Возвращение Toyota в мировое ралли: как японцы побеждали в 80-е и 90-е

Содержание

  • Оцениваем экстерьер и интерьер
  • Выбор двигателей и КПП
  • Ходовая часть
  • Плюсы и минусы «Короллы XI»
  • Цена и возможные проблемы подержанной «Тойоты Короллы»
  • Любовь или сплошные разочарования?

«Тойота Королла» получила бешеную популярность у российских автомобилистов, пока в конце 2014 года курс валют не взлетел вдвое. Седан XI поколения, стартовав в 2013 году, стоил в среднем 800 тыс. рублей. Рестайлинговую версию, вышедшую в 2020 году, дилеры продавали уже за 1,2 млн рублей. После повышения цен продажи «Королл» резко упали. Была ли цена единственной причиной снижения популярности модели и как «Тойота Королла» зарекомендовала себя в эксплуатации, разбираемся в обзоре.

Оцениваем экстерьер и интерьер

По сравнению с предшественником, «Королла» XI поколения обрела более выразительный и мускулистый кузов. Дерзкая передняя часть, остроконечные боковые зеркала, угловатая линия бокового остекления и рельефная корма вынудили признать: дизайнеры Toyota потрудились на славу. Наконец-то появилась современная оптика. Если немецкие конкуренты давно щеголяли светодиодами, то у 11-ю «Короллу» ими снабдили впервые.

В салоне тойотоненавистники непременно найдут, к чему придраться. Позлорадствуют над архаичными электронными часами на центральной панели, пухлой баранкой руля и почти не меняющимся с годами дизайном. В то же время поклонники марки будут чувствовать себя как дома.

И хотя передним креслам недостает боковой поддержки, сидеть в них вполне удобно. Комфорта добавляет центральный подлокотник. Правда, его не порегулируешь продольно, как например, у одноклассников — Skoda Octavia или Volkswagen Jetta. Впереди не тесно. Устроиться, не цепляя макушкой потолок и не задевая коленями центральный тоннель с КПП, может человек любого роста.

Задним пассажирам тоже удобно. По паспорту седан пятиместный, и действительно на заднем кресле легко помещается три человека. Но откидной подлокотник будто намекает, что двоим ездокам все же будет комфортнее.

Багажник не блещет объемом — всего 452 литра. Из-за выпирающих колесных арок он имеет неидеальную форму. Также отсутствуют крючки, сетки, ниши и карманы для дорожной мелочевки.

Corolla XI поколения продавалась в шести комплектациях. Рекомендуем искать более топовые версии, начиная хотя бы с Comfort. В них вы получаете:

  • литые диски;
  • климат-контроль;
  • подогрев сидений;
  • фронтальные и боковые подушки безопасности;
  • систему курсовой устойчивости ESP;
  • «двухдиновую» медиасистему.

Версии уровнем ниже слишком аскетичны. В более поздних рестайлинговых версиях в качестве опций доступен обогрев лобового стекла, кнопка запуска двигателя, камера заднего вида, датчики света и дождя.

Восьмое поколение

Восьмое поколение

Восьмое поколение на Викискладе

Общие данные

ПроизводительToyota Motor Corporation
Годы пр-ва1995—2002


Toyota Corolla E110

Производство Corolla E110 началось в мае 1995 года. Дизайн автомобиля поменялся во всем, но сохранилось множество общих черт с моделью E100. В 1998 году некоторые Corolla, продававшиеся не на японском рынке получили новый двигатель 1ZZ-FE. Новый двигатель был первым двигателем Toyota с алюминиевым блоком и головками цилиндров, который сделал восьмое поколение гораздо легче, чем E100. Toyota решила представить эту модель с уникальным дизайном для каждого рынка. Так в Северной Америке начало продаж было намечено на середину 1997 года, автомобиль получил отличную от европейской и австралийской версий переднюю и заднюю часть. В Пакистане эта модель выпускалась до марта 2003 года.

BMW Mini

Последний старт Mini WRC Team состоялся на Ралли Монте-Карло 2012. Дани Сордо занял тогда второе место. Фото: Nicolas DELPIERRE

С самого начала было ясно, что проект John Cooper Works WRC будет проблематичным. Автомобиль никогда полностью не соответствовал всем требованиям омологации в чемпионате мира. К тому же, всего после года официального участия (2011) BMW прекратила поддержку подготовившей автомобиль кампании Prodrive. Они заявили, что Группа хочет сделать спортивным бренд BMW, а Mini больше соответствует «lifestyle». После этого Armindo Araújo World Rally Team и Palmeirinha Rally объединились в новую команду WRC Team Mini Portugal, получившую заводской статус. А Mini WRC Team потеряла статус заводской команды, и продолжила выступления в качестве частного коллектива.

Причина ухода: финансовые трудности, не позволившие стартовать в минимальном количестве этапов, согласно требованиям FIA.

Ford

Последнюю победу Ford World Rally Team принёс Яри-Матти Латвала на Ралли Великобритании 2012.Фто: Stanislav Kučera.

На протяжении своей истории в Чемпионате мира по ралли, Форд не раз уходил и возвращался. Наконец в конце 1996 года функции заводской команды были делегированы частной компании M-Sport Малькольма Уилсона. Шестнадцать лет спустя, в 2012 году Ford отозвал у неё официальный статус, но продолжает оказывать техническую поддержку.

Причина ухода: в основном — финансовая. На фоне экономического кризиса Форд посчитал инвестирование миллионов долларов в раллийную команду нерациональной тратой денег. В 2017 году M-Sport с Себастьеном Ожье принесли бренду четвёртый чемпионский титул среди производителей, но так и не соблазнили Ford вернуться.

Volkswagen

Андреас Миккельсен, победитель в Ралли Австралии 2016, последнего для Volkswagen в WRC. Фото: @World

Volkswagen пришёл в Чемпионат мира по ралли в 2013 году с Polo R WRC и выиграл всё, что хотел, и даже больше. Четыре года подряд он забирал все чемпионские титулы для водителей и производителей. В конце 2016 года, после скандала из-за мошенничества с уровнем выбросов дизельных двигателей компании («Дизельгейт»), правление VW решило прекратить участие в чемпионате.

Причины ухода: тяжёлое финансовое положение компании из-за штрафов, и отрицательное влияние на её имидж миллионных расходов на гонки на фоне массового увольнения рабочих.

Махинация


Схема того самого механизма, которые разработали инженеры японской компании

В полной секретности инженеры заводской команды разработали специальный механизм, который отодвигал ограничительную шайбу на 5 мм, таким образом позволяя воздуху беспрепятственно проникать в турбину. Хитрость этого решения состояло в том, что механизм начинал свою работу только после запуска мотора и внешне никак себя не выдавал. С помощью этого устройства мощность двигателя Celica GT-Four возросла на 50 л.с. Учитывая что автомобили WRC тех лет имели моторы на 300 л.с., очень существенная прибавка!

Впервые «читерская» Селика проявила себя на предпоследнем этапе в Испании, где управлявший ее Юха Канкунен показывал невероятную скорость. Уже в первый гоночный день фин захватил лидерство, а его отрыв от ближайшего преследователя составил 22 секунды. Никто не понимал откуда у Тойоты взялась такая скорость. На всякий случай техники FIA демонтировали отработавшие турбокомпрессоры для изучения.


Для сезона 1994 года Тойота подготовила новую модификацию Селики ST205

В результате после тщательного анализа, секретный механизм был найден. Инспекторы FIA были поражены с каким изяществом он был выполнен. Президент организации Макс Мосли даже похвалили инженеров Тойоты, сказав:

Тем не менее, спасти от позора это не могло. FIA была безжалостна, аннулировав все победы команды в сезоне и дисквалифицировав ее на 1 год. Суровое, но справедливое наказание.

Между тем позорный эпизод не сломил Toyota Motorsport и в 1997 году команда вернулась в WRC с новой машиной. Но это уже совсем другая история.

Toyota Celica GT-Four — королева ралли


Юха Канкунен празднует победу в чемпионате 1993 года

К началу 90-х Тойота решила основательно упрочить свои позиции в мировом раллийном первенстве. Для этого имелись все условия. У команды Toyota Team Europe имелся отличный автомобиль — Toyota Celica GT-Four, необходимый бюджет, а главное великолепные пилоты. В 1990 и 1992 году Карлос Сайнс завоевал титул WRC, в 1993 на пьедестале оказался Юха Канкунен, а годом позже Дидье Ориоль. Кроме того в 1993 и в 1994 году, Toyota завоевала кубок конструкторов, потеснив знаменитую Lancia. Другими словами, японцы заработали определенный авторитет и некое «головокружение от успехов».


