Задолго до Fabia и Superb: малоизвестные прототипы Skoda – почему они не стали серийными

Курсовая устойчивость

Skoda 1100 MBX, с которой я познакомился в Чехии, — одна из последних машин этого семейства. Выпущена в 1969‑м — далеко не самом благополучном для Чехословакии году. Попытка в 1968‑м провести в стране реформы и построить «социализм с человеческим лицом» обернулась вводом в Чехословакию войск стран Варшавского договора во главе с СССР. Память об этом еще много лет не отпускала многих чехов и словак. А в марте 1969‑го даже хоккейный матч чемпионата мира, в котором чехословацкая команда со счетом 4:3 победила сборную СССР, вызвал в некоторых городах республики особенно шумное ликование. Правда, набрав одинаковое со сборной Швеции и ЧССР количество очков, по разнице забитых и пропущенных шайб первое место в 1969‑м всё равно заняла сборная СССР, а Чехословакия оказалась лишь третьей.

Источник

Шик социализма

Уже в эпоху социализма, после Второй мировой и национализации, завод Skoda все еще делал элегантные двухдверные, открытые модификации серийных моделей. Однако со Шкодой 1000 МВ фокус не прошел, вернее, был бы слишком сложным. Чтобы сделать кабриолет с несущим кузовом, требовались, разумеется, серьезные переделки несущей основы. Поэтому ограничились двухдверной машиной по имени Skoda 1000 МВХ (позднее и 1100 MBX) — хотя и с жесткой крышей, но зато необычной — с кузовом, который тогда принято было называть хардтоп.

Машина не имеет рамок дверей, а средняя стойка опускается вместе с задним стеклом. Да еще и все — передние и задние форточки — открываются. Так что отворив все четыре окошка, обитатели хардтопа ощущали поток свежего встречного ветерка почти как в кабриолете. Конечно, всё это непрактично, но любители таких машин всегда были, да и есть до сих пор. Один из них — я.

Салон автомобиля с низеньким тоннелем над идущей в корму тягой переключения передач довольно просторен. А уж обзорность — практически идеальная. Простенький вытянутый спидометр — дань моде шестидесятых. Как и тоненький в обхвате, изящный руль.

Массивные сиденья — широкие и мягкие. Несколько мутное по четкости и по фиксации тонюсенькой напольной «палочки» переключение передач тоже характерно для всех заднемоторных автомобилей тех лет. Skoda и в этом смысле не хуже, но и не лучше аналогов.

От Запорожца, сравнения с которым мне все-таки не избежать из-за заднемоторной компоновки, эту Шкоду заметно отличает и еще одно важное свойство. На ходу, даже при интенсивном разгоне, сзади вместо нервного, настойчивого стрекота слышится лишь мерное урчание

Ведь у чешского автомобиля двигатель жидкостного, а не воздушного охлаждения. Слева под капотом — солидный радиатор и мощный вентилятор. Такая конструкция не только снижала шум, но и улучшала охлаждение, а заодно не требовались дополнительные «прибамбасы» для отдельной — бензиновой, как у «зазика», печки.

Рулевое управление тоже вполне типичное для машин этого класса и того времени: в повороте надо не лениться размашисто крутить тонкую баранку, а на прямой регулярно подруливать, выбирая заметный люфт. Впрочем,Skoda 1000 MB и более поздняя 1100 MB и в этом смысле — далеко не худший пример конца 1960‑х. А машина версии 1100 MBX выпуска 1969 года, с который мне посчастливилось пообщаться — тем более. Ведь она тщательно и профессионально отреставрирована до состояния новой.

Одна из главных добродетелей этого автомобиля — плавность хода. Полностью независимая пружинная подвеска и большие колеса с высокопрофильными шинами очень старательно и умело нивелируют дорожные неровности. Временами даже появляется ощущение, что еду в автомобиле классом выше. Остается опустить стекла, впустить в салон теплый ветерок и включить приемник, поймав песню уже довольно известного в соцстранах в конце 1960‑х чешского певца Карела Готта. А еще лучше — битловский хит именно того года, когда с конвейера сошла эта двухдверная вишневая машина, — «Yellow Submarine».

Что в ней от Запорожца

На ходу Skoda 1100 MBX заметно резвее нашего Запорожца. Не ракета, конечно, но набор «рыхлости» (rychlost — по-чешски «скорость») вполне приличный, особенно по меркам 1960‑х. По характеристикам, да и по ездовым ощущениям, этот двухдверный автомобиль ближе к Москвичу‑408, дебютировавшему, как и базовая Skoda 1000 MB, в 1964 году. У такой Шкоды мотор мощностью 52 л.с., у 408‑го — 50 л.с. Паспортная максималка чешского автомобиля — 127 км/ч, а Москвича — 120 км/ч.

