с нарушением установленных требований к его использованию, кроме случаев поломки аппарата. Штраф для водителей составит от 3 тыс. до 5 тыс. рублей (сейчас 1—3 тыс. рублей).
Должностные лица, допустившие машины без тахографа на линию, получат штраф в размере от 7 тыс. до 10 тыс. рублей (сейчас от 5 тыс. до 10 тыс. рублей). Если нарушение допустил ИП, размер взыскания составит от 15 тыс. до 25 тыс. рублей, для юрлиц — от 20 тыс. до 50 тыс. рублей.
Лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин полагает, что проблема с соблюдением режима водителей существует и следует построить систему с позитивными стимулами.
«Необходимо разобраться, почему нарушается режим. Необходимо ввести должностное лицо на каждом предприятии, которое будет отвечать за то, что будет случаться на предприятии. Ответственность должна быть персонифицирована», — заключил эксперт.
Проще разрубить, чем распутать
Впрочем, среди парламентариев нет единого мнения относительно будущего техосмотра. Думская фракция «Справедливая Россия» предложила кардинальное решение.
«Мы призываем раз и навсегда отменить техосмотр для легковых автомобилей за исключением такси, коммерческого и служебного транспорта, а вопрос состояния автомобиля урегулировать в Правилах дорожного движения. Ответственность за безопасность транспортного средства ляжет на автовладельцев напрямую, а деньги и время, которые они тратили на прохождение ТО, можно будет вложить в техническое состояние автомобиля», — призвали на специально созданном для этой инициативы сайте справоросы.
техосмотр
Оформление диагностической карты в одном из пунктов технического осмотра
Фото: РИА Новости/Виталий Аньков
По словам лидера партии Сергея Миронова, на пункте техосмотра водитель в любом случае получит диагностическую карту, даже если его машину посчитают непригодной к эксплуатации.
— Это только подтверждает, что техосмотр превратился в формальность, прикрывающую регулярный отъем денег у автовладельцев, — заявил Миронов.
Водители против техосмотра, а владельцы пунктов ТО против РСА
В ходе общественного обсуждения законопроект получил скорее отрицательную оценку. 2191 голос «против», 418 — «за». Автовладельцы считают, что это повлечет коррупцию и дополнительные финансовые издержки. По закону водитель и так обязан следить за исправностью автомобиля.
«Выгод и преимуществ не видно. Появятся большие очереди и запись на прохождение техосмотра. И кроме потери времени и денег, еще появится потеря нервов. Чтобы избежать этого, наиболее «креативные» будут лезть на техосмотр вне очереди, опять же уплачивая деньги за ускоренное обслуживание. А это уже взяточничество и коррупция».
«Если страховые компании принимают данную ситуацию, то они и несут материальные затраты. Это их коммерческий риск. А что касается работы техосмотра без аккредитации, то для этого существуют штрафы налоговой или незаконное предпринимательство по УК РФ».
Операторов техосмотра в законопроекте смущает только один пункт — ведение базы ЕАИСТО предполагается передать Российскому союзу страховщиков. «ЕАИСТО не может быть в руках частной организации — Союза автостраховщиков, который полностью дискредитировал себя, не только не противодействуя страховщикам ОСАГО в продажах диагностических карт, а фактически потворствуя им в этом», — пишет владелец пункта ТО. Разработчики законопроекта объясняют, что функции оператора ЕАИСТО РСА передают, чтобы не создавать дополнительной нагрузки для бюджета страны и в целях возможности интеграции АИС ТО с АИС ОСАГО.
В любом случае законопроект может быть изменен, впереди еще три слушания в Госдуме.
Дарья Турцева
ОбществоБизнесТранспорт
Половина автовладельцев покупают диагностические карты
То, что неисправность автомобиля может быть причиной ДТП, — почти недоказуемый факт, сетует генеральный директор «Таттехконтроля» Марат Ярмиев, отчасти это служит причиной беспорядка, который сейчас творится в сфере ТО.
— Машина выехала на полосу встречного движения и совершила ДТП. Пишут, что водитель не справился с управлением, не учел дорожных условий и так далее. Я ни разу не видел, чтобы написали, что причина ДТП — техническая неисправность, что автомобиль занесло из-за неравномерного торможения колес, — говорит Ярмиев, который состоит в группе, работавшей над законопроектом.
По его словам, статистика подобных ДТП растет с 2011 года, когда техосмотр вывели из-под надзора ГИБДД и появилось много частных пунктов, которые на неисправности закрывают глаза, а то и вовсе присылают диагностические карты по электронной почте. Практически половина автовладельцев оформляют ТО онлайн.
— В 2016 году в Татарстане ГИБДД было зарегистрировано 1,3 млн автомобилей. Есть новые, которые не проходят ТО, но есть и такси, и автобусы, которые дважды в год должны проверяться. Мы посчитали примерно — это около 1—1,1 млн автомобилей. А операторами Татарстана был проведен техосмотр 602 тысяч автомобилей. То есть от 400 до 500 тысяч диагностические карты просто купили, — говорит Ярмиев.
То, что неисправность автомобиля может быть причиной ДТП, — почти недоказуемый факт, сетует Марат Ярмиев, отчасти это служит причиной беспорядка, который сейчас творится в сфере ТО. Фото Максима Платонова
Как страховщики и «бумажные операторы» наладили «одно окно»
Продажей диагностических карт занимаются не только так называемые «бумажные операторы». «Сегодня открыть пункт можно, сидя за компьютером, не имея базы. Копии документов кидаешь в РСА, вам присылают документы, что вы можете проводить ТО», — говорит Ярмиев.
Причем этим, по словам эксперта, занимаются и сами страховые агенты, которые сейчас фактически наладили систему «одного окна», когда при покупке полиса за определенную плату выписывают диагностическую карту.
— Идет только покупка логина и пароля ЕАИСТО. Страховому агенту «бумажный оператор» предлагает логин и пароль для внесения вашего автомобиля в базу. Страховой агент берет с водителя деньги, часть, как только в базе появляется информация о машине, перечисляет ему, остальное оставляет себе. Вот он весь бизнес, который не облагается налогом, — говорит Ярмиев.
Очевидно, что борьба за чистоту ТО со стороны официальных операторов имеет еще и экономическую подоплеку. Они потратились на оборудование, сотрудников, а деньги идут мимо. Чтобы не разориться, официальные операторы ТО сдерживают цены и закрывают глаза на мелкие неисправности. Если проверять будут, как в бытность, когда структуру контролировала ГИБДД, туда просто никто не приедет. Законопроект предусматривает дополнительные траты для пунктов техосмотра — например, оборудование системами фотофиксации, но это не пугает легальных операторов. Расходы незначительные, сильный рост цен не повлекут.
— Кратного повышения не будет. Хотя у нас с 2012 года сумма не менялась — 400 рублей, а за пять лет все подорожало, — говорит Ярмиев.
Продажей диагностических карт занимаются не только так называемые «бумажные операторы». Фото osagoonline.info