Омологационный лист Toyota Celica GT-Four ST185

Сезон 1995 года грозился выйти по-настоящему захватывающим, ведь в спину Тойоты уже дышали молодые и амбиционные Субару и Мицубиси. Кроме того, новые технологии, позволили относительно маломощным автомобилям WRC, превзойти по скорости прохождения участков знаменитых предков из Группы Б. В результате, FIA беспокоясь за безопасность, ввела дополнительные ограничения на мощность двигателя. Так размер шайбы рестриктора, через который происходил забор воздуха для турбокомпрессора, был уменьшен на 2 мм. Эта мера сильно ударила по мощному мотору Celica GT-Four.

С новыми уравнительными мерами Селика стала проигрывать этап за этапом. Субару одержала победу в Монако и Португалии. Ралли Швеции осталась за Мицубиси и только во Франции Дидье Ориоль смог с большим трудом вырвать для Тойоты единственную в сезоне победу. Стало понятно, что при текущем положении дел у Тойоты нет ни единого шанса на подиум.

Плюсы и минусы «Короллы XI»

В Сети гуляет мнение, что 11 поколение легенды утратило «настоящее японское качество» — мифический показатель, внедренный маркетологами в души водителей. Corolla попадала к российским дилерам из Турции, поэтому у скептиков возникали вопросы к качеству сборки.

Многие владельцы жалуются на обивку сидений: быстро истирается ткань. В основном страдает водительское кресло. В сильные морозы промерзает соленоид двери багажника, поэтому его не всегда удается захлопнуть после открытия.

Вопросы вызывает и шумоизоляция. Основные претензии предъявляют к скрипам пластика в салоне. Так как это не гарантийный случай, водители сами решают проблему, обращаясь в специализированные центры.

Огорчает и качество ЛКП. Быстро появляются сколы на бамперах и капоте. Задние тормоза живут не более 30-40 тыс. км.

Если вы купили совсем свежее авто, и оно еще числится на гарантии, которая составляет 3 года, или 100 тыс. км пробега, будьте готовы к ТО у официалов через каждые 10 тыс. км. Тем, кто привык на других марках проходить обслуживание раз в 15 тыс. км, будет непривычно и накладно. Стоимость регламентного обслуживания в официальных сервисах в среднем по регионам составляет 9 000 рублей.

При выборе «Короллы» учитывайте высокую стоимость КАСКО. Модель популярна у автоугонщиков, поэтому тарифы страховых компаний колеблются в среднем от 100 до 150 тыс. рублей. Ни один конкурент в классе, кроме Mazda 3, не страхуется так дорого.

Самое важное, чем может привлечь одиннадцатая «Королла», — надежность узлов и агрегатов. Двигатели при нормальной эксплуатации не ломаются, коробки тоже не доставляют проблем

Если выберете вариатор, имейте в виду, что при серьезной поломке понадобится замена всего узла целиком. Стоимость на текущий момент варьируется в пределах 130-180 тыс. рублей в зависимости от региона.

Citroën

Citroen покинул чемпионат мира, имея хороший технических задел для совершенствования C3 WRC. Фото: H.Blancher

Официальная команда бренда Citroen Sport впервые появилась на этапах WRC в 1984 году с перспективным, но ненадёжным Citroen Visa Группы Б, который в 1986 году был неожиданно заменён громоздким, слишком консервативным по своей конструкции, и так же ненадёжным BX4TC. В то время технологии прогрессировали с огромной скоростью, и история этого недоразумения закончилась после трёх ралли. В конечном итоге французы полностью изменили свой подход к спорту, и вернувшись в 1998 году, сделали марку Citroën одной из самых успешных в истории ралли. Однако после завершения регулярных выступлений за команду девятикратного чемпиона мира Себастьена Лёба в 2012 году, результаты пошли вниз. Как и инвестиции. Попытка вернуться на старые рельсы в 2019 году с новым супер гонщиком Себастьеном Ожье, но без должных вложений в развитие автомобиля, оказалась неудачной. И в год своего 100-летия бренд вновь покинул WRC.