А вот по дизайну чешскую машину трудно сравнить с любой нашей, да и с любой соцстрановской тех лет. В странах социализма, как и в СССР, царили практицизм и утилитарность под избитым лозунгом, что автомобиль — не роскошь, а средство передвижения. Поэтому делали, в основном, двух- и четырехдверные седаны, а также универсалы.

Двухдверные закрытые и даже открытые машины спортивного стиля выпускали лишь в ГДР (да и то только до начала 1960‑х) и в Чехословакии, которая в этом смысле оставалась последним восточноевропейским оплотом некоего автомобильного вольнодумства и шика. В том числе и поэтому до 60 процентов выпускаемых в Млада-Болеславе и на филиальных заводах Skoda в городках Квасины и Врхлаби автомобилей в 1950‑е уходили на экспорт.

Проектируя новую модель с расчетом на заметный рост производства, чешские конструкторы выбрали не только несущий кузов (до этого Шкоды делали на трубчатой — хребтовой раме), но и заднемоторную компоновку. В конце 1950‑х она была популярна. Такие машины массового выпускали фирмы Volkswagen, Renault, NSU, FIAT, наш Запорожский завод и, к слову, даже компания Chevrolet, строившая заднемоторную модель Corvair. Такая компоновка, добавим, была еще и очень технологичной для массовой сборки.

Дизайн седана Skoda 1000 MB и более поздней модификации 1100 МВ (MB — это бесхитростное сокращение названия города Mlada Boleslav) был в первой половине 1960‑х свежим, оригинальным и соответствовал моде. Да и минималистская стилистика салона — в русле тогдашней мировой стилистики. В этом смысле Skoda, Москвич, Запорожец, да и многие европейские и даже американские ровесники оформлены в едином ключе. Кстати, планы руководства ЧССР нарастить экспорт после пуска в 1964‑м в производство седана Skoda 1000 MB оправдались. С 1961 по 1968 год экспорт вырос почти в два раза и составлял около 55 000 машин в год.

Шкода 105/120. Заднемоторный седан с секретом

Почему у «Шкоды» фары круглые? — А вы видели, куда ей мотор засунули?

Так и хочется перефразировать старый советский анекдот про «Запорожец», глядя на чехословацкую (тогда еще) «Шкоду-120». Хотя внешне эти машины не имеют ничего общего, да и технически, впрочем, тоже. Компоновка только одинакова. Двигатель – сзади.

Впрочем, не зная об этой особенности чешской машины, внешне её заметить сложно. Спереди – вроде как капот, с решеткой радиатора, сзади – вроде как багажник.

Но если открыть крышку капота, которая у этой машины откидывается влево вбок, то двигателя там мы не увидим. Здесь – средней вместительности багажник, в котором находится странным образом расположенный главный тормозной цилиндр, да парочка релюх. Обычно они закрыты пластиковым кожухом.

За перегородкой багажника еще есть бачок с омывайкой и механизм стеклоочистителя. Если заглянуть под машину спереди, там можно найти запаску. Не лучшее место для её хранения, но больше она никуда не влезла.

Переходим к задней части автомобиля. Открываем багажник, ну, то есть, в данном случае – капот, и видим под ним четырёхцилиндровый карбюраторный мотор объемом 1.2 литра.

У 105-й модели мотор литровый, меньшей мощности. Двигатель с жидкостным охлаждением, радиатор спереди, антифриз к нему идет по трубам.

В салоне всё просто, скромно, но со вкусом.

Добротная тканевая обивка сидений, щиток приборов укомплектован по-взрослому, есть даже тахометр, правда, только на моделях с мотором 1.2 и 1.3 литра. Прибор на этой машине важный – мотор то сзади, а шумоизоляция достаточно хорошая, так что тахометр явно здесь прибор не лишний.

Благодаря заднему расположению мотора и заднему приводу, у машины отсутствует карданный вал, днище гладкое, дорожный просвет довольно приличный как для городского седана. Подвеска всех колёс независимая, тормоза спереди дисковые, сзади барабанные.

Несмотря на то, что за годы выпуска, с 1976 по 1988 год, было собрано почти 2 миллиона «Шкод» 105, 120 и 125 моделей, у нас эта машина малоизвестная. В советское время они к нам не поставлялись, а после распада СССР на вторичном рынке популярностью не пользовались, и встречаются у нас очень редко, а в странах Восточной Европы они до сих пор исправно служат своим владельцам.

По состоянию на 2004 год, «Шкода-120» была самым распространенным автомобилем в Чехии. Конечно, время берет своё, много воды с тех пор утекло, но и в наши дни этих машин там еще немало на дорогах.

Мало кто знает об одной любопытной особенности данной модели. Помимо основного, у неё был второй, потайной багажник, за откидывающейся спинкой заднего сиденья. Поговаривают, что некоторые сделали целые состояния, благодаря этому секрету, провозя контрабандой разные подакцизные товары через границы.

Так это было, или нет, но багажник за спинкой заднего сиденья у машины действительно есть.

Источник

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий