Как это работает на практике?
Пока алкозамки в России — это история только для коммерческого транспорта, хотя и тут она не получила широкого распространения. Мы смогли найти всего одну компанию, массово установившую эти девайсы на машины из своего автопарка. Примечательно, что это предприятие само занимается производством алкогольных напитков — речь идет о пивоваренной компании «Балтика».
Крупнейший отечественный производитель пива входит в международную группу «Carlsberg Group», что, очевидно, накладывает на него дополнительную ответственность. И в этом случае использование алкозамков становится для компании оптимальным решением.
Примечательно, что использование алкозамков может осуществляться не само по себе, а в рамках единой информационной системы автомобиля или целого автопарка.
Как рассказал «Ридусу» технический директор «Лаборатории умного вождения», специализирующейся на решениях в области connected cars и занимавшейся установкой и обслуживанием алкозамков автопарка «Балтики», Дмитрий Баринов, замки интегрированы в уже установленные на автомобилях блоки телеметрии.
Российское подразделение компании устанавливает устройства, которые передают данные о проведенном тестировании на алкоголь в модуль телеметрии. Далее информация со всех машин собирается, обрабатывается и анализируется IT-инфраструктурой «Лаборатории» и в режиме реального времени поступает руководству автопарка «Балтики».
Таким образом, комбинация телеметрии и алкозамка позволяет осуществлять необходимый предрейсовый контроль, а также дистанционно отслеживать состояние водителя и автомобиля, находящегося, допустим, в многодневном рейсе. Теоретически это также дает возможность проводить предрейсовые осмотры по показаниям проверенных сертифицированных приборов. Соответствующий законопроект как раз рассматривается в Госдуме.
Российские реалии
В России с ее тенденциями к запрету и контролю всего, что только можно, алкозамки наверняка бы с удовольствием поставили на все, что движется. Проблема заключается в том, что это будет иметь весьма негативные социальные последствия. Прежде всего, это дорого. Само по себе устройство стоит около 1000 долларов, а еще надо заплатить за его установку и регулярное обслуживание. Если возложить эти траты на автопроизводителей, их в итоге все равно оплатит покупатель. Как быть с подержанными авто, тем более непонятно.
Поэтому, судя по последним заявлениям Минпромторга и ряда политиков, кампания по установке алкозамков начнется, скорее всего, с корпоративных автопарков, каршеринга и такси. Весь этот автотранспорт выступит в качестве «полигона» для отработки технологий и алгоритмов применения. Лишь после этого замки, возможно, разрешат устанавливать на личные автомобили, для начала на авто нарушителей. ГИБДД уже много раз высказывалась в поддержку такой инициативы.
Важная часть обсуждения будущего алкозамков в России также связана с технической и нормативной стороной вопроса. Как максимально эффективно применять алкозамки и сделать так, чтобы они сами не провоцировали аварии? Тему опасности этих устройств в конце прошлого года, к примеру, поднимала американская газета New York Times. Дело в том, что дышать в прибор надо не только перед запуском двигателя. Поскольку теоретически это может сделать посторонний человек, алгоритм работы предусматривает возможность случайных проверок, в том числе во время движения. Производители рекомендуют припарковать автомобиль, провести все процедуры и двигаться дальше, но так, естественно, мало кто делает. Попытки подышать в трубку во время движения уже привели к целому ряду серьезных аварий в США. Чтобы учесть этот опыт, в России, вероятно, буду проводиться испытания для разработки национальных стандартов. В то же время непонятно, что делать, к примеру, если в ходе теста на ходу выявлен алкоголь. Необходимо технически исключить блокировку двигателя во время движения.
Печальная статистика
ДТП, происходящие по вине пьяных водителей, — явление крайне распространенное и совершенно неискоренимое, причем не только в России, но и в любых других странах мира, за исключением шариатских. Как бы власти ни боролись против пьянства за рулем, какие бы строгие меры ни вводились, аварии все равно происходят. Российская практика последних лет — яркое тому доказательство. Несмотря на достаточно жесткие меры, вплоть до уголовных, принимаемые в отношении пьяных за рулем, в 2019 году зафиксировано 15 тысяч ДТП с участием пьяных водителей. Число выявленных фактов вождения в состоянии опьянения и вовсе пугает — 240 тысяч. На этом фоне минувшим летом стали появляться сообщения со ссылкой на источники в правительстве о том, что в скором времени едва ли не все новые авто в России будет необходимо оборудовать алкозамками.
Не панацея… но может помочь
Алкозамок не является панацеей. Он предполагает повышение ответственности человека, напоминает ему, когда он хочет выпить, что есть дополнительный барьер, препятствующий осуществлению «пьяной поездки».
Кроме того, алкозамок почти полностью исключает появление за рулем субъекта в полностью неадекватном состоянии. Такому вряд ли будут помогать завести авто посторонние, да и сам он в таком состоянии едва ли догадается пойти на какие-то хитрости.
Если же человек очень хочет нарушить все правила, поставить под угрозу свою жизнь и здоровье, а также жизнь и здоровье окружающих, его не остановит ничто.
В то же время в сфере коммерческого транспорта алкозамки могут стать фундаментом для разумного компромисса государства и автопарков в отношении процедуры медосвидетельствования.
Плюсы и минусы
Если в Европе намерены подготовить почву для массовой установки алкозамков уже к 2022 году, то нет сомнений, что через какое-то время этот тренд докатится и до России. Насколько автопарк страны готов к массовой встрече с этим «заморским контролером», а сам «контролер» — к национальным особенностям российского автомобилизма?
По мнению Дмитрия Баринова, подготовка автомобилей к установке алкозамков не является такой уж сложной задачей.
Впрочем, существуют и определенные объективные причины, которые могут повлиять на массовое внедрение алкозамков в России.
Стоит знать и то, что алкозамок не выявляет наркотическое опьянение.
Немаловажную роль играет и ценовой фактор — как ни крути, оборудование автомобиля алкозамком ощутимо сказывается на его цене. Увеличение может составлять от 5% до 10%. По словам Сизова, «это небольшая цена за то, что наши сотрудники формируют в обществе культуру безопасной эксплуатации транспортных средств и ответственного потребления алкоголя».
С представителем «Балтики» можно согласиться в том, что для крупной успешной компании, значительная часть автопарка которой состоит из среднебюджетных авто, подобные затраты не являются критичными. Особенно если учесть, что они способствуют реализации заявленной ею «миссии».
Сложнее сказать, чем такое повышение стоимости обернется для владельцев личных авто, если наличие алкозамка рано или поздно станет обязательным для всех.
Что представляет из себя алкозамок?
Алкозамок — это прибор, блокирующий запуск двигателя на основании положительного результата проверки содержания алкоголя в выдыхаемом водителем воздухе. В салоне автомобиля устанавливается «трубка», похожая на ту, в которую дуют водители во время проверки на состояние алкогольного опьянения сотрудниками ГИБДД. Далее алгоритм простой: водитель перед тем, как завести двигатель, дует в трубку на протяжении пяти или более секунд. Если пары алкоголя в выдыхаемом воздухе присутствуют в пределах допустимого, двигатель заведется, если аппарат зафиксирует превышение — нет. Этот прибор далеко не новинка. Он давно используется в Европе, США и Австралии, да и в России его тестируют как минимум с 2010 года.
Чтобы проверить, способен ли алкозамок распознать состояние алкогольного опьянения у человека, пытающегося запустить двигатель автомобиля, «Ридус» провел собственный эксперимент. Для этого мы попросили испытателя употребить небольшую дозу алкогольного напитка, после чего ему было предложено завести двигатель автомобиля, оборудованного алкозамком. Что в результате получилось, можно узнать из этого видео.
Можно ли обмануть?
Как и любой прибор, алкозамок, конечно, можно обмануть. К примеру, можно попросить подуть в трубку другого человека и делать так каждый раз, когда требуется завести двигатель или когда прибор запрашивает случайную проверку.
Но тут есть определенная социальная сложность: для этого надо найти трезвого человека, который согласится взять на себя часть ответственности за отправку в явно рискованное путешествие своего родственника, друга или просто знакомого. Сделать это не так просто, но, в принципе, учитывая русский авось, вполне возможно. И конечно же, как часто у нас бывает, появление обязательной установки тут же сформирует рынок технических услуг по отключению и обходу блокировок.
Более того, алкозамок не выявляет наркотическое опьянение. И тут — либо экспресс-тесты во время осмотра врача, либо постоянный высокотехнологичный контроль поведения авто на дороге.
Во всем виновата Европа
Вспомнить об алкозамках российское правительство заставил, скорее всего, европейский опыт. Весной 2019 года Еврокомиссия объявила о введении новых требований к безопасности автотранспорта. Среди них значится «обязательная подготовка каждого автомобиля к установке алкозамка». Эта норма вступит в силу только в 2022 году. Ее, по всей видимости, многие российские СМИ и даже политики почему-то приняли за обязательное требование установки замков. В реальности в документах Европарламента есть разъяснение к этому требованию, где ясно говорится, что речь идет о «стандартизированном интерфейсе, который облегчает установку послепродажных алкогольных блокировок на автотранспортных средствах».
Нигде — по крайней мере, в развитых странах — установка алкозамка не является обязательной для всего личного автотранспорта. Более того, это, скорее, возможность смягчить наказание для тех, кто уже был уличен в пьяном вождении. Зачастую алкозамок становится условием для возврата водительского удостоверения и возможностью хоть как-то снизить расходы на страховку, которые для таких водителей вырастают в несколько раз (многие страховые компании без алкозамка им в принципе ее не продают).