Причины ухода: в 1986 — стыд от краха! В 2019. Официальная — уход Ожье и отсутствие на рынке пилота, способного его заменить; реальная — недостаточная маркетинговая отдача от инвестиций.

Выбор двигателей и КПП

Автомобиль (E160, E170) оснащался тремя бензиновыми атмосферниками, которые работали с механикой или вариатором:

  • 1,3 л, 99 л. с., МКПП;
  • 1,6 л, 122 л. с., МКПП/вариатор;
  • 1,8 л, 140 л. с., вариатор.

Базовый мотор 1,3 не востребован на вторичке из-за низкой динамики. До 100 км/ч он разгоняется всего за 12,6 секунд. Такие цифры мало кого вдохновляют, ведь речь идет не о жажде скорости, а о безопасности при обгонах. Зато мотор привлекает малым расходом топлива. Производитель заявляет о 5,6 л на сотню в смешанном цикле. Но практика показывает, что из-за низкого крутящего момента (128 Нм) мотор приходится часто раскручивать, значит, на заправку приходится заезжать чаще.

Самые популярные версии — агрегаты на 122 силы, идущие в паре с вариатором или механикой. Такая связка выглядит наиболее оптимальной. Спринт до 100 км/ч занимает 10,5 сек. на механике и 11,1 сек. на вариаторе. Расход топлива в смешанном цикле немногим больше — 6,5 л.

Топовый двигатель 1,8 недоступен на механике. Зато он быстрее 1,6-литрового на 0,4 секунды и «ест» те же 6,4 л на 100 км. Он самый «моментный» (173 Нм) и эластичный, поэтому больше подходит тем, кто ценит динамику и активный стиль езды.

Для всей моторной линейки прописан бензин не ниже АИ-95.

Цена и возможные проблемы подержанной «Тойоты Короллы»

Средняя стоимость XI поколения «Короллы» — 900 тыс. руб. За 725 тысяч отдают дорестайлинговое авто 2014 года с популярным двигателем 1,6 и вариатором:

Для пятилетней машины великоват пробег, но продавец указал единственного владельца в объявлении. Если он ездил в основном по трассе, можно не бояться таких цифр на одометре. Но отчет avtocod.ru подсказывает, что мимо такого авто стоит пройти:

«Королла» числится в залоге, имеет неоплаченные штрафы и четыре расчета ремонтных работ, которые проводились в 14, 15, 16 и 17 году. Судя по списку работ, автомобиль трижды попадал в ДТП и бит почти вкруг.

Первое ДТП самое серьезное. Восстановительные работы обошлись в более 113 тыс. рублей:

Посмотрим второй экземпляр:

Тот же год, похожий ценник и целый список проблем:

Автомобиль числится в залоге и имеет ограничения на регистрацию — его нельзя будет поставить на учет в ГИБДД. Также машина попадала в ДТП с ударом в правую боковину:

На восстановление ушло почти 144 тыс. рублей:

А еще «висят» неоплаченные штрафы на сумму более 20 тыс. рублей:

Такой автомобиль тоже не стоит брать.

История

Первый автомобиль Toyota Corolla увидел свет в 1966 году. Он имел задний привод, продольное расположение двигателя и имел отличительную черту — круглые фары. Такая компоновка сохранялась до 1984 года, когда была выпущена первая Corolla с передним приводом. С 1966 по 1997 гг. Corolla выпускалась в пяти кузовных решениях — седан, трёхдверный хетчбэк, пятидверный хетчбек, лифтбэк и универсал. Выпущенное в 1984 году пятое поколение Corolla сохранило задний привод для трёхдверного хэтчбека «купе GT» и для универсала, остальные же модификации обрели передние ведущие колеса. В 1987 году было представлено шестое поколение Toyota Corolla с кузовом E90. Несмотря на морально устаревший дизайн, высокое качество сборки, хорошее антикоррозийное покрытие сделало это поколение Corolla достаточно популярным. Восьмое поколение Toyota Corolla было презентовано в 1997 году. Кузов EE110 имел варианты: седан, лифтбэки (трех- и пяти- дверные), универсалы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий